Но переход в Симбирск не оправдал надежд. Жизнь пре­вратилась в тернистый крестно-страдальческий путь. Я остался здесь без прихода и без церковной службы простым канцеляристом-военнослужащим, отрезав себе путь отступления в Москву. Все трудности московского жития пришлось пережить и здесь. Первые мои службы и проповеди здесь (в церкви Богоявления, в церкви троицы) встревожили своим успехом местное духовенство. После ухода престарелого настоятеля в день зимнего Николы, шестого декабря я был избран приходским священником на многолюдном общеприходском собрании. Перед властями было возбуждено ходатайство об отпуске меня с военной службы, но с этим совпало и увольнение пожилых красноармейцев в бессрочный отпуск. 31 января 1921 г. я был назначен штатным священником и с этого момента я стал пользоваться жалованием. До этого же времени я, хотя и служил здесь с сентября, но ничего не получал в вознаграждение. Вследствие жилищного кризиса я жил очень далеко от прихода – минут сорок ходьбы, а в дни праздничной службы уходил из дома в пять часов вечера и приходил обратно уже на другой день в одиннадцатом часу вечера – через тридцать часов. Но все-таки в конце концов мне удалось устроиться около храма в маленьком уютном чистом домике. Моя душа и моя семья свободно вздохнули под благовест колоколов. Но недолго пришлось радоваться, меня ждал арест (7 марта по старому стилю). В воскресение первой недели Великого поста была последняя служба, утром – литургия с проповедью об иконопочитании. а вечером этого же дня многолюдная двухчасовая беседа на тему: “Покайтесь и верьте в Евангелие” с общенародным пением... На другой день – в полночь, после двухчасового обыска с отобранием у меня всех моих литературных черновых работ, я был арестован ЧК. Через несколько дней мне были предъявлены обвинения контрреволюционной агитации против советской власти. Эти обвинения были основаны или на сплошной лживой выдумке агентов ЧК, или же на извращении непонятых слов моих проповедей. Проповедь о весеннем пробуждении и соответственном пробуждении души и об укреплении ее цветами добра и любви, была истолкована как намек пробуждения контрреволюционного настроения в стране. Проповедь о пришествии Христа Спасителя была истолкована как намек на пришествие политического спасителя из Кронштадта и тд.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

Особенно это видно у евреев, где Иегова (или иногда сокращенное Иего) весьма часто входит в состав имени: Иоанн – Божий милостивый дар (сербское имя Божидар); Гавриил – сила Божия; Мария (Мариам) – Превозвышенная, Великая (Богом); Иехония, Иоаким, Анна (сокращенное из Иоанны) – Благодатная и Миловидная и т. д. Но почему завет и имя соединяются с крестом (обрезанием)? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена. Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения – наречении имени – как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство (дав «залог») спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» (крестное имя). То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным – и внутренне, догматически, сродным – словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то, несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона – и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон – значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит – отречься от своей пагубной воли.

http://pravmir.ru/den-obrezaniya-gospodn...

Файл 33228.jpg:   Размер: 404x553, 0.22 MPix, 90 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (130) , (6) . Описание: Воспитание. Марта 5 дня. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.10-11.) Файл 33229.jpg:   Размер: 565x743, 0.42 MPix, 189 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (106) , (5) . Описание: Храм Зачатия Иоанна Крестителя г. Киев, ул. Чернобыльская, 15а В 2016 году в жизни прихода произошло ещё одно важное событие – чтимый храмовый образ Божией Матери «Воспитание», в честь которого даже освящён нижний придел церкви, вошёл в число местночтимых икон, и его копия была представлена на постоянно действующей выставке «Украина – дом Пресвятой Богородицы». С тех пор родная для всех наших прихожан икона, уже побывала в самых различных уголках нашей страны, и даже в Иерусалиме, на крестно[...] Файл 34333.jpg:   Размер: 500x654, 0.33 MPix, 111 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (67) , (3) . Описание: Богоматерь «Воспитание». Иконный образец. Начало XIX века. Место создания: Россия. 34,5 х 22,5 см. Материал, техника: Бумага, оттиск, сажа. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34334.jpg:   Размер: 606x830, 0.5 MPix, 195 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (70) , (3) . Описание: Изображение Чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Воспитание. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы]. РНБ Файл 35358.jpg:   Размер: 581x997, 0.58 MPix, 319 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (50) , (2) . Описание: В Спасо-Парголовском храме в центральном иконостасе, налево от Царских врат. есть местночтимый чудотворный список иконы «Воспитание». За 140 лет существования Спасо-Парголовского храма многие поколения верующих молились Пресвятой Богородице перед образом «Воспитание» о предстоящем материнстве и воспитании чад в вере и благочестии. До наших дней дошла краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству». И Царица Неб[...]

http://pravicon.com/icon-69

е. творение спасти творение же. Но в то же время без Ее согласного участия само это спасение в полноте не может быть совершено Тем, Кто является единственным и истинным Спасителем и Искупителем человеческого рода. В этом смысле Она сама не совершает спасения, но есть его необходимое условие со стороны человеческой. Ведь и Дух Св., почивший на Богоматери, не воплощается и не вочеловечивается, а следовательно, также не может быть назван Спасителем и Искупителем. Однако, мы знаем, что Его наитием совершилось боговоплощение, и Его снисшествием совершенно освятилось и помазано было человечество Богочеловека в крещении (как и Его же силой по воле Отчей совершается далее и воскресение Христово, и одесную Отца седение). И если быть точным, то и Дух Св. может быть назван со-Спасителем и со-Искупителем, хотя это и не умаляет и не упраздняет силы того факта, что Господь И. Христос есть наш единый Спаситель. Необходимо, чтобы человечество в лице Богоматери и возлюбленного ученика (конечно, по разному и в разной мере) сораспиналось со Христом, а не пассивно только принимало данное Им спасение. Самое принятие спасения, усвоение его плодов, предполагает взятие своего креста и следование за Христом, по слову Его, или сораспятие с Ним, по слову Его апостола. Иными словами, оно должно быть крестно, как и Господь сораспинается в каждом страждущем человеке (согласно вопросо-ответам на Страшном Суде). И это-то сораспятие от лица всего человечества, за всех и для всех, было принято и совершено Богоматерью у креста. РИета, положение во гроб Спасителя, окруженного склонившейся над Ним Богоматерью вместе с другими избранными представителями человеческого рода, есть полный образ нашего искупления: вкусивший крестную смерть Спаситель и принявшая крестное со-распятие Богоматерь: Иисус и Мария, Христос и Церковь . Богоматери не дано было вкусить самой смерти вместе со Своим Божественным Сыном. Напротив, Ее кончина была отсрочена еще на долгое время, как отсрочено было и Ее прославление. Так было определено в путях строительства нашего спасения, и “Рабе Господней” суждено было еще раз смиренно покориться этому Божественному суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Святая Праведная Тавифа, моли Бога о нас, помоги нам обрести добро-детели и милосердие к людям. Поклонились Святой Тавифе, посетив ее усыпальницу. Гостеприимные матушки монастыря напоили нас на дорогу чаем. Помоги им, Господи, в их нелегком служении. В Яффе построено еще два монасты-ря - греческий монастырь Георгия Победоносца и монастырь Архангела Ми-хаила - он стоит на месте дома кожевника, в котором останавливался Апостол Петр. 9 июня.День 8й. В этот день посетили Хеврон. В Хевроне жил Патриарх Авраам. И дви- нул Авраам шатер, и пошел и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу. И явился ему Господь у дубравы Мам-ре. когда сидел он при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стояли против него (Бы-тие,18,1-2) И получил Авраам известие, что неплодная жена его Сарра в 90 лет родит ему сына и нарекут его Исаак. В Хевроне находятся гробни-цы Праотцев Авраама. Сарры, Исаака. Известно, что к дубу Мамврийскому приходил отдыхать и слагать свои псалмы царь Давид. Сколько лет дубу? Возраст его исчисляется в 5000 лет - живой старец среди деревьев. Ав-рааму было 75 лет, когда он отдыхал под ним, и уже тогда он называл его большим. А прожил Авраам 175 лет и умер за 1800 лет до Рождества Христова. По преданию здесь был земной рай, где жили Адам и Ева. В до-лине росли финики, инжир, виноград, маслины, земля здесь очень плодо-родна. Крона дуба Мамврийского достигала 120 саженей. В 1868 г. учас-ток у дуба Мамврийского был куплен - Антонином Капустиным для русской Православной церкви. В 1871 г. прямо у дуба состоялась первая Литургия в праздник Пресвятой Троицы. Затем Литургии служились ежедневно. Па-ломники ночевали у дуба. только спустя долгое время появилась гостини-ца для паломников (теперь там трапезная монастыря). Паломники спали вповалку на травяных матрацах. Антонин Капустин купил землю у пяти семей турок. Турки продали зем-лю, но запретили строить храм. Один из продавших землю - Ибрагим Шалу-ди был убит. В 1884г. Святую землю посетил Св. Патриарх, и в 1906 г. начали строить храм. Строительство храма закончено в 1914 г., а освя-щен только в 1925г. Патриархом Дамианом. Тогда состоялась Библейская трапеза - был заколот агнец. С 1925 г. молящихся не было. Первые русс-кие паломники, представители Русской Зарубежной церкви появились в 1960г., в 1990-92г. появились паломники из России. На земли монастыря многие покушались, но Господь хранит это место. В храме монастыря главный придел посвящен Праотцам, два других - Пресвятой Троице и Свя-тителю Николаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Что же касается управления монастырским имуществом, то и это, согласно со св. канонами, должно быть под непосредственным наблюдением и контролем епископов, с сохранением и за гражданским правительством права, как наблюдения за этим имуществом, так и всякий раз когда бы оно сочло это нужным, за управляющими им. Тоже самое надобно привести в действие и относительно имущества приходских храмов, непосредственное наблюдение за коим и контроль должны иметь епископы, не исключая однако и правительственного наблюдения и контроля. Мы уверены, что никто не может допустить какую-нибудь заднюю мысль в предлагаемых мерах, а напротив, всякий должен иметь более доверия к епископу, которому вверено столь много душ, несравненно драгоценнейших всех сокровищ, нежели к случайному монаху или гражданину, которого личный интерес заставил быть распорядителем священного имущества. Если же все это будет так устроено, при чем будут назначены монахам необходимые издержки для их свободного содержания, а расходы на благолепное содержание св. монасты- —282— рей и приходских храмов будут заранее правильно распределяться, то вместо нынешних недочетов будем иметь порядочную прибыль. Если же эта прибыль будет собираться в особой кассе, управляемой св. Синодом и находящейся под наблюдением гражданского правительства, то она в скором времени составит значительный капитал, проценты с которого Церковь может употреблять на более совершенное образование клириков, на отправление таковых к находящимся вдали от отечества общинам, которые не в состоянии содержать духовных отцов, на отправление проповедников и учителей и в страны, находящиеся вне пределов государства, туда именно, где истинные братия наши лишены духовной пищи, и вообще на другие духовные нужды Церкви. Для увеличения сумм этой кассы, которая может приносить столь великую пользу Церкви и отечеству, можно насчитать много источников. – Полагаем, что одним из таких источников могут быть имущества преосвященных епископов и других высших клириков, числящихся в безбрачном духовенстве, которые совершенно несправедливо переходят во владение праздных людей, часто не имеющих даже и наследнического права, а Церкви, как прямой наследнице, не принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для успокоения взволнованных умов жителей всех Иргизских монастырей и окрестных раскольников настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, решился созвать в монастырь на соборное совещание братию, как своего монастыря, так и всех других Иргизских монасты рей и даже окрестных раскольников. На этом соборе (21 Июня, 1828 г.) настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, изложил весь ход дела и все обстоятельства, побудившие его вместе с некоторыми другими иноками дать князю Голицыну подписку на принятие единоверия. По выслушании объяснений, представленных Адрианом, собор единогласно определил: «просить настоятеля объяснить его сиятельству, г. Саратовскому гражданскому губернатору, что, так как монастырь Нижне-Воскресенский содержит святую соборную апостольскую церковь без всякого изменения, или прибавления, или убавления по старопечатным книгам, то как братия этой обители, так и окрестные старообрядцы ни под каким видом не могут принять единоверия на, правилах, изложенных Московским митрополитом Платоном, и принять единоверие никто из нас не только не просит и не желает, но даже о принятии оного и помыслить не может, хотя бы то страхом, угрозами, разорением и самым истязанием принуждаемо было. Мы, прибавляли присутствовавшие на соборе раскольники, воли Его Императорского Величества не противимся и с верноподданическою любовию приемлем утеснение священства, при нас находящегося, уничтожение монастыря, лишение нас всего имущества, лишение земли, высочайше дарованной, и расточение нас самих вон из монастыря и уничтожение его самого, сколько бы для нас не прискорбно было. Но все-то из повиновения к правительству готовы перенести, но только церкви единоверческой принять совесть нас не допускает. А потому поспешно данную без общего согласия всех монастырей его сиятельству подписку положили просить чрез настоятеля нашего, когда он получит от его сиятельства обратно ту подписку, тогда явить нам оную соборне, такожде явить вообще с сим приговором в Средне-Никольском и Верхне-Спасо-Преображсвском иргизских монастырях, дабы они были успокоены и уверены, что настоятель и братия (Нижне-Воскресенского монастыря), давая подобную подписку на принятие единоверия, отнюдь не имели сердечного чувства отступить от нашей церкви, нами всеми достойно чтимой, и принять вместо оной церковь единоверческую, и никакого к тому и никто, по совести и всем объявляем, но имел из нас желания и согласия» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

И вдруг подпрыгнул — на сосновую шишечку попал, — от непривычки. Горкин разахался: — В монасты-ырь?! Да как же так… да меня твой старик загрызет теперь… ты, скажет, смутил его! — Да нет, я ему письмо напишу, все скажу. По солдатчине льготный я, и у папаши Митя еще останется, да, может, еще и не примут, чего загадывать. — Да Саня-то заика природный, а ты парень больно кудряв-красовит, говорит Домна Панферовна, — на соблазн только, в монахи-то! Ну, возьмут тебя в певчие, и будут на тебя глаза пялить… нашу-то сестру взять — И горяч ты, Федя, подивился я нонче на тебя.. — говорит Горкин. Ох, подумай-подумай, дело это не легкое, в монастырь!.. Федя идет задумчиво, на свои ноги смотрит. Пыльные они стали, и Федя уже не прежний будто, а словно его обидели, наказали, — затрапезное на него надели. — Благословлюсь у старца Варнавы, уж как он скажет. А то, может, в глухие места уйду, к валаамским старцам… Он сворачивает в канавку у дороги и зовет нас с Анютой: — Глядите, милые… земляничка-то божия, первенькая! Мы подбегаем к нему, и он дает нам по веточке земляничек, красных, розовых и еще неспелых — зеленовато-белых. Мы встряхиваем их тихо, любуемся, как они шуршат, будто позванивают, не можем налюбоваться, и жалко съесть. Как они необыкновенно пахнут! Федя шурхает по траве, босой, и все собирает, собирает и дает нам. У нас уже по пукетику, всех цветов, ягодки так дрожат… Пахнет так сладко, свеже — радостным богомольем пахнет, сосенками, смолой… И до сего дня помню радостные те ягодки, на солнце, — душистые огоньки, живые. Мы далеко отстали, догоняем. Федя бежит, подкидывает пятки, совсем как мы. Кричит весело Горкину: — Михаила Панкратыч… гостинчику! первая земляничка божья!.. И начинает оделять всех, по веточке, словно раздает свечки в церкви. Антипушка берет веточку, радуется, нюхает ягодки и ласково говорит Феде: — Ах ты, душевный человек какой… простота ты. Такому в миру плохо, тебя всякий дурак обманет. Видать, так уж тебе назначено, в монахи спасаться, за нас Богу молиться. Чистое ты дите вот.

http://azbyka.ru/fiction/bogomole/

        Колливады оказали огромное влияние не только на свое, но и на последующие поколения. Первоначально это влияние было более ощутимым за пределами Святой Горы, чем на ней самой. Однако сегодня монахи Святой Горы Афон признают вклад колливадов в в возрождение православной духовности и следуют их традиции. Несмотря на то, что противники колливадов значительно превзошли их в числе и постоянно их преследовали, они не только не остановили пламенных афонских исихастов, но и фактически способствовали распространению их идей в Греции и других православных странах (придунайские государства, Россия и т.д.).     Именно колливадам надо отдать должное за возрождение исихазма в XIX веке. Даже в наши дни отцы-колливады продолжают бать вождями Православия и главным звеном, связывающим его со святоотеческой традицией. Повторное открытие исихазма четырнадцатого века, главным образом через труды его поборника св. Григория Паламы (+ 1357 г.), произошло благодаря тем зернам, которые посеяли в XVIII в. колливады.     Коливады вторая волна   С новой силой споры вспыхнули в нач. XIX в., и главной их причиной стал вопрос о частом при чащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это время был св. Никодим Святогорец. Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно вскрыто и искажено письмо преп. Никодима к духовнику Святой Горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о час том причащении. Это послужило поводом к но вым возмущениям, направленным против колли вадов и, главным образом, против самого святого, который, в отличие от первых колливадов, имел на Афоне уже и славу и авторитет.   Чтобы прекра тить волнения, в Кареях 19 мая 1807 года был созван собор из представителей всех 20 монасты рей Святой Горы, который благосклонно отнесся к колливадам и осудил их новых наветчиков. 13 июня 1807 г. преп. Никодим предложил на рас смотрение Св. Кинота Св. Горы свое " Исповеда ние Веры " , где по порядку опровергал все обвине ния, выдвинутые против него.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=71...

С волнением припали мы к этому месту - какое счастье оказаться здесь Даже спустя долгое время слезы наворачиваются на глаза - неужели это было? Слева в пещере еще один Престол - католический - под ним находи-лись ясли, где лежал Младенец, согреваемый дыханием овец. На Рождество в храме состоится Литургия с Патриархом Диодором. В этом же храме мы посетили пещерку, где покоятся кости 14 тысяч младен-цев Вифлеема, избиенных царем Иродом. Здесь же пещера с захоронением православных христиан, избиенных при персах и их начальнике Хозрое. Из Вифлеема по слову Ангела Святое Семейство бежало в Египет. (В монасты-ре Св. Герасима Иорданского икона Святое Семейство на пути в Египет на том месте, где Они останавливались). Неподалеку от храма поле пас-тушков и могилы от 4-го в. Посетили греческий храм Всех Святых, где находится чудотворная икона Божией Матери Мирто-диатисса, запечат-левшая явление Божией Матери в кусте мирта, и икона Преподобного Саввы Освященного - основателя Лавры, Здесь же мы встретились с иконой Пре-подобного Серафима Саровского - и здесь Батюшка встречал русских па-ломников. дальше наш путь лежал на гору Елеон. В 43-х километрах от Иерихона гора Мориа, на которой Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Проезжали пруды Соломона - царь Соломон жил за 1000 лет до Спасителя. Прудам этим 3000 лет - это огромные водоемы, заполняющиеся из подземных источников и от дождей. Из них вода подавалась через ак-ведук в Иерусалим, обеспечивая город водой круглый год. Стоя на берегу этих прудов, почувствовала себя такой песчинкой во времени. Время словно остановилось - 3000 лет! беленые кедры обрамляют их берега как и в те времена. Проезжали место, называемое Бедджала - там находится православный арабский храм и пещерка, где останавливался Святитель Ни-колай, путешествуя по Святой земле в 3 в. В этом храме служатся службы и читается Акафист Святителю Николаю и можно было бы получить флакон-чик с миром от мощей Святителя Николая. И вот гора Елеон. Здесь нахо-дится (Спасо-Преображенский) Спасо-Вознесенский женский монастырь, принадлежащий Русской Зарубежной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010