Главным отличием Иоанна от синоптиков в данном случае является то, что в список стоявших у креста женщин он включает Матерь Иисуса. 513 Чем объясняется умолчание о Ней прочих евангелистов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны напомнить о том, что в Евангелиях от Матфея и Луки о Матери Иисуса подробно говорится только в связи с Его рождением и ранними годами (Мф., гл. 1–3; Лк. гл. 1–3). Дальше Она исчезает из поля зрения, появляясь только в рассказе о том, как Она и братья Иисуса стояли вне дома, желая говорить с Ним, но Иисус указал на Своих учеников: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:46–50 ; Мк.3:31–35 ; ср. Лк.8:19–21 ). В Евангелии от Марка это единственное упоминание о Матери Иисуса. Как мы говорили в другом месте, 514 приведенный эпизод, по-видимому, отражает конфликт между Иисусом и Его родственниками, возникший вскоре после Его выхода на проповедь. Согласно свидетельству Марка, родственники Иисуса заподозрили Его в том, что Он вышел из себя, то есть сошел с ума, и решили взять Его ( Мк.3:21 ), то есть вернуть в семью и посадить под домашний арест. Косвенным отражением этого конфликта может служить и эпизод, приведенный у Луки. Здесь некая женщина из толпы восклицает: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Ответ Иисуса выдержан в той же тональности, что и Его ответ в предыдущем эпизоде: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27–28 ). Своим ученикам и слушателям Он вновь оказывает предпочтение перед собственной Матерью. В Евангелии от Иоанна Матерь Иисуса играет иную роль. Она тоже один раз упоминается вместе с братьями ( Ин.2:12 ), однако если о братьях Иисуса говорится, что они не веровали в Него ( Ин.7:5 ), то Его Матерь, напротив, являет твердую веру, когда говорит служителям на браке в Кане Галилейской: Что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ). Налицо разительный контраст между Ее отношением к Нему и тем, как ведут себя Его братья. С самого начала Она представлена как полноправная участница евангельской истории. Чудо в Кане Галилейской завершается словами евангелиста о том, что уверовали в Него ученики Его ( Ин.2:11 ). Но Матерь Иисуса изображена как имеющая к Нему абсолютное доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Говорит Ему Нафанаил: «Откуда узнал Ты меня?». Иисус ответил и сказал ему: «Прежде, чем Филипп позвал тебя, когда был ты под смоковницей, Я видел тебя». Ответил Ему Нафанаил и рек: «Рабби, Ты – Сын Божий, Ты – царь Израиля». Иисус ответил и сказал ему: «Поскольку Я сказал тебе: «Я видел тебя под смоковницей», веришь ты. Увидишь больше сего». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: увидите небеса отверстые, и ангелов Божьих восходящих и нисходящих на Сына человеческого». Глава 2 На третий день была свадьба в Кане Галилейской, и была там Мать Иисуса. Позвали на свадьбу также и Иисуса, и учеников Его. И, как не хватало вина, говорит Мать Иисуса Ему: «Вина у них нет». И говорит Ей Иисус: «Что до того Мне и Тебе, женщина? Не пришел еще час Мой». Его Мать говорит служителям: «Все, что скажет Он вам, сделайте». Были же там шесть каменных кувшинов, поставленных ради очищения иудейского, вмещающих каждый по две или три меры. Говорит им Иисус: «Наполните кувшины водой». И наполнили они их до самого горлышка. Иисус говорит им: «Теперь зачерпните и отнесите архитриклину 5 ». И они отнесли. Когда же попробовал архитриклин воду, ставшую вином (и не знал он, откуда оно; знали же служители, зачерпнувшие воду), то зовет он жениха и говорит ему: «Всякий человек сперва ставит доброе вино, а когда напьются, тогда то, что похуже. Ты же сберег доброе вино до сей поры». Так положил Иисус в Кане Галилейской начало знамениям, и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. После сего спустился в Капернаум и Сам, и Мать Его, и братья Его, и ученики Его, и были там несколько дней. И приближалась Пасха иудейская, и взошел Иисус в Иерусалим. И встретил Он в храме продающих быков, овец и голубей и сидевших менял. И, сделав из веревок подобие бича, выгнал Он из храма всех вместе с овцами и быками, и разбросал монеты менял, а столы – опрокинул. И продававшим голубей сказал Он: «Унесите это отсюда и не делайте дом Отца Моего домом торговли». Ученики же Его вспомнили, что написано: «Ревность о доме Твоем снедает меня». Посему отвечали иудеи и говорили Ему: «Какой знак покажешь Ты нам, почему делаешь Ты сие?» Иисус ответил и сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Тогда сказали иудеи: «Сорок шесть лет строился храм сей, и Ты его в три дня воздвигнешь?» Он же говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, вспомнили ученики Его, что говорил Он сие, и поверили Писаниям и словам, кои сказал Иисус. Когда же был Он в Иерусалиме на Пасху, в день праздничный, многие уверовали во имя Его, видя знамения Его, кои Он творил. Сам же Иисус не вверял Себя им, ибо Он Сам знал всех, и не было Ему нужды, чтобы кто-то принес свидетельство о человеке, ибо Он Сам знал, что в человеке. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Далее начинается вторая часть Евангелия , которую условно можно назвать « Книгой часа», потому что начинается она словами: «Пришёл час Его» — тот самый час, о котором в начале первой части Евангелия, в «Книге знамений», Иисус говорит на браке в Кане Галилейской: «Ещё не пришел час Мой» (Ин. 2:4). Отголосок этих слов слышится в самом конце «Книги знамений»: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23). Имея в виду именно этот час, Иисус затем скажет в начале «Книги часа»: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:31). Не случайно, наверное, здесь говорится о часе смерти. Почему? Очевидно, по той же причине, по какой в «Книге знамений» рассказывается и о браке в Кане Галилейской, и о ночном разговоре с Никодимом, и о беседе с самарянкой, и об исцелении сына царедворца из Капернаума, и об исцелении расслабленного, и о том, что Он, Иисус, есть хлеб Жизни, и о том, как был Он на празднике Кущей, и о том, как вызвал из гроба Лазаря. Ибо основная тема «Книги знамений» — жизнь и смерть. «Жизнь» — одно из ключевых слов Евангелия от Иоанна вообще и первой части в частности. При том, что запас слов четвертого Евангелия, как уже говорилось, крайне невелик, среди них есть слова, которые повторены многократно и этим сразу выделяются. Если основная масса слов употребляется по 3—4 раза, не более, то отдельные слова встречаются здесь 50 и даже 70 раз. Одно из таких слов — «жизнь». Иисус Сам говорит о Себе, что Он — источник вод жизни, живой воды: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37—38). Далее, в главе, где повествуется о добром пастыре, Иисус подчеркивает, что пришел для того, чтобы люди «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). О жизни вечной говорит Он и в 6-й главе, которая практически вся посвящена именно этой теме. Что же это такое — «жизнь вечная»? «Старайтесь не о пище тленной, — говорит Спаситель, — но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27). А далее Его слушатели восклицают: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб» (Ин. 6:34), то есть «хлеб Божий, который сходит с неба и дает жизнь миру», хлеб истины. Тот, кто вкушает этот хлеб, будет жить вечно. Отцы, евшие манну в пустыне, умерли. Хлеб же, сходящий с небес, не таков. Тот, кто вкушает его, не умрет. «Я есмь хлеб жизни», — говорит Иисус (иными словами, тот хлеб жизни, который сошел с небес). «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6:51).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Для истинной веры нет ничего невозможного. Если человек действительно верит, уповает на Господа, на всещедрую милость Его, то осуществимыми становятся даже самые трудные, казалось бы, неразрешимые дела. В этом убеждают нас Святое Евангелие, которое мы слышали с вами, братья и сестры, за Божественной литургией (см. Ин.4:46-54 ). Нам было рассказано о чудесном исцелении, совершенном Господом нашим Иисусом Христом, во второй раз побывавшем в Кане Галилейской. Событие это поучительно тем паче, что каждому из нас дает повод поразмышлять о силе христианской веры и своем духовном совершенствовании. Итак, Спаситель в начале Своего путешествия по Галилее, как пишет евангелист Иоанн Богослов, пришел в Кану. В Кане, как мы помним, были у Иисуса Христа знакомые, и здесь Господь по просьбе Своей Матери совершил пред людьми первое чудо — сотворил из воды на брачном пиру вино. Естественно, это чудо не могло остаться незамеченным. За кого теперь почитали жители Каны Галилейской Иисуса Христа? Те, кто знал о чуде, воспринимали Господа как Чудотворца, но обещанного Богом Мессию в Нем не видели. И вот между жителями Каны предстал пред Господом один царедворец из Капернаума. Он пришел к Спасителю со своей бедой — в доме его лежал при смерти любимый сын. Кто был этот царедворец? Некоторые исследователи Священного Писания считают, что это был Иродов управитель Хуза, жена которого станет замечательной последовательницей Божественного Учителя и явится меж святыми женами, послужившими Господу имением своим ( Лк.8:3 ). По другому мнению, царедворцем был Манаил, совоспитанник Иродов. Но, может быть, и кто-то другой, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Отец просит, но как просит?! Сердцеведец Господь видит, что в душе царедворца нет достаточной веры. Да, он пришел к Господу, тревога о здоровье сына привела царедворца к Человеку, о Котором он слышал, что Тот обладает особой силой. Но, чтобы уверовать, сомневающаяся и скептическая душа отца требует необыкновенного знамения. Не было бы нужды и горя в его доме, царедворец никогда не искал бы Спасителя, потому что душа его не скорбела от отсутствия истины и земная жизнь казалась ближе и желаннее, чем жизнь духовная, чем общение с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Затем излагается искушение. Итак, лишь у евангелиста Луки говорится: возвратился от Иордана. А возвратиться можно туда, откуда Иисус и пришел ко Иоанну. Иоанн же крестил в Вифаваре при Иордане ( Ин. 1:28 ), близ Иерусалима; туда и приходил народ креститься; туда и послана была делегация «из фарисеев» из Иерусалима, по правую сторону Иордана. А дальше на восток и была пустыня, в которой жил Иоанн и откуда он и приходил крестить в воде ( Ин. 1:31 ). Куда же «возвращался» после крещения Иисус? Это не ясно. Но нужно думать – не домой, в Назарет, где жил праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария. Да и зачем бы? Наоборот, земные родственные узы теперь, после крещения, когда Христос получил свидетельство от Самого Отца Бога, что Он есть Сын Его возлюбленный, стали лишними. Теперь перед Ним стоит чрезвычайное дело восстановления Божиего Царства. До родственных ли плотских связей тут? Не случайно Он на браке в Кане Галилейской назвал Свою Матерь: Женой ( Ин. 2:4 ). А в Кане было совершено Им первое чудо обращения воды в вино; ибо сказано: так положил Иисус начало чудесам… и явил славу Свою (ст. 11). Эта Кана была близко, к северу от Назарета. И в ней Господь сотворил чудо, возвратившись уже из пустыни после искушения. И после сего, – говорится в Евангелии ( Ин. 2:12 ; Мф. 4:13 ), – Христос, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском… за Иорданом ( Мф. 4:15 ). Этот рыбачий городок был на берегу Галилейского озера, или «моря», как обычно называли его в народе, потому он и назван приморским. И в Капернауме Он после и жил Сам и Матерь Его, и братья (по Иосифу) Его, и ученики Его. Очевидно, Иосиф к тому времени уже умер: иначе как же могли бы оставить старца и Дева Мария, и даже дети его? А Назарет был много южнее, к юго-западу от Капернаума; а Капернаум же был на севере Галилейского моря. В конце искушения в какой-то пустыне диавол повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и предложил Ему броситься вниз ( Лк. 4:9–12 ). И отсюда возвратился Иисус, – следовательно уже вторично после крещения, в силе духа в Галилею (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И вот - обратите внимание! - когда ученики вытащили сеть на берег, то увидели, что огонь уже был разложен и на нем пеклась рыба, и уже был хлеб. То есть Спаситель дал им не ту рыбу, которую они сами только что выловили. И этот лов рыбы нужен был только для того, чтобы удостоверить учеников, что перед ними - Тот же Самый, Который когда-то также через чудесный лов рыбы призвал их, как повествует об этом евангелист Лука, - кроме того, таким образом Господь показал, что не нуждается в их трудах, а Сам может всех пропитать. И вот Он предложил им эту печеную рыбу и хлеб. Можно себе представить, как на берегу Тивериадского озера, рано утром, в легкой прохладе ученики, сидя у костра, принимают рыбу и хлеб от воскресшего Своего Учителя и утешаются пищей, а в особенности - присутствием Своего Наставника, от Которого исходят доброта и сострадание. Я думаю, что эта рыба (которая появилась откуда-то чудесным образом) и этот хлеб были чрезвычайно вкусными. Если мы сравним этот эпизод с повествованием евангелиста Иоанна о претворении воды в вино в Кане Галилейской, то можно будет сделать вывод и о хлебе и рыбе, предложенных ученикам на море Тивериадском. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: " Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе " (Ин.2:9-10). То есть вино, сотворенное Спасителем из воды, было гораздо вкуснее того вина, которое предлагалось на этом пиру раньше. Оно было настолько лучше, что распорядитель даже сделал замечание жениху, потому что не знал, откуда оно взялось. Мы видим, что вино Спасителя, вино из воды, оказалось вкуснее, чем настоящее, натуральное вино, полученное естественным образом. Так же можно думать и о рыбе и хлебе: что чудесным образом было преподано ученикам, оказалось гораздо вкуснее обычной пищи, обычных рыбы и хлеба. Мне кажется, этот эпизод указывает на то, что желание человека наслаждаться пищей и даже вином (эпизод в Кане Галилейской) законно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. -Вопрос в чем? -Вопрос в том, что мать настояла показать Иисусу первое чудо, а получается, что он как бы и не хотел этого… -Текст показывает нам, что в начале своего служения…а другой текст показывает, что в конце своего служения Господь Иисус Христос соблюдает особым образом заповедь: почитай отца и мать своих. Начало его служения- это первое чудо, чудо в Кане Галилейской. И подчиняется Он Матери по божьей заповеди: почитай свою мать. И в конце своего служения, умирая на кресте, Он исполняет заповеди о почитании Матери, когда, находясь на кресте, Он усыновляет Иоанна Богослова Деве Марии, а Деву Марию делает матерью Иоанна Богослова. Чтобы после Его смерти на кресте кто-то заботился бы о Ней. Хотя в таком широком смысле все верующие были усыновлены Девой Марией при кресте. Но в практическом исполнении заповеди о почитании матери, Он заботится о Ней даже на Голгофском кресте. И действительно, предание церкви учит, и в Писании об этом сказано, что с тех пор Она жила в доме Иоанна Богослова, и он до конца заботился о Ней. То- есть, всегда надо задаваться вопросом: какой урок нам преподает нам тот или иной текст? Если кто-то скажет урок непослушания, то я бы с этим не согласился. А вот урок, как правильно надо относиться к матерям, к родителям, что иногда надо переступать через свою волю. Надо понять, что в Иисусе Христе было две воли. Это воля божественная и воля человеческая. И в данной ситуации конфликт был не между Девой Марией и божественной волей, потому что Она всецело покорилась воле божественной, сказав в день Благовещения: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

http://radonezh.ru/text/vo-vsekh-li-sluc...

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Ин. 1, 43–51)   Чудо в Кане Галилейской: претворение воды в вино Вскоре после того прибыл Иисус Христос в Кану Галилейскую, куда Он и Его Мать званы были на брак. Были званы и ученики Его. Здесь совершил Он первое чудо, по которому ученики Его и родственники могли впервые получить удостоверение в Его Божественном посланничестве. Здесь также ясно обнаружилась несомненная вера Божией Матери в Божественное всемогущество Ее Сына. Брак, удостоенный присутствия Господа Иисуса Христа и Пречистой Девы Богоматери, по-видимому, был в доме небогатом, так как среди пиршества оказался недостаток в вине. Человеколюбивая Богоматерь не оставила без внимания этого обстоятельства. Она обратилась к Своему Сыну и сказала: «Вина нет у них». Вот первый опыт ходатайства Ее к Спасителю за неимущих и огорченных. «Могут они опечалиться в день радости, но Ты, Человеколюбец Всесильный, помоги им, утешь их», — как бы выражалось в Ее заявлении о недостатке вина у них. Иисус же, называя Ее почтительным в те времена именем «Жено», говорит Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По замечанию святого Златоуста, Иисус Христос дал понять этими словами, не нарушая должного повиновения к Своей Матери, что в деле посланничества Его в мир управляет им Отец Небесный, Которого волю пришел Он сотворить, и что проявления Его Божественного достоинства имеют другую, высшую цель, а не сверхъестественное облегчение нужд плотского родства Своего. Но Богоматерь не ослабевает в уповании на милосердие Сына; несомненно уверенная в исполнении Своей просьбы, Она прямо обращается к служителям, говоря им: «Что скажет Он вам, то сделайте».

http://pravoslavie.ru/3035.html

Итак, согласно Евангелию от Иоанна, первая группа учеников Иисуса, набранная Им в течение двух дней, включала Петра, Андрея, Филиппа, Нафанаила и, по-видимому, самого Иоанна. Можно предположить, что именно эта группа из пяти человек присутствовала на следующий день на браке в Кане Галилейской, куда был зван Иисус и ученики Его (Ин. 2:2). Эти же ученики пришли с Ним в Капернаум (Ин. 2:12). Мы далее встречаем учеников в рассказе евангелиста Иоанна о приходе Иисуса в землю Иудейскую, где Он жил с ними и крестил (Ин. 3:22). Затем мы читаем о том, что Иисус узнает о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:1–2). В рассказе о беседе с самарянкой вновь упоминаются ученики, которые сначала отлучились в город купить пищи (Ин. 4:8), а потом вернулись и удивились, что Он разговаривал с женщиною (Ин. 4:27). Ученики не упоминаются в рассказах о посещении Иисусом Галилеи (Ин. 4:43–54), об исцелении расслабленного в Иерусалиме (Ин. 5:1–16) и последовавшей за этим беседе Иисуса с иудеями (Ин. 5:17–47). Ученики вновь появляются в повествовании вместе с Иисусом, когда Он восходит на гору в окрестностях Тивериады (Ин. 6:1–3). Здесь совершается чудо умножения хлебов, в котором участвуют ученики, причем двое из них названы по имени: Филипп и Андрей, брат Симона Петра (Ин. 6:7–8). Вечером того же дня ученики, находящиеся в лодке, становятся свидетелями того, как Иисус приходит к ним по воде (Ин. 6:16–21). Призвание апостолов. Фреска в Сикстинской капелле. Ни в одном из указанных эпизодов Иоанн не говорит о количестве учеников, однако контекст повествования позволяет предположить, что их число постепенно умножалось. Если на браке в Кане Галилейской с Иисусом, по-видимому, было только пять учеников и столько же в Капернауме, то уже в Иудее Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн . Можно думать, что речь здесь идет о достаточно широком круге последователей, уверовавших в Иисуса и ходивших за Ним.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Можно предположить, что евангелисты-синоптики, повествуя об общественном служении Иисуса, не увидели какой-то особой роли, которую могла в нем играть Его Матерь. Иисус, согласно их повествованиям, всегда окружен учениками-мужчинами, и женщины из окружения Иисуса упоминаются лишь эпизодически. Это вполне соответствует той социальной роли, которая была отведена женщинам: их основным призванием было «служить», то есть готовить, накрывать на стол и убирать со стола, выполнять иные вспомогательные функции. Возможно, Матерь Иисуса была (постоянно или эпизодически) частью этой незаметной группы женщин, ходивших за Иисусом и помогавших Ему, однако синоптики не считают нужным как-либо выделять Ее из этой группы. Иоанн, включив рассказ о чуде в Кане Галилейской в свое повествование, исправляет общее впечатление о взаимоотношениях между Иисусом и Его Матерью, которое может возникнуть при чтении синоптических Евангелий. Согласно Иоанну, Ее роль не сводилась к тому, что Она родила и воспитала Своего Сына; Она никогда не была участницей семейного заговора против Него. В Евангелии от Иоанна у Нее особая и самостоятельная роль, не похожая ни на роль кого-либо из учеников Иисуса, ни на роль служивших Ему женщин. Прямая смысловая нить протягивается в Евангелии от Иоанна от брака в Кане Галилейской к упоминанию о Матери Иисуса в повествовании о Страстях. Там Иисус говорил Ей: еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). Теперь же пришел час прославиться Сыну Человеческому ( Ин.12:23 ). И Мать вновь оказывается рядом с Сыном: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин.19:25–27 ). Согласно иудейским обычаям того времени, умирающий мужчина должен был сделать распоряжение касательно правового статуса своих родственниц-женщин. 515 Такое распоряжение было необходимым в обществе, где судьба женщин всецело зависела от воли мужчИн.Жена, потерявшая мужа; дочь, лишившаяся отца; мать, у которой умер сын: все женщины, оказавшиеся в подобном положении, поступали на иждивение мужчин – как правило, своих родственников. Однако умирающий должен был дать указания об этом. Как правило, родственники уважали волю умершего и поступали так, как он завещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010