О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине XVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае - Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте - на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить - в память о старой церкви - преподобному Сергию Радонежскому, а верхний - праздничный - обретённой Казанской иконе Божией Матери. Благословение на строительство собора испрашивали у епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Архипастырю идея пришлась по душе, и он лично приехал освящать место и закладывать первый камень. Строительство храма началось в 1752 году. Нижнюю церковь освятили через десять лет, а ещё через пятнадцать - верхнюю. Такой солидный разрыв объясняется, видимо, тем, что именно столько времени потребовалось на создание иконостаса. Имена мастеров-резчиков остаются загадкой, но их почти 20-метровое трёхъярусное творение поражает великолепием. Про этот иконостас писали, что он " представляет собой великолепное сочетание вычурности, изящества и богатства " и что " изгибающиеся архитектурные формы, пышный фантастический растительный орнамент, статуи ангелов, колонны и гирлянды, - всё это сверкающее позолотой и темнеющими живописными иконами сооружение в насыщенном светом и воздухом пространстве производит потрясающее, торжественно-величественное и ликующе-праздничное впечатление " . Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин. Из " Курских губернских ведомостей " за 1907 год можно узнать об истории этого человека - в частности, что в XVIII веке Мошнин владел несколькими кирпичными заводами и подряды на строительство храмов брал часто. Однако Сергиево-Казанский храм Исидор достроить не успел - преставился, и тогда " обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья " . Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора.

http://sobory.ru/article/?object=01683

Многие ли из дней в году посвящаются воспоминанию Пресв. Богородицы? Многие. Кроме событий из Ее жизни, многие из дней в году посвящаются воспоминанию Ее св. икон с разными названиями, напр. Владимирской, мая 21 дня, Казанской, 8 июля, и др. Название икон происходит от места их пребывания, от места явления, напр. Владимирская от г.Владимира; или от особенных дел и свойств Пресв. Богородицы, напр. «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали». Какое основание того, что каждый день года посвящается или Самому Господу, или святым Его, или и Ему и им вместе? Следующее: мы обязаны прославлять Бога, потому что Он наш Творец и Господь; Он велик и славен; Его славят ангелы, даже и природа ( Пс. 18 ). Святых Божьих, ангелов и св. человеков мы прославлять должны потому, что они святы, близки к Богу и прославлены на небе от Самого Бога. У нас все от Бога: и пища, и силы, и все необходимое для жизни и телесной и духовной (т.е. святой и добродетельной), и мы всего этого чаем от Него и должны просить у Него; все получаем от Него и должны благодарить Его за то. Святых Божиих мы должны просить и благодарить, потому что они молятся о нас Богу, испрашивают нам у Него и подают то, о чем мы просим их. И эти чувства прославления, прошения и благодарения в отношении к Богу и Святым Его мы должны иметь ежедневно, ежеминутно. Посему-то всякий день и посвящен у нас так или иначе Богу и святым Его. Где обозначается то, какой день в году посвящен какому воспоминанию? В так называемых месяцесловах, или святцах и календарях. По какой причине именно известный день посвящается известному воспоминанию? По той, что когда случилось. Так И. Христос родился 25 декабря, в этот день и вспоминается Рождество Христово; Благовещение было 25 марта, так оно и вспоминается; явление Казанской иконы Пресв. Богородицы было 8 июля; преставление Св. Еванг. Иоанна Богослова было 26 сентября, так и празднуется. Какое назначение праздничных дней по предписанию закона? Назначение будничных дней, по предписанию закона Божия в 4-ой заповеди, – то, чтобы мы в сии дни занимались мирскими, земными и житейскими работами и делами, какие кто имеет, наприм. службою по должности, занятиями по торговле и ремеслу. Назначение же праздничных дней – то, чтобы мы в сии дни, отложив обыкновенные свои мирские и житейские работы и дела, занимались делами святыми во славу и угождение Богу и во спасение своей души. И гражданский закон в праздничные дни освобождает присутственные места от присутствий, учебные заведения от учебных занятий, запрещает торговлю, публичные работы (Св. Зак. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прест, ст. 28. 29.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Рязань. Казанский женский монастырь. Церковь Варвары великомученицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:Между 1870 и 1872. Адрес: г.Рязань, ул. Фурманова, 58. Координаты: 54.631545, 39.762642 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вторая церковь монастыря, надвратная (над святыми западными вратами) в честь великомученицы Варвары, была построена в том же 1870 году и была расположена напротив Казанской церкви, фасадом выходила на середину Монастырской (Фурманова) улицы. Здесь был главный вход в женский монастырь. Уникальной архитектуры, не похожая ни на какую другую в Рязани, церковь свт. вмч. Варвары, совмещенная с квадратным ярусом колокольни, увенчанная главкой с православным крестом, высилась до 1917 года над северной стороной города и видна была с " Астраханской " его части и с кремлёвского земляного вала " Московской " стороны Рязани, и конечно, очень приметна была с заливных лугов, от разводного моста через реку Оку. В 1872 году над ней была возведена одноярусная колокольня. В храме великомученицы Варвары службы проводились лишь в летнее время. В наши дни церковь святой великомученицы Варвары с колокольней приспособлена под жилой дом, адрес которого – улица Фурманова, бывшая Монастырская. Непосвященным в его историю дом бросается в глаза своими странными пропорциями. В колокольне над церковью было подвешено 10 старинных колоколов, изготовленных по заказам специально для Казанской женской обители, в том числе большие колокола: Праздничный, Воскресный, Полиелейный, Будничный - именные, с дарственными надписями. Главный «Праздничный» колокол - весил 414 пудов (6,62 т). На Праздничном колоколе рядом с изображением святых хорошо читалась старинная надпись: " По благословению преосвященнаго Алексия, архиепископа Рязанскаго, попечением игуменьи Евгении, вылить сей колоколъ во славу Божию, въ Рязанскш КазанскшЯвленскш монастырь 31 января 1875 года въ Москве, на заводе почётнаго гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 414 пудовъ 30 фунтовъ " .

http://sobory.ru/article/?object=25106

Содержание Об этой книге и ее составителе От составителя Глава I. Вечная правда православия Глава II. Общие черты духовного облика старца о. иеросхимонаха Амвросия Глава III. Юные годы о. Амвросия в доме и в школе Глава IV. Зов Божий Глава V. Оптина Пустынь – благодатный уголок русской земли Глава VI. Замечательное духовное движение в православном иночестве и участие в нем Оптиной Пустыни Глава VII. Духовное возрастание о. Амвросия в Оптиной Пустыни под руководством старцев о. Леонида и о. Макария Глава VIII. Отец Амвросий – старец Первые годы старчества Отец Амвросий в его переписке со светскими и монашествующими Отец Амвросий в своей келейной обстановке. Будничный и праздничный день старца. Дни исключительные Духовно-нравственный облик старца и его пастырское попечение о людях Глава IX. Последний подвиг любви старца о. Амвросия – учреждение шамординской казанской женской общины и забота о ней Глава X. Последние дни жизни старца иеросхимонаха Амвросия, его кончина и погребение Глава XI. Особые проявления благодатной силы Божией в старце о. Амвросии Глава XII. Заключение     Об этой книге и ее составителе Имя протоиерея Сергия Четверикова знакомо, пожалуй, каждому почитателю оптинских старцев, но мало кто в России знает о его судьбе, поскольку духовный писатель, подвижник и пастырь закончил свои дни на чужбине. Для благочестивого читателя неожиданным открытием будет даже то, что автора книги об иеросхимонахе Амвросии тоже следует поминать как иеросхимонаха – как и старец Амвросий, о. Сергий келейно принял схиму с сохранением прежнего имени. «Я происхожу из небогатой и глубоко религиозной купеческой семьи маленького уездного города» – так писал о себе отец Сергий 1 . Он родился 10 июня 1867 года в городе Бахмуте Екатеринославской губернии. Мальчику было всего два года, когда умерла его мать. Тем не менее детство осталось в его памяти одним из самых светлых воспоминаний: отец женился во второй раз, и мачеха, взявшая на себя заботу о детях, разделявшая с ними радости и печали, бывшая рядом и в дни болезней, и в дни праздников, по воспоминаниям отца Сергия, стала для него «почти родной матерью» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Идея о возведении в Альметьевске храма по всем канонам православия возникла у начальника НГДУ Виктора Васильевича Смыкова, т. к. имеющаяся уже в городе церковь Петра и Павла размещена была в здании бывшей котельной. Эскизы будущего храма по результатам поездки специалистов на Владимирско-Суздальскую землю, доработал и превратил в проект архитектор В. С. Нилов. С учетом низменности выбранного участка В. В. Смыков предлагает поднять храм на постамент – стилобат. Благодаря этому решению храм впоследствии возвысился над окружающими зданиями, став доминирующим элементом архитектурного силуэта юго-западной части города. В октябре 2000 года генеральный подрядчик ООО «Арслан» смог приступить к первым строительным работам. Однако из-за нехватки средств работа шла очень медленно, то «замораживалась», то возобновлялась. И только решение ОАО «Татнефть» о финансовой помощи стало судьбоносным в истории возведения храма. Общая высота храма с крестом на центральном куполе составила 43,5 метра. В пространстве стилобата органично расположился нижний храм для будничных служб и совершения обрядов, освященный в честь Жен-Мироносиц. Здесь же разместились трапезная, классы воскресной школы, другие подсобные помещения. Второй этаж здания – основная часть храма, которая вмещает до тысячи прихожан. Высота храма от пола до свода купола - 30 метров. Мозаичный пол храма обустроен из разноцветного гранита, привезенного из Италии. Главной внутренней частью храма является уникальный иконостас. Он выполнен петербургской компанией «Гильдии мастеров». Его уникальность заключается в том, что колонны и другие элементы изготовлены из более чем 1500 керамических деталей, обожженных с золотой и синей эмалью, а также покрытых глазурью. Иконы написаны в византийском стиле, по древним канонам, на досках. Под куполом собора подвешено семиярусное позолоченное паникадило. Его высота составляет шесть метров, а диаметр три метра. В ноябре 2005 года были освящены и установлены храмовые колокола. Отлиты они были по древней технологии на колокольном заводе братьев Шуваловых в городе Тутаеве Ярославской области.

http://sobory.ru/article/?object=19761

(Ионинский, Акимовский, Егорьевский) и 2 будничных звона; обозначены схемами развеска колоколов и приспособления для указанных звонов; описаны расположение звонарей и техника исполнения каждого звона; «предложен проект исправления ростовских звонов». Рукопись через Кельсиева была передана в С.-Петербург В. В. Стасову , который представил работу И. со своим предуведомлением 11 мая 1884 г. на заседании Об-ва любителей древней письменности и искусства и высоко оценил его в предисловии к 1-му изданию в «Памятниках древней письменности». И. был представлен обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву , а 20 февр. 1884 г. удостоен Высочайшей аудиенции в Аничковом дворце. Он показал имп. чете 4 церковных колокола, пожертвованных им к храму Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге, настроенные в минорный аккорд, коллекцию настроенных часовых колокольчиков, на которых он сыграл гимны: «Боже, царя храни» и «Коль славен…»; 18 камертонов на резонансных ящиках, предназначенных для настройки колоколов, и сонометр - акустический прибор собственного изобретения. По заказу Александра III И. настроил колокола церкви Аничкова дворца (9 колоколов) и Казанского собора в С.-Петербурге (8 колоколов), подтачивая каждый колокол до соответствия основного тона звучанию камертона, о чем делается представление в АН. 14 июля 1884 г. И. был пожалован золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. К осени того же года, по возвращении в Ростов, И. изготовил 13 камертонов, соответствующих основным тонам ростовских колоколов, поместил их на резонансные ящики для усиления звука и 28 окт. 1884 г. 10 камертонов передал в дар Ростовскому музею церковных древностей. Камертоны были выставлены для обозрения в Белой палате Ростовского кремля (хранятся в музее по сей день); И. иногда «давал концерты», исполняя на камертонах праздничные ростовские звоны (напр., 31 мая 1885 г. для митр. Московского и Коломенского Иоанникия). 31 марта 1885 г. И. был возведен в сан протоиерея. 14 янв.

http://pravenc.ru/text/293906.html

Этот нищий курсирует постоянно между городскими Знаменским храмом и монастырем. Здесь его знают все. Одет он далеко не в лохмотья, а в платье, бывшее когда-то вполне добротным, но ныне выпачканное, засаленное неимоверно. Лицо его при самом быстром рассмотрении не оставляет сомнений в пагубных наклонностях сего мужа. Монахи неохотно терпят его присутствие - он нагл, несмирен, к тому же ясно, что собранные на паперти копеечки идут не столько на яство, сколько на питие. Но прогнать его монахи не решаются. Иногда он приходит под окна келлий и начинает занудно клянчить на жизнь. Будущий владыка, не рассуждая, всегда подавал ему. Праздничный день истекал, вечер вновь наполнился будничными делами. Уже поздняя летняя зорька золотила розовеющие облака, когда отец Иоанн (так звали будущего владыку), исполняя послушание, данное наместником, пересекал монастырский двор. За воротами, еще не запертыми, стоял тот самый нищий и пререкался с оказавшимся здесь какими-то судьбами экономом. - Да ты, братец, совсем ошалел! - не по-монастырски трубно взывал эконом. - Сто рублей! Видимое ли дело! Да она и червонца не стоит... - Дешевше не отдам! А не возьмете - в овраг выкину... и туда же за ней кинусь. - Иди проспись, братец, - потерял терпение эконом. - Иди, иди, нечего тут... сторож скоро ворота запирать будет. И развернувшись круто, пошел в келейный корпус. Словно сами собой ноги понесли отца Иоанна к нищему. Тот стоял как истукан и под ноги смотрел. А когда поднял голову на отца Иоанна - с изумлением увидел монах в светлых, вдруг очеловечившихся глазах пропойцы горькие слезы. Юный монах сентиментальным не был, но сам вдруг сглотнул комок в горле. - Что это у тебя? - тихо спросил, кивнул на предмет, который нищий бережно держал в руках. Тот без слов приблизил предмет чуть ли не к глазам отца Иоанна. Предмет оказался старой иконой плачевного вида, на крепкой, впрочем, доске просматривался тонко выписанный лик Богородицы Казанской... И то ли слезы, непонятно как на глаза навернувшиеся, то ли свет закатный явили на иконном лике Богоматери странное выражение. Пресвятая Владычица живым - и строгим, и просящим в то же время взором глядела прямо в душу отца Иоанна.

http://zavet.ru/krohi/lit/001/004.htm

Е. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч.: «Христианское нравоучение в православном богослужении». 17 сент. 1893 г. утвержден в должности инспектора Тифлисской ДС. 11 июля 1898 г. был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник (среди отчисленных ректором семинаристов был Иосиф Джугашвили, см. Сталин И. В.). Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Е. стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета. С 1898 г. председатель Грузинского епархиального училищного совета, член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензор проповедей и редактор ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил груз. язык, занимался историей груз. Православия. Много ездил по Кавказу, знакомился с христ. святынями. По благословению экзарха Грузии архиеп. сщмч. Владимира (Богоявленского) принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении р-на Тифлиса Колючая балка. Ревностное отношение Е. к своим обязанностям было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера Е. был избран кандидатом на замещение Вольской викарной кафедры Саратовской епархии. 12 янв. 1901 г. наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. 14 янв. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Е., которую возглавили митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) . Местопребыванием Е. был саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при еп. Палладии (Добронравове) . В годы служения Е. на викарной кафедре в Вольске было открыто женское епархиальное уч-ще (сент. 1901), начато строительство нового здания для Вольского мужского ДУ. Новый домовый храм был освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 г. Е. посетил Хвалынский у. и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря (открыт в нач. 1903).

http://pravenc.ru/text/190195.html

Далеко ушли мы в науках, уровень образования в наш век поднялся слишком высоко и человек обладает массой таких знаний, о которых и не подозревали наши не особенно давние предшественники. Но эти блестящее успехи современного просвещения ничего не дают человеку для духовно-нравственного его преуспевания и как будто совершенно отвлекают его от Бога и церкви. Религия у нас как будто почти вытеснена из общественной жизни, очень мало находится людей, обращающихся к ней за помощью, слишком возгордились мы своими успехами, своим знанием и умением. Во многих нет веры в Богооткровенный закон во всей его широте: на ниве Божией разрастаются плевелы чуждых учений, сеемых враждебной рукой, и во многих сердцах погасает преданность святой православной вере, являются посланники западного учения, великого некогда художника слова, помутившегося в разуме Богопознания, «растленные умом и не искусни о вере, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися», нападающие на святые иконы, хулящие животворящий крест, не признающие ни церкви с ее Богоустановленными спасительными таинствами и обрядами, ни Иерархии, раздающей дары Духа святого. От того-то во время Богослужений не только будничных, но и праздничных храмы Божие пустуют. Нас учили в старые годы молитвой начинать и заканчивать каждый день, свято чтить и соблюдать праздники и нарочитые дни Господни: наши деды канун священных дней Божих проводили в богоугодных делах, в тишине и сосредоточенности духа, и считали грехом для себя оставлять службу Божию, на которую церковь созывает всех в храм Божий. А ныне у многих в совершенном небрежении святость дней Господних и в канун воскресных и праздничных дней, в самые священные часы, как бы с намерением устраиваются разнообразные увеселения, оскорбляющие христианское чувство. Убеждения пастырей на этот раз не действуют, послушания со стороны пасомых не видно. Но, благодарение Богу, в самом сердце Русского государства в первопрестольном граде на помощь пастырям явилась власть гражданская, воспретившая людям наживы ради своих личных интересов отвлекать народ от храмов Божиих, от заботы о его душевном спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Этот храм, как и я сама, был в тупике В один из будничных дней я по работе оказалась возле одного храма. Он стоял на окраине города, куда не ходит пассажирский транспорт, рядом располагался калийный завод, и вообще это был тупик. Храм был, как и я, – одинокий, среди непохожих на него строений, гаражей и стен с колючей проволокой вокруг завода. Этот храм, как и я сама, был в тупике. И я зашла в него. Не зная, как себя вести, спросила, что делают, если, например, бабушка умерла. Мне сказали поставить свечу на панихидный столик и помолиться об упокоении ее души. Подошла со свечой к столику, и из глаз хлынули неожиданные слезы. Я не понимала их причину, но эти слезы странным образом облегчали тоску моей души, успокаивали, и я долго стояла без всяких мыслей и плакала. Выйдя из храма, почувствовала: какие-то холодные оковы спали с сердца. И опять это все было для меня непонятно. Храм в Березниках среди заводов Как я решила креститься Маму огорошило мое желание покреститься, но мне было уже 24, к тому же мама привыкла давать нам с братом свободу и поэтому ничего не сказала против. Возникла проблема, что надеть в церковь. Я не любила юбки, у меня в шкафу лежали только джинсы и несколько футболок. Пришлось надеть мамину одежду, в которой я чувствовала себя деревенской бабкой, и мне было страшно смотреть на себя в зеркало. Думала: если посмотрю, то, пожалуй, передумаю ехать в храм. Прячась от взглядов людей, приехала на Крещение. На таинство пришли человек десять. Молодой священник, отец Алексей Прохоров, сказал, что желательно не просто появиться в храме три раза в своей жизни – на Крещение, Венчание и Отпевание, но и книги духовные читать, узнавать о Боге, приходить на службы. Меня тронули его слова. После Крещения я задержалась в храме, хотела пристальнее приглядеться к иконам. И вдруг вышел священник с Чашей и предложил причаститься новокрещенным, если они пришли натощак. Из всех я одна пришла натощак и подошла к Святой Чаше. В Казанской Трифоновой пустыни Я словно оказалась в Рождественской сказке

http://pravoslavie.ru/136649.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010