LXX: И сказал он мне: «Что ты видишь»? И я сказал: «Я видел и вот светильник весь из золота и лампада на верху его и семь светильников на нем, и семь трубочек у светильников, которые были на нем. И вот две маслины на нем: одна с правой стороны лампады, а другая с левой». И спросил я и так, сказал Ангелу, говорившему во мне: «Что это, Господи?» И Ангел, говоривший во мне, сказал мне в ответ: «Разве ты не знаешь, что это?» И сказал я, «нет, Господи». И отвечал он, и сказал мне так: «Это слово Господне к Зоровавелю, говорящее: Не в силе великой и не в крепости, но в Духе Моем, говорит Господь всемогущий. Кто ты, гора великая пред лицем Зоровавеля, чтобы исправлять? И я изведу камень наследия, равенство благодати благодать его». – Ангел, пробудивший Захарию, как человека, который встает от сна, спрашивает, что он видит, с тем, чтобы, – через вопросы [пророка] через незнание его и переспрашивание о предмете видения и через его слова: Что это, господин мой?, – мы узнали от него: Это есть слово Господне к Зоровавелю: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь. Итак, сначала разъясним, обозревая по порядку то, что думают об этом Евреи, от которых мы научились Ветхому Завету; а потом чрез них как бы по степеням вступим на вершину [или: в пределы] Церкви. Под тяжелым золотым подсвечником они разумеют Закон ( νμον); а под лампадой, т. е. пламенем, горящим и светящим на вершине подсвечника, Христа, Который есть Глава Закона и просвещает весь мир. Семь светильников на подсвечнике суть семь даров благодати Святаго Духа, о которых мы выше сказали, что на одном камне семь очей. Ведь никто не сомневается, что Закон написан по внушению Святаго Духа. А семь трубочек, в которых заключается масло, текущее в светильники, находящиеся на подсвечнике, они хотят рассматривать как схождение с неба к людям этих даров благодати. А две маслины на подсвечнике с правой и левой стороны, между которыми сияет лампада, это – Закон и Пророки. Итак как пророк рассказал видение свое, не зная смысла видения, то и спросил говорящего в нем ангела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Избрание и предуготовление Апостолов на служение Церкви Христовой имеет свою историю. Оно началось при самом начале общественного служения Спасителя. Апостолы были не просто выделены из среды верующих, а избраны ( Мф. 3,13–14 ; Лк. 6,18 ; Ин. 15,16 ). Отдельно и особо Христос научил Апостолов, изъясняя им подробно то, что прикровенно говорил народу ( Мф. 13,36–37; 15,15 ), открывая им недоступное другим ( Мф. 16,20 ; Мк. 14,17 ), наедине раскрывал им многое о Царствии Божием ( Деян. 1,3 ). Только они, в силу особой близости ко Христу, были свидетелями установления Таинства Евхаристии и участниками его ( Мф. 16,20 ; Лк. 22,14 ). По воскресении Своем Христос, по свидетельству Апостола Петра, является «не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога нам… И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10,41–42 ). Явно выделяя Апостолов на общественное служение Церкви Христовой ( Ин. 20,21–23 ), Спаситель сообщил им благодатные и особые полномочия и обязанности: священнодействовать ( Мф. 28,19 ), учить ( Мф. 28,20 ), вязать и решить (18 ст.) и сверх этого послал им Утешителя и даровал благодатные силы и особые дарования ( Деян. 2,2–4 ). С этого момента и начинается служение Апостолов в Церкви Христовой, созидаемой «на основании Апостолов и пророков и на краеугольном Камне» – Иисусе Христе ( Еф. 2,20 ). Получив благодатные силы в день Пятидесятницы к совершению своего служения, Апостолы стали проповедовать и созидать «Тело Христово», то есть, Церковь Божию. Так, Апостол Петр в день святой Пятидесятницы обратился к собравшимся в Иерусалиме с проповедью о Господе Иисусе Христе. И когда «умилившиеся сердцем» спрашивали, что им делать, то Апостол ответил: «Покайтесь… креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2,38 ). Крестившихся и присоединившихся в тот день оказалось «около трех тысяч». Они пребывали «в учении Апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитве» ( Деян. 2,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Христос сказал женщине-самарянке: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин 4, 13-14 ). Образ текущего ручейка, используемый Иисусом, очень содержателен. Маленький ручеек превращается в ручей, потом – в малую речку, потом – в реку полноводную, затем впадает в море и становится частью океана. Начинаясь с немногого, он входит в жизнь, не ограниченную берегами. С помощью этого образа Христос открывает самарянке (и нам) тайну благодатной жизни. Все начинается с малого. Если человек по-настоящему принял Христа, то полученная им благодать ведет его по жизни, он получает подкрепление на пути от этого маленького источника в безбрежный океан благодатной жизни. Происходит духовное возрастание человека, все большее его сближение с Богом. И когда-то человек сам становится этим источником, текущим в жизнь вечную . Он уже способен нести другим учение Христово и приобщать их к благодатной жизни. Я хочу еще раз обратить внимание на слова Христа: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять . Речь идет о человеческой жажде духовного, вечного, жажде, которая ничем земным не может быть полностью утолена. Из нашего же опыта мы знаем, что если нет веры в Бога, тут же возникают другие пути решения проблемы человеческого бессмертия. Женщина-самарянка еще не поняла, о чем говорит Христос. Она думала, что Он имел в виду какую-то неизвестную ей чудесную воду. Тогда Христос сказал ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк ( Ин.4:16-19 ). Из этого видно, что Христос знал о ней все, Он видел всю ее душу. Но при этом, заметьте, Он не говорит с ней презрительно и пренебрежительно, Он не отвернулся от нее, зная о ее нечистоплотной жизни и невысокой морали. Именно этим Господь разбудил в ее душе самое лучшее, что в ней было. Теперь женщина уже и не думала о том, как бы ей достать воды. Когда она увидела, что перед ней человек от Бога, то начала говорить о Боге, о том, что стоит гораздо выше обыденного и бытового. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме ( Ин.4:20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

22 ст. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Т. е. опять на том же краеугольном камне Христе и вы, т. е. ваша Эфесская церковь , также созидается в жилище Божие тем же Духом; но выражение вы можно понимать несколько иначе – вы, т. е. каждый верующий созидается в храм Божий, жилище Божие. Таким образом, апостол говорит, что как Церковь вселенская созидается чрез веру в Господа Иисуса Христа в святой храм Богу, так и всякая частная церковь , – как часть вселенской, чрез ту же веру в Господа созидается в жилище – храм Богу, так и каждый верующий чрез ту же веру, как член истинной церкви, и чрез таинства церкви, становится жилищем, храмом Божиим. Это созидание в жилище Божие как Церкви вселенской, так церквей поместных, так и всякого верующего совершается Духом Святым. Глава 3-я Во 2-й главе ап. изобразил, чем были Эфесяне до обращения к вере во Христа и как они были далеки от Бога и чем они стали, уверовав во Христа, т. е. как они теперь стали близки к Господу и как каждый из них Духом Божиим устрояется в жилище Божие. В 3-й же главе раскрывает пред Эфесянами чем он, апостол Павел, был по отношению к ним, в деле созидания их спасения и устроения из них жилища Божия Духом и объединения их язычников с иудеями чрез веру во Христа Иисуса. 1 ст. Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Т. е. для того, чтобы вы, язычники, стали близки Господу, я Павел, сделался узником Иисуса Христа, т. е. за веру в Него, за проповедь Его учения, и терплю узы за призыв вас язычников ко спасению. 2 ст. Дак вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Вы уже знаете о домостроительстве благодати Божией, т. е. что мне соответственно божественным планам по особому откровению (смотрению), поручена проповедь среди язычников, а потому и среди вас. Посему вам должно быть понятно, почему я именно за вас язычников в узах. 3 ст. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко. Вы слышали, что мне чрез откровение возвещена тайна. Какая? Чтобы и язычникам быть сонаследниками, и сопричастниками обетования во Христе Иисусе (ст. 6), о чем я кратко писал пред сим, впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

….. P.S. ….. Даже спасательным кругом, брошенным неумелой рукой, можно убить, вместо того, чтобы спасти, что говорить – о брошенном камне. Мирянин. 02-04-18г. Алэксандрос 03 апреля 2018г. 15:00 Благословенный, я просто не видел ваш комментарий. Там нет ни слова от меня, а просто цитируется достопочтенный иерарх Кипрской Православной Церкви, который в свою очередь цитирует приснопамятного протопресвитера Иоанна Романидиса. Так что ваши упреки в неумении четко и аргументированно выражать свои мысли, обращенны не мне, а этим выдающимся людям. Может вам лучше к себе присмотрется? Может у вас недостаточно способности понимать? иеромонах Авель 02 апреля 2018г. 22:22 Может лучше Акафист Страстям Христовым оставить на келейное употребление?.. Пассия (как автор и сам заметил) не отвечает характеру Великопостных служб. Встечающие же ся упоминания о страстях идут в покаянном контексте, но никак не заостряют (не акцентируют) внимание на самих страстях, не делают именно их предметом созерцания, как в Великий Пяток. Мирянин 03 апреля 2018г. 21:20 …………….. Ассоциативный комментарий словами Апостола Павла ….. «Кто ест (служит пассии и/или присутствует на них), не уничижай того, кто не ест (не служит пассии и/или не присутствует на них); и кто не ест, не осуждай того (и не запрещай ему), кто ест, потому что Бог принял его. … Кто различает дни (понимает «православное богослужебное совершенство» - исполнение Закона (необходимой последовательности церковных песнопений), например, как законник-фарисей), для Господа различает; и кто не различает дней (не понимает сего и не ищет этого совершенства, а ищет неформального, своего личностного общения с Богом в молитве для исповедания Ему своей духовной нищеты и отступлений от исполнения Заповедей Христа, как мытарь), для Господа не различает. … Кто ест (читает Евангелие во время пассии), для Господа ест (Его читает), ибо благодарит (этим своим духовным утруждением) Бога; и кто не ест (не читает, не участвует в пассии), для Господа не ест, и благодарит Бога» (другими своими духовными делами и словами -

http://bogoslov.ru/article/5771426

Да, величие Бога для нас недосягаемо, но мы можем и должны стремиться к достижению тех совершенств, которые, по Божией милости, нам Господом открыты. И самый короткий и верный путь к этой благословенной цели — исполнение заповедей Христовых, потому что Спаситель, явившись в мир Богом и Человеком, на примере Своей земной жизни показал всем нам, как нужно эти заповеди исполнять. Господь Сам на деле указал ученикам и всем последователям возможность осуществления того, что Он заповедал. «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа — есть правило благочестия и добродетели», — говорит святитель Василий Великий. Будем же любить Господа всем сердцем и всей душой, и держать во всеоружии духовном святые Евангельские заповеди. Недаром апостол Иоанн, которого называют «апостолом любви», самый любимый и самый любящий Господа ученик пишет: Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его ( 2 Ин.1:6 ). А святитель Иоанн Златоуст дополняет: «Душа праведного, говорит Спаситель, ничем не побеждается потому, что она основана на камне. Камнем же Он называет твердость Своего учения. Ибо поистине, заповеди Его гораздо тверже камня. С их помощью человек становится выше всех волн человеческих. Ибо кто тщательно соблюдает их, тот побеждает не только гонения людей, но и козни диавольские». Аминь. Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. ( Рим.1:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Рим.1:7-12 ) вновь говорится о Божественной любви и о призвании истинных последователей христианской веры. Обращаясь к христианам Рима, апостол Павел пишет: …всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. Как известно, Отец Небесный любит всех людей, праведных и грешных, верующих и неверующих. Однако, по отношению к тем, кто не признает Бога, Божественная любовь основывается на жалости, Господь сожалеет об их оторванности от Богообщения. Последователей же Своих, верующих христиан, Бог возлюбил неизреченной любовью и пребывает в тесном, непосредственном общении с ними. Именно к такой категории людей обращается в своем послании апостол Павел. Он выражает радость и удовлетворение тем, что вера христианская находит все больше сподвижников и исповедников во всем мире: Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Евр. 11:39 . И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 . потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Примеч . «Св. Злат. беседы на Мф. 5 ». Какая тому причина, –спрашивает св. Златоуст, – что Моисею, после бесчисленных трудов и бедствий, после сорокалетних попечении о народе, возбранен вход в ту землю, о которой было столько предсказаний и обетовании? Та, отвечает он, что допущение Моисея в обетованную землю не только не принесло бы пользы, но произвело бы большой вред, и для многих Иудеев послужило бы соблазном. Если они за одно избавление из Египта, оставивши Бога, стали искать всего в Моисее и ему все приписывать, то до какого бы дошли нечестия, когда бы увидели, что он ввел их в землю обетованную? Посему-то и место погребения его осталось неизвестным. Кор. 2:9 . Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Мф. 16:18 . И Я говорю тебе: ты Петр 9 , и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Ин. 4:23 . Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Пс. 87:11 . Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Примеч . Вопреки очевидным и бесчисленным чудесам, исходящим от мощей св. угодников Божиих, сектанты приведенным текстом силится отвергать эти чудеса, не различая тел грешников, от тел новозаветных св.угодн. Божиих. По учению православной Церкви не мертвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках угодников Божиих. Св. угодники Божии своими не престанными подвигами, пребыванием в посте и молитве настолько приблизились ко Христу, что благодать Христова всецело проникла их не только духовную, по и телесную природу. Св. ап. Павел говорил о себе: уже не я живу, но живет во мне Христос: Гал. 2:20 . Действительно, благодать Христова, озарявшая св. апостола, сделала и тело его чудотворным. Св. дееписатель повествует: Деян. 19:11–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

" Еще один родник веры " августа 2018 Митрополит Варсонофий освятил храм святого Пантелеимона в Полюстрове " Господь, когда жил в Назарете, каждый год ходил в Иерусалим, в храм Соломона, - сказал владыка. - В Евангелии мы читаем, что один из учеников сказал Христу, показывая на этот храм: " Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! " А Он прозорливо ответил: " Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне " (Мк. 13:1-2). И действительно, храм в Иерусалиме через какое-то время разрушили язычники. Нечто подобное пережили и мы: в безбожные времена наши храмы были закрыты, разрушены, уничтожены, превращены в склады и другие хозяйственные помещения. Но времена безбожия закончились, и уже тридцать лет мы восстанавливаем наши святыни. Сегодня у нас и у благотворителей, восстановивших этот храм, большая радость, потому что отдавать - всегда радость, потому что мы получаем храм Божий, и в нем будет совершаться молитва. Храм строится исключительно для молитвы - об этом Сам Господь сказал во время посещения Иерусалимского храма. Когда Он увидел в храме торговцев голубями и менял, выгнал их и произнес: " Дом Мой домом молитвы наречется " (Мк. 11:17) " . " После восстановления храма мы должны подумать о восстановлении своих душ, - продолжил архипастырь. - Наша душа - это тоже храм Божий. Страсти живут в доме нашей души, как разбойники, а чтобы этого не было, в нем постоянно должна звучать молитва, самая простая: " Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! " Такая молитва должна теплиться в каждой душе. О том, что творится в нашем внутреннем храме, можно судить по тому, как мы ведем себя в храме Божием. Мы приходим, прикладываемся к иконам. Хотим, чтобы Спаситель, Божия Матерь, святые отпечатались в нашей душе, чтобы там тоже был иконостас. Если с благоговением стоим, внимательно слушаем, не обсуждаем свои земные дела, то получаем благодать. А если пришли в храм и разговариваем во время службы, то ничего не получаем, уходим с тем, с чем пришли. Мы были невнимательны, и в нас не отпечатался образ Божий. Поэтому надо в храм входить с благоговением и страхом Божиим, понимать, что мы стоим перед Богом. Он послал нам благодать, а она обновила этот храм, освятила его, чтобы мы могли здесь возрождаться для жизни вечной " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Здесь «Господи» адресовано Отцу, «Владыко» – Сыну, Святый» – Святому Духу. Апостол Петр. Энкаустическая икона. Египет. 6 век Создание Церкви В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как однажды Иисус спросил Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:13–18 ). Этот рассказ получил различное толкование в христианских Церквах Востока и Запада. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, как наместника Христа на земле, передавшего свое первенство епископам Рима. На Востоке получило распространение иное толкование: Церковь основана на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр в своем послании настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос ( 1Пет.2:4 ). Для чего нужна Церковь ? Церковь нужна прежде всего для того, чтобы вести людей к Богу, открывая им Небесного Отца, соединяя их со Христом, питая их благодатью Святого Духа. Церковь раскрывает перед нами глубину и красоту Евангелия, помогает нам воплощать в жизнь заповеди Спасителя. Через Крещение, Евхаристию и другие Таинства Церковь приобщает нас к Царствию Небесному, делая его реальностью нашей жизни. Благодаря Церкви это Царствие, подобно зерну горчичному, прорастает в нас, превращаясь в могучее дерево ( Мф.13:31–32 ); подобно закваске в тесте ( Мф.13:33 ), оно наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом. Не случайно Церковь называют «небом на земле». Церковь нужна, чтобы благодатью и силой Божией изменять людей к лучшему. Многие приходят в Церковь духовно опустошенными, отчаявшимися, не способными к полноценной человеческой жизни. Постепенно благодаря участию в богослужении, молитве, Причащению и другим Таинствам они меняются. Церковь помогает людям приобщаться к живому Богу, преодолевать пропасть, отделяющую их от Него. Церковь зажигает сердца людей тем огнем, который способен вдохновить их на добрые дела и творческие свершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иными словами, христианское понимание покаяния сугубо христоцентрично. В свете события Боговоплощения и его плодов всякий нравственный закон может быть только начальным основанием для принятия призыва «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» ( Мф.3:2; 4:17 ). Кроме того, христианское понимание покаяния основано на непосредственном установлении этого Таинства Господом Иисусом Христом. Конечно, милость Божия велика и Он может простить грешника на всяком месте, видя его искреннее покаяние, молитву, исправление и добрые дела. Но если крещеный человек по каким-то причинам начинает игнорировать церковные Таинства, то он, как бы испытывая милосердие Божие, рискует незаметно «расцерковиться» и утратить то, что получил по милости Божией. Поэтому никакое домашнее покаяние «в душе» не может быть самодостаточным действием для спасения человека, а является одним из событий его духовной жизни, ведущим его к церковному Таинству, ибо в Церкви действует Сам Господь Иисус Христос: «…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18-19 ). Иными словами, по своему началу покаяние, как и другие Таинства Православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была сперва обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни («Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 )), а затем была преподана апостолам и их преемникам по воскресении Христовом: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21-23 ). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или удержание их представляется делом Божиим. Поэтому покаяние и именуется Таинством Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010