Закрыть Варфоломей и Зеленский выполняют общую задачу Цель их – раскол единства Православной Церкви Диогенис Валаванидис   11:41 27.07.2023 474 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Возможно ли, чтобы символ существования и преемственности русского православия стал ставропигией Вселенского патриархата, когда мы знаем, что ставропигия (от греческого σταυροπηγα) – это церковное учреждение, которое не зависит от местной епархиальной власти и подчиняется непосредственно патриарху или Святому архиерейскому синоду, в данном случае Синоду Русской православной церкви. Весть о том, что президент Украины Владимир Зеленский в начале июля встретился с Константинопольским патриархом Варфоломеем Первым на Фанаре в Стамбуле, потрясла весь православный мир и окончательно сорвала маски со всех действующих лиц, принимающих участие в процессе разрушения единства Православной Церкви. Как сообщают греческие информационные средства, «во время встречи рассматривался вопрос о присвоении Киево-Печерской лавре статуса ставропигии Вселенского Патриархата». Греческий сайт «Ромфеа» сообщает, что на встрече также шла речь «о других действиях, направленных на объединение украинского православия». Немного раньше веб-портал Союза православных журналистов сообщил, что, по словам Людмилы Филипович, члена Государственной комиссии по вопросам этнической политики при каноничской УПЦ, монахам Лавры предложены на выбор три возможности: переход в раскольническую ПЦУ, переход под непосредственное подчинение Константинопольскому патриархату, или отъезд в Российскую Федерацию. Однако, «Ромфеа» сообщает, что монахи и слышать не хотят ни о том, чтобы перейти из канонической УПЦ в раскольническую Православную церковь Украины (ПЦУ), ни о том, чтобы согласиться принять статус ставропигии Вселенского Патриархата, «что является самым большим препятствием, затрудняющим переговоры». Совершенно ясно, что это представляет собой прямой неприкрытый акт варварского и разбойного отчуждения святыни самой большой автокефальной Православной Церкви –Русской. Киево-Печерская лавра представляет собой символ идентичности и преемственности русского народа. Принято считать, что этот монастырь был основан в 1051 году русским монахом Антонием, родом из Любеча. В русском национальном самосознании она является своеобразным русским Иерусалимом, подобно тому, как сербские церкви и монастыри в Косово и Метохии воспринимаются сербским национальным этносом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/27/va...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) ; в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) , Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии Г.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Павел, святитель, митрополит Тобольский и Сибирский (Конюскевич или Конюшкевич Петр) († 1770; память 4/17 ноября, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1705 году в городе Самборе в Галиции в семье богатого мещанина. Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии. По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики. В 1733 году пострижен в монашество. В 1740 году в сане иеромонаха назначен проповедником Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1744 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. 23 мая 1758 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. 11 января 1768 года уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. Скончался 4 ноября 1770 года в Киево-Печерской лавре. Погребен в Великой Церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным. Митрополит Павел – великий архипастырь, неуклонно шествовавший к высшему духовному совершенству, явивший собой высокий пример истинного подвижничества. Он имел глубокие знания высших истин христианского вероучения. Обладал замечательным даром поучения, редкими администраторскими способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли. Отличался, сверх того, необыкновенной кротостью нрава и высокохристианским смирением. Был утешителем вдов и сирот. Но при всех положительных качествах святитель был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства: для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от Церкви. Высказывается и такое мнение, что он «был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям», но в то же время «человеком высокого ума» и что «в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем». Принимая во внимание предыдущие характеристики его как человека кроткого и в то же время с крепкой волей и редкого администратора, можно думать, что его «негуманные» поступки были продиктованы необходимостью, а может быть, в высшем смысле, были очень гуманными. А фанатизмом наши либералы обыкновенно называли несгибаемую убежденность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первый зов из Горнего мира пришёл в моё сердце через восхищение красотой церковного искусства. В 1987 году я побывал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Неожиданным оказался контраст с «домашней» Киево-Печерской Лаврой: вся территория древней Печерской обители была историко-культурным заповедником, где о громадном вкладе монашества в культуру говорилось только в прошедшем времени. В моём сознании это накладывалось на официальный миф о вымирании последних верующих бабушек. Однако в обители преподобного Сергия, при аналогичном статусе заповедника, находился действующий монастырь, где никто не собирался вымирать. Наравне с монахами-старцами по территории ходили молодые иноки и семинаристы, перед иконами мерцали лампады, под сводами соборов расплывалось эхо молитвенных возгласов, с колокольни разливался радостный трезвон. Мир Древней Руси, сказочный и прекрасный, каким он представлялся на картинках в книгах и стендах в музеях, вдруг ожил! Эта встреча стала определяющей при выборе мною профессии историка, с углублением в иеротопию (изучение святых мест) и агиографию (жития святых). Владислав Дятлов — историк, писатель, музейный сотрудник, отец троих детей. Родился в 1974 году в Киеве, окончил исторический факультет Национального педагогического университета им. М. Драгоманова. В 1991–1992 и 1996–2012 годах — участник археологической экспедиции отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. Автор научно-популярных и справочных изданий о православных святынях Украины. Составитель новой редакции «Киево-Печерского Патерика». 1. Книги без кабинета Во многих светских книгах о древних святых местах больше внимания уделяется искусствоведению, в церковных — богослужению в широком смысле слова. Убеждён, что современная книга о святыне — и светская, и церковная, — должна в полноте раскрывать все направления: верующий читатель станет более образованным, неверующий — обретёт больше оснований для уважения к вере. Иллюстрировать книгу следует широко — помещать в ней не только общие планы, но и все доступные иллюстративные материалы прошлого. Даже в популярном жанре следует указывать источники предлагаемых сведений: в наше время словесной безответственности, манипуляций историческими фактами, недостаточных знаний об истоках той или иной церковной традиции это чрезвычайно важно. Читатель не должен становиться заложником авторитета автора.

http://pravoslavie.ru/71230.html

Преподобный старец Феофил Новый, Киевский праведник (1929–1996) Преподобный Феофил Новый – один из великих старцев XX века. Его особые духовные дарования обнаружились еще во время учебы в Семинарии, к нему часто обращались за советом и помощью, и уже тогда Петр Россоха (так звали старца в миру) мог утешить и ободрить. После окончания Московской Духовной академии он был пострижен в монашество с именем Пафнутий. Через год молодой иеромонах Пафнутий по собственному прошению был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Дар проповедника и наставника, проявившийся еще в годы учебы, все больше раскрывался в молодом иеромонахе. Люди тянулись к нему за живым словом, наставлением и утешение, хотя и было ему в ту пору всего двадцать семь лет от роду. Пребывание в Киево-Печерской лавре оказалось недолгим. В 1958 году за то, что он перефотографировал иконы и благословлял ими своих духовных чад, иеромонаха Пафнутия сослали в изгнание, и длинная вереница перемещений из епархии в епархию, с прихода на приход, длилась тридцать лет. В 1988 году игумен Пафнутий возвратился в Киев. После многочисленных испытаний, лишений и скорбей Господь сподобил Своего избранника множества духовных даров, возложив на него тяжкое бремя старчества. Китаевский скит – последнее место, где подвизался великий старец. В апреле 1994 года старец удостоился восприятия высшего ангельского образа – великой схимы. При пострижении ему дано было имя Феофил в честь преподобного Феофила, Христа ради юродивого. Наставления старца были кратки и немногословны. Будьте смиренны, кротки, терпеливы, – часто говорил он, подчеркивая особую значимость этих христианских добродетелей. Слова старца были просты, но удивительно мудры и преисполнены благодатной силы. «Много он не говорил. Скажет два-три слова – и все понятно. Дар слова Богом дается. У него слова были очень весомые. Он мало говорил. Бывало, скажет слово, выпустишь из головы, а потом вдруг вспомнишь эти два слова. А в них выражается все: и действительность, и будущее», – рассказывала одна из духовных дочерей старца, Таисия И.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

С.В. Шумило Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Афонский скит «Черный Выр» основан был в 1747 г. 60 на пожертвования запорожского казачества потомком гетмана Олифера Голуба (†1628), представителем знатного шляхетского казачье-старшинского рода Григорием Остаповичем Голубенко, который, оставив военную службу в звании бунчукового товарища, принял в Киево-Печерской Лавре монашеский постриг и уехал на Афон 61 . По преданию, учреждение скита было осуществлено при поддержке российской императрицы Елизаветы Петровны, которая состояла в тайном (морганатическом) церковном браке с графом Алексеем Разумовским (Розумом), родным братом Кирилла Разумовского – последнего гетмана Украины и Войска Запорожского. Так, в воспоминаниях монаха Игнатия (Деншина), принявшего в «Черном Выре» монашеский постриг в 1768 г., сообщается, что «оной скит состроен от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны... В архидраге прописано кругом имя Всемилостивейшей Государыни в вечную ея память» 62 . При этом Игнатий уточняет, что «в оном монастыре начальствующий строитель Григорий, постриженник Киево-Печерския лавры» 63 . По всей видимости, о. Григорий (Голубенко) был знаком с бывшими казаками Козелецкой сотни (ныне Козелецкого района Черниговской области) братьями Розумами (Розумовскими), через которых и было получено разрешение от императрицы Елизаветы на создание запорожцами собственного скита на Святой Горе. По словам иеросхимонаха Сергия (Веснина), посетившего в 1846 г. «Черный Выр», находилась обитель в получасе ходьбы от болгарского монастыря, «на скале одного из соседственных холмов Зографской пустыни» 64 , окруженная «строгими красотами пустынной природы» 65 . Согласно его замечаниям, «в Черном Вире можно уединяться только самому глубокому меланхолику, на которого не может иметь прав своих природа и воображение» 66 . Также он отмечает, что «в старину, вероятно, было много здесь отшельников, судя по множеству разбросанных там и сям келлий с небольшими при них фруктовыми садами» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Димитрий Ростовский Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского . «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы) . Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского », – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался: «Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский , помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского , в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Скачать epub pdf О создании церкви честного Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители Память 14 августа Никто не должен сомневаться, что в великой и первой в России лавре 5066 преподобных Антония и Феодосия Печерских прекрасная, по великолепию подобная небу, каменная церковь Пресвятой Богородицы создана, украшена и освящена по воле и промышлению Господа и молитвенному ходатайству Его Пречистой Матери. Вместе с блаженным епископом Симоном 5067 скажем прежде всего о самом начале ее созидания, сопровождавшемся чудесами. В земле варяжской был князь Африкан, брат Якуна слепого, – того самого, который, сражаясь со своим полком за Ярослава с лютым братом его Мстиславом, отказался надеть тканую золотом одежду. У Африкана было два сына, Фрианд и Шимон; по смерти Африкана, Якун обоих сыновей его выгнал из их собственных областей. Шимон пришел в Россию к благоверному князю Ярославу, который принял его и окружил почетом; он сделал его старейшим боярином у сына своего Всеволода, и действительно у Всеволода Шимон пользовался очень большою властью. Благодаря следующему обстоятельству, Шимон имел очень сильную любовь к святой Печерской обители. В княжение в Киеве Изяслава Ярославича на русскую землю произвели нападения кочевники половцы 5068 ; против них выступили три князя – Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод, при котором находился и Шимон. Все они пришли к преподобному Антонию, прося его молитв и благословения на брань. Старец, открыв свои правдивые уста, ясно предсказал им погибель. Шимон упал в ноги старцу и просил, чтобы Господь сохранил его от такой беды. Преподобный отвечал ему: – Сын мой, многие из вас падут от меча, другие во время бегства от врагов будут потоптаны, ранены и в воде утонут; ты же, спасшись, будешь положен здесь, в церкви, которая имеет создаться. Когда полки обоих станов встретились на реке Альте 5069 , то христиане, лишенные помощи Божией, были побеждены, – князья убежали, многие же воеводы со своими воинами были убиты; посреди них лежал и раненый Шимон. Взглянув вверх на небо, он увидел великую церковь , как и прежде видел на море, и вспомнил слова Спасителя, некогда сказанные ему 5070 ; тогда Шимон воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово» Источник: Патриархия.ru      30 октября 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VIII Международного фестиваля «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Сердечно всех вас приветствую, дорогие мои! Очень рад видеть представителей всех епархий Русской Православной Церкви — тех, кто несет ответственность за связь Церкви с внешним миром, за представление позиции нашей Церкви перед лицом нашей общественности и всего мира. Хотел бы извиниться за то, что задержался на 15 минут. Но причина очень уважительная: мы с владыкой Павлом имели возможность осмотреть замечательную выставку, посвященную Киево-Печерской лавре, увидеть историю этого святого места, которая окрашена в самые драматические тона и краски. Чего только лавра не перенесла и не пережила! Конечно, XX век был веком особого страдания для монахов, а также трагедии самой лавры, с точки зрения сохранения ее культурного и архитектурного наследия. Но все прошло: храмы, некогда разрушенные, восстановлены, как восстановлена монашеская жизнь — сегодня в лавре около 200 монашествующих. Лавра стоит как великий оплот Православия, и верим: все, что сегодня происходит вокруг обители, как и вокруг нашей Церкви на Украине, пройдет так же, как прошли наветы, скорби, болезни и печали века двадцатого. Ну, а теперь основное время мы посвятим нашей беседе. Информационные войны стали реальностью нашей жизни. Это состязание, это конкуренция, это борьба, и участники информационных войн ставят своей целью победу над оппонентом. Информационными войнами наполнено современное медийное пространство. Что же это пространство означает для нас? А для нас это в первую очередь пространство для свидетельства. Если мы не свидетельствуем о христианской истине, то нам в это пространство и заходить не надо.

http://pravoslavie.ru/116915.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архипастырь на трудные времена Главой Украинской православной церкви избран митрополит Онуфрий 14.08.2014 466 Фото: Евгений Котенко/РИА Новости www.ria.ru Собор епископов собрался вчера в знаменитой Киево-Печерской лавре для избрания нового главы канонической Украинс кой православной церкви Московского Патриархата. Им стал местоблюститель Киевской кафедры, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий . Право голоса на Соборе имели 52 правящих и 22 викарных епископа. Выборы включали в себя два тура голосования. Сначала из 74 епископов избирались три кандидата, а затем из них - Предстоятель УПЦ МП. Голосование проходило тайно, а в бюллетень вносились имена всех 74 действующих епископов. Особую молитву " о ниспослании сугубой помощи Божией на труды Собора и избрание достойного кандидата на Киевскую митрополичью кафедру " вознес в среду Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, молившийся в храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И вот в Лавре раздается колокольный звон, знак того, что новый Предстоятель церкви избран. Им стал местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). С избранием на престол Блаженнейших митрополитов Киевских и всея Украины его поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он утвердил решение Собора епископов Украинской православной церкви и преподал митрополиту Онуфрию Патриаршее благословение на вступление в должность Предстоятеля Украинской православной церкви. " Мы верим, что избрание митрополита Онуфрия послужит установлению долгожданного гражданского мира на Украине, окажет целительное воздействие на украинское общество. Во-первых, потому что речь не о механическом голосовании, а об изволении Духа Святого, а, во-вторых, потому что выбор был сделан совершенно свободно, без давления с чьей бы то ни было стороны " , - заявил председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда. Он напомнил, что Украинская православная церковь является крупнейшей христианской конфессией на территории Украины, объединяющей миллионы православных верующих как на востоке, так и на западе страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010