По случаю девятого дня была отслужена по дяде Сергее панихида в молельне рядом С уборною Мама. До завтрака имел два доклада, а затем принял Фредерикса. Гулял от 4 — 5 час. Погода была серая и мороз опять начался. Много читал. Обедали семейно. 13-го февраля. Воскресенье. После обедни поехали на станцию встречать тетю Мари, прибывшую из Москвы с д. Павлом. Она поселилась у нас. Завтракали вместе. Гулял с Аликс и Ольгой. Читал и принял Трепова. Обедали: т. Мари, Миша (деж.) и д. Павел. 14-го февраля. Понедельник. Имел два доклада и принял Муравьева, вернувшегося из Москвы. Завтракали: т. Мари, д. Алексей и д. Павел. Потом принял еще Кристи и Аничкова (вице-председателя Палестинского общества). Погуляли вместе. Обедали вчетвером. 15-го февраля. Вторник. Утро было довольно занятое. Завтракала тетя Мари. Гулял один. Морозило. Обедали: т. Мари и д. Павел. 16-го февраля. Среда. Многих принимал. Завтракали: т. Мари и гр. Велепольский. В Круглой зале представлялись начальники частей и казаки от полков Кавказской каз. сводной дивизии, 2-й пешей пластунской бригады и двух конных каз. батарей. Они отправляются на Дальний Восток в конце месяца. Великолепный народ! Гулял. К чаю приехали все из города. Принял Булыгина. Весь вечер много читал. 17-го февраля. Четверг. Приехал Стессель — герой Порт-Артура и завтракал с нами. Много говорили с ним про осаду. Гулял с Ольгой. Обедали: т. Мари, Ольга и Борис (деж.). Долго занимался. Господи, благослови обнародование завтра моего манифеста. 18-го февраля. Пятница. У меня происходило заседание Совета министров. Подписал рескрипт на имя Булыгина относительно разработки способа созыва местных представителей для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых в Гос. Совет. Дай Бог, чтобы эта важная мера принесла России пользу и преуспеяние. Завтракали: т. Мари, д. Алексей, Сандро, Дерфельден и Дабич (деж.). Гулял, таяло. Много читал. Обедали: т. Мари, Сандро и Дабич. 19-го февраля. Суббота. Имел три обычные доклада. Завтракали: т. Мари, Ксения, Ольга, Сандро и Петя. Гулял и убил 4 вороны. Погода теплая, но без солнца. Обедали те же и Миша. 20-го февраля. Воскресенье.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Арх. М. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 97, л. 975. В городах, отходивших к Белгородской епархии от патриарха, церквей с приделами и часовнями насчитывалось больше 300. Замечательно, что эти церкви патриаршей области по грамоте об открытии кафедры в Белгороде передавались в управление тамошнему митрополиту Феодосию только по духовным делам. Окладные дани определено платить в патриаршую казну. Прочие доходы с этих церквей, каковых, кстати заметить, в Украине было едва ли много, отдавались на пропитание нового архиерея. По крайней мере в городах, образовавших Белгородскую епархию, кроме одного Оскола, нигде не было оброчных земель, т. е. пустошей, отдаваемых в аренду и составлявших доходную статью архиерейских домов. Украинские пустоши щедро раздавались поселенцам бесплатно самим правительством, озабоченным колонизацией края (И. И. Шимко. Патр. Казен. Прик... стр. 155). Доходы с церквей новых городов, бывших за чертой, полностью шли в потребу белгородскому митрополиту. (Мат. для истор. раскола II, 430). При таком соборном определении неизбежное двоевластие могло привести к неприятным столкновениям епархиальных властей, конечно, не в пользу, а во вред тамошней церкви. Поэтому, соборное определение, кажется, не имело места на практике. Указом 28 августа 1676 года, по докладной записке дьяка Ивана Калитина, п. Иоаким не велел спрашивать даже доимочных денег с попов тех церквей, которые поступили из патриаршей области в другие епархии, и больше не писать их. За 123 церквами Белгородской епархии, отданными м. Феодосию, доимочные деньги значились с 156 (1647 г.) по 175 г. (1667 г.) заезда и дани 338 руб. 28 алт. 4 ден., казенных пошлин – 26 р. 9 алт. 4 д., десятильничих – 47 р. 26 алт. 4 д., всего 426 руб. 31 алт. 4 д., да с трех церковных земель оброку и пошлин 11 руб. 1 алт. 2 ден. В 1667 году доимка значилась за 2 церквами в Белгороде, за 10 – в Короче, за 5 – в Верхососенске, за 11 церквами и 3 часовнями в Яблонове, за 11 церкв. и 2 часов. в Новом Осколе, за 4 цер. 3 часовн. в Ольшанске, за 6 церкв. 4 часов. в г. Коротояке, за 3 церк.– в Оскольской десятине, за 10 церкв. и 27 часов. – в Карпове, за 7 церкв. 2 часов. – в Хотмыжске, за 5 церкв. – в Вольном и за 5 церквами – в Недригайлове. В окладной ведомости за 1668 г. белгородских и украинских церквей уже нет. (Патр. Каз. Приказ. кн. 62; л. 140–160. 87 л. 192–199). Таким образом, в патриаршую казну до 1676 года с городов, отошедших в Белгородскую епархию, выбирались только доимки, а окладные деньги поступали в казну белгородского архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Виктор Петрович Вишневский, из Казанской Духовной Семинарии, 9-й магистр V курса Московской Духовной Академии (Список студентов, окончивших полный курс Имп. Москов. Дух. Акад. за первое столетие ее существования, 1814–1914 г. г. Сергеев Посад, 1914 г. стр. 12). Был назначен с 1826 г. профессором философии в Казанскую Духов. Семинарию, в которой был и инспектором (с 1736–1842 г. г.). В 1823 г. рукоположен во священника Казанской Петропавловской церкви. ([Прот.] С. К. Смирнов. – история Московской Дух. Акад до ее преобразования. М., 1879 стр. 474.– 3наменский, – Ист. Каз. Дух. Акад, Вып. 1-й, стр. 279). С 1843 г. он уволился от духовно-училищной службы и проходил разные епархиальные должности, – члена консистории, градского благочинного и, как знаток чувашского и черемисского языка, члена учрежденной при Казанской епархии миссии среди инородцев, вообще постоянно был видным епархиальным деятелем. В 1850 г. 11 сентября, по избрании конференции Казанск. Дух. Акад. Св. Синодом он был утвержден членом ее. Академии он всегда оказывал большое сочувствие, много жертвовал книг для ее библиотеки и вещей для ее кабинетов (Знаменский, – id., Вып. 1-ый, стр. 279). В 1854 г. он был определен кафедральным протоиереем к Петропавловскому собору. В том же 1854-м году он был назначен преподавателем на чувашско-черемисское миссионерское отделение при Казанской Дух. Акад., где состоял до закрытия отделения в 1856-м году, за недостатком слушателей. «В первый учебный год он излагал студентам чувашскую мифологию и народность, описывал нравы и обычаи чуваш, перечислял меры к их обращению в показывал опыты назидания новообращенных; с языком их он знакомил студентов по своей собственной чувашской грамматике и приложенному к вей словарю; переводил с русского языка Евангелие Матфея и Начатки христианского учения, а для практики в языке занимался легкими разговорами. На другой год по такой же программе он излагал сведения по части мифологии и народности черемисской и правила черемисского языка горного и лугового наречий; переводил на луговое наречие краткую священную историю» (Знаменский, – id., Вып 2-й, стр. 376). Протоиерей В. П. Вишневский напечатал ряд трудов миссионерского, некрологического и гомилетического содержания. Список таковых см. у Смирнова (Ист. Моск. Дух. Ак., стр. 474) и у Знаменского (Ист. Каз. Дух. Ак.. Вып. 1-й, стр. 279; Вып. 2-й, стр. 377). В указанных Историях Академий содержатся и еще некоторые второстепенные подробности его жизни, см. по указателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Еще более беспокойства я испытал тогда, когда нужно было переносить ризницу в другое место. Но благодарение Господу, это перенесение совершено было благополучно. И теперь на целый год я свободен от заботы в рассуждении целости ризничных сокровищ: они хранятся в Гостунском соборе, на Ивановской колокольне, под крепким военным караулом. Теперь главным предметом моих занятий служит Патриаршая библиотека. – Туда я каждодневно путешествую для описания греческих рукописей и раскольнических книг». Из Царственных особ, посещавших в августе Патриаршую ризницу, удостоила своим посещением и мои кельи Её Высочество, Герцогиня Саксен-Веймарская, дочь Великой Княгини Марии Павловны». 27-го ч. писал мне из Владимира профессор семинарии Г.П. Быстрицкий: «Получил ваше письмо, и благодарю за память. Итак, вы всё еще ведете кочевую жизнь, и не надеетесь скоро утвердиться в постоянном жилье. Приятно слышать это, потому что вы некоторым образом сравнялись с нами – с нашим скитанием по квартирам; а с другой стороны, я в этом вижу некоторый таинственный символ. Привязанность к одному месту легко погружает в забвение ту священную, кровную, и присную душе христианской думу: «странники и пресельники мы на земле». Итак, и то правда, что Моск. семинарию минует грозная буря реформы. А над нами – увы! она уже сбирается, и к концу этого года разразится со всем оглушительным треском; впрочем, я со своей стороны, кажется, еще останусь цел и невредим: до среднего отделения эта плачевная очередь ныне еще не дойдет. Только из наставников в классах словесности верно человека три должны выйти из семинарии. Слух, сообщенный вами о назначении Григория – ректора Каз. академии во епископа Калужского, оказался верным. А у нас здесь распространился слух, более интересующий Владимирцев: будто бы нашего преосвященного переводят в Чернигов. Не говорят ли и у вас об этом? Московская молва должна быть справедливее Владимирской, по пословице: fama crescit eundo. Кстати о слухах; вот еще новость: будто нашего Евфимия представили в числе кандидатов на ректорство Каз. академии. Правда ли это? – Эта вещь из рода не совсем обыкновенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Взявши все это в руки, крещеные встают и начинают молиться, как при таук курманы. Помолившись, начинают, есть яйца и творог, смешав их с медом, в заключение едят кашу. Это жертвоприношение самое употребительное и совершается, насколько мне известно, во всех крещенских деревнях. Все исчисленные нами курманы составляют жертвоприношения общественные, которые совершаются всеми, или по возможности всеми жителями известной деревни. Кроме этих жертвоприношений, бывают жертвоприношения, называют кляу (собственно молитва). Их бывает два: каз кляу и тяка кляу (т.е. жертвенная молитва над гусем и бараном). Каз кляу совершается следующим образом: женщина с произношением известной молитвы режет гуся среди избы. Зарезавши, обыкновенным образом приготовляет из него суп, который едят все члены семейства. К этому обряду допускаются только одни домашние, посторонних при этом никого не должно быть. Тяка кляу совершается двояким образом: или сам хозяин режет черного барана в избе под широкой лавкой, которая находится около дверей, или его режет кто-нибудь в конюшне. Потом когда он будет съеден, хозяйка дома кости его зарывает тоже в конюшне. Это жертвоприношение назначается исключительно для пользы скота, для предотвращения от него разных эпидемических болезней и падежа. Кроме того еще бывает раз в год короч кыстыру (собственно значит: вкладывание стали). Самая старшая по летам женщина в доме берет несколько маленьких обломков стали и вкладывает их в щели дома и других, принадлежащих к дому строений, читая при этом какую-нибудь импровизированную молитву, в которой призывает Бога изгнать из дома злого духа. Вот те курманы и разные жертвенные обряды, которые отчасти мне удалось видеть самому, отчасти слышать от других. Благодаря тому, что между крещеными осталось много мухаммеданского, их нельзя назвать настоящими христианами. Вследствие своей привязанности к мухаммеданским традициям и глубокого уважения к личности Мухаммеда, они не понимают, как далеко ниже стоит мухаммеданство сравнительно с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Высказываются пожелания устранить Советы Р. и С. Д. от вмешательства в дело управления государством, так как это крайняя политическая партия, а не полномочные представители народа и армии. Также замечается недовольство выделением петроградскаго гарнизона в какую-то привилегированную часть армии, и высказываются пожелания, чтобы войска этого гарнизона были отправлены также на фронт... 341 По мнению войск боевой линии заслуга по образованию новаго строя принадлежит не петербургскому гарнизону, а избранникам народа – членам Гос. Думы, народу и всей армии, которая весьма сочувственно отнеслась ко всему происшедшему ». На Западном фронте акт об отречении был принят спокойно, серьезно, многими – с сожалением и огорчением. Наряду с этим перемена строя у многих связана с верой в возстановление порядка... Солдатами новый порядок приветствуется... Выражалась уверенность о прекращении немецкаго засилия. В 9, 10 и сводном корпусе 2-ой армии манифест встречен отчасти с удивлением и с сожалением о Государе. Многие, видимо, были поражены неожиданностью и той быстротой, с которой к нам подошли настоящия события 342 . В сибирской каз. дивизии своднаго корпуса манифест произвел удручающее впечатление. Некоторыми выражалась надежда, что Государь не оставит своего народа и армию и вернется к ним. Для части солдат это впечатление смягчалось тем, ...что в России еще не республика, относительно которой высказывались отрицательно. Однако самый переход к новой власти казаками Сиб. каз. дивизии принят с полной покорностью. К допущенным в дни перелома эксцессам толпы к офицерам, имевшим место в Петрограде, Москве и других городах, отношение отрицательное... Настроение войск бодрое. Преобладает сознание необходимости довести войну до победнаго конца... На Юго-Западном фронте объявление манифеста встречено спокойно, с сознанием важности переживаемаго момента и чувством удовлетворения и веры в новое правительство 343 . Местами в офицерской среде высказываются сомнения, что новой власти не удастся сдержать крайние революционные элементы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

  Л. 261 об. Арсения . Так печально кончилось пребывание архимандрита Василия в нашей семинарии. Но я недостаточно обрисовал бы нравственный облик архим[андрита] Василия, если бы не упомянул о следующих двух поступках его. Когда от ректора, при отъезде его из Вологды, стали принимать казенные вещи, то оказалось, что взятые им для личного употребления казенные серебряные ложки были им заложены. Дело о взыскании с него ложек тянулось долго и, кажется, кончилось ничем. Некорректно он отнесся и к семинарской корпорации. Он отчасти был виновником ликвидации существовавшей у нас товарищеской кассы. Забрав из кассы дов[ольно] значительную сумму денег, он, несмотря на неоднократные к нему обращения об уплате долга, не только его не возвратил, но даже не счел нужным что-либо отвечать на те просьбы, с которыми к нему обращались по этому поводу . Отъезд архим[андрита] Василия из Вологды состоялся в декабре. Я упоминаю об этом потому, что день этот ознаменовался в казенном общежитии таким событием, которое чревато было последствиями, особенно неблагоприятно отразившимися на Петре Ивановиче Успенском, инспекторе нашей семинарии. День отъезда быв[шего] ректора ученики казенного общежития вздумали отпраздновать по-настоящему. Нужно сказать, что в этот день, более, чем в другой какой-л[ибо] день года, было еще много именинников. День 6 декабря и в прежнее время редко проходил без приключений и всегда доставлял немало забот и беспокойства лицам инспекторского надзора. В описываемое время дежурным в каз[енном] корпусе был молодой помощник инспектора , дов[ольно] снисходительно относившийся к проступкам по части винопития. Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много. Ужин прошел далеко не благополучно. Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в каз[енном] корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться. Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех. Явившись

http://bogoslov.ru/article/6175833

Один из змей гнался 50 верст за богатырем всадником (из Ст. Казани), который зажег солому; наконец змей настиг богатыря у оврага, неподалеку от нынешнего села Чурилина, и тут растерзал его на 6 частей, от чего этот овраг и поныне у Татар называется – алты-кутар, что значит 6 частей (Священ. Малов). По сказанию же неизвестного сочинителя истории Старой Казани Казань была основана наследником известного завоевателя Батыя в то время, когда этот наследник Батыя шел в Русь за данью, чтобы здесь иметь место на опочивание его посланным людям, ходящим на Русь. Место это было благодатное, но здесь водилось много змей. Об истреблении змей он рассказывает как и другие. – О новой Казани одни говорят, что этот город был построен Улу-Ахмедом или Улу-Мухамедом, другие (Зернов) – сыном его Махмутеком. Все эти сказания записаны были со слов Казанцев-Татар в разное время и могут служить указанием на взгляды, верования, обычаи их и на их низкий уровень исторического знания. Достоверно в них то, что прежнею Казанью были недовольны, а на месте настоящей Казани были леса, окруженные болотами, служившими хорошим пристанищем диких свиней и змей, которые вывелись с истреблением лесов. 43 Здесь же рассказывается, что в 1961 году был в Казани голод, в 1609 г. – восстание Джамалея, в 1654 г. – чума на лошадей, в 1661 г. – возмущение Башкир, в 1668 г. – восстание Киргизов, в 1678 г. – появление чудесной звезды. Это относится ко времени русского владычества, однако здесь перечисляются еще ханы татарские, которые остались лишь носителями титула. Отрывок из истор. Каз. Цар., привед. у Фукса. 44 После славословия, здесь говорится: «От Эгиры Магометовой в 936 году (1529), в месяце Зулкагиде убит из рук иноверца Мухаммед Галлей, сын Мухаммед-Шаха. На камне сем писал Юлавчина сын». Теперь этот камень находится в Татарской мечети близ озера Кабана. Два таких камня находятся в загородной архиерейской даче, куда Татары часто ходят для молитвы. 45 Татарские сведения о Казани можно иметь в календарях А.К. Насырова за 1873, 77 и 81 годы, а также в очерке истории Булгарского и Каз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

§§ 308–317, Рождественского Н. проф. Апологетика II т. 337– 353 стр. Эбрарда. Аполог. II т. См. также ст. Глаголева С. С. проф. Суждения двух геологов о библейском потопе (Прав. Обозр. 1890 г. май–нюнь), и его же библ. заметку в Богосл. Вестн. (1898 г. май). Всемирный потоп. 406 Исторический характер этого события подтверждается частью сохранившимися почти у всех народов сказаниями о вавилонском столпотворении и рассеянии народов, частью данными филологии. См. о сем в книге проф. Глаголева. О происх. и первоб. сост. человека, также в указ. соч. Вигуру, (§§ 325–329), у проф. Рождественского, Апологетика. II т. 353–364 стр. Несоцкого С. Начало Вавилона. (Тр. Киев. Ак. 1902 г. сент.). 407 Есть различие между обетованием и пророчеством, хотя то и другое одинаково составляют слово Божие. Обетование есть слово, непосредственно Самим Богом изреченное, а пророчество есть слово, сперва воспринятое пророком и потом уже воспроизведенное этим последним в той или другой форме. Отсюда-то число обетований значительно меньше числа пророчеств. Обетования изрекались Богом во время Его явлении людям, а пророчества открываемы были многообразно и не соединялись с богоявлениями. 408 Обозрение мессианских пророчеств и обетований, находящихся в разных книгах ветхого завета, кроме специальных толкований на эти книги, можно находить в следующих сочинениях: Пархомовича А. Объясн. главнейших обетований и пророчеств о Мессии в Пятокнижии и Псалтири. Кишин. 1894 г. Каменского Н. свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Каз. 1878 г. Юнгерова И. проф. Вероучение Псалтири (Пр. Соб. 1895–1897 г. и в отд. изд.). Лаврова. Обетов. и пророчества в Пятокнижии (Приб. к твор. св. отц. XV т. 1856 г.). Макария митр. Введ. в Прав. Богосл. § 61 и особ. §§ 76–89 (пророч. пророков) по изд. 1863 г. Григорьева И. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Каз. 1902 г. В системах Догм. Богосл. наиболее подробно изложено о сем у преосв. Филарета , §§ 154–170. 409 Имеется обширное специальное исследование проф. прот. Малова А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

583 Ответ. Старооб. Преосв. Никифор. стр. 122–145; Ист. св. Сол. Обит. Преосв. Игнат. стр. 77–94; Ист. Русск. раск. Мак. Еп. В., стр. 25–30, 56–62; особенно обстоятельно и подробно в ист. древн. и ист. Прав. Хр. Ц. Григор. Архиеп. Каз. 1855 г. стр. 46–119. 584 Таково свидетельство св. Мелетия Антиох. Патриарха, которое даже в том виде, как оно читается в Стоглаве, – а здесь оно приведено с совершенным искажением исторической истины, – доказывает, что нужно благословлять двумя перстами, а не креститься, что делают и Православные Пастыри (ист. св. Сол. обит. Пр. Игнатия стр. 85; Ист. древн. и ист. Прав. Хр. Ц. Григ. Архиеп. Каз. 1845 г. ч. 11, стр. 68; Ист. Русск. раск. Мак. Еп. В. стр. 59–61). Таково же неопределенное, нерешительное и обоюдное свидетельство и Петра Дамаскина , жившего в XII в.(ист. св.об. Сол. Пр. Игнат., стр. 80; ист. Русск. раск. Мак. Еп. В. стр. 25, примеч. 46 и относящийся к нему текст; снес. ответ. Старооб. Преосв Никиф. стр. 131). 585 Таково свидетельство, приписываемое преп. Максиму Греку . Если не признать его совершенно подложным (Ист. древн. и ист. Прав. Хр. Ц. Григор. Архиеп. Каз. ч. 11, стр. 74–98), то необходимо по крайней мере допустить, что оно повреждено (отв. Старооб. Преосв. Никиф. стр. 136; снес. Ист. св. Сол. обит. Игнатия стр. 81). 586 Напр. свидетельство или, лучше, слово о сложении перстов, приписываемое блаж. Феодориту, которого (слова) нет ни в одном из доселе известных каталогов Греческих рукописей, ни в печатных изданиях, ни во всех Греческих рукописях сочинений блаж. Феодорита, ни на Востоке, ни на Западе, и никто никогда в Греции не упоминал об этом наставлении, не приводил его, и которое, по всей вероятности, составлено кем-либо у нас в тот период, когда у нас побили выдавать подложные сочинения под именами св. Отцев и древних Учителей, т. е. к концу XV или в начале XVI в. (ист. русск. раск. Мак. Еп. Винницк. стр. 25–27: снес. Преосв. НИКИФ. отв. Старооб. стр. 133; Ист. древн. и ист. Прав. Хр. Ц. Григор. Архиеп. Каз. ч. 11, стр. 73). Таково же свидетельство стоглава, который свое определение о сложении перстов выдает за учение Св. Отцев, между тем как оно взято (и притом испорчено) из «чина обращающимся от ересей», составленного не в Греции и не св. Отцами, а у нас в России, хотя и на основании Греческих источников, и, по всей вероятности, не прежде, как к концу XIV или в начале XV века (ист. русск раск. Мак. Еп. В., стр. 56–59; (сн. Ист. древн. и ист. Прав. Хр. Ц. Григ. Архиеп. Каз. ч. 11, стр. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010