Праздник «Церковь навстречу детям» для детей-сирот прошел в Санкт-Петербурге 7 ноября, 2011. Новостная служба В День народного единства Православная Детская миссия провела для детей-сирот праздник «Церковь навстречу детям». В нем приняли участие более 300 сирот, а также воспитатели и сотрудники Детской миссии. 7 ноября. ПРАВМИР. В День народного единства Православная Детская миссия провела для детей-сирот  праздник «Церковь навстречу детям». В нем приняли участие более 300 сирот, а также воспитатели и сотрудники Детской миссии. Программа праздника была очень насыщенной. Он начался с Божественной Литургии в одном из красивейших храмов Санкт-Петербурга – храме преп. Андрея Критского. Воспитанники 25 детских домов приехали в храм с разных концов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Духовник Детской миссии иеромонах Мефодий (Зинковский) обратился к детям с проповедью, в которой разъяснил, почему именно в праздник Казанской иконы Божией Матери вся страна отмечает день народного единства. Он отметил своем слове, что степень единения народа всегда проявляется через отношение к детям. Чем больше любовь, тем больше сплоченность такого народа. После службы дети отправилась на стрелку Васильевского острова в ресторан. Праздничный обед с детьми разделили священники. Праздник продолжился в Манеже Кадетского корпуса на Университетской набережной. Епископ Маркелл произнес проникновенное слово, порадовавшись за ребят, что они с Богом, что Бог им помогает, а Царица Небесная не оставляет Своей Материнской заботой. В конце праздника детям показали спектакль-оперу по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Руководство и все сотрудники Детской миссии выражают надежду, что начатая в этом году традиция будет продолжена и подарит еще многим и многим детям ощущение праздника и иной жизни, не серой и будничной, а яркой, насыщенной и разнообразной, наполненной радостными событиями и  добрыми людьми. Детская миссия благодарит всех людей, принявших участие в организации и проведении праздника.

http://pravmir.ru/prazdnik-cerkov-navstr...

Казань, насколько я мог заметить, вообще имеет в своем духовном облике много сходного с Москвой. Храмы, посвященные одним и тем же событиям и святым, – одни и те же особенно чтимые праздники, – одинаковые добрые церковные обычаи, все это наводит на мысль о тесной духовной родственной связи Казани с Москвой. Так это и есть на самом деле. Ведь Казань получила свет Христовой религии из Москвы, от нее же приняла своего Первосвятителя и Чудотворца Гурия, – из Москвы же приходили в бывшее татарское царство и последующие служители веры и церкви Христовой. Да и сами Святители и Чудотворцы Казанские были по духу близки и родственны Святителям Московским. Вспомните, как Святитель Герман Казанский был дружен с Митрополитом Филиппом и горячо защищал его невинность пред Грозным царем! И самое поставление в церковном годе рядом двух соборных праздников в честь Святителей Казанских и Московских (4-го и 5-го октября) как-то невольно наводит на мысль о тесном духовном союзе благочестивой Москвы с ее духовной дочерью Казанью!. Вы видите теперь, братья, сколько глубоких оснований имеет для себя ваш настоящий праздник! Видите, каким великим счастьем обладает ваш приход, более двухсот лет имея своими заступниками и молитвенниками Святителей и Чудотворцев, которые так много добра сделали для всей Русской земли, так памятны и дороги для сердца России – Москвы, и так близки для нашей родственной с Москвой Казани! Помните же об этом счастье, дорожите и пользуйтесь им. Прославляйте своих небесных покровителей и усердно молитесь им; и они не оставят вас без помощи и заступления. Вот ныне вы, несмотря на будничный хлопотливый день, оставили на некоторое время свои житейские труды и заботы и пришли сюда воздать молитвенное прославление Святителям Христовым. Да даст же Господь, чтобы в ваших душах всегда возбуждались и взгревались такие мысли, чувства и намерения! Всегда ставьте прежде всего и выше всего заботы о душевном спасении и святой христианской жизни, а потом уже житейские занятия; всегда «ищите прежде всего Царства Божия и правды его, – и остальное все приложится вам»! ( Мф.6:33 ) Тогда Господь благословит и ваши обычные жизненные труды и увенчает их желанным успехом. С этой отрадной надеждой, с тем упованием, что вы действительно всегда в своем поведении будете руководиться этим мудрым правилом жизни христианской, я и призываю на вас, братья, всемощное благословение Божие. Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Полиелейный колокол также имел изображения храмовых святых и надпись: «Во славу Божию вылит сей колокол во град Рязань, в святую Казанскую Явленскую девичью обитель на пожертвования благотворителей, при настоятельнице оной игуменьи Екатерине, по благословению Рязанского архиепископа Гавриила в 1851 г. 10 мая, в Москве на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 211 пудов 35 фунтов». Будничный колокол, весом 39 пудов, еще два по 18 и 13 пудов, а об остальных пяти ничего не известно. Из церковной утвари наиболее ценны были священные сосуды, напрестольные кресты, ковчеги. Большей частью - это серебряные изделия весом от одного до четырех килограмм, с позолотой. Среди дарителей столь дорогих предметов значились имена Почетного гражданина Москвы С.А. Живаго и некоего Павла Александровича Кудряшова. Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных зданий. Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами - восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды с южной стороны. Огород, недалеко от обители, занимал 2,5 гектара. Монастырь содержался на следующие средства: пособие из Государственной казны в размере 338 руб. в год; доходы от церковного сбора;  доходы от монастырской гостиницы; доходы с земли (сельскохозяйственная продукция). Капитал обители на начало XX века составлял 94729 рублей, процент с которого шел на жалованье игуменье, казначею, монахиням и причту. В причте монастыря положены два священника и два псаломщика. При обители находилось кладбище, где хоронили на только монахинь, но и известных своими заслугами горожан. Казанский женский (девичий) монастырь 1-го класса блистал радением женских сердец и рук до 1917 года. После революции монахини были изгнаны. Девичий монастырь, все его ценности реквизированы советской властью. Территория монастыря с высокой каменной оградой идеально подошла большевикам для заключения первых жертв революции. Среди арестованных: рязанский губернатор Кисель-Загорянский, городской голова И. Антонов, около 150 жандармов, другие уважаемые люди - ждали приговоров ревтрибунала. Позже в Казанском храме устроен был красноармейский клуб. Святые росписи на стенах храма замалевали революционными картинками. Размещалась колония беспризорников в стенах монастыря и прочее. Наконец, организовано было швейное производство военной амуниции на «фабрике

http://sobory.ru/article/?object=11703

Надо заметить, что в населенных пунктах натурная навигация на маршруте практически отсутствует. Поэтому, дойдя до мурановской околицы, я озадаченно оглянулся: стежки-дорожки закончились, а трек упрямо звал в бурьян. Вернулся к Казанскому святому источнику в селе и посоветовался с дежурной монахиней в часовне. Та взметнула брови: «Не-е-ет, там деревня Папертники, только дороги давно уже нет! Ваши ходят по трассе, так что возвращайся, мил человек, на асфальт и принимай левее». В означенном направлении виднелась дорога с немного зловещим топонимом «Мурановская петля». Примерно через час пути по ней удалось обнаружить тропинку, уходящую на север в лес. Тут же и стрелки на деревьях подтвердились — проставленные буквально каждые 10 м, они были совсем не лишними, учитывая сильную заболоченность и отчаянно петлявшую тропку. Вывели они меня вскоре к точке, именовавшейся на карте «Лесной церковью». Это оказался деревянный храм во имя великомученика Никиты, воссозданный на месте разоренного во время польско-литовского нашествия скита настоятелем храмового комплекса в соседнем Артемове игуменом Феофаном (Замесовым). «От моста через речку Сумерь близ деревни Горенки тут 800 м, — рассказал сторож Сергей Глазков. — Все стройматериалы на себе приходится носить, газа и света у нас тоже нет. По легенде, перед приходом отряда интервентов, осаждавших Лавру во время Смуты, скитские монахи сбросили в речку колокол. Ищем, но пока не нашли...» Зато в церкви — аккуратно оформленные витрины с археологическими находками: старинными крестиками, предметами утвари, бытовыми артефактами... До Артемова оставался какой-нибудь час дороги. Правда, преодолеть его предстояло, перейдя Сумерь, по территории обширного дачного поселка Генеральский. И тут я заблудился. Вроде до села рукой подать, а где тропинка?! Не нашел лучшего выхода, как позвонить Сергею, с которым только что расстался. Тот, похоже, оказался даже рад возможности вырваться из будничного круга забот и быстро примчал на велосипеде. Оказалось, идти надо было прямо в джунгли за трансформаторной будкой. За зарослями борщевика обнаружилась еле заметная тропка, и вскоре мы узрели купол часовни Сорока Севастийских мучеников. Печать в грамоту в храмовом комплексе, объединяющем три церкви (в честь Страстной и Почаевской икон Божией Матери, а также во имя святой блаженной Ксении Петербургской), — и дальше на Абрамцево.

http://pravoslavie.ru/124538.html

27 ноября владыка Михаил возвратился из Крыма в Полтаву. В первых числах декабря уже стало известно и состоявшееся Высочайшее повеление, а 13 декабря получен Владыкою и самый указ. Таким образом, Крестовоздвиженскому монастырю и полтавскому обществу предстояло проститься еще раз с любимым и уважаемым архипастырем – и теперь уже навсегда. Все последние дни, начиная с 15 декабря, преосвященный Михаил принимал прощальные визиты от представителей разных учреждений города Полтавы и многочисленных почитателей. В тот же промежуток времени с Преосвященным простились и корпорации духовно-учебных заведений. При этом как выражение любви и признательности отъезжающему Владыке от лица каждого учебного заведения сделаны были подношения. Так, служащие духовной семинарии поднесли Преосвященному Казанскую икону Божией Матери; корпорация мужского духовного училища – книгу «Архиерейский чиновник» в изящном бархатном переплете; служащие женского епархиального училища поднесли Владыке серебряную кружку с таким же подносом, а от лица воспитанниц училища – их собственной работы изящный сулок. 1060 Во время прощания представителями всех учебных заведений сказаны были прочувствованные речи, на которые растроганный Владыка отвечал выражением благодарности за любовь и внимание к нему. Во время приема корпораций духовно-учебных заведений преосвященный Михаил несколько раз выражал сожаление, что по причине болезни не может проститься с учащимися. Особенно тяжело было ему сознавать, что он не посетил семинарии и не простился с ее воспитанниками – для последних это было великим лишением. Чтобы хотя несколько ослабить его значение, Преосвященный прислал на имя отца ректора семинарии прощальное письмо воспитанникам, которое в присутствии их всех и было прочитано ректором. В этом письме Архипастырь высказал питомцам семинарии свои сердечные пожелания, чтобы будущие служители алтаря Господня были достойны того звания, к которому Бог призывает их, чтобы они не угашали в себе духа и всячески заботились о его возвышении над будничным настроением как в школе, так и в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Очевидно выполняя всё это, причётник (разумеется здесь будничная служба, где никаких певцов не бывает) – должен продолжать и пение... («Охма! нет и слов договорить»...). И что же должны делать мы-то, епархиальные Архиереи для того, чтобы все было по чину и благообразно? Что будут значить напр. и мои все распоряжения относительно и чтения и пения и пр., когда священник прямо в глаза мне же скажет, что требования эти не приложимы к делу и почти не мыслимы. Да и самые причётники в праве сказать: «помилуйте, В. Преосвященство, ведь если все вычитывать и петь одному и одному, то где же прикажете взять такую грудь и горло? ...» «Да, да... составители всего этого нововведения, видно по всему, приравнивали Православное церковное Богослужение к лютеранскому и чуть ли не к магометанскому, где действительно для первого требуется один лишь пастор и органист, а для второго мулла и азанчей... Но, о Господи прости! и даруй упование, чтобы сие нововведение аще, – как и видимо, – оно от человек токмо, скоро-скоро, само собою, и разорилось бы...» ( Деян. 5:38 ) 83 . При своей ревностной заботливости об улучшении приходских причтов преосв. Антоний не мог, однако, не видеть к своему прискорбию, что сами причты не вполне оказывали ему своё содействие. Последнее, главным образом, обнаруживалось в неточности показаний причтами, – чтобы не сказать более, – касательно самых доходов церковных, собственно свечных. В этом он и лично уверялся при рассматривании книг во время поездок по епархии, и вообще при многократно возбуждавшихся вопросах, вызывавших особые распоряжения касательно обязательной покупки свеч, приготовляемых на свечном заводе, устроенном в Казанском женском Монастыре, от которого открыты были особые склады в разных местах по уездам. Вопрос о свечных доходах, надобно сказать, преосв. Антонием изучен был во всей полноте ещё в Смоленской епархии, где, как известно, эти именно доходы, при искреннем участии тамошних причтов, сразу достигли до суммы вдвое большей сравнительно с прежнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

  Примечания   Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 109, 159. Там же. С. 162. Там же. С. 100; Макарий (Булгаков). История русской церкви. T. IX. С. 18; Дворцовые разряды. T. III. С. 297. Патриарх Гермоген был замучен поляками 17 февраля 1612 года в Чудовом монастыре в Москве. Аполлос, архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. С. 25. Там же. С. 26; Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928. С. 195; Palmer W. The Patriarch and the Tsar. London, 1871–1876. Статейный список 7160 года см.: Аполлос, архим. Указ. соч. Прил. 3—4; ААЭ. T. IV. С. 77—87. Письма русских государей и других особ царского семейства. T. I. С. 153. Шушерин И. Ук. соч. С. 21. Аполлос, архим. Указ. соч. С. 27; полный текст послания см.: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. СПб., 1828. T. III. С. 471—472. Павел Алеппский. Указ. соч. T. III. С. 48; Шушерин И. Указ. соч. С. 21 (Царь писал Никону в 1654 году). Письма русских государей… С. 223—224.         IV. Никон 18. Новый патриарх   Перенос останков митрополита Филиппа закончил программу прославления православия, намеченную на 1652 год. Наступили будничные дни. Ежедневная жизнь вошла в свое русло, но текущие дела настойчиво напоминали, что после смерти патриарха Иосифа русская церковь осталась без возглавления. Число кандидатов на освободившийся патриарший престол было невелико. На умы людей, близко бравших к сердцу положение в церкви, приходили имена только двух кандидатов: Стефана Вонифатьева, фактического возглавителя церкви после собора 1649 года, и сравнительно молодого царского любимца, новгородского митрополита Никона.   Вонифатьев, старший годами и бывший главным звеном, соединявшим боголюбцев со двором, считался в московском обществе ведущим кандидатом. Через две недели после смерти патриарха Иосифа шведский резидент при московском правительстве Родес писал в Стокгольм, что новым патриархом, видимо, будет Вонифатьев. Так как Родес недолюбливал царского духовника, который все делал, чтобы ограничить влияние иностранцев в Москве и даже старался перевести их в православие, то он не без ехидства добавлял, что в его, т. е. Вонифатьева, “усердии и кознях не будет недостатка, чтобы самому себе помочь в такой За Вонифатьева, естественно, горой стояли боголюбцы и их друзья среди духовенства и при дворе. Протопоп Аввакум, поддержанный частью епископата и живший в это время уже в Москве, особенно старался провести в патриархи своего покровителя и друга. Вместе с митрополитом Казанским Корнилием боголюбцы “написав челобитную за руками [подписями], подали царю и царице о духовнике Стефане, чтобы быть ему

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Поступил в скит в ноябре 1856 года, будучи от роду лет 23. Он был небольшого роста, но крепкого телосложения и обладал хорошим телесным здоровьем. Послушание поручено ему было быть помощником пономаря. В это время главным пономарем в скиту был монах отец Флавиан (впоследствии казначей Оптиной пустыни), человек тоже крепких сил и здоровья. По скитскому уставу в Оптинском скиту в будничные дни вместо служб церковных отправляются в определенной келлии соборные молитвенные правила. После этих правил по большей части скитяне, разошедшись по келлиям, несколько отдыхают. Но послушник Сергий с отцом Флавианом никогда в это время не ложились отдыхать, а, пришедши от правил, занимались каким-либо рукоделием и в зимнее время оба делали ложки, которые в свое время и относили старцу иеромонаху Макарию. Пономарское послушание и одно – нелегкое послушание. Но в описываемое время пономари были вместе и садовниками, и цветниками, и занимались парниками, и потому они находились в непрерывных тяжелых трудах. 26 октября 1866 года отец Сергий пострижен был отцом игуменом Исаакием в мантию и получил новое имя – Савватий. 31 декабря 1872 года он посвящен был в Калуге архиепископом Григорием в сан иеродиакона, а в 1878 году 31 декабря, тоже в Калуге, – в иеромонаха. Летом следующего 1879 года вздумали в монастыре промыть закоптевшую от ладана теплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Сам ли иеромонах Савватий поревновал принять участие в этом труде или, может быть, приглашен был начальствующими, неизвестно. Но только случилось тут несчастье. Промывание должно было начаться с потолка. Для того поставлены были подмостки, но, по недосмотру строителей, не совсем прочные. Потому, когда отец Савватий вместе с другими трудившимися братиями взобрался на эти подмостки, они обрушились. Все на них находившиеся, конечно, попадали на пол, но иные зашиблись, и только. А отцу Савватию свалившаяся сверху доска раздробила одну ногу в самом суставе около ступни, так что из раны по времени выпадали малые осколки кости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После изложения праздничных дней, существующих в Православной церкви, следует показать порядок и особенности Богослужения в эти дни. Собственно говоря, порядок Богослужения дней праздничных, в общем своем составе, тот же, как и в богослужении будничном. Поэтому, касаясь богослужения праздничного, мы не будем излагать порядок его так же подробно, как излагали порядок будничного богослужения. Мы только укажем особенности, отличающие будничное богослужение от праздничного. Смотря по важности праздников особенности богослужения бывают различны. В этом отношении самые праздники в уставе церковном делятся на три отдела, с подразделениями в каждом отделе. Именно, они делятся на великие , средние и малые . Великиепраздники , на полях месяцеслова обозначаются знаком красного креста в красном кружке. К этим праздникам принадлежат праздники Христовы и Богородичные, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, день св. Апостолов Петра и Павла. В эти дни богослужение совершается праздничное, бывает всенощное бдение и служба следует по порядку устава. Средние праздники делятся на два разряда. Первый разряд в месяцеслове обозначается красным крестом в красном полукруге снизу. К этим праздникам принадлежат: Праздники Иоанна Богослова, Покров, день св. Иоанна Златоустог о, Саввы освященного, Святителя Николая, Трех святителей Вселенских, Георгия Победоносца, праздник в честь победы под Полтавою. В эти праздники также полагается всенощное бдение; на утрени прилагается канон Богородице. Второй разряд средних праздников в месяцеслове обозначается красным крестом. В эти дни всенощного не бывает, а на утрени–Полиелей. В этот разряд включаются дни святых: Симеона Столпника, Димитрия Ростовского , Сергия Радонежского, Харитона Исповедника, Апостола Фомы, Иакова Алфеова, Димитрия Мироточивого, Архистратига Михаила, Апостола Филиппа, Андрея Первозванного, Евстратия мученика и иже с ним (13-го декабря), Петра Митрополита, Филиппа Митрополита, Антония Великого , Евфимия Великого, Григория Богослова , Иоанна Златоустог о (в январе), Алексия Митрополита, Обретение Главы Предтечи, Сорока мучеников, Евангелиста Марка, Феодосия Печерского , Святителя Николая (в мае), Симона Зилота, Константина и Елены, праздник Владимирской Божией Матери, Апостолов Варфоломея и Варнавы, Ионы Митрополита Московского, Апостола Иуды, Тихвинской Божией Матери, Афанасия Афонского , Казанской Божией Матери, положение Ризы Господней, Антония Печерского, Бориса и Глеба, Смоленской Божией Матери, Апостола Матфея, и Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знаменский кафедральный собор в Курске      Знакомство с церковным зодчеством На улице Максима Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской (в честь преподобного Сергия Радонежского), блистают золотом купола Курского Сергиево-Казанского кафедрального собора. Согласно летописям, впервые к его строительству приступили в 1752 году, а окончили в 1778-м. Причем нижний (будничный) храм был освящен в 1762 году во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) – в 1778-м в честь Казанской иконы Божией Матери. Средства на постройку собирались среди прихожан, большой вклад внес купец Карп Первышев, а подряд на возведение храма взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Но сам Исидор вскоре умер, а завершила строительство его супруга Агафия. Многочисленные исследователи не сомневаются, что авторство собора принадлежит школе великого архитектора Растрелли. Собор, разделяющийся на алтарную часть – собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 м и длинной около 33 м с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора – двухэтажное здание, которое завершается четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола – четырехцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом. История Воскресенско-Ильинского храма восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время на его месте располагался «убогий дом», где находили последний приют лица, которые по канонам того времени не могли быть похоронены на кладбище, а именно безродные и не имевшие крова, «убогие», нищие, люди, умершие во время мора. Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «божедомскими». Именно тогда, в 1619 году, инок Корниил Брагин дал «вклад по записи» в Рождество-Богородицкую церковь Курского мужского монастыря, основав таким образом Божедомский монастырь. Посвящен он был святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу. Божедомский монастырь со временем «влился» в состав Рождество-Богородицкого монастыря, который с 1649 года стал именоваться Знаменским. А деревянная церковь бывшего монастыря стала приходской. Среди прихожан этого храма был и юный Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим Саровский, которого в младенчестве крестили в этом храме. Здесь же в 1760 году отпевали его отца. Вскоре тщанием жертвователей прихода вместо деревянной была воздвигнута каменная церковь во имя Илии Пророка, освященная в 1768 году. А в 1788 году Ильинский храм получил еще один престол, став главным в городе (до 1833 года). Когда в 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск, Сергиевская церковь стала кафедральным собором, Ильинский храм стал вторым после нее по общественной значимости приходом.

http://pravoslavie.ru/88685.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010