Есть один прикосновенный к нынешнему духовному суду тип, довольно независимый от администрации, но самая эта независимость, по изъяснению комитета, ненормальна и вредна. Это – консисторский секретарь. „Секретарь консистории совмещает в своем лице и обязанности главного делопроизводителя канцелярии и вместе прокурора присутствия консистории. Состоя под ближайшим начальством епарх. архиерея, секретарь находится вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. синода. Все это, очевидно, гарантирует секретаря гораздо более, чем членов; но эта самостоятельность и независимость никак не могут быть отнесены к числу нормальных явлений в организации епархиальн. суда, ибо соединение в лице секретаря обязанностей начальствующего над канцеляриею делопроизводителя и прав свойственных прокурору, очевидно, поставляет в зависимость от его мнения как движение дел, так и самое решение их в консистории». Таков нынешний духовный суд и нынешние судебные деятели по изображению комитета. – Суда, по мнению комитета, собственно, нет, раскрытие истины на этом суде невозможно, духовному суду древней Церкви он не соответствует. Главный деятель этого суда – епарх. архиерей, занимается судебными делами без внимания, свои решения не признает судебными приговорами и весьма часто совершает уголовные преступления, т. е. подлоги, не только изменяя свои судебные решения, но и отменяя их, без открытия новых, законом указанных причин („Улож. о нак.” 294; „Св. зак.” т. II учр. губ. 168). Члены нынешнего дух. суда, по изображению комитета, дают только предварительное мнение по делу и не решают их, однако же и решают. Во всяком случае не имеют свободы и самостоятельности суждений и находятся всецело под влиянием администрации. Секретарь консистории гарантирован более, но это не есть нормальное явление. Что в комитетском изображении переложено мрачных красок – это ясно с первого взгляда. Что комитетская картина не верна действительности – и это также ясно, и объяснено самим комитетом, который приписывает консистории то одни предварительные мнения, то решения единогласные, или по большинству голосов. Что архиерей намеренно и несправедливо изображен в чертах ненавистных – ясно и это. Но нас более всего удивили не эти неправильные показания или намеренно неверные изображения, а обвинение епархиальн. архиереев в подлогах, составляющих уголовное преступление и совершаемых ими, по свидетельству комитета, весьма часто. Это обвинение самое тяжкое и вопиющее о разъяснении и представлении доказательств со стороны обвинителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Горячая и шумная полемика, вызванная в литературе учреждением комитета для составления основных положений преобразования духовно-судебной части, стала утихать к началу 1874 года, а вместе с тем и самое оживление и внимание литературы к вопросам духовно-судебной реформы начинает ослабевать. И вот в эту минуту затишья, когда, вызвавший столько шуму и все-таки не решенный, вопрос о духовно-судебной реформе готов был сойти со сцены и испытать печальную участь заявления, в его литературной судьбе произошло новое обстоятельство. В «Сборнике государственных знаний», издаваемом под редакцией В. Н. Безобразова, за 1875 г. (т. II) помещено было несколько статей, принадлежащих профессору канонического права при Петербургском университете свящ. М. И. Горчакову. Три из статей: «Научная постановка церковно-судного права», «Мнения духовных консисторий относительно проекта преобразования духовно-судной части», «Мнения епархиальн. преосвящ. о том же» с разных сторон касаются вопросов духовно-судебной реформы. Для нас имеет значение первая: с ней мы и познакомимся. Из самого заглавия ее видно, что автор намерен раскрыть научные основания церковно-судного права. Разъяснение этих оснований он не находит ни в печати, ни в практических сферах. По его словам не справедливо утверждать, что все писавшие об этом предмете «научно разъяснили начала, на которых должно быть поставлено церковно-судебное право в России». Предлагаемая статья и служит выражением научного понимания церковно-судного права и в месте с тем есть «голос из среды белого духовенства по вопросу, относительно которого оно сохраняло доселе полное безмолвие». В чем же заключается научная постановка церковного суда, иначе говоря, каковы те начала, на которых должно быть поставлено церковное судебное право в России? Сущность воззрений о. Горчакова вкратце можно изложить так. В церковно-судебном праве необходимо различать две взаимно переплетающиеся стороны – богословскую и юридическую. От неправильного понимания их взаимоотношений происходит спутанность, неясность и безрезультатность попыток облегчить дело реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь рядом с почтенными представителями столичного духовенства, исполненными высокого достоинства, строгой выдержки, дипломатического такта и хорошего тона, вы встречаете из глухих провинций иереев-миссионеров, не имеющих уже того торжественного столичного вида, ниже доброты ряс; у последних они, по характерному выражению В.К. С–а, имели весьма «утомленный видь " … Далее «рядом с серебряными мундирами синодальных чиновников и виц-мундирами преподавателей Семинарии совершенно равноправно – братски поместились длиннополые сюртуки и поддевки миссионеров-начетчиков. Среди последних что ни субъект, то тип и историческая личность, в отношении перипетий своей жизни в расколе и своего обращения в лоно Церкви. Вот исполненная сосредоточенной важности и полноты телесной и душевной фигура известного миссионера слепца Шашина, (занимающего ныне должность епархиального миссионера в Ставропольской епархии, но тут же рядом воплощенное смирение, тощий изможденный, весь из нервов и костей, с потухшим усталым видом с тонким голосом – бывший бегун С-в, Ярославский миссионер: этот делегат служит для Съезда живою дорогою справкой обо всем происходящем в особом мipe этого странного толка и т.п. Тот, кто лично видел и знает состав членов первых двух съездов, не мог не заметить, как видимо растет и множится качественно и количественно состав деятелей внутренней миссии. Вот какие красноречивые показания о росте миссионерства дает статистика относительно состава членов 3 миссионерского Съезда, их служебного, сословного положения и образования. 1) Ректор Казанской академии (архим. Антоний) – 1. 2) Ректор семинарии (Вятской) – 1. 3) Наставников высших учебных заведений 3, в том числе прот. Буткевич, профессор Харьковского университета, профессор Казанской Духовной академии Ивановский, и доцент Московской академии Громогласов. 4) Архимандритов – 3. 5) Протоиереев – 3. 6) Чиновников ведомства св. Синода 3, в том числе два секретаря Новгородской консистории. 7) Наблюдателей церковно-приходских школ – 2. 8) Иеромонахов – 2. 9) Епархиальн. миссионеров 43, из них духовного звания 32, в том числе 2 прот., 2 иеремонаха, остальные священники и 11-ть светск. зван. 10) Преподавателей семинарий 36 – (духовного звания 4, светск. звания 32). 11) Миссионеров священников – 20. 12) Окружных миссионеров 24, духовн. зван. 23, светск. звания (крестьянин) – 1. 13) Уездных миссионеров священников – 6. 14) Помощников епарх. миссионеровъ 4, (духовн. звания 2, светск. зван. 2). 15) Сотрудников и миссионеров из мещан 3, из крестьян 7. 16) Священников православных – 25. 17) Единоверческих – 4. 18) Диаконов – 2. 19) Псаломщик – 1. 20) Учител. церковно-приходских школ – 2. 21) Учитель начального училища – 1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 Летописи русской литературы и древности, изд. И. Тихонравовым. Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны. И. Попова , т. II, стр. 12 М. 1859; ср. Обзор русск. дух. литер.» пр. Филарета, стр. 313 и ст. Д. Извекова; «Из истории богословской полемической литературы XVIII века». «Прав. Обозр.» 1871, м. Август, стр. 146. 25 Рукоп. С.-Петер. Импер. Публич. б-ки, O. I. 351, лл. 353–360; I. Q. 662. лл. 108–124, 128–131, 136. 27 «Опис. документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода», т. I, LXXXV. 30 Подробная биография митрополита Стефана напечатана в ст. Ф. Терновского : «М. Стефан Яворский ». «Тр. Киевск. дух. акад.» 1864, т. I, стр. 36–70; 237–290; т. II, стр. 137–186; в ст. того же автора: «Очерки из истории русской иерархии в XVIII веке. Стефан Яворский » Сбор. «Древняя и Новая Россия», 1879, 8, стр. 305–320. «История русской церкви под управлением Святейшего Синода», С. Рункевича , т. I, стр. 62–91; 166–177. Спб. 1900. Краткие биографические сведения находятся: в «Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина», м. Евгения, т. II, стр. 251–255; в «Словаре достопамятных людей русской земли», Бантыш-Каменского, стр. 101–104. М. 1836; в ст.: «Некоторые сведения о жизни Преосв. Стефана Яворского и краткое обозрение его творений». «Воскресное чтение», 1850–1851. XIV, 26, стр. 248–254; у В. Аскоченского в сочин.: «Киев с древнейшим его училищем Академиею», ч. I, стр. 228–229, 245–249; в «Чернигов. Епархиальн. известиях» 1861, 6, стр. 323–324; в ст. свящ. Родосского: «Стефан Яворский, митрополит Рязанский и муромский». «Странник», 1863, м. Ноябрь, стр. 33–51; в «Обзоре русск. духов. литер.» пр. Филарета, стр. 268–273. «Руковод. к истор. русск. цер.» А. Доброклонского , вып. IV, стр. 66–67. М. 1893. 32 В лютеранском пасквиле на книгу «Камень веры», между прочим, говорится, что последующие за Стефаном Яворским ректоры Киевской духовной Академии исправляли его богословие и философию («Рассуждение о книге «Камень веры». Рукоп. С.-Петерб. Императ. Публич. Б-ки, F. XVII, 11, л. 39), каковое замечание пасквиля осталось прямо не опровергнутым и не исправленным со стороны апологета Стефана Яворского . В бытность ректором Киевской духовной Академии Яворский сообщил образованию в ней характер латинский, вместо греческого направления, введенного братьями Лихудами. За такую реформу академии был недоволен Стефаном Иерусалимский патриарх Досифей, который с упреком писал ему, «в конец еллинское училище стерл еси и токмо о латинских школах, стараешися, поставив учителей быть может сколько-нибудь благочестивых и честных, но по отношению к догматам строптивых, так как от тебя они научились многому неправославию...». Вообще – патриарх Досифей считал Стефана, как и всех западнорусских ученых, учившихся за границей, не твердыми в православии и склонными к латинским мнениям «Труды Киев. Дух. Акад. 1864, т. I: стр. 249–250; ср. С. Соловьева . «История России с древнейших времен», т. XV, стр. 114–115. М. 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

8. О мерах и способах духовнопросветительного действования миссии в борьбе с расколосектантством. Стр. 852–872. 9. Совещания и решения того-же Съезда о внешних мерах пресечения пропаганды лжеучений и других против веры и церкви преступлений расколосектантства. Стр. 872–889. 10. Совещания и решения Съезда: а) Об условиях вчинания судебных дел по преступлениям отпавших против веры и церкви и об экспертизе. б) Об усилении общецерковного моления о вразумлении отпавших. в) О будущем 4-м Миссионерском Съезде. Стр. 889–892. 11. Как возражают сектанты и что отвечают православные миссионеры. Недоуменный листок. (Из записок миссионера). Д. Боголюбова. Стр. 892–903. 12. Венчание «Кулугурского» благочинного (Из жизни раскола). М. В. Гневушева. Стр. 904–907. 13. Примерное распределение апологетического материала в курсе преподавания Закона Божия для одноклассных цер.-приходск. школ среди сектантского населения. Свящ. И. Ольшевского. Стр. 907–917. 14. Библиография: 1) 2) 3) 4) 5) 15. НОЯБРЬ, КНИГА 1 Психопатизм в среде заживо-замурованных насельников тираспольских скитов. Проф. университ. Св. Владимира Ив. А. Сикорского. Стр. 937–961. Значение успехов миссии Церкви для упрочнения государственного единства России. В. М. Скворцова. Стр. 962–974. Третий Всероссийский Миссионерский Съезд о правах и обязанностях миссионерской службы. Стр. 974–980. Армия спасения Гл. 2. Учение салютистов. прот. Ар. Рождественнского. Стр. 980–991. Донские толки в молоканстве и в штундизме. Препод. Таврич . Сем. А . Высотского. Стр. 921–1000. Притворный плач либеральной прессы и гонимые на св. Руси исповедники православия в расколосектантской среде. (Письма в редакцию). Э. Я. Стр. 1007–1020. В мире старообрядцев-раскольников. (Из дневника миссионеров). Пензен. Епархиальн. Мис. Свящ. К.Попова. Стр. 1021–1026. Как возражают сектанты и раскольники и что отвечают православные миссионеры. Киевские полемико-апологетические собеседования со штундистами. Киевско-городская штунда. Организация противосектантских собеседований. Пастырские миссионерские собрания. Первое собеседование. Ревнитель. Стр. 1027–1043.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Главные его обвинители, врач Сироткин и купец А. Таратин, питают к нему личную вражду. Сироткин, бывший прежде врачом при посадском общественном управлении, но затем из-за чего-то рассорившийся с Марковым, питает к нему непримиримую вражду и с 1890 г. неустанно преследовал его газетными корреспонденциями и жалобами. Таратин – зажиточный купец, добивающийся преобладающего влияния в посаде, не может достигнуть его, пока не сломит значения Маркова, с которым он по богатству и влиянию тягаться не может. Вот настоящая личная подкладка тех настойчивых, но по большинству неосновательных обвинений, к рассмотрению которых мы и перейдем. Самарский епархиальн. миссионер свящ. Д. Александров (Окончание следует). Миссионерские новости Миссионер Олонецкой епархии священник о. Константин Плотников оставил, по семейным обстоятельствам, миссионерское служение, и должность эта в означенной епархии числится вакантною. Олонецкий миссионер получает из сумм Св. Синода 2000 р. Вакантными состоят должности миссионеров в Оренбургской (миссионеры требуются, по желанию местного преосвященного, в священном сане) епархии и Тамбовской. В Казанской епархии на должность противораскольничьего миссионера назначен кандидат казанской академии г. Василевский. Именные иконы Афонский Ильинский скит, сочувствуя делу утверждения в вере православного русского народа, с благословения высокопреосвященного Иустина, архиепископа Херсонского и Одесского, вследствие ходатайства херсонского епархиального миссионерского съезда, предпринял издание именных икон, под руководством епархиального миссионера М. А. Кальнева . Цель издания – сблизить народ, особенно молодое подрастающее поколение, со Св. Церковью, возбудить в православных людях чувство благоговения к святым, имя которых они носят, и к их священным изображениям, научить народ молиться своим святым покровителям, знать их жизнь и труды, дабы, взирая на кончину их жизни, подражали вере их ( Евр.13:7 ). Значение именных икон, которыми пастыри будут снабжать каждого крещаемого младенца, более подробно объяснено в статье «Именные иконы», помещенной в 24 «Церковных Ведомостей» за 1901 год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

епархиальн[ом] общежитии были свои представления. Л.312.   была обязанность развезти почетные билеты лицам, занимающим высокие положения в городе (Вице-губернатору и разным начальникам учреждений), подыскать продавщиц билетов во время концерта, обмеблировать зал и проч[ее]. И вообще следить за общим порядком. Концерт под руководством Д.Д. Вилинского, имевшего большую популярность, прошел блестяще. Публика выражала желание, чтобы такие концерты устроялись по возможности чаще. Сбор от этого концерта, за незначительным вычетом в пользу хора, был отчислен в фонд на образование стипендии имени Преосвящ[енного] Петра (Лосева), бывшего ректора нашей Насколько наш хор в то время был в славе, об этом можно судить хотя бы потому, что послушать пение нашего хора выразил желание известный певец Агренев-Славянский , бывший в одно время в городе со своим хором и явившийся к нам на попечительское собрание. Какое впечатление Славянский вынес от нашего хора, я теперь не помню, помню лишь, что он несколько раз жал руку Вилинского, что могло служить признаком хорошего впечатления, которое он получил от хора. 1902 г[оду] исполнилось 25 лет со времени основания Попечительства. Л.312 об.   Прот[оиерей] Агрономов был большой любитель пчеловод. Он устроил в так называемом Розановском саду пасеку и знакомил учеников как с разными системами ульев, так и с уходом за ними. Но любителей этого, чрезвычайно полезного начинания ректора, было не много. Пасека прекратила свое существование в последнее лето пребывания о. Агрономова в нашей семинарии. Отношение ректора к своим сослуживцам было вполне корректное, деликатное. Будучи человеком простым и добрым, он держал себя по отношению к корпорации просто. Я не знаю ни одного случая, где бы он проявил себя властно, как начальник. И однако, несмотря на такое благожелательное отношение к своим сослуживцам, среди последних нашлись такие, которые за многое осуждали его. Впрочем, удивляться подобному явлению особенно нечего: такова уж человеческая природа – подмечать в других больше отрицательные черты и иногда намеренно закрывать глаза от

http://bogoslov.ru/article/6176126

Цель эта, отчасти, и была достигнута. Сам св. Синод, приняв во внимание, приведённые преосв. Антонием, указания на цифры церковных доходов в разных епархиях и разрешив опыт улучшения заведений, произведённый преосв. Антонием, признал тогда же этот опыт могущим послужить в пример для других епархий; затем, когда последовало Высочайшее назначение к отпуску полутора миллиона, то в распоряжении св. Синода прямо было сказано, что этим воспособлением преимущественно и самые первые воспользуются те епархии, в которых сделаны были в своё время увеличения взносов из местных епархиальных источников, – и в ряду их поставлена была первою епархия Смоленская. Не останавливаясь более на частностях и подробностях этого дела, опубликованных, впрочем, тогда же в Смоленских епархиальн. Ведомостях, мы должны сказать одно, – что всё дело было выполнено и по форме и в действительности со всею точностью и аккуратностью. Самые высылки денег от духовенства даже превзошли ожидания; не только не было упущений, – каких можно было бы, естественно, ожидать по самой новости дела, и недоимок, но даже из многих благочиний деньги были высылаемы ранее предназначенного срока. «Таким образом, – читаем в Смоленских епархиальных Ведомостях, – все предприятия и усилия преосв. Антония улучшить быт Смоленских духовно-учебных заведений собственными средствами епархии увенчались полным желательным успехом». 1-го Октября 1864 г. получено было отношение г. Товарища Обер-Прокурора Статс-Секретаря Кн. С.Н. Урусова, коим он уведомил преосв. Антония об определении св. Синода, привести все его предположения в исполнение, в виде опыта на три года. При этом, однако, встретилось было одно обстоятельство, о котором особым письмом сообщил тот же Князь Урусов, а именно: «так как Государь Император изволил находиться в описываемую пору за границею, то и самоё определение св. Синода не было ещё представлено его Величеству на Высочайшее благоусмотрение» 392 . Это обстоятельство приостановляло было дело собственно по отношению к вопросу об исключении из программы семинарской наук: Сельского Хозяйства, естественной Истории и Медицины и др., и о введении Педагогики; но ввести эту последнюю науку немедленно же – было особенным желанием и преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

143 Г. Бересфорд действительно был по происхождению Англичанин и говорил на четырёх языках. Он отличался, между прочим, юмором довольно остроумным, в чём помогало ему и самое ломано-русское произношение. Юмор он позволял себе даже и при классных занятиях, чем, конечно, ученики были довольны, потому что этим разгонялась томительность, неизбежно чувствованная ими при занятиях. 144 По новому Уставу баллы успехов по новым языкам не должны быть принимаемы в оценку при переводах учеников в высшие классы. 145 По новому Уставу определено начинать преподавание Догматического Богословия, действительно, с V класса и заканчивать в VI; но число уроков оставлено прежнее – шесть, по три в каждом классе. 146 Здесь, под словом их, разумелись – как высокопреосв. Макарий – Председательствовавший в Комитете по преобразованию академий, так и преосв. Нектарий (бывший еп. Нижегородский), Председательствовавший в Комитете по преобразованию семинарий и составлению программ. Последнему преосв. Антоний писал, в своё время, тоже больно резко, выразившись, между прочим, что составлять проекты о преобразовании дух.-уч. заведений и самые уставы слишком далеко не то, что составлять проекты об устройстве свечных епархиальн. заводов и быть мастером вести самую торговосвечную операцию... 147 Читатели припомнят эти слова в одном из писем преосв. Антония к высокопр. Иннокентию. (Том I, стр. 147, в подстрочном тексте). 148 Нужно заметить, что в здешней Семинарии, хотя формальным учебником оставалась, составленная преосв. Макарием, сокращённая Догматика, но преподавание происходило по Догматике прежней, составленной самим преосв. Антонием. Последнее впрочем, делалось не ради какой-либо угодливости самому преосв. Антонию, но по прямому убеждению самого преподавателя. 149 Журнал Дух.-уч. Комитета при св. Синоде с соображениями по вопросам, касающимся устройства воспитательной части в духовных Семинариях. См. Сборник постановлений Дух.-уч. Комитета. 150 В новом семинарском Уставе (1884 г.) – в § 128, сказано, между прочим, что в день поминовения усопших именно в неделю мясопустную ученики все освобождаются от классных занятий».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Сын отказался выдать такое удостоверение и очутился буквально на улице, без крова и без копейки денег. В первое время он даже не знал, где преклонить голову и как вывезти из Грузина свой жалкий скарб. Наконец, этого сына миллионера, превратившегося в бездомного бедняка, приютил такой же бедняк, маленькой конторщик с шоколадной фабрики Бормана. Что будет с В. дальше, – говорит корреспондент, про то ведает один Бог, на которого у него теперь единственная надежда. Нужно заметить, что позорная история эта из раскольничьего мipa другой раз появляется в печати и все-таки конца ей нет Что ни говорят о строгостях Николаевской эпохи, но тогда в подобных случаях люди действовали гуманнее: тогда нашлись бы вельможи, которые челом бы били самому Государю Императору о прекращении бесконечных мук сына-исповедника отеческой веры и об ограждении ее от самодурства отца-фанатика. Э.Я. VII. Попов К., свящ., Пензен. Епархиальн. Мис. В мipe старообрядцев-раскольников. (Из дневника миссионера).//Миссионерское Обозрение, 1897, Ноябрь, кн. 1. С. 1021–1026 Ивана Назарова Васина выбрали старшиною в своей волости. Он был богатый мужик и держался Страннической секты – той половины сектантов, которая еще не приняла «истинное» крещение, а жила в мipy, занимаясь обычными крестьянскими делами и торговлей. «Истинный» странник тот, кто свергнул с себя еретическое крещение, вновь окрестился и новое имя воспринял и живет в затворе, удаляясь соприкосновения с еретиками. Такой сектант именуется «чистый христианин», – «богоугодный человек», – «истинный раб Иисуса Христа». Скрываясь в затворе, нося другое имя, он не признает над собою никакой земной власти, не платит никаких повинностей, не берет паспорта, не работает, и только странствует из села в село, где есть его единоверцы, чтобы оправдать слова Писания: «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем». Другие странники, которые еще не могут подвизаться таким подвигом, живут, как я сказал, в мipe, именуются «боголюбцами», – «угодниками святых» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010