Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. 8 сент. 1661 г. патриарх Никон освятил деревянную ц. во имя Всех святых (впосл. многократно перестраивалась). Последний ремонт в 1900 г. контролировался Императорской Археологической комиссией, к-рая заботилась о сохранении древнего вида памятника. Церковь выстроена на монастырском кладбище «для погребения мертвых». Это небольшой одноглавый прямоугольный в плане храм. Глава была покрыта лемехом, а кровля - тесом. В 1900 г. кладбище было окружено деревянной оградой из соснового леса: поставлены столбы и деревянные решетки. Сохранились фотографии церкви и кладбища, выполненные в 1884 г. А. В. Вьюшиным и в 1886 г. А. Д. Постниковой (в монашестве Филарета) (см.: Постникова А. Мон-ри Архангельской епархии: Фотографии 1884, 1885 и 1886 гг. Архангельск, 2006. Б/п). На них можно видеть особый тип захоронения - «в срубе», бытовавший в Поморье, в Онежском, Корельском и Кольском уездах; слой земли на Кий-острове невелик. Срубы представляли собой прямоугольные или квадратные ящики из бревен или досок, установленные над землей; они покрывались 2-скатной крышей, на коньке к-рой ставился крест. Кресты иногда ставились за «срубцем», в головах могил ( Медведев П. П. Некрокультовые сооружения Карельского Поморья и смежных прибеломорских районов: (Ареальные исследования народного зодчества на территории Респ. Карелия). Петрозаводск, 2001). Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. На острове находились деревянные часовни: одна была построена «на рогу острова» в 1869 г., «в память пристанища на Кий-острове Патриарха Никона» во время перенесения мощей митр. Филиппа из Соловецкой обители в Москву; другая («Никоновский крест с ковчегом») устроена над крестом, водруженным патриархом в честь своего спасения (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 153. Л. 79 об., 80). Обе не сохранились. Первая ограда была построена в 1658 г. плотниками монастырских вотчин (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Ранним утром с сожалением покидаем Пустынку, на прощание мне в рюкзак суют большую буханку хлеба, за ночлег денег не берут. И снова идем по деревням: Ярнема – с двухэтажными избами, Усоры – с шатровой часовней, Турчасово – три ряда крупных северных домов с красивейшей деревянной церковью XVIIIbeka, Пияла – деревянный храм, Чекуево – храм и колоритные северные дома, Непеля и Мудьяга – с деревянными храмами и резными домами и много других деревень. Все перечисленные места до 1917 года были процветающими селами, в каждом из которых было несколько храмов и часовен, стояли богатые дома. От прежнего великолепия остались только фрагменты. 20–30-е годы перевернули жизнь северных крестьян. Церкви были закрыты, а многие разрушены, священники угнаны в лагеря или расстреляны. Большевики, обещавшие золотые горы, превратили этой край в пустыню. Ближе к Белому морю Онега из-за порогов становится несудоходной. Снова идем пешком. В городе Онега, впервые после Каргополя, встречаем действующий храм, и тот на кладбище. Древний поморский город с деревянными разбитыми мостовыми выглядит запущенным. Много пьяных. В центре очередь в полкилометра в винно-водочный магазин. Огромной толпой управляют три милиционера. Дают по одной бутылке водки в руки. Рядом плещется Белое море. В 15 км от города – сказочный Кий-остров, а на нем знаменитый Крестный монастырь, заложенный в XVIIbeke патриархом Никоном. Кий-остров манит нас, но попасть туда нелегко – он считается частью запретной пограничной зоны. Идем в милицию получить разрешение. Отказывают. Идем к винной очереди, советуемся с мужиками. Тут же за шесть рублей договариваемся с одним из них и уже через два часа на его моторной лодке прибываем на Кий-остров. Тут же мужики устраивают нас, нелегалов, на квартиру к знакомому. Кий-остров состоит из отшлифованных до блеска морской водой гранитных плит и редкой растительности. В летнюю теплую погоду плиты разогреваются, и лежать на них настоящее блаженство. Ощущения, как после хорошей парилки в бане. Кости словно размягчаются, отшлифованный гранит будто прилипает к телу, не отпуская от себя. Монахи здесь лечили больных от внутренних воспалений. Большевики монахов выгнали, церкви взорвали, при нас они стояли в руинах. После войны на острове устроили дом отдыха. При нас им заправлял некто Бахмутов, художник по профессии, передавший часть своих полномочий жене, полной даме начальственного вида, чувствовавшей себя настоящей хозяйкой. Наше блаженство на острове кончилось через три дня, когда она пришла в хибарку, в которой мы жили, и потребовала разрешение на проживание, грозя сдать нас пограничникам...

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/05/...

556 . Отчет о деятельности Русского археологического института в Константинополе за 1895 г. – ИРАИК, 1896, т. 1, с. 23–53. Экскурсия на Афон (Ф. И. Успенский, О. Ф. Кульф, Б. А. Панченко): с. 29–33. 557 . Очерк Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Изд. 2-е. СПб., 1873. 15 с. Изд. 4-е. М., РПМА, 1881. 15 с.; 1 л. илл. Изд. 6-е. Μ., ΡΠΜΑ. 1884. 558 . Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Сост. А. А. Павловс кий. Н. Новгород, 1907. 784, III, 6, XVI с. По Афону (описание русских обителей) и сведения для путешествующих в Иерусалим: ч. 2 (прил.), с. 3–111. Устав братства русских обителей: с. 95–100. 559 . – Иллюстрированный путеводитель по святым местам Востока. Сост. А. А. Павловс кий. Под ред. А. И. Поповиц кого. Кн. 1–2. СПб., 1903. Кн. 1. XI, 240 с. с илл., 1 л. карт. Кн. 2. 217, IV с. с илл., 2 л. карт. Беспл. прил к ж. «Рус. паломник». По Αфону: кн. 1, ч. 2. 560 . Путеводитель по Святой Горе Афонской. Привет с Афона. В память 300-летия царствования дома Романовых 1613–1913 составил А. Павловс кий, под ред. архимандрита Александра. [Афон], БРОА. Рус. тип., 1913. 193 с. с илл. 561 . – Справочная записная книжка для паломников по России, Афону и Палестине. Н. Новгород, 1908. 96 с. Беспл. прил. к ж. «Монастырь» за 1908 г. 562 . – Спутник русского паломника по Святой Горе Афон. Сост. А. Павловс кий. М., 1905. IV, 185, 3 с. с илл. 562а. Паисий, игумен Хилендарский. – См.: Сказание о святой Афонской Горе, составленное для митрополита Московского Макария ... 765). См. также: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.). Из сказаний... Паисия 1550 года... 409). 563 . Πаисий, иеромонах. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михаило-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. IV, 190 с. Об Афоне: с. 17–66, 140–177. 564 . – Записки Саратовского Спасопреображенского монастыря иеромонаха Паисия о путешествии его в Иерусалим, на Синай и Афонскую Гору в 1841 г. – ЧОЛДП, 1887, кн. 8, с. 59–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Монастырь обнесен каменной оградой, за которой находятся монастырские службы и хозяйственные строения. При монастыре имеется гостиница для богомольцев и странноприимный дом. Проехать в обитель летом ближе всего через Архангельск на пароходе по реке Пинеге, 95 верст. Подворье Красногорского монастыря в Архангельске. Красногорский монастырь имеет свое подворье в Архангельске, на углу Троицкого проспекта и Театральной улицы. Устроено оно в 1865 году. В нем имеется один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, построенный сначала в виде часовни, а затем в начале девяностых годов прошлого столетия обращенный в церковь . Крестный Онежский монастырь Онежского уезда. Крестный Онежский необщежительный монастырь находится на небольшом острове Кие, лежащем в Онежской губе Белаго моря, близ устья реки Онеги, в 14 верстах от уездного города того же имени. Основателем этой обители был патриарх Никон , которому предание приписывает и самое наименование острова. Будучи еще простым иеромонахом в Анзерском скиту, Никон, вследствие разногласия с преподобным Елеазаром, основателем скита, покинул этот скит и решил поселиться в другой обители. Во время переезда на море Никона застигла великая буря, так что он опасался за жизнь свою и своих спутников. Их судно было прибито к одному острову в устье р. Онеги. Предание говорит, что Никон, выйдя на остров, спросил: «кий сей остров?» Так как остров оказался совершенно пустынным, никому неизвестным и не имеющим никакого наименования, то Никон сказал: «так пусть же этот остров называется Кий!». В благодарность за свое спасение Никон дал обет построить здесь монастырь в честь Животворящего Креста Господня и в знак этого водрузил деревянный крест, который существует на Кий-острове и доныне и находится в часовне на берегу моря. Это было в 1630 году. Когда в 1652 году Никон, уже митрополит новгородский, был послан царем Алексеем Михайловичем в Соловки для перенесения оттуда в Москву мощей митрополита Филиппа, он на обратном пути из Соловок посетил остров Кий, осмотрел крест, поставленный им здесь, и повторил свой обет о построении монастыря. В память этого посещения острова Никоном с мощами святителя Филиппа здесь впоследствии сооружена была существующая и доныне часовня с крестом внутри нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

23 Из исторических описаний: Патриарх Никон , будучи еще иеромонахом Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился из оного морем в малой ладье для устроения удобного места к препровождению монашеской жизни. От восставшей на море бури ладья его была прибита к небольшому, почти сплошному, из дикого камня, и поросшему лесом Кий-острову: «От великаго морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповая на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу, к Кий-острову...» [Амвросий (Орантский), епископ. История Российской иерархии. М., 1813. Т. 4. С. 831]. В возблагодарение Богу и в память своего спасения он водрузил на сем месте деревянный крест и дал обет соорудить монастырь. По прошествии 13 лет после сего случая Никон, будучи уже митрополитом Новгородским, в 1652 году был послан в Соловецкий монастырь для перенесения святых мощей святителя Филиппа в Москву. Возвращаясь обратно со святыми мощами угодника, он снова посетил Кий-остров, и в память сего события была поставлена часовня на другом конце острова к материку, с крестом внутри оной. Здесь он и возобновил свой обет. 24 Лаврентий, архимандрит. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской губернии монастыре. М., 1805. С. 1. 26 Поскольку в Палестине дожди выпадают во время двух зимних месяцев, а река расположена далеко, то дождевая вода собирается жителями в водоемы, имеющиеся около каждого дома; этой водой город живет целый год. См.: Проскинитарий Арсения Суханова //Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3. С. 38. Эта же система сбора атмосферных осадков была осуществлена Патриархом Никоном на Кий-острове, окруженном солеными водами Белого моря. 28 Крестный монастырь много раз горел и перестраивался. Установить первоначальный облик монастыря удалось благодаря исследованию самих зданий, а также путем привлечения аналогов, например памятников архитектуры Каргополя и Каргополья. Крестный Кийостровский монастырь, закрытый в 1923 году, и ныне не возвращен Церкви, монашеская и богослужебная жизнь в нем не возобновлены. Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

В октябре 1828 г. Б–кий студент ездил с родными смотреть невесту – Веру Николаевну, дочь коломенского дьякона Николая Прокопиевича Федоровского, крестницу родного брата его Спасо-Андрониевского архимандрита Гермогена, и согласился взять ее за себя, как скоро получит в Москве дьяконское место. Долго не получая, он сетовал, находясь то на родине, то в Москве у брата 236 , вследствие чего родитель его советовал (в мае 1829 г.) приискать близкое к столице священническое место и быть «полным настоятелем», не отступая впрочем от коломенской невесты. В январе 1830 года, во второй половине месяца, открылась в Москве, не знаю при какой церкви, вакансия дьяконская; приход там довольно хороший. В виду крайней дороговизны дьяконского дома, стоившего 17,000 р. асс., Б–кий и не думал проситься на то место; но священник богатого села Гуслиц (богородского уезда) и благочинный, Яков Иоаннович Воскресенский, довольно знавший его, когда Б–кий еще был в семинарии, несколько слышавший и о соглашении его (без письменного обязательства) с Верой Н., советовал непременно проситься, предлагая ему свою дочь. «Возьми, говорил, – мою дочь: она стоит тебя», и на покупку дома предлагал ему в награду 12,000 р., показывая вексель в 18,000 р. асс. Б–кий возразил, что на 12,000 еще не купишь дома. Тот предложил 13,000 и, кажется, весь бы вексель отдал, если бы не последовал решительный отказ со стороны молодого человека, неизменно верного своей первой невесте (из письма его в Коломну от 23 января) и отправившего в последних числах того же месяца на имя митрополита Филарета прошение в С.-Петербург об определении его на дьяконское в Москве место к Григорие-Богословской, что на Малой Дмитровке, церкви. Вот резолюция от 10 февраля 1830 года: «На сие место назначен другой; а сего может преосвященный (Иннокентий) произвести к Введенской церкви, что в бывшем Новинском монастыре, буде место праздным окажется, и он пожелает». Он рад был изъявить свое желание и, по вступлении в брак, 4 мая (седмица о Самаритянине), с Верой Н., посвящен в церкви Саввинского подворья в дьякона, 23 мая (пятница) 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

29 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. 1657. Л. 3; Патриарх Никон. Увещевание о созидании на Кий-острове Крестно-Онежского монастыря. Типография Иверского монастыря, 1656. Л. 1–3; ГБЛ. Рукописный фонд. Ф. 299 (Тихонравов). Д. 488; ныне этот Крест отреставрирован и установлен в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, в Москве. Известны почитаемые и весьма популярные иконографические изводы Кийского Креста (Поклонение Кийскому Кресту) с предстоящими: святые царь Константин и мать его Елена, царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, припадающий Патриарх Никон . 30 Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 31. Д. 218. Л. 577–603 об. Опись подготовлена Т. М. Кольцовой. 34 В книге «Кийский крест Патриарха Никона » нет подобного имени, как и 23 – св. Агафоника. Но предлагаются имена свв.: (21) сщмч. Антипы, еп. Пергамского, и (24) сщмч. Афиногена. Всего дается неизвестных свв. за 16, 57, 97, 98, 99, 103, 104 в отличие от настоящей описи, где указывается вслед за 97 отсутствие 4-х свв. мощей и 7 камней без надписей. 36 Вряд ли возможна закладка пары мощей одновременно. Полагаем возможным считать: 60 – св. мощи мч. Космы, как и в (62); 65 – св. мощи Дамиана, как в (67). 39 Там же. С. 22. (94) – ошибка записи: прмц. (первомученицы), следовательно Анастасии Римляныни. 40 В XVI-XVII веках Иерусалим еще воспринимается как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом «центра Православия», религиозной (церковной) столицы, может быть и Вселенского Православия, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере. Для средневековой системы религиозных представлений и переживаний была важна трансляция – закрепление имени, хотя были случаи и более-менее точного, конкретного воспроизведения объекта религиозного поклонения и почитания. 41 Строго следуя святоотеческому учению о важности для церковной жизни материального изображения, сходного с первообразом (материальным предметам дается Божественная благодать ради имени на них изображенных, по словам Иоанна Дамаскина ), Патриарх Никон сакрализует пространство, переименовывая близлежащие к монастырю территории, объекты по образу палестинских. См.: Книга Большому чертежу (1692–94). М.-Л., 1950. С. 189–190. Так появляются: Плачевный путь, река Иордан, Кедронский поток, Силоамская купель, Самарянский колодец, горы: Сион, Елеон, Фавор, Ермон, Рама, селения Вифания, Скудельничье, Вифлеем, Назарет, Кана Галилейская, территории: Гефсиманский сад и Мамврийский дуб, Уриин сад, Самария, Галилея, Египетская страна, Иосафатова долина, Юдоль плачевная, различные сады: сад Никона, овощные сады, рощи и др. Также о них упоминает голландец Николаас Витсен в своем «Путешествии в Московию», 1664–65. Дневник. Пер. со староголланд. В. Г. Трисман. СПб., 1996. С. 182.; в Деле о Патриархе Никоне . СПб., 1897. С. 439.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Щапов 1863 – Шопов А. П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старооб- рядческого)//ЖМНП. 1863. Т. 117. С. 1 – 73. Щапов 1972 – Щапов Я. И. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972. Щапов 1976 – Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. М., 1976. С. 12 – 84. Щедрина 2005 – Щедрина К. А. К вопросу об этимологии топонима «Кий» в связи с сооружением Кийского Крестно- го монастыря патриархом Никоном //Человек и мир человека. Сб. материалов всероссийской науч, конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 397– 410. Щепкина и др. 1965 – Щепкина М. В., Протасьева Т. Н, Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Ч. 1. Рукописи русские//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 135 – 231. Щепкина, Протасьева 1995 – Щепкина М. В. Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. Изд. 2-е. М., 1995. Эйнгорн 1893 – Эйнгорн В. О. Некоторые сведения о трех из числа прикосновенных к делу Никона лиц//ЧОИДР. М., 1893. Кн. 4. Отд. 4. С. 11 – 13. Энгельман 1857 – Энгельман А. Об ученой обработке греко-римского права с обозрением новейшей его литературы. СПб., 1857. Энциклопедия 2002 – Энциклопедия российской монархии. М., 2002. Эпштейн 2000 – Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000. Юхименко 2002 – Юхименко Е. М. Мемориальные вещи и автографы патриарха Никона в музейных и архивных соб- раниях//Никон 2002. С. 13 – 23. Юхименко 2002а – Юхименко Е. М. Грамота патриарха Никона Паисию, патриарху Константинопольскому, с прось- бой о согласии на исправление богослужебных книг//Никон 2002. С. 52 – 53. Юхименко 2002б – Юхименко Е. М. Настольная грамота патриарха Московского и всея Руси Никона архимандриту Новоспасского монастыря Питириму об избрании его митрополитом Сарским и Подонским//Никон 2002. С. 70 – 72. Юхименко 2002в Юхименко Е. М. Приговор Собора 1666 г. о низложении патриарха Никона Л Патриарх Никон 2002. С. 132 – 133. Яковлев 1993 – Яковлев В. В. Летопись Новгородская Забелинская//Словарь книжников 3/2. С. 289 – 290.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1871; Строев. Списки иерархов. Стб. 999-1000; Феофил, иером. Сказание о жизни прп. и богоносного отца нашего Ионы, Климен[е]цкого чудотворца, и история Климен[е]цкого мон-ря. СПб., 1885; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г. СПб., 1886; К-в. Климецкий мон-рь//Олонецкие ГВ. 1887. 63. Ч. неофиц. С. 539-541; Л-н И. Паломничество учащихся Сулажгорской церковно-приходской школы в Климен[е]цкий мон-рь//Олонецкие ЕВ. Отд. неофиц. 1900. 16. С. 585-586; Докучаев-Басков К. А. Прп. Иона Клименецкий и основанная им обитель//Рус. паломник. 1894. 13. С. 200-206; 14. С. 218-220; [Поездка в Клименецкий мон-рь]//Олонецкие ГВ. 1895. 38. Ч. неофиц. С. 3; Преобразование школы грамоты в церковно-приходскую в Клименецком мон-ре//Олонецкие ЕВ. 1902. 22. Отд. неофиц. С. 736-737; Денисов. 1908. С. 613-614; Богословский М. М. Земское самоуправление на Рус. Севере в XVII в. М., 1909. T. 1; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 44-46; Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собр. для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913. С. 7-8, 32-33; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 259, 331-332; Пришвин М. М. В краю непуганных птиц// Он же. За волшебным колобком: Сб. Петрозаводск, 1987. С. 26-27; Камкин А. В. Правосл. Церковь на севере России. Вологда, 1992; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 85, 213-214; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 198-199; Дмитриева Т. П., Кочкуркина С. И. Остров Б. Климецкий: Ист.-культурный очерк//Кижский вестн. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 3-25; Дмитриева (Амелина) Т. П. К вопросу об основании и основателях монастырей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов, 14-15 нояб. 2002 г. Петрозаводск, 2003. С. 62-63; Олонецкая епархия: Страницы истории.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 450-454; Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 38-40; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 19-21; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68; Строев. Списки иерархов. Стб. 997-998; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 316-317; Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 26; Зверинский. Т. 1. С. 109. 95; Т. 2. С. 259. 1035; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По житиям святых. М., 1966. С. 59-60; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 94-95; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Понырко Н. В. Житие Корнилия Палеостровского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 368-369; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 6, 9-10, 19; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399. 198; С. 453. 226; Т. 2. С. 150. 285; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 214-218, 223-226; Ратшин. Мон-ри. 2000. С. 378-379; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья//Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны/Ред.: А. С. Герд, Г. С. Лебедев. СПб., 2001. С. 326; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 61-62; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 101-104, 188; Буланин Д. М. Библиогр. дополнения//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 707; Кожевникова Ю. Н. Заштатные мон-ри Карелии: Результаты и последствия секуляризационной реформы 1764 г. (На примере Палеостровского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря)//Кижский вестн. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С. 31-45; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Святые Новгородской земли, или История Святой Сев. Руси в ликах X-XVIII вв./Ред.: иером. Сергий (Логаш). Новг., 2006. Т. 1. С. 513-515; Савинова Л. И. Палеостровский мон-рь: История, значение и память//Краеведческие чт.-2007: Мат-лы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И. А. Федосовой (21 апр. 2007 г., Медвежьегорск). Петрозаводск, 2007. С. 66-71; Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрьегорский)//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 251-269.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010