Да сподобит же и нас Господь еще при жизни прикоснуться к духовным радостям Царствия Божия. Аминь. Архимандрит Исаакий в своей келлии. Алма-Ата. 1950-е гг. 16 октября 1952 г. Святители Гурий и Варсонофий Казанские Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Завтра начало Божественной литургии в 8 часов утра и после нее обычный акафист св. Великомученику Пантелеимону. Когда по средам в нижнем храме мы почитаем акафистом Успение Божией Матери, то слышим там о святых Дионисии и Иерофее, которые участвовали в погребении Богоматери и слагали в честь Ее песнопения, всеми за тем исполняемые. Их память церковь празднует в эти дни – 3 и 4 октября (по ст. ст.). Дионисий, житель г. Афины, был обращен в христианство св. апостолом Павлом. Он был епископом в Афинах, затем много проповедовал в различных странах и закончил жизнь свою мученическим подвигом за Христа. Иерофей был также епископом Афинским и также принял в I веке мученическую кончину. Эти ученики апостолов – «мужи апостольские» – удостоились великой чести и радости видеть пресветлое лице Богоматери, беседовать с Нею устами к устам. Так 4 (17) октября наша Церковь с особой любовью чтит память двух святителей, потрудившихся для просвещения недавно тогда присоединенного к Руси города Казани и всей той области. Светло празднует сегодня город Казань день святых Гурия и Варсонофия, имена которых неразрывно слиты в благодарной памяти народной. Святой Гурий, в мире Григорий, происходил из обедневшего рода бояр Руготиных. В то время часто воспитывали таких бедных, но знатного происхождения юношей, при дворе влиятельных, богатых людей, чтобы юноша учился там, как держать себя, приучался к воинскому искусству, чтобы, если потребуется, то смог бы быть потом и при дворе самого царя. Так и Григорий был отдан в дом князя Пенькова. Он отличался от других, находившихся в том же доме юношей, большим благочестием, любовью к чтению, усердием к храму Божию, чистотою жизни и добросовестным исполнением своих обязанностей у князя. За все это князь полюбил его и поручил ему управление всем своим домом. Это возбудило зависть его товарищей, и они решили погубить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неверные бросаются на него " с оружием и дрекольем " , но епископ, не смутившись, является пред ними, облеченный в ризы: " И видеша лице его яко лице ангела, и абие падоша мертвии, а другие ослепоша " . Святой же молитвой воскресил и крестил их. Св. Исаия, из печерских иноков, после Леонтия обходил грады и селения " новокрещеных и неутвержденных в вере людей " , предавая идолов огню. Стефан Пермский († 1396), просветитель зырян, начал свое миссионерское служение простым монахом. Но миссионер в нем совершенно заслоняет и инока и епископа. Вологодская церковь, преемница пермской, чтит первых трех его преемников, как и он, просветителей края: Герасима, Питирима и Иону, погребенных в селе Усть-Выме в бывшей своей кафедральной церкви. О них скажем в главе, посвященной пермскому апостолу. После завоевания Казани в ней была учреждена в 1555 г. новая епархия, кафедру получил св. Гурий. В помощь ему был придан целый штат монахов-миссионеров, среди которых выделялись будущие святители Герман Казанский и Варсонофий Тверской. Просвещение иноверческой страны было главным делом нового пастыря. О духе, в котором должна была вестись миссионерская работа, дает представление данная Гурию наказная память от царя и митрополита Макария. Всякое насилие и принуждение в обращении неверных было запрещено; предписывалось действовать кротостью и лаской. Архиепископ воспитывал в своем доме знатных новокрещенов, принимал и угощал других за своим столом. Он имел право ходатайствовать перед наместником за преступников не только из христиан, но и из язычников, если они обращались к нему за милостью. Церковное слово составляло, конечно, главное орудие евангелизации, но св. Гурий создал и специальное для нее учреждение. Это Зилантов монастырь под Казанью, где иноки должны были заниматься обучением детей для подготовки будущих миссионеров. То была первая миссионерская школа на Руси, духовная родоначальница будущей Казанской академии. Царь был в восторге от просветительной деятельности нового монастыря, которая соответствовала его идеалам иноческого служения миру, и щедро наделял его вотчинами. Замечательно, что педагогическое при звание рано пробудилось в Гурии. Еще в юности, сидя в радонежской тюрьме по ложному обвинению, он писал маленькие книжки для обучения детей и, продавая их, раздавал нищим вырученные деньги. Это призвание делает св. Гурия патроном русской религиозной педагогики: в Казани ему молятся пред началом учения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Селижаровском Троицком монастыре Тверской епархии в тёплой церкви престол освящён св. Гурию. В той же обители находится местно чтимая икона святителя Гурия с частицей от его мощей. В Казанской церкви г. Павловска Воронежской губернии свято чтится храмовая икона святителей Гурия, Варсонофия и Германа с частицами от их мощей, присланная Казанским митрополитом Тихоном в 1709 г. в благословение жителям г. Павловска, переселённым Императором Петром 1-м из Казани. В «Иконописном Подлиннике» о св. Гурие под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада аки Василия Кесарийского , в шапке, омофоре, в руках Евангелие, ризы святительские» (Филимонов, стр. 166). На иконе «Собор Тверских святых» св. Гурий изображён десницей благословляющий, а в левой руке жезл. Тропарь св. Гурию (в службе, составленной ему святым Димитрием, Ростовским митрополитом) глас 4-й: «Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения даде тя Господь новопросвещенному граду Казани, в нем же приобрел еси новые от язык люди, и привел еси я Христови. Сего ради в память твою радостно сошедшеся, честне празднуем святое успение. Ты же отче наш святителю Христов Гурие моли Христа Бога спастися душам нашим». – Тропарь (общий святителям Гурию и Варсонофию, в службе им 4 октября) глас 3-й: «Первие учителие пути спасительного, истинни хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, благочестию учителие, и православия наставницы, Гурие и Варсонофие. Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Со святителем Гурием, в новоучреждённую Казанскую епархию, прибыл назначенный царём Иоанном Грозным для ведения хозяйства при архиерейском доме, боярин Иоанн Застолбский с сыном Нестором (иначе Димитрием). Они были по преданию родом из с. Застолья, в Бежецком уезде Тверской епархии (от своего имения Застолбье, они получили наименование Застолбскими). В этом селе существует древняя часовня, построенная будто бы на месте их жительства; а в приходской церкви есть икона пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Здесь, как и в Свияжске, он встречен был всем духовенством с крестным ходом, шел в полном облачении в кафедральный собор, совершил с водоосвящением молебен Господу Богу Иисусу Христу, Пречистой его Матери и всем Святым, торжественно с тем же крестным ходом обошел весь город по стенам и окропил их святою водою; при всех вратах города читал означенную молитву о сохранении православного Царя, его супруги и чад, его братьев, христолюбивого воинства, православия и всех православных христиан; осенил крестом и окропил святою водою все четыре стороны света, дабы благодать и сила креста от священного города обильно излилась на все улусы татар и все обиталища чуваш, черемис, вотяков и мордвы, и навсегда упразднила все мечети и требища. За сим, возвратившись в собор, совершил божественную литургию и сказал народу приличное поучение. По окончании литургии, в том же соборе, с обычною торжественностью, был читан синодик в том виде, как он читался, и частью ныне читается, в первую неделю Великого поста, дабы новоосвященное место не терпело в себе никакого лжеучения, но чтобы крепко держалось в нем, цвело и спасало всех православие 64 . Так достиг святитель Гурий места своего назначения. Господь Бог явно сопровождал его своим благословением во все время путешествия его со свитою. Ибо, несмотря на длинное, долговременное, непрерывное, многотрудное и нередко опасное путешествие, как сам святитель Гурий, при всей слабости своих телесных сил, так и вообще вся свита его достигли до Казани в совершенном здоровье и без всяких бед, препятствий и неприятностей в пути 65 .   Святительская жизнь святителя Гурия   Наказною памятью Царя и митрополита святителю Гурию постановлено было в обязанность: 1) Поучать все свое духовенство: архимандритов, игуменов и какие будут, протопопов, иереев, дьяконов и проч., чтобы все они жили не иначе, как по божественным правилам. 2) Поучать всех, принадлежащих к его пастве мирян, дабы тоже все жили так, как требует православная вера, то есть, по заповедям Божиим и правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

жизни и знакомый с татарством, отправлен был в Казань в сане архимандрита для основания там новой обители. Варсонофий взял с собою добрых иноков, постриженцев Песноши. Храм в честь Преображения Господня и братские келлии скоро были построены; новая обитель, по примеру Пешношской, устроена общежительная. По воле святителя Гурия, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался он обращением магометан к христианской вере. В этом подвиге помогали ему знание языка и веры татар и искусство врачевать болезни. Знание татарского языка доставило ему удобства входить в близкое сношение с татарами, а основательно знание учения Магометова, при его глубоком уме, представляло обличения его магометанству неотразимыми. Уменье лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама отворяет душу для всего лучшего и след. для принятия мыслей христианских. По смерти блаж. епископа Акакия, преп. Варсонофий посвящен был св. митрополитом Филиппом в 1567 году в сан епископа Тверского, но он через четыре года, ослабленный глубокою старостию, отказался от управления епархиею и возвратился в Казанский Преображенский монастырь (Митр. Григорий, «Житие св. Гурия и Варсонофия»). Ум. 11 апреля 1576 года на 86 году жизни. Мощи, обретенные нетленными одновременно с мощами св. Гурия, почивают открыто в Спасской церкви основанного им монастыря. Память празднуется 11 апреля и 20 июня. В «Иконописном Подлиннике»: «Варсонофий подобием надсед, брада аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие» (Филимонов, стр. 166). 449. Преподобные отцы Иона и Нектарий, боляре ученицы святаго Гурия Архиепископа, с ним же и мощи их обретены, преставишася в лето 7104 месяца октября в четвертый день Когда св. Гурий отправлялся на новоучрежденную Казанскую кафедру, царь Иоанн дал ему для забот о делах житейских боярина Иоанна Застолбского. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского, боялся греха всего более, любил правду и был строго честен. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал вести жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В «Иконописном Подлиннике» Святитель Варсонофий описан так: «Подобием надсед, брада аки Гуриева (а борода св. Гурия, аки Василия Кесарийскаго), на конец раздвоилась, риза святительская, омофор и Евангелие». (Филимонов, стр. 166). На Иконе Тверских Святых Варсонофий изображён в святительском облачении, на главе митра, в правой руке, поднятой вверх, крест (четырёхконечный), а в левой свиток, на котором написано: «Какая нам нужда приобретать то, чего мы не можем взять с собой». В Спасском монастыре находится древняя икона святителей Гурия и Варсонофия. Святитель Гурий выше св. Варсонофия. Лицо св. Гурия отличается кротостью, карие глаза его смотрят открыто и приветливо. У святителя Варсонофия лице худое, измождённое, щёки глубоко впали, борода длинная, но редкая, и оканчивается остро около половины груди; брови св. Варсонофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у св. Гурия (Казанские Епархиальные Известия 1877, Жизнеописание св. Гурия и Варсонофия составлено патриархом Гермогеном. – Празднование св. Варсонофию совершается 11 апреля, в день его кончины, и 4 октября, вместе со св. Гурием, в память обретения их мощей. В Тверской епархии несколько престолов (храмов) посвящено св. Варсонофию: а) в Никольской церкви, что на Зверинце, в г. Твери, где имеется икона его с частицей мощей его; б) в церкви Пресвятой Троицы, называемой Белой Троицей, в Твери; в) в Вознесенском Оршине монастыре, где свято чтится икона св. Варсонофия с частицей от его мощей, присланная в обитель Казанским Архиепископом Григорием; г) в Троицком Селижаровском монастыре тёплая церковь посвящена святителю Гурию, Варсонофию и Герману. Тропарь 1-й, глас 4-й: «Тихостию нрава направляем, святителю Варсонофие, в тихое пристанище достигл еси, смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей, святая душа твоя на небеса возлете, идеже, Христу предстоя, моли спастися нам, почитающим память твою». – Тропарь 2-й, глас 3-й: «Возвестителю пути спасительного, истинный хранителю Апостольских преданий, столпе непоколебимый, благочестия учителю и православия наставниче, святителю Варсонофие, Владыку всех моли, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». – Кондак св. Варсонофию, глас 6-й: «Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси: сего ради святительства саном почется, чисте чистейшему предстоиши; моли Христа Бога, святителю, спасти Императора нашего Вседержавного, благочестия Содержителя, и люди Твоя, святе, да вси вопием ти: радуйся отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвала и утверждение». Служба св. Варсонофию 11 апреля, печатается отдельной книжкой; есть ему и акафист; а служба на обретение мощей св. Гурия и Варсонофия печатается в Служебной Минее 4 октября. 27. Преподобный Ефрем Новоторжский

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

" Их имена на небесах " октября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в резиденции на Каменном острове   В день памяти обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595), 17 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери резиденции петербургских митрополитов на Каменном острове. Правящему архиерею сослужили игумен Фома (Василенко) и священник Павел Ермошкин. В храме молился благочинный Василеостровского округа, настоятель Смоленского храма на одноименном кладбище протоиерей Евгений Шогенов. Богослужебные песнопения исполняло трио духовенства под управлением игумена Силуана (Туманова) . Было совершено славление перед иконами чтимых святых. " Мы помним слова Господа, сказанные избранным 70-ти апостолам, которые пошли проповедовать по городам, - сказал владыка в проповеди. - Ученики Христовы пришли радостные: " Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем " (Лк. 10:17). Он ответил, что не тому надо радоваться, что духи им повинуются, но " тому, что имена ваши написаны на небесах " (Лк. 10:20). Имена, которые мы сегодня проставляем, написаны не только в церковном календаре, но и на небесах. В этом и есть цель нашей христианской жизни - чтобы наши имена были написаны на небесах. Тогда мы исполним то, что Бог заповедовал всем нам " . " Заповедь Господа " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Мф. 28:19) дошла до сердец двух святых, которых мы сегодня вспоминаем, - продолжил архипастырь. - Святитель Гурий, архиепископ Казанский, был из дворянской семьи, образованный, грамотный, писал книги в темнице, куда был заключен по оговору. Выйдя из тюрьмы, пошел в монастырь, принял монашество. Он подходил для проповеди Евангелия, и был послан в Казань после ее покорения царем Иоанном Грозным, где по жребию его избрали архиепископом на архиерейскую кафедру. Святитель Варсонофий был из семьи священника, в 17 лет попал в рабство. В плену изучил татарский язык - это пригодилось потом: ничего без промысла Божия не бывает. Отец выкупил сына и тот сразу дал обет принять монашество, который вскоре исполнил. Уже будучи игуменом, был направлен в новую Казанскую епархию. Там был образован Спасо-Преображенский монастырь. Позже митрополит Филипп поставил его епископом Тверским. В 76 лет он ушел на покой и скончался в Казани " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576, Казань), преподобные (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.), Казанские, сподвижники святителей Гурия (Руготина) и Варсонофия в деле учреждения Казанской и Свияжской епархии . И. и Н. упоминаются в 10-й гл. Жития святителей Гурия и Варсонофия, составленного Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1596-1597 гг. Житие основано на рассказах очевидцев и на воспоминаниях автора, поэтому можно предположить, что сщмч. Ермоген знал И. и Н.; автор Жития принимал участие в обретении нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия, а также И. и Н. Преподобные И. и Н. упоминаются в службе свт. Гурию. 26 мая 1555 г. свт. Гурий был направлен царем Иоанном IV Васильевичем в новоучрежденную Казанскую епархию вместе с архимандритами св. Германом (Садыревым-Полевым) и св. Варсонофием. Также в Казань прибыли иноки Песношского мон-ря Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр и инок Андроникова мон-ря Симеон. По повелению царя Иоанна IV в Казань поехал московский боярин И. Е. Застолбский для помощи архиеп. Гурию и попечения о житейских делах. И. Е. Застолбский принадлежал к знатному роду служилых людей. Предок Застолбских Акинф Великий был праправнуком Ратши и 2-м сыном героя Невской битвы Гаврилы Алексича. Первый носитель фамилии Застолбский, Роман Иванович, приходился Акинфу Великому праправнуком. Родовые владения Застолбских находились в Бежецком Верхе, с. Застолбье существует и ныне (в Рамешковском р-не Тверской обл.). И. Е. Застолбский записан в Тысячной книге 1550 г. как сын боярский 3-й статьи по Переславлю-Залесскому, а в дворовой тетради 1550 г. как дворовый сын боярский. Свт. Гурий прибыл в Казань в июле 1555 г., когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре по их окончании в 1557 г. архиепископ занялся широкой миссионерской и хозяйственно-экономической деятельностью, направленной на утверждение Православия и укрепление положения новой кафедры.

http://pravenc.ru/text/578340.html

Наконец святителем Варсонофием овладело изнеможение предсмертное; глубокая старость истощила в нем последние силы. Ясно почувствовав свое отшествие из сего мира к Богу, он потребовал святых Христовых Таин, причастился, с любовью взглянул на своих предстоявших братий и отлетел своею святою душою к Господу, которого возлюбил с юности и любил до последней минуты жизни. С его учениками осталось только его бездыханное тело. Как пастырь, он во все время своей жизни прилежно молился о них Господу, не видя Его, и охранял от всего душепагубного; теперь, стоя пред Господом лицом к лицу, он молился о них еще сильнее и действеннее. Блаженная кончина св. Варсонофия последовала в 7084 от создания мира или в 1576 году от Рождества Христова, в 11 день месяца апреля, в память св. священномученика Антипы епископа Пергамского. Святое тело его погребено блаженным Тихоном архиепископом Казанским в том же, им созданном, Спасо-Преображенском монастыре, несколько в сторону на полдень от того места, на котором погребен св. святитель Гурий, с которым он в земной жизни так долго жил вместе, сердечно соединен был духовною любовью и одинаково пылал ревностью спасения своего и всех 171 .   III. обретение и открытие мощей святителей Гурия и Варсонофия и чудеса от них бывшие   Обретение и открытие мощей святителей Гурия и Варсонофия.   Чрез тридцать два года по кончине святителя Гурия и чрез девятнадцать лет с половиною по кончине святителя Варсонофия, именно в 7104 (1595) году, благочестивый Царь Феодор Иоаннович благоволил повелеть создать в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь , во имя боголепного Преображения Господня, на месте деревянной церкви, какая в том монастыре была построена первоначально. Как новая, назначенная к построению, каменная церковь своим размером была гораздо больше прежней: то, по неудобству отступить на запад, восточная стена новой церкви должна была выступить гораздо далее алтаря прежней деревянной церкви, и идти тем самым местом, на котором за алтарем прежней церкви погребены были святители Гурий и Варсонофий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Архиепископу Гурию поручался надзор за деятельностью царской администрации. в наказе также закладывались принципы миссионерства: «А новокрещеных всегда поучати страху Божию, и к себе приучати, и кормити, почти, и жаловать, и беречи но всем, да и прочии видя невернии таковое благочестие и брежение и жалование новопросвещенным, поревнуют христианскому праведному закону и просветятся Святым Крещением, да вкупе с нами прославят Отца и Сына и Святаго Духа» (25). Тема миссионерства присутствует и в другом наказе святителю: «А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, и ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно, а иных роздавати крестити по монастырям» (26). Об успехах миссионерского служения архиепископа Гурия в его житии писал святитель Ермоген: « ..и многи неверныя в веру приведе, и крести их множество и жены и дети; всюду убо Божия богатно излияся благодать по писанному» (27). Ближайшими сотрудниками святителя Гурия Казанского были архимандрит Герман, настоятель Свияжского Успенского монастыря, и архимандрит Варсонофий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи. «Эти три имени благодаря общей деятельности по устроению Казанской епархии вместе вошли в историю Русской Церкви (28). Заботясь о насаждении монашества, архиепископ Гурий дал грамоту архимандриту Свияжского монастыря Герману с разрешением служить в монастыре духовенству, имеющему ставленные и отпускные грамоты (29), а также предоставил ему судебные податные льготы (30). Усилиями святителя в Казани был устроен Зилантов монастырь (31). В наказе, данном святителю Гурию при отправлении в Казань, указано «государево жалование» архиепископу Гурию и архимандритам Герману и Варсонофию (32). Вскоре после прибытия Владыки Гурия, 13 августа 1555 года, по указанию царя «в дом Пречистой Богородице честнаго и славного Ея Благовещенья» были даны угодья, определено место в Казани для проживания дворовых людей (33). Материальная поддержка Казанской епархии оказывалась и в последующее время. В январе 1556 года по царскому указу святителю было выделено озеро «казанских прежних царей и архиепископу Гурию велети в том озере рыбу ловити на себя» (34). Два года спустя государевы дьяки взимали налог в деревнях Кирилло-Белозерского монастыря «Казанскому архиепископу Гурью и архимандритом Свияжскому да Казанскому за запас на нынешней лета 7060 шестой год ... для нынешние хлебные дорогови» (35). Учрежденис Казанской епархии и последующая забота о цей, можно сказать, носили государственный характер.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010