В результате миссионерских трудов о. Алексия после его кончины, в период между Первой и Второй мировыми войнами, в Америке и на родине святого, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов. Преставился святой Алексий Товт 7 мая 1909 года. А 29 мая 1994 года, в год празднования 200-летия Православия в Америке, отец Алексий Товт был прославлен в лике святых. На прославлении, совершившемся в Задонском монастыре (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания) и возглавленном митрополитом Америки и Канады Феодосием (Лазором), присутствовали представители православных поместных церквей, многочисленное духовенство и тысячи паломников. Нетленные мощи святого были положены в раку у иконостаса монастырского храма свт. Тихона Задонского . Были составлены служба, тропарь, кондак и акафист святому. Существует несколько иконописных образов святого Алексия Товта, наиболее известный находится у раки с мощами. Прославление святого Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицких и карпаторусских святых стало мощным импульсом к возрождению русского Подкарпатья на исконных православных началах. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии у Бориса и Глафиры Максимовичей родился сын. При крещении младенец был назван Михаилом в честь св. Архистратига Михаила. Михаил с детских лет проявлял горячую веру и выражал желание посвятить себя служению Богу, но по родительскому настоянию вынужден был учиться в Полтавском кадетском корпусе, а затем, в 1918 году, продолжить обучение на юридическом факультете Харьковского университета. В 1921 году Михаил вместе с семьей эмигрировал в Югославию. Там в 1925 году он окончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 году в сербском Милковском монастыре митрополит Антоний постриг Михаила в монахи, дав имя Иоанн в честь его предка св. Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского. В том же году он был рукоположен в иеромонахи епископом Гавриилом Челябинским. С 1925 по 1934 год иеромонах Иоанн преподавал в Сербской семинарии в городе Битоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Покойный Митрополит Дорофей (Филипп), предстоятель Автокефальной Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, был русином из Мараморыша. С юности он подвизался в Изском Свято-Николаевском монастыре, будучи родом из ближайшего села Нанково. В бытность свою студентом МДА он защитил кандидатскую диссертацию «Введение унии в Закарпатье в XVII-XVIII веках». В этой добросовестной работе видно, сколько героических усилий прикладывал народ, чтобы сначала не дать надеть, а впоследствии сбросить это ненавистное духовное ярмо. Показано здесь также, с какой жестокостью и лукавством вводилась уния. Дух святых над Сербией. М., 1999. – В книге можно узнать из судеб разных святых, сколь много Сербская Церковь дала как Подкарпатскои Руси, так и Руси в целом. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни, М., 1994. – Эти воспоминания дают очень много сведений о том, в какой духовной атмосфере происходило обучение, постриг и рукоположение преподобного Алексия в Холмской Руси. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1982. – На с. 218–220 говорится как о массовом исходе людей в Карпаты из империи, так и о героическом сопротивлении карпатских племен Риму, который не мог смириться с таким положением дел. История Словакии. М., 2003. – Здесь очень много и подробно говорится о сопротивлении карпатских народов, включая, естественно, православных русинов, католической Австрии. Карпато-Дунайские земли в Средние века. Кишинев, 1975. – Здесь в статье П.Раткоша «Характер „первого“ и „второго“ крепостничества в истории Словакии» приводятся интереснейшие сведения: Великая Моравия отвоевала у болгарского царя Бориса часть Потисья и владела этими землями от 881 до 896 года. Войдя в 881 году в состав державы, эти земли получили название «Некрещеная Моравия». В то же время Парижский кодекс 3212 (можно найти в Византийском временнике) сообщает, что именно в 881–882 годах был крещен народ «рос». Напомним, что именно в 880 году в Риме было признано славянское богослужение и даже самые ожесточенные противники святого Мефодия вынуждены были на время примириться с его авторитетом. Сохранилось «письмо римского папы Uoahha VIII от 23 мая 881 года с похвалой Мефодию Моравскому за ревностное исповедание христианской веры»; см. ниже книгу Е.В. Ухановой, где приводится это письмо в списке XI века (с. 87). Поэтому именно к 881–882 годам, как мы видим, были созданы все условия для окончательного поголовного крещения русинов в Потисье. Таким образом, народное предание о том, что подкарпатские русины были крещены святыми братьями, подтверждается письменными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После заамвонной молитвы все священнослужители в священных облачениях и все множество монашествующих общежителей и скитян, монастырских работников и русских поклонников-богомольцев выходят чрез западные врата и, обойдя собор, идут к памятнику. Впереди несут хоругви, затем горящие подсвещники: иеродиаконы – с кадилами, наполненными фимиамом; один из иеромонахов несет небольшой серебрянный ковчежец с задымленными и благоуханными частицами святых мощей святых преподобномучеников, двое других несут иконы Пресвятыя Богородицы „Акафистная – Предвозвестительница“ и сих преподобномучеников. На колокольне производится торжественный звон. Подойдя к памятнику с западной стороны и обратившись к востоку, поют тропарь святым преподобномученикам, на первый глас: „Преподобнострадальный, богоизбранный полк двадесять и шесть божественных обители Зографских отцев, изобличивших латинское заблуждение и нужную смерть огнем на столпе претерпевших: Фому пастыреначальника и священного Варсануфия со славным Парфением, и прочих сострадальцев вси в тойже обители живущии, собравшеся песньми почтим: сии бо Троице о нас молятся“. И кондак им же, глас осьмый: „Обители нашей предстатели и хранители, священные преподобнострадальцы, двадесять и шесть, латинскую гордыню низложившие, и огненное сожжение претерпевшие, и венчанные достойно восхвалим, вопиюще: радуйтеся, преподобнострадальные“. Потом читается общее святым исповедникам Евангелие ( Лк. 12:8–12 ), которое прочитывает сам настоятель-архимандрит и всегда так выразительно, что невольно желательно и здесь привести его целиком. Рече Господь: всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын человеческий исповесть его пред ангелы Божиими. А отвергийся Мене пред человека, отвержен будет пред ангелы Божиими. И всяк, иже речет слово на Сына человеческого, оставится ему: а на Святого Духа хулившему не оставится. Егда же приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете,или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С недавнего времени, а именно с 1873 года, в память избавления обители Зографской от распространившегося с нагорной стороны монастыря сильного лесного пожара, угрожавшего монастырю, случившегося в этом году 28 июля, который потух тотчас же, как только взяли святую эту икону и при пении молебна пошли с нею и обошли монастырь со стороны приближавшегося пламени, установили совершать ежегодно и совершают в Зографе на 28 июля особое всенощное бдение в благодарность Богоматери, а после Божественной литургии бывает крестный ход с этой иконой вокруг монастыря. Замечательно, что огонь дошел до той черты тропинки, где была пронесена святая икона Царицы Небесной, и дальше не переступил 12 . В сочинении профессора Императорской академии наук Н.П. Кондакова „Памятники христианского искусства на Афоне“ (СПб., 1902) на стр. 157 сказано об этой иконе Божией Матери с отрицанием ее древности. Но г-н профессор дважды погрешил: во-первых, онь назвал эту икону большою, тогда как она малая всего только восемь вершков, а во-вторых, видел и снял своим аппаратом (стр. 158) не эту, а совсем другую, которую он сам счел списанною с „Одигитрии“. Самый снимок 60) доказывает его погрешность и напрасное обличение им афоно-зографцев якобы в лживости их... Небесное знамение Пирг, или башня, в которой пострадали святые преподобномученики и в целости сохранилась святая икона Божией Матери, отчасти стояла еще до 1873 года, но так как она закрывала собою новое северное здание обители и по ветхости угрожала падением, то необходимо было ее разобрать. А для того чтобы незабвенно было место мученического подвига святых, братия обители единодушно пожелали поставить на том месте памятник. В том же 1873 году памятник и был воздвигнут; освящение его предположено было совершить в день памяти святых. Настал этот день. С вечера, вскоре по захождении солнца, началось всенощное бдение. Ночь была безлунная и освещалась только слабым светом звезд. В природе была тишина. Ровно в полночь, когда в церкви после первой кафизмы читалось „Житие и страдание святых“, над церковью вдруг появился огненный столп и осветил обитель и ее окрестности столь великим светом, что можно было видеть и узнавать все предметы, как в обители, так и вне ее. Дивный столп этот, постоявши над церковью три или четыре минуты, прошел к памятнику и остановился над ним на несколько минут. Потом стал возноситься вверх и наконец превратился в круг, как бы венчая собою памятник и место страдания преподобномучеников. Все это явление продолжалось до 15 минут. Очевидцами были многие из братии обители и пришедших на праздник скитян и пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святая икона эта нарочито была написана на случай поднесения ее во благословение по воссоединении Александру Ивановичу Кабалюку, и конечно не без причины и не без цели. Икона эта, как в начале помянутой надписи на ней сказано, есть подобие и видом и мерою чудотворной этого наименования. Подлинная находится в Славяно-Болгарском Зографском Георгиевском монастыре на Афоне и достопамятна в истории борьбы афонцев, и именно славянских, а также и других иноков, за святое Православие Восточной Церкви против нечестивых замыслов римских епископов – пап и даже при содействии им самих греческих – царя и патриарха „ради политических нужд“, – лестию и дарами, огнем и мечом и всевозможными насилиями заманить и загнать в ловушку святогорских монахов, накинуть на них петлю – унию – и подчинить Афон Риму, а монахов – папе, то есть признать ложь за истину, а заблуждения за правоту. Эта икона Богоматери есть, так сказать, явная латин Обличительница, а православных Предвозвестительница, Покровительница и Защитительница 4 . . Земной удел Царицы Небесной подобен видимому нами небосклону, или поднебесью, сияет многоразличными и многоблагодатными звездами – чудотворными и благодати причастными иконами Всепречистой Владычицы Богородицы и святых угодников Божиих, непрестанно изливающими небесную благодать на всех смиренных насельников и благоговейных посетителей Афона, по всей России, и по многим местам во всех странах света, то есть по всей вселенной, и красуется небесными согражданами и святыми на (сей горе Святой) просиявшими – святителями, мучениками, исповедниками и преподобными – этими земными ангелами и небесными человеками, Престолу Божию предстоящими и за весь мир молящимися... В числе одной из таковых икон Богоматери на Афоне есть в Зографском монастыре небольшая икона Ее, называемая „Акафистною“ и „Предвозвестительницею“, а в числе святых в обители этой – 26 славных исповедников и страдальцев за святое Православие Восточной Церкви. С этою иконой и с этими мучениками сопряжено целое историческое событие, к которому тесно соприкасается другое. Оба знаменательны и исторически документально достоверны. Одно из них можно озаглавить: „Борьба афонцев против унии с Римом“, а второе – „Страдания афонцев за несогласие на унию с Римом“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Угорський греко-католицький про русин. 1912. 25 мая. С. 2. Гонения православной веры. Слава Богу нашему и честь Марморош-Сиготским страдальцам 1914–1934 гг. Мукачево, 1934. С. 4. Бескидский. Как мадьярское правительство и униаты подготовляли Марморошский процесс//Православный русский календарь. Владимирово на Словенску, 1930. С. 58–59. о. (Кабалюка) на суде угроруссов//Почаевский листок. 1914. 15 января. С. 7–8. Закарпатской Руси//Наша Родина: Календарь на 1921 год. Springfield, Vt. USA: Русскаго сиротскаго приюта, 1920. С. 15. Из православной веры в Южно-карпатской Руси//Православный русский календарь на 1930 г. Владимирова, 1929. С. 63. Халус П. Кабалюк – непохитний захисник закарпатського православ’я//Християнська Родина. 1996. 19 грудня. С. 5. Закарпатський П. Православна Церква на 1948. 5. С. 146–157. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 24 марта 2019, 21:15 Из статьи узнала, что мой дед священник с. Ново-Барово Колочавин Василий участвовал в суде в качестве обвиняемого и освобожденного за отсутствием доказательств. Спасибо за статью и успешних дальнейших Юлия 11 ноября 2011, 21:00 Благодаря статье узнала о своем прадеде - Илии Пирчак. Большое спасибо автору. Юрий Данилец 15 мая 2010, 13:43 Уважаемая Татьяна. к сожаления, я не имею больше материалов об этом человеке Татьяна Гутник 20 апреля 2010, 22:06 Пирчак бил осужден на 2 года и 6 месяцев 3 марта 1914 года.Какая его дальнейшая судьба,его семьи? Юрий Данилец 20 августа 2009, 19:00 Архимандрит Алексей (Кабалюк) причислен к лику святых с именем Алексия Карпаторусского. Его мощи находятся в Свято-Николаевском монастыре в с.Иза Хустского района Закарпатской области. Частички мощей находятся в многих храмах Закарпатья и далеко за его рубежами. Наталья 30 июня 2009, 14:30 насколько я знаю Алексий (Кабалюк) причислен к лику святых и сейчас это святитель Алексий Карпатский. Рака с частицей его мощей лежит в кафедральном соборе г. Ужгорода. Еще по теме истории православия на Закарпатье есть книга Василия Пронина. Иван Иванович 17 июня 2009, 21:24 Важная проблема. желаю автору успешного продолжения изысканий Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30790.html

Алексий давно хотел посетить и Святую Землю и Афон. Его душа чувствовала, что духовные оковы унии, которые насильно надели на его предков, еще каким-то образом держат его, еще какие-то сомнения временами просыпаются в душе. Он понимал, что, оторванный от живой православной традиции, он еще очень мало знает о Православии. Именно поэтому он так жаждал припасть к древним родникам чистого христианства, чтобы истина полностью открылась ему. Из этих святых мест он также хочет привезти святыни своему страждущему народу, которые могли бы утешить сердца, истомленные духовной жаждой. Здесь, на Святой Земле и Святой Горе, в нем окончательно побеждает Православие и он становится святым Алексием – несокрушимым воином Христовым, при упоминании одного имени которого будут трястись в бессильной злобе враги Церкви и возликуют верники. Именно этому важнейшему времени в житии святого и посвящена первая книга, изданная в России о возрождающемся Православии в Подкарпатской Руси, написанная на Афоне, подготовленная в печати в Оптиной пустыни и напечатанная в Шамордино в 1913 году, – «Повесть об обращении и присоединении на Афоне Угрорусса униата в Православие и о Русских, о Православии, об унии в Прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь». Книгу написал непосредственный очевидец этого важнейшего события – возвращения в Православие святогорский инок из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Денасий; и поэтому, чтобы не пересказывать своими словами речь свидетеля, предоставим слово ему самому. «В Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре в числе братии есть русский монах Варух, уроженец Венгрии, бывший униат и принявший православие в Шеве в Софийском кафедральном соборе, Отец Варух очень ревнует о возвращении своих земляков угрорусских униатов в Православие. Он завел кое с кем из них переписку. Узнал об этом Александр Кабалюк, достал его адрес и написал ему письмо на Афон с запросом: каким путем лучше приехать на святую Афонскую гору? К великой радости он получил ответ и немедленно порешил ехать. Поехал он через Россию и Одессу. Сначала проехал он в Иерусалим, где с глубоким благоговением поклонялся Живоносному Гробу Господню и другим святым местам, усердно моля Господа о просвещении и спасении души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этой изолированности последних двух сел – духовных центров, в отличие от Мараморышского духовного центра – Изы, виновато то, что на Мукачево, как на епархиальный центр, пришлись самые страшные удары еретиков в течение столетней войны за веру, после чего Мукачево стало еврейским и мадьярским культурным центром. Численность коренного народа в процентном отношении была здесь самой низкой. Одни только евреи составляли около половины населения города, имее много синогог, школ и т.д., но, кроме этого, в городе было еще и очень много мадьяр и достаточно других национальностей. А что касается Ужгородско-Земпленского края, то он слишком рано (еще с начала XIV века) попал под власть ярых папистов-Другетов – именно отсюда и распространялась уния. Поэтому народ здесь, веками задавленный тяжким гнетом и террором, не поднялся так быстро, единодушно и решительно, как в Мараморыше, где жители больше привыкли к независимости. И к началу Второй мировой войны в Мараморыше проживало подавляющее большинство православных всего Русского Подкарпатья. Здесь горно-русское, то есть бело-сербское, население преобладало и численно, что было немаловажно. И все же столь великое значение села Изы в истории Церкви Христовой одним этим невозможно объяснить. Сколь глубоко и сильно историческое значение этого села, столь глубоким и ясным должно быть и объяснение этой исторической загадки. Открытие этой духовной тайны должно приоткрыть для нас завесу, за которой таится нетленная святость народной души – в Святая Святых ее храма. Отравленный католиками отец Иоанн Раковский оставил в Изе не только свое мученическое тело, но и свой бессмертный дух. Его настоятельство в течение многих лет напитало множество сердец, ищущих правды. Он поправлял прихожан, когда они пели Символ веры , говоря, что паписты внесли приставку «и от Сына» и следует правильно петь Символ веры – петь по-православному. Он часто беседовал об истинном христианстве – святом Православии, о Русской Церкви и Сербской Церкви, где до сих пор хранится изначальная чистая вера во Христа. Пастырь имел множество редких православных книг и давал их читать интересовавшимся людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во всем этом великом воскресении и торжестве Православия была значительная заслуга преподобного Алексия, Карпаторусского исповедника. Живя большую часть времени в городе Хусте, а не в монастыре, он продолжал вести подвижническую жизнь. Каждую ночь он вставал и служил полунощницу, Божией Матери молился часами. Некоторые любопытные люди, видя, что каждую ночь в приходском доме при соборе горит свет, подсмотрели и стали свидетелями его молитвенных подвигов. Каждую ночь пылал до самого утра молитвой избранник Божий, как великая свеча, поставленная народом пред Престолом Божиим. Помощь близким Имя Алексий означает «защитник», и для своих близких святой стал защитником от посягательств нечистого духа. В этом ему покровительствовала Сама Пречистая. Вот что случилось однажды. Племянница преподобного вышла замуж за Юру Дуба. Это был могучий мужчина, любящий, как и многие другие гуцулы, и выпить, и погулять, и подраться. Бес же не дремал, и как-то раз, застав его в лесу, напал зримо. Юра увидел огромного, черного как уголь ворона с длинным клювом, который стремился сесть ему на голову. В руках у гуцула была знаменитая гуцульская секира. Не растерявшись, храбрец стал отмахиваться своим страшным оружием от жуткой птицы. Долго, почти час длилась борьба человека с демоном в безлюдном горном лесу, под темными огромными елями. Наконец руки молодого силача устали. Демон, улучив момент, коснулся головы русина и вселился в него. Из писаний святых отцов явствует, что образ черного ворона принимают именно бесы гнева. Страшен стал одержимый демоном силач. Уже глубокой ночью, обуянный нечеловеческой яростью, Юра вошел в свой дом, где спали его жена и дети, и, увидев их, ощутил безумное желание немедленно отрубить им головы секирой. Но ослабла демонская сила в освященном жилище, и не смог Юра осуществить его волю, за что бес начал его мучить. Он лег спать и во сне говорил, что всем отрубит головы. Наутро всем уже стало ясно, что он не в себе. Тогда Алексий взял несчастного с собой в дорогу. К сердцу Мараморыша, к долине Реки лежал их путь. Бес не хотел пускать свою жертву в путь, но святому, с Божьей помощью, удалось взять с собой родича. Несколько человек с большими усилиями вывели его и усадили в повозку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вообще, чем ближе я подъезжал к Карпатам, тем больше видел рабства. Тогда я расправлял крылья воображения, и душа моя спускалась к равнинам моей отчизны, где человеческое достоинство высоко держит свою голову даже в самой низкой хижине. О горный край! Неужто твои кручи для того и вздымаются так высоко, чтоб еще сильнее бросилась в глаза согбенность твоих обитателей?» (первая страница «Путевых записок», с 427–428 вышеуказанного издания). Поп Димитрий. Русинськый Синонимчиный словарь. Ужгород, 2001. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2000 (по одноименному изданию Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1877; греч., церк.-слав., рус. яз.). 28-е правило IV Вселенского Собора говорит о древнейшей русской епархии, которая может быть приурочена только к Карпатам (с. 243–250; см. также об этом: Рачук Г. Грушевская Святыня. Обитель в честь Архангела Божия Михаила, Архистратига Небесных Сил Безплотных. Древнейший монастырь Закарпатья. М., 2006; Ужгород, 2007. С. 4–8; Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря) М.: Паломник, 2008 С. 5–9). В 2005 году Mykaчebckqй монастырь выпустил фундаментальный труд архимандрита Василия Пронина под названием «История Православной Церкви на Закарпатье», на основе его ценнейшей кандидатской диссертации в МДА «История Мукачевской епархии с древнейших времен до Первой мировой войны 1914 года». 22-й параграф своего труда (с. 48) он специально посвящает ранним данным о христианстве на Подкарпатской Руси: «Выше говорилось о св. апостолах, проповедь которых доходила до Карпат. Со времени перенесения Константином столицы империи на Балканский полуостров церковное влияние усилилось. Дакский епископ Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.); Месопотамский епископ Андрей, будучи заточен во Фракии, доходил до Дуная и в Дакии проповедовал слово Господне и приобрел многих последователей веры Христовой; св. Никита [Ремизианский. – Г.Рачук] обратил жителей Дакии в христианство и учредил два епископства: Argensem et Muclovuensem, последнее Миклувицкое для русских; св. Мартин, славянин по происхождению [св. Мартин Турский. – Г.Рачук], жил в IV веке у подошвы Паннонской горы. [Ссылка на: Шкирпан И. Записки по истории Подкарпатской Руси. Мукачево, с. 10]».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010