Село практически вымерло - и, возможно, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что уже больше сорока лет назад оно лишилось своего храма. Экспедиция этнографов и искусствоведов зачастили в Кушереку в 1960-е годы. Они обнаружили здесь не только один из лучших образцов " кубоватого стиля " , но и ценнейшие старинные иконы в интерьере храма. Все они вскоре " переехали " в Архангельский художественный музей, где хранятся и поныне. Сам храм с колокольней было решено перевезти в созданный в 1964 году и открытый для публики девять лет спустя Музей деревянной архитектуры под открытым небом " Малые Корелы " . Центром Онежско-Каргопольского сектора и одним из центральных экспонатов музея и стала кушерецкая Вознесенская церковь с колокольней, " перебравшаяся " сюда в 1972 году. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Вознесенская церковь в селе Кушерека сооружена в 1669 г. и принадлежит к тому типу церквей, которые строились со второй половины XVII в. вплоть до конца XVIII в. Особенно часто встречаются они на реке Онеге. Это храмы, завершенные кубоватыми крышами. В кубоватых церквах зодчие сумели, до некоторой степени, удовлетворить и требование московского духовенства увенчать храмы луковицами и сохранить в основе покрытия форму шатра. Это подтверждается ранними одноглавыми кубоватыми храмами. Так, в церкви Параскевы-Пятницы (1666 г.) села Шуерецкое, не сохранившейся до наших дней, покрытие имело удлиненную форму, напоминающую привычный древний шатер. Позже на «кубе», кроме центральной главы, появляются еще четыре — по углам. Пятиглавие на кубовом покрытии, видимо, вполне устраивало патриаршество. Именно с таким храмом мы и встречаемся в селе Кушерека. Основной объем Вознесенской церкви — высокий и стройный четырехстенный сруб, с сильно расширяющимися повалами. Он завершается очень красивым, словно корона, кубом, с пятью изящными главками, стоящими на тонких чешуйчатых ножках. Основания этих глав украшены легкими кокошниками, с прорезными гребнями на коньках килей.

http://sobory.ru/article/?object=54569

Свидетельством общецерковной канонизации И. можно считать внесение его имени в нач. XX в. в «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 38). Существует молитва к И. (Минея (МП). 2003. Сент. С. 630). В 1918 г. Яшезерская пуст. была закрыта. Постройки использовались в хозяйственных целях, в них располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, др. учреждения. В 2000 г. архитектурный ансамбль Ионо-Яшезерского мон-ря был признан памятником культуры. В 2003 г. руинированные монастырские постройки, в т. ч. здание Преображенского собора, были переданы Церкви, обитель была возобновлена. Ист.: Исторические и юридические акты Олонецкого края//Олонецкие ГВ. 1850. 38 [отрывки из писцовых книг 1628-1629 гг.]; Описание о российских святых. С. 309; Елпидинский Я. С. Новгородские владыки//Олонецкие ЕВ. 1900. 11. Ч. неофиц. С. 411; Материалы по истории Карелии XII-XVII вв. Петрозаводск, 1941. C. 303-304. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 840; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-69 г. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 65-66; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами//ЧОИДР. 1870. Кн. 4. Отд. 2. C. 95-104; Зверинский. Т. 1. С. 288. 581; Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам Рос. Империи и [св. г.] Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907. C. 487-488; Православные русские обители. С. 159; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 55-56; Пулькин М. В. и др. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 203-204; Схимник страждущей земли/Сост.: иером. Досифей (Ларионов). [Петрозаводск], 2002; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 60-68; Пигин А. В. Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 679; Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв.//Там же. С. 96; Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. ХХ в. Петрозаводск, 2009.

http://pravenc.ru/text/578262.html

их почитании)//Олонецкие ЕВ. 1902. 24. С. 808-810; 1903. 2. С. 41-48; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 5-9; Ершов М. А. Мат-лы для истории культуры Олонецкого края//Памятная кн. Олонецкой губ. за 1905 г. Петрозаводск, 1905. С. 334-335; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 21; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 48, 195-196; Галкин А. К. Из истории Задне-Никифоровской пуст. в XIX - нач. XX в.//Православие в Карелии: Мат-лы респ. науч. конф. (24-25 окт. 2000). Петрозаводск, 2000. С. 47-52; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 96-99, 180; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 64-65; Правосл. Карелия: Изд. посвящается 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 92-97; Святые Новгородской земли, или История Св. Сев. Руси в ликах X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1416-1423; Обитель Божия под ангельским крылом: Спасо-Преображенский Важеозерский муж. мон-рь/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2007; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009. С. 108, 112-115, 160, 221-223, 225-228, 236, 238, 243, 253; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Прп. Александр Свирский и его ученики/Сост.: Л. А. Ильюнина. СПб., 2011. С. 344-345, 349-353; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta: 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintta? Joensuu, 2013. S. 125-127, 131-132; К 500-летию преставления св. прп. Геннадия Важеозерского (1516-2016)/Сост.: Н. А. Басова, иером. Аркадий (Лозовский). Петрозаводск, 2016. А. В. Пигин Иконография Преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

С. 399; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 213-214; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 198-199; Дмитриева Т. П., Кочкуркина С. И. Остров Б. Климецкий: Ист.-культурный очерк//Кижский вестн. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 3-25; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья//Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны/Под ред. А. С. Герда и Г. С. Лебедева. СПб., 2001. С. 326-327; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвященной 775-летию крещения карелов, 14-15 нояб. 2002 г. Петрозаводск, 2003. С. 62-63; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 69-77; Кожевникова Ю. Н. Св.-Троицкий Клименецкий монастырь во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.//Кижский вестн. 2002. Вып. 7. С. 28-33; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Набокова И. И. Клименецкий мон-рь и его влияние на жизнь кижского крестьянства//Кижский вестн. 2002. Вып. 7. С. 34-39; Логинов К. К. Рус. народный календарь Заонежья//Там же. 2004. Вып. 9. С. 76-104; Воробьёва С. В., Пигин А. В. Заонежские помянники XVII-XIX вв. как источники по истории крестьянских семей//Там же. 2007. Вып. 11. С. 130, 135. Ю. Н. Кожевникова, А. В. Пигин Иконография И. представлена отдельными памятниками XIX - нач. XX в. Живописный ростовой образ И. был помещен на крышке раки святого, изготовленной в 1870 г. (Сказание о жизни преподобного и богоносного отца нашего Ионы, Клименцкого чудотворца, и история Клименцкого мон-ря. СПб., 1900. С. 25). На исключительно редких единоличных иконах он изображен на фоне основанной им Клименецкой Свято-Троицкой обители. Предположительно образы И. и прп. Михаила Клопского (добавлены позднее) помещены на очелье убруса с шитым изображением Деисуса 60-80-х гг.

http://pravenc.ru/text/578264.html

Библиография работ автора: NN п/п Наименование научного труда Издательство, журнал (номер, год) или номер авторского свидетельства К-во печ.листов   Фамилии соавторов  работы " Единение. Страницы героической обороны Ленинграда " (Статья) Еженедельник " Ленинградский рабочий "   N 18/2787/, 1989,-с.10, 11. Кнышевс-кий П.Н. " С именем Дмитрия Донского " (Статья) Еженедельник " Ленинградский рабочий " N 36/2805/, 1989, - с. 10,11. Кнышевс-кий П.Н. " Храмы и люди " (Статья) Еженедельник " Ленинградский рабочий " N 42/2811/, 1989, - с.10. Кнышевс-кий П.Н. " У высоты 104,3 " (Статья) Еженедельник " Ленинградский рабочий " N 51/2820/, 1989, - с.11. Кнышевский П.Н.   " With the Name of Dimitry Donskoi " (Статья) Печ. Англ The Journal of the Moscow Patriarchate N 9, 1989, р. 59-62. " Churches and People " (Статья) Печ. Англ The Journal of the Moscow Patriarchate N 2, 1990, - р.45-47. Кнышевский П.Н. " Intrusion " Печ. Англ The Journal of the Moscow Patriarchate N 5, 1990, - р.24-27. Кнышевский П.Н. " Единение " (Статья) Сборник " Страницы истории " . Л. Лениздат, 1990, - с.196-203 Кнышевский П.Н. Открытое письмо в редакцию " К 45-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне " (Статья) Журнал Московской Патриархии N5, 1990 Кнышевский П.Н. " Безмолвие " (Статья) Журнал " Наш современник " N 6, 1990, - с.157, 158. Кнышевский П.Н. " Отвергнутые " (Статья) Журнал " Ленинградская панорама " N 10, 1990, - с.34, 35. Кнышевский П.Н. " Колокольный стон индустриализации " (Статья) Журнал " Ленинградский рабочий " N 32/2853/, 1990, - с.10. Кнышевский П.Н. Тезисы доклада: " Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны " Материалы международной конференции " Россия, СССР - XX век " , Москва, 3-6 апреля 1990. М. Институт истории СССР АН СССР, 1990. " Параллели власти, или Шесть писем Григорию Евсеевичу Зиновьеву " (Статья) Еженедельник Ленинградского союза журналистов " Час пик " N 17/62/, 1991, - с.4. Кнышевский П.Н. " Тайна захоронения Иоанна Кронштадтского " (Статья)

http://bogoslov.ru/person/254499

После пожара 1855 г. для осмотра обгоревших построек по распоряжению Архангельской губ. строительной комиссии был командирован архит. Г. К. Иванов, который составил акт «О состоянии этих зданий и проект на возобновление оных» (РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 5 об.). Первая деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была возведена на Кий-острове за полгода небольшим числом плотников, приглашенных из Каргополя,- Гришкой Георгиевым, Васькой Прокопьевым, Трушкой Яковлевым «со товарищи» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. Л. 55 об.). Плотницкие работы велись круглогодично, а каменные - только в летний период. Нек-рые каменные сооружения строили не один год. Так, Воздвиженская ц. возводилась с 1658 по 1661 г. Крестьяне онежских волостей были основной рабочей силой на всех этапах строительства обители. В 1657-1659 гг. письменные источники зафиксировали имена «пришлых» каменщиков и кирпичников: из Кириллова, Каргополя, Белоозера и даже из Валдайского Иверского мон-ря (Там же. Д. 28. Л. 16 об.- 17), т. к. опыт каменного строительства в Поморье к этому времени был еще невелик. Ближайшим к Кий-острову местом, где каменное строительство велось с сер. XVI в., был Соловецкий мон-рь. Но в сер. XVII в. его братия находилась в оппозиции к патриарху Никону, что не позволило установить тесные связи между 2 обителями Белого м., близкими по географическому положению. Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня В XVII в. в устье р. Онеги на Белом дворе, принадлежавшем К.-О. м., были выстроены печи для обжига кирпича. В 1658 г. у этих печей работали кирпичники из Каргополя, Кириллова Белозерского и Ферапонтова Белозерского мон-рей, но самой значительной была бригада из 43 кирпичников «вотчин монастыря Ставроса... разных волостей во главе с Мишкой Григорьевым. Ими было сделано для монастыря в том же году 262 тысячи кирпичей» (Там же. Д. 1. Л. 111-111 об.), которые с «устья Онежского... барками возили» на Кий-остров. Сложность доставки строительных материалов на остров и экономические соображения диктовали необходимость использования местного камня, дерева, глины.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

О практике подобных перепосвящений Никон, как предполагает К. Л. Щедрина, мог узнать, ещё будучи иеромонахом Анзерского скита: на его территории известно несколько крупных каменных языческих лабиринтов с выложенными около них руками соловецких подвижников каменными же крестами 1073 . История создания кийского Крестного монастыря вкратце может быть сведена к следующим событиям. Строительство Крестного монастыря началось 13 июня 1656 года – этим днём датирована царская грамота из приказа новгородской четверти каргопольскому воеводе Фёдору Игнатьевичу Малыгину о постройке по челобитью патриарха Никона на Кий-острове Крестного монастыря, против Онежского устья: «…поставить церковь и монастырёк соградить во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго чудотворца Филиппа митрополита...» 1074 19 июня 1656 года патриарх Никон поручил в своей грамоте из Москвы в Каргополь строителю старцу Нифонту Теребинскому обследовать, измерить Кий-остров, составить чертёж и найти подходящее место для сооружения монастыря. В грамоте также сообщалось, что в строящийся монастырь со служкой Кожеозерского монастыря Пронькой Мининым посланы 50 книг для раздачи тем, «которые учнуть быть в монастырь Честнаго Креста вкладчики» 1075 . Известно, что после рассылки Грамоты Никону удалось собрать на монастырь 6 тысяч рублей – огромную по тем временам сумму 1076 . В первое время существования обители патриарх Никон не дал ей полной хозяйственной самостоятельности, поставив во главе хозяйства своего стольника В. Поскочина. Монастырские документы 1656–1658 годов свидетельствуют о его хозяйственной деятельности: стольник постоянно объезжает монастырские вотчины, ведёт переписку со строителем старцем Исаией 1077 . В воскресенье 27 июля 1656 года из Успенского собора в кийский монастырь был перенесён животворящий крест. Как свидетельствуют документы, в Успенском соборе после славословия патриарх Никон совершил по чину поклонение животворящему кресту, который был уготован для послания в Крестный монастырь на Кий-острове, проговорил «стихеры крестные» к празднику Происхождения Честного Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

После Литургии взялись за изготовление подножия для креста, и патриарх Никон повелел начать крестный ход. Животворящий крест до Филиппова креста провожал сам патриарх Никон в сопровождении священников. Здесь после чтения Евангелия и крестных молитв, пения ирмосов патриарх Никон осенял животворящим крестом народ, кропил святой водой и благословлял. Благословив черного крестового священника, диакона и дьяка, которые должны были везти животворящий крест на Кий-остров, патриарх Никон с крестным ходом вернулся в Успенский собор 1078 . В пятницу 1 августа, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня при подножии Кийского креста на серебряной позолоченной пластине сделана гравированная надпись о создании креста и о находящихся в нём мощах 1079 . По «Сказанию» о Кийском кресте (1 августа 1656 года) 1080 , святыня была изготовлена из кипарисового дерева и представляла собой точную копию Креста Господня, «мерой в длину 4 аршина, поперечное дерево 3 аршина без трёх вершков, титла аршин без вершка, подножие – аршин, ширина – пять вершков, толщина два вершка», на кресте помещались ковчеги с мощами 300 святых; у подножия имелась надпись, что крест сооружён тщанием патриарха Никона , и стояла дата – 1 августа 7164 (1656) года 1081 . Перенесение животворящего креста на Кий-остров обрело для современников события пророческий смысл, особенно в период начавшейся в мае 1656 года войны со Швецией 1082 : завоевание 31 июля 1656 года русскими войсками немецкого города Иван Шушерин, автор «Известия» о патриархе Никоне , связывал с установлением на острове Кий кипарисового креста-мощевика 1083 . По составленной 30 марта 1657 года описи Онежского Крестного монастыря в обители уже выстроен Воздвиженский собор и в нём установлен животворящий крест 1084 . В 1660 году во время своего пребывания в Крестном монастыре Никон заново перестраивал каменный Воздвиженский собор по образцу верхней части соловецкого Преображенского собора 1085 . В 1843 году для Кийского креста иждивением архиепископа Олонецкого Игнатия (Семенова) был сооружён киот из розового мрамора и подставка из тёмно-синего мрамора.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Несколько позднее началось строительство еще двух монастырей. Патриарх Никон, будучи иноком Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился с острова Анзер в небольшом судне на материк. Бурей судно было прибито к Кий-острову Онежской губы. В благодарение Богу за избавление от гибели он поставил здесь деревянный крест. Позднее, когда в сане митрополита Новгородского он возвращался в Москву с мощами святителя Филиппа, он опять посетил этот остров и поставил там часовню. Став же Патриархом, он строит на Кий-острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. В 1660 году Патриарх Никон прожил около года во вновь основанном монастыре, где уже было закончено строительство соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с приделами, посвященными Архангелу Михаилу и святителю Московскому Филиппу. Престол в алтаре был выполнен из огромного гранитного камня наподобие Гроба Господня. Как отмечают исследователи, архитектурные особенности самого храма роднят его с Преображенским собором Соловецкого монастыря, построенным Митрополитом Московским Филиппом в бытность его настоятелем в Соловках. Второй монастырский храм на Кий-острове был посвящен празднику Происхождения Честных Древ Креста Христова и освящен 1 августа. Таким образом, в истории этого храма первый престольный праздник совпал с днем его освящения. Для Крестного монастыря был изготовлен Крест из кипариса, точно повторивший размеры Голгофского Креста Христова. Для этой цели в Иерусалим был послан патриарший иеромонах. Выполненный крест был обложен листами позолоченного серебра и в него были вложены частицы Древа Креста Господня и Ризы Господней, частицы Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа; было вложено множество частиц мощей святых угодников: кроме мощей апостола Андрея Первозванного, первого проповедника веры Христовой на Руси, наряду с мощами восточных, общехристианских святых помещены были частицы мощей Митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, первого Казанского святителя Гурия, архиепископа Иоанна Новгородского, преподобных Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, праведного Иакова Боровичского и другие.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-n...

После этого события, – продолжает он, – сердце наше стало более разгораться любовью ко кресту Христову и расположило нас создать на острове Кий иноческую обитель. Но прежде, нежели мысль эта пришла в совершение, Господь на пути моем, – говорит Никон, – в Соловецкий монастырь за мощами св. митрополита Филиппа, судил мне увидеть, спустя 17 лет, крест, поставленный на острове Кий, совершенно целым, и услышать, что сила Божия чрез него спасает многих от опасности потопления. Тогда, – заключает свою грамоту Никон, – я утвердился в намерении воздвигнуть здесь монастырь». И вот в 1656 году, когда сооружение Иверского монастыря приходило уже к концу, Никон испросил у царя грамоту на построение другого монастыряКрестного, на острове Кий, в заливе Белого моря. В то время Никон обнародовал от себя окружную грамоту о создании этого монастыря и призывал всех сынов отечественной Церкви к пожертвованиям в пользу созидаемой вновь обители. Между тем в Москве приказал он устроить для обители величественный крест из кипарисного дерева, по высоте и широте подобный, как говорит Никон, кресту Христову, украсил его серебром, золотом и драгоценными камнями, сокрыл в нем до 300 частиц св. мощей, также кровь многих св. мучеников и части св. камней палестинских. На сторонах этого креста изображены: вверху – равноапостольные Константин и Елена, а у подножия – царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон , в молитвенном положении, с преклоненными коленами и главами. Торжественно отправлял Никон этот крест из Москвы к месту его назначения. После молебного пения в соборной церкви он сам, при собрании многочисленного московского духовенства и народа, сопровождал его за Сретенские ворота, до того места, где стоял Филиппов крест. Здесь опять совершив молебное пение, Никон отпустил святыню на предназначенное ей место и, благословив людей, имевших отправиться с ней в дальнейший путь, возвратился в Москву. С тех пор пастырский взор его постоянно следил за ходом и успешностью сооружения новой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010