В следующую за сим событием весну, как бы в знак благодарности Господу за избавление от неожиданной смерти, отец Иларион с другом своим Петром Алексеевским заложил было кирпичный столп такого размера, чтобы можно было в нем поместиться только на коленах, где в беспримерном затворе, в согнутом положении, решился пробыть до конца своей жизни, но исполнению его желания воспрепятствовали обстоятельства. По премудрому Промыслу Божию ему предстоял не вековой затвор, а до времени различные тяжкие испытания. Наляцать (церк.-слав.) - «натягивать лук, стрелять» (см.: Пс. 77, 9); изощренные - «остроконечные» (см.: Пс. 119, 4).- Ред. Впоследствии диакон села Головинщина, давно уже умерший в преклонных летах. Он много помогал господину Ключареву в справках и собирании сведений об отце Иларионе. Здесь и далее слово «сотрудник» употреблено согласно реалиям того времени - в значении «соработник, сподвижник».- Ред. Рим. 5, 5.- Ред. См. молитвы по 8 и 10 кафизмах.- Ред. Стужать (церк.-слав.) - «досаждать, утеснять» (см. Пс. 3, 2; 22, 5 и др.).- Ред. Запинатели - от церк.-слав. глагола «запинать» - «сопротивляться, чинить препятствия».- Ред. То есть братство, община.- Ред. См.: Мф. 10, 16: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби .- Ред. Глава IV Временные отлучки отца Илариона из пещер.- Его почитатели и духовные друзья в городе Ельце.- Отношения его с Елецкой затворницей Меланией.- Недоброжелатели и гонители отца Илариона.- Чудесное избавление его от елецкой полиции.- Отец Иларион в Задонске.- Намек его иеросхимонаху Нафанаилу о схиме.- Духовное общение с иеросхимонахом Агапитом.- Отец Иларион на пути из Киева заболел.- Принятие им в Коренной пустыни тайного пострига в мантию.- Возвращение его в Головинщинские пещеры.- Исцеление им глухого и расслабленного мальчика, впоследствии своевольно удалившегося от него.- Совет отца Илариона Дарье Дмитриевне Кутуковой.- Желание Филатова, управляющего имением господина Соловово, причинить зло отцу Илариону, не увенчавшееся успехом.- Клевета на отца Илариона и ссылка его в Петропавловскую пустынь под епитимию, уничтожение его пещер.- Посещение отцом Иларионом жившего вблизи Петропавловской пустыни затворника.- Злоба раненбургского городничего на отца Илариона.- Возвращение его из пустыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

В Оптиной „Братьев Карамазовых» правильным пра­вославным сочинением не признают, и старец Зосима ни­чуть ни учением, ни характером на отца Амвросия не похож. Достоевский описал только его наружность, но говорить его заставил совершенно не то, что он говорит, и не в том стиле, в каком Амвросий выражается. У от. Амвросия прежде всего строго церковная мистика и уже потом – прикладная мораль. У от. Зосимы (устами кото­рого говорит сам Федор Михайлович!) прежде всего мо­раль, „любовь», „любовь» и т. д., ну, и мистика очень слаба. Не верьте ему, когда он хвалится, что знает монашество; он знает хорошо только свою проповедь любви – и больше ничего. Он  в Оптиной  пробыл дня два-три всего!.. „Любовь» же (или, проще и яснее, доброту, милосер­дие, справедливость) надо проповедовать, ибо ее мало у людей и она легко гаснет у них, но не должно пророчить ее воцарение на земле. Это психологически, реально невоз­можно и теологически непозволительно, ибо давно осужде­но Церковью как своего рода ересь (хилиазм, т. е. 1000-лет­нее царство Христа на земле перед концом света). Смотри „Богословие» Макария , т. V, стр. 225, изд. 1853 г. 238 .   В. В. РОЗАНОВУ 13 июня  1891 г., Оптина Пустынь (...) Неприятно мне было только то, что Вы говорите против материальных чудес. Какое же без них христианст­во? Зачем до конца полагаться на нашу логику. Credo quia absurdum. Я же прибавлю: и на других, и на самом себе видел вещественные чудеса. Если увидимся – расскажу. И зачем это все понимать? И так уж мы стали в XIX веке понимать или, вернее, знать слишком много. Дай Бог , чтобы в XX веке более глубокое понимание некоторых привело к ослаблению знания у большинства (рациональ­ный, развивающий обскурантизм). Впрочем, насчет чудес следует Вашу терминологию употребить обратно: о чудесах полезно знать (факты), но понимать их – избави нас Боже! Поймите, прошу Вас, разницу: русское царство, насе­ленное православными немцами, православными поляками и даже отчасти православными евреями, при численном преобладании православных русских, и русское царство, состоявшее, сверх коренных русских, из множества обрусе­лых протестантов, обруселых католиков, обруселых татар и евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Церкви, но тем не менее, в них жив и силен идеал детского сердца. Они только все твердят: «вера христианская – великая, светлая вера, и если бы Царь бумагу прислал, чтобы мы все крестились, тогда мы давно побросали бы своих богов, которые все только отнимают, ничего не давая». Личное ознакомление со зрелою для Христа жатвою, гибнущею вследствие отсутствия духовных вождей и от произвола всевозможных хищников, побудило владыку Евсевия к ходатайству о назначении на Камчатский полуостров викарного епископа, дабы он служил там неотступным руководителем православного просвещения и деятельным светочем нравственной жизни. Северо-восточные окраины Камчатской области отстоят от резиденции епархиального архиерея в 35 днях морского пути, причем короткое лето при холодном морском течении, омывающем берега полуострова, не каждый год позволяет совершить путь в оба конца, а сухой путь и очень долог, и не посилен. Вследствие этого приходы по целым годам остаются без пастырей, а имеющиеся пастыри чувствуют себя в положении нравственно-одиноких и беззащитных перед наветами хищных иностранцев и русских порочных людей. Но как только появится вблизи них архипастырь-руководитель, сострадалец и заступник, так с той же поры начнется быстрое и правильное развитие православной жизни в этой суровой области богатой детскою простосердечностью коренных обитателей и дарами океана, моря, рек и пустынь («Взгляд на значение Камчатки в будущем» – « Ирк. Губ. Вед.» 1858 г.       36, 37 и      41;      «Записки Филиппеуса о Камчатке и Охотском море», СПБ. 1885 г. и «Промыслов. богатства Камчатки», – отчет док. Н. Слюнина СПБ. 1895 г.). Ведь на Камчатке в южной ее половине в период 1831–37 гг. при начальнике Голенищеве было земледелие, имеются медоносные травы для пчеловодства, но только нужна культурная инициатива, нужно сочувственное отношение ко всем обитателям, нужна правительственная бережливость к дарам области и нужно правильное средоточие для святорусской жизни, а также по примеру 1820 г. необходимо суровое законодательное противодействие влиянию иностранцев, уже распоряжающихся ее богатствами, как военною добычею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь. Курская Коренная пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год основания:1597. Ссылки:   Адрес: Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11 Координаты: 51.97253, 36.31297 Проезд: Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера. На автомобиле из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит. Изменить описание Добавить фотографии Андрей Агафонов 1 января 1902 Коренная пустынь с восточной стороны. На переднем плане - храм «Живоносного Источника» Матери Божией над колодцем со святым источником. Построен на средства великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева в 1713 г. Разрушен в 1933 г. Не уцелели и каменные сходы к кладезной церкви Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1295-м году некий Рыльский охотник на берегу Тускари у корней большого вяза нашёл икону Божьей Матери, лежавшую ликом вниз. Как только охотник поднял икону, там где она лежала, тут же потекла вода источника. Здесь выстроили часовню. Икона хранилась в часовне и охраняла её.

http://sobory.ru/article/?object=02500

Ново-Коренная пустынь (Магопак) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Новая Коренная пустынь в Магопаке — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви Заграницей, расположенный в селении Магопак (местное произношение Мэйопэ), штат Нью-Йорк. Английское название — New Kursk-Root Icon Hermitage. При пустыни находится Синодальный свечной завод, библиотека, а также кладбище, где покоятся ряд известных деятелей Русской зарубежной церкви. В 1949 году князь и княгиня Белосельские-Белозерские, узнав о готовившемся переселении Архиерейского Синода и чудотворной Курско-Коренной иконы в США, безвозмездно предоставили Русской Зарубежной Церкви в распоряжение своё загородное имение около Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения митрополита Анастасия (Грибановского), и было решено устроить ставропигиальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода, могло бы стать временной его резиденцией. Строителем и настоятелем синодального подворья стал епископ Троицкий Серафим (Иванов), предложивший назвать подворье «Новая Коренная пустынь» в память о разрушенной старой Коренной пустыни, где была обретена чудотворная икона. Уже 29 января 1950 года, через 19 дней после приезда архиепископа Серафима в Магопак, была освящена домовая церковь, а после освящения в Новой Коренной пустыни была отслужена первая литургия. 5 февраля 1951 года в Ново-Коренную пустынь прибыла и Курская коренная икона. Однако уже в 1952 году Архиерейский Синод переселился в город Нью-Йорк, где была устроена Синодальная Знаменская церковь с пребыванием чудотворного образа в ней, ибо пребывание в несколько удалённой от центра пустыни препятствовало Архиерейскому Синоду полностью осуществлять свою церковно-общественную деятельность, особенно в зимнее время. В 1957 году настоятелем Ново-Коренной пустыни стал архимандрит Иннокентий (Быстров). Братии всегда было немного — около 10 человек, из которых иночествующих было меньше половины. В летнее время в пустынь приезжало много богомольцев. Иные проводили в пустыни свои отпуска, чтобы надышаться, как они говорили, «русским церковным воздухом». Были семьи, которые из года в год проводили с детьми всё лето. Для них была устроена небольшая временная гостиница из гаража, а затем была построена полноценная.

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Коренная_...

Разделы портала «Азбука веры» Пустынь – в широком смысле пустынное, труднодоступное, незаселенное место, синоним понятия «пустошь». В православной традиции келья, скит или целый монастырь располагающийся в пустынной, незаселенной области и/или значительно удаленный от основного монастырского поселения. В православной традиции насельник пустыни называется «пустынником». История явления Пример пустынножительства для православных монахов/аскетов подает Сам Господь Иисус Христос, когда перед своей проповедью и сразу после Крещения удаляется в пустыню, где испытывает искушения со стороны дьявола. Данный эпизод описывается у евангелистов-синоптиков ( Мф.4:1-11 ; Мк.1:12-13 ; Лк.4:1-13 ), в Евангелие от Иоанна мы не находим упоминания об этом событии. Сама же традиция создания монашеских поселений в труднодоступных и пустынных местах восходит к первым монашеским общинам Фиваидской и Нитрийской пустынь в Египте в III–IV веках (уже в древности относительно этих мест понятие «пустыня» использовалось в качестве обозначения их незначительной заселённости, а не только их природного состояния). В дальнейшем понятия «пустыни» приобретает исключительно это значение – незаселенная или малонаселенная область, как правило, труднодоступная географически и обладающая суровыми природными условиями. Тем не менее понятие «пустыни» синонимично ассоциировано и понятию «скит». При этом понятие «скит» (греч. σκτη от копт. ) обозначает тип конкретного монашеского поселения, в то время как «пустыня» это характеристика места, в котором монашеское поселение располагается. Пустынь в традиции Поместных Церквей На данный момент понятие «пустынь» в Русской Православной Церкви используется как имя собственное конкретных монастырей ( Оптина пустынь , Глинская пустынь , Коренная пустынь и пр.). В Сербской Православной Церкви понятие «испосница» синонимично русскому понятию пустынь. В греческой традиции понятие «метох» (метохий, греч. μετχιον или μετχι) антонимично понятию «скит» и, как следствие, русскому понятию пустынь. Метох, наоборот, нередко являлся монашеским поселением в городе или в пределах сельского поселения, исполнявшим конкретные хозяйственные цели (вообще этим словом может обозначаться небольшой монастырь, приписанный к другому).

http://azbyka.ru/pustyn_pustynya

Благотворителям, внесшим наибольший вклад в возрождение курского мужского монастыря Коренная пустынь, вручены благодарственные грамоты 17 декабря 2007 г. 16:27 В курском местечке Свобода прошло награждение лучших производителей качественных товаров, участвовавших в межрегиональной оптовой ярмарке и выставке-ярмарке «Новогодняя сказка», а также благотворителей, внесших наибольший вклад в возрождение мужского монастыря Коренная пустынь. «Глубоко символично, — сказал на церемонии сопредседатель Попечительского совета, губернатор области Александр Михайлов, — что здесь возрождается не только третий духовный центр России — Коренная пустынь, как ее назвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при посещении в 1991 году, но и регулярное проведение ярмарок у стен этой древней православной обители». По словам губернатора, на реставрацию монастыря уже израсходовано 350 млн руб, но для завершения работ понадобится еще не менее 250 млн. Сопредседатель Попечительского совета по возрождению Коренной пустыни, архиепископ Курский и Рыльский Герман сообщил, что Курской епархией ведется специальный реестр, куда вносятся имена всех без исключения благотворителей. Жертвователям, внесшим наибольший вклад в это богоугодное дело, губернатор и владыка Герман вручили благодарственные грамоты и письма. Управляющий директор Михайловского горно-обогатительного комбината Сергей Кретов, выступивший от имени награжденных благотворителей, отметил, в частности, что на его предприятии с 50-летней историей на нем появилась новая добрая традиция: безвозмездно помогать Русской Православной Церкви по возрождению курской святыни. В следующем году сумму пожертвований планируется увеличить с 5 до 8,5 млн рублей. В 1597 году царь Федор Иоаннович издал Указ о сооружении на месте явления чудотворной иконы «Знамение» (1295 год) мужского монастыря Коренная пустынь. До революции 1917 года эта обитель была знаменита великолепными храмами — Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника и Всех святых, а также богадельней, крытой галереей, ведущей к святому источнику, колокольней и росписями Святых врат. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/339584.htm...

В 1977 году архимандрит Иннокентий отправлен в Святую Землю. В середине 1980-х годов в Ново-Коренную пустынь переселился её основатель архиепископ Серафим (Иванов). 25 июля 1987 года в Ново-Коренной пустыни, здесь же он и похоронен. После этого на поддержание и развитие обители не выделялось никаких средств. К середине 1990-х годов монахов в Новой Коренной Пустыни уже не осталось. Здания и территория постепенно начали приходить в упадок. За исключением богослужений и деятельности синодального свечного завода, жизнь в Пустыни протекала медленно и тихо. Служил ушедший на покой священник Алексей Дмитриев. В обители произошёл пожар, который практически уничтожил церковь Рождества Пресвятой Богородицы. К началу 2000-х годов братии в пустыни уже не было, и большая часть зданий на территории пустыни находились в крайне запущенном виде. Главный корпус с храмом нуждались в капитальном ремонте. Рассматривались даже планы снести храм и монастырские постройки, а землю продать или сдать в аренду коммерческим структурам. Но прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы твёрдо решили своими силами сохранить святое место. Прихожан поддержал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, который посетил пустынь в сентября 2004 года. На состоявшемся с 26 по 28 октября того же года заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви среди других вопросов обсуждалось и положение в Ново-Коренной Пустыни, являющейся Синодальным подворьем. Одно из утренних заседаний проходило в Ново-Коренной Пустыни, что дало возможность всем членам Архиерейского Синода на месте ознакомиться с состоянием имущества. Летом 2009 года силами энтузиастов были начаты восстановительные работы в Ново-Коренной Пустыни, а в сентябре был основан приход имени Рождества Пресвятой Богородицы при обители. В декабре того же года состоялось первое заседание рабочей группы по развитию Ново-Коренной Пустыни в Магопаке, на котором обсуждалось поэтапное расширение начатых работ в главном здании, общее улучшение состояния остальных строений и создание конкретного плана на будущее.

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Коренная_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ КОРЕННАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Раскрашенная гравюра. XIX в. Курская Коренная в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Раскрашенная гравюра. XIX в. (Курской и Рыльской епархии Курской митрополии) находится в мест. Свобода Золотухинского р-на Курской обл., в 30 км севернее г. Курска, на правом берегу р. Тускарь. Основана в 1597 г. по указу царя Феодора Иоанновича на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери . Главный источником сведений по истории основания К. п.- «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения, иже нарицается Курския» (XVII в.). При составлении «Сказания...» использовались документы, хранившиеся в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре , и устные предания. Вероятно, в XIII в. неким охотником из Рыльска в 27 верстах от Курска, на берегу р. Тускари, «при корени древа», была найдена икона. Когда ее подняли, из земли забил источник воды. На этом месте охотник вместе с товарищами срубил часовню и поместил в нее икону. Мн. окрестные жители исцелялись по молитвам на источнике. 1597-1918 гг. В 1597 г. царь Феодор Иоаннович повелел на месте обретения иконы устроить мужской мон-рь; 1-м настоятелем стал рыльский свящ. Георгий, принявший постриг с именем Евфимий. В 1598 г. царь Борис Феодорович Годунов решил перевести «царское иждивение» из К. п. в Курск «ввиду опасной близости крымских татар», напавших на Белгород. По той же причине икону перенесли в городской Воскресенский собор и поместили в придел в честь Рождества Пресв. Богородицы, устроенный стараниями настоятеля К. п. игум. Евфимия. Царь Борис прислал в К. п. «денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, пелены и церковные украшения». Но «для безопасности» дары оставили в Курске. Доходы от своих служб у Коренной иконы в Воскресенском храме игум. Евфимий направлял на содержание К. п. Соборяне жаловались на это царю, но он поддержал игум. Евфимия, разрешив братии К. п. пользоваться всеми пожертвованиями от служб в приделе Рождества Богородицы. В 1600 г. грамотой царя к К. п. были приписаны в Обмяцком стану деревни Тазово и Жерновец, слободы Служня и Долгая ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 32). Обитель также владела т. н. Святым Городищем на р. Рати.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010