СВЯТОМУ ПРАВЕДНОМУ ИОАННУ КРОНШТАДТСКОМУ Православныя веры поборниче, земли российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, божественных таин благоговейный служителю и дерзновенный о людях молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало, и церкве нашея украшение, моли всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша. Канон, гл.1 Песнь 1 Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою, и спасшему Израиля, яко прославися. Припев: Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас. Чистоту помышлений даждь ми, Спасе мой, еже воспети чистотою Ангелом подобнаго, праведнаго Иоанна персвитера, яко Ангела Господа Вседержителя. Еже любити Христа и Ему служити, Иоанне святе, делом и словом исполнил еси во священстве верным образ быв словом и житием. Иоанну Крестителю подражая, ты, отче Иоанне праведне, образ воздержания, целомудрия и девственника чистоту явил еси. Пресвятая Богородице, спаси нас. Облагодати нас, Мати Божия, еже к богоугождению житие наше управити, да Твоею помощию и молитвами праведнаго Иоанна живот вечный наследуем. Песнь 3 Ирмос: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: той есть камень, на немже утверди Церковь Христос, юже от язык искупи. Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас. Апостольски трудился еси от утра пастырскаго жития твоего даже до вечера, отче Иоанне, николиже в любви к Богу и ближнему оскудевая. Небеснаго Царствия взыскуя, усердный делатель благих на земли явился еси, молитвою веры недуги исцеляя и заблуждшия к покаянию призывая, святе. Никогоже отвращался еси, точию отвергающихся Господа Иисуса Христа и Церкве Его Святыя, ейже сыны века сего противляются. Но и о сих заблуждших в скорби мнозей моление твое к Богу возносити не преставал еси. Пресвятая Богородице, спаси нас. Богородичен: Единение верных в Церкви Сына Твоего и Бога нашего сохрани, Пречистая Дево Мати, да присно в любви Христове друг ко другу утвердимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2335...

Скачать epub pdf В эпоху больших перемен в жизни России и Православной Церкви во время царствования императора Петра I произошло и значительное событие в православном богословии, а именно: написание Местоблюстителем Патриаршего престола Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским) своего главного богословского сочинения – книги «Камень веры». Книга направлена против всех еретиков, но в основном против кальвинистов и протестантов. В ней можно найти много великолепных аргументов в защиту Православия на основании и Священного Писания , и Вселенских Соборов, и святых отцов и учителей Церкви, и философских логических доводов. Здесь проявляются необычайно глубокие богословские познания митрополита Стефана (Яворского) во всех этих источниках. Чтобы лучше понять историю этой книги, необходимо сказать несколько слов о самом ее авторе. Митрополит Стефан (Яворский ; 1658–1722), безусловно, является одной из самых ярких личностей Петровских времен. С детства, имея большую склонность к наукам, он получил обширное образование и преподавал в Киевской академии. В 1700 году Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) отправил его в Москву для посвящения себе в викарии. Но здесь его ждал неожиданный поворот событий. В Москве на похоронах боярина Шеина Стефан произнес речь, поразившую царя Петра I, который предложил ему Рязанскую кафедру 1 . Так неожиданно он стал митрополитом Рязанским и, после смерти Патриарха Адриана, Местоблюстителем Патриаршего престола. «Причина назначения малороссиянина Яворского... очевидно, заключалась в учености Яворского. Последний приехал в Москву в начале 1700 года в сане игумена Никольского пустынного монастыря; Киевский митрополит Варлаам Ясинский прислал его... к патриарху Адриану, прося посвятить... на вновь учреж­денную епархию Переяславскую (Переяславля Южного). Но Петр нашел в Стефане человека, какой ему был нужен в Великой России, и потому он велел патриарху поставить его в архиереи на одну из ближайших к Москве епархий. В марте же очистилось место митрополита Рязанского, и Адриан объявил Яворс­кому, чтоб готовился к посвящению».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

IV. Талмудическое сказание о Евангельском учении После смерти Иисуса, говорит Талмуд, главные ученики Его (в числе 12) отправились во все концы земли с целью проповедовать веру в Него. Иудейские старейшины и Сангедрин, тревожимые успехом этой проповеди , особенно принимаемой простым народом (гамориц), чтобы воспрепятствовать делу распространения Евангелия, отправили из среды своей некоего Шимона Кифу (Петра), с тем, чтобы он вразумлял ноцримов – назареев не принимать проповеди учеников Христовых, и, для большего успеха возложенной на него обязанности, преподали ему тайну чудодейственного имени Божия. Но Шимон Кифа изменил возложенному на него поручению. Явившись в главное место пребывания ноцримов и сотворив пред ними несколько чудес 8 , он убедил их, что Иисус Христос есть чаемый Израилем Мессия. Затем, он стал уже требовать от них, чтобы они согласились выполнять то, что он им прикажет. Когда те изъявили свое согласие, то Шимон Кифа приказал им ненавидеть Иудеев, праздновать вместо пасхального дня – день смерти Иейши – Иисуса Христа и вместо пятидесятого после Пасхи дня – сороковой день (?). Ноцримы – назареи согласились исполнить приказания Шимона Кифы в таком только случае, если он обещается оставаться с ними навсегда. Когда Кифа согласился на это, то для него поставили столб, в котором он заключил себя и, питаясь хлебом и водой, прожил там 6 лет, по прошествии которых он умер. Еще и теперь, говорят евреи, в Риме можно видеть этот столб, по крайней мере камень, на котором Кифа сидел (!). Когда не было уже в Риме Шимона Кифы, явился некто Илия и стал проповедовать, что Шимон не точно передал, ноцримам волю Иейши, что Иейшу поручал ему, Илии, передать ноцримам волю Его. Этот явившийся Илия стал разрешать ноцримов от необходимости обрезания, вместо субботы стал проповедовать празднование следующего за ней дня; но во время самого проповедования этого учения, камень, упавший будто бы с неба, поразил Илию в голову и умертвил его. Толки иудеев, переданные нами сейчас, о распространении Евангелия, можно сказать, сами изобличают себя в своей лживости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

     Третье воскресенье после Пасхи посвящено не апостолам или известным святым, прославленным великими деяниями и подвигами, а самым обычным женщинам, чьи истории и служение укладываются всего в несколько Евангельских строк. Эти женщины неотступно следовали за любимым Учителем и выполняли обычную рутинную женскую работу, знакомую любой современной хозяйке: стирали, прибирали, готовили еду и покупали все необходимое. Среди них была Мария Магдалина , из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8, 2–3). Иоанна, жена домоправителя при дворе Ирода, служила любимому Учителю своим богатым имением, это она сохранила голову казненного по наущению Иродиады Иоанна Предтечи, схоронив ее на Елеонской горе. Мария Клеопова, родственница Христа, предположительно жена Клеопы, брата Иосифа Обручника. Сусанна, про которую известно только то, что она служила Христу имением своим , то есть была богатой женщиной, помогавшей апостолам деньгами. И Мария Магдалина, за свои труды прославленная как равноапостольная. Как известно из Евангелия, за ее пламенную веру ей первой явился Воскресший Господь. Их служение Христу мало отличаюсь от того, что они делали дома, но Церковь прославляет их наравне с апостолами и чудотворцами. Причем не апостолам и аскетам была открыта самая великая тайна новой веры – Воскресение Христово , а этим простым женщинам, тихо выполнявшим свое негромкое безыскусное служение. Мужчины забыли о смелости и долге и попросту разбежались День Жен-Мироносиц – торжество женской жертвенной, нерассуждающей любви над прагматичным мужским разумом. К этому дню вели самые скорбные и страшные обстоятельства в жизни зарождающейся Церкви. Учитель был распят, апостолы разбежались, Тело Христа было сокрыто во гробе, заваленном огромным камнем, возле которого была выставлена вооруженная стража. Что сделали бы мужчины, окажись в подобной ситуации? Пошли бы за товарищами и вооружились до зубов, чтобы перебить стражу. И прихватили бы с собой инструменты, чтобы отвалить огромный камень от гроба. Но мужчин рядом не было – мужчины забыли о смелости и долге и попросту разбежались, а эти обычные слабые женщины просто знали: им надо пойти и помазать Тело любимого Учителя драгоценным миром. Остальное их мало интересовало. Они шли и рассуждали между собой: «Кто же нам отвалит камень от гроба?» И, не находя ответа, просто по-женски верили, что все как-то само собой разрешится.

http://pravoslavie.ru/112355.html

Глава VII. Церковь. Царство Христа «Христианства нет без Церкви», – писал в начале XX века архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих российских новомучеников. 140 Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем. Начальным моментом существования Церкви на земле считается беседа Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр от лица прочих апостолов исповедал Его Сыном Божьим, на что Спаситель ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:17–18 ). То есть исповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой. Однако в собственном смысле краеугольным основанием Церкви является Сам Христос: апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( 1Пет. 2:4–6 ). Таким образом, вера во Христа есть камень, становящийся фундаментом духовного здания, имя которому – Церковь . Об этом же говорит и апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» ( Еф. 2:19–22 ). В Послании к Коринфянам апостол Павел называет коринфскую общину «строением», себя «строителем», а «основанием» (фундаментом) Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1Кор. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Догмат о святых иконах Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому Видя непокорность прельщенных Галатов, святой Апостол Павел, желая обратить их на путь истины, сурово их укоряет, говоря: О, несмысленые Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос ( Гал. 3, 1 ). Этими же Апостольскими словами можно, честно говоря, укорить и нынешних непокорных Галатов, перед глазами которых написанная икона Христа: глаза смотрят и не видят, и видеть не хотят, но они еще и злословят, и несправедливо называют икону идолом. О, несмысленые Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос . Но поскольку для них привычно рассуждать о вере в прениях и распрях и не разум испытывать верой, но веру испытывать разумом, то, снисходя к их высокоумию и любопытству, дерзаем вступить в прения, уповая не на разум свой, а на истину, потому что разум гордится, а истина Господня во веки пребывает. Но прежде, чем перейдем к делу, рассмотрим предварительно некоторые положения. Положение первое Икона, или образ, есть некое подобие, являющее в себе того, чей это образ. Положение второе Всякая икона, или образ, не во всем подобна тому, кого являет. Потому что одно дело образ, а совсем другое образуемое. Например: образ человека являет только человеческое тело, и то отчасти, но душевные же силы явить не может. Образ не живет, не мыслит, не видит, не слышит. Если же сын и есть образ отца своего, то он не во всем его подобие, ибо тот отец, этот же сын. Положение третье Икона, или образ, если являет святой предмет, и сама называется святой, но не по своему веществу, а образно. Так, и Библия , и Евангелие называются Священным Писанием не по своему веществу, но по явлению священных предметов. Так и Ветхозаветная скиния называется Святое Святых. Положение четвертое Иконы, или образы, нужны для того, чтобы явить, познать далекие, неприсущие, отстоящие и тайные вещи, и помнить о них. Положение пятое

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

(из апологетических бесед Юл. Шикоппа) 1 Предисловие. 1) Сказание канонических Евангелий о воскресении Иисуса Христа. 2) Возражение против этого воскресения, – Цельса, Спинозы, Реймара, Бардта, Доктора Паулюса, Шлейермахера. 3) Гипотеза мечтательности, – Вейссе, Евальда, Шенкеля, Ренана, Штрауса. 4) Суждение о ней Бейшлага, Кейма, Генгстенберга, Енгельгардта. 5) Значение воскресения Иисусова для христианского учения и Церкви. Заключение. Почтенные слушатели! Сегодня нам нужно заняться событием воскресения Иисуса Христа, которое мы рассмотрим со следующих точек зрения: сначала изложим сказание, какое сообщают нам о воскресении Господа канонические евангелия; потом разберем возражения, которые со времен апостольских были направлены против этого события; далее займемся новейшей, так называемой, гипотезой мечтательности (Wisionshypothese), именно по представлению Шрауса, и подвергнем ее тщательному исследованию, чтобы наконец ближе увидеть важность воскресения Иисуса для истории христианской Церкви и для нашей христианской Веры. 1) Сказание наших канонических евангелий о воскресении Господа главным образом заключается в следующем: когда по распятии Господа прошел день покоя во гробе – суббота, стало рассветать великое утро воскресного дня, в которое Бог Господь положил печать на дело искупления и могущественно явил Иисуса Христа Своим Сыном и Спасителем мира через воскресение Его из мертвых. Весьма рано утром воскресного дня, при землетрясении, явился Ангел с неба и отвалил камень от двери гроба. Стражи от страха побежали в город и объявили о том первосвященникам. Жены первые услышали о воскресении Господа и увидели Воскресшего. Сначала Мария Магдалина пришла к гробу и увидела камень отваленным. В страхе она поспешила в город к Петру и Иоанну и известила их об этом. Между тем другая Мария, Саломия и Иоанна при восходе солнца прибыли ко гробу. Там они увидели Ангела, который возвестил им о воскресении Иисуса и повелел им сказать ученикам, что Иисус явится им в Галилее. Жены удалились и не говорили ничего никому, кроме учеников, которые в унынии своем приняли эту весть за пустую молву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Глава I Два раза в день из города Калиткина в Святогорский монастырь и обратно отправлялась линейка, управляемая грязноватым, мрачноватым, глуповатым парнем. В этот день линейка приняла только двух, незнакомых между собой, пассажиров: драматическую артистку Бронзову и литератора Ошмянского. Полдороги оба, по русско-английской привычке, молчали, как убитые, ибо не были представлены друг другу. Но с полдороги случилось маленькое происшествие: мрачный, сонный парень молниеносно сошел с ума… Ни с того, ни с сего он вдруг почувствовал прилив нечеловеческой энергии: привстал на козлах, свистнул, гикнул и принялся хлестать кнутом лошадей с таким бешенством и яростью, будто собирался убить их. Обезумевшие от ужаса лошади сделали отчаянный прыжок, понесли, свернули к краю дороги, налетели передним колесом на большой камень, линейка подскочила кверху, накренилась набок и, охваченная от такой тряски морской болезнью, выплюнула обоих пассажиров на пыльную дорогу. В это время молниеносное помешательство парня пришло к концу: он сдержал лошадей, спрыгнул с козел и, остановившись над поверженными в прах пассажирами, погрузился в не оправдываемую обстоятельствами сонную задумчивость. – Выпали? – осведомился он. Литератор Ошмянский сидел на дороге, растирая ушибленную ногу и с любопытством осматривая продранные на колене брюки. Бронзова вскочила на ноги и, энергично дернув Ошмянского за плечо, нетерпеливо сказала: – Ну?! – Что такое? – спросил Ошмянский, поднимая на нее медлительные ленивые глаза. Тут же Бронзова заметила, что эти глаза очень красивы… – Чего вы сидите? – А что? – Да делайте же что-нибудь! – А что бы вы считали в данном случае уместным? – О, Боже мой! Да я бы на вашем месте уже десять раз поколотила этого негодяя. – За что? – Боже ты мой! Вывалил нас, испортил вам костюм, я ушибла себе руку. Облокотившись на придорожный камень, Ошмянский принял более удобную позу и, поглядывая на Бронзову снизу вверх, заметил с ленивой рассудительностью:

http://azbyka.ru/fiction/britva-v-kisele...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Петр Первоначальное имя святого апостола Петра было Симон (ивр. ‏‏‎ – Шимон). Имя Петр (Petrus, от греч. πτρος – камень) возникло от прозвища Кифа (арам. – камень), которое апостолу дал Спаситель. Апостол Петр был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр имел дом в Капернауме и был женат – в Евангелии рассказывается об исцелении Иисусом Христом тещи апостола. Призванный Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Однажды Иисус Христос, проходя по берегу озера Галилейского, увидел две лодки, причаленные к берегу, а рыбаки на берегу вымывали сети. Между этими рыбаками был и Симон-Петр с братом. Войдя в лодку Петра, Христос просил его отплыть немного от берега. Сидя в лодке, Он учил народ, собравшийся около озера. Окончив проповедь, Господь обратился к Петру. «Отплыви на глубину, – сказал Он ему, – и закиньте сети свои для лова». – «Учитель, – отвечал Петр, – мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину». Тотчас сети были закинуты, и было поймано такое множество рыбы, что даже сеть прорывалась. Дав знак товарищам на другой лодке, чтобы пришли на помощь, с ними едва вытащили улов. Рыбы было такое необыкновенное множество, что, наполненные ею, обе лодки начали тонуть. Петр не мог удержать чувств, волновавших его сердце. Чувство своего недостоинства было так в нем велико, что он совершенно не мог понять, чего хочет Господь от него, человека простого. «Выйди от меня, Господи, потому что я – человек грешный», – пав на колени, воскликнул он. Но Господь успокоил его и сказал: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» ( Лк.5:1-11 ; Мк.1:16-2 ; Мф.4:18-22 ). Это было и повеление и обещание. Тогда обе лодки были вытащены на берег, и Петр с Андреем, оставив все, последовали за Христом.

http://azbyka.ru/test/apostol-petr

свящ. Вадим Маркин Лекция 3 Период третий – Великая Страстная седмица Воскресенье 2 апреля Гора Елеонская, Вифания, Иерусалим Лк. 19, 28–40 : Вход 484 Господень в Иерусалим. Лк. 19, 41–44 : Скорбь 485 Иисуса о Иерусалиме. Пророчество о входе Господнем в Иерусалим: Пс. 117, 22–27 : “22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это – от Господа, и есть дивно в очах наших. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! 25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! 26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. 27 Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника” Зах. 9, 9 : “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”. Храм Иерусалимский Мф. 21, 12–16 : Второе очищение храма. Дети восклицают: “Осанна 486 !”. Пс. 8, 3 : “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя”. Вифания Мк. 11, 11 : Ночь в Вифании. Понедельник 3 апреля Вблизи 487 Иерусалима и в самом городе Мк. 11, 12–14 : Проклятие 488 бесплодной смоковницы. Вифания Мф. 21, 17 : Ночь в Вифании. Вторник 4 апреля По пути в Иерусалим Мк. 11, 20–26 : Объяснение проклятия смоковницы. Господь о силе веры и необходимости прощения. Храм Иерусалимский Мф. 21, 23–27 : Старейшины Иудейские оспаривают власть Иисуса. Мф. 21, 28–32 : Притча о двух сыновьях. Мф. 21, 33–46 : Притча о злых виноградарях. Краеугольный камень. Мф. 22, 1–14 : Притча о брачном пире 489 . Три ответа Иудейским вождям ( Мф. 22, 15–40 ): Мф. 22, 15–22 : О подати Кесарю. Мф. 22, 23–33 : Саддукеи о воскресении мертвых. Мф. 22, 34–40 : Слово о наибольшей заповеди. Мф. 22, 41–46 : Вопрос Спасителя к законникам: Христос – чей Он Сын? Пророчество о лукавстве человеческом: Пс. 55, 6–7 : “Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло. Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010