Мефодию приходилось быть в военных походах и сражениях, и он показал при этом опыты самой несомненной храбрости 24 . Но недолго пришлось ему пробыть в субалтернах; в очень молодых годах он назначен был императором на очень важное место, именно: в князья или воеводы славянские, то есть в военные и гражданские начальники одной области, заселенной славянами. Какую должно разуметь область славянскую, нигде не указано, но, по всей вероятности, это была прилежавшая с востока к городу Солуни область фракийско-македонских славян, живших по рекам Стримону (по-славянски Струм, ныне Карасу-Стримон) и Рунхину (впадавшей в Стримон или текшей неподалеку от нее и неизвестной в настоящее время) и называвшихся стримонскими и рунхийскими 25 . Очень может статься, что такому быстрому возвышению Мефодия отчасти содействовали чин и связи его отца, если только последний был тогда еще жив (для получения места воеводы стримонского очень много значила рекомендация стратига или генерал-губернатора солунского, под командою которого служил отец Мефодия); но в то же время нет никакого сомнения, что главным образом он обязан был этим самому себе, своим собственным отличным качествам. Пост, на который он был назначен, не мог быть занимаем каким-нибудь бесталанным благорожденным юношей, и если бы Мефодий был из числа последних, то для него выбрали бы почетную должность совсем иного рода. Биограф Мефодия говорит, что император назначил его на губернаторство славянское, узнав его «быстрость». Что разуметь под «быстростию»: быстроту ли ума или храбрость, не видно. Но во всяком случае начальник славянской области, во-первых, должен был обладать способностями хорошего правителя, чтобы уметь ладить с неспокойным народом, во-вторых, ему надлежало быть хорошим поенным начальником, чтобы уметь подавлять то и дело повторявшиеся попытки восстаний. Нет сомнения, что Мефодий успел с отличной стороны заявить себя пред императором н в том, и в другом отношении. Когда и как это было, мы не знаем; очень может быть, что свои военные походы ему пришлось совершать под личным начальством императора и что именно тогда-то узнал его последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

449 Правильнее: Эрзинджан, город в северо-восточной Турции в 140 км к юго-западу от Эрзурума на правом берегу Карасу или Западного Евфрата. Войска Кавказской армии (ген. Юденич) взяли Эрзинджан 12 июля 1916 г., чем завершили изгнание турок из Армении. 450 Законопроект министра народного просвещения А. Н. Шварца «О гимназиях и подготовительных училищах» был внесен на рассмотрение в Государственную думу 12 июня 1910 г. Однако, он даже не обсуждался, потому что новый министр просвещения (с февраля 1911 г.) Л. А. Кассо, отозвал этот проект для пересмотра. 451 Описываются эпизоды летнего наступления русских войск на Юго-Западном фронте. 15 июля 1916 г. возобновилось общее наступление армий фронта западнее Луцка (город в Волынской губ., соврем, центр Волынской обл. на Украине). Русским войскам удалось прорвать весь фронт противника. В тот же день были заняты Броды (город в Галиции, соврем. Львовская обл. на Украине). Кроме того, были освобождены города Галич и Станислав. 452 Великое посольство 1697–1698 гг. возглавили генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин, думный дьяк П. Б. Возницын. Всего в посольстве числилось более 250 человек. Среди 35 волонтеров ехал и Петр I под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Официальной целью посольства было объявлено подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма, ее вассала. Реальной же целью было знакомство с политической жизнью Европы. Кроме того, предполагалось, что за время путешествия волонтеры будут учиться различным ремеслам. Посольство посетило различные европейские города: Ригу, Митаву, Кенигсберг, Саардам, Амстердам, Гаагу, Лондон, Лейпциг, Дрезден, Прагу, Вену, Раву Русскую и др. 453 См.: Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 7. СПб., 1864. 454 Имеется в виду военно-политический союз России и Франции, оформленный соглашениями 1891–1893 гг. Этот союз явился ответом на образование Тройственного союза во главе с Германией (1882 г.). Просуществовал до 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

336 Остров Иотава у входа в восточный кут Черного моря, ныне Тиран, по мнению Изамбера ( νκδοτα – ou Histoire secrète de Justinien par Procope trad. par M. Isambert. Paris, 1856. C. 564 и карта Юстиниановой империи, приложенная к этому изданию). 337 Саракины, подвластные римлянам, именовались петрейскими от города Петры, лежащего по пути из Синайского полуострова в Палестину. 338 Πρωτοπατρκος – первый патриций, то есть тот, кто получал от императора патрициат прежде других (Валезий – в бон. изд. с. 540). 339 В VI веке, при Юстиниане, сарацины беспрерывными нападениями своими опустошили весь край от Египта до Персии. Procop. Anecd. XVIII. 5. XXIII. 4. 341 Силенциарии, или силентиарии,– придворные, бывшие сперва военными офицерами, но потом постепенно обратившиеся в постельничих. Proc. Anecd. XXIV. 8. XXVI. 8. 343 Аспар был дядей Теодориха Триариева по матери (см. перевод Мюллера). Тот ли это Аспар, о котором говорится у Приска? Того Аспара описывает Приск (отрыв. 35 и 39 у Мюллера) воюющим с готами в 466 и 467 годах; как же здесь, у Малха, Аспар представлен в 473 г. завещающим свое наследство предводителю готфов Теодориху? Вероятно, Теодорих получал наследство как племянник Аспара. 344 Филиппы – город в Македонии, на западе от реки Неста (Место, или Карасу); на той ли самой местности ныне Филибеджик? 347 Это, должно быть, magister utriusque militiae; у Мюллера – magister equitum et peditum praesentis militiae. 348 ις τEQ o( ν σφετραν γEQ o( η;˜) ν – «в свою землю»; дополнено Валезием из бывшей за 2 строки фразы EQ o( ε;’) ις τEQ o( ν EQ o( ε;) τραν γEQ o( η;˜) ν, не представляющей там никакого смысла (Мюл.). 349 Последнее об Иперехии и Эвлогии принадлежит ли Малху и сказано ли в одном и том же месте – сомнительно (Мюллер). 351 Карфаген, лежавший на берегу Африки, выдающемся на северо-восток по направлению к Италии, с 415 г. по Р. X. сделался столицей вандалов. 352 Если Гензерих умер в начале 477 г., вскоре по заключении мира с Зиноном, то из этого следует, что это посольство (которое, несомненно, было отправлено к Гензериху, а не к изнеженному сыну его) предшествовало бегству Зинона, бывшему в ноябре 475 г. (Мюл. на основании Tillemont, Hist. des emper. VI. 480).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначальным местом жительства сербов, по свидетельству Константина Порфирогенита, была страна, называвшаяся у них Боики ( Βοκι) и находившаяся на севере от Венгрии, в соседстве с владениями франков и с великой или белой Хорватией, из которой вышли на свое настоящее место жительства хорваты (De administer. Imper. C. 32 b Memor. Pop.II, 151 sqq), что, по весьма вероятному мнению Шафарика, есть нынешняя Галиция, в восточной части которой по течению Днестра и до сих пор живет малорусское племя называемое Бойки (Древн. II, I, 401 sqq. По Бандке, эту белую Хорватию в IX в. составляли малая или краковская Польша и большая часть Силезии и верхней Венгрии, см. Истории государства польского, в русск. перев., Спб., 1830, т. 1, стр. 68 и 69. О народе хорватах, живших где-то в соседстве с Россией и ори Олеге бывших в зависимости от нее, см. нашу древнюю Летопись в Полн. Собр. Летоп. т. 1, стрр. 5 fin., 12 под 6415 г. и 52 под 6500 г.). В первой noлobuhe VII cmoлemuя часть сербов под предводительством одного из двух бывших у них князей братьев оставили эту свою первородину и, прибегнув с просьбой о новом поселении к греческому императору Ираклию (610–641), получили от сего последнего местность в южной Македонии, в округе города Солуни, там, где находится названный но их имени город Сервия (лежащий верстах в 25 на юг от Веррии, на притоке впадающей в Солунский залив р. Индже-Карасу и Быстрицы). Прожив здесь весьма недолго, они решились было возвратиться назад, но, дошедши до Дуная, снова передумали, и вследствие новой просьбы поселены были тем же императором Ираклием в незадолго пред тем опустошенных аварами областях Иллирика, рядом с немного раньше их пришедшими их единоплеменниками хорватами (Constant. Porphyrog. De administr. Imper. c. 32, в тетог. Pop. II 151 sqq; cfr Шaфapuka Дpebh. II, I, 392 sqq). На этом втором месте поселения, которым обнимается часть нынешнего княжества Сербии, нынешние Черногория и Герцоговина и большая часть нынешней Боснии, они и остаются до настоящего времени (так как южная приморская полоса местности, занятой сербами, по частнейшему разделению Иллирика принадлежала к Далмации, то у византийских писателей они иногда называются далматами; по древнейшим жителям северо-восточной части их местности Трибаллам, они весьма часто называются у тех же писателей трибаллами; взятое все вместе племя сербско-хорватское, поскольку населяет большую часть древнего Иллирика, называется у исследователей племенем иллирским).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Его дома, как все дома Турок, были низки и построены неправильно. Крымские горы составляют здесь настоящую цепь и отсюда простираются, не прерываясь, в одну сторону до Бахчисарая, в другую — до Старого Крыма. Но если здесь природа не поражала взоры знаменитых путешественников ничем особенным, то почти на каждом шагу удивлял их князь Потемкин. Солдаты полков, расположенных в Крыму, сделали не только прекрасные и широкие дороги в тех местах, где прежде нельзя было проехать, но был даже разведен обширный Английский сад по берегам реки Карасу и в нем был построен великолепный дворец для принятия императрицы. Но этого еще было недостаточно. Вечером в день ее приезда, когда солнечные лучи уже исчезли в темных долинах и государыня прогуливалась в прекрасном, разведенном для нее саду, все горы в округе на двадцать верст вдруг зажглись разноцветными огнями, и на светлом горизонте величественный Чатырдаг, поднимаясь выше всех своей вершиной, сиял, превосходя своим блеском все его окружавшее: на нем горел вензель Екатерины и был устроен фейерверк, во время которого на воздух взлетело триста тысяч ракет. Это чудо, никогда не виданное Татарами, вывело их из обычного состояния равнодушия и холодности: они с восхищением смотрели на мелькавшие перед ними волшебные огни, и в Крыму еще несколько лет назад были старики, которые вспоминали об этом прелестном празднике, поразившем их в детстве. На следующий день после этого великолепного праздника, восхитившего и Екатерину, и Иосифа, путешествие продолжилось уже в горах, по дороге к Судаку. Генуэзцы называли его Солдаиа, а Турки, их победители, — Судаком. Из всей древней славы этого города осталась теперь только слава его виноградников: они были лучшими во всем Крыму. Из Судака царственные путешественники приехали в Старый Крым, принадлежавший также к древним городам Тавриды; оттуда — в соседний с ним город Кафу, который в счастливый день прибытия императрицы получил новое название или, лучше сказать, вернул себе прежнее: Екатерина снова назвала его Феодосией — именем, данным ему Греками при основании.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Еще в XII в. до Р. Х. в верховьях Зап. Евфрата (Карасу) образовался союз племен скотоводов и металлургов Диаохи (Таохи; урарт. Диауехи/Диаухи; ассир. Дайаэни), в к-рый входили и груз. племена. Сведения о нем сохранились в «Анабасисе» Ксенофонта ( Xen. Anabas. IV, VII), в надписях ассир. царей Тиглатпаласара I (ок. 1114 - ок. 1076 гг. до Р. Х.) и Салманасара III (860 (или 859) - 824 (или 825) гг. до Р. Х.; в одной из них, высеченной на крылатых быках дворца Нимруда, упом. царь диаохов Асия (844 г. до Р. Х.)), а также в надписях урартского царя Менуа (810-786 гг. до Р. Х.; Менуа покорил столицу Диаохи Шашилу). Ассирийско-урартские письменные источники говорят о высоком уровне развития хозяйства Диаохи (возведение городов и крепостей; земледелие, животноводство; ремесло и металлургия, основанная на разработке богатых залежей железных и медных руд, драгоценных металлов) и о наличии развитого общества (во главе - царь-сюзерен, к-рому подчинялись цари-правители отдельных провинций, в чьей власти находились различные племена). «Картлис Цховреба». Список 1633–1646 гг. (Кекел. Л. 287–288) «Картлис Цховреба». Список 1633–1646 гг. (Кекел. Л. 287–288) После разгрома Диаохи (IX-VIII вв. до Р. Х.) войсками Урарту лидирующее положение заняла Колха (Кулха), расположенная севернее Диаохи в бассейне р. Чорохи (территории совр. Аджарии и Гурии), объединившая картвельские племена картов, мегрело-чанов и сванов. Урартские надписи VIII в. до Р. Х. содержат сведения о социальной структуре Колхи (царь, пребывающий в столице, и царские наместники, находившиеся в провинциях) и о ее хозяйстве (производство железа, освоение заболоченных земель в бассейне Риони, интенсивное земледелие на Колхидской низменности). Надпись ассир. царя Сардура (или Сардури) II (ок. 760 - кон. 30-х гг. VIII в. до Р. Х.) свидетельствует о 2 походах Урарту против Колхи (750-748, 744-742/1 гг. до Р. Х.), о покорении и разрушении последней, об убийстве царских наместников и об изгнании населения. Колха пришла в упадок, часть населения мигрировала в районы среднего течения Риони, туда же была перенесена царская резиденция.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Я трудился, я нуждался, я уставал телом, но блаженно отдыхал «в этой глуши и сердцем и умом». Когда мне становилось на минуту тяжело и скучно, я с ужасом (именно с ужасом) вспоминал, как я пять лет подряд в Москве все грустил, все раздирался, все анализировал и себя и других...» Однако спокойная жизнь в Еникале стала скоро его тяготить. Он стал просить перевода, и 12 мая 1855 года, по распоряжению командовавшего войсками в восточной части Крыма, был командирован к Донскому казачьему 45 полку. Начались скитания Леонтьева сперва с полком по степи, затем прикомандирования то к Феодосийскому военно-временному госпиталю, то к Карасу-Базарскому. Такая бродячая жизнь, наконец, стала в большую тягость Леонтьеву; стал он сознавать, что и вообще деятельность военного врача совершенно не по его характеру и не по его склонностям. В голове его носились разные литературные планы, а между тем жизнь проходила бесследно и бесславно, ничего не было им создано, все в нем как-то остановилось и замерло. 31 марта 1856 года его прикомандировали к военному госпиталю в Симферополе. Тут после заключения мира оказалось у него несколько досуга, позволившего ему работать над одной комедией (по всей вероятности, «Трудные дни») и какой-то повестью. Наконец, в исходе сентября или в самом начале октября 1856 года ему дали отпуск на 6 месяцев, большую часть которого он прожил в имении радушного Крымского помещика И.О. Шатилова, в Тамаке. Жизнь там текла очень спокойно, в уютной и удобной обстановке. Константин Николаевич начал здесь большой роман, может быть впоследствии напечатанный в «Отечественных Записках» — «Подлипки». Прослужив некоторое время младшим ординатором в военном госпитале в Феодосии, 10 августа 1857 года Леонтьев получил, наконец, долгожданное увольнение от службы. Впоследствии он с удовольствием вспоминал время своей военной службы. Она освободила его от тяжелых московских впечатлений, и тут он впервые полной грудью дохнул жизни простой, свежей, безыскусственной. Это был первый опыт проверки себя, своей пригодности к медицинской деятельности и своего неодолимого влечения к литературным занятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Вследствие этого ойротский хан удалился во владения кункерского хана. Оставшиеся после него султаны и мурзы, собрав каждый подвластных себе людей, перекочевали в разные земли, ища для себя спокойного места. Оставшаяся от них небольшая часть народа жила по обеим сторонам Иртыша. Телеуты же жили по обеим сторонам реки Ак-Умара (Оби), но и они не стали жить между собой в мире. От постоянных войн и число их весьма уменьшилось; вследствие этого их постоянно тревожили, с одной стороны, монголы, предводительствуемые Чадаком, а с другой – «черные киргизы» (кара-казак). Тогда телеуты, предводительствуемые Мамымгом и Балыком, пришли в Кузнецк и просили начальника города говоря: «Мы желаем платить дань Белому царю, чтобы под его покровительством жить в этой земле». Тогда был мой предок Сеперек, сын Чёбелёка. От него произошли Чевалковы, живущие теперь в Улале и в Бачате. Отец мой родился в Бачате. Его родители и братья переселились в местечко Карасу (теперь село Карасук), недалеко от города Бийска. Отец мой был тогда десяти лет. Их было пять братьев: старший Калан, моложе его Егор, моложе Егора мой отец Андраш, моложе этого Устёпко, за ним Ярас. Отец их Клемеш, а мать Кеелешь. Я родился, когда они жили в Карасуке. Оттуда родители мои, когда мне было семь лет, переселились в Улалу. Там вместе с нашим было всего четыре двора. Спустя два года в Улалу переселился некто Афанасий Коншин с женой и тремя сыновьями. Они были мещане. У этого мещанина младший сын был Иаков, мой ровесник. С Иаковом я вместе играл и учился русскому языку. Он, по обыкновению своему, дома пред принятием пищи молился, обратившись в передний угол. Так же молился и после принятия пищи. Удивляясь этому, я спросил Иакова: «Зачем ты молишься пред принятием пищи и после принятия?» Он ответил: «Пред принятием пищи мы у Бога просим благословения, а поевши, благодарим Бога». Услышав это и видя такой богоприятный обычай, я осудил свои обычаи и сказал сам себе: «Ты, когда хочешь есть, не просишь благословения Божия и, когда наешься, не поблагодаришь Бога – наешься и отойдешь, подобно псу; не чтишь Бога, дающего тебе пищу». Я скорбел в душе, что таковая вера наша нехороша. Тогда мне было девять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Халифа датирует поход Салмана и гибель под Баланджаром 29/649–50 г [Халифа, с. 138 – 139]. Сопоставление текстов различных сообщений показывает, что речь идет об одном и том же походе, который, судя по данным Себеоса, следует относить к 653 г. З. М. Буниятов рассматривает эти версии как независимые сообщения, и говорит о завоевании Дербента в 21/642 г., затем в 22/642–43 г., а поход и гибель Салмана датирует широко: временем правления Усмана [Буниятов, 1965, с. 81–83]. У А. П. Новосельцева Абдаррахман – комендант Дербента, с 22 до 32 г. х.[Новосельцев, 1990, с. 101 – 102]. 671 А. Н. Тер-Гевондян относит к этому эпизоду сообщение Себеоса о разграблении города после вступления в него арабов [Тер-Гевондян, 1977, с. 40–41]. Однако, по порядку изложения у Себеоса, разграбление Карина (Феодосиополя) произошло на второй год кампании, после военных действий под Двином и Нахичеваном. К тому же, насколько свидетельствует ряд вполне достоверных сообщений, после сдачи города по договору имущество горожан, общественные и культовые здания были неприкосновенны (могло пострадать только имущество беженцев). 672 Балаз., Ф., с. 198. У ат-Табари причина, по которой Хабиб начал бой; до прихода куфийцев, не названа, ал-Куфи сообщает, что Хабиб обратился к своему войску со словами: «Боюсь, что они (куфнйцы) победят врага и останется память и честь (ал-исм) за ними, а не за вами» [Куфи,т. 2, с. 109]. Но это объяснение не в духе того времени, оно могло появиться только при Умаййадах, в пору резкого противостояния сирийцев и куфийцев. У ал-Куфи непонятное для переписчиков слово Мавриан превратилось в марзбан. 673 Вызывает подозрение то обстоятельство, что, двигаясь навстречу Мавриану, шедшему с востока, Хабиб встречается с ним на Евфрате, исток которого (ныне р. Карасу) протекает севернее Феодосиополя. Имя Мавриана могло, появиться случайно из рассказов о сражениях с ним Хабиба под Двином. На такую возможность указывает коротенькое сообщение ал-Вакиди: «Осаждал Хабиб ибн Маслама житель Дабила и приступил к нему. Сошелся с ним ал-Маврийан ар-Руми. [Хабиб] напал на него ночью и убил его и захватил то, что было в его лагере. А потом пришел к нему Салман. Но они (информаторы) считают, что в действительности он встретил его в Каликала» [Балаз.; Ф., с. 199]. Кстати, прибытие на помощь Салмана к Дабилу (Двину) представляется более естественным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Епархия созопольско-агатопольская (приморских городов Созополя и Агатополя, которые по-турецки Сизебол и Ахтебол). Нам неизвестно пространство этой епархии: если она ограничивается только береговой полосой, то есть чисто греческая; если же значительно подается внутрь страны, то смешанная, греко-болгарская. Епархия визийско-мидийская (городов Визы и Мидии, из которых второй на берегу Черного моря, а первый на запад от второго) – смешанная, болгаро-греческая. Епархии адрианопольская, литицкая 140 и дидимотихская – смешанные, греко-болгарские, причем первая из них есть гораздо более болгарская, чем греческая. Обширная епархия Филиппопольская – почти-что чисто болгарская; есть в ней небольшое число греков, но сравнительно с общим количеством населения совершенно незначительное. Епархии драмская, серезская, кассандрийская (на полуострове Кассандре), кампанийская (епископия митрополии солунской, кафедра в Колакии на нижнем Вардаре), – смешанные, болгарогреческие, и две первые из них, вероятно, более болгарские, чем греческие (может быть должна быть причислена к ним же от чисто греческих и епархия южной Фракии ксанфийская, которой кафедра в Енидже, за левым берегом нижнего Карасу). Епархия касторийская – смешанная, болгаро-греческо-албанская. Епархии горицкая и дебрьская – смешанные, болгаро-албанские (вторая если не исключительно, то преимущественно албанская. Незначительные болгарские поселение есть в албанских епархиях белградской или бератской и диррахийской). Епархия рамско-призрфнская (в северовосточной Албании, кафедра в Призрене), если ее округ на юго-восток доходит до верхнего Вардара, есть также епархия не чисто сербская, а сербско-болгарская. За сим, начиная на востоке от Фракии, епархии меленикская или Мельницкая 141 , струмицкая, полянинская или полянская 142 , воденская, могленская, битольская, преспанская и лихнидская или ахридская, велесская, снопийская, кюстендильская, софийская и самоковская суть епархии чисто болгарские. Ересь богомилов Об ереси богомилов – первоисточники: Козьмы пресвитера болгарского «Слово на еретики препрение» (рукопп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010