Борьба за возвращение карпатороссов в Православие была очень жесткой. Опомнившись от активной деятельности о. Алексия Товта, римо-католики прекращают притеснения униатов и начинают насаждать среди них украинскую сепаратистскую идею. О том, что эта искусственная и лживая идея приживалась с трудом, свидетельствует история переименования карпаторусских униатских организаций. Так, основанный в 1894 году " Русский народный союз " в 1898 году был переименован в " Руский " . Изъятие второй буквы " с " униаты считали большой победой, а в 1907 году удалось изменить название на " Руський " , а в 1926 году униаты одержали полную победу, переименовав организацию в " Украинский народный союз " . Таким образом, возвращенные о. Алексием Товтом в Православие карпатороссы сохранили русское национальное самосознание и составляют значительную часть паствы Русской Православной Церкви в США обеих юрисдикций, так и значительную часть паствы Американской Автокефальной Православной Церкви, которая и канонизировала о. Алексия Товта. Те карпатороссы, что остались в унии, забыли свою духовную и национальную историю и стали членами украинских шовинистических эмигрантских организации (многие из которых, как мы видим, сначала были русскими и становились " самостийническими " только после многолетней пропагандистской работы и смены поколений). Аберрация сознания бывших русских, ставших " украинцами " , привела к крайней русофобии в их среде, чтобы доказать и утвердить свое новое самосознание, " самостийники " стараются вытравить в себе историческую память и стремятся доказать всему окружающему миру свое полное отречение от своих же корней. Например, текст " Закона о порабощенных нациях " , принятого Конгрессом США в 1947 году и не отмененном до сих пор, в котором русские обвиняются в коммунизме и порабощении многих народов и территорий вплоть до мифических " Казакии " и " Идель-Урала " , написан деятелем " Украино-американского комитета Львом Добрянским. " Прославление священников Максима Сандовича и Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицко- и карпаторусских святых станет мощным импульсом к возрождению Подкарпатской Руси на ее исконных православных русских началах, а их молитвенное заступничество, верим, откроет глаза многим людям, обманутым " бандеро-мазепинской " идеологией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Есть святые, которых Господь воздвиг как Свое бессмертное духовное оружие для борьбы за истину в самые страшные эпохи, когда неправда жаждет поглотить мир, – это те святые, о которых говорил русский поэт-философ Федор Иванович Тютчев: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». О таких святых предопределено издавна, они появляются в самый ключевой и переломный момент истории, чтобы открыть для всего народа заветную дверь в Царство Божье и поддержать народную душу, готовую надломиться от неимоверных испытаний. Такой человек и родился в самом удивительном месте заповедного Мараморыша, в самом сердце Карпат, чтобы исполнить предназначенное ему свыше. Господь вел его трудным путем, с падениями и восстаниями, чтобы он смог потом многих людей вывести из тьмы к свету. Мало таких святых, которых так ждал весь народ, как ждали карпатороссы своего первого православного священника и монаха после целого столетия духовного ига! Его народ выстрадал в неимоверных муках, вымолил у Бога в великом томлении сердца своего, отвоевал в непримиримой войне со всем злом мира! Поистине, мало таких святых! Святой Алексий встречался и с Цареградским патриархом Иоакимом, и с Сербским Лукианом. О нем знали и святой царь Николай, назначивший ему в награду за подвиг исповедничества золотой крест, и святой Патриарх Тихон. Он объехал мир и исходил пешком Карпаты, свидетельствуя о Боге и истинном христианстве. О нем молился целый православный народ, и целые армии нечестивцев проклинали его, целая империя объявила его своим заклятым врагом. Весь свет услышал о нем, когда он сам явился на неправедный суд, чтобы разделить со своим народом его тяжкую судьбу великого страдания за веру. Такой великий святой достоин прежде всего прославления и составления полного жития. Если прославление от нас не зависело, то полное житие можно было собрать. Это труд соборный, так как вобрал в себя много воспоминании разных людей, много источников. Печалит другое – порочная практика кратких житий, которая стала распространяться все более и более. Особенно это касается святых новопрославленных. Кто читал житие старца Амфилохия Почаевского до его прославления, и потом прочел новое житие, уже официальное, легко меня поймет. До прославления житие было полным, а после прославления из него было вымарано все, что посчитали «лишним», так что даже кончина старца, о причинах и предыстории которой так подробно было рассказано в полном житии, в житии новом не имеет объяснений, и можно подумать, что старец умер от старости. Побоялись, что тема колдовства, так сильно звучавшая в полном житии, может кого-то соблазнить и великое противостояние святого старца с женщиной-колдуньей, которую враг подослал к святому, было вымарано бесследно из официального жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенно запали в душу слова митрополита Владимира, которыми он начал свою речь к народу. Это были слова о созвездии святых у Бога, неведомых для нас, но светящих нам с высоты. Так поэтически, образно было сказано и о Соборе Карпаторусских святых. Отец Димитрий (Сидор) держал микрофон у самых уст блаженнейшего, и каждое слово архиерее Божьего, сказанное тихо и уверено, было слышно далеко вокруг. Не один час шло прикладывание к мощам. Сначала просили пропустить вперед тех, у кого должен сейчас уходить автобус, тех, кто приехал издалека, в то время как жители окрестных сел всегда смогут прийти для поклонения. Многие приехали с другой стороны Карпат, где Православие гонимо, и сейчас утешились невиданным прежде торжеством истинного христианства. Ни почаевские торжества, ни канонизация Собора новомучеников и исповедников Российских, ни столетие прославления преподобного Серафима Саровского ни одно из этих величайших торжеств не в силах было собрать такое великое множество народа. Обширное поле на подъезде к монастырю все было уставлено десятками автобусов и сотнями легковых машин. С другой, восточной, стороны дороги, на подъезде к монастырю, поле также было все заставлено. Лишь на западном подъезде – на большом поле перед Изой, куда мне нужно было возвращаться, удалось насчитать по пути более шестидесяти автобусов, оказавшихся в поле зрения, количество же легковых машин посчитать я не мог. Значение этого великого торжества Православия столь глубоко, такие огромные последствия оно имело и будет иметь, что об этом необходимо говорить отдельно. Несмотря на все попытки греко-католиков превзойти Православие, прославить своего бискупа к приезду Римского папы, народное торжество канонизации великого православного святого показало, что именно Православие в Подкарпатской Руси – единственная подлинно народная вера, собирающая народ отовсюду. В национальном сознании, несмотря на все недочеты канонизации, и в первую очередь отсутствие полного жития, произошел огромный сдвиг. Стало ясно, что это начало канонизации и других карпаторусских святых. В газете «Христианская Родина» вышла на русском языке статья «Собор Карпаторусских святых», где были напечатаны материалы для грядущей канонизации. Православная интеллигенция – прежде всего духовенство и особенно молодежь, связавшая свою судьбу с Церковью, начали более живо интересоваться историей Православия. Стали собираться и переводиться в цифровой вид первоисточники по карпаторусскому Православию. Были найдены, отредактированы и подготовлены к печати такие основополагающие труды, как кандидатская диссертация иеромонаха Сергия (Цьока) «Православная и иноческая жизнь в Закарпатье в I половине XX столетия» (1–2-я части. Зогорск: Троице-Сергиева Лавра, 1960) и великий труд благодатного старца архимандрита Василия (Пронина) «История Мукачевской епархии с древнейших времен до И Мировой войны 1914 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Памятник, воздвигнутый на месте страдальческой кончины святых преподобномучеников, сделан из мрамора и поставлен на каменном фундаменте на месте древней пирги, часть фундамента которой еще до недавнего времени виднелась неразобранною наравне с поверхностью земли. Памятник окружен со всех сторон железной решеткой. На всех четырех сторонах памятника крупными буквами по-славянски написано все касающееся устройства его и события, в память которого он поставлен. На западной стороне, как раз посредине, устроен кивот, в котором за стеклянной дверкой написано на стенке изображение этого события и находится икона святых преподобномучеников; пред ними теплится неугасаемая лампада. На изображении видна высокая монастырская пирга – башня: внизу разъяренные латины разводят огонь, который уже прорывается чрез окна. Наверху стоять все 26 мучеников. У некоторых развернуты свитки, которые они показывают стоящим внизу латинам. На одном свитке написано: „Взем хлеб квасный, а не пресный, якоже вы творите беззаконно“; на другом: „Во Святом Символе аще кто отложить или приложить, анафема да будет“; на третьем: „Окаянный духоборец, не вредят власы брадные, но исходящая из внутренняго и лукаваго сердечнаго сокровища“; на четвертом: „Милующия нас помилуй; кровы святых Твоих воздвигни во славу Твою и в память нашу“. Внизу латины написаны с приподнятыми кверху лицами и с развернутым свитком: „Отверзите нам, господие, отверзите: Евангелие Христово учим“. На южной стороне памятника сверху маленькая виньетка: „Яко жертва Господеви огнесожженные 26 в лепоту явишася: яко приношение Тебе, Спасе, испеченные 26 на столпе, предложишася“. А потом сверху и донизу: „Имена святых 26 преподобномучеников, зде пострадавших, суть сия: Игумен Фома, Варсануфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косьма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан и Парфений. Четыре имени неизвестны“. На восточной стороне: „На сем месте в бывшем пирзе святии 26 преподобномученицы Зографстии, ради добляго исповедания Православныя веры от латин сожжени быша при благочестивом Болгарстем Царе Константине Тисе Асепе, отступнице же от Православныя Восточныя Церкви Греческом Царе Михаиле Палеолозе и латиномудрствующем Патриарсе Иоанне Векке в лето от Христа 1276 месяца октября 10 дня“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сам Господь Бог Вседержитель явным небесным знамением в последние наши дни над самым памятником, на месте страдальческой кончины иноков-исповедников, пред освящением его, на самый день памяти их, при самом чтении в соборной церкви повести о нашествии на Афон и на Зограф латин, о прении их страдальцев с латинами и о сожжении их, воочию всех явно и чудесно показал, что Ему благоприятен подвиг сих страдальцев за истинную веру и за преданность Святой Восточной Церкви и что Он принял их подвиг, более приятный, нежели жертва Авраамова и всесожжение Иеффаево, – принял и потому, что вместе с ними и Сам Он страдал и спострадал им... А Всепречистая, Всепреблагословенная, Всепренепорочная Приснодева Владычица Богородица, Неусыпаемая Назирательница, Божественная Экономисса и Небесная Игумения Афона, Своего земного Удела и священного Вертограда, – чудесно, чрез Свою икону и Своего раба-избранника предызвестила своих ополченцев-иноков о нашествии нежданных зверонравных и богопротивных латин, с их непрошеной, всем и истинно православным навязываемой унией, многажды на православных соборах преданной отлучению – анафеме... И этим самым как бы засвидетельствовала Ее особое великое благоволение к тем, кто православно, истинно чтит Ее... Рабу Господню ( Лк. 1:38 ) и Матерь Христа Бога нашего, и что Ей и Сыну Ее и Богу противны те, которые огнем, мечом и всякими насилиями и неправдами распространяют веру во Христа, с примесью своих заблуждении и неправых учений о Боге Отце, о Боге Сыне и Боге Духе Святом; и о Ней, Всепреблагословеннейшей, изрекшей некогда: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем ( Лк. 1:46–47 ). Ежегодное торжество на Афоне Восточного Православия над римским латино-папизмом В этом Зографском монастыре на Афоне ежегодно 10 октября торжественно празднуется память сих святых двадесяти шести преподобномучеников. С вечера накануне, спустя час по заходе солнца, начинается всенощное бдение по нарочито составленной службе святым преподобномученикам и совершается почти всю ночь, оканчиваясь пред рассветом; прекрасный мраморный памятник, устроенный на месте страдальческой кончины святых исповедников, украшается гирляндами из зеленых ветвей с цветами и освещается фонарями. Пред иконою святых страдальцев внутри памятника всегда теплится неугасаемая лампада. Есть и особый храм-памятник в честь сих святых преподобномучеников, благолепно устроенный в новом корпусе, высоко над святыми вратами. Божественная литургия в этот день-праздник совершается в главном соборе во имя святого великомученика Георгия самим настоятелем-архимандритом соборне со множеством священноиноков...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 10 сентября 1996 года внесен в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви. Решениями Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в состав собора Галицких святых (3 апреля 2001 года), собора Карпаторусских святых (22 ноября 2006 года) и собора Волынских святых (20 июля 2012 года). ПОСТАНОВИЛИ: С благодарением Господу включить имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября.   ЖУРНАЛ 106 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии, посвященной 70-летию окончания Второй мировой войны, которая проходила 10-11 декабря 2015 года в Мюнхене, Германия. Справка: 10-11 декабря 2015 года в Мюнхене, Германия, по приглашению Евангелической церкви в Германии, проходила совместная конференция Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии, посвященная 70-летию окончания Второй мировой войны. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял митрополит Волоколамский Иларион, делегацию Евангелической церкви Германии — председатель Совета Евангелической церкви в Германии епископ Генрих Бедфорд-Штром. В своем выступлении митрополит Волоколамский Иларион отметил важность трагического опыта, пережитого Россией и Германией и другими странами в период Второй мировой войны. Он призвал использовать данный опыт в разрешении конфликтных ситуаций и проблем, стоящих перед современным миром. По окончании конференции ее участники посетили музей-мемориал «Дахау», где почтили память всех замученных в этом скорбном месте. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 107 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об учреждении Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать Патриаршую комиссию по вопросам физической культуры и спорта.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4304775...

А что касается ваших опресночных мертвых жертв, то это обычай. Вот вы скажете: разве Христос не ел пасхи, будучи опоясан и держа посох в руках, по Писанию? Да, скажем мы, Он ел пасху, но упразднил ее, как обрезание и многое другое, и потом, сидя с двенадцатью учениками, установил Свою пасху. Во время вечери Он, взявши хлеб и благословив, преломил и дал Своим ученикам, говоря: приимите,ядите, сие есть тело Мое и проч. Вот истинное таинство. Сказано: взял хлеб, то есть квасный, а не пресный, как вы противозаконно делаете и служите и держитесь Аполлинариевой ереси. Брить же волосы на бороде мы не научились ни из Ветхого Завета, ни из Нового, потому что в Ветхом Завете от первосозданного человека, праведников и пророков и до Самого Господа нашего Иисуса Христа нет об этом никакого постановления; в Новом же ни Сам Христос, ни Апостолы об этом ничего не говорили, а также ни одним из святых соборов не было постановлено, ни правилами указано, что можно видеть и слепому. Тебе же, окаянный духоборец, лучше бы не браду, а язык отрезать, чтобы он не изрекал хулы и соблазна и не приводил бы других вместе с тобою к погибели; лучше пусть сгниет худой член, дабы не повредил хороших. Не вредят волосы на бороде, но то, что исходит извнутри и из лукавого сердца, а именно: злые помыслы, убийства, прелюбодеешя, воровство, лжесвидетельство и хулы, находящаяся в вашем помраченном уме, – это, а не волосы на бороде, оскверняет всякого человека, а тем более священника. Женихов Церкви не много, а Един, Который придет в полуночи судить живых и мертвых: живых – православных, мертвых – еретиков, каждого по его делам. Просим, однако, вас, други, познайте истинную Православную веру, которая есть жизнь и просвещение наших душ, и следуйте ей так, как святые отцы и священные соборы, приняв эту веру от святых Апостолов, нам передали и узаконили в святом Символе, присовокупив: „Если кто отнимет или приложит к нему, да будет проклят“. А от этого греха (нарушения Символа) никто не может разрешить преступников и освободить от приготовленных мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Активизировались русинские национальные организации, православные в них приобрели доминирующее значение. Русинами стали живо интересоваться в России, появилось множество публикаций, им посвященных, в том числе и ученые Института славяноведения и балканистики приняли в этом активное участие. По Центральному телевидению в первую седмицу Великого поста 2002 года в программе «Русский дом» был показан Материал о канонизации и карпаторусском Православии. На открытии Сербского подворья в Москве в день святого Саввы, 26 января 2002 года, настоятелю подворья отцу Антонию (еще не утвержденному в звании официально) была торжественно вручена икона преподобного Алексия, Карпаторусского исповедника, как символ нерасторжимого единства Русской и Сербской Церквей, народов сербского и русского. И это также было показано зрителям в программе «Русский дом». Было совершено много открытий по карпаторусской истории, дух народа православного еще больше укрепился. Необходимость дальнейшей канонизации Карпаторусских святых стала очевидной. Многие Поместные Православные Церкви были обрадованы этим торжеством, и там воссияла слава Карпаторусского святого: в Церкви Чешских Земель и Словакии, в Польской Православной Церкви, Американской Православной Церкви, Венгерской Православной Церкви – там, где большинство верных составляют русины. Свято-Николаевский монастырь, как и при Сербском Патриархе, снова стал духовным центром края, ведя огромную миссионерскую работу по укреплению Православия в народе. Одним словом, канонизация преподобного Алексия, исповедника Карпаторусского, сразу все расставила на свои места, прорвала завесу молчания вокруг Православной Горней Руси – Белой Сербии и окрылила народ во время суровых испытаний, в годы настоящей войны против Святого Православия. Стало ясно, каким великим, непобедимым духовным оружием обладает Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь , прославляющая своих святых – избранников Божиих! АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСИЮ, КАРПАТОРУССКОМУ ИСПОВЕДНИКУ Тропарь, гл. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1819 году бежавший из испанского плена Иван Кееплий добрался до Форт-Росса, а затем и до Новоархангельска. Он и рассказал об этой истории Яновскому, а оказавшись в очередной раз на Еловом острове, Яновский сообщил о Петре Алеуте святому Герману. Отец Герман спросил: «А как звали этого замученного алеута?» Яновский ответил: «Петр, а фамилии не припомню». Тогда отец Герман встал перед образом, благоговейно перекрестился и произнес эти слова: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!». 287 Святой Петр Алеут был канонизирован Православной Церковью в Америке в 1980 году, десять лет спустя после прославления преподобного Германа Аляскинского. Его память чтится также Русской Зарубежной Церковью в день Собора первых мучеников Американской земли – 12 (25) декабря. В честь святого Петра Алеута в Северной Америке воздвигнуто несколько храмов. Святой Алексий Товт 3 апреля 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора галицких святых. В числе вновь прославляемых святых – протоиерей Алексий Товт (1853–1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, куда он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпаторуссов. В последней четверти XIX века тяжелейшие экономические условия гнали огромное количество карпаторуссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы – шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско. Тогда же в США начали появляться и первые переселенцы из Галиции и Подкарпатья. Отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, стал председателем собраний униатских священников, прибывших из южных губерний России. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской, трое из Мукачевской (Подкарпатье) и трое из Львовской (Галиция) епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Иерусалиме он исповедовался у русского православного иеромонаха и вместе с русскими православными паломниками приобщался Святых Таин Тела и Крови Христовых в храме Воскресения Христова. Надобно сказать, что он уже несколько лет перед этим бывал на исповеди и приобщался в г. Сочаве при святых благодатных мощах святого великомученика Иоанна Нового, пострадавшего за православно-христианскую веру в 1492 году, по наветам франка, то есть европейца-католика . В Иерусалиме Александр Кабалюк с удивлением узнал, что на Гробе Господнем совершаются ежедневно литургии и греками, и католиками, и армянами, но униатами никогда не совершаются и им не дозволяются. В других местах Иерусалима и по всей Святой Земле есть христаанские церкви и других разных исповеданий, но униатской нет ни одной. „Что же это за такая, – думал он, – униатская вера?“ И еще больше стал чувствовать к ней отвращение и более располагаться к истинной Православной Восточной Церкви. Видел он, как небесный Благодатный огонь в Великую Субботу получается Православным греческим патриархом... Видел он, как тушили все огни у Гроба Господня и в храме Воскресения Христова, как турецкая стража тщательно все это осмотрела, а потом и самого патриарха, были заперты церковные двери и лишь после всего этого впустили греческого православного патриарха, одетого в одном подризнике, в кувуклию Гроба Господня... Видел он, какая после этого настала тишина, с каким трепетом все просили у Господа Бога Вседержителя и ожидали милости Божией... Благодатного небесного огня, по слезным – в эти священные минуты – молитвам пред самым Живоприемным Гробом Господним греческого Православного патриарха, святейшего и блаженнейшего Кир Дамиана... Видел и запомнил он эти незабвенныя минуты священного восторга, когда вдруг патриарх вышел с Благодатным огнем, и все православные и особенно арабы мгновенно, как от электрической искры, словно вспыхнули и исполнились неописуемого восторга... Мгновенно весь храм исполнился истинной благодати, неизреченного ликования, невыразимой радости... Все, или почти все, проливали слезы умиления... Чувствовал он, как сердце его бьется от радости, а слезы умиления ручьями льются у него из глаз. Зажег он и свой пук из 33 свечей... Видел он, как другие как бы помазываются этим огнем, и он сам своими руками трогал этот огонь, и огонь ничуть не опалял, водил этим огромным пучком огня по лицу, по бороде, влагал его в раскрытую грудь к персям, наконец, в уста... И, о великое чудо! Огонь этот ничуть не опалял.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010