При сем я бы полагал нужным отклонить изъясняемую архиепископом Подольским мысль, чтобы действовать отдельно на воссоединение прихожан, так как они воссоединены уже общим воссоединением Церкви, и бывшая исповедь и причастие у воссоединённых священников есть достаточным знаком их собственного воссоединения. 51. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 8 августа 1840 г. за 1042, о сделании наставления Каменец-Подольскому воссоединённому благочинному Лабейковскому Дошло до моего сведения, что благочинный Каменец-Подольский, Виктор Лабейковский, мало сведущ в Православном богослужении, не усерден к исправлению своих обязанностей и даже ещё ни разу не служил совместно с древлеправославным духовенством. Предлагаю консистории распорядиться, чтобы помянутый благочинный Лабейковский отслужил несколько раз в соборной или другой древлеправославной церкви города Каменец-Подольска и доставил в консисторию свидетельство тамошнего духовного начальства о полном знании им правильного богослужения, и чтобы на будущее время он, Лабейковский, участвовал во всех общих богослужениях, к коим по уставу собирается тамошнее Православное духовенство, и не отклонял делаемых ему в подобных случаях приглашений. С тем вместе имеет консистория внушить Лабейковскому тщательнейшее и усерднейшее исполнение своих обязанностей, а в случае несоответственности его настоящему месту, представить мне достойного кандидата для занятия должности Каменец-Подольского благочинного и вместе священника тамошней воссоединённой церкви. 52. Список с рапорта Святейшему Синоду, от 1 апреля 1840 г. за 342, об отпуске для Литовской епархии недостающих богослужебных книг В 1835 году бывшие Греко-Униатские церкви снабжены служебниками Московской печати безмездно, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода. С того времени я положил изъять из употребления прежние Униатские служебники, исполненные нововведений, чуждых Восточно-Православной Кафолической Церкви. Для опыта отобраны прежние служебники от церквей самого значительнейшего Новогрудского благочиния; но дальнейшие по сему предмету действия должен я был остановить, по неимению по большей части при церквах других богослужебных книг. Недостаток сей восполнялся отчасти прежними служебниками, в которых помещены некоторые службы на нарочитые праздники, и за отобранием тех служебников, самое богослужение было бы отчасти невозможным. Посему, до изъятия из употребления помянутых служебников, необходимо снабдить воссоединённые церкви нужными богослужебными книгами: а недостаток средств для приобретения сих книг останавливал до сих пор удовлетворение толь настоятельной потребности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Священник Каменец-Подольской церкви Виктор Лабейковский есть из числа немногих духовных, от коих, по отдалённости или другим причинами, не получено предварительного согласия на воссоединение церквей. Месяц тому назад я распорядился о вызове Лабейковского в Жировицы для удостоверения в знании им правильно служить и вместе в его благонадёжности, с тем, что он от такового вызова может быть уволен разве за представлением хорошего о нём засвидетельствования от преосвященного Кирилла Каменец-Подольского. Ныне генерал-губернатор Бибиков прислал мне письменное согласие священника Лабейковского на присоединение к Православной Церкви, которое и препровождено мною к вашему сиятельству, от вчерашнего числа за 1190, и я вслед за тем предложил консистории уволить Лабейковского от поездки в Жировицы. Об отправлении сего духовного с жандармом в г. Киев и поводах такового мне было неизвестно; но я полагаю, что Лабейковский, удостоверив уже начальство о своей благонадёжности, отпущен по всей вероятности в Каменец-Подольский. Уведомляя о сем ваше сиятельство, вследствие отзыва вашего, от 14 сего ноября за 5061, имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 20 ноября за 1211, о числе воссоединённых прихожан и духовенства в Подольской губерний Вследствие отношения вашего сиятельства, от 18 сего ноября за 5150, честь имею уведомить, что по последней ведомости за 1835 год, консисторией Литовскою доставленной, показано Униатов по губернии Подольской: Каменец-Подольского уезда 693, Ямпольского уезда 274 и Гайсинского уезда 1746, а всех по губерний Подольской 2999. К сему долгом считаю присовокупить, что число Униатов по губернии Подольской всякий год показываемо было разнообразно. Около 1828 года их считалось до 4.500. Сии немногочисленные, по всей губернии разбросанные Униаты удовлетворяемы были духовными требами от многочисленных безместных Униатских священников, по губернии Подольской бывших и отправлявших богослужение по Римским костёлам и каплицам. Но местожительство сих священников было непостоянно и, с перемещением или смертью священника, терялись следы бывших там Униатов, и они, не имея собственного пастыря, переходили по необходимости в Православное или Римское исповедание. Ныне священников Литовской епархии считается по губернии Подольской не более 16, и они по большей части престарелые. Посему едва ли можно ныне считать и полторы тысячи народа, удовлетворяемого в духовных требах означенными священниками по губернии Подольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Даниил (Натток-Михайловский; впосл. архиепископ Могилёвский и Витебский), в 1806-1808 гг. Иннокентий (Ставницкий), в 1809-1813 гг. Стефан (Романовский), в 1813-1824 гг. Георгий (Ящуржинский ; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский), в 1828-1834 гг. Гедеон (Вишневский ; впосл. епископ Полтавский), в 1834-1839 гг. Нафанаил (Савченков; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский); в 1839-1844 гг. Софония (Сокольский ; впосл. архиепископ Туркестанский и Ташкентский), в 1844-1852 гг. Иоасаф (Покровский), в 1852 (1853 ?)-1856 гг. Евфимий (Хреновский), в 1857-1860 гг. Алексий (Новосёлов; впосл. епископ Екатеринославский и Таганрогский), в 1861-1864 гг. Палладий (Пьянков ; впосл. епископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1864-1867 гг. Феогност (Лебедев ; впосл. архиепископ Псковский и Порховский). В обители принял монашеский постриг буд. архиепископ Модест (Стрельбицкий) . В 1799-1806 гг. в К. м. проживал и в 1819 г. был похоронен 1-й правосл. еп. Каменец-Подольский и Брацлавский Иоанникий (Никифорович-Полонский) . После учреждения 9 нояб. 1866 г. Балтского вик-ства Каменец-Подольской епархии К. м. управляли епископы Балтские и их наместники. Их усилиями в кон. XIX в. при К. м. было основано Каменец-Подольское Троицкое правосл. миссионерское братство, организовавшее в 1904 г. свою типографию. С 1905 г. братство издавало «Подольский Троицкий православный народный календарь». Типография при К. м. была упразднена в апр. 1919 г. путем присоединения к губернской типографии. С 8 нояб. 1917 г. настоятелем К. м. являлся отправленный на покой бывш. епископ Подольский и Брацлавский Митрофан (Афонский) , похороненный в обители в 1920 г. Не позднее 1922 г. К. м. был закрыт; братия перешла в др. обители, а Троицкий собор мон-ря стал приходским храмом. В 1933 г. он был закрыт, и по решению властей приспособлен под здание антирелиг. музея, в 1935 г. взорван и разобран до фундаментов. Главной святыней К. м. была местночтимая чудотворная икона прп. Онуфрия, находившаяся в большом киоте в Троицком соборе обители; еще с 1790 г.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Башня-колокольня играла первоочередную роль в обороне храма. Ширина колокольни немного превышала ширину нефа. В интерьере колокольня от нефа была отделена аркой. Башня первоначально состояла из трёх ярусов. Толщина её стен достигала 2,6-2,8 метров. Нижний ярус башни использовался в качестве притвора (бабинца), в его западной стене был устроен единственный вход в храм. Здесь же, в толще северной стены башни, была устроена лестница, ведущая на второй ярус колокольни, который выполнял в основном оборонные функции и был совмещён общим ходом с боевым ярусом, расположенным над нефом. Третий ярус использовался и в качестве дозорно-оборонного пункта, и в качестве колокольни. Стены башни прорезали бойницы, некоторые из них были видны ещё в 19 и 20 веке. Нижний ярус башни был перекрыт крестовым сводом с нервюрами, а верхние ярусы, вероятно, разделяло деревянное перекрытие, опиравшееся на балки. Венчала колокольню простая шатровая гонтовая кровля, возможно с заломом. Архаическое сооружение, не считая эффектных готических нервюрных сводов, вероятно, было слабо декорировано изнутри. Можно предположить, что в храме были росписи, но годы турецкой оккупации (1672 - 1699) и ремонты греко-католиков (к ним храм перешёл в 1699 году) от них ничего не оставили, а после разрушения храма в 1932 году исчезла последняя возможность провести полноценное исследование стен церкви. При церкви издавна существовало кладбище. Очевидно, что у храма изначально была внешняя ограда, ограничивающая церковную территорию. У этой ограды должны были быть ворота, возможно, устроенные в небольшой надвратной башенке. Ограда, также как и храм, могла быть приспособлена к обороне. К сожалению, об этой ограде нет вообще никаких сведений, а со временем уплотнение застройки территории города привело к сокращению площади церковного имения и ограду, как можно предположить, могли разобрать. 1672 год. На первом этапе Польско-турецкой войны (1672 - 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок и потерял большую часть своего населения. Вскоре после захвата Каменца, церковь Иоанна Предтечи была превращена в мечеть великого визиря Фазила Ахмеда Кеприлю. Вероятно, превращение в мечеть не сильно отразилось на внешнем облике храма, однако при этом мог сильно пострадать интерьер церкви, особенно её росписи, не соответствовавшие канонам ислама.

http://sobory.ru/article/?object=04868

Каменец. Часовня Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменец, Часовня во Имя Святого Пророка Илии Из книги В.И. Будько Север Гдовщины Псков 2005 2002 год в истории деревни Каменец ознаменован построением часовни во имя Св. Пророка Илии. Таким образом в наших местах создан прецедент часовенного храмоздательства. Прямоугольник постройки, имеющий в основном объеме отношение длины к ширине один к двум, расположился практически на старом фундаменте, близ места исчезнувшего потока. Двускатная вознесенная крыша обита оцинкованным железом. На ней изящная маковка со крестом, укрепленная на барабане. Фронтон западного гульбища под пологой крышей осиян образом Спасителя. Ко входу ведет отсыпанная дорожка. Предполагается впоследствии прирубить граненый алтарь. Примечательно, что инициаторы перед домашним проектированием изучали практику и правила часовенного строительства. И это хорошо. Внутреннее помещение сияет сегодня белизной свежего дерева. Высоту потолков строители старались максимально завысить. Образа и утварь расположены согласно Православному канону. Тут благое слово сказал заянский батюшка о. Роман, традиционно окормляющий жителей Каменца и округи. Им же совершен чин освящения места строительства и самое освящение, имевшее быть 2 августа с. г. Неизвещение жителей района о ходе строительства и, тем более, о освящении часовни, заведомое упущение, допущенное заинтересованными. Поразительно, что даже на сельском сходе, обсуждавшем вопрос каменецкого строительства, нашлись имущие противники возрождения Православной традиции. Впрочем, дети их трудились на строительстве наряду со всеми, по восемь часов. Жаль, лопаты им великоваты. А до той поры молодежь деревни обыкновенно сиживала на придорожной остановке. Сие повсеместно. Храмовые места Илии у нас в Старополье и Скамье. В последней нечестивцы с указки нечестивцев возвели «дом на костях» - на руинах и кладбище. Следует ожидать людской трагедии… К примеру, в Столбово, строившие на могилах, страшно болели и мерли.

http://sobory.ru/article/?object=15665

Анатолий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Мартыновский Августин Васильевич) Родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы (низший класс семинарии). С 15 декабря 1817 года – священник в М. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Священного Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года – ректор Курской духовной семинарии, а 7 июня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Курского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской духовной семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониево-Сийского монастыря. С 22 ноября 1844 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. В 1860 году удостоен степени доктора богословия. 17 июля 1860 года уволен на покой в Гербовецкий Успенский монастырь Кишиневской епархии. Скончался 8 августа 1872 года. Архиепископ Анатолий был образованным человеком своего времени, отличался большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником. Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви в Гербовецком монастыре, который, к сожалению, был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами. Преосвященный Анатолий хорошо понимал роль епископа и ясно видел те ближайшие задачи, которые стояли перед ним в епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1991 г. УАПЦ был передан Петропавловский храм в старой части Каменца и здание Каменец-Подольской консистории (1834), при к-ром автокефалисты открыли домовый Богоявленский храм, также был построен кладбищенский храм. В 1993 г. Петропавловский приход УАПЦ перешел в УПЦ КП. Его настоятель Виктор Смоляренко стал одним из основателей местного отд-ния ордена тамплиеров, а также учрежденного по согласованию с М. А. Денисенко «православного духовно-рыцарского ордена св. Михаила». После смерти Смоляренко в 2010 г. община храма разделилась, половина прихода выступила за возвращение в УАПЦ. В наст. время Хмельницкую и Каменец-Подольскую епархию УПЦ КП возглавляет Антоний Махота. Община «обновленной УАПЦ» в 2012 г. начала строительство Богоявленского храма на бывш. польск. кладбище Каменца-Подольского (в микрорайоне Октябрьский). Старообрядчество на территории К.-П. и Г. е. в наст. время представлено Русской православной старообрядческой церковью (РПСЦ; см. Белокриницкая иерархия ), имеющей общины в Каменце-Подольском (в 2010 на окраине города был построен храм), с. Петрашовка Виньковецкого р-на, с. Пилипы-Хребтиевские Новоушицкого р-на. Старообрядцы поселились в Подолье на рубеже XVII и XVIII вв. В 1859 г. была основана Балтская епархия Белокриницкой иерархии, к-рую возглавил еп. Варлаам (Рымарев), открывший в Балте 2 молельни. В 1896 г. в Подольской губ. насчитывалось 17 211 старообрядцев, из них поповцев - 14 073 чел., беспоповцев - 3138 чел. (Календарь Подольской епархии на 1896 г. Каменец-Подольский, 1895. С. 178-179). Старообрядцы жили в городах Балта, Литин, Брацлав, Винница, в Летичевском и Ольгопольском уездах. В последнем уезде имелись 2 скита: Куреневские, мужской и женский, основанных в сер. XIX в. и разрушенных в 20-х гг. XX в. В 2008 г. в совр. с. Куренёвка Чечельницкого р-на был восстановлен Успенский жен. скит, строится новый Никольский муж. скит. РПЦ вела противораскольническую деятельность во мн. старообрядческих селениях, открыла единоверческий (см. Единоверие ) приход при кладбищенской церкви в Литине в 1904 г. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» число старообрядцев в губернии возросло. В 1914 г. в губернии насчитывалось 23,6 тыс. старообрядцев, из них поповцев 22,78 тыс. чел. и беспоповцев 1,9 тыс. чел. Армяно-григорианская Церковь в Подолье

http://pravenc.ru/text/1470091.html

С 1814 г. к Покровской церкви был приписан Никольский храм в Стрелкове. Во время ежегодного принесения Иерусалимской иконы Божией Матери из Бронниц в Подольск образ встречали и в селе Покров: «Местные прихожане встречают икону Царицы Небесной с любовию и усердием, собирая трудовые копейки для служения молебнов перед своими домами». 27 апреля 1922 г. в церкви Покрова Пресвятой Богородицы провели изъятие ценностей: было вывезено 5 фунтов серебра. 8 января 1941 г. Мособлисполком вынес решение о закрытии храма: «Учитывая, что церковь в с. Покров бездействует и население ходатайствует о ее закрытии, разрешить исполкому Подольского райсовета церковь в с. Покров закрыть, а здание переоборудовать на производственные цели». В советские годы Покровский храм был разграблен и со временем пришел в неудовлетворительное состояние: была утрачена кровля четверика, трапезной и апсиды. В 1977 г. Мособлсовет внес церковь в план дополнительных мероприятий на 1977— 1980 гг. по реставрации памятников истории и культуры, расположенных на трассе Олимпиады-80. В 1978 г. в четверике и притворе еще можно было увидеть фрагменты настенной живописи, но к началу 1990-х гг. от них не осталось и следа. В 1979—1980 гг. были восстановлены кровля и купол, заделаны пробоины в сводах и стенах. В отчете архитекторов подчеркивалось, что проведенные работы имели в основном консервационный характер. В 1992 г. церковь вернули верующим. После нескольких лет ремонтно-реставрационных работ храм Покрова Пресвятой Богородицы был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) 9 сентября 2001 г. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм полностью восстановлен. Ведется духовно-нравственная работа с молодежью, совершаются паломнические поездки. Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Звон колокольный как раньше в Чудовом [монастыре в Кремле], все в едином порыве, толпы народа. Как-то даже было все удивительно это видеть в наши дни. Обнимаю тебя, детка моя дорогая! Пиши и приезжай скорее! Твоя схимоигум[енья] Тамара. 14.XIII.1921 г.» - письмо схиигумении Фамари (Марджановой) к духовной дочери из фонда Котэ Марджанишвили Национального музея Ильи Чавчавадзе в г. Кварели, Грузия. Сохранилась лишь краткая запись о визите в Подольск в богослужебном дневнике первосвятителя и полностью совпадает с приведенным выше письмом: " 12 (25) августа 1921 г. - четверг. Патриарх Тихон совершает всенощную в г. Подольске. 13 (26) августа 1921 г. - пятница. Патриарх Тихон совершает литургию в г. Подольске (день ангела) " - Богослужебный дневник Патриарха Тихона, рукопись, М., 1925 г., из фондов Синодальной библиотеки Московского Патриархата.Письмо и дневник патриарха выявлены историком и краеведом Александром Семенихиным в указанных музее и библиотеке. В 1922 г., во время массовой кампании по конфискации церковных ценностей в «пользу» голодающих Поволжья, в Подольске был образован соответствующий комитет. 3 апреля 1922 г. «церковный стол» Подольского исполнительного комитета выдал мандат «для изъятия церковных ценностей в церковь Троицкий собор, город Подольск» уполномоченному Карпову. Было вывезено более 3 пудов серебра. 27 апреля 1923 г. в «Известиях» опубликовали новую инструкцию НКВД для регистрации религиозных обществ. Согласно новым правилам, для регистрации общинам необходимо было представить следующие документы: протокол общего собрания, устав общества, список общества, список членов исполнительного органа, список пресвитеров, договор на использование зданием и имуществом, опись движимого имущества. Несмотря на отчаянные усилия безбожников, храмы в Подольске были переполнены верующими. Служба шла во всех церквах города, кроме Скорбященской, которая была закрыта по предписанию Подольского уездного исполнительного комитета. В 1927 г. Подольский горсовет разрешил «общине Троицко-соборной церкви постройку сторожки внутри ограды», которую и ныне можно видеть рядом с храмом.

http://sobory.ru/article/?object=05118

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил непрерывно служить молебны перед главной городской святыней – Иверским образом Божией Матери. Именно в это трудное время эпидемии 1866 г. святитель Филарет писал своему викарию: «Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась». Жители Подольска, охваченные страхом перед новой бедой, просили московского митрополита доставить к ним из Москвы Иверскую икону, однако святитель Филарет благословил поступить иначе: 12 августа 1866 г. в Подольск из Бронниц привезли чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери. Эта святыня спасла когда-то Бронницы во время другой эпидемии – чумы 1771 г. Икону Божией Матери с надеждой встретили тысячи жителей Подольска, и случилось чудо – распространение холеры остановилось. В память об этом событии ежегодно 12 августа стал совершаться 40 километровый крестный ход из Бронниц в Подольск, а в Троицком соборе был установлен точный список с бронницкой святыни. Этот почитаемый список Иерусалимской иконы Божией Матери пребывает в Троицкой церкви Подольска и сегодня. Крестный ход 12 августа с Иерусалимской иконой стал, по словам краеведа В.Ф. Козлова, главной местной православной традицией до революции. Весь путь чудотворный образ несли 25 человек на специальных носилках. Процессия проходила через многие села и деревни Подольского уезда, и в каждом селении крестный ход останавливался для молебнов. Если в 1912 г. в Подольске торжественно отмечалось столетие победы над французами, кульминацией которого стало открытие обелиска гренадерам генерала Милорадовича, то спустя несколько лет в 1916 г. в городе с размахом отмечался духовный юбилей – 50-летие принесения бронницкого образа и чудесного избавления от холеры 1866 года. В память об этом церковном торжестве жители Подольска подарили Иерусалимскому храму Бронниц драгоценную серебряную лампаду к чудотворному образу Божией Матери, прославившемуся чудесами в Подмосковье. До революции здание было архитектурной доминантой Подольска. Собор в окружении Торговых рядов стоял на высоком берегу Пахры и был заметен уже при подъезде к городу.

http://sobory.ru/article/?object=05118

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010