Внешними памятниками деятельности святителя Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске. Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани. В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел. Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти. По великим праздникам его приносили в церковь , где он сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Но душа святителя была так же бодра и ревностна к делу Божию, словно не было болезни. «Душевные силы, – говорил святитель Гурий, – увеличиваются по мере того, как уменьшается удовлетворение плоти... Всё настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости будут дарованы только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8, 18 ). Почувствовав приближение смерти, святитель Гурий 2 декабря 1563 года принял великую схиму от своего друга и помощника архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия (впоследствии епископ Тверской, 1 1576, память 11/24 апреля и 4/17 октября). 5 декабря 1563 года святитель скончался и был погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Добрую память надолго оставил о себе архиепископ Гурий у жителей Казани. Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей, не испросив благословение на могиле святителя. 4 октября 1595 года были обретены его нетленные мощи. Вот как описал это событие митрополит Ермоген: «Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами святителей Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя. Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святителя Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Через два месяца прибыл святой Гурий в город Казань и занял святительский престол. В сане святителя он проводил такую же богоугодную жизнь: питал нищих, неимущим подавал все нужное, заступался за бедных, вдов и сирот и избавлял их от различных бед. Труды к трудам прилагая, святой Гурий проводил ночь в молитве, днем же учил неверных Богопознанию и вере в Пресвятую Троицу, и учением своим многих привел ко Христу 6310 . Великие труды святителя при слабости его телесных сил, надломленных в молодости тяжелым темничным заключением, вконец расстроили здоровье святого Гурия, и он впал в болезнь. Телесная болезнь ничуть не умалила его душевного благочестия: не имея возможности сам совершать богослужение, он все-таки присутствовал при священнодействиях, совершаемых другими, для чего приказывал носить себя к Божественной литургии в храм Благовещения Богоматери, построенный им; здесь он сидел или даже лежал, слушая богослужение. Однако и во время болезни святой Гурий не оставлял своих обычных и удобоисполнимых для него дел 6311 , не переставая в то же время смирять свою плоть постом и воздержанием. Так подвизался святитель три года. Чувствуя приближение своего отшествия к Богу, святой Гурий призвал к себе архимандрита Варсонофия, к коему питал «любовь велию духовную» и пожелал принять от него великий ангельский образ, т.е. схиму 6312 . Блаженная кончина святителя последовала 4 декабря 1564 г. Честное тело его было погребено в обители Спасо-Преображенской 6313 , за алтарем, у большой церкви. Преподобный Варсонофий, в мире Иоанн, был родом из Серпухова 6314 . Он был сыном священника Василия, и в раннем возрасте обучен был грамоте и Божественному Писанию. Еще не достигши совершеннолетия, Иоанн попал в плен к крымским татарам 6315 . Покоряясь воле Господа, он усердно исполнял возлагаемые на него работы и труды. В плену он находил утешение в частой и пламенной молитве к Богу, наизусть воспевая те псалмы, которые он помнил. Неверные, видя благонравие Иоанна, усердие в трудах, смирение и беспрекословное повиновение им в работе, облегчили тяжесть трудов его и позволили жить ему свободнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп. ]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев. Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия//Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45. Е. В. Липаков Иконография В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев/Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36). В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» ( Заринский П. , прот. Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь//Изв. по Казанской епархии. 1877. 14. С. 403).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Храм этот был основан святителем Казанским Гурием и его сподвижниками - святителями Варсонофием и Германом. В 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со с вятителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию на месте будущего Введенского собора. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Три святителя Казанских были прославлены Господом нетлением и мироточением их мощей, и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город. В 1976-м году настоятель Введенского собора протоиерей Илия Карлинов писал в «Журнале Московской Патриархии»: «Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности». Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных архиепископом Вениамином (Новицким) в 1970-х годах явилось установление соборного п раздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. В ступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией в 1973 году, он обратился к Святейшему Патриарху Пимену с просьбой совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. О ходатайстве архиепископа Вениамина об установлении соборной памяти святителей отмечено в Минее. В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Много забот и сердечного участия оказано было женскому епархиальному училищу. Немало было им положено труда и на борьбу с расколом, который в Самарской епархии был силен своими руководителями. Во внимание ко всем его миссионерским трудам он в 1902 г. был избран почетным членом Казанской духовной академии. 23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение и здесь он старался проводить в жизнь те же начала, которыми руководствовался в Самарской епархии. Скончался от сердечных переживаний 5 января 1907 года на 6О-м году от рождения. Среди старожилов духовенства Симбирской, ныне Ульяновской епархии до сих пор остается осадок горечи от его сумасбродного, вспыльчивого и неуравновешенного характера. Случались вспышки гнева, кончавшиеся мордобитием и личными оскорблениями. Обычно, в конце службы он постепенно «отходил», сознавал свою ошибку, в легкой форме просил прощения у оскорбленного и совал ему в руку 25-ти рублевую бумажку. Одни не принимали такую щедрость, а другие, прощая своего епископа, не стеснялись воспользоваться подаянием владыки. До сего времени сохранились некоторые стишки про епископа Гурия, их обычно духовенство пело, когда узнавало о выезде своего владыки из Симбирска по епархии: «Идет пароход Меркурий, едет на нем Гурий с бурей». ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ЕПИСКОПЕ ГУРИИ ПРОТ. Г. ЛОГИНОВА Святитель Гурий был среднего роста, имел хорошие длинные волосы – белые как снег, прекрасный голос (первый тенор). Служение его в храме приводило людей в восхищение. Каждую неделю епископ совершал три обязательных архиерейских служения: в воскресенье литургию, вечером молебное пение святителямГурию, Варсонофию и Герману Казанским чудотворцам; в среду литургию с акафистом Успению Божией Матери и в пятницу литургию с акафистом Страстям Христовым. Читая на этой службе положенное Евангелие, он сам плакал, плакал вместе с ним и народ. Это был усердный ревностный молитвенник. Ежедневно выслушивал в своей Крестовой церкви Божественную литургию, во время которой в начале часов подходил к жертвеннику, становился на колени и молился о живых и умерших. В это время один из иеромонахов вынимал из служебных просфор частицы за живых и у мерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но после взятия Казани еще долго нужно было воевать с подвластными ей татарами, черемисами, чувашами, мордвой, вотяками и башкирами. Долгая борьба предстояла и церкви с мусульманством татар и язычеством других инородцев. Для больших успехов веры на московском соборе 1555 года положено было открыть в Казани особую епархию. Первым святителем в Казань назначен был селижаровский игумен Гурий. Он был прежде боярский сын из фамилии Руготиных, родился в Воронеже, жил в молодости на службе у князя Пенькова. Оклеветанный в преступной связи с женой Пенькова, он был ввергнут разгневанным князем в тюрьму. Через 2 года, освободившись из заключения, он постригся в Волоколамском монастыре и за святую жизнь удостоился выбора в игумены; из этого монастыря послан от царя игуменом же в монастырь Селижаров, а отсюда уже назначен в Казань. Отправление его на епархию совершилось с необыкновенной торжественностью; это был другой, духовный поход на Казанское царство. Новый святитель ехал с иконами, книгами, церковной утварью и казной государя на строение церквей и монастырей. Ему дан был подробный наказ: обращать людей к истинной вере, привлекая их к себе лаской, кормами, дарами, заступлением перед властями, крестить неверных только волей, а не насилием, крещенных наставлять у себя на дому или по монастырям в вере, крестить и тех, которые пожелают того для избежания от наказаний за вины, печаловаться пред воеводами и судьями за подсудимых, обличать неправды властей, участвовать с ними во всех советах. Своим учением и жизнью святой Гурий весьма благотворно действовал на покоренных инородцев и в 9 лет своего святительства обратил их многие тысячи. Последние 3 года своей жизни он не мог уже ходить вследствие болезни, но и теперь неопустительно на носилках являлся в храм и учил свою паству. Царь очень благоволил к святителю и во всем ему помогал. В 1556 году, когда новокрещеные татары приняли участие в казанском бунте, по настоянию святого Гурия, все некрещеные татары были выселены из Казани в особую слободу. Святитель Гурий скончался 4 декабря 1563 г. В 1595 году последовало открытие его мощей. Святые Варсонофий и Герман

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252). Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. 3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ.

http://pravenc.ru/text/164699.html

В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещен­ском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженики Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в сле­дующем 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском Кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он назы­вает себя в приписке «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколь­ко лет число иноков в нем доходило до ста человек. По воле святителя Гурия, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно зани­мался он обращением магометан к вере христианской. Знание татарского языка позволяло ему входить в близкое сношение с татарами, а основательное знание учения Магометова, при его глубоком уме, делало обли­чения его магометанству неотразимыми. Уменье лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама располагает душу для всего лучшего и следовательно для принятия учения христианского. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий постриг в великую схиму, а 4 декабря предал погре­бению своего ближайшего друга и настав­ника святителя Гурия, архиепис­копа Казанского (память 4/17 декабря). По смерти епископа Тверского Акакия (+1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского. Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным под­виж­ни­ком, каким был он в Пешношской обители и в Казани. Ночи он проводил в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему.

http://pravicon.com/info-1920

И вот Промысл Божий посылает для просвещения татар таких великих святителей, как святые Гурий и Герман Казанские. Замечательно, что святой Гурий (память его 5-го декабря) был избран по жребию . Но в жребии этом было явное указание перста Божия? 3 Труды святых Гурия, Германа и Варсонофия для распространения христианства между казанскими татарами-магометанами увенчались успехом. Как известно, даже два царя казанских приняли христианство . Но ничто так ее способствует к распространению христианства между язычниками, как чудеса. Сам Спаситель наш, пришедши в языческие страны Гадаринскую, Тирскую и Сидонскую для проповеди новой религии, прежде всего сотворил там великие чудеса: изгнал из бесноватого легион бесов (Лк. гл. 8. с. 20–40) и исцелил дочь хананеянки (Мф. гл.15. с. 21–29). Чудеса немало способствовали к распространению христианства между языческими славянами. Чудеса довершили победу христианства над магометанством и в Казани: и сии чудеса были от явленной иконы Казанской Божией Матери. Много возвысилось христианство в глазах гордых последователей Корана явлением чудотворной Казанской иконы Матери Божией. Чудеса её, с 1579-го года следовавшие одно за другим, невольно заставили признавать в русском христианстве силу Божию, а в мусульманстве – пустоту 4 . При таком содействии благодатных сил распространению христианства в Казани (а такое содействие всегда проявлялось и проявляется при распространении христианства) христианство дало даже мучеников из новопросвещенных казанцев. Вспомним каких бед натерпелась Русская земля от Монгольского погрома; вспомним о тех гонениях на христианскую веру, какие воздвигали татары – и тогда поймем, какую радость доставляло Русской земле торжество христианства над мусульманством в Казани, тогда поймем и то, как дорого было Русскому народу явление чудотворной иконы в Казани – иконы, так много способствовавшей этому торжеству. В древней истории нашего Отечества можно указать только на одно событие, которое по произведенному на народ сильному впечатлению может быть поставлено наряду с покорением Казани – это «Мамаево побоище».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Радуйтеся, преподобнии Ионо и Нектарие, святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии. Кондак 5 Боготечною звездою возсия над новопросвещенной страною святитель Гурий, вы же, яко луч добродетельнаго сияния его явились есте, и ныне с ним вкупе у Престола Божия воспеваете Христу: Аллилуиа! Икос 5 Имевше веру ко святителю Гурию даже по смерти его, воздвигли есте над гробом каменну храмину во обители Боголепнаго Спасова Преображения, и со многи почестьми погребли есте. Тем же дивляшеся преданности вашей, вопием сице: Радуйтеся, образи содружества непорочнаго и нетленнаго, Радуйтеся, светильницы всесветлии горящие любовию Божественною. Радуйтеся, яко Гурия Богоноснаго подражатели. Радуйтеся, яко Варсонофия Богомудраго последователи. Радуйтеся, гроба святительскаго устроители, Радуйтеся, прославления, иже во святых, святителей предвозвестители. Радуйтеся, вкупе со святыми пожившии, и по смерти неразлучившиеся, Радуйтеся, яко от обители земныя во обитель Небесную водворившиеся. Радуйтеся, преподобнии Ионо и Нектарие, святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии. Кондак 6 Проповедник Богоносный избран бе для Казанской земли – Гурий чудный святитель. Посреди же сотрудник его и ты, преподобный Ионо, последовал еси в новое Отечество, царскому повелению ничтоже противовещая, яко виде в нем волю Божию, поя Ему за сие: Аллилуиа! Икос 6 Возсиявый во граде Казани свет истины Христос Царь славы, чрез царя земнаго избра тя, преподобне Ионо, в перваго зде болярина архиепископскаго, яко в Дому Пречистыя Богородицы честнаго Ея Благовещения был еси опорою апостолу Казанския Церкви. Сего ради ублажаем тя сице: Радуйся, незлобием своим духа злобы победивый, Радуйся, отче краснодушный и чадолюбивый. Радуйся, наследника своего добрый учителю, Радуйся, о храмах Божиих рачителю. Радуйся, чистоты душевныя сокровище, Радуйся, любве и кротости вместилище. Радуйся, правды и истины паче всего искавый, Радуйся, мзду вечную добродетельми стяжавый. Радуйтеся, преподобнии Ионо и Нектарие, святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии. Кондак 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010