Но подобный же случай уже после Воскресения Христова, именно благословение хлебов двум ученикам на пути в Эммаус, которое особо подчёркивается в повествовании: Христос благословил, преломил и подал , Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк 24:30, 35), уже более приближается к евхаристическому благословению, именно в проскомидии как приготовлении вещества таинства. Чудесное насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами в VI гл. Евангелия от Иоанна сопровождается далее на том месте, где ели хлеб по благословении Господнем (Ин 6:23), беседой евхаристической, так что первое ставится в прямую связь со вторым, хотя одно с другим и не отожествляется. Относительно же вина мы также имеем евхаристически звучащее повествование в рассказе об умножении его в Кане Галилейской: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою (Ин 2:11). Во всех указанных случаях мы имеем как бы прообразование Божественной Евхаристии в разных её духовных аспектах. Святой Грааль Святой Грааль, изображенный на витражном окне в кафедральном соборе Кемпера (Франция) Однако все это не может сравниться по важности и таинственной значительности с излиянием крови и воды из пронзенного ребра Иисусова, о котором говорится в Иоанновом повествовании о крестной смерти Его: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас же истекла кровь и вода (Ин 19:34). Мною дано уже богословское истолкование этого события в этюде «Св. Грааль», и здесь остаётся привести лишь главные его выводы применительно к основной нашей теме о земном пребывании Господа. В общем можно сказать, что событие это оставалось и остаётся как бы незамеченным в богословии, несмотря на то, что Евангелист хочет привлечь к нему особое внимание: и видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы Вы поверили (Ин 19:35). Но что же он именно говорит и какую истину возвещает? Чему поверить он призывает? Сам он даёт лишь намёк на это, приводя в качестве истолкования два ветхозаветных текста (о чём ниже).

http://blog.predanie.ru/article/svyatyj-...

Однако, как мы уже сказали, здесь нет ни отмены, ни замены, – Христос крестит через учеников Своих рядом с Иоанном и одним и тем же крещением, отнюдь не противодействуя Иоаннову крещению как уже устаревшему и отмершему. И на самом деле крещение покаяния отнюдь не устарело до самой Пятидесятницы. Последняя и явилась крещением Духом и огнем, обещанным Крестителем. И крещение Иоанна отменяется лишь заповедью Христовой относительно христианского крещения во имя Св. Троицы ( Мф. 27,9 ), которое тоже входит в действенную силу лишь после Пятидесятницы (Д. Ап. 1. Сюда же относится и вдуновение Св. Духа Христом на апостолов Ио. 20, 22, также получающее силу в Пятидесятнице). Здесь прямо противопоставляется крещение Иоанново Пятидесятнице и молчаливо ею отменяется, точнее, преодолевается и поглощается: «Иоанн крестил всех водою а вы, через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Д. Ап. 1,5). И после сошествия Св. Духа св. апостол Петр, спрошенный после своей проповеди: «Что нам делать, мужия, братия?» – в ответ сказал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (1,37–38). Т.е. он уже прямо и выразительно установляет крещение во Имя Христово с ниспосланием Св. Духа в отмену и замену Иоаннова крещения (которое, насколько далее и сохраняется, именно характеризуется отсутствием духовных даров и даже их неведением). Напротив, сторонники указанного толкования подтверждают его сопоставлением с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской. Через это чудо, говорят они, был отменен и как бы упразднен в своем значении «элемент воды», а, след., и все крещение Иоанново. Но не существует одного «элемента воды», а есть воды крещальные «с благословением Иордановым, и есть вода евхаристическая «святого соединения» («и абие изыде кровь и вода»). Чудо в Кане Галилейской есть прообраз божественной Евхаристии. Это первое чудо, в котором находят свое средоточие все остальные чудеса, прообраз искупления и искупительной жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Однако следует отличать чудеса Христовы, истинные чудеса, от чудес ложных, фальшивых, которые суть чудеса антихриста (см. Мк.13:22 ; Мф.24:24 ) или проявление малоизвестных сил природы. Истинные чудеса всегда являются свидетельством любви Божией к человеку. Христос никогда не совершал чудес для Себя, а только для других. Так, Он отказался превратить камни в хлеб, когда испытывал голод в пустыне, но Он умножил малое количество хлебов, чтобы накормить пять тысяч голодных людей. Он мог бы умолить Отца и призвать легионы ангелов, чтобы защитить Себя от врагов, но вместо этого Он исцелил раба первосвященника, посланного Его арестовать (см. Мф.26:53 ; Лк.22:50–51 ). Ученики Христовы и вообще многие святые вымаливали у Бога чудеса для помощи людям и очень редко чудотворили для себя. В ложных чудесах всегда присутствует гордость. Люди стараются овладеть силами природы, чтобы устрашить, поработить или уничтожить себе подобных. При этом всякое впервые видимое нами явление природы может казаться нам чудом, тогда как на самом деле оно есть не более чем результат действующих законов природы. Дикарям кажется чудом компьютер, телефон, телеграф, радио и самолеты, но это только потому, что они им непонятны. Так и в дальнейшем всякая новинка в применении законов природы к практической жизни будет казаться людям чудом. Но эти «чудеса», конечно, не имеют ничего общего с евангельскими чудесами Христа и Его учеников. Чудеса Христовы есть проявление всемогущества Божия для спасения людей от греха и смерти. Чудо в Кане Галилейской ( Ин.2:1–11 ) Среди холмов Галилеи, в двух часах ходьбы от Назарета, лежит маленький городок Кана. Там в бедной семье друзей Матери Иисусовой на свадебном пиру Христос сотворил первое Свое чудо: претворил воду в вино. Евангелист Иоанн так рассказывает об этом событии: «…был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них» ( Ин.2:1–3 ). По иудейскому обычаю, жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где их ожидали невеста и все гости. В конце пира подымалась чаша вина в честь жениха и невесты, и это означало, что брак состоялся, после чего новобрачные уходили, а пир продолжался.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Она не возлежала среди учеников, когда Господь устанавливал таинство Тела и Крови и приобщал ими Своих учеников. И с неотразимой настойчивостью теснятся в нашем уме и сердце вопросы: почему Ее нет здесь, что означает это отсутствие? Конечно, оно не может быть воспринято только как внешний факт, или случайность, ибо здесь неуместно и даже нечестиво думать о случайности. Если не была, значить не могла быть или не должна была быть. Но в таком случае, что же именно значит это отсутствие? Каково его внутреннее основание и догматический смысл? Чудо преложения воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин. гл. 2), как и аналогичное чудо насыщения народа пятью хлебами, с соответствующим изъяснением этого чуда в речи Господа (гл. 6), подобно и другим случаям благословения и преломления хлебов Господом, (как напр. на пути в Эммаус) имеет, несомненно, евхаристически-преобразовательное значение в своей символике воды и вина. Но не менее важно и сопровождающее его слово Господа: – “И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорить Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено (τ μο χα σο, γναι). Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте” ( Ин. 2, 3–5 ). Что означает этот ответ Христов “Жене” о том, что еще не пришел час Его (особенно, если сопоставить его типологически с определенно уже евхаристическим истолкованием чуда насыщения хлебами в 6-ой главе)? Единственное значение, которое только и может быть дано этим словам, есть то, что еще не пришел час установления Евхаристии, ибо еще не приблизился час страстей, принесения жертвы Голгофской. 3 Однако, речь идет явно об этом самом часе, в который принесется искупительная жертва, и тем самым установлена будет на все времена Божественная Евхаристия. И однако, она уже приносится, поскольку все земное служение Христово, как и самое боговоплощение, Его кенозис, есть единый целостный акт искупления, и в нем Голгофа есть лишь совершительный акт в ряду всего этого служения. Поэтому то, не взирая на этот как бы отказ Сына Своего, говорит служащим ведущая смысл сказанного Им Матерь: “что скажет Он вам, то делайте” (5). И подлинно говорит Он им: “наполните сосуды водою... Теперь почерпите и несите к распорядителю пира” (архитриклину) (7–8). Совершилось чудо евхаристического приготовления (проскомидии): была преложена вода в вино. По духу Евангелия Иоаннова, событие, которое здесь описывается, кроме прямого своего значения, становится прозрачно и как внутреннее духовное свершение. И таковое его значение торжественно еще подтверждается Евангелистом: “так положил Иисус начало чудесам (ρχν τν σημεων) в Кане Галилейской и явил Славу Свою, и уверовали в Него ученики Его”. (11).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

От Луки 2:1–19 . Когда Лука описывает рождение Иисуса, он ещё раз подчёркивает, что Мария была только обручена мужу, а в среде той культуры это означало, что Мария ещё не вступала в сексуальные отношения с Иосифом. Сверхъестественное явление ангела и пение небесного воинства свидетельствуют, что свершается нечто чрезвычайное. Узнав это, Мария с благоговением размышляла об этой тайне. Очевидно, Она понимала, что совершилось сверхъестественное и священное событие ( Лк. 2:19 ). От Иоанна 2:2–11 . Иоанн уделяет основное внимание общей божественной природе Христа (см. Христос: божественная сущность) и не останавливается на подробностях. Тем не менее в Евангелии от Иоанна встречается пара мест, из которых достаточно явно следует, что Иисус был рождён от Девы. Когда Иисус сотворил Своё первое чудо в Кане Галилейской, Его Мать, очевидно, знала о Его сверхъестественном происхождении и была уверена, что Он в силах совершать сверхъестественные дела. Иоанн пишет: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин. 2:1–5 ; курсив Н. Г.). В самом деле, выделенные нами места показывают, что Мария, судя по всему, не только была уверена, что Иисус способен сотворить чудо, но и настаивала на этом, хотя раньше никогда не видела чудес Иисуса, ведь в тот раз Иисус лишь положил «начало чудесам» ( Ин. 2:11 ). Осознание Ею сверхъестественных способностей Иисуса вытекало из её прошлого опыта относительно всего, связанного с Иисусом, в том числе обстоятельств Его рождения. От Иоанна 8:41 . Даже попрёки Иисусу со стороны Его врагов показывают, что об обстоятельствах Его рождения повсеместно шли пересуды, как и можно было бы ожидать, если рассказ об этом событии распространился. Иисус сказал им: «вы делаете дела отца вашего [диавола]». «На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Возможно, иудеи просто защищались в ответ на критику Иисусом их самодовольной уверенности в том, что их отец – Авраам. Если так, то это не слишком уместное возражение. Но оно выглядит вполне осмысленным, если оппоненты повернули острие обвинений на законность происхождения Самого Иисуса. Даже Иосифу необходимо было явление ангела, чтобы убедиться в чистоте Марии ( Мф. 1:20 ). Вероятно, ему и Марии постоянно напоминали об этом пятне на их репутации. Однако Иисус открыто идёт на конфронтацию, ответив Своим посмеивающимся обвинителям: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ответил Ему Нафанаил: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. Ин 1:35–51 . Среда Светлой седмицы. 30 ноября, Апостолу Андрею. Евангелие от Иоанна, зачало 5 В то время захотел Иисус идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот, воистину, Израильтянин, в котором нет притворства. Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Ответил Ему Нафанаил: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. Ин 1:43–51 . Неделя 1 Великого поста. 14 ноября, Апостолу Филиппу. Евангелие от Иоанна, зачало 6 В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином – и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, – зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

— первое чудо в Кане Галилейской, описанное в Евангелие от Иоанна, когда Господь Иисус Христос воду превратил в вино; — совет апостола Павла апостолу Тимофею употреблять немного вина, упоминаемый в послании к Тимофею. Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Действительно, что же стоит за этой фразой, в 103 псалме, когда Господь, устами своего пророка Давида, говорит: «Вино веселит сердце человека». На самом деле в этом 103 псалме описывается замечательное творение Божие. Псалмопевец Давид обходит взглядом все окружающее и говорит: «Как прекрасно Господь сотворил мир. И в том числе упоминается те самые три священных продукта: вот хлеб, который укрепляет сердце человека, вот елей, которым можно умастить лицо. И вот вино, которое веселит сердце человека. Еще раз, почему веселит? Да потому, что это замечательный благодатный продукт, которым питается еврейский народ». Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом103: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». Очевидно, что в этом тексте Псалмопевец Давид, выражая благодарность Господу, описывает природу вокруг себя, и словом вино называет виноградную лозу. Было бы неправильно трактовать этот стих, предполагая, что сердце пророка Давида наполняется весельем от опьянения. Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «И еще, чтобы закончить тему, что веселит в вине сердце человека. Точно не алкоголь. Могу привести еще один пример. В Книге Судей, глава 9, говорится: «Сок веселит сердце человека». Виноградный сок веселит сердце человека. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

http://pravoslavie.ru/101066.html

После этого ученики его пошли за Иисусом. Первым из них был Андрей. Он нашел своего брата Симона и сказал ему: – Мы нашли Мессию, – и привел его к Иисусу. Господь же, взглянув на него, сказал: – Ты – Симон, сын Ионы, наречешься Петром («Камнем»). На другой день Иисус пошел в Галилею и, найдя Филиппа, сказал ему: – Иди за Мной. Тот же находит Нафанаила (Варфоломея) и говорит: – Мы нашли Того, о Ком писали Моисей в Законе и пророки, Иисуса из Назарета. Нафанаил же ответил ему, зная, что Мессия родится в Вифлееме: – Разве из Назарета может быть что доброе? Филипп ответил: – Пойди и посмотри. Иисус увидел идущего Нафанаила и сказал: – Это истинный израильтянин, в котором нет лукавства. – Откуда ты знаешь меня? – спросил тот. – Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты сидел под смоковницей, Я видел тебя. – Ты – Сын Божий, Ты Царь Израилев! – воскликнул пораженный пророческим даром Иисуса Нафанаил. Господь ответил: – Ты веришь, потому что Я сказал, где ты был. Аминь, аминь, говорю тебе, увидишь больше сего. Отныне увидите небо открытое и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Так исполнилось древнее видение Иакова, лицезревшего во сне лестницу от земли до неба. И действительно, и при Рождестве, и при Воскресении, и при Вознесении Христу служили Ангелы. Чудо в Кане Галилейской (Ин. 2, 1–12) Спустя три дня в Кане Галилейской была свадьба, и Христа пригласили вместе с Его учениками. И тут у хозяев закончилось вино. Тогда Богородица обратилась к Иисусу с просьбой помочь им. На это Господь сказал: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» ( Ин. 2, 4 ). Тогда Матерь Божия сказала слугам: – Что скажет Он вам, то и делайте. Иисус велел наполнить шесть кувшинов-водоносов, использовавшихся для ритуальных омовений, доверху водой. Они так и сделали. Затем Господь велел зачерпнуть воды и отнести к распорядителю пира. Тот попробовал воды, ставшей вином, и позвал жениха: – Все люди сначала хорошее вино дают, а потом худшее, а ты сохранил хорошее вино до сих пор!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол херувимский – Деву, Ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же величающе, Деву ублажаем». «Се раба господня, да будет мне по глаголу Твоему» Во Христе, возлюбленные сестры мои, прославляя в яслях Рожденного, чтит св. Церковь и Родившую Его, восхваляя в песнях и пениях святое материнство. Знаете вы, что рождение Богомладенца является чудом дивным, «бессеменного зачатия рождеством несказанным, безмужнем и безболезненным». Но в нем открывается и истинное человеческое материнство. Пресвятая Дева, это – образ истинного материнства. Она носит во чреве «Носящего вся»; родившегося Младенца повивает Она пеленами; питает Его млеком материнским; охраняет жизнь Его в бегстве в Египет; заботится о Нем в его отроческие годы; при Нем Она в Кане Галилейской, когда, принимая участие в радости человеческой, совершает Он первое чудо; когда же оставил Он Мать Свою ради служения Отцу Своему – для совершения искупительного подвига, – Она хочет видеть Его, и не оставляет Его при крестных страданиях; Она же, вместе с Иосифом Аримафейским, принимает со Креста Тело Сына Своего и, вместе с женами мироносицами, стремится помазать Тело Его. Как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохранила слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были и слова Ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, и значение слов, вполне ясных, но суровых, Самого Отрока-Сына, в храме обретенного, – «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», – вскоре раскрылось во всей суровой действительности... Сын оставил Мать, чтобы отдать Себя Своему служению. И когда возжелала Она, однажды, видеть Его и говорить с Ним, то услышала строгое и неумолимое слово: указав рукою на учеников Своих, сказал Он: «вот матерь моя и братья мои», лишь слово «Жено» слышит Она от Сына Своего в Кане Галилейской и при последнем издыхании Его на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Филипп находит своего друга Нафанаила и зовет его ко Христу: « Мы нашли Того, о Котором писали Моисей… и пророки, – Иисуса, сына Иосифова, из Назарета » (Ин.1:45). Но Нафанаил хотел разумом понять то, что его друг воспринял сердцем. Он принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. Зная, что жители Назарета не пользуются хорошей славой, Нафанаил усомнился в истинности слов Филиппа и сказал: « Из Назарета может ли быть что доброе ?» (Ин.1:46). Филипп не стал спорить с другом, а предложил ему самому убедиться в том, что Иисус из Назарета есть действительно обещанный Мессия – пойти и посмотреть на Христа. Когда Христос увидел идущих к Нему Филиппа и Нафанаила, Он сказал Своим ученикам, указывая на Нафанаила: « Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства » (Ин.1:47). Удивленный этими словами, Нафанаил спросил Христа: « Почему Ты знаешь меня? » Господь ответил ему: « Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя » (Ин.1:48). Эти слова Спасителя еще больше поразили Нафанаила и обезоружили его скептический рассудок. Он знал, что только Богу ведомы его сокровенные думы и молитвы, которые он совершал под смоковницей, поэтому в радостном порыве Нафанаил воскликнул: « Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев !» (Ин.1:49). Выслушав исповедание Нафанаила, Господь сказал ученикам: « Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому » (Ин.1:51). Этими словами Он напомнил о чудесном видении патриархом Иаковом лестницы, соединившей небо и землю. Тот, Который в видении стоял наверху лестницы, теперь сошел на землю как Сын Человеческий. Вера учеников в мессианское достоинство Иисуса из Назарета еще более укрепилась совершенными Им чудесами, Его учением о Царстве Божием и путях его достижения. Первое чудо в Кане Галилейской (Ин.2:1–11) На третий день, после встречи с Нафанаилом, Христос с первыми пятью учениками подошел к Кане Галилейской. Это был небольшой городок, расположенный примерно в двух часах ходьбы от Назарета.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010