Берем для примера из переводов, сделанных исключительно с еврейского, перевод Вадима, имевший в виду, судя по предисловию, «доставить подстрочный перевод еврейского подлинника» (стр. III, срав. XII) и быть вполне свободным «от церковных слов и от LXX толковников» (стр. XII, срав. заглавие перевода). Вот что читаем в нем по отношению к Быm. I–II, 3 : I. 1, 2. Сначала 636 сотворил Бог небеса и землю; но земля была пустой и пустынной, и мрак был 637 над поверхностью пучины и дух Божий 638 парил над водами. 3, 4. И сказал Бог : «Будь свет». И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и сделал Бог разделенье 5. между светом и мраком, и назвал Бог свет днем, а мрак назвал ночью. И быль вечерь и было утро, – день первый. 6. И сказал Бог: «Будь твердь посреди вод, и 7. служи она разделеньем между водами и водами». И сделал Бог твердь и отделил воды под твердью, от вод 8. над твердью; и стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер и было утро, – день вторый. 9. И сказал Бог: «Соберитесь воды под небесами в одно 10. место и покажись суша». И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собранье вод назвал он морями. И 11. увидел Бог, что хорошо и сказал Бог: «Выведи земля траву, злак приносящий семя, плодоносное дерево, делающее плод по роду своему, в котором семя его, 12. на землю» 639 . И стало так. И вывела земля траву, злак, приносящий семя, и плодоносное дерево, делающее плод, в котором семя его, по роду своему. И увидел 13. Бог что хорошо. И был вечерь и было утро, – день третий. 14. И сказал Бог: «Будьте светила на тверди небес разделеньем между днем и между ночью, и будьте 15. знаменьями и временами, и днями, и годами; и будьте светилами на тверди небесной и светите на землю». И стало так. 16. И сделал Бог два светила больших; светило большое для управления днем, и светило малое для управления 17. ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди 18. небес светить на землю, и управлять днем и ночью, 19. и делить между светом и мраком. И увидел Бог, что хорошо. И был вечер и было утро, – день четвертый. 20. И сказал Бог: «Разведите воды разводящуюся душу живую 640 , и летучее полети над землей перед твердью 21. небес». И сотворил Бог чудовищ больших и всякую душу живую ползучую, которую распложают воды, 22. по роду их и всякую летучую птицу. И увидел Бог, что хорошо 641 , и благословил их Бог, говоря: «плодитесь и множьтесь, и наполняйте воды в морях, и летучия 23. пусть размножаются на земле». И был вечер и было утро, – день пятый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава 18 Авраам под видом трех странников принимает Иегову и с Ним двух Ангелов Быт.18:1 . И явился ему Господь у дубравы Мамре, Замена здесь собственного имени Авраама личным местоимением – «ему» – свидетельствует о том, что данная глава стоит в самой тесной связи с предшествующей и составляет как бы ее продолжение. Но самые начальные слова главы не оставляют сомнения в том, что здесь речь о новом богоявлении, хотя и бывшем вскоре за предшествующим ( Быт.18:14 , срав. Быт. 17:21 ). Местом этого богоявления была та самая дубрава союзника Авраамова аморреянина Мамре, в которой поселился Авраам по возвращении своем из Египта ( Быт. 13:18, 14:13 ) и которая находилась в окрестностях Хеврона. когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Упоминание о времени этого богоявления, именно о том, что оно происходило не во сне, и не ночью, а днем и даже в середине дня, по мнению экзегетов, устанавливает его полную реальность. Самые же детали этой картины как нельзя лучше совпадают с обычаями и нравами древнего Востока, жители которого любили выходить в послеполуденные часы дневного зноя под прохладную тень своих палаток и поджидать здесь гостей, нуждающихся в подкреплении и покое ( Быт. 19:1 ). Быт.18:2 . Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Все эти глаголы «возвел», «взглянул», «увидел» еще больше усугубляют высшую реальность данного явления. Кто были «три мужа», явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три лица Святой Троицы ( Иустин Философ , Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из этих странников был Лицом божественным, два же остальных были Ангелами ( Быт. 19:1 ). По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А) Внутренняя сторона ветхозаветного закона, по новозаветному толкованию. Общий характер Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (πληρσαι). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Мф. 5:17–18; или, как сильнее выражается последняя мысль Господа в другом месте: скорее небо и земля прейдет, нежели одна черта из закона пропадет ( Луки 16:17 ). В этих изречениях вечной истины очевидны следующие мысли: а) что (в силу контекста речи), «намереваясь показать отношение Своего нового закона к ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по законе, чтобы они в самом деле не подумали, что Он, заменяя некоторые ветхозаветные заповеди новыми, нарушает Богодарованный ветхий закон 401 . б) Законом Моисеевым и пророками (срав. Лук. 24:27; 16:29,31; 24:44 ; Ин. 1:45 ) Господь обнимает все ветхозаветное Писание (сн. особенно Луки 24:27 ); – в) в одной идее Господь связует закон и пророков, так что (ст. 18) собственно закон является началом непреложности и вечности всего ветхозаветного Писания или, точнее, всего Ветхого Завета (ибо у Спасителя не в Писании, как писании дело); г) эта связующая идея покоится (ст. 17, 18) на понятии исполнение (πλρωσις). Какая же эта, спрашивается теперь, связующая закон и пророков идея? Если она покоится на понятии исполнение, то очевидно она не может быть иначе выражена (формулирована), как так: требование воли Божией (закон) тесно связано с обетованием (и пророки); поэтому, исполнение закона или требования воли Божией уславливает собой и исполнение обетования; в этом уславливающем начале закона, его вечное значение, по которому, скорее небо и земля прейдет, нежели одна черта из закона пропадет или останется не исполненной. Вот те основные пункты, от которых исходит и около которых движется все новозаветное толкование ветхозаветного закона, как со стороны Самого Господа, так и со стороны Его Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Сошествие Святого Духа на Апостолов Фаррара Было раннее утро. Прежде чем «третий час дня» вызвал всех в храм на утреннюю молитву (т.е. 9-й час утра (срав. Лук. 24, 53 ; Деян. 2, 46; 3, 1 ), верующие, в числе ста двадцати человек, собрались еще раз, по обычаю, в «верхней горнице». Некоторые из писателей воображают, что великое событие первой Пятидесятницы совершилось в храме. Слово οκον, в переводе «дом» ( Деян. 2, 2 ) может означать и «комнату», так что Иосиф употребляет его для означения каждой из тридцати небольших комнат, пристроенных к Соломонову храму, и тридцати других, расположенных над первыми. Но нет никакой возможности представить себе, чтобы бедные и подозрительные ученики презираемой секты получили право располагать этими комнатами для своих религиозных собраний, да и ни одна из комнат при Иродовом храме, если они были не более тех, какие находились при храме Соломоновом, не могли вместить всего количества собравшихся верующих. Одновременность празднования в храме и готовившегося вне его события имела великое нравственное значение: потому что совершение такого торжественного событие не в храме, а в обыкновенном доме служило видимым предзнаменованием тех дней, когда не на Сионе, и не на Гаризине только «будут люди поклоняться Ему в духе и истине» ( Иоан. 4, 21–23 ). Когда сердца собравшихся пылали горячею ревностью и сияли какою-то неопределенною надеждою, – внезапно, среди восторженного собрания, явилось желанное знамение. Во вдохновенных сердцах своих они восчувствовали обещанное Спасителем крещение Духом Святым и огнем, – высшие побуждения Духа и Силы, – вечное доказательство для них и, по непрерывному преемству от них, для всех, кто примет их слово, что тот, Кто взят был от них на небо, будет с ними всегда до конца мира. С небес послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом, где они находились. И явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них ( Деян. 2, 2–3 ). Это был не ветер, а только шум ветра в его бурном стремлении; это был не огонь, а нечто подобное колеблющимся языкам пламени, которые светились, но не жгли, – верный символ Святого Духа, веющего, как ветер, там, где восхощет, хотя неизвестно, откуда приходит и куда уходит, – возжигающего огонь любви на святом алтаре каждого верующего сердца и высказывающего нередко через косные уста невежд жгучие слова вдохновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

К сожалению, и по прекращении грубых гонений, в самом христианском обществе встречались и доселе встречаются люди, недружелюбные к истинным христианам. Последних (особенно служителей алтаря Господня, встречу с коими некоторые безумные, пропитанные древним языческим духом, суеверы наших дней почитают для себя несчастной и всячески избегают ее) за преданность св. вере и Церкви, они иногда называют изуверами, любителями мрака, отсталыми, пустосвятами и т. п. именами. г) Пророчество Иисуса Христа о гонении на христиан. Вскоре после произнесения Нагорной проповеди и вскоре после избрания двенадцати апостолов, посылая их на проповедь, Спаситель говорил: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ...они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками... и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:16–18, 22 ; срав. Лк.10:3 ). То же самое повторяет Господь и в другом месте ( Мф.24:9, 13 ), указывая на судьбу уже не апостолов только, а Своих последователей вообще: «Будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... претерпевший же до конца спасется». Не скрывал Господь этой истины даже и от самых врагов Своих. Так, в присутствии Своих учеников, Он говорил книжникам и фарисеям: «Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». 151 ( Мф.23:34 ; Лк.11:49 ). д) Награда за подвиги мучеников. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Надежда на великое мздовоздаяние на небесах так одушевляла исповедников и мучеников христианских, что, действительно, по слову Спасителя, они радовались и веселились, идя на мучение и смерть, – радовались, что им дано не только веровать во Христа, но и за Него страдать ( Флп.1:20 ), веселились, предвкушая вечное веселье, ожидающее их на небесах за подвиги исповедничества и мученичества. Надеждой на многое мздовоздаяние на небесах и ныне могут ободрять себя истинные христиане в перенесении оскорблений за преданность вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Лк. 5:21 . Книжники и фарисеи начали рассуждать. говоря: кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Примеч . Вычитав этот текст, сектанты добавляют, что и священники не могут прощать грехов в своей исповеди. Пастыри отпускают грехи не собственною властью, а властью, данной им от Господа Иисуса Христа: Ин. 20:23 ,– который имеет право отпускать: Лк. 5:24 ; Мф. 28:18 , а потому сектанты, ссылающиеся на ст 21 гл. 5 ев. Луки, вполне ставят себя в положение тех книжников и фарисеев, которые враждовали против Иисуса Христа за то, что Он несчастным, покаявшимся грешникам давал отпущение грехов: Лк. 5:20 ,потому что и чрез священников отпускает грехи Сам Господь, ибо при отпущении грехов священники всегда говорят: «властью, данной мне от Господа, прощаю и разрешаю» (сравн. Мф.18:18 ). Иак. 5:16 . Признавайтесь друг пред другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Примеч . Этими словами сектанты доказывают, что каяться надо только взаимным признанием во грехах, не обращаясь к пастырям. Требование апостола Иакова «признаваться друг перед другом в проступках» – относится не к таинству покаяния. Что в этих словах говорится о простой откровенности для взаимного извинения проступков и для взаимного назидания: Мф. 6:14 . Кол. 3:13 , сие видно из того, что о прощении грехов именем Господним при молитве пресвитеров высказано апостолом выше совершенно особо: Иак. 5:16 срав. ст. 14. Настоящее наставление апостола исполняется у нас тем, что люди, говеющие и приходящие к таинству покаяния, предварительно испрашивают себе друг у друга прощения («прощаются»). Исповедь принимается тайная ради того, чтобы чужими грехами при гласной исповеди не давать повода для пересудов злым членам общины, которые «судят по наружности» и «злословят» ( Ин. 7:24 . Иак. 4:11–12 . Рим. 2:1–3; 14:12–13 ), и чтобы кающихся христиан избавить этим от неуместных и напрасных укоров: Иов. 19:1–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Стих второй напоминает псалом Пс. 23:3 : „кто взойдет на гору Господню?“ Тот у кого сердце чисто, говорит Псалмопевец, „народ праведный, хранящий истину“, отвечает Исаия. „Поднимите врата верхи ваши и поднимитесь двери вечные, и внидет Царь славы“ ( Пс. 23:7–10 ). Этот Царь славы есть Тот же ожидаемый, Которого ждали и Давид и Иов и Соломон 959 и Которого проповедует ветхозаветный Евангелист под именем Еммануила, Отрасли корня Иессеева, Чудного, Советника, Бога крепкого, Отца вечности, Князя мира 960 . Но Кто же это, как не Господь наш Иисус Христос, открывший человечеству врата в горний Иерусалим, в вечное духовное царство? Не Он ли сказал нам: „идущего ко Мне не изгоню вон“ и „Я возьму вас к Себе“ ( Ин. 6:37, 14:3 ). Обозревая ряд пророчеств, начинающихся с главы XXIV, мы видим, как в XXV главе подготовляется победа над язычеством, а в XXVI жизнь церкви Христианской. 3 . Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. 4 . Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: 5 . Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. 6 . Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. В стихе 3 изображается то развитие духа, до которого должен достигнуть человек, ищущий вечного счастья. Твердость духа есть то состояние нравственного и духовного развития, которое изображено Давидом в Пс. 15в словах: „всегда видел я пред собою Господа; ибо Он одесную меня, не поколеблюсь“. В этом уповании 961 чистого и простого сердца человек находит высшее счастье, которое он может вкусить на земле: „совершенный мир“. Мир этот обусловливается близостью к Богу; в мире этом все – потребное на счастье человека и исцеление духа и тела 962 . Поэтому пророк повторяет в стихе 4, что единственное средство достигнуть этого вожделенного мира, есть:-уповать на Бога, Который есть „Твердыня вечная“ (Срав. Втор. 32:4,15 ). Эта надежда на Бога переносит человека как бы на непоколебимую скалу, посреди бушующих волн океана жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Откр.13:10 . «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Объясн. Вся 13 глава Откровения изображает антихриста, который, будучи слугою сатаны, уведёт многих в плен, многих убьёт, но и сам будет убит духом уст Господних: 2Фес.2:8 , следовательно, к обычным войнам между народами это место не имеет никакого отношения. Не война для защиты отечества Священным Писанием осуждается ( Лк.14:31:3:14 ), а самоуправное и незаконное употребление оружия: Мф.26:51 . Быт.9:6 . «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукой человека: ибо человек создан по образу Божию». Объясн. Здесь осуждается не война, на которую Сам Бог посылал Израильтян: Нав.8:1 , а самоуправное и незаконное употребление оружия. Если сказано, что начальник есть Божий слуга... не напрасно носит меч: Рим.13:4 , то в наказание делающему злое, очевидно, допустимо оружие отмщения со стороны правосудия. Из Евангельской истории видно, что воинское звание не воспрепятствовало получать от Иисуса Христа похвалу и исполнение просьбы: Мф.8:8–10 ; срав. Деян.10:1–7 ; Лк.3:14 . Исх.20:13 . «Не убивай». Объясн. Этой заповедью запрещается лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т.п. Но в других местах того же Ветх. Завета иногда предписывается воевать с другими народами, например, враждебно поступающими в коварстве своём: Чис.25:15–18 , а также предоставляется и суду поступать с убийцей по всем строгостям закона: Быт.9:6 ; Лев.24:21 . Закон о каре взявшим меч по гневу на ближнего не отменён: Мф.26:52 . Тот же самый начальник, который носит меч на злодеев внутренних, должен обращать меч свой и против злодеев внешних: Рим.13:3–4 . Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о войне Чис.31:1–2 . И сказал Господь Моисею, говоря: Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдёшь к народу твоему: Чис.25:16–18 ; ср. Нав.8:1 . Лк.3:14 . Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Каким представляется место обитания душ умерших людей? Оно представляется как бы наполненным живыми душами. Пророк Исаия пророчествовал о царе Вавилонском, что по его смерти, избавившийся от его мучительства еврейский народ так будет говорить о нем: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам»! ( Ис 14:9, 10 срав. Иез 31:3–18 ). Как называется в Писании самое разлучение души и тела? Называется отшествием души к Богу: «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу , Который дал его» ( Еккл. 12:7 )ю На каком примере мы особенно легко можем убедиться, что душа каждого умершего человека продолжает существовать и сама по себе, без того тела, с которым раньше была соединена? На примере Господа Иисуса Христа, Который был и совершенный Бог и совершенный человек. Была ли у Спасителя душа человеческая? Была. И когда Спаситель умирал на кресте, то, возгласив громким голосом, сказал: «Отче! В руки Твои передаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). Не умерла ли душа Спасителя, когда Он испустил дух? Нет, не умерла, но отошла, как и все человеческие души, «в место свое», в ад, хотя и не осталась там. Об этом нисхождении Христа предсказывал еще Псал. Давид; Ап. Петр приводит это пророчество в своей проповеди: «Давид говорит о Нем, ... – Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни. ... Он (т.е. Давид) прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде , и плоть Его не видела тления» ( Деян 2:25, 27, 31 ). Значит, душа Спасителя, как и душа всех, умерших в Ветхом Завете людей, нисходила в ад, хотя и не осталась там. Действительно ли душа Христова временно была в аду? Несомненно, потому что и Ап. Павел пишет: «Он и нисходил прежде в преисподняя места земли» ( Еф. 4:9 ) Что делал Спаситель в аду, когда нисходил туда душею Своею?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010