Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛФИОНОВ Яков Иванович (15.02.1850, Саратов - ?), историк. Род. в семье священника. В 1870 г. закончил Саратовскую ДС, в 1874 г.- КазДА со степенью канд. богословия. С 1874 г. приват-доцент КазДА по кафедре общей древней гражданской истории. После публичной защиты 26 марта 1878 г. магистерской диссертации утвержден в степени магистра. В 1878 г. А. перешел на службу в Мин-во народного просвещения и был назначен преподавателем истории и географии в Оренбургский учительский ин-т; с 1883 г. инспектор Оренбургской муж. гимназии; с 23 янв. 1884 г. директор Пермской классической гимназии, где благодаря его стараниям была приведена в порядок гимназическая б-ка, увеличены именные стипендиальные капиталы, в братстве св. Стефана Великопермского образован денежный фонд для помощи бедным студентам, найдены средства для содержания гимназической церкви. С нояб. 1885 по янв. 1887 г. редактировал неофиц. часть «Пермских губернских ведомостей». С 5 июля 1888 г. член Пермской ученой архивной комиссии. 8 сент. 1906 г. вышел в отставку. В кандидатской работе «Хилиазм первых трех веков христианства (ист. очерк)» А. различал 2 вида хилиастических представлений: 1) идеи, сформировавшиеся в иудаизме под влиянием «национальных иудейских представлений мессианского царства» и получившие развитие в иудействующих сектах первых веков христианства ( Керинф , эбиониты ); эти представления встречаются в Книге Еноха и книгах Сивилл; 2) идеи, возникшие в христ. среде как следствие гонений на христиан и развившиеся в учение о «духовном» 1000-летнем Христовом царстве. В магистерской дис. «Император Юлиан и его отношение к христианству» А. впервые в отечественной лит-ре представил критический разбор первоисточников и новейших исследований деятельности Юлиана Отступника , анализ предпосылок языческих реформ императора и попыток преобразования им язычества на основе неоплатонизма . А. изложил теологические воззрения Юлиана, особо отметив его стремление трансформировать грубый мифологический политеизм при помощи аллегорического метода экзегезы мифа. Значительное место А. уделил исследованию лит. полемики Юлиана с христианством. Соч.: Хилиазм первых трех веков христианства. Каз., 1875; Император Юлиан и его отношение к христианству. Каз., 1877. Лит.: Зверев А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми. Пермь, 1908; Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 347-348. А . В . Журавский Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф

http://pravenc.ru/text/115592.html

С. 3-43) литургических толкованиях; монография, продолжающая работу свящ. К. Никольского о чинопоследованиях древнерус. Требника, вышедших из употребления после патриарха Никона ( Он же. К истории правосл. богослужения: По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся: Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1889); многочисленные публикации по церковной археологии и апокрифическим и псевдоэпиграфическим памятникам визант. лит-ры. Дмитриевского, ученика Красносельцева в КазДА (впосл. Дмитриевский был профессором КДА на кафедре Л. и церковной археологии и проч.), можно назвать самым знаменитым русским литургистом. Главный труд Дмитриевского - многотомное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» (К., 1895-1901. Т. 1-2; Пг., 1917. Т. 3; издание не было доведено до конца). Ему также принадлежат монографии: «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств...» (Каз., 1884), «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме в IX-X вв.» (Каз., 1894), «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (К., 1904), «Древнейшие патриаршие Типиконы - Святогробский иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви: Критико-библиографическое исследование» (К., 1907). Дмитриевский первым обнаружил и ввел в научный оборот такие важнейшие памятники, как Евхологий Серапиона (Евхологион IV в. Сарапиона, еп. Тмуитского. К., 1894), «Завещание» прп. Саввы Освященного, древнейший палестинский Часослов в рукописи Sinait. gr. 863 и др.; впервые опубликовал полный текст Типикона Великой ц. , Евергетидского Типикона и проч. Среди учеников Дмитриевского - его преемники на кафедрах литургики и церковной археологии (единая кафедра была разделена на две) прот. В. Д. Прилуцкий и Н. Н. Пальмов, а также А. З. Неселовский, прот. М. А. Лисицын, Е. П. Диаковский, прот. К. С. Кекелидзе , каждый из к-рых внес заметный вклад в литургическую науку.

http://pravenc.ru/text/литургика.html

19 В своей диссертации «Богослужение в русской церкви в 16 веке» ч. 1, Каз. 1884 г. введен. Стр. 7, прим. 2, мы выразили покойному Николаю Фомичу глубокую благодарность за эту любезность. 20 Очевидно, покойный Николай Фомич, отправляясь в свое последнее путешествие, приведшее его, как уже известно, к еще более отдаленному путешествию в обители Отца Небесного, мечтал пополнять свои материалы новыми находками… «На днях я получил из министерства разрешение командировки за границу на год, с 1 июня 1898 по 1 июня 1989 года, конечно, без всякого пособия, писал мне Николай Фомич от 30 марта 1898 года. Теперь вопрос: как распорядиться временем? Куда двинуться и где провести зиму? Серьезно заниматься я, конечно, не могу, но совсем оставаться без занятий в течении целого года также ужасно. Желалось бы основаться где-нибудь поблизости библиотеки, чтобы иметь по крайней мере сознание, что вот-де, если захочу, то и заняться можно, хоть перелистыванием; авось что-нибудь и найдется интересное. Главное, что необходимо – это прожить зиму в теплом краю. Указывают некоторые на Каир, в окрестностях которого есть будто бы санаторная станция для больных вроде меня. Не знаю еще, как что будет, но времени много; может быть можно будет побывать и в Иерусалиме. Вы меня, конечно, подробно ознакомите с своими намерениями, когда именно вы будете в Иерусалиме и проч. Нельзя ли, может быть, встретиться. Хотелось бы побывать затем в Риме, Венеции и Париже, а пожалуй и в Лондоне, но…» На этом план неосуществившегося путешествия оборвался и не без причин… 21 К этому периоду литературной деятельности Николая Фомича относятся следующие литургические статьи: «Памятник древне-русской письменности, относящийся к истории нашего богослужения в 16 в» (Прав. Соб. 1884, 1), «Объяснения литургии, составленное Федором, епископом андийским» (Памятник византийской духовной литературы 12 в.) (Там же) и «Богослужение иерусалимской церкви в конце 4 века» (Там же 1888, 3). 22 Прямым плодом его этой поездки и была брошюра: «Славянские рукописи патриаршей библиотеки в Иерусалиме» (Каз. 1889).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Крестовоздвижения при ун-те, иконы для иконостаса, царские врата, аналойные иконы праздников, расписал запрестольный выносной крест и хоругви (1839-1841) для домовой ц. вмц. Александры при Родионовском институте. Поясное в 2 медальонах «Благовещение» для царских врат по стилю было близко к знаменитому тогда образу «Благовещение» кисти В. Л. Боровиковского на царских вратах Казанского собора в С.-Петербурге ( Ермолаева. 1916; см. также: Малов. 1884. С. 46, 52; Ключевская. 2009. С. 39-40). Прот. А. И. Нечаев (1779-1851), профессор богословия, активно занимался иконописью, обучался у одного из казанских мастеров и по окончании курса был оставлен при КазДА учителем иконописи. Являясь впосл. духовником в Казанском ун-те, он «большую память оставил по себе своим иконописным искусством»: им были написаны для университетской Крестовоздвиженской ц. храмовая икона «Воздвижение Креста Господня» и 12 праздников, 20 икон для студенческих комнат и др. помещений ун-та (Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. Казанского университета (1804-1904): В 2 ч./Под ред. Н. П. Загоскина. Каз., 1904. Ч. 1. С. 13-14; Смирнов А. В. Крестовоздвиженская церковь при Имп. Казанском университете. Каз., 1904; Ключевская. 2009. С. 47). Сохранились упоминания о написании Нечаевым икон для приходской ц. во имя вмц. Варвары, роспись к-рой исполнил в 1837 г. А. Ф. Бомьин (Историко-археол. очерки. 1913. С. 23). При перестройке и обновлении убранства старых храмов Казани или возведении новых церквей в стиле зрелого либо позднего классицизма нек-рые произведения воспроизводили облик древних: композиция «Положение во гроб» на плащанице казанского Богородицкого мон-ря, шитая по малиновому атласу и с каймами светло-зеленого атласа (кон. XVIII в., НМРТ), повторяла композицию древней плащаницы XVI в.; храмовая икона ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя близ Зилантова мон-ря была сделана «по образу и подобию» чтимой иконы со Спасской башни Казанской крепости (не сохр.; Рощектаев. 2004. С. 134).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Хмелев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1772. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, с. Хмелев Координаты: 50.881632, 33.492013 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью м. Хмелов. Рождество-Богородичная цр., дерев., с отдельной колокольней, холод., ремонт. 1844 г.; кварт. свящ. 4 комн. 20 куб. саж.; жалов. свящ. 140 р., псал. 1-му 53 р., 2-му 36 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 28, мещ. 34, каз. 2093, крест. 697; дерев. 8 от 1 до 8 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 18 вер.; почт. конт. Ромны 18 вер.; расст. от Консист. 170 вер., от благоч. Свящ. Филипп Феодоров Сергиевский, псал. Григорий Павлов Трилевский, Иаков Петров Левандовский; церк. стар. каз. Петр Иосифов Зеркаль. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Достопримечательность триверхая. План её состоит из трех участков: четырехугольного Бабинца, удлиненного с юга на север восьмиугольника (четырехугольника со срезанными углами) – центрального участка и шестигранного (четырехугольника со срезанными наружными углами) алтаря. При этом все три участка удлинены по оси Юг–Север. Построена в 1772 г., в 1884 г. её ремонтировали (П. Юрченко «Деревянное зодчество Украины». Киев, Изддательство АН УССР, 1949 г.) . Бесспорно, были и другие ремонты. К центральному участку с юга и севера достроены притворы; крыши их закрыли окна в Южной и Северной гранях сруба стен, и их пришлось зашить. Возможно, позже крыши над верхними заломами приобрели банястою форму, тогда как форма перекрытий над первыми заломами с плоскими гранями напоминает о первоначальной деревянной крыше. Позже пристроены глухие фонари и главки.

http://sobory.ru/article/?object=58840

Архиепископ черниговский Филарет (Опис. Черн. епарх. т. I, стр. 124; ср. Черн. Еп. Изв. 1884, стр. 991, ст. Доброгаева) утверждает, что в Стародубье «перекрещивание ввел» поп Стефан; протоиерей Иоаннов (Истор. изв. о раск., стр. 98, Спб. 1799), наоборот, говорит, что Стефан тем и «рознился с Козмою», что приходивших к нему «набирал без перекрещивания», – перекрещивал же лишь поп Козма. Источники не подтверждают ни то, ни другое, как безпоповщинские (Алексеев, М. 1889, стр. 18–19), так и поповщинские (Сказ. о перемаз. соборе, стр. 13. М. 1888). М. Лилеев (Из ист. раск. на Ветке, стр. 134–9. Киев, 1895) делает совершенно произвольное предположение о попе Козме, относя его к числу первых проповедников беглопоповщины, упрочивших её своим авторитетом. Он же утверждает (стр. 189–91), что ветковский поп Феодосий отменил перекрещивание. В данном случае г. Лилеев опирается на свидетельство Ионы Курносого; но это позднейшее свидетельство, не чуждое тенденциозности, нельзя предпочесть более раннему и беспристрастному свидетельству Алексеева. Больше того, перекрещивание совершалось на Ветке и после Феодосия: только уже поп Иоасаф заменил первый чин третьим (Ист. белокр. иер. Н. И. Субботина, стр. 9. М. 1874). – С. Г. С. говорит, что «первое соборное определение о приеме беглых попов состоялось в 1701 году», причем в доказательство этого цитирует рукопись библиотеки Каз. Акад. 2123 (Отнош. раскола к государ., стр. 51, Харьков, 1893). В благодарности автору за неизвестное еще и столь ценное указание мы поспешили проверить его, но – увы! – еще раз убедились, что полагаться на подобные цитаты можно очень редко. Ркп. Каз. Ак. 2123, в 8-ку, носит заглавие «Ответы Феодора Иванова». Это – «странническое» сочинение, новейшее. То, что смутило С. Г. С., мы нашли здесь на листах 5 об.–6. Отвечая на вопрос о начале старообрядчества, Феодор Иванов, между прочим, говорит: «и как скончались священники православной хиротонии, тогда и вышел раздел в скрывшихся христианех, около дета ai (т. е. 1710): Ветковская церковь , и Стародубского села, и Донского уезда, и прочих в нижних странах к Сибири, и в Чернораменских лесах, все те склонились, что без священства спастись нельзя никак, потом и предразсудила приимать попов отбегших от великороссийской церкви и к ним приставших с новой хиротонией... А первые священники отнюдь не приимали от Никонова постановления хиротонии, ниже крещения... о чем зрите – есть соборная грамота бывшего собрания в Курженской пустыни; тут были многие отцы – Павел епископ Коломенский, и Макарий и прочие Соловецкие старцы». Где же здесь речь о том, что было «соборное определение о приеме беглых попов»? и где указание на 1701 год? А сказание о мнимом Курженском соборе – разве оно так малоизвестно, что могло бы возникнуть недоразумение об этом сообщении раскольника? и разве у него не ясно сказано, что определено «грамотой» этого «собора»?...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Свияжский Богородицкий Успенский мон-рь Казанской еп. Каз., 1905. С. 27, 30-32). Икона Казанских святителей 1709 г. была послана митр. Тихоном переселенцам из Казани в Таганрог, на ее обороте была сделана об этом пространная надпись ( [Димитрий (Самбикин), архим. ]. Указатель храмовых празднеств Воронежской еп. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 170-173). В Свияжском мон-ре в небольшой келье Г. при колокольне Успенского собора хранилась икона святого в рост, возможно древняя,- к сер. XIX в. она была «ветхая и истертая» (Жизнеописания святителей: Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 47-48). Отдельные иконы Г. существовали в иконостасе сев. теплого придела во имя Г. в Успенском соборе (упом. в монастырской описи 1763), в трапезной Никольской ц., в небольшой каменной ц. во имя Г. 1799 г. (заменила придел) при братском корпусе ( Яблоков. С. 39, 46-47). «Старинный образ Святителя, во весь рост на холсте написанный и представляющий весьма точные черты лица его», в посл. четв. XIX в. был наклеен на доску от раки св. мощей Г. 1696 г. (Житие иже во святых отца нашего Германа, архиеп. Казанского и Свияжского, чудотворца. М., 1882. С. 30). «Древнюю» икону Г. с частицей св. мощей, принадлежавшую казанскому роду Зобниных в 1904 г. передали в старицкий Успенский мон-рь, где Г. был поставлен в архимандрита ( Яблоков. С. 75). В Вознесенской надвратной ц. Свияжского мон-ря находилась икона свт. Николая и Г. со Спасителем вверху, в местном ряду иконостаса монастырской крещальни XVIII в. при Ильинской больничной ц.- Казанская икона Божией Матери с предстоящими свт. Николаем и Г. (Там же. С. 42, 59). На серебряном чеканном покрытии 1-й пол. XIX в. престола Успенского собора на зап. грани было изображение Тайной вечери, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая, равноап. вел. кн. Владимира и Г. (Там же. С. 48). В XIX в. традиц. иконография Г. сосуществовала вместе с новой. На 3-створчатом складне 1-й четв. XIX в. (с Деисусом в центре) на правой створке - Казанские святители Гурий, Варсонофий и Г.

http://pravenc.ru/text/164699.html

проф. Новороссийского ун-та), принадлежат монографии: «История чинопоследований Крещения и Миропомазания» (Каз., 1884), «Сообщения западных иностранцев XVI-XVII вв. о совершении таинств в Рус. Церкви» (Каз., 1900), «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» (Од., 1894. 3 т.), «К истории молитв на разные случаи: Заметки и памятники» (Од., 1896), серия др. работ об апокрифических и о полуапокрифических чинопоследованиях визант. Евхология, а также ряд исследований по церковному праву. Голубцов († 1911), проф. МДА, был автором новаторских лекционных курсов по церковной археологии и Л. (Из чтений по церковной археологии и литургике. Серг. П., 1917. [Ч. 1]; 1918. Ч. 2: Литургика), написал монографию «Соборные чиновники и особенности службы по ним» (М., 1907), посвященную важной группе памятников по истории рус. богослужения - Чиновникам центральных российских Соборов, а также опубликовал тексты Чиновников в серии самостоятельных монографий. Карабинов († 1937), проф. СПбДА, является автором монографий «Евхаристическая молитва (анафора): Опыт историко-литургического анализа» (СПб., 1908) (в монографии автор весьма смело предвосхитил мн. теории происхождения анафоры, разрабатывавшиеся в XX в.; к сожалению, его работа осталась практически неизвестной зап. исследователям) и «Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов» (СПб., 1910). Прот. С. Муретову, преподавателю Вифанской ДС, принадлежат работы по истории чина проскомидии (Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования. М., 1895) и др.) и Божественной литургии; прот. М. Орлову, проф. СПбДА,- научное издание греч. и слав. текстов литургии свт. Василия Великого (Литургия свт. Василия Великого: Первое критическое издание. СПб., 1909); прот. А. Петровскому, проф. той же академии,- монография «Апостольские литургии Восточной Церкви: Литургии ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев.

http://pravenc.ru/text/литургика.html

Известны 2 примера, когда миссионеры открывали школу для детей язычников. К нач. XX в. большинство священников-миссионеров и учителей миссионерских школ А. д. м. были природными алтайцами и шорцами - выпускниками миссионерских школ, они сумели донести евангельскую проповедь до самых отдаленных уголков Горного Алтая и Горной Шории. В 60-80-х гг. XIX в. активно переводились книги на алтайский, шорский и киргиз. языки, создавались оригинальные сочинения миссионеров на этих языках. В 1876 г. под руководством архим. Владимира была создана Алтайская переводческо-цензурная комиссия, в деятельности к-рой принимали участие лучшие воспитанники Бийского миссионерского катехизаторского уч-ща. Наибольший вклад в переводческую деятельность А. д. м. внесли прот. Василий Вербицкий , составивший «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (Каз., 1884) и крестивший за 36 лет служения в А. д. м. 2117 алтайцев, иером., впосл. митр. Московский свт. Макарий (Невский) и прот. Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский лит. язык, что в свою очередь стало решающим фактором консолидации различных тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ. Стихиры Пасхи ( " " Пасха священная " " ) на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2) Стихиры Пасхи ( " " Пасха священная " " ) на алтайском языке в цифровой нотации (Стихиры святой Пасхи. Томск, 1900. С. 2) В 1864-1869 гг. алтайские книги печатались в Синодальной типографии в Петербурге. В 70-80-х гг. XIX в. ряд книг на алтайском и шорском языках был опубликован в Казани с помощью переводческой комиссии свт. Гурия Казанского братства при непосредственном участии Н. И. Ильминского - «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Указание пути в Царствие Небесное» (1884), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (1882-1884. 4 вып.) и др. С кон. 80-х гг. книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске. В 1875 г. на средства прот. Николая Лаврова, пожертвовавшего 1500 р., в Улале была открыта миссионерская больница, при к-рой имелась аптека.

http://pravenc.ru/text/115104.html

30 окт. 1878 г. Святейший Синод утвердил Б. в степени д-ра богословия. По представлению ректора он был избран советом КазДА и утвержден Синодом в звании ординарного профессора (1879); в 1879-1884 гг. был помощником ректора по богословскому отд-нию; после введения академического устава 1884 г. занял кафедру зап. исповеданий; с 1885 г. инспектор КазДА; в 1887 и 1889 гг. временно исполнял должность ректора. Состоял управляющим делами редакции академического ж. «Православный собеседник» (1872-1879). С 1884 г.- член редакционного комитета по изданию «Православного собеседника». По просьбе архиеп. Казанского и Свияжского Владимира (Петрова) , ценившего его организаторские и адм. способности, 19 янв. 1894 г. Б. представил заметки о миссионерских курсах при КазДА ( Ястребов И. Миссионер Высокопреосв. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1898. С. 323-331). Много внимания ученый уделял исследованию старокатоличества, полагая, что мотивы, по к-рым старокатолики отделились от Римской Церкви, до нек-рой степени тождественны тем мотивам, из-за к-рых Восток вынужден был порвать церковный союз и общение с Западом. Уже в самом названии старокатоличества Б. усматривал тенденцию «отыскать и исправить идею древнего вселенского кафоличества», а поскольку во главе этого зап. движения стоит лучшая католич. интеллигенция, знаменитейшие ученые и богословы, то его нельзя игнорировать. Помимо педагогической и научной деятельности Б. по поручению совета КазДА руководил занятиями профессорского стипендиата А. Потехина (1885-1886); в «Протоколах заседаний совета КазДА» публиковал рецензии, в т. ч. на докторскую диссертацию Будрина и на магистерские диссертации Н. Ф. Красносельцева , В. А. Нарбекова , С. А. Предтеченского , В. П. Соколова ; являлся офиц. оппонентом на магистерских диспутах Н. Кутепова (2 июня 1885), Нарбекова (14 янв. 1890), А. Городкова (31 авг. 1890), Предтеченского (7 апр. 1891). Опубликовал многочисленные статьи в журналах «Православный собеседник», «Православное обозрение» , «Странник» , «Душеполезное чтение» . Несмотря на болезнь и сильные головные боли в последний год жизни, Б. продолжал читать лекции в академии и управлять делами инспекции. Скончался в чине действительного статского советника, погребен в Спасо-Преображенском мон-ре в Казани.

http://pravenc.ru/text/78006.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010