А.Г. Долженко Скачать epub pdf О пути ко спасению (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко «Полный годичный круг кратких поучений», II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18:17 ). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. «Истинное смирение происходит от послушания» – говорил Святой Иоанн Лествичник . Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). А без смирения нет и спасения. «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» ( Пс. 114:5 ). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» ( Пс.26:4 ). Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» ( Матф.7:7 ). Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

     Когда мы открываем Библию, наши глаза встречаются со строками очень честной книги. Мы называем Библию святой, но ее содержание вовсе не сводится к описанию жизни праведников. На страницах библейской истории предстает перед нами вся сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Каждая книга Священного Писания открывает нам, с одной стороны, великую высоту святости, на которую Бог возводит полюбивших Его людей, и, с другой стороны, страшную глубину падения, в которой рискует оказаться всякий отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится наша жизнь – обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и падениями. И об этой простой будничной жизни, так знакомой нам, Библия тоже говорит. Она показывает, как в пространстве и этой жизни также встречаются трое: Бог, диавол и человеческая воля, которая часто раздваивается в своем выборе. Нынешнее апостольское чтение как раз и рассказывает нам не о чудесах, не о великих и потрясающих событиях, но о трудовых буднях первой Церкви. Сегодня мы приступили к шестой главе Деяний, где описывается уже время не праздника, но обычной церковной жизни, со всеми ее трудностями. И этот честный рассказ о церковных проблемах того времени для нас не менее ценен, чем радостные строки о торжественных и праздничных событиях в жизни новорожденной Христовой Церкви. Проблему же апостол Лука обозначает так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Перед нами история первого внутрицерковного конфликта христианства. Еллинистам – уверовавшим евреям из разных стран Римской империи – показалось, что местные евреи предлагают их вдовам меньше социальной помощи, чем своим. Они возроптали. На первый взгляд, это удивительно. Ведь перед этим святой Лука писал, что «у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). И вдруг после таких слов – разлад между новокрещеными христианами, конфликт на материальной почве. Грустно, братья и сестры? Грустно. Но вместе с тем это нормально. И нам нужно знать такие вещи, чтобы понимать нечто важное о Церкви.

http://pravoslavie.ru/112408.html

Бог уже возвращается Хотя можно было остановиться и успокоиться: ад разрушен, смерть упразднена 25 мая, 2017 Хотя можно было остановиться и успокоиться: ад разрушен, смерть упразднена Архимандрит Савва (Мажуко) Всего сорок дней православные празднуют Пасху. Кажется – долгий срок, но пролетает он стремительно, и постепенно от радостных восклицаний «Христос воскресе» мы незаметно возвращаемся к будничному «Здравствуйте». Пасха отошла, и должно быть грустно. А вот не грустится совсем, когда думаешь о Вознесении Господнем. Вознесение – наш Белый праздник, торжество в белых церковных ризах, в радости не меркнущей, но льющейся через край. Неистовое пасхальное ликование сменяется тихим весельем Вознесения, которое есть естественное продолжение Пасхи, ее следующая неминуемая ступень. Христос так много сделал Своим Воскресением: смерть побеждена – подумать только об этом – сколько удивления и восторга будит это откровение! И можно было бы тут остановиться и успокоиться: ад разрушен, смерть упразднена, тело, человеческое тело, освящено, исцелено, оправдано, и жизнь человеческая пронизана Жизнью Божества. Но Христос на этом не остановился. Эту обоженную и исцеленную человечность – тварную душу и плоть – Он возносит на небо и сажает одесную Отца. На Родину возвращает человека. «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда приду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2-4). Поиск своего подлинного отечества, своей настоящей родины – это самая сердцевина религиозных поисков человека. Апостол Павел, размышляя о судьбе ветхозаветных патриархов, писал как раз об этой интуиции поиска небесного града, небесного Отечества, к которому нас ведет Христос: «Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:14-16). Сидение одесную Отца – далекий, но такой близкий образ нашей небесной Родины. И это так высоко и отрадно!

http://pravmir.ru/bog-uzhe-vozvrashhaets...

Христос родился в Вифлееме, что означает дом хлеба. Так угодно было Богу избрать это место для Того, Кто есть Хлеб жизни и Хлеб, сошедший с Небес. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». То, что Господу не нашлось места в гостинице, — глубоко символично. Единственное место, которое было для Него на земле, был Крест. Поразительно, что первыми свидетелями явления Бога на земле были пастухи и Ангелы. Самые простые люди, которые пасли стада овец, предназначенных, может быть, для приношения в жертву в храме. И они первыми сподобились увидеть Агнца Божия, вземлющего грех мира. Ангел Господень сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Исполнилось пророчество: «Яко Отроча родися нам, Сын, — и дадеся нам» (Ис. 9, 6). Это поистине радость, великая радость всем людям. И эта радость тотчас же раскрывается: пастухи — в свете с Ангелами, иначе говоря, — на небе. Ибо спасение для человека заключается в том, чтобы жить в присутствии Божием, быть причастным Его жизни и славе. Небо на земле, пастухи на небе. Будничное служение пастухов становится Святое Святых, местом присутствия Божия. Пастухи — граждане небес, в то время как Христос, Сын Божий, — подданный кесаря! Вслед за благовестием о Рождестве одного Ангела явилось воинство небесное, славящее Бога. Достойно и праведно есть непрестанно приносить вместе с Ангелами хвалу Богу нашему: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Слава Божия сошла на землю, мир, всякий ум превосходящий, дается людям, и на всепревосходящий дар Божественной любви они не могут не ответить своей любовью. Ангел сказал: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Бог восхотел проявить исключительную заботу обо всем, что касается рождения Сына Божия на земле. Как явить знамением очевидным и легко понятным для всех — Кто Он, от начала Сущий, и что Он хочет дать человеку? В течение всей истории Ветхого Завета Он с великим долготерпением шаг за шагом вел иудеев, постепенно проясняя образы Бога воинствующего, которые они слишком часто воспринимали лишь в земном плане, поддаваясь влиянию своих соседей. Чтобы поняли они, наконец, что их Бог не имеет сравнения ни с какими другими богами.

http://moral.ru/navecherie/

Шаббат – совершенно понятное и похвальное дело. Люди раз в неделю полностью выключаются из будничного мира. Рано утром зажигают свечи, благословение отца семейства, молитва матери, специальный особо испеченный для этого дня хлеб, совместная трапеза и покой, покой и еще раз покой. Закрыты магазины, офисы, заправки. Тихо на улицах. Удивительна воля всего народа, принявшего волевое решение всей страной отдохнуть ради Господа. Так было и две тысячи лет назад. Такая же суббота. Так же ревностно народ пожертвовал этот день Богу. Но… Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний И услышал в ответ: Лицемер! Почему? Что не так? Все не так. Этот день посвящаемый Богу должен был стать не покоем, ни булочками, ни диваном, ни гамаком, а восстановлением отношений с Богом. Восстановлением таких отношений, какие они были у человека и Отца небесного в Раю. Со-работничество. Это в восточных культах медитация, искусственное нарушение кровообращения и мантры должны ввергнуть человека в анабиоз и открыть ему мир, в котором растворяется «обманная» реальность, превращаясь в сон и дым. Но смотрите, как ходил под Богом Иов. Память об этих поступках он вменяет Богу в свое оправдание. Он их понимает как дела договора с Богом, как союз с Ним, как важнейшее дело в своей жизни. Эти дни были истинно посвящены Иовом Всемогущему: Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому;

http://pravmir.ru/vspomnite-blagodat-ray...

Встреча со служанкой не входила в его планы, ведь он сидел в отдалении, но она сама « подошла к нему… и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином », и страх завладел его сердцем, боязнь за собственную жизнь, – и он отрекается от Господа Иисуса Христа словами: « не знаю, что ты говоришь ». Оказывается, даже такой уклончивый ответ, формально как будто и не отречение, означает именно отречение от Христа – как отказ открыто и несмотря ни на что исповедовать Иисуса Господом. Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). Собственно, исповедник – на древнегреческом «мартирос» – и означает мученик; поэтому Петр, не готовый к мучению, не готов и к исповеданию. Так что же он, апостол Петр, имел в виду, когда говорил, обращаясь к своему Божественному Учителю: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:35 ). Возможно, он представлял себе этот подвиг как что-то очень и очень торжественное, но не так же буднично – спрашивает какая-то служанка, возможно, с грязным ведром в руках… Собственно говоря, от первых христиан никогда не требовали отречения от Христа ни иудеи, ни язычники; они всегда требовали совершение своих особенных обрядов или произнесение особых слов. Но именно в этом христиане и видели отречение от Христа. Формальность сродни принципиальности, и сказать, что формально как бы и не было отречения, означает, что отречение было закамуфлировано, носило скрытую форму или было спрятано от себя самого и от Бога. Евфимий Зигабен пишет: «Смотри, как тот, который недавно пред этим так сильно хвастался, испугался теперь слабой служанки, когда был оставлен Божией благодатью» 543 . Но почему же он, Петр, причастник первой Евхаристии – и уже оставлен благодатью. Проблема апостола заключается в том, что он слишком уповает на себя и думает, что Христос нуждается в его стойкости и твердости, в его помощи. Но это мы нуждаемся в защите Бога, и никак иначе, и никак не наоборот. Сказано: «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» ( Пс.24:5 ); и еще: «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» ( Пс.5:12 ). – То есть наша надежда и упование – на Господа; ликовать и хвалиться подобает о имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

2 . Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество. III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 3 . Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает. IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 4 . Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему. Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье. V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 5 . Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. VI. Не убий. 6 . Не убей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный период истории Церкви Русской, которая тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать временем расцвета всех сторон церковной жизни. Предшествовавшие и сопутствующие этому периоду акты изъятия церковного имущества вели епископов и пастырей к унизительной зависимости от светской власти. Конечно, императоры и императрицы не посягали на чистоту вероучения, не вмешивались в догматические вопросы. Но тесные объятия государственной власти мешали нашей свободе. Не хотел бы такого будущего для Русского Православия. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7. 23) – говорит Священное Писание. В этом смысле Церковь должна быть отделена от государства. Однако построение общества и государства без Бога обречено на неудачу. Об этом свидетельствует история ХХ столетия. Тысячи безвинно убиенных за Христа, исповедники, благочестивые христиане, претерпевшие клевету и угрозы, могли бы повторить вместе с апостолом: «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6. 8-10). Во все века церковной истории христиане своим словом, своими поступками, своим поведением в обществе свидетельствовали: веру нельзя отделить от жизни. Если человек по-настоящему верует во Христа, он исполняет Его заповеди везде – на работе, в семье, в любом публичном действии. Если же он раздваивается на «воскресного христианина» и «будничного неверующего», он неизбежно отступает от Бога, от настоящей цели своей жизни, а значит, и от настоящих мира и радости. Если общество прячет веру в музеи и церковные дворы, живя по большому счету так, как если бы Бога не было, – оно обречено. Советский Союз был сильным государством, но, будучи создан на основе идеи самодостаточности человека, «всемогущей» силы его разума и воли, отрицания Бога, он пал, как падет и любая другая конструкция, напоминающая Вавилонскую башню. Да, надо отдать должное ежедневному подвигу миллионов людей, которые и в советское время искренне трудились ради процветания своего Отечества, ради лучшего будущего для потомков. То, что некоторые из них считали себя атеистами – не вина их, а беда, ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10. 14). Сколько же удалось пережить нам, служителям Церкви, отстаивая ее интересы перед сильными мира сего, будут судить Бог и история.

http://pravoslavie.ru/1228.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010