С. Успенский Девятый член Символа веры Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Ветхозаветный прообраз Церкви Христовой Однажды царь вавилонский Навуходоносор видел сон. К утру он забыл его. И тогда царь созвал всех мудрецов страны и потребовал, чтобы они вспомнили и отгадали забытый сон. Но никто не мог исполнить желание царя. Разгневанный Навуходоносор приказал умертвить всех мудрецов, как людей бесполезных. В числе осужденных был и иудей Даниил, исповедовавший веру в Единого Истинного Бога. Узнав о приказании царя, Даниил обратился с молитвой к Богу, и Господь открыл ему сновидение Навуходоносора. – Ты видел, – сказал Даниил царю, – огромное и страшное тело, у которого голова золотая, руки и плечи серебряные, стан медный, а ноги частью железные, частью глиняные. Потом невидимой силой отторгшийся от горы камень ударил в глиняные ноги великана, сокрушил его в прах, а сам вырос в великую гору и покрыл всю землю. Твое видение означает четыре великие царства, которые последуют одно за другим. Золотая голова великана изображает собой твое славное могущественное царствование. После тебя будет царство меньшее и слабейшее, это и означают серебряные руки и плечи, а после этого будет царство медное и, наконец, четвертое – железное, могущественное, но непрочное, потому что оно наполовину глиняное. Потом восставит Бог Небесное Царство. Выслушав это, Навуходоносор сказал Даниилу: – Поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей, Царь царей... После этого он поставил Даниила главным начальником Вавилонской области. Какие же это царства, о которых предсказал Навуходоносору святой пророк Даниил? События последующих веков показали, что за Вавилонским царством последовало царство Грекомакедонское, уничтоженное четвертым царством – Римским. Что же это за камень, без помощи рук человеческих отделившийся от горы, и что это за Царство Вечное? По изъяснению святых отцов и учителей Церкви, камень – это Господь Иисус Христос, а Царство Его – Святая Церковь христианская. Священник И. Виноградов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3. Библейские тексты о церкви Церковь: а) есть собрание верующих: «в Антиохии... великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию... в тамошней церкви были некоторые пророки и учители» ( Деян. 11:20–22, 13:1 ), – «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» ( 1Кор. 14:33 ). б) есть совокупность верных всех веков: Стефан сказал: " Это тот (Моисей), который был в собрании (по-славян. в церкви) в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» ( Деян. 7:38 ). – «Вы приступили... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22, 23 ). в) принадлежит Богу: «чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго» ( 1Тим. 3:15 ). Господь наш Иисус Христос а) есть основание, краеугольный камень церкви: «так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис. 28:16 ). – «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:11 ). – " Приступая ко Господу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» ( 1Пет. 2:4, 5 ). б) есть Глава церкви: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы... поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняюшего все во всем» ( Еф. 1:17, 22, 23 ). в) искупил церковь Своею кровию: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). – «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18, 19 ). – «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Апок. 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—- ——  Евангелие от Марка, главы 15–16 43  пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. 1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. (Мк 15:43–16:8)   Апостольское чтение Деяния апостолов, глава 6 1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2 Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Владимир Соколов Скачать epub pdf Часть V. Как произошел раскол Церквей. Глава первая. Римский вопрос. Петр и камень Римская церковь всегда считалась одной из самых авторитетных. Древность происхождения, основание двумя величайшими апостолами, Петром и Павлом, положение в «центре мира» и почти неизменная приверженность православию делали ее безусловным столпом веры, на который с уважением смотрел весь христианский мир. Восточная церковь признавала Римский престол как «первый среди равных» и охотно апеллировала к нему в религиозных спорах, если точка зрения пап совпадала с ее собственной. Вопросы начинали возникать только в тех случаях, когда римские епископы притязали на абсолютное господство и требовали себе исключительные права. После возвышения Константинополя и нашествия варваров центр политической силы переместился из Рима на восток империи, к византийским басилевсам. И как раз в это время в Риме начала активно развиваться теория об особом положении римской кафедры и ее изначальном превосходстве над всеми остальными. В начале V века папа Иннокентий I написал антиохийскому епископу Александру, что Римская церковь имеет особое преимущество, потому что ее епископы – преемники апостола Петра. Апостольское преемство от Петра ставило римских епископов выше остальных, потому что и сам Петр, по учению Римской церкви, был выше других апостолов. В Риме его называли princeps apostolorum, то есть «первый среди апостолов». Мнение о первенстве Петра было основано прежде всего на словах Иисуса: «Ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:13 – 19 ). Место это толковалось богословами по – разному, и не всегда в пользу папства. Ориген писал, что никакого главенства среди апостолов не было и быть не могло: под камнем (Петром) подразумевается каждый, кто исповедует Христа. Камень – духовная вера, и на ней создается Церковь . «Если Петру сказано, что врата адовы не одолеют его, то разве других одолеют? Если одному Петру даны ключи царства небесного, то никто из блаженных не получит их? Сказанное Петру сказано всякому, а, следовательно, Петр есть лишь имя для всякого ученика и всякому ученику даны ключи царства небесного». Августин относился к этому тексту двойственно, говоря, что одни считают «камнем» Петра, а другие – самого Христа. Златоуст писал, что «камень» надо относить к христианской вере, а не к Петру: «Когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Христос, чтобы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, то есть одной сущности с родившим, присовокупил: и Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени – то есть на вероисповедании – созижду Церковь мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 2 2.1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? Города Иудеи, как и всякие города Древнего мира, имели стражу, (мишмерет), зорко следящую за безопасностью города. Четырежды, – с шес­ти часов вечера до девяти, с девяти до полуночи, с полуночи до трех и с трех до шести часов утра, – менялись стражники. У стражников были сторожевые башни, с которых удобно было вести наблюдение и, в случае появления непри­ятеля, быстро предупредить об опасности граждан. Упомянутое в книге про­рока Аввакума (мацор) может быть понято, как такая сторожевая башня. Так переводят Elberfelder-nepeboдчuku («Turm») и синодальные переводчики. Однако чаще слово «мацор» переводится несколько иначе. У семидесяти тол­ковников (LXX) переведено «π πτραν», то есть «на камне», «на скале». Соот­ветственно этому «камень» в церковнославянском переводе – «Feste», то есть «твердыня» у Мартина Лютера и «твердыня» у прп. Макария/Глухарева/. Блж. Иероним прочитывает «мацор» как «укрепление», а действие проро­ка: et figam gradum super minitionem, то есть «и утвержу ступень на укрепле­ние». Текст Авв. 2,1 читается у него так: На стражу свою стану и утвержу ступень на укрепление, и буду созерцать, чтобы видеть, что будет сказано мне, и что я буду отвечать обличающему меня. Своеобразно и понятно переводит с еврейского на греческий Симмах. Он переводит слово (мацор), «башня», «камень», «укрепление» как «прико­ванный». У Симаха получается так: Как сторож я буду стоять на каланче и буду стоять, как прикованный, и буду внимательно смотреть, чтобы видеть, что будет сказано мне и что я отвечу и возражу против обличающего меня. (цофим), или стражи, – это одно из ветхозаветних наименований пророков 148 . В пророческом прозрении со сторожевой башни, со скалы вечной Торы, с камня веры они видели прибли­жающегося неприятеля, видели и спешащего на помощь Ягве Бога и возве­щали о том народу Божию. Поздно предупреждать Иерусалим, поздно предупреждать Иудею. Все то­тально разорено халдеями. Предупреждать некого. На сторожевую ли башню, а, если и она разорена, просто на камень скалы становится Аввакум с жалобой своей. У Аввакума больше, чем жалоба, «Токахат» () – это жалоба, пере­ходящая в «распрю» (так в переводе трактата «Таанит» у равви Штейнзальца). Аввакум в окончательном разладе, он препирается с Богом и хочет узнать, что скажет Он ему. Пророк внемлет внутри себя. Что скажет Бог во мне, и что мне, стражнику Израиля, отвечать по жалобе, по распре моей? Я отправил жалобу свою к Богу, я жду ответ, я внимательно наблюдаю и хочу узнать Божий ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты Три призыва этого Великого поста 27 февраля, 2017 Три призыва этого Великого поста «Этим постом попробуем следить за собой более внимательно…» — советует епископ Обуховский Иона. Что мы должны в себе увидеть, и как именно это сделать — попробуем разобраться, чтобы ответить на три призыва Великого поста. Бороть грех, пока он ещё «немощный младенец» К этому дню Церковь подводила нас несколько недель. В том числе, удивительным песнопением, которое исполнялось на Всенощном бдении, и мне очень жаль тех, кто, не приходя на вечернюю службу, его не слышал и таким образом сознательно обделил себя. Это «На реках Вавилонских» — один из псалмов царя Давида, в котором он описывает состояние евреев, уведенных из Израиля в вавилонский плен. Там, в печали, сидя на берегах рек, они со скорбью воспевали тот Иерусалим, которого лишились, с болью вспоминали свое Отечество. Песнопение заканчивается призывом: «Дщи Вавилоня окаянная… Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Наверняка у тех, кто слышал эти слова, возникал вопрос: почему блаженны те, кто разбивает о камень младенцев? Святые отцы толкуют этот псалом так: Иерусалим – это наше небесное отечество, это Рай, которого когда-то лишил себя Адам, и которого лишены все мы, потомки Адама. Вавилон – символ греха. Вавилонские младенцы – символ греха в зародыше. В Великий пост Церковь вновь и вновь призывает нас к борьбе с грехом. Но эта борьба весьма сложна: преодолевать грех, когда он уже овладел нами, крайне тяжело и зачастую бывает невозможно. Если он уже пленил наше сердце, война с ним может продолжаться до самого последнего дня нашей жизни. Поэтому Церковь призывает разбивать о камень веры грех в самом его зародыше — пока он еще слабый и немощный «младенец». Только когда научимся отсекать страсти на уровне помыслов, мы сможем вернуться в наше небесное отечество. Поэтому этим постом попробуем следить за собой более внимательно. Будем контролировать себя: если только возникают греховные мысли – осуждения, гнева, раздражения и других страстей, постараемся всеми силами давить их – молитвой, переключением на благие помыслы, призывая в помощь Благодать Божию.

http://pravmir.ru/ne-sudi-drugogo-za-to-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Камень преткновения для невежества - «Искусство борьбы с помыслами» Симеона Афонского Камень преткновения для невежества - «Искусство борьбы с помыслами» Симеона Афонского   В наше последнее время, время тотального обращения от духа к плоти, на наших глазах происходит медленное отступление мира от Христа. Но более всего заботит отступление внутри Церкви, которое есть лучшее знамение конца.Отступление людей от подлинной веры в Бога, жизни по совести к формализму и внешним формам.   С грустью наблюдаем во что вырождается современная апологетика (искусство защиты), как раз призванная защитить православные догматы. Невежество все глубже и глубже проникает в церковную жизнь, подобно раковой опухоли, обращаясь наконец и против сердца православной традиции, нашей святыни, святоотеческого учения. Кто бы мог подумать, что мы когда-то своим глазами увидим, как священники - апологеты, будут мужественно громить святых Отцов и, наоборот, цинично защищать ереси?! Книга «Искусство борьбы с помыслами» известного автора монаха Симеона Афонского , предназначенная для монахов, практикующих умную молитву под руководством старца, стала камнем преткновения для диванных богословов. Давая важные ориентиры и опору практикам, эта книга оказалась непонятной для теоретиков.   Книга искушает прежде всего своей обрывочностью. Но ведь она не является программным заявлением, это ответы на вопросы монахов и разрозненные поучения, которые объединены лишь в общем плане. Поэтому каждая фраза этой книги требует пояснения и более детального раскрытия. Это мы покажем на примере в фильме.     + Комментарии Всего комментариев: 14 2019/04/21, 20:30:57 Есть предание, что японские монахи будут очень хорошими крепкими монахами... Перед кончиной мира... Не случайно одними из первых крещенных православных святителем Николаем в Японии были ронины - свободные самураи. Вячеслав 2019/02/05, 23:11:57 (Во всей этой истории смущает сама постановка вопроса...) К сожалению, в современной РПЦ подобные невежественные вбросы вызывают целые эпидемии. Одну из таких эпидемий монахи пытаются потушить. Но пока невежество побеждает.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3017

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Осип Мандельштам Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938) – поэт, прозаик, литературный критик. В юности обучался в берлинской талмудической школе. В 1910 году окончил петербургское Тенишевское училище. В 1908 году, живя в Париже, посещал лекции на словесном факультете Сорбонны. К этому же времени относятся и первые стихи, о которых он писал из Парижа матери: «Сейчас у меня настоящая весна, в самом полном значении этого слова. Период ожиданий и „стихотворной горячки””. Так что Мандельштам вполне мог, как и Анна Горенко, еще не ставшая Ахматовой, дебютировать в парижском журнале «Сириус» Николая Гумилева, издавшего в 1908 году в Париже свои «Романтические Цветы». Но они познакомятся лишь через год, в Петербурге. Мандельштам жил в Берлине, Швейцарии, путешествовал по Италии, в 1910 году, после зимнего семестра в Гейдельбергском университете, появилась его первая подборка в «Аполлоне», а первая книга «Камень» вышла в Петербурге лишь в 1913 году. Само название восходило к тютчевской строке «С горы скатившись, камень лег в долине…». Мандельштам заявлял, что он поднимает «тютчевский камень» и кладет его «в основу своего здания». В одном из первых стихотворений он так выразил свое поэтическое кредо: В непринужденности творящего обмена Суровость Тютчева с ребячеством Верлена, Скажите, кто бы мог искусно сочетать, Соединению придав свою печать? А русскому стиху так свойственно величье, Где вешний поцелуй и щебетанье птичье. Это стихотворение, входившее в число неопубликованных, многое объясняет не только в раннем, но и позднем Мандельштаме, особенно 20х годов, когда он, как казалось многим, неожиданно в своих статьях и поэзии обратился к христианству как к «зернохранилищу вселенского добра». В наиболее известном вашингтонском четырехтомном Собрании сочинений Мандельштама (1967–1981) стихотворение «Люблю под сводами седыя тишины…» комментируется двумя цитатами, которые стоит повторить. Первая из «Портретов» Сергея Маковского, писавшего: «Религиозность этого „полудня”(или „вселенской литургии»?) не только восторженно христианская, но русская, иконописная религиозность.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя Жен Мироносиц I. Евангельское чтение. Зачало (69). Евангелие от Святого Апостола Марка 15:43–47; 16:1–8 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. 16:1–8. 1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Практический очерк содержания рядового чтения Подвиг жен мироносиц В евангельском чтении этой недели говорится об обстоятельствах погребения и воскресения Иисуса Христа и в частности о подвиге святых жен мироносиц . 1. Их любовь к Господу. а) Чем они выразили ее: остаются последними у креста и первыми у гроба (ст. 47); делают все, что могут (“ купили ароматы ” ст. 1); спешат временем, не теряя ни минуты (“ весьма рано ” ст. 2). б) Чем мы можем выразить свою любовь: вообще послушанием воле Господа, в частности деятельной любовью к ближним.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

священник Т.С.Тихомиров Практическая гомилетика – темы и конспекты на весь церковный год Цветная Триодь Святая Пасха (Евангелие от Иоанна, зач. 1, гл. 1, ст. 1–17; Апостольские Деяния, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8) 1) Святая Пасха. Светоносная радость Пасхи, Христос – победитель смерти. Вера в Воскресшего дает силу для борьбы со злом. 2) Простим всем вся воскресением... Пасха – праздник милости Господа к нам. Ради этого в древнее время в этот день выпускали из тюрем, прощали долги. Оставим и мы обиды нашим братьям. Обнимем всех с любовью. Понесем радость не имеющим радости. 3) Христос светлый Гость. Приготовьте Ему горницу большую и убранную. Очистите вашу душу. Да будет она горницей светлой, поднимитесь вверх к Богу. Расширьте сердце ваше для любви, чтобы оно было достойно быть «горницей» Господа, грядущего для вечери любви. 4) Начало Евангелия. Евангелия – забытая книга. Сила Евангелия. Необходимость ежедневного чтения Евангелия. 5) Кто отвалит нам камень? Тяжело нам; тяжело на душе. Ослабела вера. Жизнь кажется нам темной, тяжелой. Грех и суета, как камень, легли на душу. Кто спасет? Кто отвалит камень? Он, Воскресший: вера в Него, сила Его. 6) Восстани спяй и воскресни от мертвых ( Ефес.5:14 ). Воскресение Христово побуждает нас восстать от греховного сна ( Рим.6:4 ; 1Кор.15:17 ; Амос.5:14 ). Неделя о Фоме (Евангелие от Иоанна, зач. 65, гл. 20, ст. 19–31; Апостольские Деяния, зач. 14, гл. 5, ст. 12–20). 1) Вера и неверие. Виды неверия: добросовестное сомнение утерявших веру. Они найдут ее, если будут искать. Неверие – результат грешной жизни. Грешный старается не верить, чтобы не бояться Бога. Это неверие хуже предыдущего: оно признак смерти душевной. 2) Приди и осяжи. Наша вера; ее слабость и безжизненность. Нужно придти и осязать Господа. Это можно достигнуть частой усердной молитвой, благоговейным чтением Писания, вживанием в храмовую жизнь, добрыми делами. Касаясь часто риз Господних (богослужение, святые книги), мы постепенно поучаемся видеть Господа глазами души, и это родит веру живую, творящую, в отличие от веры на словах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010