«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анастасий II Синаит. Слово на Благовещение «Слово на Благовещение Всенепорочныя Богородицы Марии» сщмч. Анастасия II Синаита. «возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк.1:28)! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и скиниею прохлаждения; ибо в тебя вселил­ся Господь. Посему-то со всеми родами и ублажаем Тебя, единую благословен­ную в женах, которую ни солнце, возбужда­ю­щее пламень похоти, (днем) не ожгло, ни благотворная сила луны нощию не повредила (Пс.120:6). Ибо ты не дала во смятение душевной ноги (Пс.120:3); но, утвердив ее на Камне, пребыла неподвижною, и Господь сохранил Тебя (Пс.120:5), один вошел в Тебя и исшел из Тебя (Пс.120:8; ср. Иез.44:3), и соблюдши Тебя на век заключен­ною и запечатлен­ною. И так радуйся, Матерь и Дева, пища жизии и источник безсмертия! Ибо из Тебя исшел Тлитель тления, умертвив­ший смерть.» Хочу сегодня сказать вам, возлюбленныя дети, слово, и уверен, что, сказавши оное, увеселю Церковь повествованием. Объяснив, что Бог Слово сегодня соединился с нашею плотию, я отпущу вас отсюда в радости, с пользою и спасением. Ибо что для ума выше и для (нашего) блага необходимее Слова? Сегодня положен краеугольный Камень в основание Сиона (1 Пет.2:6), связующий по естеству несвязуемое, и соединяющий по существу разнородное. И так возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк.1:28)! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и скиниею прохлаждения; ибо в тебя вселился Господь. Посему-то со всеми родами и ублажаем Тебя, единую благословенную в женах, которую ни солнце, возбуждающее пламень похоти, (днем) не ожгло, ни благотворная сила луны нощию не повредила (Пс.120:6). Ибо ты не дала во смятение душевной ноги (Пс.120:3); но, утвердив ее на Камне, пребыла неподвижною, и Господь сохранил Тебя (Пс.120:5), один вошел в Тебя и исшел из Тебя (Пс.120:8; ср. Иез.44:3), и соблюдши Тебя на век заключенною и запечатленною. И так радуйся, Матерь и Дева, пища жизии и источник безсмертия! Ибо из Тебя исшел Тлитель тления, умертвивший смерть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Люберцы. Церковь Спаса Преображения (старая). Спасская церковь, Преображенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый, деревянный храм Преображения Господня в деревне Либерицы был построен владельцем поместья думным дьяком Иваном Грязевым и освящен в 1632 году. Следующими владельцами села боярином Иваном Михаиловичем Милославским и князем Алексеем Петровичем Прозоровским храм был перестроен в камне. В 1821 году «тщанием и иждивением приходских людей и доброхотных дателей» храм был реконструирован, пристроены два придела: Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского в трапезной. Преображенский храм был взорван в 1936 году, разделив тогдашнюю участь многих святынь. Незадолго до разрушения в Преображенском храме села Люберцы служили священномученики Константин (Соколов) и Александр (Виноградов). Сейчас на месте бывшего Преображенского храма располагается городской стадион «Торпедо». http://lubihram.ru/history/index.php В 1632 г. в сельце Либерицы (Назарово тож) тщанием думного дьяка Ивана Грязева был построен деревянный храм в честь Преображения Господня. В 1676-1704 гг. боярин Иван Михайлович Милославский и князь Прозоровский перестроили храм в камне. Благодаря церкви, Либерицы стали центром округи и быстро разраслись. Селом владел будущий император Петр III. В 1821 г. к храму пристроили два придела: в честь Успения Божией Матери и Рождества Христова. Появились портики с колоннами. Здание приобрело характерный для того времени классический облик. На престольный праздник в Люберцы приезжали первоиерархи Русской Православной церкви, в храме пели хор Пятницкого, И.С. Козловский, знаменитый протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов. В 1932 г. арестовали и отправили в ссылку последнего настоятеля храма отца Владимира Ипполитова. Церковь закрыли, имущество — частично сожгли, частично свезли в подвал одного из цехов завода им. Ухтомского. Центральное паникадило долгое время находилось в люберецком обкоме. В храме пытались сделать клуб, затем спортзал. После неудачных переделок храм был разобран, церковное кладбище за алтарной стеной снесено. На месте разрушенного храма и кладбища располагается ныне городской стадион «Торпедо».

http://sobory.ru/article/?object=24237

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии УПЦ), находится в с. Войкове (ранее Катерлез, Катерлес, Кетерлес), к северо-западу от г. Керчь. Первоначально мужской, с 1900 г. женский. XVIII в.- 1917 г. По преданию, К. м. основан на горе Катерлез, на месте явления в кон. XVIII в. вмч. Георгия Победоносца. Местный пастух ежедневно утром и вечером поднимался на гору вмч. Георгия для молитвы. Утром, 23 апр., он увидел на скале воина на белом коне. Спустя год, 23 апр., видение повторилось. На 3-й год пастух пришел на гору вместе с 3 набожными старцами из Катерлеза и они вновь увидели прекрасного юношу, стоявшего на камне рядом с конем. Когда люди подошли совсем близко, видение исчезло, но на камне, где стоял юноша, остались его следы и отпечатки конских копыт. Вскоре над этим камнем построили небольшую прямоугольную каменную башенку, к ней стали приходить богомольцы. В 1788 (?) г. чуть выше башни была обнаружена икона вмч. Георгия Победоносца, которую торжественно перенесли в керченскую ц. св. Иоанна Предтечи. Но дважды икона невидимо возвращалась на место своего явления, и только после того, как был отслужен молебен с коленопреклонением и дан обет выстроить храм на месте чудесного явления, святыня осталась в Иоанно-Предтеченской ц. Ежегодно 22 апр. в К. м. совершалось торжественное всенощное бдение, а 23 апр. после Божественной литургии икону крестным ходом с городским духовенством приносили из Керчи в Катерлез для совершения молебна с водосвятием. В праздничных торжествах принимали также участие «татары... в своих оригинальных национальных костюмах». Почитание катерлезского образа вмч. Георгия в сер. XIX в. было возобновлено благодаря деятельности архиеп. Херсонского и Таврического свт.

http://pravenc.ru/text/1684247.html

Псалом 39 Источник спасения от беззаконий и страданий – в искупительной жертве Христа Спасителя. 1. В конец, псалом Давиду. Давид, по поводу избавления от своих страданий, низведших было его в ров – место мучений, преобразовательно пророчествует об искуплении, какое совершил Христос Спаситель. 2–4. Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нози мои и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Давид исповедует свое терпение и спасение от Бога. – Терпя потерпех Господа, – Давид продолжительно терпел многое и трудное, разумеется, во время гонений от разных врагов. Менять ми, и услыша молитву мою, – за такое терпение, совершенно безропотное, с упованием на помощь Божию, Господь действительно внял его молитве, услышал ее. И изведе мя от рова страстей и от бремя тины, – от таких тяжких страданий, какие испытывают преступники, брошенные в ров, иногда пустой, а иногда наполненный брением тины – тинистой грязью, как в болоте (– что обыкновенно делалось в древности у евреев; так поступили с Иосифом братья его, так потом поступили с пророком Иеремией его враги; (ср. Быт.37:22, 24 ; Иерем.38:5–13). И постави на камени нозе мои – Господь не только избавив меня из рва страданий и тинистой грязи, где за недостатком основания, ноги погружались более и более в тину, но и поставил ноги мои на камне. И, исправи стопы моя – дал возможность ступням моих ног стоять прямо и твердо на этом камне. Иначе говоря – Господь избавив Давида от бедствий, возвратил ему жизнь вполне мирную, избавил вместе с тем и от прегрешений (ст. 13). – Чувство высокой радости и глубокой благодарности за такое избавление как бы вложило во уста Давида песнь нову, – псалом новый, ибо и предмет его – новая милость Божия, пение Богу нашему – который он и передал для пения при богослужении во храме, дабы многие знали об этой великой милости Господа и прославляли Его (ст. 10 и 17). 5. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Восстановление Петра в чине апостольства ( Ин. 21:15–19 ) Свящ. М. Трухманов. «Симон Петр, апостол Господа» По явлении Своим ученикам на берегу Галилейского моря Господь предложил им обед, который Сам приготовил для них. По окончании этой счастливой трапезы Он обращается к Симону Петру с вопросом: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Здесь невольно обращает на себя внимание выражение «Симон Ионин», которое было употреблено три раза. Господь называет апостола прежним его именем: Симоном Иониным, между тем Сам же ему дал новое имя Петра и при этом обещание: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Конечно, это имеет свое основание. Называя апостола Симоном, Господь хочет напомнить ему, что он еще не камень, но человек и сын человека, и побудить его еще раз подумать о самом себе, еще раз посмотреть на свою человеческую слабость, прежде нежели он совершенно последует за Господом. Чрез отречение свое Симон Петр показал себя недостойным нового имени. Ветхий человек брал еще над ним верх, влиял еще на его мысль и дело, потому и должен он был назваться своим старым именем. Преосвященный Игнатий так объясняет выражение Господне «Симон Ионин»: «Господь как бы говорит Петру: Симон Ионин, Симон Ионин! Я наименовал тебя некогда Петром, каменем, и ты не был, как должно, тверд, оттого именно, что, получив свое имя по благодати Моей, ты мог быть действительно с ним тогда только, когда бы пребыл во благодати сей, но ты положился на собственные силы природы своей, и от того стал опять не Петром, каменем, а тем, чем был ты по рождению, обыкновенным слабым человеком. Не говорил ли Я пред самым разлучением с тобою, когда шли все мы в вертоград Гефсиманскнй, что якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на (виноградной) лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете ( Ин. 15:1–27 )? Не ясно ли говорил Я вам тогда, указывая на виноград, мимо которого шли мы, что без Мене не можете творити ничесоже, что аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсшет?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О страстях и невидимой брани Скачать epub pdf О страстях Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист – не сам по себе, а по причине наших страстей. Колючие сорняки Ах, эти страсти, колючи их корни! Сколько труда, сколько боли, какие слезы, какие молитвы необходимы для того, чтобы увидеть малое облегчение! Настоящее мученичество! И раз мы желаем выкорчевать из своего сердца колючие сорняки – символ страстей, чтобы насадить культурные растения, то, конечно, приложим большой труд, и наши руки будут истекать кровью, а лицо покроется потом. Иногда нас будет посещать и отчаяние при виде того, сколько еще сорняков, сколько страстей! Но мы с надеждой на Христа, Исправителя наших душ, будем прилагать заботу о земле нашего сердца, трудясь над его очищением. Терпение, скорбь, смирение, послушание, отсечение своей воли – все это содействует его возделыванию. Мы должны приложить все свое усердие, а Бог , видя наш труд, приходит и благословляет его, и так совершается наше преуспеяние. Дерзай, труд этот временный и мимолетный, в то время как награда на небе велика. Подвизайся и будь трезвенным в помыслах, твердо держись надежды, ибо это показывает, что дом построен на камне, камень же – Христос. Об Осуждении Клевета и осуждение Клевета – великое зло. Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу. Святые отцы сильно обличают осуждение чужих грехов, недостатков или дурных привычек. Когда мы судим своего брата, мы осуждаем самих себя в великом грехе. Когда же мы покрываем нашего брата, тогда покрывает и Бог наши тяжкие грехи. Сбрасывая покров с ближнего, мы отгоняем от себя благодать Божию и нам попускается впасть в те же прегрешения, чтобы научиться тому, что все мы немощны и что нас поддерживает благодать Божия. Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений. Главными причинами клеветы и осуждения являются гордость и эгоизм, потому что такой человек мнит, что он лучше других. Поэтому полезно считать себя меньшим всех, чтобы брата увидеть лучшим себя и суметь с помощью Божией избавиться от этого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Разделы портала «Азбука веры» Господь обещал апостолу Петру: « На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ); « слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви » ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: « через возложение рук апостольских подается Дух Святой » ( Деян. 8:18 ). « Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства » ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » ( Тит. 1:5 ); « Рук ни на кого не возлагай поспешно » ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 4 главных Поместных Церкви, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви. Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви 2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел. Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви 3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Святая гора Духовное утешение в уделе Богородицы Утешения Твои, – говорит Богу великий царь Давид, – веселят сердце моё 227 . Всякий, кто посвятил свою жизнь служению Богу, никогда не оставался без утешения Святого Духа. Без этих Божиих веяний тихого ветра корабль души не может двигаться вперёд. Время от времени мы переживаем это Божественное посещение, делающее подвижника ещё более мужественным. Преподобный Серафим Саровский тысячу суток простоял на коленях на камне, на котором даже появились углубления, ожидая возвращения той благодати, которую вкусил вначале. Пророк Давид просил Бога остановить волны Своей благодати 228 . Мы же, немощные и недостойные, иногда получаем лишь небольшие брызги от божественных волн, да и это бывает настолько редко, что зачастую мы чувствуем себя совершенно оставленными. Лишь в болезнях и страданиях мы ощущаем посещение Божие и говорим себе: «Снова вспомнил о нас Бог и посетил с жезлом железным. Впрочем, мы не боимся, что Он им нас разобьёт 229 , ибо мы Ему одному служим и от Него надеемся получить спасение». Многим такой опыт кажется странным, но он истинен. А теперь я приведу несколько свидетельств, подтверждающих правдивость сказанного. Один благоговейный юноша, у которого были духовные искания, ходил по Святой Горе со своими духовными братьями. Он ощущал такую любовь к афонской природе, что обнимал ветви деревьев и кустарников. Каждый монастырь казался ему «городом, стоящим наверху горы» 230 . От встречавшихся ему человеческих немощей у него не пропадали сердечная теплота и уважение к монашеству. Он чтил и любил монахов больше всех других творений Божиих. И если другие соблазняются неблаговидными поступками монахов, из-за которых им не хочется видеть в их жизни ничего хорошего, то этот юноша в таких случаях смиренно вспоминал рассказ из Патерика: «Монах, которому было уже семьдесят пять лет, подвергся такому сильному искушению, что оставил пустыню и отправился в Александрию. Но Бог, печалясь о его трудах, послал Ангела, чтобы вернуть его обратно». Святые отцы говорят: «Никакой труд, подъятый ради Бога, не бывает напрасен. Наш Владыка щедр: Он всех любит и всем даёт награду».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Святая гора Духовные утешения в Саду Пречистой «Утешения Твоя, – говорит Давид, великий царь Божий, – возвеселиша душу мою». Никто, призванный работать Богу, не остается неутешенным Духом Святым. Без этих Божественных веяний не продвигается корабль души. По временам приходит это Божественное посещение и дает подвижнику мужество. Преподобный Серафим, тысячу дней и ночей преклоняя колени на камне, так что даже оставил на нем следы от колен, чаял возвращения первой благодати, которую вкусил. Пророк Давид просил Бога остановить волны благодати... Но мы, немощные и недостойные, лишь иногда принимаем брызги от божественных волн, но и это настолько редко, что чувствуем себя совершенно оставленными. Только в болезнях и страданиях ощущаем мы посещение Божие и говорим себе: «Снова посетил нас Бог, хотя и железным посохом, но мы не боимся, что он нас сокрушит, потому что Ему Единому работаем и от Него Единого ожидаем спасения». Это странно для многих, но истинно. Приведем несколько свидетельств в подтверждение сказанного. Благочестивый юноша с духовными запросами обходит Святую Гору в компании братьев по духу. Он чувствует такую любовь к святогорской природе, что обнимает деревья, гладит траву. Каждый монастырь он видит как град наверху горы стоящий. Он не теряет почтения и сердечной теплоты из-за случайных человеческих слабостей. Почитает и любит монахов больше всех Божиих творений. И если кто-то претыкается и смущается несоответствием, он смиренно напоминает рассказ из Патерика: «Семидесятилетний монах искушается так сильно, что оставляет пустыню и направляется в Александрию. Но Бог, жалея его труды, посылает ему ангела, чтобы вернуть его с дороги назад». Святые отцы говорят: «Никакой труд ради Бога не пропадет. Владыка великодушен – всех любит и всем воздает». Перво-наперво юноша решил посетить своих знакомых, чтобы они направили его далее в паломничестве. Седовласый старец, рукоделием которого было шитье, показал им дорогу в Скит. В пути ребята, непривыкшие к лесу, заблудились. Случайно наткнулись на каливу. Здесь двое монахов служили своему старцу, лежащему на одре болезни. На нетерпеливый вопрос, где дорога в скит, те ответили:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

13 августа сего года, прямо под праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Москве в Центральном выставочном зале Манеж открылась выставка , на которой представлены работы художников и скульпторов прошлого века и современных авторов, откровенно кощунственного и богохульного содержания. Господь наш Иисус Христос изображен висящим на кресте без набедренной повязки в глумливом карикатурном виде, несколько работ, аналогичных по форме, изображают снятие Господа с Креста и сам Крест Господень. Целая экспозиция работ представляет изображение честной главы Крестителя Господня Иоанна в откровенно циничном карикатурном виде. Сердце каждого православного христианина отзывается болью и скорбью при одной мысли, что это происходит в самом центре нашей любимой Столицы Святой Руси. Я не оговорился – наша Россия была и всегда будет Свята, несмотря ни на какие попытки богохульников осквернить ее. Эта святость окроплена кровью сотен тысяч мучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы лютых гонений на Церковь в 20-30-х годах прошлого столетия! На их крови и благодаря их мученическому подвигу Россия жива и Православная вера воскресла на просторах Святой Руси. Враг рода человеческого никогда не оставлял и не оставит своих злобных попыток уничтожить Церковь и веру, поэтому вновь ополчился он на Святыни и показал свой мерзкий оскал. Вновь похабными изображениями он хочет осквернить и оплевать наши Святыни! Но не бывать этому на нашей Земле. Наши святые с нами. Те, кто жизнь свою отдал за Русь Святую. Их имена мы помним и чтим! И мы помним, как громил врагов Православия святой благоверный князь Александр, как благословлял на подвиг против Мамая святого Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский, как молился за Россию 3 года на камне дивный Старец Серафим, как призывал к покаянию русский народ святой праведный Иоанн Кронштадский. Все они смотрят на нас сейчас и ждут. Ждут хотя бы слова в защиту Святынь, хотя бы того, чтобы болью вспыхнуло сердце при виде такого кощунственного поругания! Ну неужели мы и вправду так осуетились, так привыкли к спокойствию и комфорту, что не можем даже слова промолвить? Боимся чего то или стали настолько равнодушны? Или стыдимся своей Веры Православной? Вспомним же, что сказал Господь «Кто постыдится Меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами!» (Мк.8:38).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/24/es...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010