Величие наше и похвала ты еси, Гурие первый архипастырю наш: тобою бо многия неверныя ко Христу обратишася. Ныне молися за люди, ихже привел еси Богу, да воспоим Его, яко прославися. Первый сеятель добродетелей духовных и первый пастырь, и Церкви начальник, первый архиерей и учитель закону Божию в новопросвещеннем граде Казани явился еси, Гурие равноапостольне. Храм первопрестолен Богородичен явися во граде нашем труды твоими, Гурие, Благовещению Пречистыя посвящен, идеже мощи твоя положены суть и доныне чудеса источают. Песньми и пении духовными восхвалим святителя Гурия и, припадающе к честней и многоцелебней раце его, с любовию облобызаем ю и сице воспоим: радуйся, молитвенниче о граде твоем неусыпный. Богородичен: В о храм Благовещения сошедшеся, егоже божественный Гурий устрои нам иногда, безсеменное Рождество от Девы Чистыя со Архангелом воспоим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Песнь 3 Ирмос: Державною рукою и сильным словом/Небо и землю сотворил еси,/юже Твоею Кровию искупил еси, Церковь Твою,/яже о Тебе утверждается, зовущи:/яко несть свят, разве Тебе, Господи. Державною рукою и мудрыми словесы учил еси, преславный Варсонофие, первый просветителю града Казани, якоже монах предивный по избытии плена агарянскаго явился еси, таже отец иноков соделался еси, моли спастися душам нашим. Из плена агарянскаго изшедый, державною рукою и мудрыми словесы управил еси стадо твое, преславный Варсонофие, первый просветителю града Казани. Святителю Варсонофие, ты первоначальник жития монашескаго во граде Казани явился еси и, красну обитель Спасова Преображения воздвигнув, подвиги твоими чадом духовным образ благочестия подал еси. Край Казанский солию учения Христова осолил еси, святителю Германе, таже, во граде Свияжсце обитель Богоматери создав, добр учитель явился еси. Престол Казанский по святем Гурии наследовав, добр пастырь людем новым явился еси, Германе премудре, таже, храмы Божия в земли Казанстей умножив, на высшее служение восхищен был еси. Радуйся, святителю Филарете, ты бо не токмо в Киеве граде, но и зде мног плод принесл еси, просветителю языков, устроителю храмов, алчущих питателю, первосвятителей Казанских ревностный почитателю и к Богу за люди молитвенниче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Уроки из их жизни: а) от юности должно начинать служение Богу; б) терпеливо переносить скорби и в) быть усердными ко храму) I. Hыhe празднуется обретение св. мощей иже во св. отец наших Гурия и Варсонофия Казанских. Св. Гурий был архиепископом Казанским. Он происходил из города Радонежа, родины св. преподобного Сергия, и служил у князя Пенькова. Он был очень скромен и благочестив, за что любили его князь и княгиня. Товарищи по зависти оклеветали его в одном тяжком и гнусном преступлении, касавшемся чести княгини. Князь, не разобрав дела и поверив клевете, заключил его в подземную темницу. Находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «без наказания душа моя могла бы остаться неисцеленною», и писал маленькие весьма полезные книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамский монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия, и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеванного царства Казанского. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по расстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму. Преп. Варсонофий, в миру Иоанн, родился в Серпухове и был сын священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-летним юношей взяли его в плен, где пробыл он три года. Горький свой плен Иоанн сносил с терпением и полной преданностью воле Божией, ибо он знал, что испытание посылается нам волею Отца небесного для нашего же блага. В плену он изучил татарский язык. Воротившись из плена, поступил в Андроников монастырь. При отправлении св. Гурия в Казань, святой был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Варсонофий был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархией. Удалившись на покой и приняв схиму, он жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом со св. Гурием. Скончался в 1576 году. Чрез 30 лет после смерти св. Варсонофия были открыты нетленные мощи их обоих, источающие исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4) Вятчанин, Антон Григорьев, жестоко был мучим злым духом, рвал на себе одежду и собственное тело; но когда, по совершении молебна Спасителю, пречистой Его Матери и всем Святым, приложили его к мощам святителей Гурия и Варсонофия, он тогда же вошел в разум и исцелел 216 . 5) Дочь служителя Спасо-Преображенского монастыря, Ивана, подверглась беснованию. Он отпел святителям молебен, взял из раки святителя Гурия мира, помазал им дома дочь свою, и – его дочь исцелилась 217 . 6) Воложанин, Ермолай Софронов Сумароков, был мучим злым духом. Привезшие его в Спасо-Преображенский монастырь едва могли, с помощью других людей, связать его, ввести в церковь и держать при раках святителей Гурия и Варсонофия. По совершении для него молебна, он, как было видно, освободился от злого духа и пришел в свой ум, но сделался нем, так что не мог сказать ни слова, а только непрестанно молился и плакал. Это было во время вечерни. Во время же следующей утрени, исцелевшему, как впоследствии он рассказывал, явился святитель Гурий, сидящим в своей раке и сказал: «Иди приложися к брату Варсонофию». Когда больной приложился с верою к мощам святителя Варсонофия, тогда святитель Гурий сказал ему: «Господь и Бог наш Иисус Христос , молитвами пречистые Своея Матери, умилосердися о тебе и посла исцеление языку твоему». После сего он благословил его и сделался невидим; а больной исцелился, и начал говорить как прежде 218 . 7) Солдатская жена Мария была одержима злым духом, так что и своих не узнавала. Но когда ее родственники пошли в Спасо-Преображенский монастырь и там отслужили для нее молебен Спасителю, Божией Матери, всем Святым, и со слезами молились святителям при мощах их об исцелении беснуемой, тогда возвратившись нашли ее в лучшем состоянии. А когда после сего, взявши ее с собою в монастырь, снова отслужили молебен с водоосвящением и окропили ее святою водою, тогда она совершенно исцелилась 219 . 8) Боярский сын, Феодор Оклячеев, находясь в царской службе, получил беснование и часто был мучим. Когда везли его близ Казани домой и сказали ему, что Бог, молитвами новоявленных святителей Гурия и Варсонофия, подает исцеление приходящим с верою, он велел везти себя в Казань, отслужил молебен всемилостивому Спасу, приложился к св. мощам Гурия и Варсонофия, помазался миром из раки святителя Гурия, и – получил исцеление, так что его припадки уже никогда не возобновлялись 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Дивно успокаивались наши души у рак казанских святителей Гурия и Варсонофия и под благодатной сенью Царицы Небесной. Посещали мы также келлии профессора отца Варсонофия, читавшего курс сектоведения, и названных выше доцентов академии иеромонахов Софрония и Амфилохия, живших в архиерейском доме. Здесь мы услаждались звучанием оптинской всенощной [ 3 ] и различных церковных песнопений.По настоянию инспектора архимандрита Гурия я и Сережа проповедовали в церквах и в двунадесятые праздники выступали с пением праздничных светильнов в три голоса. За рождественской утреней мы, между прочим, пели дивный по содержанию светилен: " Посетил ны есть свыше Спас наш, — Восток востоков, и сущим во тьме и сени, обретохом истину, ибо от Девы родися Господь " . Местом нашей церковно-общественной работы была военная церковь. В ней настоятельствовал профессор иеромонах Иона [ 4 ], читавший курс Священного Писания. Впоследствии, говорят, он был епископом в Харбине и скончался там в расцвете лет от какой-то инфекционной болезни.Тяготение к уставности богослужения обнаружилось и в академической церкви во имя Архистратига Михаила. Главным вдохновителем строго церковного пения среди студентов был помощник инспектора академии отец Феофан. Он выписывал из Киева партитуры, беседами на чаепитиях в своей келлии располагал студентов разучивать древнецерковные распевы и добился того, что киевская церковная мелодия [ 5 ] привилась на академических богослужениях.Инспектор архимандрит Гурий участвовал в заседаниях Поместного Собора 1917–1918 годов, на котором был избран Патриарх Тихон, поэтому в академии бывал наездами. Рождество же 1917 года провел в Казани. Я отмечаю именно этот момент, потому что он имеет непосредственное отношение к моему окончательному решению стать монахом. Приблизительно за неделю до Рождества Христова отец Гурий благословил мне и Сереже съездить в город Свияжск. Там в мужском монастыре [ 6 ] жил слепой игумен. Имя его не помню, только знаю, что он когда-то был учеником знаменитого глинского схиархимандрита Илиодора [ 7 ], а в Казани был старцем академического монашества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

2) Некто Терентий овощник, живший в Казани, лишился ума и говорил сущие нелепости. Его родственники, отслужив обычные молебны, осенили его честным крестом, окропили святою водою, приложили к мощам святителей Гурия и Варсонофия, и лишившийся ума тотчас сделался здоров 227 . 3) Астраханский, неизвестный по имени, житель, находясь в Казани, заболел так, что потерял ум, говорил нелепости и страдал день и ночь. Сначала приведен он был к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, где дал о себе такое сведение, что прежде был он монахом. Посему отвели его в Спасо-Преображенский монастырь и, по совету Казанского митрополита Гермогена, облекли его по-прежнему в монашескую одежду. Однако же болезнь не оставила его: он сильно бился и в церкви, и на монастыре и в своей келье. Однажды после долгого и мучительного страдания, погрузясь в сон, увидел он пред собою икону Божией Матери, а при ней святителей Гурия и Варсонофия в святительских одеждах, и испугался. Однако ж тотчас со слезами начал он молиться Божией Матери, чтобы Она освободила его от болезни. Божия Матерь, указывая святителям на больного, сказала: «Исцелите его данною вам Божиею благодатию исцеления». После сего святитель Гурий благословил болящего рукою. Больной тотчас почувствовал облегчение, проснулся и нашел себя здоровым 228 . 4) Спасо-Преображенского монастыря монах Антоний, пришедши к вечерни в церковь святителя Николая, вдруг потерял ум и побежал, как будто бы кто его гнал из церкви, в трапезу, из трапезы на монастырь, где и бродил в совершенном безумии, доколе братия, поймав, связали его и ввели в его келью. После сего он несколько образумился, но сделался нем, и в таком состоянии прошло три дня. Когда же положены были на безумного вериги святителя Варсонофия и помазали его миром из раки святителя Гурия, монах совершенно вошел в себя, перекрестился, со слезами произнес молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!» – и, почувствовав себя совершенно здоровым, отслужил благодарственный Господу Богу молебен, и пошел в свою келью в радости 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В воскресенье, 27 июля 1555 года, святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженики Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском Кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии и главный храм в честь Преображения Господня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он называет себя в приписке «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. По воле святителя Гурия, к которому он сохранял полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался обращением магометан к христианской вере. Знание татарского языка позволяло ему входить в близкое сношение с татарами, а основательное знание учения Магомета, при глубоком уме святителя Варсонофия, делало неотразимыми его обличения магометанства. Умение лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама располагает душу для всего лучшего и, следовательно, для принятия христианского учения. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий принял постриг в великую схиму, а 4 декабря предал погребению своего ближайшего друга и наставника святителя Гурия, архиепископа Казанского (память 4/17 декабря). По смерти епископа Тверского Акакия († 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского. Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не одними словами, но всем своим существом указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был он в Пешношской обители и в Казани. Ночи он проводил в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Святые Гурий, архиеп. Казанский и Варсонофий Тверской. –Первое жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия Казанских составлено было, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патр. Иова, первым казанским митрополитом Гермогеном, впоследствии патриархом Московским и всея России. Это жизнеописание в рукописи, в лист, писанное уставом, хранится в Благовещенском Казанском соборе. Гермоген, как можно догадываться по предисловию к составленному им житию, был родом из Казанской епархии, и еще при жизни св. Варсонофия, именно в то время, когда этот святитель, отказавшись от управления Тверскою епархией, жил на покое в основанном им монастыре поступил в число белого Казанского духовенства, был потом настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и в сане Митрополита 18 лет управлял Казанской Митрополией. (Гр. Елисеева, жизнеописания святит. Гурия, Германа и Варсонофия, Казань, 1847 г. стр. 57). Но, по-видимому, он все-таки мало знал жизнь и деятельность казанских первосвятителей, потому что говорит в предисловии их жития: «не нашел я никого, кто бы достоверно знал житие и отечества сих святителей и преподобных отцов от младенчества; но обаче, еже слышах от ведящих сия, написати дерзнул» (Там же, стр. 59). Проложное чтение составлено по Гермогену. Сохранилась «Наказная Память» (инструкция), с которой преп. Гурий был отправлен в Казань (Акты Археогр. Эксп., т. 1-й 241) и письмо к нему царя Ивана Васильевича Грозного. Последнее очень важно и мы позволим себе привести его здесь... «Список с своеручнаго письма царя Иоанна Васильевича к Гурию, архиепископу Казанскому. – Преблагаго, единосущнаго, в Тройце славимаго Бога освященному и боголюбивому архиепископу царства Казанскаго Гурию челобитье от нас, и от всех наших ниский поклон. Господь Бог, да сохранит пути твои, и продолжит ти лета, и спасет тя от всякаго зла душевнаго же. – Писал еси ты ко мне, в данной тебе от Бога и от нас пастве, во граде Казане сострояеш монастырь, еже аз начах, и другии хощеши строити се дело доброе содеваеши, помози тебе Бог за тое; а чтоб старцы ненужны были руками работати, и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житнице гниющия собирати, а да орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, и собирают души в жилище вечьное учением, сия да наследят царство небесное и блага вечная; а на тое просите, а быхом дали есма отчины в Арской и Ногайской четвертях, елико пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Если греческие святители служили Церкви в борьбе с ересями, то на Руси в этом отношении представлялось очень ограниченное поле деятельности. Однако, с конца XIV века в Новгородской области пояляются настоящие еретики: сначала стригольники, в следующем столетии жидовствующие. Со стригольниками боролся еп. Дионисий Суздальский , с жидовствующими – новгородский епископ Геннадий 41 . Но ярче всего учительное призвание древне-русского епископа выражается в христианской проповеди язычникам. К благовестникам принадлежат многие основатели русских кафедр: Новгорода, Ростова, Перми, Казани. Ростовцы повествуют о борьбе с язычеством своих древних епископов: св. Леонтия и св. Исаии. Леонтия представляют миссионером-чудотворцем. Леонтий не имеет успеха у взрослых. Тогда он собирает вокруг себя детей, лаской привлекая их к вере. Неверные бросаются на него. «с оружием и дреколием», но епископ, не смутившись, является пред ними, облеченный в ризы. «И видеша лице его яко лице ангела, и абие падоша мертвии, а другие ослепоша». Стефан Пермский, просветитель зырян, начал свое миссионерское служение простым монахом. Но миссионер в нем совершенно заслоняет и инока, и епископа 42 . После завоевания Казани, в ней была учреждена в 1555 г. новая епархия, кафедру которой получил св. Гурий. В помощь ему был придан целый штат монахов – миссионеров, среди которых выделялись будущие святители: Герман Казанский и Варсонофий Тверской. Просвещение иноверческой страны было главным делом нового пастыря. О духе, в котором должна была вестись миссионерская работа, дает представление данная Гурию наказная память от царя и митрополита Макария. Всякое насилие и принуждение в обращении неверных было запрещено; предписывалось действовать кротостью и лаской. Архиепископ воспитывал в своем доме знатных новокрещенцев, принимал и угощал других за своим столом. Он имел право ходатайствовать перед наместником за преступников, не только из христиан, но и из язычников, если они обращались к нему за милостью. Церковное слово составляло, конечно, главное орудие евангелизации, но св. Гурий создал и специальное для нее учреждение. То была первая миссионерская школа на Руси, духовная родоначальница будущей Казанской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многоразличные заботы духовные, непрерывные труды и подвиги, деннонощные молитвы и пощение, при великом ослаблении телесных сил св. Гурия от крайнего изнурения их в темнице, повергли его в болезнь. В последние годы своей жизни, он уже не мог ходить к божественной литургии и даже стоять за службою. Однако в великие праздники он велел носить себя к службе Божией. Но душа его была бодра. Он пел свои любимые песни церковные, смирял свою плоть постом и не оставлял обычных и возможных дел. «Все настоящее время, говорил он, есть время трудов… Должно подвизаться, не смотря ни на какие трудности». И ему внимали с полным послушанием все близкие к нему, наипаче же присные его сотрудники: Варсонофий, бывший архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, и Герман, архимандрит Свияжского монастыря. Предвидя свою кончину, св. Гурий совершенно отрекся от мира, и приказал Варсонофию облечь себя в великий Ангельский чин – в схиму, как знак полной преданности Богу. В 1563 году, декабря 4, в 8 часу ночи свят. Гурий почил о Господе. Казанская паства горько плакала, погребая своего первого достолюбезного Архипастыря за алтарем соборной церкви Спасо-Преображенского монастыря. Боярин Иоанн Застолбский, в иночестве Иона, положил над могилою чтимого им Святителя надгробный камень и обнес его палаткой, в которой он и сам был погребен вместе с своим сыном, иноком Нектарием. Достойные ученики нашли себе и достойное место близ великого своего учителя и святителя. Здесь же был погребен и св. Варсонофий, бывший епископ Тверской († 1576 года). День кончины св. Гурия празднуется в Казани с великой торжественностью везде, особенно же в Кафедральном соборе, куда чудесно обретенные св. мощи его (4 октября 1595 г.) были перенесены 20 июля 1630 года. Св. Варсонофий, Епископ Тверской, чудотворец Казанский Великих людей окружают великие и сотрудники; а от святых Божиих людей делаются святыми и подвизающиеся с ними. Так было и с св. Варсонофием, усердным сотрудником первого казанского Архипастыря – св. Гурия. Но не одно только доброе влияние первосвятителя Казанского и святое дело, которое совершали они, сделали святым Варсонофия. Во многом он обязан был своим величием и тем скорбям, которые, по воле Промысла Божия, он претерпел в юности, и которые сделали его для паствы Казанской драгоценнейшим, паче злата, огнем предочищенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Богоматери, написал также жития святителей Германа и Варсонофия 114 и службу им 115 . 20 июня 1630 года по благословению Казанского митрополита Матфея (1615–1646) святые мощи были перенесены из Спасо­-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор, и этому событию было установлено празднование 116 . Фелонь, в которой были обретены святые мощи Святителя, находилась в последующее время в кафедральном Благовещенском соборе, и в неё облачались Казанские владыки «в день памяти св. Гурия» 117 . Память святителя Гурия празднуется 4 октября, когда отмечается обретение его святых мощей, затем день блаженной кончины Святителя празднуется 5 декабря, а так же 20 июня, в день перенесения его святых мощей в 1630 году в Благовещенский собор. Для июньской службы по благословению Казанского митрополита Лаврентия (1657–1672) был написан канон, «как это видно из заглавных букв тропарей сего канона» 118 . При митрополите Казанском Тихоне (1699–­1724) была составлена митрополитом Димитрием Ростовским декабрьская служба святителю Гурию 119 . Она же творится ныне и 20 июня в день обретения его мощей 120 . Митрополит Димитрий составил также «житие святителей Гурия и Варсонофия, извлеченные из Гермогенова и помещенные в Минеи Четьи... а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений» 121 . Говоря в службе об архиерейской хиротонии иерарха, гимнограф не назвал по имени святителя Макария, но именно он имеется в виду: «Благословением Первосвятителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом богоразумия просветил еси» 122 . Святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «... языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение» 123 . Об акафисте архиепископу Гурию исследователь акафистного творчества, А. Попов , пишет: «Акафисты святителям Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам, были составлены архимандритом Климентом, проживавшим в Спасском монастыре г. Казани» 124 . В Акафисте святитель Гурий прославляется как проповедник-миссионер, как «первосвятитель, учитель и покровитель града Казани» 125 ; говорится о его шествии: «темже святолепно шествовал еси из Царствующаго града Москвы в новопросвещенный град Казань, освящая шествием и благословением твоим грады и веси на пути, и непрестанно воспевая Богу: Аллилулиа» 126 . В 1866 году последовал указ Синода, благословляющий чтение акафиста в храмах. В 1866 году А.А. Карачевым был составлен второй акафист святителю Гурию, который остался ненапечатанным 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010