Перед самым воинственным из народов трудно было устоять какой бы то ни было твердыне, и халдеи не только покорили себе (при Навуходоносоре) всю юго-западную Азию (напр. вся елика быша у Фараона Нехо – 4Цар.24:7 ), но и простерли свои завоевания на часть Африки и Европы (сн. Иер. гл. 25), взятием же и разрушением Тира, после пятнадцатилетней осады, особенно доказали перед целым светом свою силу, достойную пророческого замечания: «над всякою крепостию посмевается он; насыплет праха, – и возмет ее» (ст. 10), как полагали и другие пророки ( Иез.26:3 и д. Ис.23 ) 92 . Естественно, что такие люди были «страшными и ужасными» (ст. 7. 9) для всякого, кто бы ни вздумал противиться им. Какой страх и ужас объял жителей Палестины во время нашествия Навуходоносора, видно напр. из того, что даже Рехабиты 93 , строжайшим образом соблюдавшие правила о своем отчуждении от горожан, решились искать убежища в укрепленном Иерусалиме и что Иерусалимляне назначили пост, для умилостивления Господа, в зимнее время года ( Иер.35:11 ; Иер.36:9 ). Естественно, что народ, живший разбоями и дикий, не знал никакого другого права, кроме права сильного (1, 7), хотя бы оно было и не правым. Естественно, что «привыкши питаться от оружия» он мог за свое благосостояние или могущество чествовать оружие свое, как Бога (ст. 12), – подобно как рыбак чествует мрежи, которыми наловил рыбы. б) Нашествие халдеев на обетованную землю или пленение иудеев было делом праведного гнева Божия на нечестие ( Авв.1:6 ), как о нем говорится и в других местах Св. Писания, напр. бегите дети Вениаминовы из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою, и в Бефкареме выставьте знамя; ибо от севера появляется беда и великая гибель! О прекрасная и изнеженная! Сокрушу дщерь Сиона... Ибо так говорит Иегова Саваоф: рубите дерева и насыпайте вкруг Иерусалима насыпь: весь этот город должно наказать, в нем – злодейство. Как ключ источает из себя воду, так он источает из себя зло, в нем слышно притеснение и грабительство, пред лицом Моим всегда муки и побои, и т. д. ( Иер.6:1,2,6,7 ; Иер.13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Минь. Т. IV. С. 180. Творения Т. IV. С. 193–194. 92. Приговор смерти отчасти отменен в Енохе И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели и своим благоугождением Богу вознаградил (νακαλομενος) за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие Благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. «И угоди, говорит Писание, Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог» ( Быт. 5:24 ). Видишь премудрость Господа? Преложил (или переселил – μετθηκεν) живым, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху. Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет не ясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он «преложил» благоугодившего Еноха. Минь. Т. IV. С. 180. Творения Т. IV. С. 194. 93. Потоп – успокоение «И нарече имя ему Ной» ( Быт. 5:29 ), а это имя значит: успокоение. Итак, (Ламех) называет успокоением ту всемирную гибель, которая должна была совершиться спустя столько лет, подобно тому, как и Иов говорит: «смерть мужу покой» ( Иов. 3:23 ). Минь. Т. IV. С. 182. Творения Т. IV. С. 196. 94. Угождение Богу возможно везде и всегда; высота подвига, необходимость его Научимся заботиться о добродетели и ставить высоко угождение Богу; не станем ссылаться ни на управление домом, ни на заботу о жене, ни на попечение о детях, ни на что-либо другое, и думать, будто этим мы можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной жизни; не будем произносить пустых и бессмысленных слов: я мирянин, имею жену и озабочен детьми. Очень у многих есть обычай говорить это, когда мы убеждаем их подвизаться в добродетели, или прилежно упражняться в чтении Писания. Не мое это дело, говорят; разве я отрекся от мира, разве я монах? Что говоришь человек? Разве одним монахам предназначено угождать Богу? «Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» (ср.: 1Тим. 2:4 ), а не желает, чтобы кто-либо пренебрегал добродетелью. Послушай, что сам Он говорит чрез пророка: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (ср.: Иез. 18:23 ). Скажи мне, разве этому праведнику сколько-нибудь препятствовало сожительство с женою или попечение о детях? Так не станем же и мы, прошу вас, обманывать самих себя, но чем более обременяемся этими заботами, тем более будем принимать врачевство от чтения Божественного Писания. Ведь и эти люди были одной с нами природы; притом у них не было столько побуждений, располагающих к добродетели. Итак, какого извинения будем заслуживать мы, и наслаждающиеся таким учением, и удостоенные столь великой благодати, и пользующиеся вышней помощью, и получившие обетование неизреченных благ, если не достигнем в меру добродетели древних мужей?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

2 . Клятся Господь святыми своими: яко се дние грядут на вы, и возмут вы во оружии, и сущих с вами ввергут в конобы подгнещаемые. С Евр: „клянется Господь Иегова святостью своею, что вот идут на вас те дни, когда повлекут вас кольцами, и детей ваших крюками рыбачьими“. По LXX. Клятся Господь святыми своими. Так как Господь Бог не может клясться никем и ничем, а только Самим Собою ( Евр. 6:16 ); то лучше принять, как в Еврейском, что здесь Бог клянется Святостью Своею в означение непреложности Своих угроз нечестивым Израильтянам или их не менее нечестивым женам. Вот эти угрозы: наступает, говорит Господь, время вашего наказания ассирийским пленом и опустошением: вас возьмут во оружии 88 , т. е. на оружия – на копья или щиты; возьмут и сущих с вами. т. е. вас и мужей и детей ваших враги ваши – эти огненные 89 , пламенеющие злобою губители 90 , они ввергнут вас как бы в конобы, в котлы, поджигаемые огнем, т. е. подвергнут сильнейшим как бы огненным мучениям. По мнению бл. Иеронима здесь продолжается иносказание о телицах. Поскольку, говорит, пророк назвал Израильтян жирными телицами, то теперь возвещает, что их тела будут носимы на копьях или щитах. Как Иерусалим с заключенными в нем и осажденный неприятелем уподобляется кипящему котлу, полному тел ( Иез. 24:3–6 ): так и города Самарийские сравниваются с кипящими котлами, города, которые голодом и язвою побуждают заключенных в них выйти и идти в плен. Как сильно вскипяченный сосуд одинаково поглощает малых рыб, так и телицы васанския без разбора подвергнутся бедствиям плена 91 “. 3 . И извержени будете наги прямо друг друга и отвержетеся в гору Ремман, глаголет Господь. Евр: „сквозь проломы пойдете, каждая отдельно; и будете отброшены в Армению, говорит Иегова“. По вторжении Ассириан и по опустошении царства Израильского, вы будете извергнуты из убежищ своих обнаженными, как рабы, не имеющие приличной одежды: пойдете мужи и жены одни за другими и будете отведены на гору Ремман 92 . Бл. Феодорит так объясняет этот и предыдущий стихи: „придет время и подвергну вас наказанию, какого стоите, и предам вас врагам, так что мужья ваши (о них сказано: сущие с вами) из ревности и видя непотребство ваше, уподобятся поджигаемым потому что враги, как распаляемые каким-то пламенем (огненнии губителие), обходиться будут с мужьями вашими гневно, а с вашими женами нагло, мужей и жен, лишенных всякого покрова, ведя вместе в гору Армана.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3–9. В изъяснение побуждения к прославлению Господа, псалмопевец изображает откровение величия и славы Его в страшной, сопровождающейся бурею грозе, которая, начинаясь над морем (ст. 3), с ужасающею силою разражается над Ливаном и Антиливаном (ст. 5–6), и проносясь к югу чрез всю Палестину, потрясает соседнюю с нею пустыню Кадеш (ст. 8), всюду производя к природе грозно-дивные, поражающие действия. В яростных порывах ветра и в оглушительных раскатах грома псалмопевец слышит вещающий людям глас Божий, а в разительных действиях этого грозного явления в природе созерцает силу всемогущего Творца и Правителя вселенной. Подобное же изображение грозы под образом раздающегося с небес гласа Божия – в Пс.17:14 и 16 и в кн. Иова 37:2–5. Основанием для него, без сомнения, послужило явление Господа и изречение Им Своего Закона на Синае среди громов и молний ( Исх.19:16–20; 20:1–18 ), а также совершение праведного суда Божия над первым развращенным миром чрез тучи потопа. На последнее событие есть прямое указание в 10 ст. псалма. г. Гласъ Гдень на водахъ, Бгъ славы возгрем, Гдь на водахъ многихъ. 3. Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. 3 . Выражение воды многи, при употреблении его в буквальном смысле, в св. П. обыкновенно означает море ( Пс.76:17 и 20; 92:4; 106:23; Ис. 23:3 ; Иез. 27:26 ; ср. Исх. 15:10 ), или же иногда большие реки ( Иер. 51:13 ; Апок. 17:1 ), и здесь, в прямом смысле, в отношении к грозе должно быть понимаемо в значении моря, над которым от испарений вод по преимуществу скопляются облака и образуются дождевые тучи ( Иов.38:9 ; 3Цар.8:44 ). По ближайшему сопоставлению с Ливаном, море это есть лежащее на западе от Палестины, а также простирающихся на севере ее Ливанских гор, – море Средиземное. Посему гласъ Гдень (евр. Иеговы) на водахъ, Бгъ (евр. эл=всемогущий) славы возгрем, Гдь на водахъ многихъ букв. зн., что изображаемая в псалме гроза и буря начинается на северо-западе Палестины над Средиземным морем и первые порывы вихря и удары грома, в которых Господь как бы вещает людям о своём могуществе и славе, раздаются над безбрежною ширью его водного пространства. Но в пророчественном смысл этот первый, слышимый в громе и буре над водами моря глас Божий ость предызображение нисшествия Св. Духа на Христа и чрез Него на верующих (см. выше в введ. к Пс.тропарь вел. освящ. воды в Богоявл.) и того действительного гласа Бога Отца (св. Ипполит, в сл. на Богоявл., Афан. и Вас. В., бл. Феодорит и Евф. Зигабен в толков.), который возгремел над водами многими, Своему свидетельствуяй Сыну (кан. на Богоявл. св. Косьмы Маиумского п. 4 ирмос), при крещении его на Иордане ( Мф.3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Стих 27-й. Ст. 27-м оканчивается описание внешнего будущего благосостояния иудеев. Наступление его покажет им, что Иегова есть единый истинный Бог и что Он не допустит издевательств со стороны язычников над Своим народом. И увдите, к посред Исраил азъ есмь, и азъ Господь Богъ вашъ, и нсть иног разве мен: и не посрамтс ктом людіе мои во вкъ. И увдите, к посред Исраил азъ есмь. Евр. „и узнаете, что Я посреди Израиля“. Союз представляет логическое следствие из сказанного выше: так как Иегова прекратит бедствия, постигшие евреев, и подаст им внешнее благосостояние (2:19–26), то отсюда () они узнают, что Он „посреди Израиля“, т. е. их могущественный защитник и покровитель (ср. Иез.37:28 ; Ос.11:9 ; Вт.31:17; Пс.45 ; Евр.46:26, 2, 6, 8, 11:12 ). есть почетное название собств. всего народа еврейского; но после разделения царств так называлось, обыкновенно, царство 10-ти колен и только изредка – царство Иудейское ( Мих.1:14 ; Ис.1:3; 4:2 и др.). У Иоиля в объясняемом месте , хотя может означать и весь народ еврейский как народ Божий, однако ближайшим образом относится к царству Иудейскому, потому что пророк жил и действовал в нем. И азъ Господь Богъ вашъ, и нсть иног разве мен. Евр. , „и Я Иегова Бог ваш и нет другого“ (буквально: „и нет еще“, подразум. „другого Бога“). LXX-mь в своем переводе прибавили: πλν μο, славянск. „разве мен“. И не посрамтс ктом людіе мои во вкъ. Евр. „и не посрамится народ Мой во веки“. LXX-mь прибавили опять лишнее τι (славян. „ктом“). Основываясь на этом, Меркс думает, что и в евр. тексте первоначально читалось и поэтому в своем исправленном тексте книги Иоиля вставляет такое слово после (S. 92:93). Но слово τι LXX-mь могли прибавить и сами от себя. Вторая часть второй речи пр. Иоиля. Излияние Святого Духа на всякую плоть. 2:28–32; Евр.3:1–5 Благоволение Иеговы к Своему народу не ограничилось обетованием только внешних благ (2:19-а, 27), но Он дает ему и обетование духовное. Настанет некогда время, когда Иегова излиет Духа Своего на всякую плоть, без различия пола, возраста и состояния (2:28–29; Евр.3:1–2 ). Тогда же наступит и великий день Господень со страшными явлениями на небе и на земле (2:30–31; Евр.3:3–4 ). В этот день спасение будет только в Иерусалиме и спасется только тот, кто призовет имя Господне (2:32; Евр.3:5 ) и кого Господь призовет 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

. 35. В действительности же все гомеровские герои сражаются пешими, а скифы, напротив, в античной литературе всегда - всадники. На этом примере особенно хорошо видно, как поменяло оттенок слово " скифы " : если античный литературный топос причислял их к народам Востока, которые якобы всегда сражаются верхом, то у Льва Диакона скифы - один из северных народов, а для них у греков существовали свои клише. 36. Еще Ксенофан высказал гипотезу о связи между географической средой и внешностью обитающих в той или иной среде народов; ему первому принадлежит образ голубоглазых и белокурых северных " варваров " (Диль. 14) Вслед за тем Гекатей Милетский высказал мысль о зависимости от среды даже национального характера; на этом тезисе построена вся античная этнография. С особой последовательностью он проводился у стоиков и в распространившейся в поздней античности " астрологической этнографии " . У Льва Диакона здесь также нашел отражение античный стереотип " северных варваров " . 37. Илиада. I, 177. 38. Разрешение споров путем поединка было распространено среди " варварских " народов, но у нас нет данных, чтобы говорить об особой склонности к этому славян. Характерно, что, когда Цимисхий предлагал Святославу закончить войну единоборством, тот с презрением отклонил его предложение (Скилица. 307-308). 39. В действительности цитата из пророчества Иезекииля звучит так: " Вот Я-на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! " (Иез. XXXIX, 1. Ср.: Бытие. XLVI, 21). В Библии слово " Рош " является ошибкой греческого перевода (Кениг. 1916, 92-96; Флоровский. 1925, 505-525), однако византийцы неизменно понимали его как название народа и начиная с V в., прилагали к различным " варварским " племенам, реально угрожавшим империи. Когда в IX в. на исторической арене появились росы, эсхатологическое сознание византийцев немедленно связало их с библейским " Рош " . Первым такое сближение произвел патриарх Фотий, но текст Иезекииля непосредственно применен к русским в первый раз в житии Василия Нового: " Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Ог и Мог " (Житие Василия Нового.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

– ср. Ис.33:5, 57:15 ; Пс.93 /92:4. Предстану ли пред Ним со всесожжениями, с однолетними тельцами? Будут ли приятны YHWH тысячи баранов, десятки тысяч потоков елея? Отдать ли первенца за моё преступленье, плод чрева моего – за грех души моей? Человек готов отдать Богу всё, даже самое дорогое. А надо всего лишь то, о чём говорится в следующем стихе ( Мих.6:8 ). Всесожжение () – самая возвышенная и совершенная форма жертвоприношения ( Лев.1:3–7 ): жертва сжигается для Бога целиком, без остатка. Однолетний телец ( ) – самое дорогостоящее из всех жертвенных животных. И одно, и другое – во множественном числе, а баранов – вообще тысячи ( ); потоков елея (), который возливается при жертвоприношениях – десятки тысяч (). Чрезвычайное, нереалистичное преувеличение пропорций 303 . Будет ли всё это приятно Богу, то есть принято Им ( в культовом контексте – технический глагол, означающий принятие жертвы – ср., напр., Лев.1:4, 22:25 )? Но гипербола этим не завершается. Раз мало Богу скота и елея, отдать ли Ему первенца? – спрашивает человек в отчаянии и недоумении. Первенец (), старший сын, наследник – что может быть дороже для отца? В первенце – всё будущее человека, вся его надежда. Готовность отдать () Всевышнему плод чрева ( ), причём первенца – важнейшего из детей – казалось бы, что может быть похвальней? Но делать этого не следует по двум причинам: во-первых, человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся у соседей Исраэля, отвратительны для YHWH, и в народе Божьем строжайше запрещены ( Лев.18:21, 20:2–5 ; Втор.12:31, 18:10 ; Иер.7:31, 19:5, 32:35 ; Иез.16:20, 20:26 и др.) 304 , а во-вторых, Он ждёт от человека не гекатомб жертв, а совсем другого – изменения поведения ( Мих.6:8 ). О каком именно преступлении () и о каком грехе () идёт речь, не уточняется. Ср. Мих.1:5, 13, 3:8 . Сказано тебе, человек, чтó добро и чего YHWH требует от тебя: творить правосудие, любить милосердие и смиренно ходить с Богом твоим. Полифонический пассаж Мих.6:1–8 завершается прямой речью пророка, содержащей ответ на вопросы народа ( Мих.6:6–7 ). Для каждого человека добро, хорошо () лишь то, чего требует от него Творец, лишь добра желающий своему творению. Ср. Втор.10:12–13 . По стилю и жанру стих Мих.6:8 близок к сентенциям так называемой литературы Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

86 На поле ε ς πεδ α – на равнины, поля. Бл. Феодорит читал еще: ε ς πα δε αν – в наказание. В Евр: решев значит уголь, искра, карбункул; по Гроцию и Друзию, род палящей болезни, заразы, которая называлась ανθραξ. Втор. 32:24 ; у Гезениуса: seuche – язва, зараза. Так перевел и Кастеллий, а Розенмиллер: ales – птицы В Пс. 77:48 Симмах это слово перевел: хищным птицам, а LXX – огню; с Еврейскаго переведено: молниям. 91 Voce Ethiopum, гов. Гроций, significaverit Madianitas Ethiopibus facie similes. ibid р. 6824. 92 За труды ντ κ πων-о ς – биение, удар, изнурение и т. п. В Еврейск: авен – суета, нечестие, ничто, идол. В Вульг: pro iniquitate – за нечестие. Розенм: «в беде (sub aerumna) я видел палатки Хусана» (или Куша) 93 Халдейск. парафраст перевел: «на царей их (врагов), на их войска, которыя были многочисленны, как воды реки. была ярость Твоя, от взора Твоего, Господи, и явил силу мщения Твоего на море, ибо Ты открылся на колеснице (quadrigam) славы Твоей; величие Твое было силою и спасением народу Твоему». У Розенмил. hic 94 На скипетры πι σκη πτρα; в Еврейском: матот от мате – virga, baculus -скипетр. Пс. 110:2 ; Иез. 19:10–14 ., значит еще: tribus – колено; LXX имели в виду скипетр, но опустили другое Евр. слово: шевюаг iuramentum – клятва. В Вульгате весь стих: suscitans suscitabis arcum Tuum, iuramenta tribubus, quae locutus es; fluvios scindes terrae – извлекая, извлечешь лук Свой ради клятв, которыя Ты изрек Ты источаешь реки из земли. 100 Воздвижеся π ρθη; в древних изданиях ψωθη – была возвышена, высоко поднялась. Этим словом кончается 10 стих в издании LXX Лоха и в других. Бл. Феод. читал: воздвиже. В Вульгате весь стих; videbunt Te, et doluerunt montes; gurges aquam transit. Debit abyssus vocem suam, altitude manus suas levavit. – Розенм. перевел с Еврейск: видели Тебя и устрашились горы, прошел сильный дождь (imber aquarum), – бездна дала глас свой, на высоту подняла руки свои – in altum manus suas sustulit. 102 Прещением ν πειλ- – угроза; Вульг: in fremitu conculcabis terram -в негодовании будешь попирать землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Люди ни в коем случае не являются слепым орудием греха, зла, дьявола, в них всегда живет свободная воля, которая, несмотря на всю зараженность грехом, все-таки действует свободно, может и желать добра, и творить его 90 . Нечистота, окаянность. оскверненность сердца является общим уделом всех потомков Адама. Она проявляется как нечувствие духовных вещей и как погруженность в неразумные стремления и страстные желания. Усыпленное грехолюбием сердце человеческое тяжело пробуждается к вечной реальности святых истин Божиих: «Сон греховный тяготит сердце» 91 . Зараженное исконной греховностью сердце является мастерской злых мыслей, злых желаний, злых чувств, злых дел. Спаситель учит: «От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы» ( Мф.15:19 ср.: Мк.7:21 ; Быт.6:5 ; Притч.6:14 ). Но «глубоко сердце паче всех» ( Иер.17:9 ), так что и в греховном состоянии оно сохранило силу «соуслаждатися закону Божию» ( Рим.7:22 ). В греховном состоянии сердце походит на зеркало, вымазанное черной грязью, которое заблистает Божественной чистотой и красотой, как только греховная грязь будет с него счищена: в нем тогда Бог может отражаться и быть видимым ((ср.: Мф.5:8 )). Смерть – это удел всех потомков Адама, ибо они рождаются от Адама, зараженного грехом и поэтому смертного. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и смертью, естественно проистекает потомство, зараженное грехом и смертью ((ср.: Рим.5:12 : 1Кор.15:22 )). И смерть Адама, и смерть его потомков является двоякой: телесной и духовной. Телесная смерть – это когда тело лишается оживляющей его души, а духовная – когда душа лишается благодати Божией, оживляющей ее высшей, духовной, богоустремленной жизнью, а по словам святого пророка, «душа же согрешающая, та умрет» ( Иез.18:20 : ср.: Иез.18:4 ). Смерть имеет своих предтечей – болезни и страдания. Тело, расслабленное наследственной и личной греховностью, стало тленным, и «смерть тленностью царствует над всеми людьми» 92 . Грехолюбивое тело предалось греховности, проявляющейся в неестественном преобладании тела над душой, вследствие чего тело часто представляет собой подобие великого бремени для души и помеху для ее богонаправленной деятельности. «Тленное тело подавляет многозаботливый ум» ( Прем.9:15 ). Как последствие греховности Адама, в его потомках появились пагубный раскол и раздор, борьба и вражда между душой и телом: «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» ( Гал.5:17 ). Ошибочные учения о первородном грехе

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

История храма неразрывно связана с историей израильского народа. Первый Иерусалимский храм просуществовал приблизительно с 950 по 586 год до Р. Х., когда он был сожжен вавилонским полководцем Навузарданом ( 4Цар. 25:9 ). В течение 70 лет вавилонского плена евреи жили мечтой о восстановлении храма. К этому периоду относится видение пророка Иезекииля, которому явился муж со льняной веревкой и тростью измерения в руке: длина трости была в шесть локтей, считая один локоть «в локоть с ладонью» ( Иез.40:3–5 ). Обходя внешний и внутренний дворы храма, а также все помещения храма, муж, которого вид как был вид блестящей меди ( Иез.40:3 ), измерял длину и ширину стен, а пророк записывал. После возвращения израильтян из вавилонского плена в 538 году до Р. Х. на месте первого храма началось строительство второго, в котором, однако, уже не было Ковчега Завета. Второй храм был построен в 516 году до Р. Х. Согласно указу персидского царя Кира, храм должен был иметь высоту и ширину в 60 локтей ( 1Ездр. 6:3 ), однако точно не известно, каким был его размер в действительности. В 167 году до Р. Х. храм был осквернен войсками Антиоха Епифана, однако в 164-м, при Иуде Маккавее, был заново освящен. В период второго храма на всей территории Израиля появляется множество синагог – домов для собраний. В отличие от храма, синагога не воспринималась как культовое сооружение: синагога была прежде всего домом учения, где благочестивые евреи читали Тору и обсуждали ее содержание. В то же время в синагогах возносились совместные молитвы, имевшие характер богослужения. Однако основным богослужебным центром Израиля, где приносились предписанные законом жертвы, оставался Иерусалимский храм. В I веке до Р. Х. храм пришел в запустение, и около 20 года до Р. Х. иудейский царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию храма, значительно расширив его пределы и превратив его в один из самых величественных религиозных объектов древнего мира общей площадью 140 тысяч квадратных метров 91 . При строительстве храма Ирода использовались элементы греческой классической архитектуры – колонны, балюстрады, галереи, портики. Размер храма Ирода значительно превышал размеры первоначального храма Соломонова. Строительные и реставрационные работы продолжались и после смерти Ирода. К тому моменту, когда Иисус начинал Свое земное служение, Иерусалимский храм представлял собой гигантский комплекс зданий, восхищавших современников своей красотой и великолепием 92 . Иосиф Флавий писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010