Старец Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829–1899) Отец Николай поступил в Киево-Печерскую лавру в четырнадцать лет, после кончины своих родителей. Первым духовным наставником юного послушника стал его дядя, лаврский монах отец Израиль, который обучался у учеников преподобного Паисия Величковского умному деланию – непрестанной молитве Иисусовой. Отец Израиль передал племяннику тетради с наставлениями преподобного Паисия и его учеников. Узнав скромного, безропотного послушника, архимандрит Мефодий, духовник братии, предсказал, что это будет великий старец. В 1860 году Василий Цариковский (такое имя носил старец в миру) был пострижен в рясофор с именем Феодосий, а в 1862 году – в монашество с именем Руфин. В 1870 году был рукоположен во иеромонаха, вскоре был назначен помощником смотрителя лаврской странноприимницы, затем был определен на должность «кружечного» соборной лаврской церкви – это одна из самых значительных и ответственных должностей в Киево-Печерской лавре. 9 апреля 1883 года над иеромонахом Руфином совершили чин пострижения в великий ангельский образ с именем Николай, а вскоре он был определен на должность лаврского духовника. Так началось великое старческое служение. Он стал не только духовным руководителем множества иноков, старцев и мужей, но и бесчисленного числа паломников-богомольцев, которые шли в лавру за многие тысячи верст, чтобы, поклонившись святыням, поисповедовать, побеседовать, или получить только благословение у святого старца-схимника, слава о котором шла по всей Руси. В нашей книге мы печатаем беседы, которые отец Николай проводил с паломниками, пришедшими к нему на исповедь. Духовные беседы ◊ Как только каждый из вас утром пробудится от сна, сейчас благодарите Бога за то, что еще оставлены на покаяние, и просите у Него помощи на труды послушания в течение всего дня. А затем, начиная всякое дело свое, призывайте Бога на помощь. Желаешь ли молиться, поститься, творить поклоны, работать, идти или ехать куда-либо, призывай Господа Бога, Божию Матерь и святых угодников Его и говори: «Господи, благослови и помоги мне грешному!» Ибо Сам Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15, 5 ), то есть без Меня и Моей помощи не можете свято исполнять свои дела и даже подумать ни о чем истинно добром. А если кто скажет: «Я (сам) то и то сделаю» – и не призовет Бога на помощь, то с ним силы и помощи Божией не будет. Тогда и диавол скажет свое «я» и будет старания употреблять, чтобы противиться начатому тобой делу и с успехом вредить ему, и достигнет того, что и молитва твоя будет в грех , вообще все дела так осквернит, что они будут противны Богу, ибо ты на себя надеялся, а не на Бога, и творил их без Его помощи и защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 июля 2013 года в Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 28 июля. ПРАВМИР. 27 июля 2013 года в Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 95 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о жизни и трудах Русской Православной Церкви в связи с 1025-летием Крещения Руси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа о великой Его милости, явленной народам стран исторической Руси через просвещение их светом Христова Евангелия, что стало залогом их дальнейшего духовного и исторического развития. 2. Вознести молитву ко всем святым в земле Русской просиявшим о странах наших и о народах их, о сохранении и укреплении веры православной среди потомков тех, кто принял Крещение в Днепровской купели. 3. Молитвенно воспомянуть всех прежде почивших благочестивых архиереев, священнослужителей и мирян Церкви Русской.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Архив Пн В Киево-Печерской лавре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей 26 июля 2011 г. 22:32 26 июля 2011 года в Синодальном зале Киевской митрополии состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II . В переговорах со стороны Русской Православной Церкви участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  и заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов ; со стороны Грузинской Православной Церкви — митрополит Ахалцихский, Тао-Кларджетский и Лазский Феодор и председатель Иностранного отдела ГПЦ митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим. Открывая встречу, Святейший Патриарх Кирилл выразил глубокое удовлетворение достигнутым в последние годы уровнем диалога с Грузинской Православной Церковью. По словам Его Святейшества, регулярный обмен делегациями, совместное участие в церковных торжествах позволяют говорить о том, что ни с одной другой Поместной Церковью в настоящее время нет столь интенсивных контактов, как с Грузинским Патриархатом. «Считаю, что это очень правильно, потому что весьма непростыми являются сейчас межгосударственные отношения России и Грузии, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — А если ослабляются отношения между государствами, то узы, связывающие единоверные народы, межцерковные узы должны, напротив, укрепляться, потому что к этому нас призывает Христос. Проходит время, политическая ситуация изменяется, а христианские народы продолжают пребывать в единстве друг с другом». «Дай Бог, чтобы наше с Вами взаимодействие послужило на благо наших единоверных народов и на благо наших Церквей», — заключил Предстоятель Русской Церкви, обращаясь к Святейшему Патриарху Илии. По окончании переговоров состоялась беседа Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей с корреспондентами средств массовой информации. Обращаясь к представителям прессы, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал:

http://patriarchia.ru/db/text/1586078.ht...

Архив Пн Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви 30 мая 2019 г. 18:16 Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года ( журнал 53 ). Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения. Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии. В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5444790.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иеромонах Захария не виноват, но его всё равно наказали Клиническая бандеровщина, похоже, захватывает и священнослужителей канонической Церкви на Украине 15.11.2022 2263 Время на чтение 4 минуты Фото: СПЖ В Киево-Печерской лавре прокомментировали ситуацию с исполнением прихожанами песни о России в одном из храмов обители и рассказали, что в ближайшее время соберут духовный собор. На нем определится судьба насельника – иеромонаха Захарии, который допустил песнопения, сообщает «Союз православных журналистов». Наместник Лавры митрополит Павел заявил, что священнику уже запретили совершать Божественную литургию и служить молебны. «Я уверен, что сам отец Захария не пел этих песен. Мы не поем в храме светских песен, в храме поются лишь величания святым, а не величания кому-то. В храмах мы должны молиться об одном – о мире, о скорейшем завершении войны», – заявил иерарх УПЦ. Уставщик Лавры архимандрит Поликарп (Линенко) пояснил, что это произошло во время молебна у иконы Божией Матери «Всецарица», на который всегда собирается множество людей. «Этот молебен всегда служит один священник, поют его люди, которые собираются. После молебна люди получают от священника помазание освященным елеем от иконы, и поскольку людей много собирается, то группа активистов во время прикладывания к иконе поет разные духовные гимны», – сказал отец Поликарп. Архимандрит добавил, что иеромонах Захария, который совершал молебен, был занят: совершал помазание, общался с прихожанами и попросту не слышал, что они поют «Звон плывет, плывет над Россиею». «На наивысшем уровне лаврского священноначалия этот священник отстранен от совершения богослужения, в ближайшее время соберется духовный собор Лавры, который эту ситуацию разберет и решит, кому какое дать наказание», – заявил отец Поликарп. Тем временем Служба безопасности (СБУ) и полиция Украины начали расследование по видео с песнопениями о России на русском языке в Киево-Печерской лавре. Как грозно заявил глава СБУ Василий Малюк, «мы не допустим таких проявлений».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/15/ie...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

Насколько разработана история знаменитого ростовского митрополита Арсения Мациевича, противившегося отобранию крестьян от монастырей императрицею Екатериною II, настолько мало известна личность собрата Арсения – тобольского митрополита Павла Конюшкевича. Его доношение в святейший Синод по делу отобрания архиерейских и монастырских имений и крестьян в казну до сих пор не напечатано и даже не имеется и в рукописях. Первым исследователем личности Конюшкевича был наш маститый историк, граф М. В. Толстой , напечатавший сведения об этом митрополите во 2-й книжке «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» за 1869 г. Более подробных данных, или каких-либо новых материалов о личности митрополита Павла, как нам известно, напечатано не было. «В Киево-Печерской лавре, – говорит граф Толстой, – в соборной церкви Успения из крайнего на южной стороне придела св. архидиакона Стефана есть ход в склеп. Прежде было здесь много гробов, но теперь осталось только два: у самого входа металлический запаянный гроб генерал-фельдмаршала, гр. И. В. Гудовича, и в глубине склепа, у самой стены, гроб Павла, митрополита тобольского. Митрополит Павел представляется как-бы теперь только уснувшим: русые с проседью волосы и борода, лицо спокойное с закрытыми, несколько впалыми очами, сложенные на персях, митра и облачение, все вполне сохранилось, хотя и прошло уже почти сто лет, как тело покоится в гробе. «Павел (в миру – Петр) Конюшкевич, родился в 1705 г. в Червоннорусском городе Самборе, и происходил из сословия мещан. Поступил в киевскую академию и в самое короткое время обратил на себя внимание начальства отличными успехами в науках и замечательною кротостию нрава. По окончании курса он был оставлен при училище в должности преподавателя пиитики. На двадцать восьмом году своего возраста, Конюшкевич принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и 5-го декабря 1734 г. рукоположен был в иеродиакона, а 1-го января 1740 г. – в иеромонахи. В этом году, назначенный в архимандриты, Тимофей Щербацкий должен был отправиться в Петербург для представления императрице Анне Ивановне, а в должность «шафара» дорожного или распорядителя по части экономии назначен к нему иеромонах Павел Конюшкевич. Из этого путешествия о. Павел уже не возвратился в Киев, но, по указу св. Синода, назначен был 1741 г. в Москву на должность проповедника при тамошней Славяно-Греко-Латинской академии. Два года трудился Конюшкевич в деле проповедования слова Божия: постоянство в занятиях, строгость жизни и замечательный дар в сказывании поучений, снискали ему благоволение св. Синода, который указом 25-го июня 1743 г. предписал новгородскому архиепископу Амвросию Юшкевичу предоставить отправляемому к нему иеромонаху Павлу Конюшкевичу первое праздное архимандритское место, и в следующем же году, 18-го февраля, он произведен был в архимандриты Новгородского Юрьева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/p...

поиск:   разделы   рассылка Слово Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира к делегатам на Поместный Собор Портал " Богослов.Ru " публикует эксклюзивный перевод с украинского языка слова Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины к делегатам на Поместный Собор Русской Православной Церкви от украинских епархий и духовных школ, произнесенное на совещании делегатов 17 января 2009 года в Киево-Печерской Лавре. Возлюбленные о Господе собратья-архиереи, всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня, в эти праздничные Рождественские дни нас переполняет радость, которую принес на землю Богомладенец Христос. Господь дал нам великое обещание, что пребудет с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Эти слова Христа Спасителя являются источником неиссякаемой радости для каждого из нас. И эту радость никто не отнимет у нас (Ин 16, 22). Но в этом году наша праздничная радость имеет и тень печали. Сорок дней назад почил в Боге Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Поэтому и в праздничные Рождественские дни мы возносим в наших храмах молитвы за упокой души усопшего Первосвятителя. Мы также усиленно молимся за будущее нашей Церкви. Уже совсем скоро состоится Поместный Собор Русской Православной Церкви, который изберет Патриарха Московского и всея Руси. Накануне Собора мы собрались в духовном сердце Святой Руси, Киево-Печерской Лавре, чтобы вознести нашу общую молитву к Богу Творцу и Промыслителю мира. Верим, что Господь пошлет нам Духа Своего Святого, наставит нас на всякую истину, и поможет в это ответственное время исполнить Его святую волю. Сегодня здесь собрались именно те люди, которым народ Божий предоставил священное право в Духе Святом решать будущее своей Церкви. Действительно, на нас с вами лежит огромная ответственность за судьбу всей Русской Церкви. История свидетельствует, что избрание Предстоятеля Церкви – это особое событие, которое имеет глубокое духовное измерение. Верим, что так будет и во время избрания будущего Патриарха. Господь изберет Себе самого достойного. Мы же должны осознать судьбоносность настоящего момента и вознести Христу Спасителю наши горячие молитвы, чтобы он не оставил Свою Святую Церковь и открыл нам Свою святую волю. О чем мы Его молим ныне.

http://religare.ru/2_61341.html

Слово в день венчания на царство благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Печерской Лавре 22 августа 1832 г. «Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем» ( Пс. 67:25 ) Порфироносный певец Израилев среди пророческих восторгов и видений обратил некогда взор и на прошедшую судьбу своего отечества, – и светлое око его едва не поникло от множества и величия чудес, совершенных Промыслом во «славу людей своих Израиля " ( Лк. 2:32 ). Ему представилось дивное исшествие израильтян из Египта; еще более дивный переход Чермного моря; законодательство и чудеса при Синае; он видит, как Иегова, Господь сил, вселяется посреди людей Своих и предводит их столпом огненным и облачным по пустыни; как земля сотрясается и небеса тают «от лица Бога Синаина», – видит, и от полноты благодарного чувства восклицает: «Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем!» Настоящий день царственный призывает, слушатели, и нас обратить взор на судьбу нашего Отечества. Мы веруем, что Бог Израилев есть вместе Господь и наш, и отцов наших, что " царие наши Им царствуют, и сильные наши Им пишут правду» ( Притч. 8:15 ); веруем, что благочестивейшие государи наши, приемля видимое «помазание... от Святаго» ( 1Ин. 2:20 ), в то же время облекаются невидимою «силою свыше» ( Лк. 24:49 ), что Дух Божий «от того дне» носится над ними ( 1Цар. 16:13 ), наставляя их «на всяку истину» ( Ин. 16:13 ). Быть не может, чтобы благословенная вера сия не имела подтверждения в самой судьбе нашего Отечества, чтобы в священных скрижалях истории царей наших не находилось опытного свидетельства той великой истины, что «дана есть от Господа держава им и сила от Вышняго» ( Прем. 6:3 ). Когда же приличнее возвестить великую и радостную истину эту в слух всех и каждого, как не в настоящий день царственный, при воспоминании священного венчания на царство благочестивейшего государя нашего Николая Первого, – не по имени токмо, но и по делам?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово в день рождения благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Печерской Лавре 15 июня 1834 г. «В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней» ( Сир. 10:4 ) Происхождение на свет человека есть по видимому одно из самых случайных явлений. Родиться в такое или другое время, в той или иной стране, от славных или бедных родителей, с великими или малыми способностями, – все это, и множество других обстоятельств явления человека на свет, не подлежит нимало соображению человеческому, составляет тайну бытия нашего на земле. Между тем, есть Око, Которое все ясно видит и в этой тьме! Есть десница, которая блюдет все жребии земнородных и раздает их с совершенной правильностью! " Господи! – восклицал некогда святой Давид, проникнутый чувством вседетельного Промысла Божия о жизни человеческой. – «Все пути мои известны Тебе... Ты устроил внутренности мои... во чреве матери моей, Ты образовал меня; Не сокрыты... от Тебя кости мои... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни мои, когда ни одного из них еще не было» ( Пс. 138:1, 3, 13, 15, 16 )! Столь великая бдительность Промысла Божия над рождением каждого человека обнаруживается еще с большей силой при явлении на свет таких людей, от которых зависит судьба многих, которые предназначены быть творцами благоденствия для целых народов. Сообразно великому предназначению своему люди эти не иначе изводятся на поприще всемирного действования, как по особенным законам мироправления, во времена самые важные. Приходит ли такое время? – И ничто не может замедлить исполнение судеб: у грубых народов внезапно являются мудрецы и законодатели; среди малых племен восстают основатели великих царств; к удаленным от престола сама собою приходит власть. Никакие опасности, преграды и труды не могут остановить успеха таковых избранных Божиих; пред ними, по выражению пророка, горы преклоняются, дебри наполняются, твердыни и забрала падают (см.: Ис. 45:1–2 ), ибо пред ними невидимо предходит Сам Бог ! Оканчивается ли время Божественного предназначения? И великие действователи, именем своим наполнявшие всю землю, как бы связанные невидимыми узами, перестают действовать или внезапно восхищаются с поприща действования. Среди таковых измен «десницы Вышняго» ( Пс. 76:11 ), чудесно являющей себя по временам в судьбе великих и сильных земли, а чрез то самое и в судьбе целых народов, и оставляющей следы явления своего нередко на целые веки, – все сами собою невольно узнают и всенародно признают ту великую вечную истину, что «в руце Господни власть земли, и Он Сам потребнаго воздвигнет во время на ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010