Позвольте и мне, Владыко святый, присоединить и мое искреннее чувство признательности Вам за столь добрую и всегда отличающую Вас готовность доставить утешение ближним, скорбящим радость... как и теперь надеждой – исполнить задушевное желание почтенной, уважающей Вас, Графини Толстой». – Получив этот ответ 10 числа, я на другой же день написал в Каменец-Подольск Преосвященному Феогносту письмо, в котором изъяснил следующее: «Хотя я не имею чести лично быть знакомым с Вашим Преосвященством, но во имя братства о Христе позволяю себе обратиться к Вам, Преосвященнейший Владыко, со следующей просьбой. В Каменец-Подольске, в двадцатых годах текущего столетия, был наместником, или Губернатором, Генерал-Аншеф Алексей Николаевич Бахметев. Его сестра, бывшая в супружестве за Князем Грузинским, Варвара Николаевна, скончалась в январе 1817 года в Каменец-Подольске и там погребена. —82— 1875 г. Дочь умершей Княгини Грузинской, супруга бывшего Обер-Прокурора Св. Синода, Графа А.П. Толстого, Графиня Анна Георгиевна крайне сожалеет о том, что ей неизвестно в точности место погребения ее матери в Каменец-Подольске, так как она желает на ее могиле воздвигнуть приличный памятник. Графиня усердно просит моего участия в разыскании места погребения ее матери. Я обещал ей, со своей стороны, сделать то, что могу, имея в виду, именно, сношение по сему предмету с Вашим Преосвященством. Посему не благоволите ли, Преосвященнейший Владыко, в утешение доброй и благочестивой, и притом лишенной зрения, старице-Графине, поручить кому-либо из подведомых Вам духовных лиц разведать, при пособии метрических книг 1817 г., на каком, именно, кладбище погребена умершая в этом году Княгиня Грузинская – на общем ли городском, или, быть может, при каком-либо монастыре, и может ли быть указана могила усопшей. О последующем же просил бы я Вас покорнейше меня уведомить. Поручая себя Вашим святым молитвам, с душевным почтением и братской о Христе любовью имею честь быть»... Долго не получал я на это письмо ответа. Наконец Преосвященный Феогност написал мне от 20-го апреля:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я напишу об этом к Преосвященному Каменец-Подольскому 165 , хотя с ним лично и незнаком. Но в Вашем письме не показано имя умершей родительницы Графини; а без этого нельзя и приступить к разысканию места её погребения. Поэтому прошу Вас спросить у Графини, как звали её матушку, и мне поскорее сообщить. В имеющемся у меня помяннике Графини Анны Георгиевны значатся три лица с именем Княгинь: Варвара, Дария и Анна; но которое из этих трех имен принадлежит её родительнице, я определить не могу». Наталья Петровна поспешила дать ответ на предложенный мною вопрос. Вот что она писала мне от 8-го числа: «Спешу доставить полное и правильное сведение для справки желаемой необходимое и передать Вашему Преосвященству глубокую признательность от Гр. А. Г. Толстой. Вот сведение: «Жена Генерал-Майора и Камергера Князя Георгия Александровича Грузинского, Варвара Николаевна, рожденная Бахметева, умершая 27-го Января 1817 г., в Каменец-Подольске, у брата своего родного Алексея Николаевича Бахметева Генерал Аншефа, в то время как он был Наместником в Бессарабии». Это точное сведение, полученное мною от Графини сегодня, а в том, что она передавала мне 3 февраля, она извиняется, что от усталости спутала, назвавши брата матери её отцом её. Очень Графиня почтет себя счастливою и обязанною Вашему Преосвященству, если получит верное сведение, где похоронена её покойная матушка. Позвольте и мне, Владыко святый, присоединить и моё искреннее чувство признательности Вам за столь добрую и всегда отличающую Вас готовность доставить утешение ближним, скорбящим радость... как и теперь надеждою – исполнить задушевное желание почтенной, уважающей Вас, Графини Толстой». – Получив этот ответ 10 числа, я на другой же день написал в Каменец-Подольск Преосвященному Феогносту письмо, в котором изъяснил следующее: «Хотя я не имею чести лично быть знакомым с Вашим Преосвященством, но во имя братства о Христе позволяю себе обратиться к Вам, Преосвященнейший Владыко, со следующею просьбою. В Каменец Подольске, в двадцатых годах текущего столетия, был наместником, или Губернатором, Генерал-Аншеф Алексей Николаевич Бахметев.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В августе 1882 г. Троицкий собор подготовили к новому освящению после проведенного в нем обновления. Серебряные ризы и иконостас были позолочены, а настенная живопись, выполненная московским художником Варлаамом, поновлена. Освящение храма совершил епископ Можайский Алексий (Лавров-Платонов). В 1884 г. на службе в Троицком соборе присутствовал Петр Ильич Чайковский. Его восхитило стройное пение хора, состоявшего из местных певчих (руководил хором П. Д Волков): «Очень хорошая церковь, весьма благопристойное пение и служба». 22 ноября 1897 г. Московская духовная консистория издала указ об открытии церковноприходской школы при Троицком храме Подольска. Летом следующего года приступили к ее строительству. 1 сентября 1898 г. начались занятия. Так исполнилась давняя мечта причта и прихожан: теперь у детей из бедных семей появилась возможность получить образование. Школа стала широко известна в Московской епархии. Несколько раз в Подольске проводились съезды учителей церковноприходских школ. В послереволюционное время здание школы было реквизировано; лишь в начале 1990-х гг. его вернули Троицкому собору. Теперь в нем располагаются учебные классы воскресной школы. В этом же здании находится крестильный храм, освященный во имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. В этом храме не только крестят, но и совершают богослужения для детей-инвалидов с отклонениями в развитии. 31 октября 1914 г. собор Святой Троицы посетила великая княгиня Елисавета Федоровна. С приветственным словом к ней обратился настоятель священник Сергий Левкиевский. Приложившись к чтимому Иерусалимскому образу Божией Матери и к иконе апостолов Петра и Павла, княгиня направилась в лазареты при городской управе и больнице. Позже в земской управе Елисавета Федоровна возглавила заседание комитета по оказанию помощи семьям призванных на войну и в 8 часов вечера покинула Подольск. 12—13 августа 1921 г. подольчане встречали у себя в городе Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). Он совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Троицком соборе. К сожалению, подробных сведений об этом событии нет. Сохранилась лишь краткая запись о визите в Подольск в богослужебном дневнике святителя и письмо уполномоченного VI отделения МЧК М. М. Шмелева к заместителю начальника СО МЧК У. И. Пюкенену, в котором говорилось: «…при разрешении ему [патриарху] выезда из Москвы, как недавно в Подольс[к], такой арест, не давая ничего делу вообще, не становясь мерой пресечения чего-либо со стороны Тихона, лишь дает ему и всем его чтущим право и основание считать Тихона страждущим, угнетаемым за православную веру и пр.».

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_кафед...

В 1815 г. в Подольской губ. насчитывалось 70 католич. приходов и 10 деканатов: Зиньковский, Проскуровский, Летичевский, Литинский, Винницкий, Брацлавский, Балтский, Ямпольский, Ушицкий и Могилёвский. В 1833 г. почти все католич. мон-ри Подолья были закрыты (за исключением Каменец-Подольского кармелитского и Винницкого капуцинского). В 1866 г. римско-католич. Каменец-Подольская епархия была упразднена, все существовавшие в ней деканаты перешли в ведение римско-католич. епископов Луцких и Житомирских, окормлявших католиков Подолья на правах апостольских администраторов. В 1896 г. Римско-католическая Церковь имела в Подольской губ. 202 храма, из них в Каменец-Подольском у.- 14 храмов, в Ушицком у.- 15, в Проскуровском у.- 12 храмов. Отдельным подразделением Римско-католической Церкви в Подолье была Армяно-католич. Церковь, существовавшая в регионе с 1634 г., после заключения унии Львовской армяно-григорианской митрополии с Римом. В 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца, учредил свою резиденцию при кафедральном соборе. Впосл., несмотря на протесты армян Подолья, Каменецкая армяно-католич. епархия была упразднена, ее приходы вошли в непосредственное подчинение римско-католич. Каменецкому епископу. Арм. церкви в Баре, Жванце, Язловце были обращены в польск. костелы. В нач. XIX в. под давлением рус. властей римо-католики предоставили подольским армянам-униатам некоторую самостоятельность. В 1809-1855 гг. действовал апостольский викариат для католиков арм. обряда в России с центром в Могилёве-Подольском, в викариат вошли армяно-католич. приходы в Могилёве-Подольском, Каменце-Подольском, Рашкове и Балте. По переписи 1897 г., население Подольской губ. следующим образом распределялось по конфессиям: православные - 2358 тыс. (78,4%), иудеи - 370,6 тыс. (12,28%), римо-католики - 262,7 тыс. (8,7%), старообрядцы - 18,8 тыс. (0,62%). Национальный состав: украинцы - 80,93%, евреи - 12,24, русские - 3,28, поляки - 2,28%. Т. о., среди римо-католиков значительную долю составляли украинцы, вероятно потомки униатов, принявших лат. обряд на рубеже XVIII и XIX вв. После издания манифеста «Об укреплении основ веротерпимости» количество католиков в населении губернии немного возросло. В 1911 г. в губернии насчитывалось 2708,2 тыс. православных (76,4%), 322 тыс. католиков (9,1%). В июне 1907 г. униат. митр. А. Шептицкий попытался возобновить униат. структуры в Подолье, подписав указ о назначении свящ. А. Зерчанинова наместником Каменец-Подольской епархии, но план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Сергий Либацкий. Съезд выдвинул ряд предложений к оккупационной власти: открыть в каждом селе, где нет церкви, молитвенные дома, под к-рые отдать сельские клубы; вернуть в собственность епархии здание ДС для организации там пастырских курсов; ввести в школах преподавание Закона Божия; предоставить духовенству с высшим образованием возможность занимать должности директоров школ. В 1942-1943 гг. в Каменец-Подольской обл. действовали 700 храмов, из них 500 состояли в юрисдикции автономной УПЦ, остальные - в юрисдикции УАПЦ. В нач. 1943 г. рейхскомиссар Украины Э. Кох приказал реорганизовать УАПЦ и автономную Церковь, подчинив епископов нем. администрации. 7 мая 1943 г. укр. националисты убили митр. Алексия (Громадского). 6 июля 1943 г. начал работу Собор епископов Волыни и Подолья, на к-ром выбирали первоиерарха автономной УПЦ. Большинством голосов в 3-м туре голосования главой Церкви был избран еп. Дамаскин, было решено возвести его в сан архиепископа Волынского и Подольского (др. кандидатом был еп. Мануил (Тарнавский) ). В подчинении архиеп. Дамаскина как главы автономной УПЦ состояли Подольская и Волынская епархии (приходы в Луцком окр.) и Почаевская лавра, перешедшая под его непосредственное управление. Для противодействия попыткам захвата лавры автокефалистами в мон-ре безвыездно находился еп. Никодим (Гонтаренко). Архиеп. Дамаскин жил в Каменце-Подольском. При отступлении нем. войск часть духовенства уехала вместе с немцами. Архиеп. Дамаскин был арестован НКВД в Киеве в мае 1944 г., обвинен в сотрудничестве с оккупационной властью и в антисоветской деятельности, осужден, умер в лагере. Ю. В. Олейник Православие в Каменец-Подольской (Хмельницкой) обл. в 1944-1993 гг. К нач. 1945 г. в Каменец-Подольской обл. насчитывалось 543 действующих храма и 309 зарегистрированных священнослужителей, в Винницкой обл.- 839 действующих храмов и 278 зарегистрированных священнослужителей. Почти все они до 1944 г. принадлежали к Подольской и Брацлавской епархии, в 1944-1945 гг. входили в Винницкую и Каменец-Подольскую епархию.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После возвращения города в ведение Польши и заключения польск. королем 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей Сейм 1699 г. запретил селиться в Каменце православным и евреям. Должности в городских учреждениях имели право занимать только мещане-униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок указом правосл. еп. Львовско-Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского) , тайно перешедшего в унию, принимавшие город комиссары опечатали все правосл. храмы, оставив только Иоанно-Предтеченскую ц. 2 монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. С тех пор Троицкий и др. каменецкие храмы пребывали в ведении Львовских униатских епископов и управлялись официалами, а позже - василианами каменецкого Троицкого мон-ря. С 1700 г. все каменецкие церкви стали униатскими ( Сецинский. 1895. С. 119-120; Петрушевич. 1874). Не позднее дек. 1700 г. кафедральный наместник Каменец-Подольский свящ. Стефан Краковецкий вместе с Каменец-Подольским Троицким братством перешел в унию. Т. о., уже в 1699-1700 гг. монастырской общины при Каменец-Подольской кафедре не было. Троицкий храм оставался приходским, при нем существовало лишь правосл. Троицкое братство, впосл. отпавшее в унию. Троицкая ц. принадлежала белому униат. духовенству до 1722-1724 гг., когда управляющий Львовской униат. епархией еп. Афанасий Шептицкий перевел свящ. Стефана Краковецкого в городскую Петропавловскую ц., а при кафедральном Троицком соборе основал мон-рь василиан под рук. мон. Машкевича. Образование униат. мон-ря вызвало конфликт между василианами и правосл. Троицким братством, под патронатом к-рого находилась Воскресенская ц., в то время разрушенная. Братчики приготовили бревна для постройки нового храма. Василиане собирались забрать и эту церковь вместе с землей. Суд признал право на Воскресенскую ц. за василианами, и в 1730 г. они построили деревянный храм, описанный в 1758 г.: «Структуры приличной, вроде костела, с одним куполом посередине и с бабинцем, пристроенным в 1751» ( Сецинский. 1895. С. 136). Конфликт между братчиками и василианами, продолжавшийся неск. лет, повлек за собой множество недостойных поступков с обеих сторон, перерос в столкновения верующих, была разрушена усадьба Воскресенской ц. Василиане разогнали Троицкое братство, признав его ненужным при униат. храме, и создали свое во имя св. Онуфрия.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Каменец. Церковь Симеона Столпника. Карта и ближайшие объекты Симеоновская церковь г. Каменца, каменная, была построена в 1914 году на месте старой деревянной церкви (16 в.) на том же фундаменте. По ходатайству священника Льва Поевского перед императором Николаем II, который в то время находился в Беловежской пуще, выделил 50 тысяч золотых рублей на строительство храма и ремонт башни. Является памятником архитектуры ретроспективного русского стиля. Храм-памятник 300-летия дома Романовых. По материалам официального сайта Каменецкого благочиния Древняя земля Каменца, который назывался Каменец Руський, Каменец Литовский, теперь просто – Каменец, когда-то была богата православными храмами. Согласно Ипатьевской летописи, в 1276г. построен Каменецкий оборонительный столп и на горке «Кладуча» - первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее была возведена церковь Рождества Христова, ещё позже - Воскресения Христова, при ней был открыт мужской монастырь, с 1711 по 1885 год действовала Спасо-Преображенская церковь. История Свято-Симеоновского храма началась ещё во второй половине 16 века, более 450 лет назад (1562г.). Для его строительства прихожане выбрали холм, который с востока омывался безымянным притоком реки Лесная. 14 сентября в день церковного новолетия, т.е. церковного Нового года, был освящён престол во имя Симеона Столпника. Церковь была построена из дерева, имела прямоугольную форму, состояла из алтаря, солеи с клиросом, среднего храма, притвора. Гонтовую двускатную крышу венчала небольшая главка, осиянная крестом. Отдельно от храма располагалась деревянная, четырёхугольная в плане колокольня. Церковный погост ограждала изгородь из толстых круглых брёвен. К храму вела вымощенная булыжниками дорожка. После утверждения в 1596г. Брестской унии среди прихожан стало насаждаться униатство. Службы проводились на униатский лад. В XVIII в. в приходе Свято-Симеоновской церкви насчитывался 171 двор и 826 прихожан. 29 сентября 1839г. указом Литовской духовной консистории Симеоновский приходской храм был переименован в соборную церковь. В 1865г. к приходу было приписано 3 511 прихожан. В этом же году государственной комиссией было установлено, что собор обветшал и требует капитального ремонта. 50 тыс. золотых рублей на его строительство и ремонт башни выделил император Николай II по ходатайству настоятеля Льва Паевского. Но только в 1912г. началось строительство новой кирпичной церкви на месте старой, деревянной. Все заботы по строительству легли на плечи настоятеля о. Константина Тарановича. Весной 1914г. новый храм высился во всей своей красе, а его престол (как и престол деревянного храма) освящён 14 сентября во имя св. Симеона Столпника. Рождение новой церкви пришлось на начало Первой мировой войны. Народ стал отъезжать в беженство, церковь закрылась. И только после возвращения людей из беженства в храме возобновились богослужения. Он стал приукрашаться, пополняться богослужебной утварью, книгами.

http://sobory.ru/article/?object=09598

автокефалистов, проводил частые перемещения духовенства, десятки клириков отправил за штат, облегчая тем самым для властей закрытие храмов. В 1947-1948 гг. духовенство епархии посылало многочисленные жалобы на действия архиерея в Совет по делам РПЦ и в Патриархию с требованием его смещения (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 99). В 1948 г. еп. Панкратий был уволен из епархии. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Каменце-Подольском. 2011 г. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Каменце-Подольском. 2011 г. В кон. 40-х гг. продолжались репрессии против священнослужителей, часть клириков подверглась арестам за «антисоветскую деятельность» в годы оккупации. Инициаторами преследований духовенства в Каменец-Подольской обл. являлись уполномоченные по делам РПЦ М. Гречкин (1945-1947), Д. Сибряев (1947-1950) и сменивший Сибряева Ф. Попов. Последний применял силовые методы закрытия церквей. В частности, по его инициативе в 1952 г. произошло грубое закрытие храма в с. Майдан-Александровский Виньковецкого р-на, о чем прихожане направили жалобу в Совет по делам РПЦ, переданную впосл. в прокуратуру СССР. Несмотря на давление властей, еп. Варлаам (Борисевич), вторично управлявший в 1955-1956 гг. Каменец-Подольской епархией, построил в Каменце-Подольском здание епархиального управления, восстановил монастырский корпус в Сатанове. В характеристике владыки, составленной в 1957 г., уполномоченный по делам РПЦ по Хмельницкой обл. писал, что «в отношении лояльности к советской власти епископ Варлаам вызывает сомнение» (Там же. Д. 18). Особенно большие потери Церковь понесла в ходе антирелигиозной кампании в 1958-1964 гг. (см. Хрущёв Н. С. ). В 1960-1962 гг. были закрыты городищенский Рождество-Богородицкий и Сатановский Свято-Троицкий жен. мон-ри. В 1962 г. была упразднена Каменец-Подольская и Хмельницкая епархия, ее объединили с Винницкой, правящий архиерей которой стал титуловаться «епископ Винницкий и Каменец-Подольский». В 1964 г. в Хмельницкой обл. насчитывалось 143 действующих храма.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 1937 г. от Винницкой обл. была отделена приграничная Каменец-Подольская обл. Каменец-Подольский должен был стать военным городом, в нем началось масштабное военное строительство. Для сооружения казарм и школы использовался кирпич разрушенных городских церквей. В 1932 г. ЦИК УССР принял постановление о закрытии Иоанно-Предтеченской ц., которая до 1878 г. являлась кафедрой Подольской епархии. (На богослужение в престольный праздник в храм приходили люди не только из Подолья, но и из соседней Бессарабии; в день Иоанна Предтечи даже в тяжелых 20-х гг. XX в. в Каменце-Подольском устраивалась большая ярмарка «Иванец».) В июне 1935 г. каменец-подольский отдел НКВД просил городской совет ускорить решение вопроса о передаче храма НКВД «для разборки». 29 июня президиум городского совета принял решение о разрушении храма и передаче материалов для постройки тюрьмы. В том же году в городе были уничтожены Казанский собор (кафедральный в УАПЦ) и Свято-Троицкая ц., хотя эта церковь и Иоанно-Предтеченский храм были признаны историческими объектами, подлежавшими сохранению. В сент. 1935 г. было принято постановление о закрытии Александро-Невского собора, построенного к 100-летию присоединения Подолья к Российской империи, предполагалось на месте храма построить театр, к концу года собор разобрали. Большинство закрытых храмов в Подолье использовались как зернохранилища и лишь некоторые становились культпросветучреждениями. Это вызывало недовольство верующих. В селах Тарасовка, Рогозна, Вербка, Нагоряны люди требовали освободить храмы от зерна, в Островчанах по просьбе крестьян священник начал служить в закрытом храме. В 1936 г. в Каменец-Подольском р-не были ликвидированы все религ. общины. В 1-й пол. 1937 г. в Виннице действовали Преображенский собор и Воскресенская ц. В 1938 г. в Винницкой обл. не осталось ни одного действующего храма и легальной религ. общины. В 1937-1938 гг. большинство священнослужителей были репрессированы. Е. Н. Галамай Религиозная ситуация в Подолье в период немецкой оккупации (1941-1944)

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Каменец-Подольский. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1500 - 1600. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Хмельницкая обл., Каменец-Подольский, ул. Иоанно-Предтеченская Координаты: 48.671777, 26.574477 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты От церкви 16 в. в настоящее время остался только фундамент. Здания на заднем плане - Каменец-Подольская Православная семинария (исторически существовала здесь же, была изначально организована при храме Иоанна Предтечи). Тип сооружения: оборонная церковь. Также известна как: Церковь Святой Параскевы-Пятницы, Пятницька церква, Старый собор. Первый этап строительства: конец 14 – начало 15 века, возможно на месте древнерусской деревянной церкви. Последний этап строительства: 2-ая половина 19 века. Историческое исповедание: православие, с 1699 по 1795 – греко-католичество. Современная принадлежность: церковь не действует, в руинах. Церковь находится в городе Каменец-Подольский, первое достоверное письменное упоминание которого относится ко 2-ой половине 14 века и связано с деятельностью на Подолье его новых хозяев – литовских князей Кориатовичей. Но, как свидетельствую многочисленные находки археологов, поселение на месте Каменца существовало и ранее, в княжеский период. К сожалению, об этом раннем периоде истории города, вероятно, не сохранилось никаких письменных упоминаний. Нет никаких сведений и о том, когда именно была построена самая ранняя версия Иоанно-Предтеченской церкви, но несомненно, что эта церковь, руины которой можно увидеть в наши дни, была одним из самых старых храмов города. 12 – 13 века. Церковная площадка в княжьи времена находилась ориентировочно у юго-восточной границы древнерусского поселения, занимавшего скалистый «остров», окружённый каньоном реки Смотрич. Гипотетически можно предположить, что первая деревянная церковь на месте более позднего каменного храма, могла существовать уже в княжий период, как одна из церквей древнерусского городка. Так, в частности, во время раскопок каменной церкви в 1980-х годах был обнаружен мощный культурный слой 12 – 13 веков. Среди находок был бронзовый крест-энколпион 13 века, найденный под фундаментом церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04868

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010