Вальсамон . На епископах лежит непременная обязанность вступаться за обидимых. Но поскольку, как видно, некоторые епископы, говорившие в защиту бедных и угнетенных, не были выслушиваемы, то отцы постановили просить царей, чтобы, по избрании епископов, даны были экдики для противодействия насилию богачей, и чтобы таким образом прекратилось непрестанно причиняемое церквам беспокойство от тех, которые приходят к ним по причине несправедливостей, претерпеваемых от злоупотребляющих силою. Таково содержание правила. А ты знай, что экдики, называемые также дефенсорами, получили ли они начало от настоящего правила, или же появились прежде, назначались посредством избрания обитателей каждого города. Существует и новелла Юстинианова 15я, которая установляет избрание и производство их и определяет, чтобы для всякого города были избираемы епископами, клириками и знатнейшими из граждан экдики в достаточном числе, смотря по количеству населения города, чтобы они судили гражданские дела до суммы 300 монет и уголовные – о легких преступлениях, не дозволяли сильным нападать на слабейших и бедных, и останавливали сборщиков податей, если они вымогают более, чем должно. Предоставляя им и другие преимущества, указанная новелла присовокупляет, что совершившие это служение в течение 2х лет должны быть устраняемы и на их место производимы другие. Но эта новелла не помещена здесь, потому что она и не действует; ибо такие экдики не избираются ни в каком городе; а только епископом Константинополя поставляются (σφραγζονται) экдики и протэкдики, и прочими архиереями протэкдики. Но эти последние не имеют преимуществ, исчисленных в новелле: ибо протэкдик святейшей великой церкви и подчиненные ему экдики судят только дела об отпущении на свободу. А другие говорят, что на основании указанной новеллы протэкдик имеет право судить всех, приходящих к нему, в денежных делах и в более легких проступках, какого бы звания и состояния ни были обвиняющие и обвиняемые; и особенно когда сумма иска не превышает 30 монет; точно также, говорят, ему предоставлено преследовать по церковному праву несправедливость злоупотребляющих властию; привлекать в находящееся под его ведением судилище всех, о которых говорят, что поступают несправедливо с ищущими убежища в церкви, а не посылать их в светское судилище, как делается ныне; наконец, устав (βιβλον) о должности протэкдика дает ему и многие другие преимущества. Так говорят некоторые; а что мы думаем относительно протэкдика, изложено в составленной нами книге (τμ) о должностях хартофилакса и протэкдика и о правах их; отыщи ее и со вниманием прочти, потому что она стоит того .

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Вальсамон . На основании 14-го правила Сардикийского собора и на основании настоящего правила некоторые говорят, что все каким бы ни было образом подвергаемые епископами отлучению, должны благопокорно принимать отлучение и подчиняться оному, доколе не будет исследовано правильно, или неправильно оно положено. Ибо это правило говорит, что клирик, отлученный за небрежение, то-есть за грех , не должен сам себе быть судьею, и пренебрегать отлучением прежде исследования; а если сделает это, подвергается осуждению. И многие так понимают сии правила. А другие находя, что 11я глава 9го титула настоящего собрания говорит, за какие вины отлучается епископ, или клирик, или мирянин, и что 25я глава того же титула говорит, за какие вины в одно и то же время осуждаемые – и отлучаются и извергаются, и что 16я глава того же титула говорит, за какие вины клирик или мирянин предается анафеме, заключают, что если клирик или мирянин подвергнут будет своим епископом отлучению, по указываемым в исчисленных главах винам, то он должен оставаться под отлучением, как бы оно ни было наложено, и не пренебрегать им, пока не будет исследована вина его; если же за какую-нибудь другую вину так беспричинно епископ отлучит мирянина или клирика, например, за то, что он не оказывает сопротивления своему претору , за то что не дает ему какой-нибудь своей вещи, или за то, что не соглашается с сим несправедливым, или дерзновенным его желанием; в сих случаях без опасности может пренебречь отлучением, и скорее подвергнуться наказанию должен тот, кто отлучил. Ибо если допустить, что епископы имеют право благовременно, или неблаговременно отлучать мирян и клириков, и отлучаемые имеют необходимость оставаться под отлучением, то епископы присвоят себе самовластие и сделаются владыками всякого дела, и никто не посмеет противустать им из страха отлучения; и может быть они будут издеваться и над самим благочестием, и, таким образом, божественные правила сделаются причиною многих бедствий, что неуместно. Смотри: и настоящее правило говорит, что должно оставаться под отлучением тогда, когда оно наложено за небрежение, то есть за грех, решительно признаваемый таковым в правилах. Так говорят эти люди, а я не знаю, кому из них следовать; ибо хотя благоговение увлекает меня, но несогласие с правилами отталкивает. Итак, стараюсь узнать, что делать, желая во всю жизнь быть как бы отроком и учеником. Заметь, что настоящее правило определяет извержение совершающим после отлучения что-нибудь священническое. Прочти и то, что нами здесь написано.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Вальсамон . Некоторые просили крестить каких-либо неверных при последнем их издыхании и не получали удовлетворения по той причине, что болящие не могли сами по себе произносить обетов святого крещения. Итак, отцы говорят, что если находящиеся в болезни покажут намерение, что желают креститься, и скажут, что они под собственною ответственностию ищут крещения, беспрепятственно должны быть крещены, произнося обеты чрез других; и это, когда такое произволение их сделается известным при самой кончине их. А если тогда ничего такого они не могут сказать по причине болезни, но кто-нибудь свидетельствует, что они и прежде, например, сумасшествия или другой опасной болезни, от всей души желали креститься, спрашиваю, должны быть крещены, или нет? Решение. Мне кажется, что должны быть крещены беспрепятственно, потому что имели благое произволение в здоровом состоянии. А если это так, не скажи, что поскольку настоящее правило определяет крестить показавших благое произволение прежде болезни или в самой болезни, непременно могут быть удостоиваемы и пострижения те, которые во время кончины или и прежде последнего издыхания показали желание пострижения; ибо таковые неотложно могут быть удостаиваемы последнего напутствия ангельского образа, если только имеют сознание того, что совершается. Ибо православным, как чающим будущего суда Божия, всегда присуще покаяние, и каждый христианин предполагается имеющим желание получить прощение грехов посредством пострижения; а в неверных нельзя с необходимостию предполагать желания крещения, а скорее можем высказать предположение, что они имеют желание умереть в своей религии и даже посмеяться над божественным крещением. Итак, если нет доказательств, что они желали креститься, будучи в здоровом состоянии или во время болезни, то не должны быть удостоиваемы крещения, когда находятся при конце. Если это так, то с дерзновением говорю, что удостоившиеся божественного и ангельского образа за неизреченное милосердие Божие освобождаются от всякого греха и от всякой скверны, бывшей на них прежде сего пострижения, потому что это действие имеет силу божественного крещения. А о том, что бывает после сего, они справедливо должны давать ответ и пред Богом и пред людьми, как и согрешающие после крещения. Для тех же, которые еще не приняли божественного и ангельского великого образа, но остаются в малой схиме, призываю единое Божие человеколюбие.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Вальсамон . Эманципациею у римлян называется самовластная свобода, даваемая отцами детям находящимся под властию их. Итак, правило говорит, что дети епископов и клириков не должны получать от своих отцев свободы, если возрастом и добрыми нравами не дадут удостоверения в том, что могут надлежащим образом и благоговейно управлять своими делами. А если это не делается так; то отцы, говорит, дают отчет за грехи своих детей. Это постановлено в правиле о детях епископов и клириков. А законы повелевают давать самостоятельность посредством законного акта, то есть с судебным исследованием, не различая детей клириков и мирян; и поэтому ни клирики, ни епископы, без судебного определения, не должны, как мне кажется, предоставлять своим детям самостоятельности. Ибо испытание жизни их и возраста по правилу должно совершаться судьею, а не одним отцом. И прочти 3ю главу 3го титула 31й книги, где говорится: не простое согласие отца освобождает сына от власти отца, но законний акт; и не причина требуется, но точность сего акта . Но, может быть, кто скажет, что настоящее правило исправляет 5ю главу 2го титула 31й книги, в которой говорится: кто позволял своему сыну долгое время делать то, что свойственно самовластным, и состоять под попечителями; тот подвергается опасности потерять власть над своим сыном . Ибо когда этот закон говорит, что освобождается из-под власти отца тот, кто по допущению отца управляет собственностию продолжительное время, то есть 2 года; то правило сказало, что этого не должно быть по отношению к детям епископов или клириков, чтобы не подвергались огорчению епископы или клирики оттого, что дети их по причине их терпимости живут, может быть, беспутно. Исключи мне из сего почтенных начальственными должностями в великой церкви детей епископов и клириков; ибо таковые вследствие сего самого по силе закона делаются самовластными, и отцы их не подвергнутся ответственности за то, в чем они, может быть, погрешат. Прочти также 18е правило 1го собора и толкование его, также 7е правило Трулльского собора и толкование его, и схолию 36й главы 1го титула настоящего собрания; ибо там пространнее раскрыто, что начальствующие лица в великой церкви, как лица почтенные достоинствами, сим самым освобождаются из-под власти. А то, что отцы, по правилу, подвергаются ответственности за грехи детей, не сделавшихся самовластными, относи к суду Божию и к душевному осуждению; ибо за грехи детей, как подвластных, так и самовластных, отцы никаким образом не обвиняются и не наказываются; ибо грехи, по словам закона, следуют за головою.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Зонара . Существуют различные правила и святых Апостолов, и других соборов, относительно того, чтобы никого не рукополагать за деньги, или по ходатайству властей. А это настоящее правило дает об этом предписания более пространные и различает рукополагаемых и производимых; ибо одни рукополагаются, как, например, епископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы, а другие только запечатлеваются при том и с возложением рук, как, например, чтецы и певцы и подобные сим; а некоторые производятся, как, например, экономы, и екдики и парамонарии. Итак, это правило воспрещает, производство всех сих лиц за деньги и определяет, что те лица, которые будут обличены как продающие (ибо это значит выражение: обращать в продажу) благодать Святого Духа непродаемую, то есть бесценную, продаже не подлежащую по причине ея сверхъестественности и высоты над всем подлежащим цене, подвергаются опасности относительно своей степени, то есть, лишаются оной чрез извержение. Это говорится о тех, которые за деньги рукополагают, или производят вообще кого бы то ни было из состоящих в списке, или чине церковном. А о рукополагаемых, или производимых за деньги, правило предписывает, что они не получают никакой пользы от рукоположения, приобретенного куплею, то есть корыстным способом. Ибо если лицам, причтенным к клиру, священные правила возбраняют брать на откуп чужие имения и с корыстными целями заниматься мирскими делами, как это видно из нижеследующего (3го) правила и из 16 ( 19 ) правила Карфагенского собора, в котором говорится: « да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным и презрительным », также из слов великого Апостола: никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет ( 2Тим.2:4 ) и из гражданских законов; то еще более правила требуют, чтобы никто не производил торговли благодатными дарами и не приобретал куплею благодать Святого Духа. За сие таковые лишаются своего достоинства, то есть степени. Это постановляет настоящее правило о производимых; а бывших посредниками при этом и употреблявших старание, чтобы кто-нибудь был за деньги рукоположен, или произведен, таковых, если они клирики, – правило повелевает извергать, а если миряне, или монашествующие, предавать анафеме. А 29е правило святых Апостолов повелевает рукополагаемых за деньги и извергать, и лишать общения, по примеру Симона волхва . А под общением здесь должно разуметь не одно приобщение святых Таин, но и собрание и стояние вместе с верными. Ибо Симон Петром совершенно был отсечен от собрания верных за то, что принес ему деньги, и за оныя просил даровать ему благодать Святаго Духа. Правило подвергает наказанию не только тех, которые рукоположили, или рукоположены за деньги, но и тех, которые покушались это сделать, хотя бы и были уличены прежде, чем успели осуществить это злое намерение.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Разделы портала «Азбука веры» О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии. Решено: если обвиняемый или обвинитель опасается насилия со стороны неудержимой толпы в том месте, где находится обвиняемый, пусть выберет для себя ближайшее место, в которое ему нетрудно доставить свидетелей. Там дело и будет доведено до конца. μοως ρεσεν, να κατηγορομενος κατηγορν, ν τ τπ, θεν στν κατηγορομενος, ν φοβτα τινα βαν προπετος πολυπληθεας, τπον αυτ πιλξηται γγιστα, ν οκ στιν ατ δυσχρεια μρτυρας προκομσαι, νθα τ πργμα περατοται. Толкования Зонара . Если 2 клирика, говорит правило, имеют между собою тяжбу, и один опасается насилия в том месте, в котором находится судилище, ожидая, может быть, восстанет против него народ приверженний к противнику его, или не дозволит ему представить свидетелей, в таком случае должно быть предоставлено ему право избрать другое место, чтобы там произведен был суд, но место лежащее поблизости и отстоящее не весьма далеко, так, чтобы ни противнику его, ни судьям не было затруднительно отправиться в это место, чтобы удобно могли явиться там свидетели и делу был положен конец. Ибо если место, в котором имеет состояться суд, находится в дальнем расстоянии; то трудно будет представить и свидетелей; ибо нельзя будет убедить свидетелей отлучиться за пределы своей области; так как, по словам закона, никто не должен терпеть ущерба в своей оффиции, а слово – оффиция – римское, означающее власть и доверенность. Аристен . Обвиняющий или обвиняемый, если опасается насилия, пусть избирает безопасное место. Обвиняющий кого-либо, если подозревает, что потерпит насилие со стороны обвиняемого, или наоборот, обвиняемый со стороны обвиняющего, пусть избирают место для своей безопасности, какое хотят, с тем чтобы и удобно было допросить имеющихся, может быть, у них свидетелей и безопасно являться в судилище; дабы из-за такого страха или обвинитель не отступился от своего обвинения, или обвиняемый не скрылся тайно из судилища и не был бы осужден в отсутствии.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О желательности пресвитерам разрешать отлучённых, находящихся при смерти, с благословения епископа. Если же кто-нибудь, оказавшись в опасности, попросит примирить себя со священным алтарем в отсутствие епископа, то пресвитер, как и следует, должен спросить об этом епископа и затем, по его распоряжению, примирить находящегося в опасности. Αρλιος πσκοπος επεν ν τις ν κινδν καθεστς, ατησ αυτν καταλλαγναι τος ερος θυσιαστηροις, το πισκπου πντος, φελει εκτως πρεσβτερος ρωτσαι τν πσκοπον, κα οτω τν ν κινδν καταλλξαι κατ τν κενου παραγγελαν τοτο δ τ πργμα φελομεν σωτηριδει βουλ κυρσαι. π πντων τν πισκπων λχθη ρσκει περ μετρα γιωσνη ναγκαως μς φελσαι κατηξωσεν. Толкования Зонара . И здесь рассуждение правилом возлагается на епископов; ибо правило говорит: если кто, находясь под епитимиею и подвергшись запрещению приступать ко святому алтарю, будет в опасности относительно жизни в следствие болезни или по другой причине, и будет просить о примирении его со святым алтарем, то есть о допущении его к божественному причастию, а епископ находится в отсутствии, то пресвитер, по словам правила, должен вопросити «епископа и тако примирити находящегося в опасности, как тот предложит» . А разрешение епитимий справедливо возложено на епископов, как по указанной уже причине, так и потому что провозглашение сего приличествует архиереям, как имеющим власть вязать и решить. И иные монахи, принимающие помыслы, если не будет им от архиерея позволено принимать помыслы, не имеют власти ни вязать, ни решить; ибо Христос дал сию власть священным апостолам ; а образ апостолов суть архиереи . Аристен . Священник, желая примирить с алтарем находящегося в опасности, пусть вопрошает епископа и поступает согласно с тем, что ему сказано. Выше писанное правило постановило, чтобы примирение совершалось епископом; а настоящее повелевает, чтобы и пресвитеры совершали оное с ведома епископа. Вальсамон . И из настоящего правила действительно объясняется, что без епископского дозволения священникам не дозволяется принимать исповеди людей и прощать грехи. Ибо оно говорит: если кто находится в опасности жизни и пожелает примирения, то есть быть допущенным после исповеди к причащению божественных Таин, а епископ находится в отсутствии, то священник не может примирить его; но он должен спрашивать епископа, который занимает место апостола и принял от Бога власть вязать и решить, и с его дозволения совершать примирение, если по крайней мере будет удобно спросить его. Ибо если епископ находится далеко, а смерть угрожает, то примирение может дать священник и не спросив об этом епископа, по 43-му ( 52 ) правилу настоящего собора.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах. О том, что не должно служителю ни носить орарь, ни оставлять без присмотра дверей. τι ο δε πηρτην ρριον φορεν, οδ τς θρας γκαταλιμπνειν. Толкования Зонара . Каждому чину посвященных назначено и свойственное ему одеяние и служение. Итак, служителям, то есть иподиаконам не дозволяется носить орарь ; ибо это есть принадлежность диаконов. А выражение: не оставляти дверей – указывает вот на что: в древности они служили у церковных дверей, изводя, когда было должно, оглашенных и находящихся в покаянии, почему и ныне они возглашают: оглашенные приступите. А если ныне они не стоят у дверей, это неудивительно; ибо многое из того, что было в церквах в древности, ныне стало делаться иначе. Ибо и делом чтецов было читать божественные писания в слух народа, как это открывается и из имени их, и из следующего правила и из 90-го ( 101 ) правила Карфагенского собора; но ныне их дело петь; а чтобы они читали, это бывает весьма редко. Аристен . Служитель не должен носить ораря, и оставлять дверей. Каждый должен соблюдать свой чин и тщательно выполнять свое служение. Поэтому и церковные служители не должны оставлять дверей, но должны стоять там до конца божественного тайнодействия и исполнять принадлежащее им служение. А ораря не носить ни им, ни чтецам, или певцам; ибо это есть принадлежность диаконов. Вальсамон . Носить орарь предоставлено одним диаконам . Ибо они, предстоя священнодействующим и наблюдая совершение святых молитв и возгласы пресвитеров, посредством ораря дают знать диаконам, стоящим на амвоне , об имеющем быть возгласе, то есть о времени ектеньи прошений об оглашенных и прочих; и назван орарь от ρ – стерегу и наблюдаю. Как это предоставлено диаконам, так и иподиаконам дано охранять церковные двери и вводить и изводить оглашенных и находящихся в покаянии. Ибо поэтому и ныне иподиаконами говорится: елицы вернии, то есть не верные, но оглашенные изыдите; а верные стойте, дабы увидеть жертву святых тайн. И не только этим даны сии преимущества, но и прочим чинам. Ибо чтецам предоставлено служение не петь, но читать божественные писания для общего слушания, а певцам – петь. Итак, поскольку некоторые иподиаконы, вопреки церковному преданию, имели дерзновение носить орари; то отцы запретили это и определили, что они не должны оставлять охранения назначенных им церковных дверей, дабы не было нестроения в священных чинах.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете клирикам содержать корчму. Никакому клирику не позволяется содержать корчемницу. Ибо если таковому запрещается в корчемницу входить, то насколько более – прислуживать в ней другим и браться за то, что ему не дозволено? Итак, если он совершит таковое, пусть либо прекратит, либо будет извержен. Μηδεν ξεναι κληρικ, καπηλικν ργατριον χειν. Ε γρ τ τοιοτ εσιναι ν καπηλε οκ πιττραπται, πσ μλλον λλοις ν τοτ διακονεσθαι, κα μ θμις ατ γχειρεν; ε δ τι τοιοτον διαπρξοιτο, παυσσθω καθαιρεσθω. Толкования Зонара . Слова: « клирику содержати корчемницу » должно понимать в смысле: « самому ему лично действовать в ней и служить »; ибо неблаговидно и даже очень неприлично клирику управлять корчемницею, принимать входящих в нее, предлагать им кушания и наливать вино; ибо кому совершенно воспрещено по 54-му правилу святых Апостолов входить в корчемницу, как таковый будет проводить в ней время постоянно? А кто делает это, тот по правилу или должен престать, или должен подвергнуться извержению. Но если какой клирик, владея подобным заведением, отдаст его в наймы другому, то не должен потерпеть вреда по отношению к своему званию. Аристен . Если клирику воспрещено входить в корчемницу , то еще более должно быть воспрещено иметь ее. Итак, от должен или престать, или быть изверженным. Не дозволяется клирику иметь корчемницу и действовать в ней. Ибо, если воспрещено ему входить в чужую корчемницу, разве только сделает это по необходимости; то еще более не следует ему иметь корчемницу и служить в ней другим. А кто дерзнет делать это и не хочет престать, должен быть извержен. Вальсамон . 54е правило святых Апостолов говорит, что клирики ядущие в корчемнице отлучаются; а настоящее определяет, чтобы клирик не имел корчемницы, то есть не производил корчемной торговли; ибо если он имеет корчемное заведение на правах хозяина и отдает его в наймы другим, нет в этом нового; потому что это делается и монастырями и различными церквами. Поэтому слово иметь принимай здесь вместо действовать . А так как иное дело – входить в чужую корчемницу и вкушать пищу, и иное – заниматься корчемным промыслом, то в Апостольском правиле говорится, что клирик, ядущий в корчемнице и не исправляющийся после внушения, отлучается, по причине конечно сравнительно меньшей важности греха; а тот клирик, который производит корчемный промысел, если не исправляется после внушения, по настоящему правилу извергается, конечно, по причине большей тяжести греха. Прочти написанное в указанном 54м Апостольском правиле, также Лаодикийского собора 24е правило , Карфагенского собора правило 40е ( 49 ) и последнюю главу 1го титула 4й книги Василик , которая помещена вне 35й главы 9го титула настоящего собрания.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников. Угодно было не допускать к обвинению никаких рабов и собственных вольноотпущенников и всех тех, кого не допускают к обвинению в преступлениях гражданские законы; а также всех, на ком лежит пятно бесчестия, т. е. актеров и лиц, преданных безнравственности; также еретиков, или язычников, или иудеев. Однако всем, кому отказано в праве на такое обвинение, не должно отказывать в праве обвинять по своим собственным делам. μοως ρεσεν, να πντες ο δολοι, κα ο διοι πελεθεροι ες κατηγοραν μ προσδεχθσι κα πντες ος πρς κατηγορητα γκλματα ο δημσιοι νμοι ο προσδχονται πντες τι μν ο τος τς τιμας σπλοις αντισμνοι, τουτστι μμοι, κα σα τας ασχρτησιν ποββληνται πρσωπα αρετικο τι μν, ετε λληνες, ετε ουδαοι πλν μως πσιν, ος τοιατη κατηγορα ρνεται, ν τας δαις αταις τν το κατηγορεν δειαν μ φελειν ρνεσθαι. Толкования Зонара . По законам рабы не могут делать доносов или свидетельствовать, и совершать некоторые другие действия; а отпущенники могут делать доносы, даже уголовные, на других, но не на своих освободителей или их детей, или наследников, имеющих по отношению к ним права патроната; (патронат есть слово римское, которое в переводе значит покровительство ). Итак, правило не допускает до обвинения епископов и клириков ни рабов, ни отпущенников самих обвиняемых, ни кого-либо из других, которым гражданские законы запрещают обвинять в преступлениях, ни бесчестных, каковы позорищные , борцы со зверями, или единоборцы. А к позорищным относятся все, служащие на сцене, из коих одни обыкновенно исполняющие свое дело пред лицем царя в законах считаются почетными, а те, которые играют на торжищах и в народных собраниях признаются бесчестными. Подобным образом и борцы с зверями, которые также называются псовыми охотниками (κυνηγο), и единоборцы, если борются с зверями или единоборствуют для показания мужества и по любви к славе, суть почетны, а если ради вознаграждения – бесчестны; ибо кто не щадит собственной жизни, но отдает ее за вознаграждение, и из-за корысти презирает смерть, как избежит дурного мнения о нем других? Кроме того, не дается право обвинять и еретикам или неверным. А если таковые имеют свои собственные дела, и об них начинают иск, то должны быть приняты, хотя бы предъявляли иск на епископов, или клириков. То же самое определяет и 6е правило 2го собора, и прочти, что в нем написано.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010