А блаженный старец телом своим почивал перед нами, с блаженным миром Божиим на лице своем, которое сияло нам, благословляя и утешая нас духом своим, сопричастным Духу Святому. Благодатное благословение его преизобильнее проявлялось в тихих и обильных молитвенных слезах, изливаемых из сердец и очей наших с волнами печали и радости, необъяснимо сменяющимися и переливающимися в душах наших. Поистине мы в те три дня и три ночи, да и после этого, вплоть до сорокадневного поминовения, переживали на собственном опыте истину святых православных отцов и подвижников о том, что существует благодатный радостотворный плач (называемый по-гречески хармолипи ), который в то же время – и истинный плач, и истинная радость. Возле гроба отца Иустина именно это мы и чувствовали во все те дни: слезы нельзя было остановить, но это были печально-радостные и крестно-воскресные слезы, переживаемые только в часы истинного, срастворенного с благодатью покаяния. Все здесь было тихо и кротко, не было воплей или рыданий – только тихий дождь печали и умиления, проникнутый благодатным утешением и райскими воздыханиями – чувствами, столь свойственными святому авве, и поэтому, возможно, дарованными нам по его молитвам. Как будто праздновали мы Святую Пасху, совершив перед этим чин погребения; именно так об этом сказал один святогорец: «Погребение отца Иустина было праздником Пасхи!» Это ощущалось в те три дня и три ночи в самой обстановке вокруг гроба отца Иустина: блаженно уснувший угодник Божий, почивая от трудов подвигов своих в мире Господа своего, как будто тихо дышал во гробе – что, по словам прозорливого отца Порфирия из Греции, также было знаком богоугодничества и осенения благодатью, – и это его мирное и миротворящее дыхание, лучше сказать, дыхание Духа Святого, передавалось нам. Мы не чувствовали никакой боли и усталости, мы лишь грустно радовались печалью по Боге, в живой надежде воскресения, в ясном чувстве неумирания и бессмертия аввы. Не смеем сказать, что в той же мере, но, разумеется, отчасти и «мы возле его гроба почувствовали то же, что и он когда-то ощутил возле гроба своей матери: истинное и действенное ощущение бессмертия. Христос Воскресший и общее воскресение было действительностью, наступившей здесь и сейчас, не только для почившего аввы, но и для нас, стоящих вокруг его святого и благоухающего тела. Пусть и за этот дар возносится слава Всемилостивому Господу и Его угоднику, который и по смерти засвидетельствовал то, о чем проповедовал и свидетельствовал всю свою жизнь: Воскресение Христово и наше воскресение в Нем суть альфа и омега христианства, и «райская радость бытия переживается воскресением».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Все вошли в дом; калеки на костылях торопились подыматься по лестнице, друг другу помогая. Большая, светлая комната с окнами на чудное озеро; солнце всю ее залило; в углу стоит стол с образами и с чашей чистой кристальной воды из колодца, вырытого у самого берега озера; вода, просачиваясь через песок, естественно фильтруется. «Так бы и пил и пил эту воду», – сказал отец Иоанн после молебна. Перед столиком стали солдатики на костылях, сбоку – монашенки. Отец Иоанн стал громко и внятно произносить вылившиеся из его любвеобильного сердца молитвы ко Господу. Вид искалеченных воинов, видимо, особенно растрогал Батюшку, привыкшего постоянно видеть больных и страждущих. Особенно вдохновенно «говорил» отец Иоанн с Господом, именно – «говорил», убеждал, просил, кланялся. «Ты видишь, Господи – говорил отец Иоанн, – перед Собой измученных уязвленных воинов, Ты видишь их раны, Ты видишь их мучения, их тоску, их страдания. Помоги им, исцели их, утешь, ободри. Освяти эту воду, – и Батюшка рукой указывал на сосуд с водой, – и дай всем вкушающим ее, окропляющимися ею здравие, бодрость, утешение». Кончал одну молитву славословием отец Иоанн и начинал другую, и все умилительнее и трогательнее лилась молитва отца Иоанна; вместе с ним молились все от всего сердца: слезы текли по щекам, сердца взывали к Господу, а молитвенник наш брал в руки крест, целовал его и говорил: «Ты Сам, Господи, страдал до смерти крестно, Ты исцелял наши человеческие страдания, утешь, исцели вот здесь стоящих перед Тобой людей». Затем отец Иоанн произнес: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь», – и, обратившись к хору сестер, сказал: «Царю Небесный». Начался молебен с водоосвящением. Долго выбирал отец Иоанн, какое прочесть Евангелие, и остановился на 20-й главе Евангелия от Матфея, стихи 1–16. Более подходящего к живущим в здравнице воинам евангельского текста нельзя было выбрать; и какое знаменательное явление, что отец Иоанн именно выбрал это, а не другое Евангелие! Среди раненых и увечных постоянно возникают споры и пересуды, где кто был ранен, в скольких сражениях участвовал, и несчастные больные, не раненые, а захватившие на войне тиф или другие болезни, всегда чувствуют себя как бы неловко перед ранеными и искалеченными. В притче о найме работников в виноградник все получают в конце работы ту же плату. Громко и отчетливо произнес отец Иоанн слова: «Друже, не обижу тебе»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь. Свято-Троицкий Богоявленский мужской монастырь был основан в пригороде г. Орша (Кутейно) в 1623 году. Первая постройка – деревянный Богоявленский собор. Пятикупольный собор с пятиярусным иконостасом был возведен в 2 этажа. Его стены украшали росписи на 38 библейских сюжетов. Следующая церковь монастыря – Святой Троицы тоже была деревянной. Комплекс монастыря состоял из этих 2-х церквей, колокольни и хозяйственных построек. Монастырь стал духовно-просветительным центром. В нем была школа и артель художников-иконописцев. Известность получила и открытая при нем типография, где печатались духовные книги. Но позже ее перевели в Москву в Иверский монастырь, и значение Богоявленского монастыря как бы уменьшилось. В 1885 году деревянный Богоявленский собор сгорел в результате удара молнии. Под его фундаментом было обнаружено помещение 11 кв. м, много ниш и подземных переходов. Был обнаружен деревянный крест, укрепленный камнями. Сегодня эти проходы засыпаны. В 1917 году монастырь закрыли, церковную утварь разворовали, колокольню и стены церкви разрушили, кельи монахов отдали под жилье, на территории монастыря устроили гараж. Возрождение монастыря началось в 1990 году. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм, переосвящен в Богоявленский. В монастырском здании устроена крестильная церковь. http://www.guidebook.by/architecture/ Монастырский собор – Богоявленский - представлял собой четырехсрубное крестно-купольное строение, три сруба были пятигранной формы. А на входе располагалась открытая галерея. Интерьер храма был богат своими росписями. В 1639 году в храме были расписаны стены 38-ю разными композициями, также был вырезан из дерева иконостас. Тут же на стенах висели портреты семьи Стеткевич, как основателей этого монастыря. А возле алтаря поместили мощи святых. Под фундаментом храма находился еще один храм, подземный – храм Воскресения праведного Лазаря. В 1778 году Богоявленский собор переконструировали. Но в 1885 году сгорел, после чего больше не воссоздавался.

http://sobory.ru/article/?object=17668

«Возлюбленная чада, се вы оставляю, а где есть сокровище мое, извещаю: В винограде 434 закопах. Того вы ищите, а мене, отходяща во ин век, простите». То изрек, преставися. Погребше й чада, с мотыками идоша на труд винограда. Воскопаша и везде, но не обретоша искомаго, – лозы же плод мног принесоша, Иже елма собрася, много сребра взяша и то быти реченно от отца познаша. Темже 435 яша на всяк год виноград когтати, – не в земли, но от трудов сокровищ искати. (Из цикла «Закон») Врачевства, во ковчезе 436 егда пребывают, недужным ни малую помощь содевают; Подобне аще злато замкненно хранится, стяжателю 437 прибыток ни един творится. Тако закони в книгах всуе положени, аще прилежно в царстве не будут хранени. Змий В некоей стране змий превелий бяше, близ моста лежя, вред лютый творяше. Кони и волы и всяк скот хищал есть и путь творшыя люди поглощал есть. Тем путем святый епископ пустися Донат, а змий на нь гладный устремися, Разверз челюсти, святый наплеваше в гортань, и знамя крестно 438 содеяше. Того не терпя, змий той умертвися, о немже страна вся возвеселися. Осмь супруг 439 волов зла гада везоша на поле, тамо огнем и сожгоша. Забвение Алверт Великий зело премудр бяше, 440 тайны естества дивны исписаше. Егда же века старости дожил есть, мудрости всея конечно 441 забыл есть. Феодорик же, Канисий реченный, о смерти брата Петра увещенный, Толь ужасеся, даже забы всего: книг писания, имене своего. Подобне Корвин, ветий 442 преученный, недугом долгим люте удрученный, Забы имене своего вещати. Коль память слаба, мощно по сих знати. Земля Земли три части мокнут под водами, четверта токмо суха под ногами всех есть ходящих и разум имущих, и зверей сущих. (Из цикла «Злато») Краль галлийский Бреун 443 деву возлюбил есть и яко с женою с нею нечто жил есть. Она же не право онаго любяще, но точию злато лестию взимаше. Позна лицемерство краль хитрыя жены, уразуме, яко бе ею прелщенны. Умысли ю златом довле насытити и лесть 444 не без казни должныя пустити. Повеле воинству злато ей метати,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свет мира как солнце новой жизни засияло из гроба, как до страданий сияло на горе Фавор. Пусть все создания радуются Воскресению Христову, потому как слабое и немощное стало сильным и могучим, утвердившись. В Воскресении Христовом изменилась вся вселенная. Это — новое сотворение мира и новое рождение человека, его пути из самой Жизни, который Воскресший Христос дарует миру и человеку. «Я есть Путь, Истина и Жизнь», — говорит о себе Господь. Воскресший Христос явился женам-мироносицам и напуганным апостолам, которые, устрашившись иудеев, разбежались, собрал их около Себя и укрепил веру их словами: «Не бойтесь! Я победил мир!» — мир, который несколько дней назад осудил Его и распял на кресте. И правда, Он сегодня, как и всегда, собирает нас около Себя и говорит: «Не бойтесь, ведь я победил мир!» Увидев и испытав славу Христа Воскресшего, славим Его и восклицаем: «Христос Воскрес, народы! Христос Воскрес, славьте! Христос Воскрес, верьте!», да «проповедуем то, что глаза наши видели, руки наши осязали», как сказал апостол и евангелист Иоанн Богослов, «чтобы и вы, уверовав, жизни вечной достигли». Наша вера — вера крестно-воскресного опыта. Мы знаем и поэтому верим. Знание, приобретенное через опыт, — лучшее утверждение веры. До Своего страдания, погребения и Воскресения Господь привел Своих учеников на высокую гору. То была гора Фавор. На ней, преобразившись, Он открыл им тайну Своего богочеловеческого естества, которое им и всему миру предстоит познать опытным путем по Его Воскресении. Проявление Божественной силы и славы сопровождалось светом нетварной благодати, которая во Христе и которую примет мир через Его Воскресение. Мир без Христа — мир мрака. Мир с Воскресшим Христом — мир вечного света, света, который освещает каждую часть нашей души, нашего существования. Поэтому мы — дети света. От него, Света жизни, да примем и мы свет, чтобы светить миру. Поэтому нам Господь говорит: «Да светит свет Ваш перед людьми, да увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, которых на небесах».

http://pravmir.ru/pasxalnoe-poslanie-pat...

V. Смесь I. Город Звенигород. Исторический очерк. В. и Г.И. Холмогоровых II. К истории Медицинской науки в России Е.В. Барсова . По поводу сочинения: История первых Медицинских школ в России. Я.А. Чистовича. СПб. 1883 III. Воспоминание об А.Е. Викторове . Е.В. Барсова Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1883. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Дополнения к Дворцовым Разрядам, по поручению графа Д.Н. Блудова, собран-ные из книг и столбцов прежде бывших Дворцовых приказов Архива Оружейной Палаты Ив. Забелиным, часть первая с предисловием II. Материалы историко-литературные 2. Сведения о Славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной Семинарии в 1747 г. Д.Ч. О. Архимандрита Леонида III. Материалы иностранные Путешествие в Московию Датского посланника Иакова Ульфельда в 1575 году. Перевод с Латинского XVIII века. С предисловием Е.В. Барсова (Окончание) IV. Исследования Великое Зерцало. Из истории русской переводной литературы XVII века. Исследо-вание П.В. Владимирова. (Приложения) V. Смесь Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта. С предисловием Е.В. Барсова 1. Дело по отпискам Ивана Мещеринова о Соловецких выходцах с запросом о том, как с ними поступать 2. Дело о перемене начальных людей над стрельцами, осаждавшими Соловецкий монастырь 3. Дело по челобитью стрельца Ивашки Мурзина 4. Дело стрельца Ивашки Горлова 5. Дело о смене стрельцов, осаждавших Моловецкий монастырь 6. Дело по челобитью Рейторского строю майора Келера 6. Дело по челобитью ротмистра Буша 7. Дело по челобитью рейтарского строю поручиков Гутковского и Стахорского 8. Отписка Ивана Мещеринова с извещением, что многие заводчики мятежа при-шли в познание своей вины и поссорились церкви 9. Отписка Государю Ив. Мещеринова, с извещением о том, что он научил началь-ных людей и стрельцов делать фитиль и с запросом о том, откуда брать лен для фитиля 10. Отписка Государю Ив. Мещерякова о недостатке пушкарей и пушках Крестно-го монастря, которых не дает строитель без указа и грамоты

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И если бы все ограничивалось этим, была бы только тоска и грусть, и печаль, и чувство неуверенности. Но это не все, потому что хотя ничто нам в собственность не принадлежит — мы так богаты. Мы богаты жизнью, которая нам дана в подарок, богаты телом, душой, дружбами, родными... — столько у нас всего есть; и все это — знак любви Божией и человеческой. Если мы могли бы что-либо присвоить, назвать своим до конца, так, чтобы оно не зависело ни от Бога, ни от людей, мы вошли бы не в Царство радости и жизни, а в какое-то жуткое царство, где больше не осталось любви. Все, что мое, было бы тогда отнято от чуда, что Бог мне дал непосредственно или через человека, человеческой любовью. И поэтому нищенство духовное и есть первая печать Царства Божия, то есть Царства Любви. Если только мы осознаем, что ничто из того, что мы называем своим, нам не принадлежит, и одновременно поймем, что это нам ДАНО Богом и людьми,— вокруг нас начинает водворяться Божие Царство. Наш сосед, наш ближний — уже не чужой; он — вестник от Бога, он может одарить нас добрым словом, улыбкой, куском хлеба, кровом, поддержать рукой или поддержать духом своим. Если мы были бы действительно внимательны к тому, что происходит в жизни, мы из всего могли бы собрать, как пчела собирает мед, благодарность. Благодарность за каждое движение, за дыхание свободное, за небо открытое, за все человеческие отношения... И тогда жизнь делалась бы все богаче и богаче, по мере того, как мы будто беднели бы все больше и больше. Потому что когда у человека больше ничего нет, и он осознает, что все в жизни — милость и любовь, он уже вошел в Царство Божие. Плод жизни — благодарность, но благодарность сама должна принести плод. В одном западном произведении, в лютеранском катехизисе, первая часть посвящена Богу; а вторая часть, посвященная человеку, вся собрана под заглавием " О благодарности " . И автор объясняет, почему: если ты понял, Кто — Бог, если ты понял, кто твой ближний, тогда из одной радости и благодарности можно жить; можно жить целесообразно, жертвенно, крестно,— и жить вместе с тем жизнью воскресения и будущего века уже теперь. Благодарность — и только она — может побудить нас к предельному подвигу любви по отношению к Богу, по отношению к людям. Чувство долга, обязательств, может, не найдет в себе силы, чтобы совершить последний подвиг жизни, жертвы и любви. Но благодарность — найдет.

http://predanie.ru/book/70587-lyubov-vse...

“Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОГО ВЫ ДУХА; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение” ( ст. 55, 56). Вот сей дух! Не похожа на Божий Дух раздраженная ревность автора жестоких писем. А в одном письме официальном, которое он просил напечатать, он пишет: “кинжал, яд, отравление, хитрость - вот средства борьбы!” Нет, сего принять невозможно! Иногда (и часто) мне приходят мысли: я грешный. Но Господь-то именно для нас, грешных-то, и приходил... И спасаемся-то мы не делами, а верою, благодатию. Да, именно и хочется за грехи-то свои и потрудиться, хотя бы сие и было крестно. Но спасительно. Афонский Патерик так много дает примеров, что и грешники (и даже больше: отрекшиеся от Христа, блудники, и т. д.) могли становиться мучениками даже. Ныне день пророка Ионы. Как-то, может, легкомысленно, а может и пророчески я обронил слова: пусть меня, как св. Иону, выбросят с корабля, лишь бы наступило примирение за границей (в письме к Митрополиту Антонию). Поэтому я ныне особенно помолился ему на молебне. Тоже ревнитель был не духа Христова: не хотел даже спасения Ниневии: “Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии”. “Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота неразумного?!” И пожалел! И помиловал за покаяние. Нужно жалеть Россию и даже тех, которые грешат сейчас там. Аминь. И нужно, может быть, сначала идти не с обличением, а с ласкою, утешением, чтобы приобщить задавленные, унылые, падшие души! Спаситель в первые полтора-два года почти не говорил о кресте. Опять принялся за жития святых. Слава Богу. Первое было о св. Митрополите Алексие. Служил и Церкви, и народу. Конечно, и гордости много: о себе думаю много и больше должного. Господи! Сохрани от сего искушения. 28 сентября/11 октября ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ ЛИТУРГИЯ Поехал в Хопово  И пропустил несколько дней записи. А пережито много... И столько было волн... Опять все замоталось: то уверенность, то сомнение в правильности принятого пути. Одни подтверждают, другие проклинают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Христос явился во славе Отчей; по любви жертвенной, крестной любви к падшему человеку, Он Сам стал человеком, приняв на Себя жизнь в сузившемся до ужаса вследствие греха тварном мире. Он понес на Себе все последствия падения, но не только в жажде, в голоде, в утомлении, в смятении духа, в слезах над Лазарем, не только смертью телесной, физической на Кресте. Он для того так соединился с человеком, настолько захотел быть тем, что он есть, чтобы человек стал тем, что Он; для того Он принял на Себя трагически, крестно, убийственно богооставленность, которая убивает человека. Человек потерял Бога грехом, Христос потерял Бога в момент Своей крестной смерти, чтобы ничем не быть отделенным от судьбы человека. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27:46 ), – это самый страшный возглас, который когда-нибудь прозвучал в человеческой истории, потому что Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, захотел быть настолько единым с сынами противления, что согласился вместе с ними лишиться Бога. И от этой страшной Богооставленности Он умер, как всякий сын человеческий, и сошел в ад. Церковь свидетельствует святыми иконами, Преданием, что по смерти Иисус Христос сошел в ад. Мы представляем себе ад по ветхозаветным и средневековым преданиям, образам, фольклору как место страшных мучений. Но самое страшное в аду Ветхого Завета, в школе, о котором говорит Псалмопевец и другие боговдохновенные авторы Священного Писания, не мучения, а то, что это такое место, где Бога нет и не будет никогда; это место последнего, безнадежного отсутствия Божия, место предельной богооставленности. И в этот ад грехом Адама сходили все умершие, включая ветхозаветных правсдников. Страдания их различны, ибо различны их посмертные судьбы, но богооставленность почти одинакова: между Богом и этим местом нег пути. Когда Христос сошел в ад в ужасе боголишенности, Он как человек, потерявший Бога, спустился в те глубины, из которых как будто нет возврата, где нет надежды на встречу с Богом. Ад широко раскрыл свое жерло, чтобы поглотить Того, Кто на земле побеждал его во всем и везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиерей и Святейший Патриарх Павел, ученик Христов, был живым воплощенным Евангелием, ходячим Евангелием среди нас, недостойных. Куда бы ни пошел, он Евангелие нес, Евангелие воплощал, Евангелие исповедовал и проповедовал. От роду носил он его в себе, всем сердцем следуя за Господом, первым Евангелиеносцем и Евангелиедателем. А потом получил имя Павла, пятого евангелиста Христова. «Павел» значит малый, малого роста, но и этот Павел, как тот, превзошел и третье небо. Малый Павел (Стойчевич), из села Кучанцы в Славонии, из Призрена и из Косово, из Белграда и Сербии на гористых Балканах вчера достиг третьего неба. Великая радость на небесах, и великий плач в сербских землях и краях от Дуная до моря. Но здесь это – плач, пронизанный радостью, так же, как и первые христиане плачем и радостью жили и с плачем и радостью проводили святого первомученика Стефана. Чудесное сочетание, непостижимое. Никакая наука, меньше всего психология или мелкие человеческие логики, не могут постичь тайну грустно-радостной истины Евангелия, крестно-воскресной жизни Евангелия. “Крест носить нам суждено”, – сказал сербский владыка в Цетине. Но крест ведет в воскресение и дает воскресение. А без креста нет и воскресения. Как апостол Павел, и новый Павел Всесербский и Всеправославный с детства страдал. Страдал он и в ту, и в эту войну. И в ту, и в эту войну его чуть не убили. Он служил Господу и в слабом теле, чудном, и светлом, и святом, каким мы видим его здесь перед нами. Когда Святейший два года тому назад внезапно ослаб, он спросил одного владыку: “Пойдешь ли ты на похороны патриарха Павла?” Тот ответил: “Это будут не похороны, а перенесение мощей!” Братья и сестры и дорогие дети, мы являемся свидетелями того, что перед нами воплощенное Евангелие. Пострадавшее, или, лучше сказать, с детства выстраданное Евангелие. Павел страдал особенно в Косово – 33 с половиной Христовых года. Гонимый, преследуемый, битый, ругаемый, оплевываемый, унижаемый. Он никогда не жаловался, никогда не отвечал ненавистью. А говорил он о достоинстве богообразности человека, о достоинстве народа, о том, что только это христообразное достоинство войдет в Царствие Небесное.

http://pravoslavie.ru/41617.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010