Как воды обыкновенно с высоких гор на низкие места стекают, так реки дарований Божиих в долины смиренных сердец ниспускаются. И как сосуд пустой все удобно вмещает, так сердце, от суеты мирской и от гордости освобожденное, удобно к восприятию дарований Божиих. Бог милостиво и че­ловеколюбиво смотрит на смиренное сердце, как Пресвятая Богородица говорит: «Призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк.1:48). Бог, богатый в милости и щедротах, всем хочет подать благодать Свою. Но, поскольку не во всех находит удобное к восприятию сердце, потому не всем подает, а только тем, которые «нищие духом» и признают нищету свою, «алчут и жаждут правды Его» (Мф.5:5-6). Как в начале Бог сотворил небо и землю, такие дивные дела из ничего, так Тот же Бог и ныне все из ничего творит. Кто считает, что он — ничто, из того нечто, как Всемогущий, соделывает. Отсюда бывает, что смиренный невежда и земледелец разумнее и мудрее в звании христианском, нежели гордый мудрец мира сего, хотя красивых речей и письма не знает. Поэтому апостол говорит: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор.3:18). 5) Как на смиренное сердце изливаются дарования Божии, так в смиренном сердце, как в некой сокровищнице, сохраняются. Ибо такое сердце благодать и страх Божий окружает и, как верный страж, хранит его. Не так надменная гордость, но она и то, что и имеет, губит. Так прародитель наш в раю, когда захотел богом быть, потерял и то, что имел, Богом данное; захотел богом быть, но «сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48:21), — этого зла и сыны его причастились, и оплакать довольно не можем. Смирение есть как основание некое, на котором духовную храмину добродетелей должны мы созидать. Смиренный, без сомнения, «уподобляется мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7:24-25). Ибо смирение придерживается верой Того, Который все в руке Своей содержит; и потому это твердое основание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как мало в делах их святого, истинно христианского. Много образов и начертаний Господа нашего Иисуса Христа создала неверующая, или не правоверующая наука! И что же мы видим в этих образах? Мы узнаем в них некоторые знакомые черты – Спасителя нашего; но не видим в них истинного, святого, евангельского образа Богочеловека-Спасителя нашего, не ощущаем в них духа Христова. Тоже или почти тоже самое может быть и с каждым из нас, братия возлюбленная, если мы самонадеянно будем уготовлять души наши в храмы Божии и украшать их делами добрыми, только своими силами, без высшей благодатной помощи. Мы не будем храмами Божиими, благоугодными Богу; потому что в нас не будет духа Христова: а кто духа Христова не имеет, тот не Его ( 1Кор. 2:3 ). Только на краеугольном камне Христе все здание Церкви стройно возрастает в храм, посвященный Господу, на котором и вы должны устрояться в жилище Божие Духом ( Еф. 2:21–22 ). Наши души тогда только соделаются истинными храмами Божиими, когда уготовление их в храмы Божии будет совершаться обоими необходимыми в этом деле деятелями, и нашим духом и Духом Божиим. Будем же и сами трудиться над уготованием себя в храмы Божии и постоянно молить Господа о ниспослании нам благодатной помощи для украшения душ наших делами истинно богоугодными! Преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Котораго получает имя всякое отечество на небесах и на земле, да даст по богатству славы Своей, крепко утвердиться вам Духом Его, во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, дабы, укоренясь и утвердясь в любви, могли вы со всеми святыми постигнуть, что широта и долгота и глубина и высота и уразуметь превышающую разум любовь Христову, чтобы вам исполниться всею полнотою Божиею ( Еф. 3:14–19 ). Уразумение превышающей разум любви Христовой да откроется в вас истинной всеобъемлющей любовью, любовью и к ближним и к дальним, и к своим и к чужим, и к друзьям и врагам. Тогда поистине изобразится в вас Христос; тогда вы будете живыми образами Бога-Любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Может быть, некоторым, хотя и косвенным, и весьма отдаленным по времени, историческим свидетельством о наличии связи между Пергамом и Вавилоном может служить возникшая в первой половине IV века Пергамская школа неоплатонизма, сильно тяготевшая к халдейскому и вообще восточному эзотеризму и широко практиковавшая магию, теургию, астрологию, оракулы, общение с демонами и т. п. Источники, например, сообщают, что, принадлежа к этой школе, римский император Юлиан Отступник был посвящен ее учителями в некие мистерии «по халдейскому обряду».   «верный свидетель Мой Антипа» – согласно церковному преданию, восходящему, по-видимому, к Тертуллиану, Антипа был епископом Пергама в I веке и принял мученическую смерть за Христа – был изжарен внутри медного быка.  Следует также обратить внимание, что Христос называет Антипу тем самым именем, которым Он именует Себя Самого: «свидетелем верным» – Апок. 1, 5; 3, 14. И это, конечно, особая честь от Господа. О слове «свидетель» (греч. μρτυς) см. комм. на 1, 5. 14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. О Валааме и Николаитах см. комм. на 2, 6. 16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. См. комм. на 1, 16.  17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Сокровенная манна означает пищу, подаемую от Бога: Благодать Святого Духа, питаясь которой христиане могут безопасно прейти пустыню мира, подобно как евреи, питаясь манной, перешли пустыню на пути в Землю обетованную.  Причастие Благодати есть единственный для человека способ соединения и общения с Богом. Под манной, кроме того, можно понимать блага Будущего века, которые, впрочем, тоже суть не что иное, как дары Благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Молитва о соблюдении учеников завершилась. Теперь Учитель молится об освящении учеников. Евангельское учение, которое Господь передал Своим ученикам и которое они проповедовали впоследствии, вызвало против них ненависть мира так же, как и против Него Самого. Продолжать дело Христово им предстояло в этом враждебном мире. Поэтому Спаситель не молится о том, чтобы Бог Отец забрал их из озлобленного мира, но о том, чтобы сохранил от того зла, которое может им причинить мир греха во главе с сатаной. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною ( Ин.17:19 ). Ученики приняли и по мере своих сил поняли истину – Евангельское учение, уверовали в Иисуса Христа как Мессию. В этом – суть христианской веры. Освятить истиною – означает выделить из числа остальных людей, призванных на служение Богу. В другом смысле – помочь на пути духовного совершенствования в достижении святости. Принятие в ум и сердце слова Божиего делает человека духовно близким к Всесвятому Богу. Сын Божий исполнил Свое посланничество в мир Богом Отцом – явил истину в словах, делах и всей Своей жизни. Теперь Сын Божий посылает в грешный мир продолжать это посланничество – апостольство – Своих учеников, чтобы являть людям святость Божию и приобщать их к ней. Сами ученики нуждаются в благодатном укреплении, освящении Духом Святым. Такое благодатное освящение они получат в День Пятидесятницы. Послание апостолов на всемирную проповедь и произойдет в этот день рождения Церкви. И за них Я посвящаю Себя ( Ин.17:19 ) – освященный от Отца перед посланием в мир Господь Сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву спасения людей. Это освящение отличается от освящения апостолов. Спаситель есть Сам и Первосвященник, и Жертва, потому Сам освящает Себя. Апостолы получают освящение от Духа Святого, ученики Христовы должны приносить в жертву Богу на служение истине свою любовь, свое усердие, свои силы, свое здоровье, а если потребуется, и свою жизнь. Это есть новая и совершенная жертва любви: Чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:19-21 ). Теперь Господь молится об учениках всех времен, верующих по слову их , то есть апостолов. Таким образом, мы можем говорить, что в Церкви совершается благодатное преемство веры от апостолов через Священное Писание Нового Завета и благодатный опыт понимания и исполнения воли Божией. Нельзя истинную веру придумать самим или взять ее с иной стороны, минуя преемство спасительной веры от апостолов, как живой поток благодатной Евангельской жизни, напояющей человеческий мир во все времена последующей истории.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

На тему происхождения и смыслов сюжетов барельефов и горельефов храма до сих пор нет единого мнения. Одно из них, что изображения эти – воспроизведение видения ветхозаветного пророка Иезекиля ( Иез 41:17-19): «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом» . Очевидно, что современники хорошо понимали смысл изображений, связывающих Библейскую историю с историей Владимиро-Суздальской Руси. Храм являлся порталом от Земли к Небу, где прихожанин участвовал в церковных Таинствах, слушал проповеди священнослужителей и мог самостоятельно «читать» смыслы, воплощенные русскими мастерами в камне собора. БЫЛИНА «СОРОК КАЛИК СО КАЛИКОЮ» (ЭТИКА) Монументальные исторические достижения Руси к XI столетию – огромная территория русской государственности простиралась от Белого до Черного моря и от речных бассейнов Вислы до Камы, с крупными городами, например главный город Русской Державы Киев в Европе уступал по размерам только ромейскому Константинополю и арабской Кордове, высокий уровень международных отношений (династические союзы семьи Ярослава Мудрого с правящими домами Византии, Франции, Германии, Англии, Швеции, Норвегии, Венгрии, Польши), военная мощь русского государства, чрезвычайные культурные достижения в области литературы и архитектуры («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Киево-Печерский патерик», «Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу», соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде), законодательный корпус, состоящий из «Русской правды», устава о церковных судах и др., все это не могло возникнуть за короткий промежуток времени. И слова ближайшего соратника князя Ярослава Мудрого митрополита Илариона, о том, что Русская земля, при предшественниках князя Владимира, уже была «ведома и слышима всеми четырьмя концами земли», необходимо считать не просто красивым речевым оборотом, а констатацией исторической реальности предшествовавших X и IX веков.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

Нищим духом принадлежит Царство Небесное, потому что смиренный человек, сознавая свою греховность и недостоинство, прислушивается к голосу Божию и идет к Нему по Его ласковому зову, нисколько не рассчитывая на свои силы в деле спасения. Благодать Божия уже в земной жизни приобщает последовательного христианина к вкушению радостных плодов Божией любви, а за финишной ленточкой его ждет блаженная жизнь в Царстве Небесном, которая раскроется в небывалой силе и несказанной красоте. Когда человек осознает себя нищим духом, он не может мыслить о себе высоко, понимая свою духовную немощь. Так, больной человек, видя свои болезни, не радуется, а скорбит, и именно эта скорбь побуждает человека лечиться. В этом смысле духовная нищета является первой ступенькой и основанием духовного возрастания христианина. Не забудем, что Иисус Христос говорит: Блаженны нищие духом… Духовная нищета ведет к подлинному смирению. Говоря о смирении, Господь указывает на Себя Самого как на подлинный образец: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Священное Писание открывает духовный закон: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Пет.5:5 ). Подлинное счастье или блаженство – это внутреннее состояние человека, находящегося в мире и общении с любящим Богом. Оно начинается в земной жизни и пышным цветом расцветет в Царстве Славы Божией. 2008 год 47. Пять хлебов Сын Божий принес на землю Евангельскую весть о Боге и о Вечной Жизни. И словами и делами Он возвещал ее людям. На пустынном берегу Галилейского озера тысячи людей со своими семьями слушали проповедь Спасителя. Господь насыщал Своих слушателей словами, несущими Божию Любовь. Приближался вечер. Речи Христовы настолько согревали сердце, что люди забыли даже о пище, да и никто не взял с собой съестных запасов, так как не рассчитывал на столь долгие беседы с галилейским Учителем: Господь сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много ( Мк.6:34 ), и требовавших исцеления исцелял ( Лк.9:11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

О, если бы мне быть чистым золотом! О, если бы мне сердце чистое! Если хочешь быть истинным христианином, нелицемерным, то постись, – без воздержания и поста нельзя не лицемерить: Не можете, сказано, служить Богу и маммоне [ Мф. 6, 24 ]. Их бог – чрево [ Флп. 3, 19 ]. В Тебе, Господи Иисусе, когда Ты верою моею обитаешь в моем сердце, вся моя жизнь, всё мое богатство, все сокровища, всё довольство. О, дай мне благодать быть всегда с Тобою! Дай мне благодать попирать сердцем всё земное как прах, не жалеть ничего земного, говоря: Господь дал, Господь и взял [ Иов. 1, 21 ]. Деньги, хлеб-соль, плоды многоразличные, одежда многообразная, книги, жилище – это всё дары Бога бесконечного, благого, неистощимого. К нелепости нелепость следует ли присоединять, то есть к погрешности ближнего злобу против него за погрешность?.. На бедных, низких по званию и состоянию, на подчиненных, на домашних и родных или родственников, на бессильных и безобразных готов (особенно после привычки к ним или одолжения их с моей стороны) озлобляться на них и презирать их, ни во что ставить, а богатым, ученым, важным, хорошо одетым ласкательствую и потворствую, унижаюсь пред ними, боюсь их, хотя я, может быть, и не завишу от них. Странный я человек! Непостоянный, неровный, лицеприятный человек! Тех, кого бы надо более уважать и любить за их бедствие, за их нищету, простоту, кротость, смирение или крестную жизнь, я презираю, а кого иногда надо презирать, отвращаться, например богатого, блестящего, важного, дерзкого, – того уважаю, того боюсь, пред тем раболепствую и склоняю почтительно свою священную главу. Окаянный, произвольно слепотствующий человек! Как я прилепился к земному! Как внешность прельщает меня! Как мало веры у меня! Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [ Иак. 2, 1 ]. Мы все братья. Враг в нарочитое время сильно влечет мое сердце огненною теснотою к сомнению, унынию, смущению, боязни, злобе, хуле, раздражительности, гордости, презорству, зависти, скупости, чревоугодию, блуду, или болезненно прилепляет мое сердце к нарядной одежде, к деньгам, к красивому жилищу. Что делать? – Иметь Иисуса Христа в сердце и на Него уповать, Его единого любить всем сердцем. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне [ Мф. 7, 25 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Об этом говорит нам апостол Петр. «Вы — царственное священство». И это мы все получили в Таинстве миропомазания. Мы рукоположены в священный сан. А далее идут ступени священства — особые степени служения священства, в котором дары этого рукоположения раскрываются все больше и больше. Эти дары приняты в полноте каждого из нас. Но каждая ступень служения раскрывает эти дары особенным образом. Можно же и так понимать свое место в Церкви и свое призвание. И если это так, то у нас у всех, у священства, которое здесь собралось в большом количестве, не может быть разной практики, разных постов, разных молитв. Мы — священники одной Церкви. Мы все в едином пространстве строения этого духовного дома. Мы все перед Богом одинаковы в этом призвании. Служения у нас разные, а призвание у нас одно. Апостол Павел в Послании к Ефесянам, 4-я глава, стихи с 7 по 12: « Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» . Благодать у нас одна, а дары раскрываются по-разному. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам… Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» Именно это призвание и раскрывает в человеке дары Божии и смысл его служения. В приведенной мною цитате из послания апостола Петра апостол использует довольно странный образ: «живые камни» — очевидный оксюморон. Что может быть мертвее, безжизненнее камня? При этом Петр — тот самый «живой камень», призванный Христом. Его первым Христос назвал камнем. «Ты — Петр, и на сем камне Я созижду Церковь Свою». И вдруг Петр говорит это о каждом из нас. Каждый — Петр вдруг оказывается, каждый — живой камень. То есть первое призвание, обращенное к общине христиан — ожить, стать живым камнем. В молитве анафоры, в одной из древних литургий, после пресуществления Святых Даров, в ходатайственной молитве есть такие слова. Священник молится: «Господи, сделай нас живыми людьми!» Именно евхаристическая жизнь прежде всего и пробуждает призвание в христианине.

http://pravmir.ru/miryane-svjaschenstvo-...

Пасхальное послание Феофила III, Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины 15 2009 р. 15:14 Блаженнейший Феофил III , Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, обратился с традиционным посланием к Церкви в преддверии праздника Пасхи. Божией милостью Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины всей полноте Церкви благодать, и милость, и мир от всесвятого и живоносного Гроба воскресшего Христа. «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16: 6). Жены-мироносицы, весьма рано в первый день недели во дни игемона Понтия Пилата придя на гроб сей, где мы ныне совершаем Пасхальную Божественную литургию, помазать погребенного в нем Иисуса Назарянина, распятого, узрели видение сверхъестественное и услышали странные, но истинные слова. Они увидели, что дверный камень отвален от запечатанного гроба и передвинут, стража поражена слепотой, а ангел в блистающих одеждах, сидящий на камне, говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Μк. 16: 6–7), «скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Μф. 28: 7). И в самом деле, эти жены-мироносицы, которые прежде миро слезами растворяли, услышали благовестие радости и стали, благодаря видению, благовестницами неизреченного таинства любви, человеколюбия и силы Божией, тайны воскресения Его Единородного Сына, плоть от Духа Святаго и Марии Девы восприявшего и во плоти Своей смерть крестную претерпевшего, в новом гробе сем погребенного и из мертвых воскресшего. Сын Божий Единородный через крест сошел в ад и силой Отца Своего и Своей собственной Божественной всекрепкой силой победил смерть, попрал противные силы; истления во гробе не знало Его пречистое тело, но воскрес из мертвых во плоти и всеродного Адама совоскресил с Собой. Нас совоскресил, нас исправил, нас прославил, нас возвысил, нас возвел в древнюю, первосотворенную красоту. Благодаря этой силе, которую привил нашему человеческому естеству вочеловечившийся, и распятый, и воскресший из мертвых Господь наш Иисус Христос, отныне человек становится страшен и диаволу, и смерти. Уже начиная с века сего, человек живет воскресшей жизнью, жизнью восьмого дня, жизнью, в которой попирает змия и скорпионов, выдерживает и ни во что ставит мучительную смерть, сораспинается Распявшемуся ради него и в радости и ликовании всегда терпит, всегда предается на смерть, чтобы приобрести вечную жизнь, чтобы вечно жить вместе с воскресшим Иисусом Христом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209016...

Пасхальное послание Феофила III, Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины 15 апреля 2009 г. 15:14 Блаженнейший Феофил III , Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, обратился с традиционным посланием к Церкви в преддверии праздника Пасхи. Божией милостью Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины всей полноте Церкви благодать, и милость, и мир от всесвятого и живоносного Гроба воскресшего Христа. «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16: 6). Жены-мироносицы, весьма рано в первый день недели во дни игемона Понтия Пилата придя на гроб сей, где мы ныне совершаем Пасхальную Божественную литургию, помазать погребенного в нем Иисуса Назарянина, распятого, узрели видение сверхъестественное и услышали странные, но истинные слова. Они увидели, что дверный камень отвален от запечатанного гроба и передвинут, стража поражена слепотой, а ангел в блистающих одеждах, сидящий на камне, говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Μк. 16: 6–7), «скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Μф. 28: 7). И в самом деле, эти жены-мироносицы, которые прежде миро слезами растворяли, услышали благовестие радости и стали, благодаря видению, благовестницами неизреченного таинства любви, человеколюбия и силы Божией, тайны воскресения Его Единородного Сына, плоть от Духа Святаго и Марии Девы восприявшего и во плоти Своей смерть крестную претерпевшего, в новом гробе сем погребенного и из мертвых воскресшего. Сын Божий Единородный через крест сошел в ад и силой Отца Своего и Своей собственной Божественной всекрепкой силой победил смерть, попрал противные силы; истления во гробе не знало Его пречистое тело, но воскрес из мертвых во плоти и всеродного Адама совоскресил с Собой. Нас совоскресил, нас исправил, нас прославил, нас возвысил, нас возвел в древнюю, первосотворенную красоту. Благодаря этой силе, которую привил нашему человеческому естеству вочеловечившийся, и распятый, и воскресший из мертвых Господь наш Иисус Христос, отныне человек становится страшен и диаволу, и смерти. Уже начиная с века сего, человек живет воскресшей жизнью, жизнью восьмого дня, жизнью, в которой попирает змия и скорпионов, выдерживает и ни во что ставит мучительную смерть, сораспинается Распявшемуся ради него и в радости и ликовании всегда терпит, всегда предается на смерть, чтобы приобрести вечную жизнь, чтобы вечно жить вместе с воскресшим Иисусом Христом.

http://patriarchia.ru/db/text/617428.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010