Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Гурий Казанский Гурий (Руготин) (+ 1563 ), первый архиепископ Казанский , святитель Память 20 июня , 4 октября , 5 декабря , в Соборах Казанских и Тверских святых В миру Григорий Григорьевич Руготин, родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим. Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре , известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию и 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Поддерживаемый святым Варсонофием (+ 1576 ), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти принял от святого Варсонофия великую схиму . Скончался 5 декабря 1563 года и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре . 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия . Митрополит Казанский святитель Ермоген присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей.

http://drevo-info.ru/articles/8165.html

Св. Гурий в Казань прибыл 31июля, в воскресный день, и, по встрече с крестным ходом, совершил литургию в кафедральном соборе. В Казани со всем усердием ревнитель православия святитель Гурий занялся просвещением своей косневшей в мусульманстве и язычестве паствы; ему деятельными помощниками были прибывшие с ним из Москвы архимандриты Герман (впоследствии его преемник по святительской кафедре) и Варсонофий (впоследствии епископ Тверской). Св. Гурий более всего заботился о построении храмов и открытии монастырей, как центров духовного просвещения: построил в Казани величественный каменный кафедральный Собор в честь благовещения Пресвятой Богородицы, в коем ныне почивают его мощи; в 1556 г. близ Казани построил Зилантов монастырь (на местности, суеверно чтимой мусульманами); открывал школы для обучения детей инородцев. Деятельность св. Гурия в Казанском крае, продолжавшаяся более 10 лет, была в высшей степени плодотворной и благодетельной, и доселе с его именем соединяется много памятников его неутомимой апостольской деятельности. – Святителя Гурия свято чтут не только русские православные, но и крещёные татары, чуваши, черемисы и др. инородцы; в прежнее время в Казани не начинали и учебных занятий в школах не испросив на сие благословения у святителя и не выслушав молебна у его раки. Инородческие школы казанского края особенно вручаются покровительству св. Гурия. В Казани главная крещено-татарская школа и находящаяся в ней церковь посвящена имени св. Гурия; ученики инородческих школ, находящихся в сёлах Казанской Епархии, в летнее время совершают паломнические путешествия в Казань помолиться св. Гурию у его мощей. За три года до смерти святитель Гурий сильно заболел ногами, так что он не мог и ходить, а потому его носили в храм, где он, сидя, слушал богослужение. Св. Гурий скончался 5 декабря 1563 г. и тело его было погребено в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Через 32 года (в 1595 г.) 4 октября обретены были мощи его, вместе с мощами св. Варсонофия (см. о св. Варсонофии), а в 1630 г., при Казанском митрополите Матфее, 21 июня мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в основанный им кафедральный Благовещенский Собор. В Казанском Соборе доныне хранятся и свято чтутся иконы Спасителя, Божией Матери и св. Николая Чудотворца, привезённые св. Гурием из Москвы и, по преданию, данные ему царём Иоанном Грозным. У раки святителя старинные святцы замечательной иконописи (будто бы писанные Симоном Ушаковым), также привезены святителем Гурием из Москвы. – При Соборе у входа в правый придел находится незначительная по размерам келья святителя, в которой он удалялся для келейной тайной молитвы (из этой кельи был ход в Собор); здесь на стене написан Нерукотворный Образ Спасителя, свято чтимый гражданами. Причислен святитель Гурий к лику святых в 1595 году по ходатайству Казанского митрополита Тихона 1-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Святитель Гурий Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Он родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим. Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. Поддерживаемый святым Варсонофием († 1576, память 11 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей. В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти († 5 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси, - 1613; память 12 мая) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.

http://patriarchia.ru/db/text/908616.htm...

Для сего из известнейших архимандритов и игуменов избраны были четыре кандидата. В числе их был и игумен Селижарова монастыря Гурий. 3 февраля 1555 года, после усердной молитвы в большом Успенском соборе, произведено было посредством жребия само избрание. На вынутом жребии оказалось написанным имя Гурий. Царь, митрополит, весь освященный собор и все люди, признав, что «в пастыри ко граду Казани Господь Бог избрал мужа праведна и свята», с особенным благоговением и радостно совершили благодарственный Господу Богу молебен. 7 февраля 1555 года митрополитом Макарием, в сослужении двоих архиепископов и семи епископов, с необычайной торжественностью, в присутствии царя, высочайшего двора, послов и знатных князей и бояр, совершено было посвящение игумена Гурия в Архиепископа Казанского. 26 мая 1555 года Святитель Гурий, с назначенными, несомненно, по его указанию и желанию, царем сотрудниками: архимандритом Германом, игуменом Варсонофием и другими, собрался отправиться в Казань. Перед отправлением в путь Святитель Гурий одарен был государем многими драгоценными вещами и получил, как из государственной казны, так и от многих архиереев и монастырей, весьма много икон, богослужебных книг и прочей церковной утвари для своей епархии. Само отправление из Москвы Святителя Гурия, по личному предложению царя, должно было совершиться и действительно совершилось с необыкновенной торжественностью. В день отправления святителя Гурия из Москвы, 26 мая, митрополитом Макарием соборно, в присутствии государя и знатнейших князей и бояр, в большом Успенском соборе совершено было напутственное моление. По окончании молебна митрополит с крестным ходом и сам царь с знатнейшими князьями и боярами проводили святителя за стены кремля. Несметное же множество народа проводило святителя до самого берега речки Москвы, по которой он должен был на приготовленных ладьях отправиться в Казань. С пением молебна Святитель Гурий отплыл от стен Московского кремля. С необыкновенной торжественностью св. Гурий продолжал путешествие свое и далее, до самой Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Спустя два года неожиданно в дверях темницы блеснул свет. Григорий, сотворив молитву, толкнул дверь — она отворилась. Страдалец понял, что Господь посылает ему свободу. Он взял икону Божией Матери, бывшую с ним в темнице, и пошел прямо в обитель Иосифа Волоколамского, известную тогда по строгой жизни иноков. Там он и постригся с именем Гурий. После многолетних подвигов в посте, безмолвии и богомыслии, к которым приучился еще в темнице, в 1542 (1543) году Гурий был возведен на игуменство в Иосифовом монастыре. Он поставил себе правилом: не столько заботиться о внешнем благолепии обители, сколько о спасении вверенных ему душ. «Не добро, — говорил он, — монастыри богатити чрез потребу, они бо сим более пустуют». Такое управление обителью привлекало к ней много и иноков, и мирян. Почти девять лет настоятельствовал Гурий в Иосифовом монастыре; но темничное заключение расстроило его здоровье на всю жизнь, и он вследствие болезни сложил с себя начальствование и два года жил на покое, предаваясь подвигам поста и богомыслия. По воле царя святой Гурий в течение года управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. Для завоеванного царства Казанского собор архипастырей приступил к избранию архиепископа. Это место служения в тогдашнее время было чрезвычайно важно: здесь надлежало быть мужу с апостольской ревностью и чистотой души, чтобы благоплодно проповедовать святую веру незнающим ее. Поэтому и избрание архипастыря происходило необыкновенным образом. По совершении молебного пения Московским митрополитом Макарием из четырех жребиев взят был один со святого престола, и это был жребий св. Гурия; потом взят один из двух, и это был опять жребий того же избранника. В 1555 году, 3 февраля, святой Гурий собором архипастырей был рукоположен в сан архиепископа Казанского. В новопокоренном царстве Казанском открыта, по определению собора 1555 года, новая архиепископия, к которой причислены: Казань, Свияжск, Нагорная сторона и вся Вятская земля. Вместе со святителем Гурием в далекий Казанский край отправились бывший архимандрит Старицкого Успенского монастыря, который жил тогда на покое в Иосифо-Волоколамской обители, святой Герман († 1567; память 6/19 ноября) и игумен Песношского монастыря святой Варсонофий († 1576; память 11/24 апреля). В них святитель Гурий провидел своих верных помощников и преемников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Внешними памятниками деятельности святителя Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске. Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани. В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел. Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти. По великим праздникам его приносили в церковь , где он сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Но душа святителя была так же бодра и ревностна к делу Божию, словно не было болезни. «Душевные силы, – говорил святитель Гурий, – увеличиваются по мере того, как уменьшается удовлетворение плоти... Всё настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости будут дарованы только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8, 18 ). Почувствовав приближение смерти, святитель Гурий 2 декабря 1563 года принял великую схиму от своего друга и помощника архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия (впоследствии епископ Тверской, 1 1576, память 11/24 апреля и 4/17 октября). 5 декабря 1563 года святитель скончался и был погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Добрую память надолго оставил о себе архиепископ Гурий у жителей Казани. Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей, не испросив благословение на могиле святителя. 4 октября 1595 года были обретены его нетленные мощи. Вот как описал это событие митрополит Ермоген: «Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами святителей Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя. Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святителя Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Св. Гурий, Варсонофий и Герман. Иоанн IV Васильевич воевал с татарами не ради только войны. Он хотел обезопасить восточные границы своего государства от беспокойных соседей и подчинить этих последних русскому влиянию. Самым верным средством для утверждения русского влияния в завоеванном крае он совершенно справедливо считал распространение в нем христианской веры; поэтому, вслед за покорением Казани, Иоанн Васильевич поспешил открыть здесь особую епархию. В 1555 г. первым архиепископом казанским был избран святитель Гурий. Выбор этот был самый лучший. Святитель Гурий еще прежде заявил себя опытным просветителем народа и миссионером. Отправление его на епархию было обставлено необыкновенною торжественностью. Это был как бы новый духовный поход на казанское царство. Святителя Гурия проводили из Москвы, а равно и встречали во всех городах, лежавших на пути от Москвы до Казани, торжественным крестным ходом; новый святитель ехал в свою епархию с иконами, книгами, церковною утварью и богатою казною государя, предназначавшеюся на построение монастырей и церквей. Ему дан был подробный наказ, как обращать людей к истинной вере. Ему внушалось при этом привлекать к себе неверных только ласкою, заступлением перед властями, крестить только волею, а не насилием, печаловаться за подсудимых пред воеводами и судьями, обличать неправды судей, участвовать с ними во всех советах. Своим учением и добрым обхождением св. Гурий весьма благотворно действовал на покоренных инородцев и в 9 лет своего архиерейства обратил их в православие многие тысячи. Сотрудниками его в этом деле первоначального насаждения христианства в казанском крае были св. Варсонофий и Герман. Св. Варсонофий, благодаря своему знанию татарского языка и нравов татарских, был особенно полезным сотрудником св. Гурия. А св. Герман был его преемником и достойным продолжателем дела, начатого св. Гурием. Ливонская война. Иоанн Васильевич, подобно своему деду и отцу, желал иметь постоянные сношения с иноземными государствами Западной Европы. Эти сношения были необходимы для того, чтобы русские могли сделаться более просвещенным народом, А для того, чтобы иметь сношения с иноземными государствами, русскому народу необходимо было получить доступ к берегам Балтийского моря. Прежде русские владели этими берегами, но впоследствии они были отняты у русских ливонскими рыцарями. Ливонцы вместе с поляками старались препятствовать сношениям русского народа с другими государствами. Они не пропускали в Москву ученых и художников, которые могли бы принести русским просвещение и научить военному искусству и без того страшную для них Россию. Так они поступили и в 1547 г., когда уговорили немцев не отпускать к русским более 100 мастеров, нанятых нашим царем для различных работ. Иоанн Васильевич тогда решил объявить ливонцам войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Во время кровавого похода царя Uoahha IV против Новгорода, арх. Пимен был схвачен опричниками, провезен по всему городу в одежде шута, а потом незаконно лишен сана и сослан в монастырь. В 1576 году его преемник, арх. Леонид, зашитый в медвежью шкуру, был затравлен собаками. В связи с возвышением московской кафедры, было умножено количество епархий. В Казани была учреждена архиепископия, а епископы, жившие ранее в ханской ставке (Орде), переехали в Москву в квартал «Крутицы» и стали называться Крутицкими. Распространение христианства на восток В 1552 году царь Иоанн IV взял Казань, а в 1556 Астрахань, и для православной миссии открылись широкие пути на Восток. Просветителями казанского царства явились – свв. Гурий, Герман и Варсонофий. Св. Гурий (память 5 декабря) был родом из города Радонежа и сперва состоял на службе местного князя. Оклеветанный врагами, он был посажен в подземную темницу и долго в ней томился. После своего освобождения, он поступил в Волоколамский монастырь и был избран в его игумены. В 1555 году, когда он был поставлен в архиепископы города Казани, он взял с собой в только что завоеванный русскими край инока Волоколамского монастыря, Германа, славившегося своим образованием и благочестием (он происходил от кн. Смоленских), и настоятеля Песношеской обители, Варсонофия, который провел долгие годы в плену у татар и хорошо знал их язык и нравы. Св. Гурий, строгий постник и аскет, подавал своей обширной пастве пример благочестия. Он крестил много тысяч татар, устроил школы для татарских детей и ревностно заботился о просвещении края. Св. Гурий проповедовал слово Божие по всей своей епархии и даже, когда по болезни он не мог уже ходить, его переносили из храма в храм, и он повсюду учил народ. Перед кончиной св. Гурий принял схиму и был похоронен в Спасо-Преображенском монастыре в Казани. В 1595 году мощи его были обретены нетленными и источающими миро. Преемником святителя Гурия на казанской кафедре был арх. Герман. Он по приезде в казанскую епархию основал Свияжский монастырь, который стал центром распространения христианства. В нем св. Герман принимал с любовью всех приходивших и христиан, и магометан, что много способствовало успеху проповеди Христовой веры. Он построил в Казани Иоанновский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Об Акафисте архиепископу Гурию исследователь акафистного творчества А. Попов пишет: «Акафисты святителям Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам, были составлены архимандритом Климентом, проживавшим в Спасском монастыре в Казани» (49). В Акафисте святитель Гурий прославляется как проповедник-миссионер, как «первосвятителя, учитель и покровитель града Казани» (50). В 1866 году А. А. Карачевым был составлен второй Акафист святителю Гурию, который остался ненапечатанным (51). Ранние изображения святителя Гурия датируются XVII веком (52). Отметим росписи Благовещенского собора в Казани (53), выполненные в 1870 году. В трапезной части собора на «стенах и сводах представлены...хиротония святителя Гурия в Москве, проводы его в Казань» (54). Таким образом, в верхнем регистре на северной стене изображен первый Казанский святитель - архиепископ Гурий во время своей архиерейской хиротонии, совершившейся 3 февраля 1555 года Он в центре полукруга ее участников в коленопреклоненной позе, в саккосе и омофоре. Слева - святитель Макарий возлагает книгу на его главу, он в крестчатом саккосе. Справа - два других иерарха, сослужащих митрополиту. Второй интересующий нас сюжет соборной росписи-проводы архиепископа Гурия в Казань в мае 1555 года. Справа в желтом далматике и короне написан царь Иоанн Грозный. Левее перед ним - святитель Гурий в архиерейской фиолетовой мантии и черном клобуке, руки его сложены на груди. Еще левее - святитель Макарий в белом клобуке и другие иерархи. Он с жезлом в руке, жезл - с сулком. Архиепископ Гурий был хиротонисан святым Первоиерархом, житие и служба ему были составлены канонизованными святителями. Его архиерейское служение предстает нам в рассказе святых мужей. Просветительские труды святителя Гурия увековечены на памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде, где он изображен в разделе «Просветители» рядом митрополитом Макарием (55). Примечания 1. Патриарх Ермоген Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С 60.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010