игумен Сильвестр (Стойчев) Жизнь и богословие Михаила Тареева Скачать epub pdf От редакции 7 ноября – день рождения выдающегося теолога конца XIX – начала XX века Михаила Тареева , предшественника религиозного экзистенциализма, расцвет которого Западная теология пережила после Первой мировой войны. Прочтение сочинений Михаила Тареева исходя из трагической ситуации человека двадцатого века – дело будущего. Пока что богословская мысль еще слишком соотносят творчество Михаила Тареева с его собственным контекстом, в то время как он творил как предтеча, предупреждавший о трагедиях двадцатого века и искавший – еще до Карла Барта – то христианство , которое способно остаться действенным во времена крушения всех твердынь: веры в прогресс, веры в человечность человека, веры в силу традиции… Он чувствовал бессилие всего того, на что привыкли полагаться его современники. И убеждал, что только Христос есть камень, на котором строит строить. Но его неверно понимали. И считали разрушителем традиции. Между тем, все казавшееся незыблемым падет буквально через несколько лет, и христианам останется только путь следования гонимых за Гонимым, мучеников за Мучеником, уничиженных за Уничиженных. Тот путь, о котором их предупреждал Михаил Тареев. Сегодня Богословский Портал публикует статью игумена Сильвестра (Стойчева), преподавателя Киевской Духовной Академии, ожидая в будущем активного осмысления творчества как самого Михаила Тареева , так и либеральных теологов Киева, творивших в ту же эпоху. I. Жизнь Михаил Михайлович Тареев 1 родился 7 ноября 1867 году 2 , в Рязанской губернии, в семье сельского священника. Учился в Рязанской семинарии (окончил ее в 1887 году), затем в Московской Духовной академии, которую окончил в 1891 году и на год был оставлен при академии в звании профессорского стипендиата. В 1891 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Искушение Богочеловека» (во 2-м издании название книги было изменено на «Искушение Господа нашего Иисуса Христа»). Затем Михаил Тареев последовательно проходил преподавательские должности в Псковской (1893–1899 годы; преподает гомилетику, практическое богословие, литургику и французский язык) и Рижской (1899–1902 годы; преподает латинский язык) духовных семинариях. 6 сентября того же года принят в МДА на должность экстраординарного профессора по кафедре нравственного богословия. В 1904 защитил докторскую диссертацию «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа ( Фил. 2, 5–11 ). Экзегетическое и историко-критическое исследование» (М., 1901). Обе диссертации и другие свои труды Михаил Тареев затем объединил под общим заглавием «Основы христианства. Система религиозной мысли» (Т. 1–5. Сергиев Посад, 1908–1910). Работы Тареева были отмечены премией митрополита Макария, однако против них велась острая полемика, на которую он отвечал часто в резком духе. С 1905 года М. Тареев – ординарный профессор МДА. В течение пяти лет (1910–1915 годы) Михаил Михайлович был членом Библейской комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

МНОГО ВЕКОВ отделяет нас от времени написания книг Ветхого Завета, особенно первых его книг. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека. Особенно часто возникают эти недоумения при желании согласовать научные взгляды современности с простотой библейских представлений о мире. Встают и общие вопросы о том, насколько соответствуют ветхозаветные взгляды новозаветному мировоззрению. И спрашивают: зачем Ветхий Завет? Не достаточно ли учения Нового Завета и Писаний Нового Завета? Что касается врагов христианства, то издавна выступления против христианства начинаются с нападений на Ветхий Завет. И нынешнее воинствующее безбожие считает сказания Ветхого Завета наиболее легким материалом для этой цели. Те, кто прошли через полосу религиозных сомнений и, может быть, религиозного отрицания, особенно те, кто прошел советскую антирелигиозную учебу, указывают, что первый камень преткновения для их веры был им подброшен из этой области. Данный краткий обзор ветхозаветных Писаний не может ответить на все возникающие вопросы, но, думается, он указывает руководящие начала, при которых можно избежать ряда недоразумений. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви По заповеди Спасителя и Апостолов ПЕРВОХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, обитая духом в небесном граде, ища грядущего, строила и земную сторону своего бытия, и в частности, она собирала и сберегала вещественные ценности веры. На первом месте в этом были письменные памятники веры. Самыми главными из Писаний были Евангелия, как священные записи о земной жизни и учении Господа Иисуса Христа, Сына Божия. За ними следовали все другие писания Апостолов. Далее шли священные книги иудеев, которые Церковь хранит тоже, как священные письмена. Чем дороги Церкви ветхозаветные писания? Тем, что они учат верить в Единого истинного Бога и исполнять Его заповеди и говорят о Спасителе. На это указывает Сам Христос: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне,» сказал Он иудейским книжникам. В притче о богатом и Лазаре Спаситель влагает в уста Авраама такие слова о братьях богача: «Есть у них Моисей и пророки, пусть слушают их.» Моисей – это пять первых книг ветхозаветной Библии, а пророки – 16 последних книг. В беседе с учениками Спаситель указал, кроме тех книг, еще и Псалтирь: «надлежит исполниться всему, написанному в законе Моисеевом, пророках и псалмах о Мне.» После Тайной Вечери «воспевши пошли на гору Елеонскую ,» сказано у евангелиста Матфея: это указывает на пение псалмов. Достаточно слов Спасителя и Его примера, чтобы Церковь со всей тщательностью отнеслась к названным книгам – Моисееву закону, пророкам и псалмам, берегла и поучалась из них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

При ближайшем рассмотрении этого повествования оказывается, что евангелист Лука здесь, как и вообще во всем своем Евангелии, ограничивается сообщением важнейших фактов. Не упоминая о закрытии гроба камнем, он тем не менее сообщает (стих 2) о том, что жены «нашли камень» уже «отваленным от гроба». Из всех явлений Воскресшего он упоминает только о двух, хотя ему, как видно из 34-го стиха, было известно еще о явлении Воскресшего апостолу Петру. Но зато оба, описываемые евангелистом явления, такого рода, что на них можно обосновать твердую уверенность в истинности воскресения Христа. Это вполне соответствует цели Евангелия от Луки – дать христианам из язычников вообще, и, в частности, Феофилу, твердое основание для веры в сообщенные им учения или проповедь о Христе. Воскресение Христа, как известно ( Деян.17:32 ; 1Кор.15 ), встречало себе мало веры в языческом обществе, и потому евангелисту Луке хотелось выставить на вид такие доказательства этого основного факта христианской веры, которые бы языческое общество могло признать действительно убедительными. Такими фактами и являются описанные выше явления Воскресшего Христа. Ученики, – хочет сказать своим рассказом евангелист Лука, – были чрезвычайно осторожны и не поверили женам, возвестившим им о воскресении Христа. Только тогда они оставили свои сомнения, когда им даны были самые действительные удостоверения в воскресении Христа Самим Спасителем – сначала двум только, а потом всем ученикам, собравшимся в Иерусалиме. Затем у евангелиста Луки проходит во всем повествовании о воскресении та мысль, что и страдание, и смерть, и воскресение Христа вполне согласны с бывшими о Нем пророчествами. Об этом говорит и Ангел женам (стих 7), и Сам Христос (стих 25 и сл., 44 и сл.). Таких указаний на исполнение Писания не находим ни у одного из других евангелистов. Очевидно, что Лука хотел дать этим, так сказать, историческое доказательство того, что Христос как ранее свидетельствовал о Себе как об обетованном Спасителе людей, так и в настоящем событии воскресения явился именно таким Спасителем обетованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) По мере веры Мой дух! доверенность к Творцу! Мужайся; будь в терпенье камень… К. Батюшков. Я христианства пью холодный горный воздух… О. Мандельштам. Первый пустыни житель преподобный Павел Фивейский в ранней юности скрылся в безлюдную африканскую степь переждать гонение, но, вкусив сладости безмолвия, раздумал возвращаться; девяносто лет он пребывал вслучайнообнаруженной пещере, окруженной пальмами, с источником чистой воды рядом, и ежедневно от ворона получал полхлеба в пропитание. Незадолго до кончины его случайно нашел великий Антоний; он и позаботился о погребении святого; каменистую почву для могилы копали двое послушных львов. Промысл сохранял на необитаемом острове преподобную Феоктисту, питал и наставлял в пустынном одиночестве Марию Египетскую, в нужное время послал Своего раба, чтобы причастить перед смертью и предать земле; могилу вырыл опять же лев. В «Луге духовном» повествуется об Иерусалимской девственнице, бежавшей в долину Иордана от нечистой страсти влюбленного с корзинкой бобов, которых по благодати Божией хватило на семнадцать лет. Нынешний монастырь ничем не напоминает суровую скудость пустыни: совсем неплохо кормят, одевают-обувают, все удобства – и страшно. Чего не наслушаешься, собираясь в монастырь: «позапрошлая эпоха! какой смысл в этих простите-блаасловите! разве в миру мало работы!» – уверяет институтский приятель; «с ума сошла! ты же слабенькая, физически работать не можешь!» – ахает мамина знакомая-врач; «стены не спасут… что в этих монастырях творится-то, знаешь? » – пугает благочестивая прихожанка; «ага, давай, зачем только училась, чтоб неграмотная бабка в рясе тобой командовала? !» – иронизирует ближайшая подруга; «оо! хамства, грубости, жестокости не стерпеть!» – вопит душа; «да ладно, – зевает духовник, – выдержишь, не выдержишь, всё равно какая-то польза…». И вот надо шагнуть из лодки, не обращая внимания на предостерегающие крики, не стесняясь своей неуклюжести, не замечая насмешек и не слушая благоразумного, извне или изнутри, голоса: слыханное ли дело ходить по водам! глупость, юродство, сумасбродство! – и смотреть только вверх, на прекрасный лик Сказавшего иди, не поддаваться влечению заглянуть в грозные темные волны, готовые поглотить и погубить; ты веришь Спасителю? Ты веришь словам Его? .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. апп.: Лит.: Ап.- 1Кор.4:9-16 Ев.- Мк.3:13-19 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.3:28-4:3 Ев.- Мф.7:24-8:4 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов Тропарь Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 4 Апостолов первопрестольницы/и вселенныя учителие,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2 Камень Христос каменя веры прославляет светло,/учеников преизрядна,/и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь;/ихже память совершающе верно,//сих Прославльшаго прославляем. Ин кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2 Петра, вернии, каменя веры, похвалим/и Павла Богомудраго,/созывают бо всех праздновати верою,/соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,//просяща грехов оставления. Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 12  голосов:  4.7 из  5) Данную статью мне предложил к прочтению и публикации один из единомышленников, который видит, как и я, пагубность веры в «святость» Славы Крашенинникова — трагически погибшего, не дожив несколько дней до своего 11-летия, мальчика, которого мать объявила святым. Дело на этом, однако, не закончилось. Сегодня всё зашло намного дальше, и теперь посетители могилы «святого отрока Вячеслава» считают его воплотившимся ангелом, безоговорочно доверяя каждому слову его «пророчеств», которые по прошествии многих лет были зафиксированы Валентиной Афанасьевной Крашенинниковой и её единомышленниками в различных книгах вроде «Ах, мама, маменька», «Посланный Богом» или «Бог говорит избранникам своим…». От самого «пророка», к слову, не осталось никаких записей — всё передаётся исключительно со слов его матери. Человек, который пожелал представиться как  раб Божий Алексий , написал по поводу веры в воплощение в теле Славы Крашенинникова какого бы то ни было ангела опровержение, которое я и привожу далее. Фрагмент «иконы святого отрока Вячеслава» То, что вы прочтёте в данном обращении, напрямую адресовано тем Интернет-ресурсам, на которых идёт пропаганда псевдоправославного культа «отрока Вячеслава» и их приверженцам. В.М. Васнецов. Страшный Суд Уважаемый редактор! Вы очень серьёзно ошибаетесь во многих вопросах учения Православной Церкви, и это печально… В первую очередь для вас самих. Но истинной трагедией является то, что вы служите источником заблуждений, соблазнов и разделений среди верующих людей. Вы это либо этого не видите, либо не хотите видеть, либо вам это всё равно, лишь бы утвердить любой ценой свои воззрения. Конечный итог вашей деятельности — урон который вы наносите Церкви, соблазняя и уводя овец Христова стада из церковной ограды. А сколько бед вы принесли людям, отправив их блуждать по разным раскольным и сектантским сообществам, разрушая семьи и отчуждая близких друг от друга, настраивая брата против брата… ( Мк.9:42 ) А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. Но речь пойдет не об этом, пусть Господь Судия Праведный сам определит вашу меру.

http://sueverie.net/otrok-vjacheslav-che...

Содержание Слово 1. О вере    [С помощью] Господа, содействующего и слово утверждающего, начнем прежде с речей о вере, а затем возьмемся и за последующее. Прежде всего, должно веровать в Бога, что Он есть, и ищущим Его воздает (Рим. 11:6). Ибо вера вовек пребудет. ИПраведный верою жив будет (Евр. 10:38). Настоящий праведник от веры веру имеет действенную, веру возрастающую, веру преисполняющуюся, веру, просвещающую на добрые дела, чтобы прославлялся Бог всяческих. Вера — начало прилепления к Богу. Совершенный верующий есть «камень в храме Бога, уготованный в Домостроительство Бога Отца, возносимый на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, [словно] посредством веревки, — Духом». Вера для человека есть проводник, а любовь — путь, возводящий в Царство Небесное. И таковой становится богоносцем, то есть христоносцем, и храмом Божиим, и свято шествующим, и украшенным всем из заповедей Иисуса Христа. И начало жизни через веру и любовь ничему [другому у такого] не предпочитается. Но о вере говорю действенной, поскольку вера без дел мертва (Иак. 2:20) сама по себе. Дела же веры -любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость (Гал. 5:22-23), смиренномудрие и похвала о Господе, упование на Бога, чтобы распять плоть, упокоиться от всяких дел, как упокоился и Бог от Своих (Евр. 4:10), взять крест свой и последовать за Ним (Мф. 10:38), жить Духом, достичь Духа, и такая вера и вменяется в праведность. Это есть дела веры. Верою стремящийся посредством заповедей, долу достигает вышнего Иерусалима (ср. Гал. 4:26). Если же мы имеем такую веру, то мы — в вере и стоим в ней твердо, то и в Господе обитаем прекрасно. Говорит же и Господь через Пророка: Очи Мои на верные земля, посаждати я со Мною (Пс. 100:6). Так же и Иеремия: Господи, очи Твои (зрят) на веру (Иер. 5:3). Говорит и Петр: покажите в вере вашей добродетель (2 Пет. 1:5), любовь; и опять-таки: назидая себя на… вере (Иуд. 20:2); Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Укрепляя веру народа в непреложные обетования и надежду на спасение, Пророк с сугубым усилием возбуждает внимание его к своим убеждениям (ст.1,4,7,21) и обращается преимущественно к гонящим правду (стремящимся к правде), – к тем, кто еще помнит о Законе Божием и стремится исполнить его во всей точности, кто ищет Господа – желает быть и жить с Ним, как сын с отцом (ст.7; гл.49:15–21). И для таковых Он указывает высокий образец твердой веры – патриарха Авраама, Отца верующих. «Посмотрите говорит Пророк, на твердой камень – на скалу, которая иссечена вами, и на глубокую долину, по которой струится поток. Посмотрите на Авраама отца вашего, и на Сарру, родившую вас!» – Речь отчасти образная. Воспоминая о патриархе Аврааме и его жени Сарре, пророк живо переносится мыслью к их гробнице в Хевроне, к Махпели: это была пещера, высеченная в скале, над которой построен был (и остается поныне) великолепный Харам-памятник, в виде крепости из твердейших, искусно тесаных камней. 73 А близ Хеврона, по долине, с южной стороны города струится поток и есть большой пруд, древнейший из существующих здесь, обложенный тесаными камнями; есть даже водоем (цистерна) при самом Хараме, и со знаменательным наименованием Бир-Сара (т.е. колодезь Сарры). 74 И вот этот Харам-скала и долина с потоком служат для Пророка образами прародителей народа. Скала, это – Авраам, долина с водой, это – Сарра. Авраам человек незыблемой веры и верности, как величественная скала, в недрах которой он погребен. Сарра – праматерь неиссякаемого потомства, как долина, с её неиссякаемой водой. Скала безжизненна, но, по действию силы Божией, из её недр истекает жизнетворный поток. Так, по действию благословения Божьего, из мертвенных недр престарелого Авраама через мертвенную утробу старицы – Сарры излилось обильное потомство, и, как поток наводняет долину, оно заполнило обетованную землю. – Авраам был один, как истинно верующий, и Бог призвал его к исполнению Своей высшей воли, для него тогда непонятной. Авраам самоотверженно послушал Господа и Господь благословил его, а в силу этого благословения проявил к нему Свою любовь в бесчисленных благодеяниях, при его страннической жизни, а главное – умножил или размножил его, – не только даровал ему сына в старости, но и дал видеть целое потомство, из которого впоследствии выделилось несколько народов. Пример Авраама ручается уже за исполнение и других обетований Божьих достойным потомкам Авраама. Так Господь утешит и Сион: где, в окрестностях его были пустыни, там будет райская растительность, с многолюдным населением и райскими радостями спасенных Господом. Образом такого представления райской жизни Пророку послужила окрестность того же Хеврона, известная с древних времен и доныне своей громадной и долговечной растительностью, как бы совечной первозданному раю (как склонны думать еще и теперь местные жители – арабы). 75

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А.В. Попов Слово к Сербам в Джаксонской Церкви Не бывайте удобь преложни ко иному ярму ( 2Кор.6:14 ). Такими словами начинается нынешнее апостольское чтение, и на них-то и хочу я остановить ваше внимание, возлюбленные братья. Св. Апостол Павел писал некогда Коринфским христианам, чтобы они не имели общения с неверными и идолослужителями, и разумел, конечно, не житейское общение в обычных делах, ибо иначе надлежало бы христианам совсем выйти из мира ( 1Кор.5:10 ), а общение в делах веры, в служении Богу. В этом не должно было быть общего у Коринфян с язычниками, ибо какое согласие между Христом и велиаром, и какая совместность храма Божия с идолами ( 2Кор.6:15–16 )? Но приложимыли эти наставления Апостола к вам, братие? Вы живете не среди язычников, а среди христиан. И если дозволительно иметь общение даже с язычниками в житейских делах, то разве нельзя иметь вам религиозного, молитвенного общения с другими христианами, которые веруют в Того же Христа, Сына Божия во плоти пришедша? Так, братие; но хотя они и служат вместе с вами одному Господу, однако не забывайте, что вы – православные, т.е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они – инославные, т.е. славят Господа иначе, чем вы, и, следовательно, не вполне правильно и истинно; да не оскорбятся они, если к ним применим выражение Апостола, что они содержат истину в неправде ( Рим.1:18 ). А раз мы обладаем полнотою истины, то какая же надобность в таком случае обращаться нам к другим церковным общинам за молитвенным утешением и наипаче за св. таинствами? Не будет ли это похоже на то, как если бы кто-нибудь жаждущий отринул чистый родник и стал бы пить воду из мутных источников? Или кто, понимающий дело, променяет самородный драгоценный камень на подражание ему, хотя бы и искусное? Или какой здравомыслящий человек, при переправе через широкую и бурную реку, отвергнет прочный и надежный корабль и предпочтет ему утлое судно, в котором ежеминутно может потонуть? Если же мы мудры в делах житейских, то почему же в делах веры нам быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Ефес.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010