10. Воскресение Христово есть торжество веры, добродетели и упования Пасха христианская всегда совершалась со всею торжественностию. Еще христиане не имели храмов, еще гонимые язычниками сокрывали свое богослужение в вертепах и пропастях земных; но воспоминание воскресения Христова было уже виною торжества столь светлого и продолжительного, что один из древних защитников христианства ( Тертуллиан ) вслух всех язычников говорил: «Ваши праздники, взятые все вместе, не могут сравниться продолжением своим с одною Пасхою христианскою». В самом деле, воскресение Господа нашего само по себе есть торжество торжеств и праздников праздник. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; – есть высочайшее торжество добродетели, ибо в нем самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; – есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных. I. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество веры. Апостол Павел, один из первейших проповедников веры написал коринфским ученикам своим: «аще... Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). То есть, ежели Христос не воскрес, то все истины нашей веры теряют свою силу; Евангелие и проповедь не имеют более достоинства; – все христианство есть – праздное имя. Мысль разительная, но совершенно истинная, неоспоримая! – Ибо на чем основана вся вера наша? – «Наздани бывше, – отвечает св. Павел, – на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Еф. 2:20 ). Воскресший Иисус есть краеугольный камень нашей веры; Он есть «Посланник и Святитель нашего исповедания» ( Евр. 3:1 ). Но почему, братие, сей камень, пренебреженный зиждущими, соделался для нас во главу угла и дивен во очию нашею? ( Мф. 21:42 ). Почему мы признаем в Нем «Христа – Божию силу и Божию премудрость?» ( 1Кор. 1:24 ). – У нас есть на сие весьма много доказательств; но все они были бы недостаточны без воскресения Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава I Русская богословская литература XVI–XVIII вв. по вопросам полемики между православием и протестантством, решаемым в «Камне веры». Суждения отечественных писателей-полемистов о лютеранах. Апология православных догматов: о свв. иконах, кресте, мощах, Евхаристии, призывании святых, молитве за умерших, преданиях, литургии, постах и об оправдании. Замечание по вопросу о наказании еретиков. Заключение. «Камень веры», как мы видели выше, в свое время пользовался большим уважением и выдающимся успехом среди читающего русского общества. Эту почетную известность творения митрополита Стефана Яворского должно объяснять отчасти тем, что решаемый в нем вопрос – об отношении православной церкви к протестантам – имел великое жизненное значение для всего русского народа в царствование императора Петра I и ближайших его преемников; но главным образом – действительными – внутренними и внешними – достоинствами самого «Камня веры». Можно справедливо сказать, что он своим появлением на свет составил эпоху в истории нашей богословской литературы против протестантов. Отечественная полемика с ними никогда не принимала таких широких размеров, никогда не захватывала такой массы вопросов – догматических, канонических и церковно-исторических, а вместе с тем никогда не велась с теми научными средствами, равно и с одушевлением и страстностию, с какими свойствами проявилась в «Камне веры». Чтобы выяснить значение, которое принадлежит последнему в ряду отечественных богословских произведений одинакового с ним направления, необходимо обратить внимание на предшествовавшую борьбу православия с протестантством, сделать обзор того, что создано было русскою богословскою мыслию на поприще полемики с протестантами до времени митрополита Стефана Яворского . Взгляд на отечественную литературу против протестантов прежнего времени откроет нам, с какою постепенностию выступали в православном русском сознании особенности догматического учения протестантства; объяснить, насколько верно и глубоко русские богословы понимали и опровергали протестантское учение и какими пользовались приемами полемики. Таким образом, чрез изучение отечественной полемики против протестантов будут положены основания для сравнения «Камня веры» с другими отечественными полемическими сочинениями этого рода, чрез это характеристические особенности его выступят яснее и определение, и обозначится его место в ряду произведений нашей полемической антипротестантской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Догмат о Святых Мощах Некое предисловие к излагаемому Раковины, в которых родится жемчуг, в чести не только когда в них пребывает жемчуг, и когда жемчуг отделяется от них. Если же посмотрим на животных, то у многих обнаружим, что их мертвая кожа намного больше ценится, чем живая. Но и выделанная кожа благоуханного дерева корицы приносит земнородным большую пользу и используется как лекарство при многих болезнях. Так и мы, Православные, говорим о мощах святых угодников Божиих, которые, как раковины дражайшего жемчуга, и по отделении от души высоко ценятся теми, кто умеет ценить вещи, и используются, как кожа благоуханной корицы, для помощи и исцеления приходящих. И только одни еретики, помраченные злобой, ослеплены, не видя и не умея оценить такое сокровище, но попирая драгоценный жемчуг, как мерзкие свиньи. Мы же, не подражая лукавым, возьмем это драгоценное золото и на камне веры покажем противникам его цену. Часть I. Камень православной веры Почитать мощи святых угодников и воздавать им подобающую честь есть дело Православного благочестия. Глава 1. Твердость камня веры по Божественному Писанию Книга Исхода, глава 13. Книга Иисуса Навина, глава 14. Моисей и сыны Израилевы настолько почитали мощи Иосифа Прекрасного, умершего в Египте, что, выйдя из Египта, взяли их с собой, как некое сокровище, и вынесли их оттуда в землю обетованную, и в селении Иаковлевом, именуемом Сихем (названном Сихемом позже), с почестями похоронили. Это дает возможность подумать о том, что много людей умерло в Египте, но вынесены были оттуда мощи одного только Иосифа, потому что он один был праведен, свят, и великий угодник Божий, как и сказано в его житии. Во Второзаконии, глава 34, мы видим, что Сам Господь Бог почтил тело умершего Моисея и Сам его похоронил, как говорится в Писании: И умер там Моисей. Раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня ( Втор. 34, 5–6 ). В славянском переводе Библии написано: И погребли его, то есть Ангелы Божии. В других же переводах Библии написано: И погребен он, то есть Самими Господом. Если бы тело Моисея погребли люди, то место его погребения было известно. Но поскольку оно неизвестно до сего дня, ясно, что он был погребен Ангелами или Богом, а не людьми. Видите, какая честь оказана мощам угодника Божия Моисея. Смотрите об этом ниже в пятой главе, в доказательстве втором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Догмат о призывании святых, то есть Ангелов Божиих и других святых, ушедших из сего мира Обращение к читателям Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его? – говорит Христос, Бог наш, в Евангелии ( Мф. 10, 25 ). Неложны Слова Того, Кто есть Истина. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф. 24, 35 ). Ибо все, что Он сказал, исполнилось, иное исполняется сегодня, иное исполнится в будущем. Но мне все не перечесть, на все недостанет времени, да у меня и нет намерения говорить обо всем. Предлагаю рассмотреть только один вопрос: не исполняются ли в нынешние времена эти Слова Христовы: Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его? Посмотрите на противников Святой Православно-Кафолической Церкви и увидите, что на них исполняются неложные Слова Христа. Разве не называют наши противники хозяина дома веелъзевулом, когда, не усомнясь, именуют икону Христа Бога нашего идолом, когда не боятся изгонять Его из Евхаристии, когда Его истинные Слова: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя дерзают толковать ложно и недостойно веры. Умолчу о прочем нестерпимом для ушей Православных пустословии, в котором хула и клевета на Христа Бога нашего. Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его, то есть угодников, друзей Его, с Ним в Небе царствующих, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их ( Пс. 138, 18 ). И на них устремились противники Святой Церкви, презирая, насмехаясь, попирая, сожигая или их святые мощи, или их святые души, предстоящие Владычнему Престолу, считая их мертвыми, лишая всякого ведения и славы небесной, пренебрегая их святыми молитвами и считая безумными тех, кто призывает их на помощь. Посмотрите, разве это не означает, что хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его? Но да заградятся уста говорящих неправду, в этом догмате нам предстоит внимательно рассмотреть, на чьей стороне, нашей или противников, находится истина, чей дом утверждается на камне веры, а чей на песке, не имеющем отношения к цельности и прочности.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Скачать epub pdf Жизнь во Христе есть жизнь в вере Вера христианская: какое таинственное, странное, удивительное, чудесное явление в мире человеческой души. Как ее определить? К какой способности душевной отнести? К уму? Но она шире мысли, сильнее, действеннее ея. К чувству? Она сложнее всякого чувства, она сосуд, несущий в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Волевое явление? Да, вера двигает горами, но христианин отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «да будет воля Твоя во мне грешнем». Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем то «убежденное предположение», называемое верой, какое обычно встречается в жизни. Христианство несет с собой возвышеннейшее нравственное учение но свести его к одной нравственности, без веры, как это, например, пытался сделать Толстой, значило бы разрушить его. На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царствия, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи. Верою одушевленные христиане с радостию шли на мучения и смерть. Вера – камень, но камень неосязаемый, свободный от грузности, тяжести, духовный. «Дух силен, мощен», пишет о. Иоанн Кронштадтский , «оттого он легко носит тяжелое вещество плоти». «Кто верует, у того из чрева потекут реки воды живой»: и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в сил духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа. «Если кто скажет горе сей: двинься и ввергнись в море, и не размыслит в сердце своем, будет ему». Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой. Освещен ими и пастырский путь о. Иоанна. Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Есть секта, которая хочет дать чисто практическое применение вере и учит так: уверь себя, если ты болен, что ты здоров – и ты уже здоров. Такое понимание веры похоже на детскую игру, когда дети воображают, что они плывут по морю, сидя в своей комнате на полу. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы – с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода: но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Беседа 6. Пергамская Церковь. Где живет сатана. Что делать, когда заболит зуб. Целомудрие веры. Сокровенная манна и белый камень. Сегодня мы продолжаем наше занятие по книге Иоанна Богослова. И сегодня мы будем рассматривать третье обращение, обращение к Пергамской Церкви. Проф. Глубоковский, пишет о Пергаме: «ПЕРГАМ ( Откр.1:11 ), город в Великой Мизии; некогда был столицей Пергамского царства, а при римлянах (со 129 г. до Р.Х.) – главным городом в Asia propria. Здесь была одна из 7 Асийских Церквей, о которой апостолы Иоанн говорит, что в Пергаме «находится престол сатаны» (2,13). Этими словами указывается, может быть, на бывший там знаменитый языческий храм Эскулапа и на великолепный алтарь Зевса в Акрополе или же на сам город как главный в провинции центр культа Цезарей (Кесарей), уже с 29 г. до Р.Х. имевший особый храм, который был посвящен богине Роме и Августу (Гению императора). Из епископов Пергамских в Апостольских Постановлениях первым упоминается Гаий, поставленный апостолом Иоанном. При гонении Домициана (81–96 гг.) пострадал «верный свидетель Христов Антипа» (2,13), по преданию брошенный в раскаленного медного быка. Некоторые члены Пергамской Церкви придерживались ложного учения Валаама и николаитов. Город стоял на реке Калке в 120 стадиях (около 22 верст) от моря. Пергамский царь Эвмен II (197–158 гг. до Р.Х.) был известен своими общественными работами и славился громадной библиотекой, состоявшей из 200 тыс. томов. Он старался о ее возможно большем увеличении; но Птоломей V Епифан, боясь конкуренции со знаменитой Александрийской библиотекой, воспретил вывоз туда папируса, а потому Эвмен вынужден был обратиться к употреблению особо обработанных для письма кож ( 2Тим.4:13 ), которые по месту производства и стали называться пергаменом. Ныне в Бергама; в числе сохранившихся памятников показывают ту церковь , где древние пергамские христиане собирались для выслушивания пророчеств святого Иоанна о о судьбе Пергамской Церкви, а также гробницу священномученика Антипы».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 24 Зач. 97-е. Пророчество Христово о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира Читается в субботу 15-й недели по Пятидесятнице 1. И изшедъ идше церкве. И пристпиша (къ нем) учнцы показати церквна. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма 2. же реч имъ: не видите ли вс аминь глю вамъ, не имать стати зд камень на камени, иже не разоритс. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено Это было после того, как Господь И. Христос, после обличительной Своей речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (гл. 23). Услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Иисуса Христа, когда проходили горою Елеонскою, откуда очень хорошо был виден храм со всеми его зданиями притворами, дворами и проч. (ст. 3), указали Ему на красоту храма, в недоумении, как может быть оставлена в запустении такая святыня, такая красота и такая драгоценность. Им казалось, что это будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа. Тогда И. Христос высказал еще большее: аминь глаголю (истинно говорю) вам, не имать остати зде (не останется здесь) камень на камени, иже не разорится (все будет разрушено), т. е. не останется и следов этого великолепного храма. Так действительно и совершилось, чрез 36 лет после происнесения сего пророчества и в 70 году после Рождества Христова. В это время Иудеи возмутились против Римлян, и Римляне, взяв Иерусалим, разрушили и сожгли храм. Предводитель Римлян Тит желал было сохранить храм, как особенную драгоценность, но воля человеческая была бессильна против определения Божия. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских воинов, вопреки приказанию начальника, бросил горящую головню чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем. Впоследствии, при императоре Траяне, были уничтожены и самые следы храма. В 4-м столетии римский император Юлиан отступник от веры Христовой, вздумал было посмеяться над пророчеством Христовым, пытался восстановить иерусалимский храм; но с великим посрамлением для себя был принужден оставить это дело: огонь, спадавший с неба и вырывавшийся клубами из земли, мешал делу работавших. Зач. 98-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончнне мира

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Господь наш Иисус Христос , предвечная Премудрость Божья, самосовершен сый и верен во всех словесех своих ( Пс.144 ), прежде бытия нашего вся ведый, по пророческому изречению: не содеянное мое видесте очи твои ( Пс.138 ), Той есть основание церкви. На сем не распадающемся и верном фундаменте утвердил Бог церковь свою, якоже сам устами пророка глаголет: се Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен во основание ему, и всяк веруяй в он не постыдится ( Ис.28:16 ). Слова: многоценен, краеуголен, честен, являют величество силы Христа Спасителя, могущего содержать вечно незыблему и неизменяему церковь , ибо и камень, могущий содержать здание, честен, не имеяй же твердости содержать, но разрушаяйся, не честен и не многоценен. А изречением: веруяй в онь не постыдится, аки ручаясь за твердость камене, Бог повелевает всякому, не опасаясь никоего постыждения, несомненно храмину своей веры созидать на словесах Христовых. На сем основании (словесах Христовых) все учителя церковные свои учения назидали, как и святой Апостол Павел повелевает: кождо да блюдет (рече) како назидает: основания бо иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1Кор. зач. 128; Злат. беседа 8). 2 Сему, надеюсь, и вы не станете противоречить, ибо и сами в том вполне уверены; но удивления достойно, как подкрадывает человека недоумение сопротив его уверенности! Оставив твердые и несомненные слова Христовы, в противность оным, вы хотите основать храмину веры на словах старообрядческих наставников. Не надлежит ли вам притечь к достоверным и непостыдным словесам Христовым, искушающе самих себя, аще в вере есте (2Кор. зач. 197), испытающе добрым испытанием, аще вера, вашими наставниками проповеданная, непреложным словесам Христовым согласует. Убо молю вас, братия, купно со мной без всякого пристрастия рассмотрим, не обретается ли в учении наставников старообрядческих противоречия святому Евангелию Господа Иисуса Христа, также апостольскому и святых отцов учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых Обращение к читателям и некое предисловие   Канул я в глубину морскую, и бурные воды потопили меня ( Пс. 68, 3 ), – говорит Псалмопевец. Может ли быть глубина большая, чем эта пречудное Таинство Евхаристии, человеческим умом неизмеримое и быстротой Ангельских умов непостижимое! Здесь будут уместны слова Апостола Павла, который говорит: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал суд Господень? Или кто был советником Ему ( Рим. 11, 33–34 )? Кто дерзнет переплыть такую глубину своим скудоумием, неизбежно утонет, подобно фараону, как камень в сильные воды ( Неем. 9, 11 ). Если же кто поплывет на корабле Святой Православной Церкви, наставляемый ветром Духа Святого, открывающего тайны, управляемый Самим Христом, штурвал этого корабля держащим, обладая якорем надежды и упования на Бога, располагающего бурями морскими, утверждаем: таковой неизмеримую глубину благополучно переплывет и достигнет Небесного пристанища. И таковы мы, сыны Православной Церкви, не дерзающие измерять глубину своим малоумием, держимся только одного корабля Святой Апостольской Кафолической Церкви, пленяя разум в послушание веры и полностью понимая, что корабль, Кормчий которого Сам Христос, Сын Божий, не может утонуть или заблудиться, отклонившись от пути, ведущего в пристанище небесное. Противники же, не держась за этот корабль, но плывя в новых своих ладьях, по своему разумению устроенных, наставляемые кормчим в лице собственного суемудрия, плывут очень неумело и, тщась измерить неизмеримую пучину веревкой любопытства, впадают в пучину неверия и тем самым жестоко погибают. Не так, нечестивые, не так. Вспомните прежние дни, когда ваши отцы держались этого благодатного корабля. О, сколь благополучно было тогда плавание, когда у веровавшего народа были одно сердце и душа. В чем причина того, что вы, родное племя праотцов, выскакиваете из этого корабля? ( Деян. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Закрыть Первоверховный апостол Петр Память 12 июля Мария Тоболова   01:11 14.07.2023 857 Время на чтение 7 минут ( ? – около 67 года) Когда люди отошли от Бога, замкнувшись в своей греховности, то единственная сила, которая могла согреть окаменевшие сердца, - это не знающая границ любовь Бога Отца, выразившаяся в послании на землю Своего Сына служить людям в их спасении. В первые же дни Своего пребывания в приморском городе Капернауме Господь Иисус призвал на апостольское служение четырех рыбаков: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19). И они тотчас оставили лодку и рыболовные сети и с любовью последовали за Божественным Учителем. Первоверховный Апостол Петр – самый известный из учеников Спасителя и глава апостольской общины, посвятивший свою жизнь распространению христианской веры. При рождении будущий апостол получил имя Симон, которое представляет собой сокращенный вариант еврейского имени Симеон, точнее, Шимон. А имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень», «скала». Христос назвал Симона Петром, увидев в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Петр был сыном рыбака Ионы из Галилейского селения Вифсаиды и сам по роду занятий рыбак, как и его младший брат Андрей. Петр – человек простой и необразованный, всё достоинство которого заключалось в его чистой душе и непорочном сердце. Пламенный духом, он и до обращения стремился к Богу, слушал проповеди св. Иоанна Крестителя и ждал прихода Мессии. С самого начала призвания Петр стал старшим среди апостолов, самым ревностным и безгранично преданным из учеников Христа; он ни перед чем не останавливался, чтобы проявить свою любовь к Учителю. Из Евангелия известно, что апостол Петр был женат: однажды Господь исцелил его тещу, лежавшую в горячке (Лк. 4,32). Святитель Златоуст говорит: «И здесь заметь Петрово почтение к Нему. Ибо, имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его…. И Господь, желая яснее показать Свое расположение к смиренному апостолу, прошел к постели больной, стал над нею, и коснулся руки ее… и горячка оставила ее». Теща Петра являлась женой Аристовула, апостола из числа 70-ти. Предание гласит, что жена Петра сопровождала его в его миссионерских путешествиях (1Кор. 9,5) и помогала супругу в проповеди веры.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/13/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010