Содержание Причина задержки монахов. Различные заблуждения в вопросе о благодати и Суде 1. Пусть знает Любовь Ваша, что рабы Божий Кресконий, Феликс и другой Феликс, пришедшие к нам из вашей общины, провели вместе с нами Пасху. Для того удержали мы их немного дольше, чтобы вернулись они к вам, получив побольше наставлений против новых еретиков — пелагиан, в заблуждение которых впадает [всякий] думающий, будто благодать Божия, которая единственная через Господа нашего Иисуса Христа освобождает человека, дается по каким-либо человеческим заслугам. Однако равным образом пребывает в заблуждении и тот, кто, напротив, полагает, когда речь заходит о Господнем Суде, что человек (тот, который уже может в силу своего возраста пользоваться свободным решением воли) не судится по своим делам. Ибо лишь те младенцы, которым не помогла благодать Спасителя посредством омовения возрождение, не имея собственных добрых или злых дел, осуждаются за один только первородный грех. А все прочие, уже пользующиеся свободным решением, добавляют свои собственные грехи к греху первородному, если только не избавляются от власти тьмы благодатью Божией и не переносятся в Царство Христов. [Итак, грешники] получают осуждение не только за первородную [вину], но и за [злые] заслуги собственной воли. А добрые приобретают награду в соответствии с заслугами их доброй воли, но саму эту добрую волю они приобрели по Божией благодати, и таким образом исполняется написанное: Ярость и гнев, скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и эллина. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и эллину. Августин посылает монахам книгу «О благодати и свободном решении» и другие сочинения против пелагиан 2. Но об этом сложнейшем вопросе — то есть о воле и благодати, мне не нужно дольше рассуждать в этом письме; ведь я дал им еще одно письмо, [написанное, когда я думал], что они вернуться [к вам] быстрее. Я также написал для вас книгу; и если, с помощью Божией, вы внимательно прочтете ее и с живостью уразумеете, то, думается мне, в дальнейшем уже не будет у вас никаких разногласий по этому вопросу. Принесут они с собой и другие [сочинения], которые сочли мы необходимым направить вам; из них сможете вы узнать, каким образом кафолическая Церковь, по милосердию Божию, обезвредила от- раву пелагианской ереси. [В число этих сочинений входят послания], написанные папе Иннокентию, епископу города Рима, на поместном Карфагенском собор и на соборе Нумидийско и [еще одно] более подробное [послание] пяти епископо, и то, что ответил он на три этих письм; также [входит туда то], что было написано папе Зосиме на Африканском собор, и ответ его, посланный всем епископам вселенно; [а также и то], что мы кратко постановили против этой ереси на последнем полном соборе всей Африк; и сверх того, упомянутая моя книга, которую я только что написал для вас, — все это мы лично прочли с ними и посылаем через них вам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2786...

Archive Пн Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви Новая редакция Положения о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви утверждена на заседании Священного Синода 11 марта 2020 года ( журнал 2 ). Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: «Где является епископ, там да будет народ». Святитель Киприан Карфагенский утверждал: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Он же подчеркивал, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле «ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, — говорил святитель, — требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению». Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12:15; 24:6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия I.1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. I.2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности, относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий.

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/u...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82973.html 31 января 2011 Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1397210.html Официальный сайт РПЦ МП Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви было утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве (журнал 55). Изменения в Положение внесены на заседании Священного Синода от 31 января 2011 года (журнал 1). Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: " Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их " (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: " Где является епископ, там да будет народ " . Святитель Киприан Карфагенский утверждал: " Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви " . Он же подчеркивал, что " Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере " , а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле " ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа " . " Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, – говорил святитель, – требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению " . Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо " кто слушает совета, тот мудр " (Притч. 12. 15; 24. 6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия 1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_82973_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) " О единстве Церкви " 27 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на пленарном заседании принял определение " О единстве Церкви " . Единство – одно из сущностных свойств Церкви. По учению святого апостола Павла, Церковь есть тело Христово, членом которого является каждый христианин: " Вы – тело Христово, а порознь – члены " (1 Кор. 12, 27). Члены единого Христова тела скреплены единой верой и Крещением (Еф. 4, 5), соединены друг с другом любовью по образу взаимной любви Трех Лиц Божественной и Живоначальной Троицы. Православное исповедание веры во Святую Троицу требует от каждого христианина подвижнических усилий, направленных на сохранение драгоценного дара единства, простирающегося поверх всевозможных границ, политических разделений, всех вообще человеческих различий. " Таинство единства " и " союз неразрывного согласия " , о которых говорит священномученик Киприан Карфагенский, должны быть бережно хранимы. С утратой единства Церкви утрачивается и истинная вера. " Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? – вопрошает священномученик. – Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви? " (Книга о единстве Церкви). Церковное единство в мире, полном разделений, подвергается различным угрозам, происходящим от зависти врага спасения человеческих душ. О реальности этих угроз свидетельствует и история Русской Православной Церкви, в особенности на протяжении пережитого ею в ХХ столетии периода тяжких бедствий в жизни народа, когда братоубийственное восстание стало причиной гибели миллионов наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма новомучеников, к убиению Императора-страстотерпца Николая Александровича и всей Царской Семьи. В нынешнем году, когда отмечается 90-летие этого скорбного события, печаль наша срастворяется радостью о духовном преодолении пережитого противостояния.

http://religare.ru/2_55682.html

Второе Послание апостола Иоанна Подлинность Послания. Второе Послание апостола Иоанна оспаривалось у него до IV-ro века. В последнее время критика возобновила древние сомнения против подлинности сего Послания и, на основании приводимых Евсевием (Ц. Ист. 3:25) и Иеронимом (De vir. ill с. 18) мнений, стала приписывать его то некоему ефесскому пресвитеру Иоанну, о котором упоминает Папий (у Евсевия, Ц. Ист. 3:39) как о своём учителе, и которого могилу видел блаженный Иероним (De vir. ill. с. IX), то Евангелисту Марку, называемому в книге Деяний ( Деян.12:12,25; 15:37 ) Иоанном. Причиной сомнений древних служили частью краткость Послания и малоизвестность его, зависевшая от частного назначения его для одного лица – частью отсутствие имени апостола в надписи Послания. Апостол называет себя только старцем (пресвитером), что могло дать повод приписывать это Послание другому лицу. Но рядом с сомнениями древних мы имеем и свидетельства о принадлежности этого Послания апостолу Иоанну и о веровании Древней Церкви в его подлинность. Каталог Муратория говорит о нескольких Посланиях Иоанна. Святой Ириней (Adv. haer. 3:16.3,8) цитирует из этого небольшого Послания три стиха ( 2Ин.1:7,8,11 ). Аврелий Африкан, в Деяниях Собора карфагенского (256-й год), ссылается на это Послание. Климент александрийский (Strom. 2:15), Ориген (у Евсевия, Ц. Ист. 6:25), Дионисий александрийский ) (там же, 7:25) и, наконец, сам Евсевий (Demonstr. evang. 3:5) считают это Послание подлинным. Иероним (ер. ad. Evagr.) приводит начало этого Послания. И хотя древний Сирский перевод – Пешито не имеет этого Послания, но святой Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Наконец, дух Послания, заметное, несмотря на краткость Послания, сходство содержания и языка его с первым Посланием и признание Вселенской Церковью с IV-ro века (Собора лаодикийского 364 года правило 60-е; и 3-й Собор карфагенский 397 года правило 47-е) устраняют всякие сомнения в его подлинности. Лицо, к которому написано Послание Послание написано к ε κλεκτ κυρα, και τοις τκνοις αυ τς.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава третья. Канон ветхозаветных книг Огромная значимость богодухновенных книг Св. Писания в делах веры и благочестия ставила и в ветхозаветные времена, и в новозаветные важный и непростой вопрос; а какие книги считать богодухновенными? Или, иначе, вопрос о каноне священных книг. Семитское слово (кане), как и греческое κανν означало первоначально «тростниковую палку», а потом и вообще «прямую палку». В переносном смысле, это означало все то, что служит к определению, исправлению, выпрямлению других вещей. В итоге, слово канон получило значение «правила, нормы, образца». В отношении к Св. Писанию, канон определяет перечень богодухновенных книг. Многие читатели, не задумываясь, берут в руки Библию , и им кажется самоочевидным, что вот именно эти, а не какие другие книги являются священными. Хотя вопрос возникает уже в силу того, что разные издания содержат различный объем священных книг. А иные, наоборот, не могут отличить библейские книги от другой древневосточной литературы. Постараемся объективно изложить увлекательную и непростую историю канона библейских ветхозаветных книг, отметив в ней особые двенадцать вех. 3.1. Моисей Начало канону священных книг было положено первым богодухновенным писателем – Моисеем в нач. XV в. до Р.Х. (по другой точке зрения – в сер. XIII в. до Р.Х.). При нем, Книга закона была положена во Святом Святых скинии откровения, одесную ковчега Завета. Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя ( Втор. 31,24–26 ). Положение книги закона одесную ковчега во Святая Святых означало совершенно особое божественное значение этой книги, книги свидетельства Божия народу Израильскому. Книга закона, положенная Моисеем одесную ковчега, и есть Тора, основа божественного откровения Израилю. 3.2. Иисус Навин Завершая свой жизненный путь, Иисус Навин собирает все двенадцать колен сынов Израилевых в Сихеме. Там, на месте, где Аврааму была дана во владение Св. Земля и где он впервые воздвиг жертвенник Богу, Иисус Навин, овладев всей Обетованной Землей, напоминает народу Завет Божий. После обещания народа хранить верно сей Завет, вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом, который подле святилища Ягве ( Нав. 24:26 ). Таким образом, книга Иисуса Навина была приложена к книге закона Божия, к Торе. В этом составе содержится Священное Писание и поныне самарянами. 3.3. Пророк Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дата и место рождения О. доподлинно неизвестны; вероятно, он род. ок. 256 г. в Испании. О его семье сведений не сохранилось. Упоминаемое свт. Исидором Севильским сочинение О.- послание сестре, посвященное восхвалению девства,- не дошло до нашего времени ( Isid. Hisp. De vir. illustr. V 6). Ок. 295 г. О. был рукоположен во епископа Кордубы ( Athanas. Alex. Hist. arian. 42; см.: De Clercq. 1954. P. 79). Он присутствовал на общеиспан. Соборе в Эльвире (Илиберрисе; вероятно, ныне Гранада), что явствует из сохранившегося списка участников (Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona; Madrid, 1963. P. 1), а также из ссылки самого О. на 21-й канон Эльвирского Собора в его выступлении на Сардикийском Соборе в 343 г. (11-й канон в греч. версии, 14-й - в латинской). Дата проведения Эльвирского Собора неизвестна. Исследователи расходятся в вопросе о том, был ли данный Собор созван до ( De Clercq. 1954. P. 87-103; Duval, Pietri. 1995. P. 145) или после ( Dale. 1882. P. 12-45) гонения на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310). Во время гонения О., вероятно, открыто исповедал свою веру и подвергся притеснениям от властей, т. к. в послании имп. Констанцию II он называл себя исповедником ( Athanas. Alex. Hist. arian. 44). Неизвестно, находился ли он в заключении и применялись ли к нему пытки. Не вполне ясны также обстоятельства знакомства О. с имп. Константином Великим. Возможно, О. сыграл какую-то роль в обращении Константина в христианство ( Opitz H. G. Die «Vita Constantini» des «Codex Angelicus» 22//Byz. 1934. Vol. 9. P. 557-558). В нач. 10-х гг. IV в. О. становится одним из важнейших советников императора по религ. вопросам. По поручению Константина Великого он составил список служителей Кафолической Церкви в Африке, к-рым император направил денежные средства ( Euseb. Hist. eccl. X 6. 2). Затем он принимал участие в донатистском споре, поддержав еп. Цецилиана Карфагенского и его сторонников ( Aug. Contr. ep. Parmen. I 5. 10). По утверждению донатиста Пармениана, О. призвал Константина Великого казнить раскольников; по др. сведениям, он, напротив, советовал императору прибегнуть к более мягким наказаниям (Ibid. I 8. 13). Возможно, именно в этот период О. был по неизвестным причинам осужден испан. епископами, но оправдан епископами Галлии. По мнению блж. Августина, испан. епископы также признали его невиновность (Ibid. I 4. 7). О. адресован закон имп. Константина (321), санкционирующий практику освобождения рабов в церкви в присутствии епископа (CTh. IV 7. 1).

http://pravenc.ru/text/2581605.html

Дашкеев Павел Григорьевич, протоиерей Родился в 1870 г. в Белгороде Курской губ. в семье диакона. Окончил духовную семинарию. Служил в Петропавловской церкви Елизаветграда 390 . После издания митрополитом Сергием (Страгородским) июльской Декларации 1927 г. вместе с протоиереем Григорием Синицким 391 перешел в оппозицию к Московской Патриархии. В 1931 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. После освобождения до 1945 г. служил в Одесско-Херсонской епархии. В письме к нему от 29 октября 1954 г. из Зубово-Полянского дома инвалидов святитель Афанасий обосновал канонические причины как отхода от митрополита Сергия, так и воссоединения с Московской Патриархией после выбора законного Патриарха. Письма протоиерея Павла – бесценная иллюстрация процесса воссоединения «непоминающих» с Патриархией 392 . Скончался в 1957 г. 1. 23 декабря 1954 г. Простите, дорогой Владыка, строго не судите... Очень и очень благодарен Вам за Ваши святительские молитвы о покойной моей супруге и о мне многогрешном. Тяжело, очень тяжело переживал эту смерть, к которой хотя и был приготовлен. В лице покойной супруги я потерял искреннего друга, единомысленного мне, с которым прожил 59 лет, деля радости, горести и вместе молясь. Как ни тяжка была моя скорбь, но, сознавая, что это воля Божия, благодарил Его, милосердного, что призвал ее к себе раньше меня... Мне тяжело оставаться одному, но ей, бедной, было бы еще тяжелее... Несмотря на свое болезненное состояние и слабость, Господь укреплял меня, я совершал богослужение. В молитве я находил только утешение. Просил: «Господи! Утиши скорбь мою». Просил и благодарил за ниспосланную скорбь для очищения оскверненных грехами моих души и тела. Дорогой Владыка, в книге «Кормчая» 393 , изданной Патр[иархом] Иосифом в 7158 году, всех правил Карфагенского Собора 138. Правило 77 повелевает епископам местной церкви не приобщаться, ни служити с епископами, которые по лености или небрежению не являются на собор, который бывает ежегодно, но токмо в своих церквах таковые да имут общение и служат в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Зонара . И у священных апостолов в 47м правиле постановлено не перекрещивать, разве только того, кто крещен нечестивыми, и в 68м правиле определено, чтобы никто не принимал 2го рукоположения. Итак, следуя этим правилам и сии отцы постановили то же самое, то есть что никто из имеющих из начала правильное крещение не должен быть крещен вновь. А если кто был крещен еретиками не истинным крещением, того должны крестить; ибо это не есть перекрещивание, потому что крещение, каким он крещен, должно быть считаемо не за крещение, а за осквернение. Не должно быть и перепоставлениям и прехождениям епископов на иный престол, так чтобы кто-либо оставлял собственную епископию и переходил другую. И тут же представили и дело такого рода, говоря, что известный епископ презрел собственный народ и вторгнулся в другую церковь , и что он многократно был увещеваем о сем, но не захотел оставить церковь , в которую вторгся не по правилу и, следовательно, говорят, по причине непослушания его необходимо приступити к начальнику страны, дабы получивший кроткое увещание и не оказавший покорности вышел по повелению правительства. На это Аврилий сказал: « по соблюдении установленного обряда таковый да не признается принадлежащим собору »; ибо не позволительно предавать посвященных лиц светскому начальнику для наказания, если не будут они предварительно извержены. Ибо, если какой-либо посвященный достоин наказания за какой-нибудь тяжкий грех , то предварительно он лишается священнического достоинства, и, таким образом, берет его начальник для наказания. Итак, слова: « по соблюдении установленного обряда » – значат то, что если соблюден установленный обряд, то есть если были сделаны ему увещания по правилам и он не покорился, то да не признается принадлежащим собору, то есть не должен считаться в числе епископов, но уже как отверженный и изгнанный из священнического списка должен быть предан светской власти. А это предание его светскому начальнику постигло его вследствие упорства его, то есть самомнения, непокорства, по которым он с пренебрежением отнесся к оказанной ему епископами кротости.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Луи Дюшен (католик) Глава III. Расколы, произошедшие вследствие гонения Папа Маркеллин и воспоминания о нем. – Волнения в Риме по поводу отступников: Маркелл, Евсевии. – Египетские распри: разрыв между епископами Петром и Мелитием. – Мелитианский раскол. – Происхождение донатистского раскола. – Циртский соборКарфагенские епископы: Менсурий и Цецилиан. – Раскол, направленный против Цецилиана: Майорин. – Вмешательство императора. – Соборы в Риме и Арле. – Третейский суд императора. – Сопротивление донатистов, организация раскола. 1. Римский раскол В то время, когда вспыхнуло гонение, во главе римской церкви уже около семи лет стоял епископ Маркеллин 150 . Эдикт о конфискации движимых и недвижимых церковных имуществ был применен в Риме без всяких затруднений. Христианская община здесь была настолько значительна и известна, что всякое укрывательство было бы не только опасно, но и невозможно. Протоколы, составленные при отобрании имуществ, хранились довольно долго благодаря тому, что донатисты думали в них найти оружие против своих противников. Некоторые клирики были вызваны для сдачи конфискованных предметов (о священном писании не упоминается), и когда это стало вопросом совести в Африке, там придали большое значение их участию. Последовало предписание арестовать членов клира, но, по-видимому, им удалось избегнуть слишком широкого применения этого указа. Упоминается лишь о пресвитере Маркеллине и о заклинателе Петре, которые погибли по этому случаю. Епископ избег первых репрессивных мер, как избегли их епископы карфагенский, александрийский и антиохийский, но он умер 24 октября 304 года, в то самое время, когда Диоклетиан прибыл в Рим и гонение свирепствовало во всей силе. Для столь важного лица было довольно предосудительно умереть в такую минуту в своей постели. Память Маркеллина в течение IV века весьма попиралась донатистами. Не приводя ясных доказательств, они причисляли его к «предателям». Другие 151 шли дальше и обвиняли его в более тяжком преступлении, – в курении фимиама на языческих жертвенниках. Последнее обвинение, по-видимому, раздавалось и в Риме к концу V века, по крайней мере в простонародье. Мы не имеем о том других документов кроме двух апокрифических произведений: подложных актов Синуесского собора (составленных немного позднее 501 г.) и жизни Маркеллина в Liber Pontificalis. Оба эти документа согласно свидетельствуют, что Маркеллин оправдался от взводимых на него обвинений. Согласно соборным документам, большое собрание епископов, установив его вину и раскаяние, отказалось осудить высшего епископа; по легенде Liber Pontificalis, виновный папа, будучи вновь арестован гонителями, проявил больше мужества и пролил кровь за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010