Избегай, Петр, глада письмен: мы нашли Мессию, Которого из древности предъизобразили знамения [ 90 ], Которого Михей видел на престоле славы (Мих.4:1–3), Которого Исаия зрел на серафимах (Ис.6:1–3), Которого Иезекииль видел на херувимах (Иез.1), Которого Даниил зрел на облаках (Дан.7:13–14), Которого Навуходоносор видел в той печи (Дан.3:92), Которого Авраам принял в шатер, Которого Иаков не отпустил, прежде чем не получил от Него благословения (Быт.32:24–32), Задняя Которого Моисей видел на камне [ 91 ] — Сего мы нашли, безначально рожденного и явившегося в последние дни [ 92 ]. О, великое сокровище, полнота которого не может быть исчерпана! Это — богатства, неподлежащие законам вещества, существо которых не знает начала и самое нахождение которых — ново. «Мы нашли Мессию, что значит: Христос». Много христов [ 93 ], но все они — смертные. Авраам был христос, но истлел во гробе; Исаак был также христос, но кости его лежат во гробе. Иаков был христос, но — смертный. И Моисей был христос, но был погребен, — в каком месте, не знаем. Подобно этому и Давид был христос, но все они были добычею смерти, все — пленниками смерти. Один Христос — истинно по природе Бог, но Который, по Своему милосердию к людям, запечатлел Своим исхождением девическое чрево, как некоторою печатью, и сих рыбарей источниками Своих исцелений. Его есть держава, Царство, слава и поклонение, с непорочным и единосущным, того же существа, Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.   Тропарь, глас 4: Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.   Кондак, глас 2: Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго. Память святого Фрументия, архиепископа индийского В конце царствования Константина Великого один любознательный Тирский купец — христианин, по имени Меропий, отправился путешествовать в Индию [ 1 ], и другие страны по берегам Чермного моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С горьким зелием, потому что жизнь по Богу горька и трудна, особливо для начинающих, и она презирает удовольствия. Ибо хотя новое иго благо, и бремя легко, как слышишь ( Мф.11:30 ), но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без этого, кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: не прелюбы сотвориши ( Мф.5:27 ). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В Законе сказано: не убиеши ( Исх.12:21 ). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю бьющему. Столько последнее любомудреннее первого! Закон говорит: не во лжу кленешися ( Исх.12:33 ). А ты вовсе не клянись – ни мало, ни много, – потому что клятва рождает клятвопреступление. Закон говорит: не совокупляй дом к дому, и село к селу ( Ис.5:8 ), убога насильствуя ( Иез.22:29 ). А ты отдай с готовностью и приобретенное правдой, обнажи себя для нищих, чтобы с легкостью взять тебе крест и обогатиться невидимым. Чресла несвязанные и неопоясанные пусть будут у бессловесных, потому что они не имеют разума, господствующего над сластолюбием (не говорю пока, что и они знают предел естественного движения). А ты поясом и целомудрием укроти в себе похотливость и это ржание, как говорит Божественное писание ( Иер.5:8 ), порицая гнусность страсти, чтобы тебе, чистому, вкусить Пасху, умертвив уды яже на земли ( Кол.3:5 ) и подражая поясу Иоанна, пустынника, Предтечи и великого проповедника истины. Знаю и другой пояс, именно воинский и означающий мужество, по которому некоторые называются добропоясниками 132 ( Нав.4:13 ) и единопоясниками Сирскими ( 4Цар.24:2 ). О нем и Бог говорит, беседуя с Иовом: ни, но препояши яко муж чресла твоя ( Иов 40:2 ), и дай мужественный ответ. И божественный Давид хвалится, что Бог препоясуетп его силою ( Пс.17:33 ), и самого Бога представляет он облекшимся в силу и препоясавшимся ( Пс.92:1 ), очевидно, против нечестивых, если кому не угодно разуметь под этим преиэобилие и вместе как бы ограничение силы, в каком смысле Бог и светом одевается яко ризою ( Пс.103:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, возми плач на князя Тирска, и рцы ему: сия глаголет... Господь: ты еси печать уподобления... и венец доброты в сладости рая Божия (в раю Б.) был еси " ( Иез. 28, 11–13 ). Ужели рай сотворен был для диавола, так что он укоряется за то, что лишился рая? Человек был в сладостях рая, он есть «печать уподобления», потому что создан по подобию Божию. Но о «печати» сказал рядом с «добротою» 91 , подобно тому как чрез Аггея, когда братья его борются друг против друга, Бог обещает Церкви: «Аз потрясу небом и землею... морем и сушею... и превращу колесницы и всадники. И снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии (с мечем, in gladio) на брата своего. В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя Зоровавелю (сыне) Салафиилев, рабе мой... (раба моего) и положу тя... печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель» ( Агг. 2, 21–24 ; Сир. 49, 13 ). Зорававель есть все тело, ибо нигде с тех пор мы не читаем, чтобы Зоровавель, будучи потрясен, поднялся над собою 92 . Он из колена Иудина и при Дарии заслужил чести построить Иерусалим. Он также прообразовательно основал дом Божий и совершил его, как говорит тот же Господь: «руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его» ( Зах. 4, 9 ). Но что – печать, то и – венец красоты, как Бог обещает Церкви, говоря: «узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым (назовут имя твое), имже Господь наименует (еже Господь наименова)... Будеши (сие будет) венец доброты в руце Господни, и диадима царствия в руце Бога твоего. (Такожде, etiam) и (ты) не прозовешися... оставлен (оставленою): и земля твоя... не наречется пуста. Тебе... (такожде) прозовется (имя) воля моя, и земля твоя вселенная» ( Ис. 62, 2–4 ). Итак, человек есть печать уподобления и венец красоты, и часть его твердо пребывает в этой доброте Божественного подобия и сладостях рая, т. е. – Церкви; другая же часть, дабы она не имела вечной жизни, отделяется от древа жизни простертым между нею и им пламенным мечем ( Быт. 3, 24 ). Ибо Адам, по слову Апостола, есть «образ (сень, umbra) будущаго» ( Рим. 5, 14 ). Так и эти братья, Каин и Авель, на которых он разделился.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihonij_Afrika...

«Дьявол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтобы держать людей в узах греха и смерти» (Прот. Иоанн Сергиев. Мысли о богосл. М., 1894. С. 69.). «Священники приобщаются ежедневно, но и миряне имеют право приобщаться тоже ежедневно. Пастыри, которые приобщаются сами, но не приобщают мирян, поступают неправильно: они пасут только себя, а не паству свою» (Венок на свежую могилу незабвенного пастыря отца Иоанна Кронштадтского . Вып. 5. Ноябрь.). «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих … а стада не пасли» ( Иез. 34:2-3 ). Можно ли думать, что то, что было так жизненно в Святой Церкви дo Vbeka, так свято хранилось и выполнялось, теперь утратило для нас свою обязательность и значение? Разве ныне величайшая заповедь Господа отменена? Или эти великие учители перестали быть святыми и заветы их утратили для нас свою силу? Или наша природа стала иной, и для нас больше не нужно это величайшее врачевство? Если же пришло отступление, когда у нас остались только имя и одежда, – и всем нужно идти этим путем? Почему же на этом учении святых отцов II–V веков строят свою жизнь и наставления b XIVbeke патриархи Константинопольские Каллист и Игнатий (Добротолюбие. Ч. 2. Гл. 91, 92), b XIXbeke – епископ Феофан Затворник и епископ Игнатий (Брянчанинов) , в ХХ веке – один из великих пастырей, протоиерей Иоанн (Сергиев)? Очевидно, мы слишком далеко отошли от этих великих заветов святых отцов и забыли о них. Даже странным взглядом смотрим на тех, кто хочет по Зову Господа вернуться к ним: «… вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» ( Отк. 2:5 ). Ветка, отломившаяся от дерева, засыхает. Личный пастырский опыт В пастырской проповеди и деятельности за двадцать пять лет вышеизложенное преломлялось в моем личном сознании, претворялось в жизнь. Основными положениями для меня были следующие: 1. Для нормального течения и роста духовной жизни христианина прежде всего необходимо руководство духовного отца, определяющего во всем меру жизни, в том числе и в приготовлении, и времени Причащения Святых Христовых Таин. Без благословения духовного отца не может быть ни одного духовного шага. Опытного духовника найти трудно, нужно об этом просить Господа. Если же не сможем найти «по причине изсякновения духовных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман, – необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по Евангельским заповедям» (Еп. Игнатий. Отечник. СПб., 1891. С. 512.).

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

С горькими травами, потому что жизнь по Богу горька и трудна, особенно для начинающих, и она презирает удовольствия. Ибо хотя новое иго благо и бремя легко, как слышишь ( Мф.11:30 ), но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без этого кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: не прелюбодействуй ( Мф.5:27 ). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В законе сказано: не убивай ( Мф.5:21 ). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю бьющему. Настолько последнее любомудреннее первого! Закон говорит: не преступай клятвы ( Мф.5:33 ). А ты вовсе не клянись, ни мало, ни много, потому что клятва рождает клятвопреступление. Закон говорит: не прибавляй дом к дому, и поле к полю ( Ис.5:8 ), притесняя бедного ( Иез.22:29 ). А ты отдай с готовностью и приобретенное правдой, обнажи себя для нищих, чтобы с легкостью взять тебе крест и обогатиться невидимым. Чресла несвязанные и неопоясанные пусть будут у бессловесных, потому что они не имеют разума, господствующего над сластолюбием (не говорю пока, что и они знают предел естественного движения). А ты поясом и целомудрием укроти в себе похотливость и это ржание, как говорит Божественное Писание ( Иер.5:8 ), порицая гнусность страсти, чтобы тебе чистому вкусить Пасху, умертвив земные члены ( Кол.3:5 ) и подражая поясу Иоанна, пустынника, Предтечи и великого проповедника истины. Знаю и другой пояс, именно воинский и означающий мужество, по которому некоторые называются добропоясниками 38 ( Нав.4:13 ) и единопоясниками 39 сириян ( 4Цар.24:2 ). О нем и Бог говорит, беседуя с Иовом: препояшь, как муж, чресла твои ( Иов.40:2 ) и дай мужественный ответ. И божественный Давид хвалится, что Бог препоясует его силой ( Пс.17:33 ), и Самого Бога представляет он облеченным могуществом и препоясанным ( Пс.92:1 ), очевидно против нечестивых, если кому не угодно понимать под этим изобилие и вместе как бы ограничение силы, в каком смысле Бог и светом одевается, как ризой ( Пс.103:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Это выражается также и у Иезекииля, когда говорит он: сотворите себе сердце ново и дух нов: и вскую умираете, доме Израилев? понеже не хощу смерти умирающего, глаголет Адонаи Господь (Иез. 18, 31–32). 10) Итак, поскольку такое значение имеет дух созидаемый, то и под утверждаемым громом прилично разуметь верное слово и непоколебимый закон духа. Ибо Господь, желая, чтобы Иаков и Иоанн соделались служителями оного, наименовал их Воанергес, т. е. сыны громовы. Почему, Иоанн действительно взывает с неба: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1). Ибо прежде Закон имел сень грядущих благ (Евр. 10, 1); а когда возвещен людям Христос, и, пришедши к ним, говорит Он: Аз есмь, глаголяй (Иоан. 4, 26); тогда, говорит Павел, глас Его землю поколеба, как обетовавшего прежде: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом. А еже, еще единою, сказует колеблемых преложение, да пребудут, яже суть неподвижимая. Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу (Евр. 12, 26–28). Но то–же царство, которое Апостол называет непоколебимым, Давид воспевает как утвержденное: Господь воцарися, в лепоту облечеся; облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже неподвижится (Псал. 92, 1). Итак, сказанное у Пророка означает Спасителево пришествие, в котором и мы обновлены, и закон духа пребывает непоколебимым. Но сии подлинно «обратные»  , сложившись с арианами, и с ними приняв участие в хуле на Божество, чтобы, как те именуют тварью Сына, так им именовать тварью Духа, дерзнули, как сами говорят, изобрести себе обратные умозаключения и перетолковать Апостольское изречение. И когда Апостол прекрасно написал к Тимофею: засвидетельствую пред Богом, и Иисус Христом, и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению (1 Тим. 5, 21); тогда они говорят: «поскольку наименовал Бога и Христа, а потом Ангелов, то необходимо сопричислить к Ангелам Духа, и положить, что Дух одного с ними чина, и только выше прочих Ангеловъ». Во–первых, это есть изобретение Валентинова злочестия, и еретики не могут скрыть, что повторяют его слова. Ибо Валентин говорил: «когда послан Утешитель, посланы с Ним сверстные Ему Ангелы». А сверх того, низводя Духа в ангельский чин, не приметили они того, что Ангелов ставят наравне с Троицею. Ибо если Ангелы, по их словам, следуют за Отцем и Сыном; то ясно, что и Ангелы принадлежат к Троице, а не суть служебнии дуси, в служение посылаеми (Евр. 1, 14), и не они освящаются, но паче сами освящают других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Ангел передал Гедеону поручение освободить Израильтян от порабощения ( Суд.6:11 ), Ангел двукратно посещал родителей Самсона, предсказав необыкновенное рождение и научив воздержанием матери охранять плод чрева ( Суд.13 гл.). Давид видел ангела, по повелению Божию поражавшего его народ ( 2Цар.24:16 ; 1Пар.22:15 ), ангел же поразил ассириян за гордость Сеннахирима ( 4Цар.19:35 ). Пр. Илия неоднократно в действиях своих был руководим ангелом ( 2Цар.19:5 ; 4Цар.1:15 ). Пр. Елисей показывал отроку своему сонм ангелов, подобный охранительному воинству ( 4Цар.6:17 ); Исаия пр. видел серафимов, окружающих престол Господень и от одного из них принял огненное очищение ( Ис.6 гл.) Пр. Данилу было видение тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ангелов ( Дан.7:10 ). Ему же являлся ангел во рве львином (6:22); архангел Гавриил прикасался к нему и изъяснял ему видения ( Дан.9:21 ), а три иудейских отрока спасены были от смерти в вавилонской пещи рукою мужа, явившегося в образе ангела ( Дан.3:92 ) Пр. Захарии тоже несколько раз являлся ангел, передавая ему волю Божию и даже обращался к пророку с ходатайством о народе иудейском ( Зах.1:9–19; 2:3; 3:3–6; 4:1–5 ). Пр. Иезекииль удостоился видеть многоочитых херувимов ( Иез.10:8–22 ). Повествования об этих и подобных других явлениях и видениях ангелов доказывают, что по ветхозаветному учению ангелы суть действительный личные существа, а не олицетворения явлении природы, существа отличные от Бога и служебный в отношении к Нему, равно отличные и от людей, которым являлись, открывали волю Божии, служили, вразумляли и оказывали помощь. В других упоминаниях ветхого завета об ангелах они изображаются хвалящими Бога ( Пс.148:2 ) и слугами Божиими ( Пс.102:2 ), говорится о них, что они предстоять пред лицом Господа, когда Ему бывает угодно объявлять Свою волю ( Иов.1:6; 2:1 ), что, не смотря на свою близость к Господу, Он и в них усматривает некоторого рода недостатки ( Иов.14:18 ). По заповеди Господней, ангелы ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их, охраняя их на всех путях их ( Пс.33:8; 90:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Крест – это и наш символ веры и видимое выражение наших упований, «знамение христианина и христианства» 90 . Кто перечислит все твои действия, «миролюбезный Кресте, – восклицает св. Церковь , – кто слыша сотворит» твоя «силы и чудеса, и умершим востание» и всему миру совознесение 91 . Многое принес для нас Своим Крестом Господь наш Иисус Христос. И этим Своим величайшим подвигом зовет и всех нас к неослабному подвигу добра, и постоянной, а может быть, даже и напряженной, борьбе со своим самолюбием, чувственностью, со своей наклонностью к грехопадениям. Для того и воздвигается Крест и полагается посредине храма, чтобы напомнить нам, что совершилось на нём, чтобы привлечь наше внимание к Тому, Кто на нём вознесен за нас, чтобы мы еще и еще увидели и почувствовали Его беспредельную любовь к нам. А увидев и почувствовав эту любовь, чтобы мы спешили каяться во грехах и не боялись бы просить прощения. Пусть стоящие вне Церкви хвалятся, если желают, своей мудростью, силой, славой (ср. Иер. 9, 23 ), нам же подобает одна похвала – Крест Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6, 14 ). В самом деле, чем мы, слабые, немощные люди, живем и сохраняемся? – Силой Креста. Кто помогает нам в борьбе с грехом и недобрыми желаниями? – Крест. Кто защищает нас от врагов и невидимых, и видимых? – Крест Христов. Кто, наконец, укрепляет нас и в совершении добра? – Всё тот же Крест. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, взирать на Крест очами глубокой веры; будем лобызать его и устами и сердцем; будем усердно молиться перед ним – и получим всё полезное для нашей жизни – и земной и вечной. «Непобедимая, непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных» 92 . Аминь. 3. ЗНАМЕНИЕ ВЕРНЫХ Д о пришествия Христа Спасителя жизнь неискупленного человечества представляла собой, по слову открытого пророку Иезекиилю свитка, «плач, и стон, и горе» ( Иез. 2, 10 ). Конечно, люди предпринимали немало усилий, чтобы выйти из этого состояния, подняться нравственно, вернуть потерянный рай. Но эти усилия не принесли должных результатов, потому что люди хотели достичь лучшего собственными силами, т.е. теми силами, которые были расстроены и расслаблены грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Они, будучи служителями Божия Слова 7911 , имели общение с воплощенным Тем, Кто, как Бог, не имеет образа 7912 . Они последовали за ходящим Тем, Кто вездесущ 7913 . Возлежали вместе с Тем, Кто не вмещается никаким местом. Слышали голос Того, Кто сотворил словом всё (См. Иоан.1:3 ; Пс.32:6 ). Они обняли языком, как бы некоторым неводом, самый мир. Они обошли во время своих путешествий концы земного круга. Они искоренили заблуждения – как куколь 7914 , порубили капища 7915 – как какое-нибудь терние, истребили идолов – как диких зверей, прогнали демонов – как волков. Они соединили Церковь – как некоторое стадо, собрали православных – как пшеницу. Они исторгли ереси – как плевелы, иссушили жидовство – как траву, греческие изваяния пожгли огнем – как какие-либо растения. Они возделали человеческую природу крестом – как плугом, и посеяли слово Божие – как некоторое семя. Наконец, все их действия просияли как некоторые звёзды. Посему, Господь ясно сказал им: «Вы свет миру» ( Мф.5:14 ). О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! – Андрей после Петра родился в жизнь, и первый привел Петра к Евангелию, и – как уловил его: «Мы нашли, – сказал, – Мессию». От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете. «Мы нашли, – сказал, – сие сокровище: избегай, Петр, нищеты обрезания 7917 , освободись от раздранных рубищ закона 7918 , свергни с себя иго письмена 7919 , сочти это за нечто незначительное, пренебреги настоящим – как сновидением, и возгнушайся Вифсаиды – как некоторого дурного и отверженного места. Оставь сеть – как орудие нищеты, лодку – как обиталище во время потопа, рыбную ловлю – как ремесло, подлежащее морскому волнению, рыб – как товар для чревоугодия, народ иудейский – как превозношение перед Богом, Каиафу – как отца лукавого сборища. Мы нашли Мессию, Которого предвозвестили пророки, Которого закон провозгласил нам своим учением, как некоторою трубою. Мы нашли сокровище закона. Избегай, Петр, глада письмен: мы нашли Мессию, Которого из древности предъизобразили знамения 7920 , Которого Михей видел на престоле славы ( Мих.4:1–3 )., Которого Исаия зрел на серафимах ( Ис.6:1–3 ), Которого Иезекииль видел на херувимах ( Иез. 1:1–28 )., Которого Даниил зрел на облаках ( Дан.7:13–14 ), Которого Навуходоносор видел в той печи ( Дан.3:92 ), Которого Авраам принял в шатер, Которого Иаков не отпустил, прежде чем не получил от Него благословения ( Быт.32:24–32 ), Задняя Которого Моисей видел на камне 7921 – Сего мы нашли, безначально рожденного и явившегося в последние дни 7922 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если первый грех есть результат сознательного волевого акта праотца, то его последствия - " второй грех " , в противоположность первому, есть как бы " невинный " , поскольку он является неожиданным и непредвиденным следствием первого. Этот грех естества и есть смерть " (75:158,159). 89. В Быт.5:3 сказано: " Адам родил сына по подобию своему, по образу своему " Как учит святитель Иоанн Златоуст: " Здесь же Моисей говорит: по образу своему и по подобию своему, - то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелью вознаградить за преступление старшего (сына). Здесь Писание, говоря по образу своему и по подобию своему, сообщает нам не о телесных чертах, но о состоянии душевном, дабы мы знали, что этот сын (Сиф) не будет таким же (как Каин) " (13:191). 90. Греховное состояние природы человека (склонность ко греху, или уклонение ко злу), как уже указывалось выше, проявляется в приверженности человека желать и получать удовольствие (наслаждение, блаженство) путем греховных действий, или через грех. 91. На зависимость физического состояния человека от его грехов ясно указывается в Ин.5:14: " Потом Иисус встретил его (исцеленного Иисусом человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет (Ин.5:5-9) - П.В.) в храме и сказал ему: не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин.5:14). См. также: Лев.18:5; 20:22; 25:18,19; 26:1-46; Втор.5:29,33; 11:8-32; 28:1-68; Иез.18:1-32. 92. Приведем ответ святителя Николая Сербского на вопрос: почему дети страдают за грехи родителей? " Позвольте и мне вас спросить: а как бы иначе Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если бы наказание за их грехи не переносил бы на их детей? Наш народ на собственном опыте убедился, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто слышно предостережение тому, кто задумал лжесвидетельство или другое неправедное дело: " Остановись, ведь у тебя дети! " Эта библейская истина, впрочем, находит отражение и в обычном законодательстве, в том смысле, что из-за преступления родителя и дети теряют имущество. Кроме того, теряют и в смысле морали, теряют репутацию, зачастую не только сыновья, но и внуки, и правнуки " (из писем святителя Николая Сербского. Цит. по 64:300). См. также прим. 64, 68.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010