Оно отчасти исправляло, так сказать, ошибку раннейших понтифексов, признавшими права норманнов на южно-итальянские области поднесением Роберту Гискарду титула дуки Апулии, Калабрии и Сицилии. Это было нужно для гарантирования политической самостоятельности возникавшей Церковной области. Однако, эта самостоятельность нуждалась в некоторых реальных данных, чтобы обстоятельства не обратили ее в простое бумажное условие. Лучшими из такими данных были, конечно, земельно-имущественный ценз , который давал бы возможность вполне осуществлять свою власть. Без этого последнего ни одна церковь , ни один монастырь не были гарантированы от прямого вмешательства и даже секвестра со стороны могущественных пришельцев, которые могли, из политических расчетов, признать права Восточной Церкви на епископии и монастыри южной Италии. Фактически это было вполне правдоподобно. Помимо симпатий местного населения, в массе греческого, которое естественно было всегда близко к Византии, в Калабрии и Сицилии вплоть до XIV века существовало греческое богослужение, греческие клирики и греческие монахи устава св. Василия Великого . Благодаря изданным Геем некоторым документам из Ватиканского архива, можно приблизительно точно установить даже численное превосходство греческих клириков, сравнительно с латинскими. Так, напр., по этим документам, которые, как заявляешь Гей, не могут дать полного перечня греческих клириков и монахов Калабрии и Апулии XIV века, в Реджо было 29 клириков латинскими и 37 греческими. В существовавших там же 10 греческих монастырях мужских и 3 женских, которые следовали уставу св. Василия Великого , игумены носили греческие имена: Антоний, Варсанофий, Варфоломей, Иоахим, Филофей и пр., Епифрония, Марта. В диоцезе Гераче в это же время было 11 греческих монасты- —222— рей, в Катанцаро – 29 клириков греческих и 11 латинских, монастыри греческие упоминаются в количестве 2 с архимандритами. В диоцезе Никастро упоминаются 4 монастыря мужских и 1 женский; в диоцезе Сквилляче – 16 клириков греческих, 5 мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий Цамвлак (Семивлах) — племянник св. Киприана, с 1416 г. был сделан Московским митрополитом. Известен как выдающийся проповедник, но уже не в духе прежней простоты и безыскусственности. «Стремление к витиеватости — сравнения, противоположения, метафоры, вообще тропы и фигуры встречаются у него на каждом шагу» (м. Макарий). До нас дошли 21 слово его на воскресные и праздничные дни — например, слово о том, как приступать ко св. Евхаристии. Вообще южные славяне Киприан, Григорий Цамвлак и еще Пахомий Логофет, известный главным образом как автор и переделыватель русских житий, принесли к нам свои литературные приемы, главная черта которых -наклонность к риторическому витиеватому красноречию. Даниил, митрополит Московский (1522—1539), избранный из игуменов Волоколамского монасты-ря, верный ученик преп. Иосифа Волоцкого, известный ученый и образованный деятель. Он много заботился о расширении монастырской библиотеки и приобрел много книг для этой библиотеки и для себя лично. От него дошло до нас 16 догматических и поучительных слов, известных под общим именем «Соборника», где он обличает ереси, пороки и недостатки современного ему общества. Некоторые его слова отличаются ярким реализмом своих картин, а потому очень ценны для характеристики жизни той эпохи. Так, очень живо представлено поведение «православных» в церкви: «А когда придешь в божественную церковь, то и не знаешь, зачем пришел: зеваешь, потягиваешься, поставляешь ногу на ногу, выставляешь и потрясаешь бедра и кривляешься, как похабный». Очень живо обрисованы в его словах московские щеголи того времени, которые завели моду бриться, выщипывать волосы с подбородка, румяниться и носить богатые украшения. В этих словах митрополит делается как бы сатириком, наделенным и юмором и наблюдательностью. Макарий, митрополит Московский (1528—1563).Как церковный деятель занимает весьма видное положение в истории Русской Церкви. Он произвел канонизацию многих святых, им был созван известный Стоглавый Собор 1551 г. в целях всестороннего улучшения положения Церкви, причем историки считают его главным виновником почти всех постановлений этого собора. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Трудами его был создан сборник «Четьи-Миней», а также сводной «Кормчей Книги». После него осталось несколько посланий и поучений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Жители села Липча вносили свою посильную лепту тудом и скромными пожертвованиями на обитель, но многие из них сами нуждались и большими средствами не располагали. Но Господь воздвиг человека: приехавшего из Франции русского эмигранта Г. Валеневого, в сердце которого вложил боголюбивый помысл пожертвовать 11 907 крон на дальнейшее строительство. Это дало возможность построить новый жилой корпус на 14 келий и открыть скиты в селе Приборжавском Иршавского района, селе Горбки Виноградовского района и селе Иза Хустского района. На праздник Малой Богородицы в 1936 году посетивший монастырь владыка Досифей порадовался множеству молящихся людей, среди которых обращала на себя внимание интеллегенция из Хуста, Севлюша (Виноградова), Берегова. Владыку торжественно встретили архимандриты Алексий, Матфей, Амфилохий с сестрами, а духовник монасты-ря, афонский старец Кассиан, обратился к нему с приветстенным словом. Литургию отслужили в раскрытой часовне. Дивное пение монахинь под руководством отца Владимира Потапова никого не оставило равнодушным. Монастырь со временем стал рассадником православия в крае, своеобразным миссиоерским центром. Этому способствовало мудрое духовное окормление и святые молитвы афонского старца Кассиана, постриженика оптинского старца Иосифа, в течение 32 лет подвизавшегося на Святой Горе. После отъезда старца в Почаевскую лавру духовником обители временно был протоиерей Сергий Ноаров. В 1929 году в монастырь, который стал широко известным в православном мире, для принятия Православия приехал знаменитый художник профессор Р.Лукин, который до этого был католиком. Приобщил к православной Церкви его архимандрит Алексий совместно с игуменом Дионисием и иеромонахом Пантелеимоном. В 1931 году в обители был принят устав епископа Иосифа. Клиросное послушание является одним из наиболее почетных, поэтому должное внимание игумения Параскева уделяла церковному пению. На протяжении ряда лет церковным хором управлял духовно одаренный регент отец Михаил Потапов, проводивший спевки раз в неделю.

http://sobory.ru/article/?object=26553

12 апреля 1899 г. было подано прошение об открытии при кладбищенской церкви Святотроицкой женской общины, основанной, как и богадельня, в память покойной Марии Владимировны. Поэтому общине было присвоено название Мариинской. Открытие общины произошло 25 августа 1899 г., ко дню второй годовщины со дня смерти Марии Владимировны. Открывал общину преосвященный Мелетий (1835 - 1900 гг.) На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал - 30 тыс. рублей - и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек. В 1900 г. образован Троице-Мариинский общежительный монастырь. После смерти Марии Владимировны поражённый горем Никифор Михайлович начал чувствовать недомогание от развивавшейся болезни почек. Он не обращал на неё внимания и по обыкновению продолжал усиленно работать, к врачебной помощи обращаться не любил. 31 мая 1901 г. он в последний раз присутствовал на заседании городской Думы и после слёг. 13 ноября того же года скончался на 67-м году жизни. Погребение Никифора Михайловича состоялось с величайшей торжественностью. Прибыл Рязанский епископ преосвященный Полиевкт, архимандриты Богословского и Радовицкого монасты рей, духовенство Егорьевска и ближайших сёл. Перенесение тела Никифора Михайловича в монастырский собор было совершено в преднесении хоругвей, перезвоне колоколов городских храмов, торжественном пении двух хоров, в сопровождении множества духовенства. За гробом шла масса народа. Тело провожал весь город, желающих нести гроб было так много, что его поставили на большую платформу, под которой непрерывно менялись люди, поддерживая её на своих головах. Могила Никифора Михайловича находилась у стены в правом приделе храма во имя святителя Никифора Патриарха Цареградского. На арке мраморного киота, в котором была установлена семейная икона Бардыгиных, было написано избранное самим Никифором Михайловичем изречение Спасителя: " Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам " . Первой игуменьей монастыря стала монахиня Олимпиада (сестра Никифора Михайловича).

http://sobory.ru/article/?object=01794

Признавая христианскую благотворительность столь же необходимой для спасения инока, как и молитву, древнерусские подвижники узаконяли ее для монастыря в целом. Преп. Феодосий Печерский тратил на содержание двора для приема нищих и больных десятину монастырских доходов. Преп. Сергий, организуя общежитие в Радонежской обители, вводит в ней, как необходимую составную принадлежность нового строя, благотворительность в трех главных видах – страннолюбия, нищелюбия и ухода за больными; отправление этих обязанностей возлагает на служебных чинов монастыря и дает свое предписание им в виде непререкаемой заповеди. Подобным образом поступает Евфросин Псковский, который благотворил сам «и братии своей заповеда ничтоже звати своим, но все монастырским, подобяся гласу Спасову: «милостивых домы не оскудеют»», т. е. очевидно ставя благотворительность в неразрывную связь с общежительным уставом, требующим, чтобы у монахов все было общее, и чтобы монастырские излишки шли бедным. А Корнилий Комельский такую милостыню признает единственно возможной в устроенном общежительном монастыре («милостыня в монасты- —729— рех и нищелюбство обща суть») и запрещает иноку подавать милостыню лично, хотя бы и из монастырских средств, опасаясь того, чтобы частная милостыня не послужила предлогом для развития частной собственности среди монахов, не содействовала нарушению общежительного устава. Средства для благотворительности монастырь получает из двух источников: из приносов от мирян и от трудов братии. Подвижники предписывали инокам даже трудиться с этой целью: дабы о нищих любовь показать (Павел Обнорский), «тружаться странных ради и болящих упокоения» (Иосиф Волоколамский), «да не токмо сами свой хлеб ядят, но да и неимущих питают» (Корнилий Комельский). Отходя из этого мира, подвижники повторяли братии то, чему примером и словом учили ее при жизни – не забывать страннолюбия, прилежать милостыни. И замечательно: рядом с этими наставлениями подвижники предписывают и неопустительное соблюдение молитвенного устава. «Трапезы от любостранна не затворите, о милостыне попецетеся, просяща потребная тща не отпустите. Соборныя молитвы не отлучайтеся никакою нужею»... Так завещевал о монастырском строении преп. Пафнутий, рассуждая, что монастырь может соединить и щедрую благотворительность и неопустительную церковную молитву. Можно ли после того утверждать, что благотворительность отвлечет инока от молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

122 И. Мансветов , первый из русских литургистов обратившийся к изучению песненных последований, по поводу сообщений Симеона Солунского говорит, что последний «путает дело» («О песненном последовании»). В данном случае путаница очевидна, и она заключается не только в нарушении порядка чтения молитв, но и в произношении возгласов. Сдвинуты со своих мест те и другие. Все по могло произойти задолго до Симеона Солунского вследствие потери внутренней связи панихиды с ночным временем. 128 Эта часть ночного правила псалмопения сохранилась в современном великом повечерии как первые шесть псалмов его. 129 Читаемое в современной утрене Шестопсалмие составляло вторую часть ночного правила псалмопения, которую монах должен был читать после полуночи. Единство обеих частей ночного правила сказывается в том, что каждое из этих Шестопсалмий в свою очередь подразделяется на два трехпсалмия, соединяемых посредством «Слава, и ныне», «Аллилуиа», «Господи, помилуй» и «Слава, и ныне». Кроме того, первое Шестопсалмие завершается пением «С нами Бог» и тропарями «День прешед», второе же – пением «Бог Господь» и тропарем праздника или святого дня. 155 Заметим, что «Последование Страстей Господа нашего Иисуса Христа» еще в Χ– ΧΙ столетиях сохраняло свое древнее наименование – панихида ( τη δε ατη εσπρα εις την παννυχδα των παθν του Κυρου ημν ησου Χρστου) (Mateos. Le Typicon, II. P. 76). 162 Иоанн Мосх (родился около 550, f 619), монах монастыря преп. Феодосия Киновиарха, посетил многие монастыри Египта, Синая, Антиохии, Кипра и Рима, автор «Луга духовного». Софроний (560–638), монах сначала в Египте, затем в Палестине близ Иордана, позднее в лавре преп. Саввы Освященного, с 634-го года патриарх Иерусалимский. 165 Мансветов. Церковный устав. С. 78. Заметим, что в уставах константинопольских монастырей, где (как и в Студийском) агрипния не совершалась, встречается выражение «панихида агрипнии» ( παννυχις της αγρυπνας), например в Уставе Евергетидского монастыря под 29 декабря. Это был праздник «обновлений», т. е. воспоминание освящения главного храма монастыря. По этому случаю панихида была весьма продолжительной, состояла из двух канонов, нескольких чтений и пения кондака Богородицы (Дмитриевский. Описание, I. С. 364). В уставе императора Иоанна Комнина, данном им Пантократорскому монасты-. рю, крестный ход, совершавшийся в монастыре каждую пятницу, с последующей за ним панихидой также назван агрипнией ( αγρυπνα μετ παννυχδος). В данном случае император имел в виду не палестинскую агрипнию, а продолжительность установленного им богослужения, связанного с литийными прошениями и 15-кратным «Господи, помилуй» перед каждой из принесенных в крестном ходе икон (Там же. С. 679).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кто-то будет в Кострому назначен? Все думается мне, не преосвященного ли Иакова 1160 назначат. Он отказался от Перми, и я опасаюсь, не будет ли это иметь влияния на его будущность, то есть не останется ли навсегда в викариях, что очень будет мне жаль, ибо от души его уважаю и люблю. Очень бы желал видеть его в Костроме, что, кажется, было бы по его вкусу, поблизости Москвы. Жаль преосвящ. Игнатия, не старец еще летами, и взят от служения св. Церкви, которой был полезен“. 10-го числа неожиданно получено было мною письмо из какого-то, неведомого мне, скита Чечель, Херсонской епархии, от знакомой мне игумении Валерии 1161 (бывшей настоятельницы Московского Страстного монастыря, потом Топловского монастыря Таврической еп.). Она писала мне от 4-го числа: „Честь имею поздравить Ваше Высокопреосвященство с Царской милостию. Приятно видеть, что наконец усердие ваше оценено, несмотря на все козни вражия, без которых, кажется, невозможен честный труд. И меня наконец Господь утешил устройством на своем месте, после пятилетнего мытарства по чужим монасты- —8— 1883 г. рям, которое, кроме лично скорби, привело меня еще к убеждению, что в наше время исполнение заповеди Христовой о любви к ближнему и обет не стяжания не только не ценятся людьми вообще, но монашествующими в особенности; никто не верит, что можно пожертвовать собою без корыстной цели, а еще менее верят, что можно служить, не накапливая себе капиталов; и нет той нелепицы, которой бы не сочиняли про тех отсталых личностей, которые в наше время считают за грех наживаться от вверенных им имуществ. Я все это сполна испытала на себе и могу поистине сказать, – все други, все приятели до черного лишь дня; все знали, какую нужду я терплю, живя без должности, и никто не протянул мне руку помощи, чтобы хотя сколько-нибудь облегчить тяготу моего положения. Благодарю Господа, что Он Милосердый помог мне пережить это тяжелое время и дал мне сил трудами рук своих поддержать свое существование доныне. Высокопреосвященнейший Димитрий 1162 , узнав обо мне все подробности, принял участие в моем положении и предложил устроить общежительный монастырь в Ските, принадлежавшем его архиерейскому монастырю, который он жертвует в память Священного Коронования под женский монастырь, необходимый в этой местности по многим причинам, которые будут выражены в его представлении в Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Антоний Печерский икона акафист   Киево-Печерская Лавра     Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь   К обеду мы были в Есфигмене   К обеду мы были в Есфигмене. В отношении к России этот монастырь замечателен тем, что здесь полагал начатки иноческих подвигов преподобный Антоний, впоследствии отшельник Киевский, пещера которого, невдалеке от монастыря на север, иссечена в набережной скале. « Есфигмен » в русском переводе значит «утесненный», потому что решительно со всех сторон, исключая восточной.   Он сжат соседственными высотами и выдвинут в море, которое с шумом и ревом бьется о хладную низменную скалу, на которой он красуется несокрушимы ми оплотами могучих своих стен. От Ватопеда Есфигмен отстоит на три, а от Карей на шесть часов ходу. При западной стене его расположен фруктовый сад; к этой же стороне монастыря направлены водопроводы из отдаленных гор ных ключей.     Есфигмен в аскетическом отношении прина длежит к первому классу афонских монасты рей, потому что общежительный. Ктиторы, или основатели его, - Феодосии младший, импера тор Греческий, и сестра его Пульхерия. Во всех частях своего внешнего расположения и уст ройства этот монастырь соответствует прочим.   Монастырь Есфигмен подробнее... Интересная фото-тема о монастыре Есфигмен. ..фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её.                         . Фото http://agioritikesmnimes.pblogs.gr/ Комментарии Всего комментариев: 2 2011/07/23, 13:58:56 Ah yes, neicly put, everyone. Janaye 2011/07/11, 07:30:35 Преподобный Антоний Печерский, моли Бога о нас! раба Божия Ирина Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=733

Об обер-прокуроре были слухи, что Толстой и Урусов остаются на неопределённое время. Кудрявцев объясняет выход Толстого тем, что он не захотел, чтобы государственный контроль поверял все суммы духовного ведомства. Представил он о сём записку Государю, угрожая иначе выходом. Давно уже митрополит писал против сего, указывая на то, что суммы, отпускаемые на монастыри, не требуют проверки, ибо отпускается напр. 80 р. ассигнациями на дрова. Тут поверять нечего, очевидно не будет злоупотребления этой суммы. А что касается до неокладных сумм, то государственному контролю нет до них дела, как до кармана частных лиц. А учреждение контроля над расходами по церковному ведомству повлечёт за собой увеличение огромного числа чиновников, которое ляжет тяжёлым бременем на финансы государства, а пользы никакой не будет, кроме одной пустой формальности, ради которой и теперь представляется монасты- —139— рями отчётность в штатной сумме. Вот мысли митрополита о сём деле. Московский Вознесенский монастырь разваливается. И теперь Иакову 1660 , поручено выбрать новое место для него. Игуменьи хочется перевести монастырь на Бутырки потому, что там есть церковь и 18 тысяч церковного капитала, много земли и от неё доходов. Митрополиту этого не хочется, потому что он имеет в виду что-то другое устроить тут. Предлагают место или на трёх горах, или в Черкизове, или в Крутицах. Не знаю, на чём остановятся. 1862 г., февраля 5. Что я предчувствовал, то сбылось. Московский Владыка сказал Кириллу: „только не желая ссориться с Костромским преосвященным, я уволил тебя. Он мог бы по дружелюбному согласию частным письмом испросить тебя у меня. А то прямо формально требует. Ты сносился прежде с ним“? Кирилл сказал, что переговоры шли через меня. „Ты не Петра Симоновича должен спрашивать, а меня; ты не должен был изъявлять согласия“. Не лучше ли Вам написать Московскому Владыке, что Вы просили частным письмом наместника прежде официальной бумаги. А повод тот, – поблагодарить Владыку за увольнение Кирилла, тем более, что он почитает это делом снисхождения с своей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скит Авраамия стал Нижне-Воскресенским монастырём, скит Пахомия – Средне-Никольским, скит Исаакия – Спасо-Преображенским. Жили и Иргизских монастырях ревнители и строгие хранители древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с XVIII века только на Иргизе имели право принимать беглых православных попов и подвергать их «неправо». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда. Монастыри владели большим количеством земли, что давало им возможность вести в широких размерах сельское хозяйство. Самым крупным землевладельцем был Спасо-Преображенский монастырь, которому принадлежало 8300 десятин земли. С восшествием на российский престол Николая I государственная политика в отношении раскола резко ужесточилась. Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие. Свидетелями прошлого являются некоторые вещественные памятники, которые удалось сберечь в 1920-е годы. 1.      Крест-мощевик Инв. ПМК 1600. XVII век (клейм нет). Серебро: гравировка, золочение. 15.2 (без навершия – 12)×10.2×1.5 см. Поступил в 1919 году из Спасо-Преображенского монастыря. По преданию, зафиксированному в 1925 году К. Журавлёвым, крест «был привезён во время раскола из Соловок на Ветку, а потом на Иргиз». Мощей в настоящее время в кресте нет. Надписи лицевой стороны 613 : хс: оп (на оглавии): хервимъ: мр ; га ншго хса: сты богослоа На обороте: мощи стаго Федора Стратилата, мощи Богоносца , мощи мощи Пятницы, мощи Стефана, мощи стаго апстла Варънавы, мощи мучнка мощи стаго муч 2. Крест подпрестольный Инв. ПМК 3294. 1841 год. Дерево. 54,7 (51,7)×30×3,5 см. Поступил в 1920 году. Происходит из Преображенской церкви Спасо-Преображенского монастыря. На лицевой стороне текст: ЦРЬ СЛАЫ СТИС ЛТАРЬ ГДА БГА И СПСА НАШЕГО ХРСТА И ВОДРЖЕН ХС БЫСТЬ КРСТЪ СЕЙ В ЦРКВИ СТАГО БГЛПНАГО ЕГ ПРЕБРАЕИ В ЛТ ТСОТВО МИРА ЗТМА ГОДА А ТВОПЛО БГА СЛОВА АМА ГО ГОДА МЦА ДН ПРИ ДЕРЖАВЪ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО САМОДЕ РЖАВНЕЙШАГО ВЕЛИКАГО ГОСДАР ИМПЕРАТОРА НИКО ЛАЯ ПАВЛОВИЧА САМОДЕРЖЦА ВСЕЯ ПОБЛАГОСЛОВЕ НИЮ СВТЙШАГО ПРАВИТЕЛЬСТВЮЩАГО СИНОДА ИАКОВ САРАТО ВСКОМЪ И ЦАРИ ЦЫНСКОМЪ СЩЕНЪ БЫЛЪ СЕЙ ХРАМЪ НА СТОЯТЕЛЕМЪ ВО СКРЕСЕНСКАГО ЕДИНОВЕРЧЕС КАГО МОНАСТЫ РЯ АРХИМАНДРИ ТОМЪ И КОВАЛЕ РОМЪ ПЛАТОНО МЪ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010