И Божиею благодатию, и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых молитвами, преподобный Гурий архиепископ со архимандриты, и со священными мужи, и с честными монахи, и с прочими людми, иже с ними путь шествоваша, в пресловущий град Казань здрави приидоша, и молебная пения Господу Богу и Спасу нашему Icycy Христу, и Пречистой Богородице, и всем святым совершиша, и святив воду честным и животворящим крестом, и служив божественную Литоргию со архимандриты и со всеосвященным собором, и посылает к самодержцу и к митрополиту о своем благополучном прибытии в град Казань. И тако преподобный Гурий архиепископ первопрестольник бывает новопросвещенному граду Казани и прочим, не украд власти, ниже восхитив, ниже гонив честь, но честию гонимь, ниже человечу благодать, но от Бога и Божественну приим; и сбыстся о нем, якоже речено бысть в Писании: Аз предах тя, и Аз помогу ти, яростию малою поразих тя, и милостию вечною прославлю тя: болши мера человеколюбия твоего, паче меры наказания. Живяше же преподобный богоугодно, нищия кормя, и неимущия всеми потребами удовляя, и бедныя, и вдовицы, и сироты заступая, и от бед изимая, и труды к трудом прилагая, и обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, близ бо келлии его церковь святых великих страстотерпцев Бориса и Глеба, и в той многотрудне обычай бе ему молитвы творити, и всякими добрыми делы угождая Богу, и крепким житием по Бозе живяше, и к верным слово здраво и немятежно и учително имея, и неверныя уча и наказуя познати истиннаго Бога и творца всему, и веровати во Отца и Сына и Святаго Духа, во святую и неразделиму Троицу единосущну, и многи неверныя в веру приведе, и крести их множество и жены и дети; всюду убо Божия богатно излияся благодать, по писанному: посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ея даром благодати Святаго Духа, святым крещением; и явишися мнози от неверия православнии, ихже имена в книгах животных. И бывает преподобный. яко некое древо доброродно, кипящее плоды красными, и всем произносящее богатно овощие: тако и сей божественный муж Гурий архиепископ учением своим множество душ присвояет Христу. Глава 9. О преставлении преблаженнейшаго, великаго во иерарсех архиереа, святейшаго пастыря и учителя, Казанскаго владыки Гуриа

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Первым святителем Казани поставлен был игумен Селижаровского монастыря Гурий, а помощниками ему были даны два архиепископа — Варсонофий и Герман. Ему дан был наказ приводить к вере волей, а не насилием; лучших из крестившихся наставлять в вере при своем доме, других — при монастырях; крестить и тех, которые пожелают того для избежания наказания за вины, ходатайствовать перед воеводами и судьями за подсудимых, обличать неправды воевод, участвовать с ними во всех советах. Святой Гурий открыл в Казани и Свияжске училища для детей христианских и магометанских и своей святой жизнью и пастырским учением в течение своего девятилетнего святительства обратил ко Христу многие тысячи мусульман. Святой Гурий скончался 4 декабря 1564 года, а в 1596 году последовало открытие мощей его. Преемник святого Гурия, святой Герман, действовал в том же апостольском духе. Чудеса новоявленной 1579 г. иконы Казанской Божией Матери много содействовали к первоначальному утверждению христианства в Казани. К сожалению, святители, следовавшие за Германом, кроме Гермогена, мало заботились об обращении к вере инородцев и поддержании в ней новокрещеных, почему новокрещеные мало-помалу стали забывать о своей новой вере и возвращаться к прежней.    По завоевании Астрахани, в нее был послан игумен Кирилл для крещения народа и устроения церквей и монастырей. Он крестил много народа, причем учил детей их грамоте и Закону Божию. Одна из цариц Астраханских со своим сыном крестилась в Москве в самый год покорения Астрахани. На первое время Астрахань по церковному управлению подчинена была архиепископу Казанскому, но вскоре в ней учреждена была особая епархия. Из Астрахани христианство стало распространяться и по Кавказу. 35. Просвещение христианством Сибири    С покорением Сибири открылось новое поприще для русских миссионеров. В 1620 году основана была Тобольская епархия и первым епископом Тобольским назначен был благочестивый хутынский игумен Киприан. Для успехов веры и благочестия он построил несколько монастырей в разных местах своей епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Казанские свв. Описания иконы Казанские свв. - житие Казанские святые общероссийского почитания XIII век св.мч. Авраамий Болгарский +1229 XIV век св. мч. Феодор Философ Болгарский +1323 XVI век св.мч. Иоанн Казанский +1529 св.мч. Петр Казанский +1552 св. мч. Стефан Казанский +1552 св.мч. Борис (Салтыков) св.мч. Иаков (Евстафьев) св.мч. Феодор (Чуркин) св.мч. Сильван (Васильев) св.мч. Феодор (Баклановский) св.мч. Василий (Константинов) + 1552-53 св.мч. Феодор (Константинов) св.мч. Димитрий (Константинов) св.мч. Михаил (Кузьминский) св.мч. Иоанн (Мохнев) св.мч. Василий (Федоров) свт. Гурий архиеп. Казанский и Свияжский +1563 прп. Иона Казанский +после 1563 прп. Нектарий Казанский +после 1563 свщмч. Герман архиеп. Казанский и Свияжский +1567 свт. Варсонофий еп.Тверской, Казанский чудотворец +1567 XVII век свт. Гермоген, патриарх Московский +1612 XX век сщмч. Кирилл (Смирнов) митр. Казанский +1937 сщмч. Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский +1937 сщмч. Амвросий еп. Свияжский +1918 Преподобномученики Зилантов[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. Н. XX.] Казанские святые с избранными святыми на полях (Свтт. Гурий, Варсанофий, Ермоген, Герман, мчч. Петр и Иоанн Казанские, Авраамий Болгарский, Стефан Казанский.) Икона. Россия. Начало XX в. Файл 7221.jpg:   Размер: 1025x1200, 1.23 MPix, 287 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (203) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7222.jpg:   Размер: 421x1200, 0.51 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (135) , (2) . Описание: [Москва. 2004.] Казанские святители и свт. Никандр Мирский. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2004 г. Собрание иером. Никандра (Троице-Сергиева Лавра). Файл 7223.jpg:   Размер: 1108x1200, 1.33 MPix, 218 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (187) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2107

Для дальнейшего распространения между ними евангельского света положено было на московском соборе (1555) открыть в Казани епархию с подчинением ее архиепископу всей казанской и вятской земли. Первым святителем Казани поставлен был игумен Селижаровского монастыря Гурий, а помощниками ему были даны два архимандрита Варсонофий и Герман. Ему дан был наказ приводить к вере волей, а не насилием; лучших из крестившихся наставлять в вере при своем доме, других при монастырях; крестить и тех, которые пожелают того для избежания наказаний за вины; ходатайствовать перед воеводами и судьями за подсудимых; обличать неправды воевод и участвовать с ними во всех советах. Св. Гурий открыл в Казани и Свияжске училища для детей христианских и магометанских и своей святой жизнью и пастырским учением в течение своего девятилетнего святительства обратил ко Христу многие тысячи мусульман. Св. Гурий скончался 4 декабря 1564 г., а в 1596 г. последовало открытие мощей его. Преемник св. Гурия св., Герман действовал в томе же апостольском духе. Чудеса новоявленной в 1581 г. иконы Казанской Божьей Матери много содействовали к первоначальному утверждению христианства в Казани. К сожалению, святители, следовавшие за Германом, кроме Гермогена, мало заботились об обращении к вере инородцев и поддержании в ней новокрещенных, почему новокрещенные мало-помалу стали забывать о своей новой вере и возвращаться к прежней. По завоевании Астрахани в нее был послан игумен Кирилл для крещеная народа и устроения церкви и монастырей. Он крестил много народу, причем учил детей их грамоте и закону Божию. Одна из цариц астраханских со своим сыном крестились в Москве в самый год покорения Астрахани. На первое время Астрахань по церковному управлению подчинена была архиепископу казанскому, но вскоре в ней учреждена была особая епархия. Из Астрахани христианство стало распространяться и по Кавказу. 44. Просвещение христианством Сибири С покорением Сибири открылось новое поприще для русских миссионеров. В 1620 году основана была тобольская епархия и первым тобольским епископом назначен был благочестивый хутынский игумен Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Гурий. Он происходил из небогатой фамилии Руготиных, жившей в Радонеже. В молодых летах поступил на службу к князю Ивану Пенькову, приобрёл своими добрыми качествами его расположение, но потом, по клевете товарищей, заключён был князем в земляную темницу, где томился два года, питаясь небольшим количеством отпускаемого ему овса и воды. В тяжком темничном заключении узник находил для себя единственное утешение в молитве и дал обет посвятить себя на служение Богу. Освободившись из заключения, он постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре, избран был за добродетельную жизнь в игумены, но чрез несколько лет, по слабости здоровья, отказался от этой должности. Из Волоколамского монастыря, по воле государя, был послан игуменом в Селижаров-Троицкий монастырь, тверской епархии, а отсюда вызван на новые подвиги в Казанском крае. Рукоположенный в Москве в архиепископа казанского, св. Гурий 26 мая торжественно отправился в новую епархию с богатыми пособиями царя и с особенным наказом от него и митрополита. В этом наказе внушалось святителю приводить татар к крещению любовью, а не страхом, поучать их закону христианскому, чаще приглашать к своей трапезе и угощать; равно и некрещёных ещё татар, которые будут приходить к нему с челобитьями, угощать и покоить, ходатайствовать за осужденных. Первым делом св. Гурия по прибытии в Казань было построение начатого царём Зилантова монастыря и других с той целью, чтобы иноки монастырей занимались обращением неверных и обучением детей. Сам святитель ревностно учил неверных, располагая их к принятию Христовой веры примером своей строгой жизни и делами христианской благотворительности. Ближайшими сотрудниками св. Гурия в его апостольских подвигах были два архимандрита – Герман и Варсонофий. Герман, из боярского рода Полевых, постригшийся в Волоколамском монастыре и подвизавшийся здесь под руководством св. Гурия, вместе с ним прибыл в Казань и устроил Свияжский монастырь, сделавшийся просветительным центром для всего Казанского края. Варсонофий, сын серпуховского священника, в юности попал в плен к крымским татарам и, по освобождении из плена, постригся в Андрониковом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

и Варсонофий - в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями, в молении Спасителю; Г.- с короткой бородой, двуперстно благословляет, держит Евангелие на покровенной руке. Подобные иконы бытовали, очевидно, достаточно широко: напр., в местном ряду иконостаса Никольской ц. Свияжского мон-ря ( Яблоков. С. 60), в Благовещенской ц., «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Н. Новгорода ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 91). В кон. XVII - нач. XVIII в. получили распространение иконы др. извода - святители Гурий, Г. и Варсонофий с видом Казанского кремля (ПЭ. Т. 6. С. 670-672): Г. изображен 2-м, за свт. Гурием. На раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска с избранными святыми, Московскими и Казанскими святителями (ГМИИРТ), на нижнем поле слева помещен фронтально образ Г., далее - святителей Гурия и Варсонофия (в соответствии с иконописным подлинником Г. и свт. Гурий выше свт. Варсонофия). Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. В 1-й четв. XVIII в., когда Свияжский мон-рь, как и при Г., вновь стал центром миссионерской деятельности среди инородцев (прежде всего черемисов), по заказу митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) была написана икона Г. на кипарисовой доске (31,2×26,7 см) в чеканном серебряном позолоченном окладе, почитавшаяся чудотворной. В 1710 г. в медный посеребренный киот иконы была вложена большая часть мощей Г. Со 2-й Недели по Пасхе до поздней осени икону носили по домам в Свияжске, окрестным селам и деревням (Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894. С. 32; Яблоков. С. 80-81). С 70-х гг. XVIII в. крестный ход с чудотворной иконой Г. совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления ( Викентий, иером.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачевство и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, Спасителю нашему, и «во имя Господа, многие болящия телесне уврачева, мзды не приемля», что, конечно, возбуждало еще большее доверие к нему. К своему Архиепископу, св. Гурию препод. Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и св. Гурий дарил его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской Епархии; делил с ним тяжелое бремя своей болезни; пред кончиною же свою просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл глаза своего господина, на которые всегда взирал с такою любовью и желанием исполнить все, что безмолвно, но ясно выражалось в них, ибо во всем «бе повинуяся преподобному святителю Гурию». После нескольких лет усерднейшего служения Богу и св. Его церкви в Казани, Архимандрит Варсонофий был поставлен (в 1567 году) в Епископа Тверского, на место почившего о Господе свят. Акакия, который еще во время иеродиаконства Варсонофия предсказывал, что он займет в Твери его место. Сделавшись Епископом, Варсонофий еще более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, наипаче же «бе угождая Богу постом, и бе пребывая во всенощном стоянии, молитву принося, выну (постоянно) Богу». Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствою св. Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости и спасительно, «прият бо от Бога благодать рассуждения». Время его Епископства было тяжелым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину, которая буйствовала безнаказанно в тех пределах, которые не принадлежали к опричнине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Во главе двух центральных монастырей свт. Гурий ставит архимандритов Варсонофия в Спасо-Преображенском монастыре в Казани и Германа в Успенском в Свияжске. Эти монастыри стали миссионерскими центрами, а на пропитание монастырям государь дал вотчины. Старцам Зилантова монастыря свт. Гурий поручил обучение православной вере детей. Вот отрывок из письма Иоанна Грозного свт. Гурию: «Ты устрояешь в данной тебе Богом и нами пастве монастырь (Зилантов), начатый мною, и хочешь строить другие. Доброе дело — да поможет тебе Бог!.. Блага твоя речь, чтобы старцам обучать детей и обращать неверных к вере — это и есть долг всех вас… Чернецы должны уподобиться апостолам, которых Господь наш послал учить и крестить людей неведущих. Учить же детей не только читать и писать, но и право разуметь читаемое, чтобы они могли научить и других. О, как счастлива была бы земля Русская, если бы все владыки были таковы, как преосвященный Макарий, ты и Дионисий, и столько об этом пеклися!..» С. 191]. Видя добрую жизнь и добрые дела монахов, их постоянную милостыню, татары во множестве стали креститься. Блаженный Гермоген писал о свт. Гурии: «Живяше преподобный нищие кормя, неимущия всеми потребами наделяя, и бедные, и вдовицы, и сироты заступая и от бед изымая» С. 72]. Здоровье свт. Гурия, и до того слабое, сильно пошатнулось. Последние три года он так сильно болел, что не мог даже совершать богослужение. Он приказывал носить себя к Божественной литургии в Благовещенский кафедральный храм. Он сидел и даже лежал на богослужении, но постоянно проповедовал и трудился, даже в таком состоянии. Перед кончиной он призвал к себе архим. Варсонофия и принял от него схиму. Скончался великий подвижник и апостол Казанского края 4 декабря 1563 г. и был погребен за алтарем храма Спасо-Преображенской обители. Ближайшими помощниками святителя были архимандриты Герман и Варсонофий. Оба они, как и владыка Гурий, впоследствии были причислены к лику святых. Св. Герман († 1567) (в миру Григорий) происходил из боярской фамилии Садыревых-Полевых. Григорий был пострижен в монашество с именем Герман в Иосифо-Волоцком монастыре во время игуменства там свт. Гурия. Будучи еще молодым монахом, он отличался смирением и охотно исполнял все возлагавшиеся на него послушания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Царь, по согласию с митр. Макарием, отправляя св. Гурия, вменял ему в обязанность приводить к вере с любовью и не против воли, лучших из крестившихся наставлять в вере при своем доме, других посылать в монастыри, не отвергать и тех, которые прибегли бы к кресту с сознанием в вине гражданской, а также ходатайствовать за подсудимых, обличать неправды властей, участвовать с ними во всех советах. Св. Гурий совершал свое служение апостольски. Учением просвещал он умы неверных. Святостью жизни и любовью к нищим и подсудимым смягчал сердца, не знавшия христианской любви. Им открыты были училища как для христианских детей, так и для детей магометан и язычников. Иоанн Грозный, одобрив это, писал святителю: «надобно, чтобы дети умели не только читать и писать, но и разуметь, что читают, дабы впоследствии могли наставлять других, еще не обратившихся ко Господу». Последние три года своей жизни св. Гурий не мог уже ходить вследствие болезни; его приносили в храм на носилках, и он учил паству. Преставился св. Гурий в 1563 г. В 1595 – обретены были его мощи. Св. Варсонофий был сыном серпуховского священника и с юных лет любил книги. В 17 лет он попал в плен к крымским татарам и за три года тяжкой неволи основательно изучил татарский язык, а также основы Корана. Оказавшись на свободе, он постригся, был домовым иеродиаконом у тверского архиерея, игуменом Песношского мон. Назначенный в Казань, он создал Спасский мон. и дал ему устав. В его проповеднической работе ему помогало знание татарского языка, изучение же корана облегчало ему прения с учеными защитниками мусульманства. Привлекало татар к нему и искусство его врачевания болезней. В 1567 г. он был поставлен епископом в Тверь. Но под старость (1571) он вернулся в свой Спасский м., где и преставился в 1576 году. Мощи его обретены в 1595 г. Св. Герман, из боярской семьи Полевых, родился в Старице и тоже был постриженником Волоколамского монастыря. Подвизаясь, под руководством св. Гурия, он устроил Свияжский Богородицкий монастырь, сделавшийся средоточием просвещения для всей нагорной части казанского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После Царя, на сем же месте, благословил в путь и облобызал Гурия митрополит Макарий, от которого за своим архипастырем, получила благословение и вся свита его. По благословении, митрополит Макарий сам возвратился в Успенский собор, но Крутицкий епископ Нифонт и все бывшие в служении архимандриты, игумены, протоиереи и иереи остались при святителе Гурии для дальнейшего его сопровождения. Отступив от Флоровских ворот с многочисленным освященным Собором, святитель Гурий подошел к основанию каменного Покровского собора 60 , начатого Царем Иоанном Васильевичем в благодарность Господу Богу за покорение Казанского царства, совершил обычную ектенью, осенил все четыре стороны света животворящим крестом и окропил их святою водою, а потом окропил святою водою все основание означенного собора. За сим, с тем же великолепием хода, святитель Гурий сошел из Нового города на живой москворецкий мост. Здесь, по прочтении Евангелия, читал он, по сугубой ектеньи, молитву, составленную митрополитом Илларионом, о сохранении Царя и всего православия, потом также осенил животворящим крестом и окропил св. водою все четыре стороны света. За сим простился он с сопровождавшим его епископом Нифонтом, благословил и окропил св. водою шедший за ним народ, сошел со всеми св. иконами и со всем сопровождавшим его Московским духовенством, с собственною освященною свитою и со множеством бояр в приготовленные ладьи и с пением молебна Богоматери отправился к монастырю Симонову 61 . Как для проезда от живого москворецкого моста до монастыря Симонова нужно было довольно не мало времени, а молебен Богоматери во все то время продолжаться не мог; то среди канона читано было толкование Евангелия на первую неделю Великого поста. Симоновский архимандрит со всею братией, при звоне во все колокола, вышел из монастыря с хоругвями, крестами и кадилами, ждал святителя Гурия у приготовленной под монастырем на Москве-реке пристани. Святитель Гурий, вышед на берег и благословив архимандрита с братией, начал молебен Богу Спасителю, и предшествуемый всем сопровождавшим его освященным Собором и Симоновским архимандритом с братией, шел в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010