Вскоре после того, что произошло в назаретской синагоге, Господа вместе с Богоматерью пригласили на свадьбу в соседний город Кана. Когда торжество было в самом разгаре, вдруг выяснилось, что за столом кончилось вино. Кажется, мелочь, и уж точно не дело Спасителя мира со всем этим разбираться, но Христос рассудил иначе. Он повелел слугам наполнить 6 больших каменных водоносов водой, а потом попросил отнести содержимое водоноса на пробу распорядителю пира. В сосуде было вкусней-шее вино! Превращение воды в вино на свадьбе в Кане стало первым чудом, которое совершил Христос, и это весьма символично. Свадьба — это торжество любви, а любовь по- истине способна творить чудеса. Да и сама по себе любовь является настоящим чудом. Совсем недавно мы говорили о пире по случаю дня рождения Ирода. Два торжества, два пира, но как разительно они отличаются! Свадебный пир в Кане был торжеством любви, и клятвы, которые были даны тогда, были клятвами о взаимной любви супругов. А ещё свадьба — это праздник, ведущий к рождению новой жизни, поэтому в Кане был Сам Господь. Пир, устроенный Иродом, был торжеством тщеславия и ненависти. Клятвы, которые прозвучали там, были самонадеянными и безумными. И вполне закономерно, что этот пир закончился смертью — казнью пророка Божия. Водонос — сосуд для воды Призвание 12 апостолов Пётр (греч.) – камень Апостол (греч.) – посланник Очень скоро Христа начали сопровождать многочисленные ученики. Люди оставляли свои дома, семьи, работу и отправлялись вслед за Божественным Учителем, ведь Он Сам говорил: «Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф. 19:29 ). Последователями Христа становились те, чьих сердец коснулись Его живые и проникновенные слова, те, кто поверил в то, что Он и есть тот самый обетованный Богом Мессия. Однажды Господь проповедовал на берегу Галилейского озера, Его, как обычно, окружила большая толпа. На берегу стояли две лодки, одна из них принадлежала ученику Христа, Симону, и его брату Андрею. Тогда, чтобы всем было удобно слушать, Спаситель попросил Симона сесть вместе с Ним в лодку и немного отплыть от берега. Закончив проповедь, Господь сказал ученику: «Отплыви на глубину и закинь сети». На это Симон ответил: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Когда же это было сделано, сеть так быстро наполнилась рыбой, что даже порвалась. Изумлённому Симону пришлось позвать на помощь товарищей из второй лодки — это были братья Иаков и Иоанн. И, когда они приплыли и выгрузили пойманную рыбу, обе лодки наполнились до краев. Рыбаков объял ужас, а Симон поклонился Христу и смущённо произнес: «Оставь меня, Господи, потому что я — человек грешный!» Почему Симон сказал такие странные слова? Неужели опытного рыбака так испугал вид пойманной рыбы?

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Второе: Иисус не только поручает Мать ученику, но и его усыновляет Своей Матери. Это очень важно – в лице любимого ученика Христос усыновляет Матери всех своих учеников, всех нас, навсегда! Третье: Во всем этом рассказе есть очевидные параллели с рассказом книги Бытие о сотворении женщины и приведении ее к мужчине: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою ( Быт. 2:22-23 ). Мария в разбираемом рассказе Евангелиста Иоанна названа просто «Жена», то есть, Женщина. Она вручена ученику, как Ева приведена к Адаму. Она – Новая Ева! Если первая Ева была праматерью всех ветхих людей, то Мария – Новая Ева, Матерь всех чад Церкви, новых людей. Четвертое: Кроме параллели с книгой Бытие, здесь есть еще более очевидная параллель, с другим рассказом самого Евангелиста Иоанна – с рассказом о претворении воды в вино на пиру в Кане Галилейской. Ключевые слова, помогающие увидеть эту связь: «женщина», «час», ключевое понятие: вино/кровь. Сравните: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой ( Ин. 2:4 ). Говорит Матери Своей: Жено!.. И с этого часа ученик сей взял Ее к себе ( Ин. 19:26-27 ). Рассказ о браке в Кане стоит в начале Служения Иисуса, как бы открывает Служение, второй же рассказ стоит в конце Служения и закрывает его. Выражение час означает в Евангелии от Иоанна срок , время Спасения – Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел ( Ин 12:27 ). Тогда, в Кане, Христос предвещает Свою Смерть, превращая воду в вино, – намек на Его Кровь, излитую на Кресте, также намек на Кровь, которую мы принимаем в Причастии. Следуя просьбе Матери, Он дает, конечно, вино, но Он-то знает (автор Евангелия хотел, чтобы читатели это тоже знали), что по-настоящему хорошее вино – это не то, какое Иисус дал на браке (хотя людям казалось, что лучше и быть не может), а вино Спасения, даруемое нам в Евхаристии. Здесь нужно обратить внимание на игру смыслов: тогда вино намекало на Кровь, которая изольется, когда придет час и будет Смерть. Здесь Кровь, проливаемая на Кресте, намекает на вино Евхаристии, которого мы все причащаемся, чтобы иметь Жизнь Вечную.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Иисус, учащий и чудотворящий, Иисус, страждущий, распятый, воскресший и вознесшийся на небо, это – Иисус подвига. Иисус учил и творил чудеса. Между его учением и чудесами нельзя и не должно проводить границы. Его принцип: вера есть сила. Он сказал: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас“ ( Матф. 17: 20 ). И может быть для величайших из последователей Христа труднее было сдерживаться от совершения чудес, чем от того, чтобы совершать их. Иаков и Иоанн хотели низвести огонь с неба на самарийское селение, но Господь запретил им ( Лук. 9: 55 ). Христос не творил чудес для себя, Он голодал в пустыне и не допустил, чтобы голодали те, которые пришли к Нему слушать Его учение, Он изнемогал под бременем креста, и Он укрощал бури. Он не допустил, чтобы из-за Него пострадал раб первосвященника ( Иоан. 18: 10 ). Посредством чуда Он защитил своего врага от своих друзей, и даже как бы чудесно иногда удаляясь от своих врагов, Он может быть тем спасал их от мести разъяренной толпы. Его чудеса в своей сущности представляют сверхъестественное исправление противоестественным образом расстроенного естественного порядка. Первое чудо, совершенное Христом в Кане Галилейской, состояло в том, что Он претворил на брачном пире воду в вино. Это чудо, по-видимому, смущало некоторых, и о нем не говорится в некоторых изложениях Евангельской истории. Но напрасно: из Евангелия нельзя ничего удалять. Чудо в Кане, как и обычно у Христа, было вместе и учением и делом. Этим чудом Христос благословил брак и радости брачного пира; это чудо учит, что для христианина брак свят и пища и питие суть дары Божьи во благо. Но в чем состояло чудо? Не настаивая на несомненной достоверности своего объяснения, я толкую так: в том, что участникам брачного пира в Кане временно был возвращен нормальный вкус. Изменение коснулось и воды, но понятно, что это изменение не могло состоять в том, что воде были сообщены действующие отрицательно на человека свойства алкоголя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Как бы то ни было, ученики Господа были из простых галилеян. Нам не сообщается прямо, чтобы это обстоятельство ставилось Господу в упрек книжниками и фарисеями, особенно в первое время Его служения; однако, принимая во внимание все известное о самомнении книжников и фарисеев и особенно иерусалимских иудеев, мы должны предположить, что галилейское происхождение Его собственное и Его учеников имело немаловажное значение в истории отношений к Нему иудеев. По крайней мере, иудеи говорили относительно Иисуса: «из Галилеи не приходит пророк» ( Ин. 7:52 ), едва ли не разумея вместе с учителем и Его учеников. Но прямо сообщается в евангелии, что призвание одного ученика, Матфея, из мытарей и вообще общение Господа с мытарями и грешниками, а также несоблюдение учениками иудейских постов вызывало ропот книжников и фарисеев. § 24. Первое чудо на браке в Кане Галилейской Начало чудесам (знамениям) Иисус положил в Кане Галилейской на браке, на котором присутствовали Его матерь и Он с Своими учениками. Когда во время пиршества оказался угрожавший новобрачным позором недостаток вина, «то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». После этих слов матери Он повелел служителям наполнить шесть водоносов водою, которая сделалась хорошим вином. Таково было первое знамение Иисуса. Известно, как трудно объяснить ответ Господа Иисуса Христа матери, и едва ли мы найдем у какого комментатора удовлетворительное объяснение, а для нас объяснение обстоятельств первого чуда имеет особенный интерес, как проба высказанного выше общего взгляда на значение чудес Христа. Христос творил чудеса по вере людей. Уже Его первое чудо породило веру в Него ( Ин. 2:11 ), она вызывала новые чудеса 62 , которые умножали веру, и так умножалось число чудес (ср. Мф. 4:2325 ). Но чья же вера предшествовала Его чудесам? По чьей вере сотворил Он первое чудо? По вере матери: таково ее значение в истории общественного служения ее Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Повторение возвращает внимание читателя к началу отрывка и таким образом обрамляет весь рассказ. Апостол Иоанн обрамляет все Евангелие, повторяя в 21 главе слова и имена, используемые в 1:19–51 3 (напр., в 21 главе повторяются имена Симон, сын Ионин, Нафанаил, два неназванных ученика, слова иди за Мною и слова Христа об особой миссии Петра). Помимо заключения в круговую композицию всего Евангелия, Иоанн точно так же обрамляет каждый смысловой отрывок Евангелия. Вот лишь два примера: 2:1–12 (обратите внимание на повтор имен и географических названий в 1–2 и в 11–12) и 20:1–18 (отрывок начинается и заканчивается полным именем Марии Магдалины). Умение распознавать круговые композиции очень важно как для экзегета, так и для переводчика; таким образом можно видеть начало и конец смысловых отрывков, как их задумывал автор, — ведь в древних рукописях текст был написан подряд, без всякого структурирования. Сегодняшнее деление Евангелия на 21 главу восходит лишь к XIII веку 4 и было зачастую проделано без внимания к первоначальному замыслу автора. 9. Хиазм. Хиазм — это дальнейшее развитие круговой композиции. Вместо схожести только начала и окончания смыслового отрывка, хиазм “рифмует” первый и последний, а также второй и четвертый отрывки (принцип abcb’a’ или ab-b’a’) 5 . В Евангелии от Иоанна автор использует пятичленный хиазм в каждой части, секвенции и секции. Для примера приведем только один отрывок (2:1–12). Хиастическая структура (2:1–12) a) Иисус , Его Матерь и Его ученики в Кане (2:1–2). b) Вино и служители (2:3–5). c) Вода претворилась в вино (2:6–8). b’) Вино и служители (2:9–10). a’) Иисус , Его Матерь и Его ученики в Кане (2:11–12). Параллельные слова a) На третий день был брак в Кане Галилейской , и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученикиЕго на брак. b) И как недоставало вина , то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям : что скажет Он вам, то сделайте.

http://pravmir.ru/hiasticheskaya-struktu...

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Что Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в вино. Ибо сказано: так положил " начало " чудесам. Но скажет иной: если сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно - начало. Хотя мы многое имеем для подтверждения, что настоящее чудо есть начало и всех чудес, потому что слова: " и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его " показывают, что прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу Свою; однако же не будем спорить, оно ли было первым чудом, или другое. - Как же Он явил славу Свою? Ведь немногие находились при сем событии, и не пред лицом народа совершено оно? Но если не тогда, то впоследствии все должны были услышать об этом чуде, как оно и доныне возвещается, а не осталось безызвестным. Слова: " ученики Его уверовали в Него " понимай так, что они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали, но веровали не так твердо. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Пс. 68, 10). Господь приходит в Капернаум не для другого какого дела, как для того, чтоб оставить там Мать Свою, чтобы не водить ее за Собою повсюду. Так как они ходили в Кану на брак, а брак прошел, то Он и возвращает Мать в Капернаум в дом Ее. А что по сей именно причине Господь приходит в Капернаум, это открывается из того, что Он и пробыл там немного дней, и не совершал там чудес, потому что жители сего города не имели к Нему веры, почему Господь в другом месте и высказывает горе ему (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Бросив семена в землю плодоносную, Он дает ей самой произрастить в свое время плоды. Это Он в другом месте изобразил в следующих словах: " Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел " (Мф. 13: 24,25). " На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак " (Иоан. 2: 1,2). Я уже говорил, что Он наиболее известен был в Галилее. Потому и зовут Его на брак, и Он приходит. Он взирал не на собственное достоинство Свое, но на пользу нашу. Не отрекшийся принять зрак раба тем более не мог отречься придти на брак рабов. Совозлежащий с мытарями и грешниками тем более не мог отречься от соприсутствия с бывшими на браке. Звавшие Его на брак конечно не имели об Нем надлежащего понятия, они звали Его даже не как великого человека, а просто как человека обыкновенного и знакомого. На это и намекает евангелист, говоря: " Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак " , т.е., Иисуса звали так же, как и ее и учеников. " И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них " (ст. 3). Здесь стоит обратить внимание на то, откуда Матери Его пришло на мысль вообразить что-то великое о своем Сыне? До того времени Он еще не сотворил никакого чуда. " Так " , сказано, " положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской " (ст. 11). 2. Если же кто скажет, что тут еще нет достаточного доказательства тому, что чудо в Канне было началом чудес, так как прибавление: " в Канне Галилейской " показывает только, что это чудо было в Канне первое, а не вообще и не первое было из всех Его чудес; вероятно же Христос и прежде в других местах другие чудеса творил, - то на это мы скажем тоже, что и прежде сказали. Что именно? То, что говорит Иоанн: " Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю " (Иоан. 1:31). Если бы Христос в отроческом возрасте творил чудеса, то израильтяне не нуждались бы в другом человеке, который явил бы Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

„Приступили ко Христу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину, сотворил их ( Быт.1:27 )? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ). Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает“. Не очевидно ли для всякого, что в этих словах нашего Спасителя брак признаётся божественным учреждением? Если бы Христос считал брак грехом и падением, Он конечно заявил бы, что в брак не следует вступать. Здесь совсем другое. Господь Иисус Христос , что особенно важно, не ограничился только ссылкой на слова Библии, но и разъяснил, что в браке таинственно соединяются двое в одно духовное целое, и что никакой человек не в праве посягать на брак. Этим Иисус Христос с Своей стороны, как Основатель христианской религии, санкционирует брак и объявляет его одной из принадлежностей её, как таинство. Действия Спасителя в отношении к браку и к плоду брака – детям служат новым подтверждением этого. Граф Толстой молчит не без умысла и о том важном, но неприятном для него обстоятельстве, что Господь Иисус Христос благоволил присутствовать в Кане Галилейской при бракосочетании и совершил здесь первое из чудесных дел Своих. Православная Церковь справедливо усматривает здесь благословение Иисусом Христом брачного союза, и Хомяков вполне прав, ставя этот факт в параллель с фактом первого узаконения брака. В самом деле, если бы брак не был в очах Спасителя делом добрым, разве Он решился бы авторизовать его Своим присутствием и совершением чуда? От того, что само по себе дурно; Иисус Христос или отвращался, или прямо и публично называл его дурным. Справедливо высокопреосвященный Никанор придаёт особое значение и тому обстоятельству, что Иисус Христос, вслед за речью Своей о браке, как учреждении Божием, совершает благословение детей и говорит: не препятствуйте им приходить ко Мне. ибо таковых есть царство небесное. В Кане Галилейской Иисус Христос благословил сам брак, а здесь – детей, как плод брака. Будучи плодом брака, как Божия учреждения, дети объявляются чадами не земного только, но и небесного царства. Как же с этими словами Спасителя о браке и с Его действиями в отношении к браку и к детям вяжется мысль гр. Толстого, будто бы брак не есть христианское учреждение и даже не может быть таковым? (Гусев. О браке и безбрачии против „Крейц. Сон.“, стр. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В некоторых случаях исцеления совершались заочно: по слову Иисуса выздоравливал человек, находившийся в другом месте. Следовательно, даже такие простые средства, как прикосновение к больному или обращение к нему, не были непременными атрибутами исцелений. Какие слова Иисус произносил при исцелениях? Часто, обращаясь к исцеляемым, Он использовал краткие императивные формы, например: Хочу, очистись ( Мф. 8:3 ); Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой ( Мф. 9:6 ); Протяни руку твою ( Мф. 12:13 ); Талифа куми (девица, встань – Мк. 5:41 ); Еффафа (отверзись – Мк. 7:34 ); Пойдите, покажитесь священникам ( Лк. 17:14 ); Пойди, умойся в купальне Силоам ( Ин. 9:7 ). Во многих повествованиях о чудесах центральной оказывается тема веры 89 . Иисус очень часто требовал веры от исцеляемых или проверял их веру. Слепцов, просивших об исцелении, Он спрашивает: Веруете ли, что Я могу это сделать? ( Мф. 9:28 ). Отцу бесноватого отрока Он говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. Знаменателен ответ отца: Верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:23–24 ). Не реже Иисус констатировал спасительную силу веры исцеленного: Вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22 ; Мк. 10:52 ); О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему ( Мф. 15:28 ; ср. Лк. 7:50 ); Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей ( Мк. 5:34 ; ср. Лк. 8:48 ); Встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк. 17:19 ); прозри! вера твоя спасла тебя ( Лк. 18:42 ). Вера является тем состоянием души и ума человека, которое необходимо для того, чтобы произошло исцеление. Обратим внимание на то, что Иисус не приписывает целительную силу Себе, не говорит: «Слово Мое исцелило тебя». Он делает акцент на вере того, кто просит об исцелении, и этой вере приписывает спасительную силу. Вера необходима как ответная реакция человека на желание Бога помочь ему. Чудо становится плодом синергии Бога и человека. 2. Исцеление сына царедворца и слуги сотника Точную последовательность, в которой Иисус совершал чудеса, не всегда возможно установить. Тем не менее в Евангелии от Иоанна рассказывается о двух чудесах, из которых одно названо первым, другое вторым. Первое – преложение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Второе – исцеление сына капернаумского царедворца. Возможно, автор четвертого Евангелия был свидетелем обоих чудес. Второе чудо также происходит в Кане Галилейской ( Ин. 4:46 ), куда Иисус возвращается после краткого пребывания в Иерусалиме:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В стихе 29-м сказано: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса…» — речь идет о дне, что наступил после того, как Иисус крестился от Иоанна в водах Иордана. В стихе 35-м снова повторяется: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». 41-й стих, если обратиться не к греческому, а, скажем, к сирийскому или старому (сделанному предшественниками блаженного Иеронима) латинскому переводам, содержит ту же формулу — «на следующий день», «наутро» («Он [Андрей. — Г.Ч.]) первый  находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос». В 43-м стихе тоже: «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею»… Итак, с того дня, как Иоанн увидел, что на Иисуса в виде голубя нисходит Дух Святой, прошло четыре дня. И затем уже говорится (в начале второй главы): «На третий день был брак в Кане Галилейской». Рассказ этот кончается словами: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской» (Ин. 2:11). Если посчитать, сколько же дней охвачено этим рассказом, то получится семь дней, или неделя. И сразу вспоминается другой библейский текст, который открывается теми же словами: «В начале (древнеевр. берешит. — Г.Ч.) сотворил Бог небо и землю». Это первая глава книги Бытие, где рассказана история творения, которая укладывается в семь дней. Евангелие от Иоанна, также открывающееся словами: «В начале…», повествует прежде всего об истории обновления всего творения, начало этого обновления тоже укладывается в семь дней. Видна явная параллель между книгой Бытия с её семи днями творения и четвертым Евангелием, которое с первой страницы придаёт миссии Иисуса библейскую значимость. Для христиан первых поколений было очень важно осознать и передать младшим, что с миссией Иисуса действительно начинается обновление всего творения, а не просто созидание новой религии. Во времена Иисуса еще далеко не ушли в прошлое древние религии, привлекавшие большее или меньшее число людей. Христианство не стало одной из таких религий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010