В мае 1927 г. М. присутствовал на совещании григорианских епископов в Москве («1-й съезд староцерковников, признающих ВВЦС») и подписал их послание к верующим, в котором митр. Сергия обвиняли в «раздоре» и «смуте», уподобляя его обновленцам. На 2-м григорианском съезде в Москве в нояб. того же года М. не присутствовал, но был избран членом Малого собора епископов (новое название ВВЦС) (Второй Моск. съезд староцерковников, признающих Высш. Временный Церк. Совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1, 18). В последние годы жизни М. отказался от публичных выступлений. С 1930 г. из-за плохого состояния здоровья М. григорианской епархией временно управлял его викарий еп. Иннокентий (Бусыгин). Также важную роль в управлении григорианскими приходами играл сын М. настоятель Михаило-Архангельской ц. Новочеркасска иером. Иулиан (Симашкевич), хиротонисанный 17 апр. 1932 г. в григорианского епископа Новочеркасского. После смерти М. в июле 1933 г. еп. Иулиан стал управляющим Донской григорианской епархией, но через год перешел в обновленчество. М. был похоронен на городском кладбище Новочеркасска. 28 окт. 2004 г. прах перезахоронен в ограде новочеркасской Михаило-Архангельской ц. Соч.: Римское католичество и его иерархия в Подолии. Каменец-Подольск, 1872; Историко-геогр. и этногр. очерк Подолии. Каменец-Подольск, 1875. Вып. 1; 1876. Вып. 2; Указатель ист.-археол. достопримечательностей Подолии. Каменец-Подольск, 1884; Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу. М., 1892. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 370-374; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 25, 56, 57; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 211-240; «Обновленческий» раскол. С. 822-823; Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Р.-н/Д., 2006. С. 150-154; Щадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 3(64). С. 44, 50; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 308. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2637314.html

http://www.podolskoe.ru/podolsk_troitsky/main.htm Собор Троицкий, по адресу: г.Подольск, пл.Карла Маркса (ныне Соборная), д.3 является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 1, Указ Президента России от 04.12.1995 г. 176). В Подольске существовала и тюремная церковь во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " в комплексе Присутственных мест. Была обустроена в 1878 г., в 1890-х пристроена колокольня (архитектор П.Г.Егоров). В 1923 г. была закрыта и сильно искажена, утрачена колокольня. Здание ныне лишено специфических черт культового сооружения. Адрес: г.Подольск, Февральская ул, 50, 52, Советская пл., 5, 7. " Храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " при тюрьме Присутственных мест " является выявленным объектом культурного наследия (Приказ Министрества культуры МО от 04.12.2002 г. 457). В 1915 г. в Подольском реальном училище по ходатайству директора была обустроена церковь Алексия Митрополита Московского (здание 1912 г. в стиле модерн, арх. В.А.Степанов). Ликвидирована в 1920-х. Здание училища сохранилось (Большая Серпуховская ул). Кирилл Аминов 1 марта 2015 г. В то время когда Подольск стал городом (1781 г.), все русские областные и уездные города получали новую, регулярную планировку. Не стал исключением и Подольск. Следы этой планировки — четкая сетка улиц — сохранились на правом берегу Пахры вдоль центральной планировочной оси — московской дороги. Здесь, в самой старой части города, сохранились три архитектурных памятника. Самый ранний из них — Троицкий собор (1819-1832), высокая колокольня которого видна уже из Ивановского. К сожалению, сегодня собор притиснут и задавлен громадой современного жилого дома, выстроенного на месте Торговых рядов. С этими рядами собор некогда составлял выразительный ансамбль эпохи классицизма. Торговые ряды, располагавшиеся полукругом, имели аркаду. Полукруглые в верхней части окна световых барабанов собора создавали с этой аркадой определенный архитектурный образ, и поэтому с утратой рядов сам собор немало потерял в своей выразительности.

http://sobory.ru/article/?object=05118

Каменец-Подольская Основана 05.1681. 1814 Упразднена в 1691 г. Возобновлена 12.04.1795. Минское викариатство. Самостоятельная с 1799 г. Территория епархии образована из частей Львовской и Екатеринославской епархий, а также из части Минской епархии, потребовавшей разукрупнения после присоединения к ней территорий, отошедших к России по 3-му разделу Польши (представлявших собою весь западный край империи). «... В 1793 году... совершилось воссоединение Подолии, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. ... Императрица Екатерина... воссоединив юго-западный край с своей державой из бывших Подольского и Брацлавского воеводств образовала Брацлавскую губернию, подчинив ее в иерархическом отношении архиепископу Виктору Садковскому (1793–1795), который, проживая в Слуцке, был архипастырем кроме Брацлавской, еще Изяславской и Минской губернии, составлявших тогда его обширную епархию и носил титул архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского.... В указе от 12.04.1795 г. Синоду между прочим говорилось: «...признали мы за нужное учредить на первое время одного местного архиерея под названием Брацлавского и Подольского, с содержанием, какое положено для второклассной епархии...» ... Скоро епископ новоучрежденной епархии получил титул Подольского и Брацлавского; вместе с ним и епархия претерпевала незначительные изменения в границах своих, то расширяясь, то уменьшаясь, пока не получила окончательный свой вид в самом конце протекшего столетия (16 октября 1799 г.) и не совпала в границах своих с Подольской губернией... (в 1804 г. 19 июля)». (Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. С. 1–2). Кафедра находилась: в Каменец-Подольске (1681–1691, с 1799 г.), в Николаевском монастыре у местечка Шаргород (1795–1799 гг.) (Н.Д. Иерархия... С. 240). Архиепископия с 1801 г. Возобновлена 09(22)06.1993 (выделена из Хмельницкой епархии). Именовалась: в 1681–1691 гг. – Каменец-Подольская; с 12.04.1795 – Брацлавская и Подольская; с 16.10.1799 – Подольская и Брацлавская; Каменец-Подольская и Брацлавская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акт 1641 г. об избрании правосл. епископом Львовским и Каменецким Арсения (Желиборского) подписали 4 протопопа (наместника), заведовавшие приходами Подолья: Феодор, наместник Каменца-Подольского, с духовенством и членами 3 братств, летичевский наместник Родион, черневецкий наместник Михаил и меджибожский наместник Иоанн. План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) После заключения Речью Посполитой 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей и возвращения Подолья Польше сейм в том же году запретил селиться в Каменце православным и евреям, должности в городских учреждениях имели право занимать только униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок еп. Иосиф (Шумлянский) (тайно принявший унию в 1677) в февр. 1699 г. направился в Каменец, чтобы освятить правосл. храмы, но местные польск. власти в силу постановления сейма 1699 г. запретили ему въезд в город (о его униатстве не было известно). Несмотря на это, еп. Иосиф с толпой мещан вторгся в Каменец и начал захватывать церкви. Под давлением властей епископ со своими сторонниками был вынужден оставить город и уйти в Молдавию, после чего поляки опечатали почти все православные храмы Каменца. Действующей осталась только Иоанно-Предтеченская ц., переданная монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. Приходами Каменца в 1699-1700 гг. управлял униат. нареченный епископ Каменецкий, настоятель Лещинского мон-ря под Пинском (см. Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рь ) архим. Мелетий Дорошковский. В 1700 г. Свято-Троицкий и др. каменецкие храмы официально перешли в ведение открыто принявшего унию Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) (2 авг. 1700 архиерей впервые служил в кафедральной Свято-Троицкой ц. Каменца как униат. иерарх) и с того времени управлялись его официалами, позже - василианами каменецкого Свято-Троицкого мон-ря. Не позднее авг. 1700 г. в унию перешел каменец-подольский кафедральный наместник свящ. Стефан Краковецкий вместе с членами каменец-подольского Троицкого братства.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 1919-1920 гг. в Подолье все заметнее стали проявляться признаки раскола правосл. Церкви в связи со стремлением значительной части клириков к украинизации церковной жизни и к автокефалии правосл. Церкви в Украинской народной республике (УНР). Раскол усиливался в т. ч. вслед. политической нестабильности. В марте 1919 г. Директория и правительство УНР переместились в Винницу, с июня по нояб. 1919 г. центром УНР являлся Каменец-Подольский. Принятый 1 янв. 1919 г. Правительством УНР закон «О высшем управлении Украинской автокефальной православной церкви» санкционировал учреждение УАПЦ. В Подолье стали образовываться первые автокефалистские общины, в будущем составившие костяк УАПЦ. В нач. 1919 г. в Каменце прошло учредительное собрание местной ячейки Кирилло-Мефодиевского церк. братства (основано в 1917 в Киеве), занимавшегося «проблемами возрождения Украинской церкви». В Каменце членами братства стали автокефалистски настроенные прот. Евфимий Сецинский, священники Петр Табинский, Николай Крамаренко, ректор Каменец-Подольского укр. ун-та И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ), декан образованного в дек. 1918 г. богословского фак-та Каменец-Подольского ун-та В. Беднов, смотритель Каменец-Подольского ДУ А. Неселовский и др. Возглавил братство проживавший в 1919-1920 гг. в Каменце член Директории В. Чеховский, один из идеологов автокефалистского движения. Под редакцией прот. Евфимия Сецинского эта группа издавала еженедельник «Украïнська церква». В сент. 1919 г. Огиенко был назначен министром вероисповеданий в правительстве С. Петлюры, после чего при его поддержке в Каменце сложилась инициативная группа по созданию УАПЦ. В нач. окт. 1919 г. эта группа обратилась к Подольскому еп. Пимену (Пегову) с просьбой передать ей Александро-Невский собор Каменца, но получила отказ, после чего 14 окт. под рук. прот. Евфимия Сецинского была образована «первая украинская парафия» в новооткрытой Николаевской ц. при Каменец-Подольском ун-те, где богослужения стали совершаться на укр. языке. Во время 1-й службы в этой церкви члены нового правительства Директории принесли присягу на верность укр. народу, тем самым продемонстрировав поддержку автокефалистского прихода.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В Каменце-Подольском еп. Дамаскина приняли дружелюбно, архиерей обсудил с гебитскомиссаром и председателем городской управы вопросы устройства кафедры. Местные власти и духовенство помогли найти помещение для консистории. 1 июля 1942 г. консистория начала работу, в нее входили священники Г. Радкевич, М. Карашевич, С. Либацкий и бухгалтер К. Демкевич. Первым делом консистории стал подбор священников на приходы, каждый иерей должен был окормлять 5-6 приходов. Важнейшей задачей стало противодействие униат. экспансии в регионе, униатам удалось захватить все храмы пос. Сатанов и ряд церквей Сатановского р-на. В первую очередь необходимо было назначить правосл. иереев на приходы по р. Збруч - на границе между правосл. и униат. Церквами. Туда набирались опытные священники, способные вести миссионерскую работу. К кон. 1942 г. в Каменец-Подольской обл. не осталось ни одного униат. священника. Для подготовки священнослужителей Каменец-Подольская консистория организовала 6-месячные курсы, на к-рых учились 35 слушателей. Разрешение на открытие курсов еп. Дамаскин получил в сент. 1942 г. По благословению еп. Дамаскина в 1942 г. были возрождены жен. мон-ри: городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Сатановский Свято-Троицкий. В нач. 1942 г. еп. Дамаскин обратился в администрацию генерал-комиссара с планом автономии Каменец-Подольской епархии в составе автономной УПЦ. Действия еп. Дамаскина стали ответом на попытки Поликарпа (Сикорского) создать в Каменце-Подольском епархию УАПЦ. План еп. Дамаскина был поддержан главой автономной УПЦ митр. Алексием (Громадским), с которым Каменец-Подольский епископ состоял в переписке. В мае 1942 г. по распоряжению гебитскомиссара Райндля еп. Дамаскин созвал съезд духовенства Подольской епархии, на заседания были приглашены 120 священников, 60 диаконов, 11 псаломщиков, 34 представителя общественности и органов власти. К тому времени приходами епархии руководили 11 благочинных: Сергий Петропавловский (Виньковецкий р-н), Павел Заболотный (Миньковецкий р-н), Филарет Калицкий (Сатановский р-н), Иоанн Кислевич (Орининский р-н), Андрей Наконечный (Барский р-н), Сергий Лисак (Михалпольский р-н), Владимир Ходацкий (Новоушицкий р-н), Евфимий Марчук (Ярмолинецкий р-н), Дамиан Черкасский (Чемеровецкий р-н), Василий Левицкий (Дунаевецкий р-н) и настоятель каменец-подольского кафедрального собора прот.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В акте 1641 г. об избрании епископа Львовско-Галицкого и Каменец-Подольского наместником Каменец-Подольской кафедры, входившей в состав Львовско-Галицко-Каменецкой епархии, назван мон. Феодор. В акте 1641 г. об избрании епископом Львовским и Каменец-Подольским Арсения (Желиборского) он подписался как «Феодор, наместник Каменца-Подольского с духовенством и тремя братствами» (Памятная книжка Подольской губ. 1859. С. 10). По предположению историка Д. А. Синицкого, к сер. XVII в. Каменец-Подольской кафедрой управляли совместно 2 клирика: один из белого духовенства, другой из монахов. Уже тогда при кафедральном Троицком соборе существовали монашеская община, Троицкое братство, о деятельности которого известно немного. В ведении братства пребывали школа, госпиталь, а также приходская Воскресенская ц. в Русских фольварках (при Воскресенском храме ок. 1374-1452 гг. существовал муж. мон-рь, основанный кн. Юрием Кориатовичем, в 1452 г. при каменецком старосте Феодоре Бучацком обращенный в приход) ( Синицкий. 1868. 18. С. 576-586). В период с 1672 до 1699 гг. Каменец-Подольский был столицей Каменецкого эйялета (провинции Османской империи). Все правосл. храмы города были обращены в мечети. Свято-Троицкая ц. также стала мечетью и центром мусульм. прихода, учрежденного 2-м визирем Мусахибом Мустафой. Преобразование храма в мечеть сопровождалось перестройкой: в 1672-1673 гг. верхний ярус оборонной башни-колокольни (вероятно, поврежденный во время осады города турками) был разобран и вместо него устроен небольшой минарет в виде каменного столба высотой ок. 10 м. В период тур. владычества правосл. клирики К. м. выехали из Каменца. Под 1675 г. впервые упоминается кафедральный наместник Игнатий Олешкевич и «духовный Св. Троицы» Стефан Краковецкий, однако последний был представителем уже белого духовенства (в то время как Игнатий Олешкевич, вероятно, относился к монашествующим). Указанные клирики на тот момент временно проживали в эвакуации во Львове. Весь архив К. м. был уничтожен, поэтому ранняя история обители мало изучена. Как отмечается в судебном акте от 12 янв. 1749 г., К. м. существовал до 1672 г., т. е. до взятия Каменца турками (Там же. 21. С. 693-694).

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Каменец-Подольская и Хмельницкая; Каменец-Подольская и Винницкая; с 09(22)06.1993 – Каменец-Подольская и Городокская. Викарные кафедры: Винницкая, Балтская, Могилев-Подольская, Проскуровская, Староконстантиновская, Ушицкая. 05.1681 12.04.1795 07.02.1819 07.02.1819 03.1819 15.03.1819 03.04.1821 05.1820 09.1820(6?) 03.07.1821 23.01.1832 24.01.1832 08.03.1841 05.04.1841 06.11.1848 06.11.1848 29.03.1851 Елпидифор Бенедиктов 29.03.1851 01.03.1858 Евсевий Ильинский 17.03.1858 20.12.1863 20.12.1863 02.10.1874 07.12.1874 09.12.1878 Феогност Лебедев II 09.12.1878 06.03.1882 Маркелл Попель 06.03.1882 21.08.1882 15.09.1882 28.03.1887 Иустин Охотин 28.03.1887 13.12.1890 Донат Бабинский-Соколов 13.12.1890 02.11.1896 Димитрий Самбикин 02.11.1896 29.03.1900 Ириней Орда 29.03.1900 26.11.1903 Христофор Смирнов 26.11.1903 01.12.1904 Климент Верниковский 01.12.1904 15.02.1908 Парфений Левицкий 15.02.1908 20.03.1914 Серафим Голубятников 20.03.1914 05(18)05.1918 05(18)05.1918 04(17)09.1918 04(17)09.1918 17(30)11.1925 10.1923 01.1927 29.08(11.09)1932 10(23)10.1932 03(16)02.1933 15(28)04.1946 21.05(03.06)1948 Панкратий II Кашперук 21.05(03.06)1948 14(27)12.1951 Варлаам Борисевич 14(27)12.1951 25.02(10.03)1953 Анатолий Бусел 19.01(01.02)1955 04.1954 19.01(01.02)1955 23.08(05.09)1956 Варлаам Борисевич, паки 23.08(05.09)1956 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961 12.01.1962) Игнатий Демченко 30.12.1961 12.01.1962) 17(30)03.1964 29.10(11.11)1975 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)03.1990 07(20)03.1990 17(30)03.1990 18(31)03.1990 12(25)08.1992 Нифонт Солодуха 13(26)08.1992 09(22)06.1993 Питирим Старинский 09(22)06.1993 22.03(04.04)1997 02(15)04.1997 Феодор Гаюн Каменец-Подольская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Викарные кафедры: Балтская, Староконстантиновская, Проскуровская, Шепетовская. 1922 Пимен Пегов 06(19)08.1925 26.10(09.11)1925 Иоасаф (1928) 11.1928 08.1935 Мелетий Фомин 1814 (Прим. М. Е. Губонина. – В кн. Диев М. Я., свящ. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. М., 1892. С. 25) упоминается Православный епископ Каменец-Подольский, участвовавший в Брестском соборе 1596 г. и не совратившийся в унию. Однако в числе участников печально знаменитого собора в Бресте епископа Иннокентия не было. В епископате Киевской митрополии того времени подобный митрополит не значится. Вместе с тем не исключено, что церковное управление в Каменец-Подольске могло быть в одних руках и подобно епископской власти, что привело к подобной ошибке. Происхождение ее заслуживает внимания и исследования прежде, чем признать имя Иннокентия Тупало (из того же рода, что и свт. Димитрий Ростовский ?) легендарным. Это имя впервые появляется в печально известной фальсификации «История руссов» (Кониский Г. История Руссов, или Малой России. М., 1846.) В список оно не внесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Украинской ССР П. Ходченко, в Каменец-Подольской обл. в окт. 1944 г. имелось 5 приходов УАПЦ и 49 обновленческих храмов, в Винницкой обл. действовала 31 община автокефалистов. В 1945 г. в Подолье были закрыты десятки храмов, созданных в оккупационный период в помещениях школ или клубов. В эти годы по обвинению в коллаборационизме были арестованы и осуждены священники Подольской епархии автономной УПЦ: благочинный Летичевского р-на прот. Василий Барищук, благочинный Дунаевецкого р-на прот. Василий Левицкий, настоятель церкви в с. Лесоводы Городокского р-на прот. Дамиан Герасимюк и др. Наиболее тяжелым наказаниям подверглись клирики, к-рые в период оккупации принадлежали к УАПЦ, несмотря на то что после освобождения Подолья в 1944 г. они вернулись в РПЦ. Среди них известны: благочинный Проскуровского окр. прот. Николай Скрыпник, свящ. Григорий Федонюк из с. Христевка Изяславского р-на, свящ. Иоанн Сойко из г. Изяслава, свящ. Феодор Галета из с. Дубище Красиловского р-на и др. В 1945 г. по требованию властей кафедра управляющего Подольской епархией была перенесена из Каменца-Подольского в Проскуров. Первым после окончания войны Подольским епископом, в ведении к-рого состояли приходы в Винницкой и Каменец-Подольской областях, стал Максим (Бачинский). Он стремился мягко провести воссоединение бывш. автокефалистов с РПЦ, принимал их в сущем сане. С 23 мая 1944 г. епископ имел титул «Винницкий и Каменец-Подольский». 18 апр. 1945 г., после конфликта еп. Максима с уполномоченным по делам РПЦ по Винницкой обл. Л. Франчуком в связи с позицией архиерея в отношении автокефалистов, на отдельную от Каменец-Подольской Винницкую кафедру был назначен хиротонисанный 13 мая 1945 г. еп. Варлаам (Борисевич) . Несмотря на это назначение, в сент. 1945 г. еп. Максим рукоположил священника в винницкий храм. Еп. Варлаам сообщил об этом в Москву, 3 янв. 1946 г. еп. Максим был переведен на Лысковское вик-ство Горьковской епархии. Панкратий (Кашперук), новый епископ Каменец-Подольский, занял очень жесткую позицию в отношении бывш.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Описание бывш. Новгородско-Северской епархии//Черниговские ГВ. 1858. Ч. неофиц. 42. С. 321-323; 43. С. 329-330; 44. С. 337-339; 45. С. 346-350. 46. С. 47. С. 367-371; Омская епархия: Скальский К. Ф., свящ. Омская епархия: Опыт геогр. и ист.-стат. описания городов, сел, станиц и поселков. Омск, 1900; Оренбургская епархия: Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900-1903. 2 вып.; Орловская епархия: Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орёл, 1899; Описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1901; Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1905. Т. 1: Болховской - Кромской уезды; Пензенская епархия: Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Подольская епархия: Глищинский П. А. Ист.-стат. описание Подольской епархии//Подольские ЕВ. 1862. Приб. 5. С. 121-125; 7. С. 177-188; 8. С. 219-228; 11. С. 316-324; 13. С. 401-407; 14. С. 435-438; 20. С. 646-650; 22. С. 733-737; Подольская епархия: Сб. стат. и справ. сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893; Сецинский Е. И., свящ. Ист. сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Каменецкий у. Каменец-Подольский, 1895; Приходы и церкви Подольской епархии/Ред.: свящ. Е. И. Сецинский. Каменец-Подольск, 1901; Полтавская епархия: Грановский А. А. Полтавская епархия в ее прошлом (до открытия епархии в 1803 г.) и настоящем: (Ист.-стат. опыт). Полтава, 1901. Вып. 1; Псковская епархия: Смиречанский В. Д., свящ. Ист.-стат. сб. сведений о Псковской епархии. Псков, 1875-1895. 2 вып.; Рижская епархия: Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1893-1902. 3 вып.; Рязанская епархия: Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Зарайск; Рязань, 1884-1891. 4 т.; Санкт-Петербургская епархия: Дополнительная программа для сост. ист.-стат. описания С.-Петербургской епархии.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010