П. Христу предлагает считать самого И. С. автором краткой редакции (Ibidem); однако издательница краткой алфавитной редакции бельгийская исследовательница М. Вегеман ( Waegeman. 1974), как и Риго ( Rigo. 2008. P. LIX), полагает, что краткая редакция была составлена позднее анонимным компилятором. То же подразумевает схолия, оставленная читателем XVIII в. на полях рукописи Athon. s. Ann. 58. Fol. 443: «Да будет известно, что глав, написанных святым Исихием Феодулу, не 24, а две сотни. 24 были выбраны из 200; и желающему их переписать, думаю, стоит предпочесть этим 24 те 200». Обе редакции адресованы Феодулу, однако в пространной редакции встречается также обращение «чадо Тимофее» (I 13), что может быть или ошибкой переписчика, или своеобразной аллюзией на ап. Павла (ср.: 1 Тим 1. 22 и др.); в таком случае, возможно, имя Тимофей нужно понимать в этимологическом смысле, т. е. «чадо, чтящее Бога». В II 100 зашифровано имя автора - συχας φερνυμος, «соименник безмолвия, исихии». Издания и древние переводы Греч. текст пространной редакции «Глав о трезвении» был опубликован в Париже в 1563 г. на основании только одной рукописи Paris. gr. 1037 (XIV в.) Этот текст вошел в Bibliotheca veterum Patrum (P., 1624. T. 1. P. 985-1018) и в Magna bibliotheca veterum Patrum (P., 1654. T. 11. P. 985-1018); перепечатан Ж. П. Минем (PG. 93. Col. 1479-1544) вместе с лат. переводом Ж. Пико, изданным первоначально отдельно ( Sancti Marci eremitae, Nicolai et Hesychii presbyteri Opuscula… latino sermoni tradita per Ioannem Picum. P., 1563). Количество глав - 200 (I 1-100 + II 1-100). Издание текста в греч. «Добротолюбии» прп. Никодима Святогорца (Θιλοκαλα. 1782) дает более исправные чтения. Количество глав - 203 (некоторые главы разделены). Критическое издание отсутствует (рукописи описаны в: Mennes. 1971). Соотношение глав в PG и греч. «Добротолюбии»: I 1 (PG)=1 (греч. «Добротолюбие»)... I 80=80-81; I 81=82; I 82=83; I 83=84; I 84=85-86; I 85=87... I 90=92; I 91=93 (1-я пол.); I 92=93 (2-я пол.); I 93=94... I 1=102... II 5=106-107; II 6=108; II 99=201; I 100=202-203.

http://pravenc.ru/text/674960.html

Симеон Новый Богослов , 78, 89). ...(Поистине те суть монахи и одни только те уединяющиеся), которые (пребывают) с одним Богом и одни в Боге, обнажившись от всевозможных помышлений и помыслов и созерцая одного только Бога в уме... утвердившемся во свете, подобно тому как... звезда на небе, или не знаю, как (иначе еще) сказать. Однако они живут в (своих) кельях, как в некоем светлом чертоге, и думают, что пребывают на небе или же и поистине (там) пребывают. ...Ибо они не находятся на земле, хотя и держимы землею, но живут во свете будущего века, в котором витают и шествуют Ангелы... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 93). Источник. должны жить в монастыре, как бы на уединенном острове, находящемся среди моря, считая, что весь мир стал для них совершенно недоступным, словно вокруг всего монастыря их утверждена великая пропасть, так что ни находящиеся в мире не (могут) перейти в монастырь, ни живущие на острове – переправиться к тем, которые там, и, с пристрастием глядя (на них), удерживать в сердце или в уме воспоминания о них, но, как мертвые к мертвым, они, и обладая чувством, должны относиться к ним без ощущения, делаясь (таким образом) поистине как бы добровольно закланными агнцами (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 145). Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти... (прп. Никита Стифат , 93, 102). ...Монах должен иметь память Божию вместо дыхания (прп. Григорий Синаит , 93, 228). Источник. Монашество есть древо высокорослое и многоплодное, которого корень – отчуждение от всего житейского, ветви – беспристрастие души... плод – богатство добродетелей и боготворная любовь, и неотлучная от них радость (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 163). ...Если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжет... плача, то не может быть монахом. Все житие монаха – плач (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 191 – 192). Источник. Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Будем же благодушны и ревностны: когда время псалмопения, усердно поспешим на него; когда время работы, будем работать усильно; когда время молчания, помолчим разумно; когда время беседования, поговорим в меру; одним словом, будем все делать благообразно и по чину, как нам заповедано, удерживая себя от всякой смуты и задора (прп. Феодор Студит , 92, 536). ...Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 456). Не хочет Бог, чтобы делание ревностных подвижников оставалось не искушенным, но чтобы подвергалось большим испытаниям. Почему напускает на них огонь искушений и на время скрывает даемую им свыше благодать, а духам злобы иной раз попускает взволновывать тишину помыслов их, чтобы видеть склонение души, кому она больше угодить хочет, – Творцу ли и благодетелю своему, или мирскому чувству и сласти удовольствия чувственного... (прп. Никита Стифат , 93, 115). Как разнообразие яств возбуждает желание ко вкушению их, так разнообразные виды добродетелей (духовных совершенств) пробуждают ревность ума (к стяжанию их). Почему шествуя мысленным путем, повторяй слова молитвы и беседуй с Господом, непрестанно вопия и не унывая... (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 172). ...Ревнитель о совершенстве в духе удобно отклонится не от дел только лукавых, но и от помыслов страстных и от мечтаний неподобных... Говорит святой Исаак: «Страшен бесам и вожделен Богу и Ангелам Его, кто с пламенною ревностию искореняет возращаемое в нем от врага терние» (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 381). Блюди себя от помыслов, которые представляются святыми и разжигают неразумную по ним ревность, о которых иносказательно говорит Господь: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их ( Мф. 7, 15 ). Плод же есть томление и крушение духа. Ведай, что все, что удаляет тебя от смирения и от внутреннего мира и спокойствия, под каким бы то красным видом ни представлялось, все это – лживые пророки, которые, прикрываясь овчею одеждою, т. е. лицемерною ревностью облагодетельствовать ближнего безразборно, суть воистину волки хищные, похищающие у тебя смирение, мир и спокойствие, столь необходимые для всякого, кто желает прочно успевать в духовной жизни. И чем более какое дело по видимости представляется окрашенным святостью, тем строжайшему должно оно быть подвергнуто тобой исследованию, без задора, однако же, и тревожности. Если случится иной раз впасть при этом в ошибку, не поддавайся малодушию, но смирись пред Богом и, сознав немощь свою, возьми из сего урок на будущее время. Ибо, может быть, Бог попустил это, чтобы смирить в тебе какую-либо черту гордыни, сокрытой в тебе и тебе самому неведомой (прп. Никодим Святогорец , 70, 262). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Одна из передач июля будет посвящена детскому отдыху. В ней примет участие иеромонах Димитрий (Першин ). В другой – телезрители отправятся на Валаам, в Валаамский Свято-Преображенский мужской монастырь. Тема следующей передачи – «Краеведение». Гость программы – председатель Союза краеведов России Владимир Козлов . Острова. Телевизионный документальный цикл. Канал «Культура»//Фома. - – июль 2009. – С.93. - (рубрика « Путеводитель. 6 телепередач июля »). Героем одной из программ цикла станет писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, которому 25 июля исполнилось бы 80 лет. Кремль музыкальный . Телеверсии концертов Х Международного фестиваля «Кремль музыкальный». Канал «Культура»//Фома. - – июль 2009. – С.93. - (рубрика « Путеводитель. 6 телепередач июля »). В рамках программы: концерт Государственного академического камерного оркестра России, дирижер Константин Орбелян; концерт Ансамбля солистов «Эрмитаж» под управлением Алексея Уткина; вечер испанской музыки (исполнители Николай Петров, Александр Гиндин). IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Канал «Культура»//Фома. - – июль 2009. – С.93. - (рубрика « Путеводитель. 6 телепередач июля »). Телеверсии концертов Будапештского Фестивального оркестра, Симфонического оркестра Западногерманского радио, Омского академического симфонического оркестра.             2 полезных адреса: Псково-Тервенический монастырь приглашает паломников помолиться и потрудиться в обители. Фото Ярослава Саламахи//Фома. - – июль 2009. – С.93-94. - (рубрика « Путеводитель. 2 полезных адреса »). Православный детский творческо-просветительский центр «Купель» (Москва)//Фома. - – июль 2009. – С.94. - (рубрика « Путеводитель. 2 полезных адреса »). Круг занятий: детская хоровая студия, театральные студии (взрослая и детская), рисование, вязание крючком, бисероплетение, основы фотомастерства, обучение навыкам работы с электрикой, слесарное дело и др.             3 страницы в интернете: http:/vetkaivi.ru/- сайт для тех, кто пережил или переживает насилие //Фома. - – июль 2009. – С.94. - (рубрика « Путеводитель. 3 страницы в интернете »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Пс.93:14 . Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит: Здесь дает причину, чего ради сказал: дондеже изрыется грешному яма; ибо промысл Божий готовит грешникам погибель того ради, понеже любит людей Своих, то есть праведников, и никогда не оставляет достояния Своего, хотя, по-видимому, и гневается, а иногда и наказывает. Сие изречение должны мы почитать за священное в злостраданиях наших прибежище: ибо Пророк, нарицая нас Божиими людьми, показывает, что Бог усыновил нас туне и что спасение наше Ему драгоценно. Чего ради? Понеже не всуе обещал так хранить Свою церковь , как собственное достояние. Отсюду заключаем, что терпение наше не будет иметь своея цены пред Богом, ежели мы не будем покорять мудрования плоти премудрым законам Божия промысла. Пс.93:15 . дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем. Пророк объясняет вышереченныя слова, – то есть, что праведные люди не будут отринуты, ниже оставлены Богом даже до того последняго дня, когда правда Божия, которая ныне, по-видимому, состоит в одной токмо возможности или во умозрении, обратится в действие суда и из умозрительной соделается деятельною, воздавая всем свое по заслугам, то есть, или венец славы, или оброки вечныя смерти. Тогда вси держащиися ея, то есть, любящии ю и имеющии правое сердце, по ней оправдятся. Таким образом, Пророк обещает здесь праведным гораздо лучшее состояние, нежели в каком здесь находятся они. Пс.93:16 . Кто востанет ми на лукавнующыя? или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Пс.93:17 . Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Здесь аки на картине живо изображает Пророк, колико потерпел он бедствий от злых и коварных людей; ибо вопиет не иначе, как человек, находящийся в очевидной опасности потеряния жизни, аки бы сказал: кто защитит меня от толикаго числа людей злонамеренных, или кто станет со страны моея против делающих беззаконие? В следующем стихе подтверждает то же, и дабы лучше прославить Божию благость и силу, упоминает, что он не от маловажной некоей опасности избавлен был, но от самыя смерти. Сего ради глаголет: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Аки бы сказал: ежели бы Бог не простер руки Своея свыше и не исхитил жизни моея из челюстей смерти, то я совершенно пропал бы. Кратко сказать, сущность слов состоит в том, что смерть так близка была к Пророку, что он по собственному признанию отчаявался в жизни, так, как и Павел негде сказал: сами в себе осуждение имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя ( 2Кор. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Истинное... сокрушение тогда улучишь, когда воздержанием, бдением, молитвою и смирением, иссушив сросшуюся с плотию твоею сласть похотную, сораспнешься Господу Иисусу и не будешь уже жить страстно, а начнешь жить Духом, сообразуясь с надеждою вышнего звания и избрания (ср.: 2Пет. 1, 10 ) (прп. Феогност, 91, 387). Воздыхай, пока, совлекшись дольнего, не облечешься в вышнее жительство и не преобразишься по образу создавшего тебя Иисуса Христа (прп. Григорий Синаит , 93, 211). Без сокрушения сердца невозможно, говорят, избавиться от чувств греховных; сердце же приводит в сокрушение троякое воздержание – во сне, в пище и в телесном покое (свт. Григорий Палама , 93, 273–274). Душа, освободившись через сердечное сокрушение от... чувств и от горечи их, восприемлет вместо них духовную отраду (свт. Григорий Палама , 93, 274). Соответственно... сокрушению и умилению сподобляется он и милостивого утешения и, долгое пребывая время в сих чувствах со смирением, переустроивает, наконец, вожделетельную силу души (свт. Григорий Палама , 93, 300). Внимание и сокрушение духа – вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она – преддверие святилища. В ней будем укрываться и заключаться от греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 265–266). Источник. Надо сокрушаться, что хоть немного еще прожито времени, но все же есть в нем часть, прожитая попусту. Сокрушение сердца о своей неисправности перед Богом составляет опору решимости быть вперед исправною перед Ним (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 141). От страха Божия... дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50, 19 ). Чувство сокрушения да не отходит от сердца! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 252). Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное состояние (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). Источник. Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному и с ним дружески уживаться, скрываясь некако под ним (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154–155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1054 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 86. Призывая к послушанию, преп. Амвросий Оптинский восстает против самочиния и своеволия, указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения даже в спасительных целях: «Напиши мне искренно тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословение; а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если добро это, то зачем оно тайно от духовного отца?... подсады вражии повсюду, разумеется под видом добра и пользы душевной…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 66. С. 69). Основываясь на словах св. Василия Великого , о. Антоний Оптинский учит, что кто и в добром деле усиливается исполнить свое желание, то такое дело не богоугодно: «Полезнее было бы следовать воле Божией, а не своей». Тем более, что не все благие желания приходят от Бога (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 224, 21). 1055 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 16. Преп. Амвросий пишет: «В евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская… Послушание паче жертвы, послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание: и младшим, и старшим» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 183. С. 153). «Послушание, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 16. С. 28). 1056 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 78. «Послушание есть такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не может войти в Царствие Небесное» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1057 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 23. Оптинский старец Макарий писал, что послушание должно лежать в основе духовной жизни каждого монаха. «Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос говорил о Себе: «снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). И хотя Он был премудрый и пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства, но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери Своей: «и бе повинуяся има» ( Лк. 2, 51 ). Спаситель наш оставил нам сей пример, которому мы должны следовать. И сказал ученикам Своим и их последователям: «Слушаяй вас Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (Лк, 10, 16)». (Письма о. Макария. Т. 2. С. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

л. 12. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии». Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...» л. 29 об. Оглавление. «Оглавление иже в книзе обдержимых». л. 38. Слова подвижнические (1–91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника». Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели...»   3/29 Нач. XIX в. Сборник смешанного содержания. 4 о . 22х15,5. 93 л. л. 5, 11, 12, 28, 81 без текста. Текст на л. 62-93 вписан в прямоугольную рамку чернилами. Полуустав, скоропись нескольких почерков. I – (л. 1-3, схим. Климент), II – (л. 6-9), III – (л. 14-58 об., 62-93, схим. Платон), IV – (л. 58-61). На полях имеются сноски, указаны листы греческой книги, с которой делался перевод (л. 14-58). Нумерация буквенная писца. Переплет кожа. Украшения На л. 13, 82 заставки геометрического орнамента чернилами. В окончании глав простые концовки. Записи На обороте второго припереплетного листа верхней крышки переплета, вверху, перечеркнутая запись: «Вышереченнаго монастыря игумена старца Паисия и всех чад его». На л. 3 внизу запись другой руки: «Сочинены иеромонахом Ефремом Диаковским (в схи)ме преименованном Иоанн, муж сей бяше высокоучения, и богословии не краем перста коснувшыйся, был проповедником святыя Софии в Киеве. Который по четырех месяцех после старца Паисия и преставися в томже…» (лист обрезан). На л. 9 внизу подпись руки архим. Софрония: «Святых и честных монастырей Святовознесенскаго Нямецкаго и Предтечева Секулскаго старец и архимандрит Софроний со всею о Христе братиею». На л. 80 записи нравоучительного характера разных рук. На л. 89 об. запись руки писца: «Преписав и аз многогрешный сие во общую всех спасения ползу, старых глаголю и малих, якоже зде и глаголет: придите чада. И прошу, да чтущая душа поне единою да глаголет: спаси Гсподи и помилуй потрудившагося зде мало». На л. 93 запись руки писца: «Сия малая выписка написася за утешение души и познание праваго и истиннаго пути еже во всяких скорбех благодушно терпети и благодарити Бога. Преписася же сия из некоей рукописной. Молю чтущаго молитися и за преписавшаго».

http://bogoslov.ru/article/6193417

...Да делает всяк свое дело, как пред лицем Бога, а не человеков; и чисто будет дело его... (прп. Феодор Студит , «12, 241). Горе смотреть нам надлежит, потому что там глава наша – Христос Господь, там сокровище наше и жизнь вечная (прп. Феодор Студит , 92, 303). ...И одно слово отдалит ум от памяти Божией, когда бесы нудят на то, и чувства соглашаются с ними. Велик подвиг и страх – хранить душу (прп. авва Филимон, 91, 362). Сообразно с заповедью должно предпочитать всему заповедь всеобъемлющую, память Божию, о коей говорится: помни Господа, Бога твоего, всегда (ср.: Втор. 8, 18 ). Ибо от чего гибнем, противоположным тому и сохранены быть можем. Губит же нас забвение Бога, мраком покрывал заповеди и обнажая нас от всякого добра (прп. Григорий Синаит , 93, 183). Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетелей, как любовь Божия(прп. Григорий Синаит , 93, 223). Памятование о Боге есть созерцание Бога, Который влечет к себе зрение и устремление ума, и светом Своим озаряет его (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 168). ...Шествуя мысленным путем, повторяй слова молитвы и беседуй к Господу, непрестанно вопия и не унывая: неотступно молись, подражая бесстудию вдовицы, склонившей на милость неумолимого судию. Тогда (это будет значить, что) ты духом ходишь, похотям плотским не внимаешь и мирскими помыслами не пресекаешь непрерывность молитвы, но бываешь храмом Божиим, в коем неразвлеченно воспевается Бог. Так проходя мысленную молитву, сподобишься ты наконец достигнуть непрестанного памятования о Боге, войти в недоступные сокровенности ума и в таинственных созерцаниях зреть Невидимого, един Единому уединенно служа Богу, в понятных одному тебе излияниях любви (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 172). Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее... чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 147–148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2) Комментарий на Пс 37, сохранившийся в катене на 50 псалмов, составленной патриархом Аквилеи Даниилом Барбаро († 1570) ( Devreesse. 1924. P. 512-521). 3) Комментарий на Пс 77-99 издан в PG. 55. Col. 711-784 под именем свт. Иоанна Златоуста (воспроизведение издания Б. Монфокона по ркп. Bodl. Roe 13). 4) Комментарий на Пс 100, 102 издан по ркп. Bodl. Roe 13 ( Mennes. 1971. P. 370-388). 5) Фрагменты из катен (PG. 93. Col. 1180-1340= Corderius. 1643-1646; список фрагментов см.: Devreesse. 1970. P. 250-261). Некоторые фрагменты являются извлечениями из частично сохранившихся комментариев И. И. на Деяния св. апостолов (PG. 93. Col. 1388-1389) и соборные послания (PG. 93. Col. 1389-1392). Существует арм. перевод схолий И. И. на соборные послания, из которых схолия на Иуд 6 (идентична схолии на 2 Петр 2. 5) заимствована из «Большого комментария» на Псалтирь (Пс 60. 8) ( Чракян. 1913. Прил. 2. С. 291-292; La chaîne arménienne. 1996. P. 146-147). Существует неизданный грузинский перевод прп. Ефрема Мцире обширной катены на псалмы, включающей в себя схолии И. И. (наиболее древние рукописи: Тбилиси НЦГР. Q 37. Л. 1-316, 1091 г. и Кут. 29. Л. 1-365, XIII-XIV в.; Габидзашвили. 2009. С. 312). Схолии И. И. на сир. языке находятся на полях 2 рукописей: Lond. Brit. Lib. Add. 14434. Fol. 17, 19, 20, 23, 33, 34, 41, 93, 95, 96, 97, 100, 106, 113, 114, 118, VIII в.; 17109 (873). Fol. 19, содержащих перевод Псалтири Павла Телльского . Еще один отрывок из комментария И. И. на псалмы содержится в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 17214. Fol. 72-77, VII в. ( Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, acquired since the year 1838. L., 1870. Vol. 1. P. 35, 36, 121; 1871. Vol. 2. P. 916, 1002). Вопрос о том, к какому именно греч. комментарию восходят груз. и сир. тексты, требует дополнительного исследования. III. «Схолии к Книге пророка Исаии» (Interpretatio Isaiae; CPG, N 6559; Faulhaber. 1900), собрание кратких экзегетических схолий, аллегорически и типологически объясняющих некоторые стихи Книги пророка Исаии по тексту Септуагинты в редакции Гекзапл Оригена. В ркп. Vat. gr. 347. Fol. 65v - 143v, XI в., к-рая содержит тексты больших и малых пророков, схолии помещены на полях.

http://pravenc.ru/text/674956.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010