Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»  Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери:  Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.  Пониманию молитвы «Богородице, Дево…» помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери — о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну.  Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры.   Как объяснять детям таинство святого причащения  Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» — таинство миропомазания — совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после «конфирмации» подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.  В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.  У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13–16).  Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости «с Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

А все остальных жителей бесы оставили в покое как духовных мертвецов, которые и сами сделают бесовское дело: отгонят от себя Господа Иисуса, «Который отдал Себя самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века», отгонят, а значит, сами добровольно станут достоянием ада. И Господь отошёл. И один только бывший бесноватый, ранее казавшийся более других чуждым богу, оказался Божьим человеком, и просил Иисуса, «чтоб быть с Ним». Но «Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». Значит, этот человек настолько окреп в многолетнем противостоянии целому легиону бесов, что Господь счёл возможным, как закваску, бросить его в среду мёртвого, духовно неподвижного народа: может быть, вскиснет хоть что-нибудь, может быть, придёт в спасительное движение. О сохранении и исправлении веры Пятница Мк. 5:22–24:36–6:1 Гал. 2:6–10 Сегодня мы читали о воскрешении дочери Иаира, одного из начальников синагоги. Он нашёл Иисуса, пал к ногам Его и умолял, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Но Господь почему-то не спешит. Он ещё и останавливается, чтобы выяснить, кто в толпе прикоснулся к Нему, и терпеливо ждёт, пока неизвестный откроется… А в этот момент прибегают из дома Иаира и говорят: «дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя?». Но Иисус тотчас говорит ему: «не бойся, только веруй», говорит тотчас, как бы стараясь обогнать слова скорбного вестника, предотвратить их разрушительное действие. «Не бойся, только веруй!» – как будто только в вере отца залог жизни дочери! Как и другому несчастному отцу Господь сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» ( Мк. 9:23 ). И вместе с тем видим, что Господь не всегда требовал веры, чтобы совершить чудо. Иногда Он как раз чудесами, как ударами кремня, возжигал веру людях: «так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской… и уверовали в Него ученики Его» ( Ин. 2:11 ). Такие разные причинно-следственные сочетания веры и чуда в делах Господних – оттого, Господь бесконечно ценит и самую малую веру, которую находит в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А по вышеупомянутому изречению (пророка) должны быть соединены между собою и за (приятным) годом следовать день возмездия. Ибо сказано: «возвестить приятный год Господний и день возмездия»; поэтому, справедливо разумеется под «приятным годом Господним» время, в которое люди Божии призываются и спасаются Господом; а за ним последует «день возмездия», т. е. суд. Но это время пророк и апостол Павел называют не только годом, а и днем; апостол, помня Писание, говорит в Послании к Римлянам: «как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают за овец, обреченных на заклание» (Рим. 8:36). Здесь слово «всякий день» сказано в смысле всего времени, в течение Которого мы терпим гонение и умерщвляемся, как овцы. Поэтому, как здесь день означает не день, состоящий из двенадцати часов, а все время, в течение Которого верующие страдают и подвергаются смерти за Христа, — так и там говорится не о годе, состоящем из двенадцати месяцев, а обо всем времени веры, в течении которого люди, слышащие проповедь, веруют, и соединяющиеся с ним становятся угодны Господу.    3. Но весьма удивительно, что они, говоря о себе, будто постигли глубины Божии, не поискали в Евангелиях, сколько раз Господь после крещения приходил в Иерусалим во время пасхи, по обычаю иудеев собираться ежегодно в это время отовсюду в Иерусалим и праздновать там пасху. В первый раз Он пришел на праздник пасхи, после того, как Он в Кане Галилейской сотворил из воды вино, — как написано: «многие, уверовали в Него, увидев знамения, которые Он сотворил» (Ин. 2:23), как рассказывает Иоанн, ученик Господень. Удалившись отсюда он находился в Самарии, где беседовал с Самарянкою и заочно исцелил словом сына сотника, сказав ему: «Иди, сын твой жив» (Ин. 4:50). Затем, во второй раз Он отправляется в Иерусалим на праздник пасхи, когда исцелил расслабленного, лежавшего тридцать восемь лет около купальни, повелел ему встать, взять свою постель и ходить. После этого Он отправился на ту сторону моря Тивериадскаго, где, видя множество народа за Ним последовавшего, Он насытил все это множество пятью хлебами от которых осталось еще двенадцать полных коробов кусков (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А потому, «желаю лучше быть у порога в доме Божием», где изливается благодать на верующих, «нежели жить в шатрах нечестия», где нет Бога. И «один день во дворах Господних лучше тысячи». «Ибо (там) Господь Бог», Который «есть солнце и щит»; там «Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя»! Этот храм есть храм молитвы за Царя: «Боже, защитник наш», возносили свои мольбы словами Псалмопевца, – «приникни и призри на лице Помазанника Твоего», – сохрани и спаси Его от всякого зла и даруй благоденствие и долгоденствие на благо Церкви и Отечества. По совершении омовения и отирания престола, архиерей провозгласил: «славу Богу нашему во веки веков», а священники ответили: «аминь». Затем, взяв красное вино и смешав его с розовою водою, он трижды, во имя Св. Троицы, возлил на престол крестовидно; священнослужащие же стали растирать руками и «напаять» его. Тем же смешением вина с водою архиереи кропил и антиминсы, с произношением слов Псалмопевца: «окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». Такое знаменательное действие имеет глубокое значение: красное вино, производимое из виноградных ягод, есть символ радости и жизни: часто Христос сравнивал Себя, как источника жизни, с виноградною лозою; а на браке в Кане Галилейской Он претворил даже воду в вино, чтобы недостатком вина не омрачить радости брачного торжества. Накануне своих страданий Он, устанавливая таинство Евхаристии, говорил ученикам: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего» ( Мф. 26:29 ; Мк. 14:25 ). Эта духовная радость, эта вечная жизнь и подается верующим с освящаемой и напояемой вином трапезы (престола), на которой предлагается в снедь верным тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но вечная радость и вечная жизнь воссияли нам из гроба; а потому с вином смешивается еще розовая вода и затем возливаются ароматы, напоминающие собою евангельскую историю, когда «Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса, и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира, который она сберегла на день погребения Его» ( Ин. 12:3, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

А спросить Его боялись. Вот так было сформировано мнение о Мессии, как о политическом освободителе, и преодолеть это они никак не могли. И даже уже осталось несколько мгновений пребывания Господа на Земле – опять за ту же тему: не в сие ли время Ты сейчас бросишь клич, уготовляешь царство Израилю? – Опять только в земном плане. Последняя Вечеря и прощальная беседа, которая заканчивается молитвой. Вот после этого уже сами страдания. Вот Вечеря, умовение ног. Смотрите: « Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его» ( Ин. 13:1 ), – Еще не пришел час Мой (см. Ин. 8:20 )– это Он говорил раньше. Еще не пришел час Мой (см. Ин. 7:6, 30 ), даже Матери говорил: еще не пришел час Мой (см. Ин. 2:4 ). Смотрите, это, по-моему, во 2-й главе от Иоанна – не на браке ли в Кане Галилейской? Давайте-ка посмотрим: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? – Вина нет у них. И вдруг: что Мне и Тебе, Жено? Покойный отец Ливерий Воронов , догматист прекрасный, говорил: ведь эти слова значат: ну и что? Пусть так. Пусть так – если не хватает вина. А Она продолжает: – Что скажет Он вам, то сделайте. А Ей Он говорит: – Не пришёл час Мой. – То есть показывает Матери, что Ему нельзя диктовать. Каждая мать желает видеть детей своих в послушании – прекрасно, но здесь отношение особое. Это не только Её Сын, но и Бог. Еще не пришел час Мой, что Мне и Тебе, Жено? – женщина. Вот, никакие родственные отношения . Когда Моисей давал благословение левитам – Левииным коленам, – вы посмотрите, что там сказано, – это же просто поразительно! И вот священникам бы это надо взять сейчас обязательно посмотрите Второзаконие – Второзаконие, 33-я глава. Он, , как и Иаков, перед смертью даёт благословение народу – каждому колену. И вот смотрите, 8-й стих: «И о Левии сказал [о священническом колене. Что сказал?], туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы», – это помните тот момент, когда вместо того, чтобы сказать скале: дай воду, – он в раздражении ударил по ней жезлом. И вот это и было нарушением воли Божией, так что они оба с Аароном лишились права и войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

ап. Павел), преподавая закон о браке» (в 1Кор.7:1–2 )? 60 Замечательно, что Иисус Христос, вслед за речью Своею о браке как учреждении Божием совершает благословение детей и говорит: «не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное» ( Мф.19:13,19 ). В Кане Галилейской Господь благословил самый брак, а здесь – детей как плод брака. Будучи плодом благословенного Христом брачного сожительства 61 , дети объявляются чадами не земного только, но и Небесного Царства 62 . Нужно ли, после этого, распространяться в доказательствах того, что и апостолы не могли смотреть, и действительно не смотрели на супружеское сожитие иначе, чем Иисус Христос? Чувственная сторона брачных отношений, по бл. Августину, находит своё оправдание в словах ап. Павла: «жена не властна над своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ). Т.е. ни муж, ни жена, никто из них не имеет исключительного права на своё собственное тело, но это право взаимного пользования телом другого принадлежит обоим вместе; супруги представляют в силу этого как бы одну личность, требующую такой непосредственной духовной сплоченности, которая естественно отражается и на характере их телесного общения 63 . Поэтому апостол наставляет христианских супругов: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:5 ). Не ясно ли, что здесь апостол не только допускает плотское общение между мужем и женой, но даже предупреждает неправильное воздержание от такого общения. Он же называет физические отношения полов в браке «позволительными» ( 1Кор.7:6 ), говорит, что женитьба или выдача девицы замуж «не составляет греха» ( 1Кор.7:28 ), прямо объявляет брак, при христианском настроении супругов, «чистым» ( τ μιος) и брачное их ложе – «непорочным» ( μ αντος) и убеждает всех брачущихся стремиться к такого рода брачной жизни ( Евр.13:4 ); еретиков же, враждебно относящихся к браку, называет «лжесловесниками, сожженными в совести своей», а учение их – противным истине ( 1Тим.4:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Апокриф рассказывает и о чудесном сокращении пути странников: «Когда они шли, Иосиф сказал Ему: “Господи, нам придется страдать от великой жары; если Тебе удобно, мы пойдем приморской дорогой, чтобы можно было отдыхать, проходя через города, которые на берегу”. И Иисус сказал ему: “Не страшись ничего, Иосиф; Я сокращу путь, так что то, что надо пройти в тридцать дней, вы пройдете в один день”. И, когда Он говорил еще, они увидели горы и города Египта». Сообщается также, что ко времени возвращения Святого Семейства Иисусу исполнилось три года. Что ж, возможно, так оно и было… Очень странно читать пересказ бесед Марии и Иосифа с Младенцем, но такова уж сказочная природа апокрифов, чуждая каноническим Евангелиям. Впрочем, и в Новом Завете описано немало чудес. Разница состоит в том, что в апокрифе сказочный элемент доминирует над всем остальным содержанием, а согласно Евангелию чудеса сопровождали только Рождество Христово, тогда как Иосиф и Мария не день, а все тридцать, как и положено, брели по пустыне, испытывая все тяготы долгого путешествия. Только в Кане Галилейской вновь произошло чудо. Зато апокрифы описывают множество чудес, случившихся в годы детства Иисуса. В одном из таких текстов даже утверждается, что после того, как Он в двенадцать лет пришел в храм, чудеса прекратились. Чем характерны чудеса, приписываемые отроку Иисусу апокрифами? Прежде всего, я бы отметил две их особенности: бессмысленность, а порой даже и жестокость. Вот Он лепит из глины птичек, потом дует на них, и они улетают. Ничего подобного у евангелистов мы, конечно же, не найдем. Какое значение для спасения могут иметь ожившие глиняные игрушки? Наоборот, вот что говорится в Евангелии: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел ( Мф.16:1–4 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

благословил пять хлебов и умножились, проклял смоковницу и засохла. Прикоснулась к Нему кровоточивая и иссох источник крови, прикоснулся к сухой руке и исцелилась. И еще исцелил зрячего, но не ходячего, а ходячему, но не зрячему, даровал зрение. И еще укрепил расслабленного, а того, кто, разрывая оковы, носился по пустыне, усадил у ног своих. И еще воскресил юношу, лежащего в гробу, и еще поднял девицу от одра смертного, И еще очистил десять прокаженных, И еще исцелил двух слепых в Иерихоне, И еще претворил воду в вино в Кане Галилейской, И еще ходил по водам на море Галилейском, И еще запретил буре и сильным ветрам, И еще бесам запрещал многократно, И еще многих недужных и больных приводили к Нему, и Он исцелял их. И не чудо ли, братья, что любовь Божия излилась в сердца наши Тем, кто сказал: любите друг друга, как и я возлюбил вас. И распространилась молва о Нем и великое множество народа стекалось к Нему. И одни выходили из города навстречу Ему, А другие гнали Его вон из города. Одни оставляли все и следовали за Ним, А другие отходили опечаленные. Одни устраивали в своем доме для Него угощение, А другие роптали, видя, как Он ест с мытарями и грешниками. А Господь наш сказал — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные! Одни славили Бога и говорили — чудные дела видели мы ныне, А другие говорили: Кто это, Который богохульствует? Одни говорили: Бог посетил народ Свой, А другие приходили в бешенство и говорили: что бы нам сделать с этим Иисусом? Одни дивились словам благодати, исходящим из уст Его, А другие исполнялись ярости. А Господь наш сказал — Блажен тот, кто не соблазнится о Мне! Одни теснили Его, А другие расступались перед Ним. Одни целовали Его, А другие смеялись над Ним. Одни слышали: прощаются тебе грехи твои, А другие говорили: Кто это, что и грехи прощает? А господь наш сказал — Кто много любит, тому много прощается, А кому мало прощается, тот мало любит. Одни уходили очищенные, А другие говорили: Он оскверняет субботу. Одни уходили целые и здравые, А другие говорили: Он разрушает субботу.

http://pravmir.ru/opyityi-liturgicheskoy...

Божественное Откровение говорит, что семья – это не некий изменяющийся продукт социально-экономического развития, а исходная воля Творца. Человек изначально создан как два пола, т.е. две стороны одной природы: «И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Цель такого замысла – взаимное общение и помощь, возрастание в главной добродетели – в любви: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2; 18, 24). Страстотерпица Александра (Романова) так писала в своём дневнике о назначении супружества: «Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве... Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна». Другая важная задача семьи – рождение и воспитание детей, но не только ради биологического продолжения рода, а как творение новых богоспасаемых личностей и заботливых управителей земли: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1, 28). Вследствие грехопадения замысел о браке не смог осуществиться в полной мере Однако вследствие грехопадения Адама и Евы замысел о браке в ветхозаветные времена не смог осуществиться в полной мере. Его преимущественной целью стало не духовное возрастание супругов, а воспроизводство потомства для преодоления неполноценности и конечности земной жизни, «чтобы род человеческий не был истреблён и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение» ( Иоанн Дамаскин , свт. Точное изложение православной веры). С воплощением Сына Божия брак не просто восстанавливается в первоначальном достоинстве, но и возводится на ещё б о льшую высоту. Господь Иисус Христос напоминает о божественном установлении супружества (Мф. 19, 4–6) и Своим первым чудом освящает свадьбу в Кане Галилейской, претворяя воду в вино (ср. Ин. 2, 1–11). Развивая это Божественное Откровение, апостол Павел дерзновенно говорит о браке как образе союза Христа и Церкви, т.е. соединения Бога с человечеством в Едином организме (ср. Еф. 5, 22–33). Христианская семья становится Малой Церковью (ср. 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Фил. 1, 2) и строится через подражание отношениям между Лицами Святой Троицы (ср. Ин. 17, 21; 1 Кор. 11, 3).

http://pravoslavie.ru/122238.html

Божественное установление его . Брак, как союз мужа и жены, установлен Богом еще в раю при сотворении первых людей. Создав Адама, Господь потом создал из ребра его и жену – Еву и привел ее к Адаму, чтобы она была помощницей своему мужу ( Быт.2:724 ). Бог благословил супружеский союз первых людей и сказал им: Раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 ). Как таинство, брак установлен в Новом Завете. Показывая высокое достоинство брака, как союза, Богом установленного, Спаситель почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и здесь совершил Свое первое чудо ( Ин.2:111 ). Затем, в беседе с фарисеями Господь Иисус Христос привел слова, которыми Бог в раю установил брак, и при этом прибавил: еже Бог сочета, человек да не разлучает – что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:36 ). Что брак есть таинство, это видно из слов ап. Павла, который, указывая на супружеский союз, как на образ союза Христа с Церковью, называет христианский брак великой тайной, или великим таинством: Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (то есть как бы одним велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Еф.5:3132 ). существом по мыслям, чувствам и действиям). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви 132 . Видимая сторона таинства брака . Самыми важными видимыми действиями в таинстве брака служат: возложение венцов на жениха и невесту и троекратное торжественное благословение их брачного союза священником с произнесением краткой молитвы к Богу 133 . Во время этих священнодействий Сам Господь невидимо благословляет вступающих в брак, и жених и невеста становятся мужем и женой, неразрывно соединяясь на всю жизнь 134 . Благодать, подаваемая в этом таинстве . Невидимое действие благодати, сообщаемой в таинстве брака, состоит в освящении брачного союза двух лиц в образе духовного союза Христа с Церковью и в содействии супругам свято исполнять их взаимные обязанности. Благодатная сила таинства помогает мужу и жене достигать высоких целей христианского брака, а такими целями являются: благословенное рождение и христианское воспитание детей – членов Церкви Христовой и наследников Царства небесного, взаимное содействие супругов друг другу во всем добром, и предохранение их от чувственных движений в теле, противных христианскому целомудрию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010