В храме иконы Божией Матери " Знамение " (Курская Коренная) отметили престольный праздник июня 2017 В 9-ю пятницу по Пасхе, 16 июня, день памяти иконы Божией Матери " Знамение " (Курской Коренной) в храме , посвященном этому образу, отметили престольный праздник. Божественную литургию совершил настоятель протоиерей Александр Пашков в сослужении настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского иерея Илии Петрова. Несмотря на рабочий день, было много прихожан. За богослужением молились архитектор митрополии Дмитрий Борунов и председатель епархиального паломнического отдела Владимир Дервенев. По завершении богослужения состоялся крестный ход. Отец Александр поздравил верующих с престольным праздником, поблагодарил за участие в жизни прихода и напомнил, что первая Божественная литургия была совершена 17 июля 2016 года после малого освящения храма. " Храм был заложен в 2015 году; регулярные богослужения на начали, как только это стало возможно, даже когда храм стоял без крыши, под тентом, - рассказал отец Александр корреспонденту " Воды живой " . - Крест водрузили в конце августа прошлого года, в храме ведутся отделочные работы. Он востребован, приход формируется. Сам я из-под Курска, из священнической семьи, родители мои и сейчас живут в селе Тазово. Помню времена, когда от монастыря остался только источник. Сейчас монастырь восстановлен, каждый год приезжаю туда. Когда я выяснил, что в Санкт-Петербурге нет ни одного храма, посвященного этой иконе, обратился за благословением к правящему архиерею. Владыка благословил строить. Узнав об этом, мой отец заказал большую храмовую икону. Долго образ хранился дома у моих родителей. Доставили его в декабре, как раз в праздник этой иконы, что считаю промыслительным " . По преданию, Курская коренная икона Божией Матери была обретена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. В лесу охотник обнаружил небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Когда он поднял ее, чтобы рассмотреть, из места, где она лежала, забил родник. На этом месте охотник вместе с товарищами срубил часовню, куда и поместили икону. В XVII веке на месте часовни был основан монастырь Коренная пустынь. Во время Гражданской войны икона была вывезена за границу и находится в Америке. ИА " Вода живая " , 16.06.17 Поделиться Упоминания в новостях 10 декабря 2023 9 июня 2023 9 декабря 2022 30 декабря 2021 10 декабря 2021 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 18 ноября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

После многих отказов и возобновлявшихся опять представлений в 1811 году особым представительством и покровом Божией Матери, как признает сие сам благочестивый настоятель в одном из писем по этому делу, удалось ему исхлопотать в пользу монастыря 126 десятин с саженями земли, которые в следствие состоявшегося о сем мнения Государственного Совета, Высочайше утверждённого в 30 день июня 1811 года, и предписано Лесным Департаментом Курскому Обер-Форштмейстеру Ратцеву, исключить из Казённого ведомства, но как в казённых землях, прилегающих к Коренной пустыне, лесу и на острову реки Тускори, по измерении оказалось всего лишь 98 десятин 48 сажень, то это количество и отведено монастырю, а 28 десятин 1744 сажень и до ныне еще остаются неотведенными. Хлопоты no этому делу и вообще необходимость оградить обитель от разных местных обид и притеснений (обнаружившихся в 1802 году) и вынудили о. Макария в первой половине его настоятельства (1802–1808) отлучиться в Петербург и проживать там подолгу. Следствием личных его там ходатайств в пользу вверенной ему обители было: 1) По Высочайше конфирмованному в 9 день февраля 1804 года докладу от Святейшего Правительствующего Синода поднесенному, прибавлен в Коренной пустыне штат в сравнении с первоклассным монастырём до 30 человек монашествующих и 10 человек больничных.2) Указом Святейшего Синода от 15 января 1806 года дозволено Чудотворную икону Божией Матери по перенесения ея из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь в 9-ю по Пасхе пятницу, оставлять в сей последней обители до 12 сентября, с тем, чтобы все церковные сборы, в течении этого времени бывающие, поступали в пользу сей пустыни. 3) По ходатайству тогдашнего Обер-Прокурора Святейшего Синода, статс-секретаря князя A. Н. Голицына, который лично знал и уважал о. Макария, была прислана в 1809 году (?) в Коренную пустынь из кабинета Его Величества хорошая ризница, которая получена в обитель 12 июня того же года, при чем отправлено Соборное молебствие о здравии Их Величеств, а в следующий Воскресный день, совершено торжественное освящение сей ризницы, в нижней церкви Живоносного источника, (смотри в описании ризницы). Еще в бытность свою в Петербурге в 1806 году, сам о. Макарий, согласно представлению обер-прокурора Святейшего Синода князя A. Н. Голицына, по Высочайшему соизволению, 25 февраля 1806 года, посвящен Митрополитом Амвросием в сан игумена в туже пустынь «в уважение, как сказано в указе, усердия и беспорочной его службы».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

п. необычайно красивый вид, напоминая галереи афонских монастырей и Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры . 1 июля 1852 г. по проекту, выбранному курским помещиком гр. П. А. Клейнмихелем, был заложен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы; 15 мая 1860 г. архиеп. Курским и Белгородским Илиодором (Чистяковым) освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи, а 5 июля - весь храм. Шатровый центральный купол окружали 4 шатровые главки. Из прежнего храма в собор был перенесен резной 2-ярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Слева и справа от царских врат были поставлены 2 золоченые резные сени - для Коренной иконы и местночтимого Казанского образа Божией Матери, прославившегося чудотворениями. Позже в К. п. была возведена шатровая колокольня с часами, составившая с храмом единый архитектурный ансамбль. Была обновлена ц. «Живоносного Источника», в центре к-рой перед алтарем находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие бросали деньги. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. 8 мая 1862 г. К. п. возглавил постриженик Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. архим. Иувеналий (Половцев) , при к-ром в обители были построены различные корпуса. По приглашению архим. Иувеналия летом 1862 г. К. п. посетил архим. Леонид (Кавелин) , составивший историческое описание пустыни. В К. п. за архим. Иувеналием последовали 9 оптинских иноков, в т. ч. иером. Христофор (Яновский), впосл. служивший в Иерусалиме. Среди др. оптинских насельников, во 2-й пол. XIX в. подвизавшихся в К. п.,- монастырский духовник иеросхим. Александр (Яновский; 1817-1876), иеромонахи Каллист (Сергиев; 1825 - ?), Акакий (Сергиев; 1826 - ?) и Иероним (Пузанов; 1828 - ?), мон. Никодим (Скрипкин; 1831-1900), рясофорные иноки Михаил Пожидаев (1829 - ?), Василий Гревцов (1830 - ?), Николай Соболев (1832 - ?), Даниил Сухачёв (1845-?) и Матфей Попов.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Митрополит Лавр посетил монастырь, где была явлена икона, ставшая затем главной святыней «русского зарубежья» 21 мая 2007 г. 15:25 Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр совершил паломничество в Курскую Коренную пустынь — монастырь, где в свое время была явлена Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», главная святыня РПЦЗ, ныне хранящаяся в синодальном Знаменском соборе Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Как передает «Интерфакс», митрополита Лавра сопровождал архиепископ Курский и Рыльский Герман . В главном соборе Курской Коренной пустыни митрополит Лавр обратился с приветствием к насельникам обители и прихожанам, отметив, что очень рад оказаться в древнем монастыре, где в свое время была явлена икона Богородицы, значимая для всего русского зарубежья. В свою очередь архиепископ Герман подчеркнул, что все православные Курской области счастливы видеть Первоиерарха РПЦЗ на древней Курской земле, и испросил его молитв. Архиепископ Герман напомнил слова президента РФ Владимира Путина о том, что историческое событие воссоединения Русской Православной Церкви значимо не только для церковных людей, но и для всех наших соотечественников. После краткого молебна Курской Коренной иконе Божией Матери, который совершил епископ Женевский Михаил (РПЦЗ), митрополит Лавр прошел к святому источнику, а также посадил на память вяз (именно под вязом была в свое время обретена Курская Коренная икона). В завершение визита в пустынь митрополит Лавр посетил историко-культурный центр обители. По преданию, Курская Коренная икона была обнаружена 8 (21) сентября 1295 года группой охотников в 27 верстах от Курска. Когда икона, лежавшая на корне дерева, была поднята, из-под корней забил источник. На этом месте построили часовню, а место обретения иконы стало почитаться местными жителями. В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича близ этого места был построен монастырь в честь Рождества Богородицы, получивший в народе название Курской-Коренной пустыни. Сам образ после кратковременного пребывания в Москве был возвращен в Курск. До революции в этих местах ежегодно совершался крестный ход, во время которого икона переносилась из Знаменского монастыря города в Курскую-Коренную пустынь.

http://patriarchia.ru/db/text/246963.htm...

От монастыря сохранилось немногое: Святые ворота с колокольней, от которой остался лишь нижний ярус, просфорня, корпус настоятеля, братский корпус. Каждое из этих зданий не представляет собою ничего особенного, примечательного, но все вместе, даже сейчас, они составляют интересный ансамбль. Когда-то он был более выразительным: в центре прямоугольной площади, покато спускающейся к реке, стоял большой собор середины прошлого века. Храм возникал перед входящим в монастырь сразу, вырисовываясь в арке Святых ворот, как в раме. Подобная планировка — расположение на одной оси монастырского собора и Святых ворот — применялась при строительстве многих русских монастырей, не была исключением и Коренная пустынь. Теперь же от всего комплекса осталась лишь площадь. Кроме собора были здесь и другие церковные сооружения, но и они не сохранились. Начало истории Коренной пустыни теряется где-то в XIII веке. Легенда рассказывает, как некий житель Рыльска, проходя берегом Тускари, обнаружил у корня дерева (отсюда и название — Коренная пустынь) лежащую ниц икону Знамения. Для иконы была устроена часовня. На месте маленькой часовни в 1597 году был основан монастырь — Коренная пустынь. Сама икона после многих перемещений обосновалась в Знаменском соборе Курска. Но каждый год устраивались от города до монастыря (а расстояние между ними примерно 27 верст) торжественные крестные ходы. При огромном стечении народа икона доставлялась к месту «чудесного обретения». Местные жители наперебой рассказывают, что именно здесь, в Коренной пустыни, писал И.Е.Репин свою картину «Крестный ход в Курской губернии». По описанию церковников, крестные ходы эти происходили в необычайно торжественной и «благостной» обстановке. Однако картина Репина лучше всяких слов передает атмосферу, в которой совершались подобные шествия. С историей пустыни связано существование у стен монастыря большого торга, давшего начало знаменитой Коренной ярмарке, по значению второй в стране после Макарьевской. Этот торг, зарождение которого относят к первой половине XVII века, был не только местом товарного обмена между Россией и Украиной, но до открытия южных и балтийских портов в начале XVIII века выполнял функцию коммерческого посредника между Россией и Западной Европой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В Курской области уделяется большое внимание осуществлению мер по возрождению духовных традиций, важное место среди которых занимают мероприятия по строительству новых и возрождению существующих храмов. Ярким свидетельством этого является реализуемая в течение последних лет широкомасштабная программа по восстановлению главной святыни Курского края – мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря «Коренная пустынь» – места явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Результатом выполнения программы стали восстановленные в монастыре Белая гостиница, игуменский и братский корпуса, колокольня со святыми вратами. В своем прежнем величии возрожден соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 2009 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Основная задача попечителей – восстановить в прежнем величии и красоте монастырь «Коренная пустынь» как центр православной духовности и паломничества. А в 2015 году состоялось торжественное открытие памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и высокопреосвященному митрополиту Нью-Йоркскому Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви За рубежом, – с образом чудотворной иконы «Знамение». Только благодаря их воле и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве был подписан эпохальный Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Воссоединение состоялось. Ниточка объединения православных русских людей, рассеянных после революции по всему миру, проходит именно через Курскую область – это не раз отмечал Святейший Патриарх Алексий II во время личных встреч с губернатором Александром Михайловым. История Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни Рассказывая о замечательных памятниках православной культуры курской земли, нельзя не упомянуть о главной ее достопримечательности – о монастыре «Коренная пустынь», который в 1997 году отметил свое 400-летие.

http://pravoslavie.ru/88685.html

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Архимандрит Леонид (Кавелин) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни — архимандрит Леонид (Кавелин) Архимандрит Леонид (Кавелин) В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Предисловие Летом 1862 года, случилось мне посетить Коренную Рождество-Богородицкую Пустынь, пользующуюся издавна и вполне заслуженной известностью в нашем Отечестве, как место явления чудотворной Иконы Знамения Божией Матери Курской, так и по знаменитой Коренной Ярмарке, бывающей близ этой Обители в 9ю пятницу после Святой недели. По желанию достопочтенного Настоятеля Обители О. Архимандрита Ювеналия Половцева, пользуясь свободным временем, я занялся рассмотрением монастырского архива, с целью составить историческое описание сей обители. Оказалось, что архив монастырский начиняется лишь с 1764 года, то есть, с того времени, как пустынь эта, бывшая до 1764 года приписной к Курскому Богородицкому Монастырю, сделалась самостоятельной; для собрания же сведений о начале Обители и состоянии её в период её зависимого существования, пришлось заглянуть и в архив Курского Знаменского монастыря. Таким образом, предлагаемое вниманию читателей «Историческое описание Коренной Пустыни» составилось из сведений о сей Обители, извлеченных из двух монастырских архивов, и частью из других письменных и печатных источников, каковы например: «Рукописное сказание о явлении и чудесах чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, no исконному нарицанию Курская», рукопись, составленная в XVII столетии и в более или менее верных списках довольно распространённая в Курской губернии. Из печатных источников назову: «Описание Курского Наместничества С. Ларионова 1785 года» (Курск) и, «История о городе Курске, о явлении чудотворной Знамения пресвятой Богородицы Иконы, нарицаемая Курская, о Курском Знаменском Монастыре и его Настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, Грамот Царских и Патриарших, такожде и из рукописного Летописца в Курском Знаменском Монастыре находящегося», (на 55 страницах 1792 г. изд. в Курске).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

1128 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 25. «Книга «Добротолюбие» весьма полезная и душеспасительная, она учит и деятельным добродетелям и умозрительным, но если, оставя первые, возьмешься за последние, то не только не получишь пользы, но можешь еще и повредиться» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 114). 1130 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 154. Оптинский старец Макарий также учит при чтении Священного Писания советоваться с людьми опытными в духовной жизни: «Писание есть лес, в котором без искусного путеводителя можно заблудиться и быть в опасности. Многие пострадали от своей самонадеянности» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 143). 1133 Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 46. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 68; «Лествица», переписанная о. Филаретом хранилась в библиотеке Глинской пустыни (РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 191). Жизнеописание игумена Филарета… С. 100–101. 1136 Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. Париж, 1926. С. 141. 1161 Глуховская помещица генеральша Тимковская была усердной благотворительницей Глинской пустыни (РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 174). Возможно, она была ближайшей родственницей сестер Серафимы и Варвары Тимковских. 1165 Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. I. М., 1900. С. 120. 1167 Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Изд. пустыни. 1908. С. 105–106. 1180 На собрании писем Глинского схиархимандрита Илиодора, хранящемся ныне в РГБ, поставлен штамп библиотеки скита Оптиной пустыни с шифром: отд. I, 213. 1183 Послужной список настоятеля Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни игумена Ювеналия. (РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145, л. 3). 1184 Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. Париж, 1926. С. 51. 1203 По всей вероятности, князь А. А. Суворов – внук генералиссимуса, генерал-адъютант, генерал от инфантерии; в 1861 г. – С.-Петербургский военный генерал-губернатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Курские епархиальные ведомости. 1895. 23. С. 478.    Краткое сказание о жизни монаха Досифея Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. С. 49.    Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. Харьков, 1894. С. 35—36.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 122—123.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91. Из воспоминаний настоятеля Угрешского монастыря архимандрита Пимена известно, что незадолго до своей кончины игумен Евстратий ездил на родину и по дороге дважды заезжал в Угрешский монастырь (Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 2. М., 1876. С. 62). Точная дата кончины о. Евстратия в документах не упоминается. На сохранившихся документах последний раз подпись игумена Евстратия встречается 7 апреля 1855 г. (ОР ГБЛ, ф. 213, к. 109, ед. хр. 30, л. 3); новый настоятель был назначен в Глинскую пустынь 19 октября 1855 г. (Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91).    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164.    Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря Анатолий, архим.//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 563.    Там же. С. 564.    Там же.    Там же. С. 565.    Там же.    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164.    Там же.    Там же.    Лебедев Л. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. 8. С. 67.    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164.    Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря Анатолий, архим.//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 565.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

•  Коренная пустынь находится в 27 верстах от Курска, на правом берегу р. Тускори Монастырь основан в конце XVI в. на месте явления иконы Знамения Божией Матери в 1295 г. В 1598 г. икона была перенесена в Курск, в основанный там Знаменский монастырь. Эту икону, образно названную «Одигитрией русского зарубежья», в 1920 г. вывезли из России через Константинополь в Салоники. В сентябре того же года она по просьбе генерала П.Н.Врангеля возвращена была в Россию для ободрения воинов-патриотов. 29 окт. 1920 г. она с остатками Белой армии покинула Россию.   •  Катаева пустынь при Киево-Печерской лавре находится в 10 верстах от Киева.   •  Саровская Успенская пустынь находилась на границе Нижегородской и Тамбовской губ., в окрестностях г. Темиикова (ныне центр Темниковского р-на Мордовской респ.).   •  Далъне-Давыдовская пустынь была расположена при одноименном селе в 75 верстах от г. Горбатова Нижегородской губ. (совр. Нижегородская епархия). Ныне это поселок Дивеево Дивеевского р-на. Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец (+ 1837) Память его празднуется 13 дек. в день преставления и 27 июля в день открытия мощей Прп. Герман родился в Серпухове, в купеческой семье. Мирское имя его не известно. Шестнадцати лет (1772) он поступил в Сергиевскую пустынь близ Петербурга. Здесь постигла его тяжкая болезнь: у него сделался под подбородком страшный нарыв, и жизни его грозила опасность. Но новый подвижник не стал лечиться. Он обтер полотенцем келейную свою икону Божией Матери и обвязал им больное место. Затем он уснул и во сне увидел, что Божия Матерь исцеляет его. Проснулся он здоровым. Нарыв исчез, оставив после себя, на память о болезни, маленькое красное пятнышко.  Через 6 лет молодой инок перешел в Валаамский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Герман.  В 1793 г., при великом старце игумене Назарии, на Валааме произошло важное событие: была послана на Алеутские острова, открытые русскими промышленниками, миссия во главе с архимандритом Иоасафом с целью просвещения язычников. Сотрудниками его были иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий и монахи Герман и Иоасаф. Ехали 6 месяцев, причем на море чуть не подверглись кораблекрушению. Поселились они на острове Кадьяк, построили церковь и начали свою апостольскую деятельность. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010