Скачать epub pdf ВВЕДЕНИЕ Евангелие Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас через свв. Апостолов, распространявших глаголы вечной жизни по всему миру. При этом бесспорно, что на поприще проповеди Евангелия Христова более других потрудился св. ап. Павел ( 1Кор.15:10 ), покоривший кресту Христову многие народы языческого мира. За это он навечно вошел в историю христианства как «апостол народов», так же как ап. Иоанн вошел с именем «апостол любви», а ап. Петр – «апостол исповедания – камень веры». И действительно, нужен был «избранный сосуд» Божией благодати, чтобы истину о Христе донести в отдаленнейшие уголки тогдашней Римский империи. Ап. Павел ревностно выступил на защиту Церкви от порабощения ее иудейской законности, против превращения ее в секту иудейской религии или реформированную синагогу. Он провозгласил победу веры и благодати над законом и фарисейством, а христианство – религией свободы, религией обновления. Так же и для понимания дела Христова искупления совершенно необходимо глубокие познание благочестия св. ап. Павла. «Мир не увидит другого Павла»,– сказал о нем св. Иоанн Златоуст , подчеркнув этими словами гениальность этой личности. Апостольское служение св. Павла было воистину жертвой живой, святой, благоугодной Богу ( Рим.12:1 ), безраздельным служением Ему. Четырнадцать посланий св. ап. Павла занимают в новозаветной письменности почетнейшее место, ибо в них со всей глубиной изложены важнейшие истины христианства: о личности Иисуса Христа и Его миссии, о законе и благодати, о Церкви, вопросы эсхатологии и др. Притом, ап. Павел со всей ясностью подчеркивает, что его благовестие есть именно Христово откровение, а не его, Павлово ( Гал.1:11–12 ); оно есть истинное слово Божие ( 1Сол.2:13, 4:15 ), поэтому по праву именует его Церковь «вторым Евангелием» («Среди писаний Павла, нет ни одного, которое обычно называлось бы Евангелием, но то, что он проповедовал и говорил – это есть Евангелие, то есть он писал то же Евангелие... Все, что утверждает пришествие Христа, указывает второе Его явление и побуждает души принять слово Божие, стоящее при вратах, толкающее и побуждающее войти – все это Евангелие» ( Ориген ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Слово митрополита Варсонофия на акте в честь 1030-летия Крещения Руси июля 2018 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на торжественном акте, посвященном 1030-летию Крещения Руси (Синий зал Санкт-Петербургского епархиального управления, 27 июля 2018 г., 11:00) _________________________________ Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной особому событию в жизни нашего Отечества - 1030-летию Крещения Руси! В эти дни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях - городах и весях - проходят праздничные богослужения, выставки, акции, конференции, призванные актуализировать значение этого события как определившего исторический путь восточнославянской цивилизации. Вспоминая эту дату, мы обращаемся к событию хронологически от нас далекому, но духовно близкому для русского человека, осознающего себя в единстве с историей своей Родины. Именно с Крещения началась наша духовная история, история спасения в Господе нашем Иисусе Христе. С днепровской купели мы говорим о Руси не просто как географическом или политическом образовании, но и как о Руси Святой, явившей яркие и по-своему уникальные примеры высоты человеческого духа, всепрощающей любви и глубокой веры, которые вдохновляют нас сегодня. Отрадно, что день 28 июля является в нашей стране государственной памятной датой, что помогает обществу обращать внимание на краеугольный камень, лежащий в основе тысячелетнего бытия России. Много написано книг и статей о причинах, побудивших князя принять православие. Светские авторы, рассматривая это событие в секулярном ключе, высказывают мнение, что его выбор имел лишь политическое, культурное или цивилизационное значение. Что к этому выбору равноапостольного Владимира подвигли внешние обстоятельства, желание войти в " семью европейских народов " , но не искания истины его жаждущей души. Не отвергая эти, по-своему важные вещи, скажем, что они имели место, но лишь как следствие, а не причина, добавив, что если это желание было продиктовано расчетом, никто бы не увидел реальных изменений в самом крестителе Руси. Принятие христианства изменило его до неузнаваемости, став доказательством животворящей силы евангельской веры. Из жестокого язычника, добивавшегося своего огнем и мечом, он стал добродетельным христианином, известным своими миролюбием и смирением, за что именовался в народе " Владимир Красное Солнышко " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/clovo-mitr...

Шестой день. Поучение 2-е. Св. Мефодий, просветитель славян. (Заслуги славянских первоучителей для Церкви и общества). I. Св. Мефодий, первый архиепископ панноно-моравский, просветитель славянских племен, память коего совершается ныне, был старший брат св. Кирилла. При воспоминании имени каждого из них в отдельности как бы невольно воспоминаются они оба вместе; жизнь и подвиги одного из них, естественно, вызывают у нас глубоко-благодарные мысли и чувства о совокупной их деятельности для духовного просвещения славян. «Се, брате, супруга бяхове, едину бразду тяжаща» (трудились мы с тобою как пара волов под ярмом, возделывая одно поле), говорит уже на смертном одре Кирилл, обращаясь к брату своему Мефодию. Так, поистине, жизнь и деятельность свв. апостолов и просветителей славян были единодушно общи и нераздедьны. Посему-то православная восточная церковь , прославляя каждого из них в отдельности (14 Февр. и 6 апр.), прославляет при этом обоих вместе, и установила даже нарочитый день (11 мая), в который творит их общую память. II. Святые первоучители славян, «глаголавшие» им «слово Божие» ( Евр. 13, 7 ) на родном, живом и общедоступном языке, послужили тем и делу собственно церкви, и делу славянского просвещения, а чрез то самого гражданско-общественного благоустройства. И мы – русские – имеем счастие принадлежать к великой семье славянских народов, и – посредственно наследовали во всей полноте драгоценные труды равноапостольных наставников Кирилла и Мефодия. Остановимся же несколько минут на помянутых незабвенных, бессмертных заслугах святых братьев солунских для церкви и общества нашего. а) От свв. Кирилла и Мефодия мы приняли в переводе с греческого на славянский язык не только книги священного писания, но и все важнейшие из богослужебных книг. Таким образом, тотчас же по озарении русской земли светом христианской веры, как и до сих пор, весь чин православного восточного богослужения начал совершаться у нас на родном, общепонятном, особенно для наших предков, славянском языке, – чем был положен первый, так сказать, камень самостоятельной церкви славянской, с ее соборным началом управления. Больше этого благодеяния нам никто не мог оказать, потому что выше сокровища православной веры на земле для нас нет и быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Анализ 8-й главы евангелиста Иоанна. Прощение падшей женщины и речь после сего (ст. 1–59) Горский. «Евангельская история» Для постепенного подготовления Своих слушателей Спаситель раскрывает перед ними то одну, то другую сторону Божественной тайны. Указав в шестой главе на значение веры как органа восприятия Бога, Он затем переходит к раскрытию Своего Божественного естества, Своего Мессианского достоинства, спасительного значения Своих страданий и смерти для верующих и, наконец, ясно указывает на Свое предвечное существование словами прежде нежели был Авраам, Я есмь. В начале восьмой главы (ст. 1–11) помещен отдельный рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии. Подобно тому, как и впоследствии иудеи искушали Иисуса вопросом, следует ли платить дань кесарю, и в настоящем случае они намеревались поставить Его в безвыходное положение, чтобы тем погубить Его в глазах народа. Действительно, если бы Он решил, что следует помиловать женщину, то Он нарушил бы прямое постановление закона ( Лев. 20:10 ), а если бы Он решил по закону, то Ему пришлось бы нарушить ту основную черту, которая до сих пор проникала все Его действия – милость и сострадание к грешникам. Враги Его были уверены в Его гибели, потому что положение Его казалось безвыходным, и уже торжествовали внутренне победу. Между тем случилось самое для них неожиданное; не нарушив закона и не изменив Своему обычному милосердию, Иисус их же самих принудил, так сказать, осудить самих себя. Евангелист описывает, как Иисус, склонившись, писал перстом на земле. Спаситель был, очевидно, до того глубоко возмущен в душе столь внезапно поставленным перед Ним грехом, что Ему было даже неприятно смотреть в лицо вошедшим. Как Сердцеведец, Он вместе с тем хорошо понимал, что обвинителями руководило совсем не чувство отвращения к грешному действию обвиняемой, а собственно греховное желание воспользоваться настоящим случаем, чтобы погубить Его. Их внутреннее сердечное греховное настроение было гораздо хуже того явного греха, в котором они пришли обвинять женщину. Вот почему Христос ограничился словами: «Кто из вас без греха, тот первый брось на нее камень», – и эти слова поразили их совесть таким тяжелым ударом, что они пришли в совершенное смущение и, ничего не отвечая, один за другим стали уходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

IV. Уменьшение православной паствы от раскола стригольников К оглавлению Под 1376 г. читаем в летописях: «Того же лета побиша в Новегороде стригольников еретиков, диакона Никиту, и Карпа простца, и третиего человека с ними, свергоша их с мосту, развратников святыя веры Христовы». Это самое первое известие о стригольниках. В некоторых летописях не только Никита, но и Карп назван диаконом, а в одной замечено, что новгородцы, свергая их в Волхов, говорили: «Написано в Евангелии: если кто соблазнит единаго из верующих, то лучше ему, да обвесится на выи его камень жерновный и ввержен будет в море (Мк. 9. 42) ». Но что это были за еретики, с какого времени они начали действовать, много ли имели последователей — не видно ничего. С кончиною, однако ж, первых лжеучителей основанная ими секта отнюдь не кончилась. Чрез шесть лет встречаем в летописях новое известие, что Цареградский патриарх Нил прислал в Новгород и Псков Суздальского архиепископа Дионисия с своими грамотами «о проторех, иже на поставлениях», и поручил ему убедить стригольников воссоединиться с православною Церковию и оградить самих православных от их ереси . В грамотах своих, которые обе сохранились, одна в подлиннике, а другая в переводе и совершенно сходны между собою, патриарх прежде всего знакомит нас с самою сущностию лжеучения стригольников. Обращаясь к новгородцам и псковичам как возлюбленным чадам своим о Господе, патриарх замечает: «Называю еще всех вас чадами и сынами, хотя некоторые из вас и отделились от соборной Церкви верующих и при содействии злого демона отстали от общества христианского. Мерность наша и при ней священный, великий, Божественный Собор архиереев узнали, что некоторые из вас под предлогом большего благоговения и думая сохранить Божественное Писание и точность священных канонов, отлучились от вселенской и апостольской Церкви Христовой, называют еретиками всех — и архиереев, и иереев, и клириков, и народ — как рукополагающих и рукополагаемых за деньги, а прочих — как сообщающихся с ними; себя же одних почитают православными».

http://sedmitza.ru/lib/text/435885/

I «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» 1Кор. 3:18 Мы живем в замечательное время. Бог сделал нас свидетелями и участниками событий, определяющих, возможно, окончательную судьбу мира. Времена тяжкие – последние времена. Тяжесть их в предсказанном самим Господом «оскудении любви». Мы это уже чувствуем и дай нам Господь не дожить до самых последних времен, когда «многие, даже избранные, соблазнятся». Но именно сегодня происходит еще одно великое разделение мира – кто за Господа и кто против Него. Мощный призыв Небес услышан: открываются массово храмы, монастыри, тысячи людей идут, едут, чтобы прильнуть к святыням, услышать глаголы Божии, получить наставление от Старцев… Настали времена, предсказанные мудрым Экклесиастом: «...время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и собирать камни». Да, сейчас время собирать камни и строить. А если вспомним, что камень – это вера (Христос называл камнем ап. Петра, называл Себя камнем, «положенным во главу угла»), то понятно, что настало время верить и осуществлять веру всей своей жизнью. Сколько сегодня туляков ездит по всей стране за верой, за святыней! Покупаем книжки, ездим к мощам, могилкам. Но мы именно такой народ, такие люди – готовы идти хоть на край света, а сокровищ у себя под носом не видим. Но надо знать, что Тульская земля особая, отмеченная обильной Благодатию Божией. Сколько старцев, стариц, блаженных, юродивых родилось или ходило по этому земле! Последний старец Оптинский, Настоятель Оптиной священномученник Исаакий, архимандрит, расстрелян в Тисницких лагерях. Его кровь освятила нашу землю, его мощи покоятся в братской могиле и он, по установлениям и уверениям святых Отцов, является нашим небесным покровителем. Знаем ли мы о нём? Любимая всем народом старица Матрона – она наша, кимовская, себенская. А Евдокия, Дуняша? А монах Алексей? А незабвенный наш молитвенник и авва о. Христофор? А еще множество и множество, о которых помнят, рассказывают? Так давайте же «собирать камни» веры и знания, давайте отдадим долги благодарности, вызовем из вечности имена наших молитвенников и изымем светильники из-под спуда. Все, кто что-нибудь знает о старцах, старицах, блаженных Тульского края, сообщайте ваши сведения или адреса и телефоны, чтобы к вам могли прийти и записать – в адрес нашего журнала для Марины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I. ПОСВЯЩЕНИЕ СЕБЯ БОГУ Графиня Анна Алексеевна Орлова была единственной дочерью знаменитого героя Чесменского сражения в Русско-Турецкой войне в 1770 году, графа Алексея Григорьевича Орлова, к фамилии которого Императрица Екатерина II добавила почетное прибавление «Чесменский». Она родилась 2 Мая 1784 года и на первом году жизни лишилась матери: графиня Авдотья Николаевна умерла в Москве, в возрасте двадцати пяти лет во время родов; ее новорожденный сын отошел ко Господу, не прожив и года. По смерти супруги граф Алексей Григорьевич сосредоточил все внимание на воспитании дочери. В наставники к дочери он пригласил людей образованных, соединявших с просвещенным умом неиспорченность нравов и религиозность – этот краеугольный камень образования. За участие в войне с Наполеоном в 1806 году ему был пожалован орден Святого Владимира. Впоследствии оканчивая свои дни подле дочери в Москве, в безмятежном покое, граф Алексей Григорьевич отошел ко Господу 24 Декабря 1808 года после короткой болезни на 72-ом году жизни. Графиня Анна Алексеевна, не знавшая дотоле печали и горя, пораженная смертию родителя, лишилась чувств и оставалась четырнадцать часов без признаков жизни. Лишь только она надела черное платье, как в присутствии окружавших подошла к иконам и, пав на колени, рыдая, произнесла: «Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца и руководствуй всеми поступками моей жизни». Молитва , вознесенная из глубины чистого сердца, с полною верою и надеждою на Бога, восприяла благословение Божие на всю последующую жизнь графини. Молодая Графиня нашла утешение в молитве и отправилась поклониться преподобным в Киево-Печерскую Лавру и в Ростов. У могилы святителя Димитрия в Ростовском монастыре она повстречала Старца, иеромонаха Амфилолохия известного своей благочестивой и подвижнической жизнью. Сей добродетельный Старец своими мудрыми советами и наставлениями, несомненно, повлиял на Графиню. Он беседовал с ней о смирении, милосердии, о суетности благ мира сего, молитве, о терпении, и силе веры. Он говорил, а в глазах его обыкновенно стояли неподдельные слезы. Общаясь с ним, Графиня все сильнее чувствовала охлаждение к мирскому пониманию счастья, суетность мирских развлечений и непрочность всего, что человек создает для себя в земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/t...

XV. Наставления игумена Вонифатия из Феофании 12 1. О Боге. Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению. Если ты не знаешь Бога, то не возможно, чтобы явилась в тебе любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание не предшествует богопознанию. О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть видение тайн Божиих? Бог есть существо неповинное и вина всех вещей. Бог есть едино существо и едино естество, а три Лица: Отец, Сын и Святой Дух; но сии три едино суть. И в сей святой Тройце первого или последнего нет, большего или меньшего; но целы три лица соприсносущны себе суть и равны. Чего ради веровать должно, что есть Тройца в единстве и единство в Тройце. 2. О вере. Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом. Истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа; т. е. крестом, помощью вервия, т. е. благодати Духа Святого. Вера без дел мертва есть ( Иак. 2:26 ), а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела. Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых, говорит апостол Павел. Или: вера есть не что иное, разве токмо веровать, чего не видим. 3. О надежде. Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою тогда лишь, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, – то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

     Тот, про кого современники говорили, что он был «мал и ничтожен с виду», ходил в заплатанной рясе, сшитой его же собственными руками из пренебреженного всеми куска старого сукна, стал Игуменом земли Русской, «настоятелем и учителем всех монастырей иже на Руси». Чему современное монашество учится у Преподобного Сергия Радонежского? Отшельник Пустынь – место уединенное, далекое от людских глаз. Здесь в суровом подвиге мироотреченного жития отшельник преодолевает тяготение земли, истощает потребности плоти и подчиняет ее духу, укрощает и очищает Словом Божиим (см.: Ин. 15:3) душу. А Господь тогда уже Благодатью Духа Святаго освящает ее. Собирает в единое целое дух, душу и тело – этот разбитый в человеке грехопадением образ Божий. Сотворяет из него Свое подобие. Об уподоблении человека Богу рассуждает архимандрит Илия: «Часто приводят слова апостола Павла о том, что христианская жизнь есть подражание жизни Христа. В Послании к филиппийцам апостол даже уточняет, в чем и как можно подражать Спасителю. Конечно, не повторяя Его внешний образ действий, что было бы чистым формализмом, но воспроизводя Его кеносис, который заключается в том, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба [то есть явив послушание], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным [Отцу Своему, но также и людям] даже до смерти, и смерти крестной» (см.: Фил. 2:2). Поэтому Слава Христова – в послушании Отцу Своему и в послушании людям, которое Он принял, отказавшись от явления Своей Божественной Славы, присущей Ему по естеству, чтобы воспринять иную природу – природу человеческую, природу падшего человека, из любви к нам. Следовательно, для нас «подражать» – значит отказаться от «ложного величия», то есть, в самом общем плане, от нашей собственной воли, чтобы приобрести во Христе природу, которая не является присущей нам, – Божественную природу, дарованную нам Благодатью Божией». И тогда уже ни бесы не могут одолеть этот камень веры (их полчища нагрянули на совсем еще юного инока Сергия, когда, не выдержав тягот пустынного жительства, старший брат Стефан удалился и оставил Преподобного Сергия в маковецких лесах в одиночестве), ни хищные звери не проявляют к нему усвоенной ими после грехопадения человека по отношению к падшему «венцу творения» агрессии. Напротив, сам царь русского леса медведь стал для аввы Сергия ручным, точно «исповедуя» возвращение Преподобному изначально от создания мира вверенного человеку Владычества. И при этом про Преподобного Сергия принято говорить «само смирение». Как совмещается одно с другим?

http://pravoslavie.ru/104039.html

  БОГОСЛОВИЕ Протоиерей Александр Шаргунов Ответы на вопросы читателей журнала " Русский Дом "   - На Архиерейском Соборе 2000 года, где были прославлены новые мученики и исповедники Российские, была принята так называемая «социальная концепция». В основу ее были положены слова апостолов из книги Деяний, процитированные в определении Собора: «Должно повиноваться более Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Как известно, именно это помогло многим священнослужителям и мирянам Русской Зарубежной Церкви развеять последние сомнения относительно соединения с Московской Патриархией. Теперь у «зарубежников» уже не было повода обвинять наших иерархов в соглашательстве с безбожной властью и апостасии. Мы радуемся долгожданному объединению, но время от времени все-таки возникает вопрос: так ли все гладко в жизни, как на бумаге? (М. Берлизев, г.Санкт-Петербург ) - В жизни все всегда трудней и сложней. Но важнее всего - чистота принципа, твердый ориентир истины, благодаря которому, даже отступив от верности Христу, можно с покаянием снова возвратиться к Нему. «Должно повиноваться более Богу, нежели человекам», - твердо возвещает апостол Петр первосвященнику и всему собравшемуся Синедриону. Это очень опасное слово. Оно относится ко всем временам и ко всем обстоятельствам, и может встретиться с яростным отказом людей принять это слово. Оно невыносимо для мира - в том смысле, в каком Священное Писание обозначает участь человечества, отвергающего Бога. И вот на что обратим внимание. Какая разительная перемена произошла с апостолами по сравнению с днями, когда они прятались «за дверями затворенными» «страха ради иудейска»! Но пришла Пятидесятница. Отныне они - камень веры (и все христиане призваны быть таковыми), на котором Христос созидает Свою Церковь. Мы все близки к ситуации, перед которой ставит нас книга Откровения. Мы участвуем в противостоянии между тем, что Апостол называет свободой истины и интересами государства. Сегодня государство может становиться частью мировой экономической и финансовой системы, насаждающей образ стандартизированной жизни, «единомыслия» без Бога.

http://moral.ru/rus_dom_a_sharg.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010