Разделы портала «Азбука веры» Достаточно ли одной Библии? Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura ( лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться. Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны. Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения. Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их ( Быт.4:4 ). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» ( Быт.7:8 ). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима ( Быт.14:20 ). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было. На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви. Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга. Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ).

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Иудаизм — монотеистическая религия, основу которой составляет Моисеев закон и т. н. устная Тора. Хотя последователи современного иудаизма считают, что традиция от времени пророка Моисея до настоящего времени непрерывна, раввинистический иудаизм отличается от ветхозаветной религии древнего Израиля. Современный иудаизм неоднороден и представлен различными течениями, которые сильно отличаются в вероучении и практиках. Для большинства течений характерны следующие, объединяющие их особенности: В чем главное различие между иудаизмом и христианством? Христиане исповедуют, что Бог един и вместе троичен, тогда как представители иудаизма, отрицают троичность Бога по Лицам. Другое принципиальное различие лежит в отношении к Иисусу Христу, Его учению и делам. Представители иудаизма, в отличие от христиан, не признают Его Мессией, Господом и Спасителем, через Которого было совершено Искупление человека и заключен Новый Завет с людьми. Правильно ли говорить, что иудаисты и христиане верят в одного и того же Бога? Вот какой ответ на этот вопрос дал свт. Иоанн Златоуст : «Конечно, (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего . ( Ин.8:19 ). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения». Что служит явным доказательством ложности иудаизма? Таким доказательством служит объективная невозможность исполнить значительную часть иудейских предписаний из-за разрушения храма в Иерусалиме. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Как врач отводит больного от его неразумного требования, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным. Если бы Он не это имел в виду, то для чего заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя? Для чего же Он, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город? И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмышленных, причина разрушения Иерусалима? Если домостроитель, положив уже основание, выведши стены, устроив свод и прикрепив его к одному, положенному в середине камню, отнимет этот камень, то разрушит весь состав здания; так и Бог, сделав город как бы связью (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения». Почему христианам запрещается соблюдение ветхозаветного обрядового закона (см. напр. 11 правило VI ВС, 29е правило Лаодикийского Собора)?

http://azbyka.ru/iudaizm

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Перед Вами книга о Воскресении из мертвых Христа Спасителя. Вы открываете работу, в которой с Вами будут говорить святые мученики, засвидетельствовавшие Воскресение Христа самой жизнью; Вы соприкоснетесь с античными авторами I–II веков, не принимающими Воскресения, но все же пишущими об этом событии; с вами будут говорить мужи апостольские и апологеты. Вы также услышите отзвук Воскресения Христова – этого вселенского события – в различных произведениях II–IV веков. Наконец, перед взором читателя предстанет красота и ясность Воскресных Евангелий на греческом языке – языке апостольской проповеди. Мы станем рядом с живыми участниками событий: войдем в сад Иосифа Аримафейского, с Мироносицами увидим отваленный камень, войдем в отверстый Гроб, узрим Ангела, и мысленно соприкоснемся с воскресшим Христом. Благая весть Воскресения Христова, весть надежды и бессмертия для каждого право верующего во Христа, весть, в которой лежат духовные истоки нашего бытия – вот вкратце содержание книги, которую Вы держите в своих руках. Введение За каждой воскресной всенощной мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» 1 Как провозглашаем слово «видевше», когда Спаситель восстал из мертвых почти две тысячи лет тому назад? Но мы возвещаем неложно. Светоносное присутствие в Церкви Святаго Духа раскрывает совершившееся Господне Воскресение и дает нам радость созерцать самого воскресшего Христа. Когда благодатию Святаго Духа в душу приходит Христос, блистая сияниями Божества, то Он животворит нас и делает так, что мы ощущаем Его в себе живым, бессмертным и нетленным 2 . Как только верующая душа соединяется с Триипостасным Богом и, таким образом, воскресает силой Христовой, она удостаивается зреть мысленно и таинственно чудное Воскресение и воспевает: «Воскресение Христово видевше…». 3 Воскресение души – это ближайшее соединение со Христом, Который есть Вечная Жизнь. Воскресение души, бывающее прежде всеобщего воскресения тел – избавление, для которого Бог Отец дал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь 4 . Кто любит Господа, тот силой воскресшего Христа очищает свое естество, и тогда его охватывает бесконечная радость, потому что Спаситель дает ему жизнь вечную.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Что такое терпение Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету. По советам отцов Церкви и великих старцев Терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел. Святитель Тихон Задонский Терпение есть непрерывающееся благодушие. Преподобный Никон Оптинский Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ). Преподобный Феодор Санаксарский Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, или дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Божие нудится ( Мф.11:12 ). Преподобный старец Вонифатий Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: «…иное упало при дороге… иное упало на камень… иное упало между тернием… а иное упало на добрую землю» ( Лк.8:5-8 ). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Лк.8:15 ). Послушаем эти слова: «приносят плод в терпении». Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.

http://azbyka.ru/kak-nauchitsya-terpet-n...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Текст молебного пения утвержден на заседании Священного Синода 16 мая 2023 года (журнал Иерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Царю Небесный: Таже чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство, и сила и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: Слава, и ныне: Аллилуия, трижды. Ектения великая: Миром Господу помолимся: … О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их Господу помолимся. О рабех Божиих (имярек), недугом неисцельным страждущих, и о еже простити им всякое прегрешение, вольное и невольное, и милостиву быти им, Господу помолимся. О еже стяжати им и сродником их плод веры, чистым сердцем в терпении приносимый, и упование непостыдное, Господу помолимся. О еже посетити я посещением Святаго Своего Духа, и ослабити болезнь неисцельную, в них гнездящуюся, славы ради имене Своего, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. … Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава: Глас 7. Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господе. Стих1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Стих 2: Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Стих 4: Камень, егожа небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Таже тропарь, глас 7, дважды: Страстотерпче святый, царевиче Алексие,/ты терпением страданий издетска/послушанию воли Божией и терпению навыкл еси,/темже и в болезни неисцельной сущим/ослабу молитвами твоими подаждь,/велие бо дерзновение/стяжал еси ко Господу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/chin-molebn...

Разделы портала «Азбука веры» Святитель Николай (Касаткин) : Буддизм в религиозном отношении – сущая пустота, ибо без Бога – какая же религия! Дневники. Том III Отслужили вечерню, и сказано было поучение о необходимости молитвы и посвящения себя Богу, обращенное большею частию к христианам, но отчасти и к язычникам; им указано было, что молитва их бесполезна и достойна сожаления, ибо дерево и камень, или пустое пространство, в которое они возглашают свои призвания к богам и буддам, которых не существует, не видят, и не слышат, и не могут помочь. Дневники. Том II У буддистов нет прочных оснований для веры; не в кого там собственно веровать; оттого буддисты и в упадке. У нас принимают веру прежде всего по разумному убеждению, оттого у нас и мужчин не менее усердных, чем женщин; например, все наши проповедники – усердные верующие, без чего не были бы и проповедниками, и так далее. Дневники. Том III …Буддизм вошел краешком своего тумана в некоторые пустые головы в Европе и Америке, а отсюда и в Японии – «буддизм-де будущая религия Европы на место исчезающего там христианства». Это – вонь мертвеца здесь, ворошимого некоторыми жуками кавказской породы. Это же признак, что в инославии – гибель духу человеческому. Дневники. Том II Нужно сказать правду, японский народ тремя своими религиозными пестунами – буддизмом, конфуцианством и синтуизмом, и еще своим строгим правительством воспитаны для сей жизни замечательно хорошо; и это доброе воспитание вполне сохраняется еще в местностях, закрытых для иностранного влияния… Буддизм – самая глубокая из языческих религий, и конфуцианизм – высшая из языческих нравственных философий. Многими прекрасными нравственными качествами, конечно, японцы обязаны этим двум своим педагогам. Дневники. Том I Преподобный Иустин (Попович) : Человеческий дух был не в состоянии представить себе образ совершенного человека ни как замысел, ни как идеал, ни тем более как действительность. Отсюда происходили только блуждания в поисках идеального человека и у таких выдающихся мыслителей рода человеческого, как, например, Платон, Сократ, Будда, Конфуций, Лао Цзы и др. дохристианских и нехристианских искателей идеального, совершенного человека.

http://azbyka.ru/svjatye-o-buddizme

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь праздника, глас 4й Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого. Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных. Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым ( 2Кор.2:5 ); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Камень недвижимый в основании Церкви – Петр; движущая сила – Павел; тот Церковь держит, этот – строит. И вот эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель Церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, – были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. Мы должны всегда иметь перед глазами примеры этих апостолов и помнить, что Господь не только восставил их от тяжких согрешений, но и сподобил величайшей благодати. Потому и мы не вправе отчаиваться или унывать. Нам нужно помнить, сколь ревностными людьми были апостолы Петр и Павел. Святитель Иоанн Златоуст даже так говорит об апостоле Павле: «…он, как дух и огонь, обтекал всю вселенную и очищал землю»

http://azbyka.ru/propoved-na-prazdnik-sv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла 13 мин., 11.07.2023 Содержание День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Смысл названия дня Петра и Павла День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Апостол Петр До того, как стать учеником Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы. Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю. После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

С. Успенский Пятый член Символа веры И воскресшаго в третий день по Писанием Воскресение Христово В день Пасхи, радостно играя, Высоко жавронок взлетел, И, в небе синем исчезая, Песнь воскресения запел. И песнь ту громко повторяли И степь, и холм, и темный лес. «Проснись, земля, – они вещали, – Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес. Проснитесь горы, долы, реки. Хвалите Господа с небес. Побеждена Им смерть вовеки. Проснись и ты, зеленый лес. Подснежник, ландыш серебристый, Фиалка – зацветите вновь, И воссылайте гимн душистый Тому, Чья заповедь – любовь». Е. Горчакова Явление воскресшего Господа Марии Магдалине Еще солнце не всходило. Луна не успела исчезнуть на небосклоне и обливала землю слабым потоком своих непостоянных лучей. По улицам Иерусалима спешила женщина по направлению к саду, где был погребен распятый Господь. Это была Мария Магдалина. Она хотела почтить своего усопшего Учителя и Господа и несла к гробу драгоценное миро, намереваясь возлить его на Его Пречистое Тело. Не без робости вступила она в огороженный небольшой стеной сад. Осмотревшись несколько раз кругом, Мария направилась торопливо к гробу по тропинке, обросшей густым кустарником. Здесь было совершенно темно и стояла такая невозмутимая ничем тишина, что Мария могла слышать биение своего собственного сердца. Но вот она остановилась и внимательно прислушалась: какой-то тихий, таинственный шелест нарушил внезапно торжественную тишину молчаливого сада. Быть может, это был ветерок, пробежавший по листочкам? Но нет!.. Ей как будто слышится тихий взмах ангельских крыльев. Приятное благоухание лилий наполняет воздух, и это благоухание охватывает Марию каким-то священным невольным трепетом. Долго она стоит на одном месте, боясь пошевелиться, едва дыша и напряженно вслушиваясь в таинственные звуки. Вдруг слабый луч розового света прорезал темноту, и почти в ту же минуту высоко в воздухе раздалась хвалебная песнь жаворонка. С легким восклицанием изумления бросилась Мария вперед. Этому изумлению не было границ, когда она увидела, что камень от входа в гроб был сдвинут с места. Со смущением она заглянула внутрь пещеры...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой Пётр, митрополит Киевский «Воспоим вси великаго святителя Петра, почтим заступника и утверждение земли Российския, егоже дарова Господь граду Москве хранителя бодра». Канон первый, песнь 1, тропарь 2 «Петр Божественный, великий... святый чудотворивый... твёрдый камень веры и основание всем, иже в Рустей земли, святителем.. первый обновитель Божественнаго престола святейшия митрополии Богоспасаемаго... града Москвы и всея великия Русския земли». Книга Степенная, СПб., 1908. Ч. I. С. 320 Центром политической жизни в первые столетия нашей истории был Киев. Здесь, на Днепре, сосредоточивалась культурная жизнь русского народа, торговля, «важнейшие хозяйственные обороты страны» 1 . «Кто владел Киевом, – говорит В. О. Ключевский , – тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли... все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния...» 2 , «отсюда началось сосредоточение сил страны» 3 . Такому государственному значению Киева соответствовало и религиозное. Как город, в котором впервые на Руси воссиял свет христианской веры, он стал колыбелью религиозного просвещения, матерью русских городов, кафедрой митрополитов. В Киевском соборе, построенном великим князем Ярославом, поставляются епископы для всех епархиальных областей Руси, которые признают иерархическую власть единого митрополита Киевского. Но в результате частых набегов южных кочевников и княжеских усобиц Киев уже в XII веке подвергается неоднократным и тяжким разорениям. Древняя русская столица лишается прежнего богатства и красоты, теряет своё первенствующее значение старшего княжения. Нашествие Батыя (1240 год) и поселение татар по соседству с Киевской областью надолго оставили Киев в состоянии политического бессилия. Занятое в начале XIV в. Литвой Киевское княжество также не имело достаточного политического значения, а в конце XV в. было низведено даже на степень простого воеводства. Русская жизнь отливает с юга на северо-восток и здесь сосредоточивается в области Волги и Оки. Место Киева на севере стремится занять Владимир Суздальский, а на юго-западе – Галич.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010