Амвросий и на графа Л. Н. Толстого, о приезде которого в Оптину пустынь сказано нами выше. Свое впечатление от разговора со старцем Толстой передавал так: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко стало и отрадно у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». Это было сказано графом Толстым в 1881 г. А в 1890 г., выйдя от старца, он сказал окружающим его лицам: «Я растроган, растроган». И не только при жизни, но и по смерти старца его личность производила неотразимое впечатление на многих. Одна молодая девушка, очень религиозная и серьезная, стремилась всей душой в монастырь. По окончании гимназии она сделалась учительницей, а сама между тем стала присматриваться и прочитывать всевозможные описания разных женских обителей, но никак не могла остановиться в выборе. Много прочла она очень пространных и интересных описаний монастырей и их основательниц, но все что-то говорило ей, что это не ее место, что не здесь ей быть, а где – она не могла дать себе ясного отчета. В 1891 г., перелистывая полученный журнал «Нива», она увидела портрет о. Амвросия Оптинского и очень коротенькую при нем заметку о том, что старец этот скончался в устроенной им Казанской женской общине. Несмотря на то, что изображение старца Амвросия в журнале было довольно плохое, оно поразило молодую девушку. Взгляд его проницательных и вместе бесконечно добрых глаз даже с картинки проник прямо ей в душу и она тут же почувствовала, что должна быть в обители, основанной этим старцем. В журнальной заметке ни о самом старце, ни об обители ничего особенного сказано не было, но в душе ее уже сложилось твердое решение. Вскоре она тайно от матери уехала в Оптину пустынь, а оттуда в Шамордино, где и осталась навсегда. Обращение о. Амвросия со всеми приходившими к нему было, как мы уже показали, самое приветливое. Но каждому он давал то и столько, что и сколько каждый мог вместить по своему душевному устроению. Люди, которые не нуждались в его духовных советах, а должны были видеть его по какому-либо делу, отзывались о нем: «Очень умный человек!» Старец мог говорить о всяком вопросе, поддерживал беседу столько времени, сколько требовало приличие, и расставался с такими посетителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

18. Новый патриарх Перенос останков митрополита Филиппа закончил программу прославления православия, намеченную на 1652 год. Наступили будничные дни. Ежедневная жизнь вошла в свое русло, но текущие дела настойчиво напоминали, что после смерти патриарха Иосифа русская церковь осталась без возглавления. Число кандидатов на освободившийся патриарший престол было невелико. На умы людей, близко бравших к сердцу положение в церкви, приходили имена только двух кандидатов: Стефана Вонифатьева, фактического возглавителя церкви после собора 1649 года, и сравнительно молодого царского любимца, новгородского митрополита Никона. Вонифатьев, старший годами и бывший главным звеном, соединявшим боголюбцев со двором, считался в московском обществе ведущим кандидатом. Через две недели после смерти патриарха Иосифа шведский резидент при московском правительстве Родес писал в Стокгольм, что новым патриархом, видимо, будет Вонифатьев. Так как Родес недолюбливал царского духовника, который все делал, чтобы ограничить влияние иностранцев в Москве и даже старался перевести их в православие, то он не без ехидства добавлял, что в его, т. е. Вонифатьева,«усердии и кознях не будет недостатка, чтобы самому себе помочь в такой чести» 331 . За Вонифатьева, естественно, горой стояли боголюбцы и их друзья среди духовенства и при дворе. Протопоп Аввакум, поддержанный частью епископата и живший в это время уже в Москве, особенно старался провести в патриархи своего покровителя и друга. Вместе с митрополитом Казанским Корнилием боголюбцы»написав челобитную за руками [подписями], подали царю и царице о духовнике Стефане, чтобы быть ему патриархом» 332 . Но, к всеобщему изумлению, Вонифатьев»не восхоте сам«. Трудно указать с уверенностью на причины отказа царского духовника от такой чести, хотя он и руководил всеми делами церкви в 1649–1652 годах, когда патриарх Иосиф был неофициально не у дел. Может быть, он уже чувствовал, что годы тяжелой борьбы за благо церкви подорвали его силы и что ему остается еще жить очень немного лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В эти святые дни седьмые, когда богатые и бедные, рабы и свободные одинаково покоились от суеты дел своих и любовь Божия открывалась в святых делах взаимного прощения, благотворения, гостеприимства и общих молитв, у людей прояснялась совесть и они, сравнивая дни посвящённые Богу с обычными днями нужды . —214— и взаимной борьбы за наживу, проникались самоукорением и жаждой лучшей обещанной в будущем жизни в истинном и непрерывном субботстве, в полной близости к Господу, которую предвозвещал закон и пророки. Обещания их исполнились. Христова страсть и воскресение возвратили верующих к теснейшему общению с Господом, но путь к сему общению нам указан в подвиге и борьбе, в крестоношении по образу Подвигоположника. Посему уже не суббота и новомесячье, но Его спасительное воскресение и прочие чудотворные деяния Его и Его святых последователей служат к нашему духовному просвещению, утешению и ободрению. Святая Церковь в умилительных песнопениях, молитвах и священнодействиях научает нас в эти дни переноситься к стопам Господа, жившего на земле между людьми, к делам и подвигам Его угодников, победивших мир верой и любовью и к явлениям Пречистой Матери Его, защищавшим людей от погибели и падений. Добрые богомольные христиане издревле услаждали души свои этими священными воспоминаниями. Годичный круг был для них как бы светящимся церковным небом, сияющим звёздами радостных празднеств. Не только в эти священные дни отрешались они от забот земной жизни и молитвой очищались от своих прегрешений, но и дни труда и будничных занятий своих святили или воспоминаниями праздника прошедшего или ожиданием грядущего, постоянно повторяя приуроченные к ним молитвы и песнопения. Последние для них были, да и теперь остаются для истинно верующих, как бы небесным окликом, как бы постоянно повторяющимся призывом отрешаться от суеты страстей и греховного нечувствия и возноситься духом к Богу и друзьям Его, к святости евангельской жизни. Особенное, исключительное значение имеет для доброго христианского братства праздник престольный. Это есть тезоименитый день той или иной местной церкви, воинствующей под знаменем святого угодника Божия или воспоминаемого события милости Божией. В день праздника своего каждый приход торжествует своё избранничество в стадо Божие не по заслугам своим, но единственно по милосердию Господню предназначенное; благодарит Со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Десятый и последний патриарх был Адриан. Первоначально он возведен был на кафедру Казанского митрополита, а после Иоакима был посвящен в сан Всероссийского патриарха 1690 г. августа 24. Когда в России началось преобразование, Адриан, как державшийся старины, смотрел на это с некоторым негодованием: поэтому он более уклонялся от дел правления. Адриан имел особенное попечение о церквах и много содействовал построению их. Так, кроме Перервинского монастыря, который он построил на собственное иждивение; соорудил в Чудовом монастыре церковь во имя Алексия Митрополита с приделом Благовещения Божией Матери. Чувствуя себя слабым по силам, он проводил последнее время своей жизни в Перервинском монастыре. Со смертью Адриана окончилось в России патриаршество. Дела церковные после него поручены были Митрополиту Стефану Яворскому , который был местоблюстителем патриаршества до 1721 года. В этот год был учрежден Святейший Синод и управление церковью перешло в его видение 1 . О патриаршей ризнице Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью Двунадесяти Апостолов, Мироварной Палатой с комнатами Конторы Святейшего Синода, было некогда домом Всероссийских патриархов. Оно построено было в 1636 году патриархом Никоном . Предшественники Никона, прежние патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре подле Патриаршей палаты, написаны на стенах патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому, он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе. Над церковью 12-ти Апостолов находится Ризница Всероссийских патриархов с домовой их церковью, в которой осталось и место для присутствования патриархов во время Богослужения. Здесь хранятся саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и другие облачения Всероссийских митрополитов и патриархов. Предложим некоторые сведения о замечательнейших из этих предметов, расположив их в том порядке, в каком они хранятся

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Какие малые праздники? Это, – напр., Лазарева суббота, т. е. день воскресения Лазаря, дни отданий дванадесятых праздников, т.е. вообще такие дни, которые посвящены воспоминанию довольно важных свящ. событий и досточтимых святых. Чем отличаются праздники одни от других при богослужении? Гл. образом торжественностью богослужения, большие большею, меньшие меньшею, напр., в великие праздники совершается всенощное бдение (т.е. вечерня в соединении с утреней), с литиею, благословением хлебов и пр. В средние полагается полиелей, так называемый, т.е. на утрени поется «Хвалите имя Господне», с величанием. В малые – великое славословие. т.е. на утрени песнь «Слава в вышних Богу» не читается, как в будни, а поется. Общие же особенности праздничного богослужения это: священнослужители облекаются в более светлые одежды, освещение храма бывает блистательнее, каждение совершается обильнее, царские двери отверзаются чаще, песнопения бывают многочисленнее, коленопреклонения упраздняются, пост ослабляется или совсем разрешается. Не означаются ли какими знаками праздники в месяцеслове и святцах? Великие означаются знаками креста в круге, средние крестом в полукруге или одним крестом, малые или одним крестом, или тремя точками в полном круге. Как различаются между собою дни будничные? Между ними на каждой неделе известны: понедельник, т.е. первый день по неделе, – воскресенья, Вторник, т.е. второй день после воскресенья; Среда, т.е. средний день на неделе; Четверток, т.е. четвертый день недели; Пяток, т.е. пятый день; Суббота, день в который Бог почил от дел творения мира, бывший – прежде первым днем недели и праздником. Когда установлены те и другие из праздников? В разное время. Одни из праздников установлены в первые же времена христианства; таковы, напр., праздники: Воскресения, Рождества Христова, Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. Другие установлены в последующие времена по совершении воспоминаемых ими событий; таковы, напр., праздники явления тех и других икон Пресв. Богородицы, дни св. угодников Божьих, прославившихся. Так, Казанской иконе Пресв. Богородицы установлен один праздник, в память явления ее, в 16-м, другой в память избавления России от поляков, в 17 столетии; свт. Николаю один, в память его преставления 6 декабря, в 4-м, другой, в память перенесения его св. мощей, 9 мая, в 11 столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Вот об этом немного сейчас и скажем. Богослужения Во время поста меняется ритм и задача церковного богослужения. Оно становится менее торжественным, но более назидательным. Много чтений (псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч.), оно продолжительно и часто утомительно. Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве. Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение. Думаю, что обычный прихожанин из будничной службы уразумевает лишь 20% смысла, в ней содержащегося. Но никто не мешает нам найти (в том же Интернете) тексты богослужения и распечатать их себе. (В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться?») Как минимум, чтобы ориентироваться в структуре великопостного богослужения, можно прочитать книгу протопресвитера Александра Шмемана «Великий Пост». На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста?» отвечаю так: – если в течение года причащаетесь редко, то в посту обяжите себя причащаться еженедельно; – вступите в пост посещением Прощеного воскресенья; – на первой неделе поста обязательно посетить не менее двух раз Канон Андрея Критского вместе с вечерней службой (он совершается с понедельника по четверг на первой неделе). Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста; – поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную (4-я неделя поста); – в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; – найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в посту по средам и пятницам); – особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды). Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов (канона Андрея Критского, служб Страстной недели). Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Про " Бесов " автор письма говорит, что там изображены " какие-то революционеры " . На самом деле в романе показано, что если такой человек, как Ставрогин, открывает себя для зла, то становится черной дырой и зло через него начинает проникать и распространяться во всем человечестве. Конечно, социальные проблемы Достоевского интересовали, он их очень точно описывал. Но главное, он показывал, что сначала в душе человека должен произойти перелом, и тогда уже происходит все остальное в общественной жизни, как это случилось в России в начале ХХ века. Вот один пример: и в самом романе торжество " бесов " в городе начинается с осквернения иконы Богородицы, и в истории России череде революций начала ХХ века предшествовало похищение и осквернение национальной святыни - Казанской иконы Божией Матери (1904 год). Я хочу вернуться к концу письма, к картине Антонелло. Она очень точно отражает проблематику, о которой мы говорим. На переднем плане умирающий святой, а на заднем - будничная жизнь, которая к святому, казалось бы, не имеет отношения - вот Достоевский и вот " нормальный " мир. Но эта спокойная жизнь обеспечена именно тем, что был Христос и были святые, что для всех открыт путь Воскресения. Вот если бы Христос не воскрес, тогда, действительно, жизнь человеческая была бы сплошное безумие: человек рождается, ест, пьет, спит, что-то понимает - и бесследно исчезает. А через какое-то время солнце потухнет, как нам доказывает астрономия, и жизнь на земле прекратится. И зачем тогда было это существование - замкнутое, бессмысленное? Эта картина может в моем понимании трактоваться и так, что в основу счастливой жизни заложена искупительная жертва Христа, Его Воскресение, и повтор этого подвига в жизни святых. Что произошло на каторге Есть в " Дневнике писателя " глава " Мужик Марей " . Достоевский пишет о том, что как-то после праздника Пасхи, когда вся каторга напивалась, буйствовала и развратничала, он очень тяжело и мучительно это переживал. Светлый праздник, а вокруг пьяные хари, мат. Он встретил ссыльного поляка, который сказал: " Ненавижу этих негодяев " . Достоевский задумался и вспомнил одну сцену из своего детства. Он, маленький мальчик, сильно испугался в лесу. Ему показалось, что рядом волк, он выбежал на полянку, где их крепостной крестьянин Марей пахал на кобыленке. И этот мужик его по-отечески пожалел, приласкал и сказал: " Окстись, Христос с тобой, все хорошо, я тебя волку не дам, иди спокойно " . И так улыбнулся, что Достоевский пишет: " Я и сейчас, вспоминая эту сцену, радуюсь " . И Достоевский говорит: я понял, что среди этих пьяных мужиков, которые сейчас напились, сквернословят, дерутся, может быть и этот мужик Марей, который тогда меня успокоил и утешил. И, как он пишет, это его спасло на каторге. Спасло от отчаяния, злобы, ненависти ко всему роду людскому. И после этого начался в его душе перелом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

18. Новый патриарх Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Перенос останков митрополита Филиппа закончил программу прославления православия, намеченную на 1652 год. Наступили будничные дни. Ежедневная жизнь вошла в свое русло, но текущие дела настойчиво напоминали, что после смерти патриарха Иосифа русская церковь осталась без возглавления. Число кандидатов на освободившийся патриарший престол было невелико. На умы людей, близко бравших к сердцу положение в церкви, приходили имена только двух кандидатов: Стефана Вонифатьева, фактического возглавителя церкви после собора 1649 года, и сравнительно молодого царского любимца, новгородского митрополита Никона. Вонифатьев, старший годами и бывший главным звеном, соединявшим боголюбцев со двором, считался в московском обществе ведущим кандидатом. Через две недели после смерти патриарха Иосифа шведский резидент при московском правительстве Родес писал в Стокгольм, что новым патриархом, видимо, будет Вонифатьев. Так как Родес недолюбливал царского духовника, который все делал, чтобы ограничить влияние иностранцев в Москве и даже старался перевести их в православие, то он не без ехидства добавлял, что в его, т. е. Вонифатьева, “усердии и кознях не будет недостатка, чтобы самому себе помочь в такой За Вонифатьева, естественно, горой стояли боголюбцы и их друзья среди духовенства и при дворе. Протопоп Аввакум, поддержанный частью епископата и живший в это время уже в Москве, особенно старался провести в патриархи своего покровителя и друга. Вместе с митрополитом Казанским Корнилием боголюбцы “написав челобитную за руками [подписями], подали царю и царице о духовнике Стефане, чтобы быть ему Но, к всеобщему изумлению, Вонифатьев “не восхоте сам”. Трудно указать с уверенностью на причины отказа царского духовника от такой чести, хотя он и руководил всеми делами церкви в 1649—1652 годах, когда патриарх Иосиф был неофициально не у дел. Может быть, он уже чувствовал, что годы тяжелой борьбы за благо церкви подорвали его силы и что ему остается еще жить очень немного лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/439514/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученики Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский, и Иоанн Скадовский Священномученик Прокопий (в миру Петр Семенович Титов) родился 25 декабря 1877 года в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска, которую окончил в 1897 году. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища; на этой должности он пробыл несколько месяцев. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий, 23-го – рукоположен в сан иеромонаха. После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме. Школа состояла из четырех классов, и в нее после предварительных экзаменов принимались мальчики от двена­дцати до пятнадцати лет, окончившие одноклассную школу. Задача шко­лы состояла в том, чтобы за четыре года дать все необходимые сведения для учи­теля одноклассной школы. Преподавательский коллектив шко­лы состо­ял из заведующего и законоучителя, должность которых исполнял иеро­мо­нах Прокопий, священника-законоучителя, семи учителей и эконома. Уча­щихся было около ста пятидесяти человек. Томская церковно-учительская школа в соответствии с решением Святейшего Синода должна бы­ла го­то­вить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской епархий. Одним из главных элементов религиозно-нравственного воспитания учеников было участие в богослужениях; они посещали все воскресные и праздничные богослужения при архиерейском доме, участвуя в церковном пении и чтении. Ученики двух старших классов, изучающие церковный устав, поочередно посещали будничные богослужения. По воскресным дням в школе устраивались религиозно-нравственные чтения, в которых принимали участие не только учителя, но и наиболее способные ученики. При церковно-учительской школе существовала воскресная школа, которой также руководил иеромонах Прокопий.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Праздник «Церковь навстречу детям» для детей-сирот прошел в Санкт-Петербурге 7 ноября, 2011. Новостная служба В День народного единства Православная Детская миссия провела для детей-сирот праздник «Церковь навстречу детям». В нем приняли участие более 300 сирот, а также воспитатели и сотрудники Детской миссии. 7 ноября. ПРАВМИР. В День народного единства Православная Детская миссия провела для детей-сирот  праздник «Церковь навстречу детям». В нем приняли участие более 300 сирот, а также воспитатели и сотрудники Детской миссии. Программа праздника была очень насыщенной. Он начался с Божественной Литургии в одном из красивейших храмов Санкт-Петербурга – храме преп. Андрея Критского. Воспитанники 25 детских домов приехали в храм с разных концов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Духовник Детской миссии иеромонах Мефодий (Зинковский) обратился к детям с проповедью, в которой разъяснил, почему именно в праздник Казанской иконы Божией Матери вся страна отмечает день народного единства. Он отметил своем слове, что степень единения народа всегда проявляется через отношение к детям. Чем больше любовь, тем больше сплоченность такого народа. После службы дети отправилась на стрелку Васильевского острова в ресторан. Праздничный обед с детьми разделили священники. Праздник продолжился в Манеже Кадетского корпуса на Университетской набережной. Епископ Маркелл произнес проникновенное слово, порадовавшись за ребят, что они с Богом, что Бог им помогает, а Царица Небесная не оставляет Своей Материнской заботой. В конце праздника детям показали спектакль-оперу по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Руководство и все сотрудники Детской миссии выражают надежду, что начатая в этом году традиция будет продолжена и подарит еще многим и многим детям ощущение праздника и иной жизни, не серой и будничной, а яркой, насыщенной и разнообразной, наполненной радостными событиями и  добрыми людьми. Детская миссия благодарит всех людей, принявших участие в организации и проведении праздника.

http://pravmir.ru/prazdnik-cerkov-navstr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010