Разделы портала «Азбука веры» Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Решено: если епископы, пресвитеры, диаконы или любые другие клирики, которые не имели ничего, после своего поставления, во время епископства или служения в клире, купят на свое имя поля или какие-нибудь угодья, то их нужно считать похитителями имущества Господня, исключая тот случай, когда они после увещаний отдадут это Церкви. Если же лично им достанется дар от кого-либо или наследство от родственников, с этим пусть поступают по своему произволению. А если, изъявив намерение отдать это Церкви, возвратятся вспять, да будут признаны недостойными церковной должности как отверженные. μοως ρεσεν, να πσκοποι, πρεσβτεροι, δικονοι κα οοιδποτε κληρικο, ο μηδν χοντες, ν προκψαντες τ καιρ τς πισκοπς, τς κληρσεως ατν, γρος οαδποτε χωρα π νματι ατν γορσωσιν, να ς κατ δεσποτικν πραγμτων φοδον πεποιηκτες νχωνται, ε μ ρα λοιπν πομνησθντες τ κκλησ τατα εσκομσουσιν. ν δ ες ατος κυρως φιλοτιμ τινς, διαδοχ συγγενεας περιλθ, ξ ατο ποισωσιν χει πρθεσις ατν. Ε δ κα μετ τ προθσθαι ες τοπσω μετατραπσι, τς κκλησιαστικς τιμς νξιοι, ς δκιμοι, κριθσιν. Толкования Зонара . Если некоторые из недостаточных лиц сделаются епископами или клириками, и потом разбогатеют и будучи епископами или клириками приобретут земли или угодья, купив оные на свое имя, то является мысль, что они приобрели их на церковные деньги и признаются виновными точно так, как если бы они похитили владычное, то есть Господне имущество (ибо на это указано словами правила: ς φοδον πεποιηκτες), если не завещают их в церковь . Посему и гражданские законы требуют, чтобы епископы, когда имеют принять хиротонию, делали известным свое имущество, дабы иметь право оставлять оное законным образом кому желают. И 40е правило святых Апостолов говорит: известно да будет собственное имение епископа, если он имеет собственное, и известно Господне и проч. И Антиохийского собора 24е правило дает об этом определение. А если кому-нибудь, в бытность епископом или клириком поступит в собственном смысле подарок от кого-нибудь, например, по завещанию, или дар, или родовое наследство, то должен, говорит правило, и из него посвятить в церковь часть по своему произволению. А слово: « в собственном смысле » (κυρως) поставлено вместо слов: если будет предоставлено прямо ему, так как многое оставляется некоторыми с тем, чтобы передано было другим, или было издержано на выкуп пленных, или на построение священных домов и на другие подобные дела. Итак, не требуется, чтобы и из этого завещевал что-нибудь в церковь, а только из того, что в собственном смысле, то есть лично ему предоставлено и над чем он господин. А если они предположили и обещали отдать часть в церковь, потом обратились вспять, то есть переменили намерение; то должны быть признаны недостойными священнической чести.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Речь, произнесенная в торжественном собрании Киевской Духовной Академии 28 сентября 1881 года экстраординарным профессором М.Ф. Ястребовым Ваше Преосвященство и Милостивые Государи! В своей настоящей речи я желал бы остановить ваше благосклонное внимание на явлении в области церковно-богословской жизни католичества недавнем, выступившем на сцену истории благодаря человеку, память о котором еще, так сказать, не остыла. Разумею католический догмат о папской непогрешимости. Прерогатива непогрешимости из всех усвояемых себе папой прерогатив не мирится с христианским сознанием бесспорно наиболее. В Евангелии и апостольских посланиях, в истории и практике первенствующей церкви для идеи о папской непогрешимости нет ни малейших логических и исторических прецедентов. В самом католическом мире идея эта является сравнительно в позднейшее время. Несомненно по крайней мере, что до половины XVI столетия папы не считали себя непогрешимыми. Так, папа Урбан V произнес, умирая, следующие слова: «Я твердо верую всему тому, что содержит и чему учит католическая церковь , и, если когда-нибудь высказывал положения, противные учению церкви, отвергаю их и повинуюсь суду ее» 1 . Смерть Урбана V последовала в 1370 году. В 1324г. кардинал Яков Фурнье, занявший после папы Uoahha XXII папский престол под именем Бенедикта XII, писал: «Утверждают, будто бы то, что раз решено касательно веры одним папой, не может уже быть отменено другим папой. Я отвечаю, что это ложно: мы имеем пример святого Петра, укоряемого святым Павлом, и несогласие святого Киприана, епископа карфагенского, с папой Стефаном в вопросе о крещении еретиков, пока вселенский собор не сделал постановления по этому вопросу» 2 . Папа Адриан VI писал в 1522г. следующее: «Несомненно, что папа может погрешать даже в предметах, касающихся веры, распространяя своими постановлениями или декретами ересь: пап еретиков было много и еще недавно папа Иоанн XXII публично внушал и приказывал всем держаться заблуждения» 3 . В 1557г. папа Павел IV говорил, обращаясь к членам консистории: «Не останавливайтесь ни на примерах моих предшественников, ни на том, что ими сделано: я намерен следовать им до тех лишь пор, пока позволяют мне это авторитет Писания и богословские данные. Я не сомневаюсь, что мы подвержены заблуждению» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

С.А. Степанцов Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в «Рассуждениях на Послание Иоанна к парфянам» Аврелия Августина Источник Содержание 1. Ер. Io. tr. 1 1.1. Ер. Io. tr. 1, 8 толкование на 1Ин.2:1 1.2. Ер. Io. tr. 1, 12 – толкование на 1Ин.2:10 1.3. Ер. Io. tr. 1, 13 – толкование на 1Ин.2:11 2. Ер. Io. tr. 2 2.1. Второе «Рассуждение...» 2.2. Ер. Io. tr. 2, 4 – толкование на 1Ин.2:12 3. Ер. Io. tr. 3 3.1. Ер. Io. tr. 3, 4–5 – толкование на 1Ин.2:18–19 3.2. Ер. Io. tr. 3, 7–8 4. Ер. Io. tr. 6 4.1. Ер. Io. tr. 6, 2 – толкование на 1Ин.3:16–18 4.2. Ер. Io. tr. 6, 11–14 – толкование на 1Ин. 4:1–3 5. Ер. Io. tr. 10, 8–10 – рассуждение по поводу 1Ин.5:1–3     «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (In Epistolam Iohannis ad Parthos tractatus) – это десять гомилий на Первое Послание Иоанна, которые Аврелий Августин произнес перед своей гиппонской паствой в 407 г., причем по крайней мере восемь первых были произнесены в течение пасхальной недели, а девятая и десятая – позже, но все же в пределах пасхального периода 1 . «Посланием Иоанна к Парфянам» Августин называет Первое Послание Иоанна 2 . Это название, вероятно, возникло в результате ряда недоразумений; впрочем, Августин никак специально не разбирает смысла приводимого им названия. Десять «Рассуждений...» – признанный шедевр августиновской гомилетики: нигде с большей полнотой не выражено учение Августина о братской любви (caritas, dilectio) 3 . Тема любви господствует в его комментарии к Посланию и подчиняет другие важные его темы: вера, грех и оправдание, антихристы... С тех пор как работы А.-М. Ла Боннардьер и М.-Ф. Берруара установили год произнесения «Рассуждений на Послание Иоанна к Парфянам» (407), нашла объяснение острота антидонатистских мотивов в этой серии проповедей. Такая же острота антидонатистской полемики характерна для других проповедей Августина, произнесенных до июня 407 г., когда состоялся Карфагенский собор и были приняты законодательные меры против донатистского раскола, но и после этого – до 411 г., даты карфагенской «конференции» 4 . В «Рассуждениях...» эта полемика является не только фоном толкования Первого Послания Иоанна, но, как отметил А.Амман, одним из трех факторов, которые вообще определяют направление экзегезы Иоаннова Послания у Августина (два других фактора: пасхальный период и присутствие новокрещенных 5 ). Цель этой статьи – рассмотреть, описать и оценить проявление этого фактора в гомилиях на Первое Послание Иоанна. Сразу оговорюсь: в статье речь пойдет только о влиянии антидонатистских идей на экзегезу Послания, а не о мере справедливости и состоятельности или историческом значении той критики донатизма, которую предпринимает Августин в данной серии проповедей. С исчерпывающей тщательностью эта критика и отражение донатисткого раскола в творениях и мысли Августина проанализированы в великолепной обобщающей статье «Donatismus, Donatistae», вошедшей во второй том «Augustinus-Lexikon» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Св. ап. Павел посещал И. дважды во время 1-го и 2-го путешествий (Деян 13. 51, 14. 1, 16. 1-2). По примеру иудейской общины И. обитатели соседней Листры (ныне Золдера) побили апостола камнями (Деян 14. 19-20). После проповеди ап. Павла была образована христ. община И., состоявшая как из иудеев, так и из греков (Деян 14. 1); нек-рые члены общины упоминаются в Послании к Римлянам (Рим. 16. 21, 22), в т. ч. апостол от 70 св. Тертий, бывший одним из первых епископов И. Раннее церковное Предание связывает с Центр. Анатолией историю жизни и исповедания веры св. равноап. Феклы , ученицы ап. Павла (пам. 24 сен). И., вероятно, уже во II в. стал местом особенного почитания этой святой. Между 230 и 235 гг. в И. состоялся Собор епископов ряда областей М. Азии, к-рый принял постановление о необходимости перекрещивать еретиков, в особенности монтанистов, приходящих в церковь ( Cypr. Carth. Ep. 75//PL. 4. Col. 412-414; Euseb. Hist. eccl. VII 7. 5; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 1. Pt. 1. P. 159-161). Один из участников Собора, еп. Фирмилиан Кесарийский, сообщил о Соборе в письме свт. Киприану Карфагенскому. Евсевий в «Церковной истории», в рассказе о временах правления имп. Галлиена (253-268), упоминает кафедру И. и епископа Никомаса в числе «наиболее выдающихся» на Востоке наряду с кафедрами Кесарии Каппадокийской и Неокесарии Понтийской, Тарса, Иерусалима и Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. VII 28. 1). Ок. 256 г. И. был разорен персид. войсками, однако его значение как адм. центра внутренней Анатолии продолжало возрастать. В результате реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. И. вошел в состав пров. Писидия и стал 2-м по значению городом. В 70-х гг. IV в. И.- центр организованной новой пров. Ликаония, к-рая объединила части территорий Писидии, Фригии и Каппадокии. В 354 г. в И. пленные исавры были брошены на съедение зверям в амфитеатре, что вызвало восстание исаврийских племен, с трудом подавленное рим. войсками ( Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 1-20). Согласно Житию св. Феклы, город был спасен от мести исавров по ее молитве (Vie et miracles de Sainte Thècle. II 6/Éd. G. Dagron. Brux., 1978. P. 144f., 298). Вероятно, в это время кафедру И. занимал еп. Иоанн (Vita Amphilochii//PG. 116. Col. 957).

http://pravenc.ru/text/389044.html

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание V. Собор Константинопольский, 2-й, Вселенский пятый...    В 27-й год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12-й год после консульства Василия, в четвертый день майских нон, первого индикта, в судебной палате заседали почтеннейшие епископы сего царствующего города:    Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима,    Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии,    Домнин, святейший патриарх великого города Феополя,    Стефан, благоговейнейший епископ Рафии, и Георгий, благоговейнейший епископ Тивериады, и    Дамиан, благоговейнейший епископ Созусы, занимавшие место Евстохия, святейшего епископа иерусалимского,    Бенигн, благоговейнейший епископ Гераклеи в Пелагии, занимавший место Илии, блаженнейшего епископа фессалоникского,    Феодор, благоговейнейший епископ Кесарии в области первой Каппадокии,    Андрей, благоговейнейший епископ Ефеса,    Секстилиан, благоговейнейший епископ тунийский, занимавший место Примоза, благоговейнейшего епископа карфагенского,    Мегефий, благоговейнейший епископ Гераклеи фракийской,    Анастасий, благоговейнейший епископ Тавии, занимавший место Дорофея, благоговейнейшего епископа анкирского,    Иоанн, благоговейнейший епископ илийский, занимавший место Евперия, благоговейнейшего епископа кизического,    Евсевий, благоговейнейший епископ тирский,    Иоанн, благоговейнейший епископ никомидийский,    Константин, благоговейнейший епископ халкидонский,    Петр, благоговейнейший епископ тарсский, Иоанн, благоговейнейший епископ кукузский, занимавший место Палладия, благоговейнейшего епископа мелитенского,    Иоанн, благоговейнейший епископ Кесарии палестинской,    Помпейян, благоговейнейший епископ визакийский,    Амазоний, благоговейнейший епископ едесский,    Александр, благоговейнейший епископ гангрский,    Фома, благоговейнейший епископ Апамеи сирийской, Евфрант, благоговейнейший епископ тианский,    Феодор, благоговейнейший епископ Иераполя сирийского,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4152...

Скачать epub pdf О святителе Дионисии Александрийском Предисловие Во святых отец наш Дионисий, ученик Оригена 1 , вначале был пресвитером Александрийской Церкви 2 , в 232 г. от Рождества Христова занялся обучением оглашаемых 3 , а позже, в 247 г., стал епископом Александрии. Он сменил Иракла, 13 лет бывшего Александрийским архиепископом 4 . Во время гонения Декия воины схватили Дионисия и увели в Тапосирис 5 , городок, расположенный между Александрией и Канопом, по словарю Бодрана. В 257 г., при гонителе Валериане, треблаженный предстал перед игемоном Эмилианом и, исповедав доброе исповедание веры 6 , был изгнан в Кефро, ливийский город в глубокой пустыне 7 . Спустя три года 8 , в правление сына Валериана, императора Галлиена, который в начале своего правления, казалось, был настроен к христианам более мягко, Дионисия вызвали из ссылки обратно в Александрию, и сей треславный, собрав все свои силы, стремился обратить еретиков, устранить происшедшие в то время из-за новациан церковные расколы и примирить Стефана Римского с Киприаном Карфагенским . Между ними были разногласия по поводу того, нужно ли крестить возвращающихся в Церковь еретиков и раскольников или не нужно 9 . Несмотря на то что сам Дионисий был согласен с Киприаном, который настаивал, чтобы таких перекрещивали, как говорит Иероним в каталоге церковных писателей (см. предисловие к правилу Собора в Карфагене при Киприане), он старался их примирить. Дионисий смело боролся против Савеллия 10 ; своими мудрыми беседами убедил так называемых хилиастов (о которых см. предисловие к II Всел.), приверженцев Непота, отказаться от своего неправого образа мыслей 11 . В 265 г. 12 его пригласили в Антиохию на Собор против Павла Самосатского 13 , и хотя он не смог поехать по старости и слабости здоровья, но выразил православный взгляд на веру в послании, а также изобличил ересь Павла Самосатского в десяти ответах 14 . В том же году, который был 12-м годом правления императора Галлиена, св. Дионисий преставился ко Господу, пробыв архиепископом Александрии 17 лет 15 . Наряду с прочими своими сочинениями (см.: Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 14) он написал и следующее каноническое послание в 260 г., как считает Милиас (Синодикон. Т. 2), и послал его Василиду, епископу Пентапольских церквей, о чем говорит Евсевий (кн. 7, гл. 26) 16 . Послание разделено на четыре правила, которые косвенно подтверждаются правилом IV Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. Находится это послание во 2-м т. «Пандект» и в «Синодиконе» (т. 1, с. 106) 17 . Во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского, исповедника 4 правила, на которые разделено его каноническое послание к епископу Василиду

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Т. Борозенец Вероучительные определения поместных соборов Правила поместного Карфагенского собора 419 г. 6 33 . Да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания таковы: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, Посланий Павла четырнадцать, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола одна, Иуды Апостола одно, Откровение Иоанна – книга одна. Для твердости же настоящего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ибо мы приняли от Отцов, что эти книги читать подобает в церкви. 123 . Собор против ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенской церкви, присутствовавшими на святом Соборе, имена и подписания которых внесены в деяния, что Адам сотворен Богом не смертным. Если же кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех , но по необходимости естества, – да будет анафема. 124 . Определено также: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею нового бытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо сказанное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же еси согрешиша ( Рим. 5:12 ), подобает понимать не иначе, чем всегда понимала кафолическая Церковь , повсюду разлитая и распространенная. Ибо по этому правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою совершить еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, чтобы через новое рождение очистилось в них то, что они заняли от ветхого рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

ЦВ 4 (401) февраль 2009 /  15 февраля 2009 г. Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов, и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь утром за Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений — и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений, и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, призывает нас священномученик Киприан Карфагенский. О единстве Церкви, о ее многообразии было очень ясно сказано на недавнем Поместном Соборе. Отдавая дань благодарной памяти Святейшему Патриарху Алексию II, Собор напомнил, что почивший оберегал Церковь «от расколов и разделений, объединяя людей разных национальностей, поколений, социальных слоев». «И сегодня, памятуя заветы почившего Первосвятителя, — читаем мы в Послании Собора, — нам нужно хранить и укреплять церковное единство, не допуская, чтобы кто-либо посеял между нами даже тень разделения». Роль Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может быть и должна быть исключительно значима.

http://e-vestnik.ru/church/pk_roch_2009/

Эта книга впервые вышла в свет в 2005 году, и предисловие к ней отец Олег попросил написать своего друга, молодого священника-миссионера отца Даниила Сысоева . И отец Даниил как всегда четко выделил главную мысль «Бесед на нагорную проповедь »: «В этой книге показывается особое значение для спасения Божественной благодати». Спустя четыре года отец Даниил совершил свой исход, приняв мученическую кончину, можно сказать, на боевом посту – в построенном им храме, будучи истинным воином, истинным рыцарем Христовым. Божественная благодать восхитила его от Церкви воинствующей в Собор Церкви торжествующих, в сонм святых, оправданных Кровью Христа. И теперь его слова о спасении по благодати, это не просто наставления или некое введение читателя в курс дела, но значительно больше – это путь, пройденный им самим, а потому и надежный; путь, указующий как в наше время восхитить Царство Небесное. Много раз отец Даниил предостерегал свою паству от тех людей, кто прямо отрицает священные догматы Церкви, кто считает, что спасение возможно и без Христа, – современных еретиков-пелагиан 1 , учащих даже с профессорских кафедр, что Крещение не обязательно, что благодать Божия лишь облегчает нам спасение. Таким образом они поступающих «как враги Креста Христова» ( Фил. 3:18 ), так как по их учению выходит, что «законом оправдание», и «Христос напрасно умер» ( Гал. 2:21 ). Как сказано у апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). А вера отца Даниила – это не новомодные изобретения самодовольных интеллектуалов, не тайное «православие» для особо одаренных духовных личностей, это вера Апостолов и мучеников, вера открытая каждому крещеному, вера Святой Церкви Христовой, вера в то, что спасение человека возможно только силою Христовой – Его Божественной благодатью, и, как писал отец Даниил, опираясь на постановления Карфагенского Собора (правила 123–130), «Его незаслуженный, несотворенный дар входит в нас через Крещение, очищает от грехов и личных, и первородного. Она [благодать] оправдывает человека, подает помощь, для освобождения от последующих грехов, дает нам знание Божией воли и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить узнанное. Она открывает нам наш грех , и дает силу к любви. Без благодати мы совершенно не можем исполнить Божии заповеди. Ибо все мы непрестанно согрешаем, и нуждаемся в благодати для очищения от греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я хотел бы в этом видео ответить на вопрос, для некоторых вполне практический, может ли православная христианка выходить замуж за неверующего либо за иноверца, либо за еретика, сектанта, ну и, в целом, неправославного; или же, соответственно, может ли православный жениться на женщине, которая не является православной. Если мы обратимся к святым канонам православной церкви, то мы увидим, что ответ на этот вопрос в них есть, и этот ответ отрицательный нет, нельзя, нет, не может. Хотя можно найти священников, которые скажут, что можно, но правила церкви говорят иначе. Чтобы не быть голословным, я покажу вам эти правила. Начнем с 14-го правила IV Вселенского собора, хотя он говорит не о всех христианах, а о чтецах и певчих, и вот говорится, что определил Святой Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе жену иноверную, и дети их не сочетались «браком с еретиком, или иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру». А 30е правило Карфагенского собора предписывает, чтобы «дети состоящих в клире не совокуплялися браком с язычниками или с еретиками» . Но вот 31е правило Лаодикийского собора говорит уже про всех христиан: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти» . Но и, наконец, 72е правило VI-ro Вселенского Собора (или Трулльского), которое гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и аще при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа ( 1 Кор. 7:14 ).»

http://azbyka.ru/semya/pochemu-zapreshhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010