• как можно накормить многочисленную толпу в безлюдном месте? • возможно ли выздоровление паралитика, который уже 38 лет мечтает спуститься в купальню Вифезда, когда в ней возмущается вода? • может ли прозреть юноша, родившийся слепым? • возможно ли вернуть к жизни четырёхдневного мертвеца, труп которого стал разлагаться? • возможен ли улов для рыбаков, которые за ночь ничего не поймали? О каждом из этих евангельских знамений ещё раз упоминается в последующих главах, к ним вновь возвращается повествование. Поэтому чудеса в Евангелии от Иоанна являются предметом обсуждения в гораздо большей степени, чем у синоптиков. Их нельзя отделить от основного текста, потому что каждое из них обязательно имеет своё «продолжение»: 10 • чудо в Кане Галилейской (2:1 – 1) → 4:46 11 • исцеление расслабленного (5:1 – 15) → 7:21 – 25 • исцеление слепорождённого (9:1 – 7) → 10:21; 11:37 • воскрешение Лазаря (11:1 – 44) → 12:1 – 18 • насыщение пяти тысяч (6:1 – 15) → беседа о Хлебе Жизни (6:27 – 59). Свет Но самым ярким примером, показывающим уникальную связанность текста Евангелия от Иоанна, может служить тема Света. Начнём с цитат. 1:9 «Был Свет истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир». 3:20 – 21 «Ибо каждый человек, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были изобличены дела его. А творящий истину идет к свету, чтобы были явлены дела его, что они в Боге со деланы». 8:12 «Я – Свет миру. Тот, кто следует за Мной, не будет ходить во Тьме, но будет иметь свет жизни». 9:4 – 5 «Нам надо делать дела Пославшего меня, доколе есть день: приходит ночь, когда никто не может делать. Пока Я в мире, Я – Свет миру». 11:9 – 10 «Не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». 12:35 – 36, 46 «Еще малое время свет между вами. Ходите, пока имеете свет, чтобы тьма вас не объяла. И ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света... Я в мир пришел, как свет, чтобы ни один верующий в Меня не пребыл во тьме».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

   «Преславно иго двух верующих, – говорит Тертуллиан, – имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу». Установление Таинства Брака и история обряда    Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...» (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.    По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень Таинства: «И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19:3-6).    Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Христос явился с Матерью Своей и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.    «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», – говорит о святости Брака Климент Александрийский. «От Тебе бо сочетавается мужу жена, – сказано в молитве чина обручения – Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в Таинстве Брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

    Чего не придумывали книжники и фарисеи, чтобы отвлечь народ от Господа Иисуса, чтобы унизить Его, заставить замолчать? Какой только клеветы не распространяли о Нем? Они говорили о Нем, что Он «любит есть и пить вино», что в Нем обитает сам Веельзевул, князь бесовский, что Он «вышел из Себя», лишился здравого разума, и потому не следует слушать Его. И эти безсовестные клеветы они постарались довести до сведения Его Пречистой Матери и братьев Его, сыновей Иосифа, обручника Пресвятой Девы, которые жили в Назарете, в семи часах пути от Капернаума, где обычно пребывал Господь. Очень могло быть, что простосердечные обитатели назаретской хижины, братья Господа по плоти, могли невольно поколебаться в мыслях: нет ли и в самом деле чего-нибудь похожего на то, что говорят об Иисусе уважаемые ими книжники и старцы? Евангелист Иоанн замечает, что в то время братья Иисуса Христа еще не веровали в Него, как в Мессию. Он же передает их неблагоразумные слова, когда звали они Иисуса Христа в Иерусалим, чтобы Его знамениями самим прославиться: «Если Ты творишь такие дела», — говорили они, — «то яви Себя миру» (Ин. 7:4). Ясно, что они еще мечтали тогда о славном Мессии — царе завоевателе и, конечно, желали бы видеть этим царем своего Брата — Иисуса. И вот они слышат, что Он «вышел из Себя», что за Ним необходимо наблюдать, как за лишенным полного разума... Понятно, что они поспешили в Капернаум с намерением, если можно, взять Его на свое попечение. Но Пресвятая Дева более всех апостолов знала Божественное достоинство Своего Сына, Она веровала в Него, как истинного Сына Божия; одна эта вера, с которой Она прияла Его прежде Его земного рождения и зачатия, во время благовещения Архангела, уже превосходит веру всех верующих. Когда Иисус, еще Младенец, во яслях, признан был от пастырей Спасом, Христом, Господом, то чем, как не верой, побуждаема была «Мать Его сохранять все слова сии, слагая в сердце Своем?» Прежде чем чудесами явил Он славу Свою «и уверовали в Него ученики Его», Матерь Иисусова настолько уже веровала в Его чудодейственную силу, что сотворить первое чудо в Кане Галилейской именно Она убедила Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Брак есть несомненно установление Божие, есть закон, положенный Творцем в самом устройстве человека, и потом утвержденный и раскрытый в сверхъестественном откровении. Свящ. бытописатель, излагая историю происхождения первых людей, свидетельствует: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1:27. 28). Говоря далее о происхождении, в частности, первой жены и о приведении ее к Адаму, повествует: и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам, просвещенный Духом Божиим (Матф. 19:4—6): се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину (2, 22—24). Все это было при самом начале мipa во дни невинности человека. После потопа, хотя род человеческий находился уже в состоянии падения, Бог однакож снова утвердил закон брака своим благословением точно так же, как и в начале: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. 9:1; снес. 7). В законе, данном чрез Моисея, находим строгие постановления, ограждающие неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом (Лев. 20:10; Втор. 7:14; 22, 22; 28, 11; снес. Малах. 2:14—16). В новом завете эту истину подтвердил сам Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, отвечал: несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Матф. 19:4—6). И еще прежде — когда почтил своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и даже совершил здесь свое первое чудо (Иоан. 2, 1 и дал.). Ту же истину засвидетельствовали и св. Апостолы. Св. Павел в одном месте говорит: несоздан бысть муж жены ради… Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою: вся же от Бога (1 Кор. 11:9. 11. 12). В другом замечает: вдаяй браку свою деву, добре творит (- 7, 38). В третьем осуждает лжеучителей, которые из презрения к браку возбраняли женитися (1 Тим. 4:1—3). Вслед за св. Апостолами Божественное установление и святость брака проповедывали и защищали св. Отцы и учители Церкви: Ириней, Климент александрийский, Мефодий, Тертуллиан, Иоанн Златоустый, Августин и многие другие, против последователей Менандра, Сатурнина, Карпократа, Василида, Маркиона, против енкратитов, манихеев и других еретиков, отвергавших брак, производивших его от диавола и называвших состоянием, недостойным Христианина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Всю земную жизнь Свою Спаситель отдал людям. Одних Он исцелял от болезни (Мф. 4:23), других насыщал хлебом (Ин. 6:12), домы иных исполнял вина и веселия (Ин. 2:9), иных ободрял и утешал словом любви и сострадания (Ин. 11:40), других выводил из мрака тяжелых нравственных и религиозных сомнений на свет истины евангельской (Мф. 19:21-26), а всех вообще призывал к наследию Царствия Небесного.    Начальник жизни с радующимися радовался (в Кане Галилейской — Ин. 2), всегда и ко всем относился с лаской и кротостью. Однако радость Иисуса Христа никогда не заглушала в Нем печали о грехах людских. Его никогда не видели смеющимся, но о слезах Его записано на страницах Евангелия (Ин. 11:35).    Всецело занятый исполнением воли Отца Своего Небесного, всего Себя предавая делу служения человеческому роду, Иисус Христос забывал даже о потребностях Своей человеческой природы, чистой и безгрешной, находя подкрепление в молитвенном общении с Богом во всякое время дня и ночи. Так, после исцеления тёщи Симона, Иисус Христос «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и тихо молился» (Мк. 1:35). Далее, когда Он исцелил прокаженных и «народ мног» отовсюду стекался к Нему, Он «бе отходя в пустыню и моляся» (Лк. 5:16; 9, 18; 10, 2; Мф. 9:38 и др.). Чудесно насытивший пять тысяч народу пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос «понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на ту сторону, пока Сам отпустит народ. Оставив их, пошел на гору помолиться, где и пробыл до самого вечера» (Мф. 14:23), ибо уже вечером мы видим Его идущим по водам к лодке Своих учеников (Мк. 6:45-48). Пред избранием двенадцати апостолов Иисус Христос удалился на «гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Вся середина последней пред взятием под стражу ночи была проведена Христом в молитве в саду Гефсиманском (Мф. 26:36, 42, 44 и др.). Все это видел и знал народ, а потому все, чему учил Христос и что бы Он ни делал, исполняло всех слушателей благоговейным удивлением, вызывавшим такую оценку Его делам (отзывы народа о Его мудрости мы уже видели выше): «Все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых говорящими» (Мк. 7:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

   Господь оставил нам заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою... чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на... земле...» Это закон. Он Своим примером нам показал это, когда даже перед смертью, страдая на Кресте, Он заботился о Своей Матери, стоявшей у Креста. «Жено! се, сын Твой», — сказал Он Ей, и возлюбленному ученику Своему Иоанну сказал «...се, Матерь твоя!» На арамейском языке, на котором говорил Господь, слово «жено», звучало почтительнее слова «мать», а мы, не зная этого, думаем: «Как же Господь мог обратиться к Матери — «Жено»?» Или в Кане Галилейской, когда Богородица попросила Христа оказать бедным людям Свою чудесную помоиць: «...вина нет у них», — «...что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой», — ответил Господь. В нашем представлении это звучит даже обидно, «мать» как-то ближе, роднее, но здесь нет и доли неуважения, это обычное обращение, принятое на Востоке. Так, Господь и в последний час позаботился о Своей Матери. А как мы относимся к родителям? Да не позволит нам Господь этого. Мы уже с детства не почитаем мать и отца, а хотим, чтобы нам хорошо жилось на земле. Как же будет хорошо, если мы с малых лет нарушаем заповедь? И за нарушение изменчивых земных законов еле-дует наказание, а как же останется безнаказанным нарушение Закона Небесного, Закона Божия, неизменного и вечного, потому что он есть Слово Божие — Дух и Жизнь?    Мы — дети непослушных родителей. Когда непослушание вошло в наших прародителей, в Адама и Еву, наша природа вдруг изменилась, стала тленной, зловонной и смертной. Смерть вошла в нас; а до грехопадения наши прародители были бессмертны. И только Бог, Который нас сотворил, мог вернуть нас в первозданное состояние, поэтому Он благоизволил родиться от утробы Пресвятой Матери Своей и жить среди нас тридцать три года, чтобы открыть нам истину и показать, что Он — Любовь. Поэтому мы должны взять в пример нашего Господа, Его Пресвятую Матерь и святых апостолов, чтобы возродиться, покаяться, оставить свою прежнюю жизнь с ее дурными привычками и стараться стать послушными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Мы сказали: с логической ясностью, — потому что логический смысл вышеприведенных изречений Иисуса Христа о Себе Самом только один, который и изложен в Символе веры, но робкие души людей при жизни Спасителя не могли дерзнуть на то, чтобы вполне вникнуть в этот смысл чудесных слов и довольствовались убеждением, что их Учитель есть высший Посланник Божий, Которого Существо только недавно облеклось в смиренный и уничиженный вид подобострастного человека, а в недалеко будущем откроется во всей Своей славе.    При таком предположении о целях Христова учительства для нас станет вполне понятным, когда Он скрывал Свои Божественные качества и когда открывал. Он скрывал их в начале Своей проповеди, чтобы избежать умственного порабощения Своих слушателей; скрывал особенно те, наиболее поразительные и порабощающие чудеса, которые явил в Своем Преображении и во власти над тем, что всего важнее для человеческой толпы, то есть пищи и пития (в Кане Галилейской). Открывал же Господь чудеса Свои и проповедовать о них повелевал тогда, когда умы слушателей были или свободно расположены к приятию Его словес и таким образом не насиловались, а только утверждались чудом, или уже настолько были вооружены против истины Его небесных глаголов, что и такие дивные знамения, как воскрешение Лазаря, не могли обратить их.    Смотрите же теперь, как произошло это событие. Не для того, чтобы поразить народ Своей сверхъестественной силой, сотворено было Спасителем это чудо. Народ, забыв о потребностях своего тела, ушел за Господом в далекую пустыню, а Господь неоднократно учил, что не должно заботиться о том, что нам есть, что пить, и во что одеваться, но искать царствия Божия и правды его, и тогда всё приложится нам. Народ поступил в тот день по сей заповеди: не должно бы было оправдать ее на деле? «Милосердую о народе», — говорил тогда Господь, а потом напомнил ученикам, смущавшимся о том, что не взяли с собой хлебов: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек» и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Учение св. Писания о браке вполне соответствует естественному закону брака, принудительное отступление от которого было бы ненормальным явлением; вследствие чего этот закон должен простираться на всех людей, не исключая и священных лиц, которые, подобно прочим смертным, связаны этим законом. Толкованием его слу­жит то место из св. Писания, где говорится, что епископ должен быть одной жены муж, равно как священник и диакон. И мы видим, что чуть ли не все апостолы Хри­стовы были женатыми и имели потомство    Конечно, этим учением о святости и возвышенности брачного состояния вовсе не заповедуется всем необходимо вступать в брак. Это решает, прежде всего, природа отдельных людей, а потом и свободная воля каждого чело­века. Об этом говорит и Св. Писание. Когда Христа спра­шивали, как Он думает о браке, Он сказал, что брак — закон природы, которым связаны все люди; а кто может жить без брачной жизни в девственном состоянии тот делает добро, потому что живет на земле, представляя себя живущим на небе, где ни женятся, ни выходят замуж, но это не для всех, а только для некоторых, которым это дано и которые по своей природе и свобод­ной воле предпочитают браку состояние девственности    Как видно, это учение о девственности не стоит ни в каком противоречии с брачной жизнью: как похвально и хорошо первое для тех, которые в состоянии посвятить себя этому и до конца жизни оставаться верным ему, так возвышенно и хорошо и другое, так как этим осуще­ствляется одна из целей, ради которой Бог сотворил человека. Но так как каждое высокое и чистое учение люди всегда умели извращать, то и учение о девственности некоторые люди извратили и даже в то самое время, когда Сам Христос божественным чудом возвысил славу венчания в Кане Галилейской и когда Он благословлял детей, называя их даром Божиим и наследием неба. Апостол Павел в своем первом послании к Тимофею сказал, что брак не только безгрешное дело, но что им и спасение дается; заявляя, что и священники должны быть женатыми, он замечает далее, что отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в своей совести, запрещающие вступать в брак; а потом добавляет в другом месте: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

  Слово в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После того, как Христос показал Свою абсолютную власть над смертью, воскресив Лазаря из мертвых, и после того, как Мария помазала Его тело драгоценным миром, о котором Он сказал как о помазании Его на погребение, Господь грядет на вольную страсть - на Крест, чтобы исполнить Евангелие, благую весть о любви Бога к людям - до конца, явить ее делом. Вся жизнь Его от Рождества до Крещения, от выхода на общественное служение со словами " покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " до сегодняшнего входа в Иерусалим - цветение чуда. Начиная с первого чуда в Кане Галилейской, когда Он по смиренной просьбе Божией Матери претворил воду в доброе вино, и кончая последним чудом, которое Он совершил в доме Своих самых дорогих друзей Лазаря, Марии и Марфы, которые из всех верующих в Него были самыми твердыми в вере. По молитве Марии, сестры Лазаря, Он воздвигает его к жизни и так же являет славу Свою, как сказано в Евангелии о первом чуде. Однако, тогда Он сказал Божией Матери, что час Его не пришел. Но теперь, спустя три года, Его час пришел. Нет больше препятствий совершить чудо. Сам Господь говорит об этом в Евангелии: " Пришел час прославиться Сыну Человеческому " (Ин. 12, 23). " Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем " (Ин. 13, 31). Господь всегда идет этим путем, и только для тех, кто верует в Него, совершает Он чудеса и являет славу Свою. Только для них. Еще раньше в сокровенной беседе с Никодимом Господь говорил, что человек должен измениться рождением свыше - от воды и Духа, для новой вечной жизни. И даже Никодим, учитель Израилев, искавший истинную веру, не мог этого понять. И теперь, воскресив Лазаря из мертвых, Господь дал знамение полного изменения - пророчество о том, что это произойдет со всем родом человеческим. И здесь заключалась непреодолимая трудность для тех, кто не имеет веры в Него, так что это неверие приводит их к замыслу убить и Лазаря, и Христа. Замысел сатаны, человекоубийцы от начала, и его слуг - убить Христа. И не только Его, но и весь род человеческий. У него намерение - убить весь род человеческий, в то время как Христос хочет всем дать жизнь, и жизнь с избытком, " общее воскресение прежде Своея страсти уверяя " . Потому Страсти Христовы начинаются тотчас после воскресения Лазаря.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_20...

  Слово на четвертой Пассии Евангелие от Иоанна Вечерня 31 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали последнее, четвертое Евангелие от Иоанна о страданиях Христовых. Евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Христов, в своем Евангелии раскрывает нам такие тайны, которые знал только он один. Только у него мы читаем о чуде в Кане Галилейской, о подробной беседе Господа с самарянкой и о посещении Его ночью тайных учеников Христовых Иосифа и Никодима. Только у евангелиста Иоанна, в тринадцатой и семнадцатой главах, мы читаем о беседе на Тайной Вечери, которая запечатлена, конечно, не просто памятью человеческой, не просто любовью, которая слагает в своем сердце каждое слово Христово, но Тем, кто причастен вечной памяти Духа Святаго, всегда все видящего и знающего. И то, что мы слышали сейчас о страстях Христовых, тоже обладает особенностями. Мы не только узнаем какие-то новые подробности, связанные с точным названием, какое количество алоэ и мира было принесено на погребение Христово, но все происшедшее и увиденное раскрывается нам на новой глубине и по-новому именно глазами любви. С самого начала, читая о том, как Христос выходит из Гефсиманского сада, где Он молится Своему Небесному Отцу о предстоящем часе, мы видим, как раскрывается это Божество Христово - внезапно, вдруг. Когда Иуда, книжники и фарисеи (члены синедриона) и толпа с оружием и дрекольями приступают к Иисусу, вышедшему им навстречу, Он спрашивает: " Кого ищете? " Они отвечают: " Иисуса Назорея " . И тогда беспредельная Божественная сила Христова, которую Он так редко обнаруживал, является здесь, и они не могут не отступить, не пасть все на землю. Когда Он говорит: " Аз есмь " , в этих словах слышится то исповедание от начала Творца неба и земли, Который пришел избавить мир. И как бы молния сверкнула в этих словах, и они пали ниц перед кротким Иисусом. Когда же Он снова вопрошает их: " Кого ищете? " , и они снова повторяют, как бы подчиняясь Ему: " Иисуса Назорея " , Он говорит уже по-другому, скрывая Свою силу Божества. И они берут Его. Так, во исполнение пророчества: " Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого " (Ин. 18, 9), Господь отпускает Своим державным словом Своих учеников.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_46...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010