Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп. ]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев. Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия//Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45. Е. В. Липаков Иконография В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев/Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36). В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» ( Заринский П. , прот. Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь//Изв. по Казанской епархии. 1877. 14. С. 403).

http://pravenc.ru/text/154327.html

и сев. галереях ц. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле в 1976-1981 гг. М., 1982. Машиноп. С. 42. Фото 125, ж 25401). В лицевом шитье Г. вместе со свт. Варсонофием занимает важное место в ряду К-польских святителей на полосах передних сторон строгановских саккосов: митр. Казанского и Свияжского Лаврентия (автор канонов Г. и свт. Герману) (ок. 1665, мастерская А. И. Строгановой, вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых; хранился в ризнице Благовещенского собора Казани, ныне в ГОМРТ) и митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, вклад Строгановых в Успенский собор Ростова, ЯИАМЗ). Иконография последнего произведения повторена в технике темперной росписи по холсту на саккосе ок. 1665 г. (СИХМ). При саккосе митр. Лаврентия имелась палица с изображением Воскресения Христова с апостолами по сторонам, ниже - образы Г. и свт. Варсонофия ( Яблоков. 1909. С. 40). На сохранившейся палице 1654 г. (ГОМРТ) из Благовещенского собора Казанского кремля Г. и свт. Варсонофий изображены по сторонам Благовещения Богородицы, на строгановских пеленах - в молении иконе Божией Матери «Знамение» (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ) или Казанскому образу Божией Матери (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ). На створках небольшого серебряного складня-мощевика XVII в. (СПГИАХМЗ), находившегося в ТСЛ, представлены резные изображения Г. и свт. Варсонофия (над ними свт. Николай Чудотворец и прп. Сергий Радонежский). Фронтальные фигуры благословляющих Г. и свт. Варсонофия с Евангелиями на омофорах, исполненные чернью по серебру, украшают дробницу драгоценного оклада Казанской иконы Божией Матери сер. XVII в. в серебряном складне-киоте 1677 г. (ГИМ), вероятно связанной с заказом царской семьи. Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Литая икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Литая икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Казанские святители Г., Герман и Варсонофий часто изображаются вместе. Перед древней их иконой в Ильинской ц. Казани особенно часто служились молебны, в т.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Таким образом, из плена, которому св. Варсонофий подвергся в своем юношестве, премудрое и всеблагое Божие провидение извлекло весьма великую пользу, как для самого Варсонофия, приучив его к смирению, к терпению, к любви и преданности Богу, так и для татар, увлекших его в свой плен. Не зная их языка и их веры, он не мог бы так успешно действовать на их души, и приобретать их для Христа Иисуса. Вечное благодарение Господу Богу, все так премудро и так спасительно устрояющему к несомненному благу рода человеческого! Находясь в плену, св. Варсонофий мог ли думать, что святое Провидение некогда произведет из его плена такое спасительное последствие? С другой стороны, уменье врачевать телесные болезни привлекало к св. Варсонофию множество недужных всякого рода. И сих всех он принимал также добродушно, выслушивал и осматривал всех терпеливо, и всем указывал какое-нибудь врачевство, а особливо на всецелителя Господа Иисуса Христа, и – «во имя Господа, многие болящие телесне уврачева, еще жив сый», – свидетельствует о нем блаженный Гермоген 130 . Такое благодеяние, особливо когда св. Варсонофий врачевал «мзды не приемля», – как говорит блаженный Гермоген, – «якоже и прежние святии врачеве, Косма и Дамиан, не приемляху мзды, но туне врачеваху» 131 , без сомнения, всех облагодетельствованных привязывало к нему сердечною любовью, располагало с удовольствием слушать его внушения и мало-помалу убеждало их признавать божественность христианской веры и принимать ее, оставляя магометанскую или языческую. Впрочем, всякому делающему благое, как справедливо замечает блаженный Гермоген, Бог помогает на благое 132 . К своему св. архипастырю и владыке Гурию св. Варсонофий питал искреннейшую сердечную любовь, твердо сохранившуюся в нем до конца его жизни. Св. Варсонофий весьма часто беседовал с ним во время жизни, участвовал в его тайных думах и распоряжениях касательно лучшего устройства Христовой Церкви во вверенной ему епархии, охотно и верно исполнял все возлагаемые им поручения, постоянно разделял с ним время, а пред его кончиною возложил на него, по его приказанию, схиму и закрыл глаза его 133 . «К преподобному святителю Гурию Варсонофий архимандрит имяше духовный союз и любовь нелицемерную», – говорит блаженный Гермоген 134 . И святитель Гурий имел ко св. Варсонофию глубокую духовную любовь 135 , которая возникла первоначально в Москве, усилилась во время путешествия их в Казань, а совершенно укрепилась в Казани общею и одинокою пламенною их ревностью к святому делу веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Храм этот был основан святителем Казанским Гурием и его сподвижниками - святителями Варсонофием и Германом. В 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со с вятителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию на месте будущего Введенского собора. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Три святителя Казанских были прославлены Господом нетлением и мироточением их мощей, и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город. В 1976-м году настоятель Введенского собора протоиерей Илия Карлинов писал в «Журнале Московской Патриархии»: «Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности». Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных архиепископом Вениамином (Новицким) в 1970-х годах явилось установление соборного п раздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. В ступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией в 1973 году, он обратился к Святейшему Патриарху Пимену с просьбой совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. О ходатайстве архиепископа Вениамина об установлении соборной памяти святителей отмечено в Минее. В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Много забот и сердечного участия оказано было женскому епархиальному училищу. Немало было им положено труда и на борьбу с расколом, который в Самарской епархии был силен своими руководителями. Во внимание ко всем его миссионерским трудам он в 1902 г. был избран почетным членом Казанской духовной академии. 23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение и здесь он старался проводить в жизнь те же начала, которыми руководствовался в Самарской епархии. Скончался от сердечных переживаний 5 января 1907 года на 6О-м году от рождения. Среди старожилов духовенства Симбирской, ныне Ульяновской епархии до сих пор остается осадок горечи от его сумасбродного, вспыльчивого и неуравновешенного характера. Случались вспышки гнева, кончавшиеся мордобитием и личными оскорблениями. Обычно, в конце службы он постепенно «отходил», сознавал свою ошибку, в легкой форме просил прощения у оскорбленного и совал ему в руку 25-ти рублевую бумажку. Одни не принимали такую щедрость, а другие, прощая своего епископа, не стеснялись воспользоваться подаянием владыки. До сего времени сохранились некоторые стишки про епископа Гурия, их обычно духовенство пело, когда узнавало о выезде своего владыки из Симбирска по епархии: «Идет пароход Меркурий, едет на нем Гурий с бурей». ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ЕПИСКОПЕ ГУРИИ ПРОТ. Г. ЛОГИНОВА Святитель Гурий был среднего роста, имел хорошие длинные волосы – белые как снег, прекрасный голос (первый тенор). Служение его в храме приводило людей в восхищение. Каждую неделю епископ совершал три обязательных архиерейских служения: в воскресенье литургию, вечером молебное пение святителямГурию, Варсонофию и Герману Казанским чудотворцам; в среду литургию с акафистом Успению Божией Матери и в пятницу литургию с акафистом Страстям Христовым. Читая на этой службе положенное Евангелие, он сам плакал, плакал вместе с ним и народ. Это был усердный ревностный молитвенник. Ежедневно выслушивал в своей Крестовой церкви Божественную литургию, во время которой в начале часов подходил к жертвеннику, становился на колени и молился о живых и умерших. В это время один из иеромонахов вынимал из служебных просфор частицы за живых и у мерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По молитвам угодника твоего Германа, Господи Иисусе Христе, помилуй, сохрани, и спаси благодатью твоею всех нас. Аминь. 1 Так он писал: «Не обретох святых сих святитетелей и преподобных отец от младенства знающих житие их и отечество известно; но обаче еже слышах от ведящих сия и написати дерзнух». 2 В это время полагаем рождение св. Гурия, потому что блаженный Гермоген сказывает, что «св. Гурий скончался в старости доброй, следовательно старше 60-ти лет, и что кончина его последовала в декабре 7072 (1563) г.»; а всего времени, с начала великого княжения Василия Иоанновича до кончины Святителя Гурия, было только 60 лет. 4 См. родословную книгу Великих Князей Российского Государства во Временнике Московского Общества Истории и Древностей, книга 9. 1851 г. 10 «Рову бо глубок ископывается, в нем же и твердыми стенами древа темница готовится, и неповинный яко злодей вводится, и дверь заключается, мало оконце токмо на верху земли оставляется, идеже быти пищи метаем», – говорит блаженный Гермоген в рукописном житии. 39 Что Гурий имел у Царя доверенность, это ясно видно частью из того, что он сам назначил его в монастырь Селижаров игуменом; а частью и наипаче из того, что он сам же предложил поставить его в число кандидатов на Казанскую, тогда еще совершенно новую и весьма трудную епархию. Но такую доверенность св. Гурий мог приобрести у Царя только во время своего игуменства в Иосифовом монастыре. 40 Рукопись в библиотеке Волоколамского монастыря в 8-ю долю листа 134 и Чтения в Обществе Истории Российск. Древностей при Московском Университете, год III, 7, в статье: Опись книг Иосифова Волоколамского монастыря. 42 Селижаров монастырь существует и ныне, в Тверской Епархии, в Осташковском уезде, и состоит в третьем классе. 45 Летопись по Никонову списку, часть VII, стр. 231. Летописец Русский, часть V, стр. 68. Именно: «Архиепископу Гурию шло государства жалованья 865 рублев, да Казанские и Свияжские и Чебоксарские изтаможенные пошлины десятые деньги 155 рублев 11 алтын; 1300 четьи ржи, 500 четьи муки ржаные, 300 четьи пшеницы, 100 четьи муки пшеничные, 105 четьи круп грешневых, 80 четьи гороху, 500 четьи солоду ячного, 1000 четьи овса, 120 четьи семени конопляного, 120 четьи круп овсяных, 50 четьи толокна, 50 пуд масла коровья, 500 пуд меду, 2 гривенки шафрану, 20 гривенок перцу, 5 гривенки гвоздики, 3 гривенки корицы, пуд брынцу, 10 гривенок ядер миндальных, 2 гривенки орехов мушкатных, 2 гривенки анису, 10 гривенок горчицы, 200 гривенок ладану, 10 пуд воску на свечи, 3 ведра вина церковного, за конопляное масло 3 рубли». Акты Археолог. Экспедиции, Т. 1. стр. 261.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

47 Блаженный Гермоген, упоминая об избрании Гурия в кандидата на Казанскую епархию, говорит: «и любим бывает Самодержцу Царю преподобный Гурий». См. рукописное житие. 49 Так говорят: блаженный Гермоген в рукописном житии, и все виденные списки сего жития, Пролог, Минея-Четья, История вкратце о Татарском царствии, писанная в семнадцатом веке и другие древние акты. – Хотя Русский летописец от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича (ч. V, стр. 68).Летопись по Никонову списку (ч. VII, стр. 231), Синодик Казанского Благовещенского Собораи некоторые другие древние акты сказывают, что рукоположение святителя Гурия было 3-го дня февраля; однакож это число ими принято ошибочно. В 3-е число Февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение Святителя Гурия. 51 Русский летописец говорит: «При рукоположении св. Гурия с митрополитом действовали священные архиепископы и епископы: архиепископ Пимен Нова-города и Пскова, архиепископ Никандр Ростовский, владыка Афанасий Суздальский, владыка Гурий Смоленский, владыка Гурий Рязанский, владыка Иоаникий (Акакий) Тверской, владыка Феодосий Коломенский, владыка Крутицкий Нифонт, владыка Киприан Вологодский, архимандрит из Володимира Рождественский Закхей, архимандрит Спасский Никифор, архимандрит из Нова-города Юрьевский Геннадий, архимандрит Чудовский Левкий, игумен Троицкий Сергиева монастыря Иларион, архимандрит Симановский Алексий, архимандрит Андрониковский Иосиф, игумен Маркель Хутынский из Нова-города, игумен Симеон Кирилловский, игумен Богоявленский Варлаам, игумен Панфнутьевский Вениамин, игумен Иосифовский Галактион, протопоп из Владимира Пречистенский Евсигней, протопоп Пречистенский Иоанн, протопоп из Нова-города Софийский Димитрий, протопоп Архангельский Тимофей, протопоп Спасский из дворца Ермолай, протопоп Вознесенский Димитрий, протопоп Рождества Пречистой Тихон, протопоп Никольский Амос, протопоп Рождества Христова, да игумены и священники соборные, и всех служащих было с митрополитом в Пречистой и с архиепископом Казанским, архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидьяконов, протодьяконов и дьяконов 76, опричь подьяков». Часть V, стр.69.Никон.летоп. Часть VII, стр 231 и 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

4-е число . Мученик Иерофей был епископом в Афинах. Он, как и св. Дионисий (3-го окт.), был одним из членов ареопага, тоже был обращен ко Христу и поставлен во епископа ап. Павлом. Вместе с Дионисием присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Умер св. Иерофей мученической смертью. Обретение мощей св. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсанофия, епископа Тверского. Св. Гурий происходил из боярского рода города Родонежа, родины св. преподобного Сергия, и служил у князя Пенькова. Был очень скромен и благочестив, за что князь и княгиня любили его. Товарищи по зависти оклеветали его в преступной связи с женой князя. Князь заключил его в подземную темницу. Но, находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «Без наказания душа моя могла остаться неисцеленной», и писал маленькие книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамской монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеванного царства Казанского. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по расстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму. Св. Варсонофий. Родился в Серпухове, был сыном священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-тилетвим юношей взяли его в плен; где пробыл он три года и изучил татарский язык. Воротившись из плена, св. Варсонофий поступил в Андроников монастырь, в Москве. При отправлении св. Гурия в Казань, он был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Варсонофий был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархией. Удалившись на покой и приняв схиму, жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом с св. Гурием. Скончался в 1576 г. 11 апр. Чрез 20 лет после смерти св. Варсонофия, 4-го октября, были открыты мощи их обоих. Преподобный Аммон происходил из Египта. Получил благочестивое воспитание. Со вступлением в брак с богобоязненной девицей, он убедил жену остаться девственницей и жить им как брату с сестрой. Так прожили они 20 лет, пребывая в посте, молитве и трудах. Затем разошлись, чтобы подвизаться каждому отдельно. Аммон поселился в Нитрийской пустыне, где прожил 22 года. Тут собралось вокруг него много отшельников. Супруга же Аммона, оставшись в своем доме, основала у себя обитель, где была игуменьей. Св. Аммон написал 19 глав о подвижнической жизни. Скончался около 350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Во все время управления паствою преимущественною любовью святителя Гурия пользовался св. Варсонофий, бывший в его время архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а по его кончине пастырем Тверской епархии. «Святый Гурий, – пишет блаженный Гермоген, – имяше к нему любовь велию духовную» 87 .   Кончина святителя Гурия   Предвидя свою близкую кончину, святитель Гурий, 2-го дня декабря 7072 (1563) года, призвав к себе означенного архимандрита Варсонофия, приказал ему облечь себя в великий ангельский образ – в схиму. При смерти у многих из наших древних Святителей обнаруживалось живое желание принять этот образ. Святая схима есть знак совершенного отречения от мира и полной преданности Богу; а наши древние Святители постоянно старались отрешаться от мира, и пламенно желали жить и отойти к Господу отнюдь не в ином расположении духа, как в духе полной преданности Богу. Облечен был в Схиму святитель Гурий, но слишком недолго ею пользовался. В принятой схиме он получил как бы сильные крылья, посредством которых немедленно отлетел ко Господу. В 8-м часу ночи с 4-го на 5-й день того же декабря, он почил сном, который окончится только воскресением мертвых. Казанская паства оплакала своего пастыря, и освященный клир, по собственному назначению почившего Святителя, предал его святое тело земле за алтарем соборной церкви Спасо-Преображенского монастыря, созданного любимейшим его учеником и другом, святителем Варсонофием 88 . Служивший, по повелению Царя, святителю Гурию, во время его жизни, враг всякой неправды и сердечно приверженный к Святителю, боярин Иоанн, после в монашестве Иона Застолбский, положил над могилою почившего надгробный камень, и обнес его довольно поместительною, похожею на часовню каменною палаткой, в которой впоследствии погребен и сам он со своим богобоязненным сыном Нестором, в монашестве Нектарием, бывшим также слугою святителя Гурия 89 .   II. Житие св. святителя Варсонофия, епископа Тверского и Казанского чудотворца   Происхождение и первые лета святителя Варсонофия

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Царь Иоанн Грозный весьма ценил Казанского Владыку. В послании святителю Гурию он писал: «О Боже! как бы щастлива Руская земля была, коли бы владыки старцы были, яко преосвященный Макарий и ты» (36) Грамоты царю святителя Гурия не сохранились, по в одной из Волоколамских рукописей имеется запись XVI века: «Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси бьет челом и плачетьца сирота твоя Гуреи...» (37). После покорения Казани в городе велись большие работы. «Территория кремля вскоре была увеличена (на 240 м по периметру) расширением его к югу. Новую часть кремля возвели из камня вызванные в 1556 году из Пскова 200 каменщиков под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя (38). Посылал архиепископу Гурию в Казань различных лк> дей, которых тот просил, и митрополит Макарий (39), а среди них, вполне возможно, могли быть иконописцы, расписывавшие в 1560 году Успенский собор в Свияжском Успенском монастыре. Архипастырское служение Казанского Владыки продолжалось недолго. Святитель Ермоген так писал об архиепископа Гурии: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы... всякими добрыми делами угождал Богу и жил по Богу твердо (40). Последние годы святитель много болел. «Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на Литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять» (41). В 1563 году отошел ко Господу митрополит Макарий и еще двое иерархов, которые своим отшествием в иной мир предварили Первосвятителя. 26 февраля в Иосифо-Волоколамском монастыре почил находившийся там на покое Новгородский архиепископ Феодосий (42). Архиепископ же Гурий «второго декабря позвал... архимандрита Варсонофия, к которому имел любовь велию, и повелел возложить на себя великий образ святой схимы» (43). Скончался он в начале декабря 1563 года. В летописи читаем: «Тоя же зимы... преставися Гурей, архиепископ Казанский и Свияжьский, и положен бысть в Казани в монастыри Преображении Господа нашего Иисуса Христа; сей же бяше Гурий первый архиепископ в Казани» (44). Преемником и продолжателем трудов архиепископа Гурия на Казанской кафедре стал Свияжский архимандрит Герман (Полев), поставленный митрополитом Афанасием (1654 - 1566) (45).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010