Гал. 3:19 ), должно было закрепить все существеннейшие связи народа с Его Иеговой по силе всех прежних обетований. Имея цель свою в Христе ( Рим. 10:4 ), закон теперь сделался детоводителем к Нему ( Гал. 3:24 ), стоя в тесной связи с обетованием о Нем ( Гал. 3:15–24 ). Он раскрыл человеку Ветхого Завета все его внутреннейшее существо, поврежденное грехом, «законом бо познание греха» ( Рим. 3:20  срав гл. 7 и др.) и, следовательно, указывал ему, чего ему нужно было искать в таком положении (срав. Галат. 3:22–24 ). С этой стороны, таким образом, закон раскрывал Израилю ветхозаветному ту его сторону, по которой он был семенем погибели. Но в законе была другая сторона, показывавшая Израилю и то, в чем его величие и почему он вместе с тем есть и семя спасения. Это – вся обрядовая сторона закона. Насколько нравственная сторона последнего показывала Израилю, как он далек от Иеговы по греховности своей, на столько обрядовая – ставила его ближе всех народов к Иегове, показывала, что по тайному изволению Божию в нем, и при общей совсем человечеством греховности его, кроется нечто высшее, за что он так приближен к Иегове (срав. Рим. 9:4 ). С этой-то двойственной, общей для всей ветхозаветной истории стороны, коренящейся в существе падшего человека вообще ( Рим. 7 ) и раскрывает св. Апостол историю первоначального ведения народа Божия в преобразовательном ее значении по отношению к новозаветному Израилю Божию, под руководством толкования Господня. «Не хочу оставить вас, братия», обращается он, напр., к Коринфянам с таковым толкованием, предостерегая их от грехов и при обладании благодатными преимуществами и дарами, «не хочу оставить вас в неведении, что отцы наши все были под облаком и есть прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели ту же 276 духовную пищу; и все пили тоже духовное питие; ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы наши (τποι μν), чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Мелхиседек был звездой, сиявшей в мире языческом и представителем новозаветной веры в нем 231 . 7. Рождение Исаака и Измаила от Авраама и их судьба и рождение Иакова и Исава от Исаака, по новозаветному толкованию Написано, учит св. апостол Павел: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 ). Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот – по обетованию. В этом есть иносказание и пр. ( Гал. 4:22  и дал.). Ту же основную мысль еще яснее и шире тот же св. апостол высказывает и развивает в своем послании к Римлянам, где между прочим говорит: «не все те Израильтяне, которые от Израиля. И не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21:10 ). То есть не плотские дети суть дети Божии: но дети обетования признаются за семя ( Рим. 2:6–8 ). Прежде всего, – это толкование ветхозаветного понятия о семени Авраама ведется апостолом по поводу и в виду кажущейся несообразности, – противоречия между Божественным избранием ветхозаветного Израиля в особый народ и новозаветным отвержением его в массе. Это отвержение для апостола было уже совершившимся событием ( Рим. 9:1  и дал. и др.), но при самой жизни Спасителя и в устах Его оно было еще только приближающимся к совершению событием (срав. Мф. 23:24 ; Иоан. 8 и др.), которому нужно было еще завершение в величайшем преступлении – убийстве Мессии – праведника ( Иоан. 8 срав. замеч. слова самих иудеев при кресте из Псл. 21 в Мф. 27:43) 232 апостол теперь и развивает в связи с мыслью о предопределении великую историческую и вместе типологическую идею Ветхого Завета, предоткрытую уже в толковании Господа и Его предтечи, – идею о семени спасения и семени погибели, идею самого же Ветхого Завета, проникающую всю историю последнего, начиная с истории Каина и Авеля 233 . Апостол развивает эту мысль на детях Авраамовых и Исааковых ( Рим. 9:6–13 , сн. Гал. 4:22–31 ), из которых Исаак и Иаков являются представителями и типами семени спасения, благословения, а Измаил и Исав – семени погибели и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Что сказано в отношении к смыслу новозаветного толкования истории Измаила и Исаака, то, по тесной связи понятия семени, должно иметь силу и в отношении к толкованию истории Иакова и Исава от Ревеки у Исаака. Св. апостол, растолковав значение семени в потомстве Авраама от него самого, так развивает далее смысл своего толкования: «и не одно это: но так было и с Ревеккой, когда она зачала в одно время двух сынов от Исаака, отца нашего (срав. в Иоан. 8 : Авраам отец наш»). Ибо когда они еще не родились, и не делали ничего доброго, или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего) сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего ( Быт. 25:23 ), как и написано: Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел ( Мал. 1:2 ; Рим. 9:10–13 ). Таким образом, в преемстве прав рождения духовного, обетованного, праведного, – словом – вообще Авраамова семени, Исаак теперь заступает место Авраама, как носитель тех же обетований и благословений (сн. Быт. 25:11; 26:2  и дал. и др.), мало того, – как носитель того же духа веры, что и Авраам, – духа, делавшего его, вместе с Авраамом, как и затем с Иаковом – сыном его –таким же его преемником, бессмертным для Бога, не устыдившегося называть Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Мф. 22:32 и парал., сн. Евр. 11:16  и относительно Исаака имени ст. 20). Это основоположение толкования апостола, выраженное в названии Исаака «отцом нашим» (срав. Деян. 7:8  с 2 ст: «отцу нашему Аврааму» и сн. Иоан. 8:39  и 5:56 с разъяснением в 39 ст. смысла понятия сыновства Аврааму). Затем – те же черты противоположения между семенем и семенем. «Доказал уже (апостол), что, хотя у Авраама было много и разных сыновей, однако семенем его назван Исаак и те, которые рождаются подобно ему. Теперь ( Рим. 9:10 ) говорит: это можешь видеть не на Исааке только, но, что важнее, на братьях, родившихся от одного отца и от одной матери и притом на близнецах, т. е. на Исаве и Иакове. И они получили не одинаковые права, но один избран, а другой возненавиден.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Феофилакт (срав. Златоуста), объясняя слова св. Апостола Павла в Рим. 11:16 , говорит: «начатком и корнем называет патриархов, а примешением и ветвями тех из потомков, которые уверовали» 341 . А бл. Феодорит в этом случае даже вводит сюда и другой жизненный начаток семени – Христа при корне патриархе Аврааме 342 . Апостол таким образом выражает здесь великую, вечно божественную идею, от вечности предопределенную как относительно иудеев (сл. Рим. 11:2 ), так и относительно язычников ( Деян. 13:48 ), идею Церкви Христовой на всех стадиях ее существования и развития, – Церкви, вне которой, если нет покаяния, то нет и спасения 343 . Так и Раав блудница «верой прикрыла греховные язвы… и – приобрела спасение», принята в эту церковь и даже собой сама «начертала образ церкви» 344 . Но вместе с тем уже начиная с сыновей «Адама первозданного» 345 , Авеля и Каина ( Евр. 11:4 ) является и это выделение из нее от вечности же предопределенных к осуждению. «Горе им» взывает в том же типологическом смысле св. Апостол Иуда о новозаветных представителях этого семени погибели, потому что они идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей ( Быт. 4 ; Числ. 22 , и 16) … О них пророчествовал и Энох, седьмой от Адама, говоря: се, идет Господь с тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие и во всех жестоких словах, которые произносили на Него (см. Деян. 7:51 ) нечестивые грешники и им блюдется мрак тьмы на веки (ст. 11, 14–15, 13 срав. судьбу Корея по Числ. 16 ). Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое участие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо «верные» храм Бога живого, как сказано: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( Лев. 26:12 ). И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

4–5), как это подтверждается и свидетельством Давида ( Псал. 31:1–2 , Рим. 6–8 ), б) из того обстоятельства, что вменение Аврааму его веры в праведность совершилось еще до обрезания его (см. Быт. 15:6  с 17 и Рим. 4 . ст. 10–11), следовательно, до того времени, когда он мог бы хотя обрезанием заслужить, как делом, оправдание, и стало быть по долгу, а не по вере; но с другой стороны в этом событии вменения открывалось и особое тайное намерение Божие, именно, – чтобы через то указать не только принявшим после того обрезание, но еще и необрезанным по подобию бывшего в то время необрезанным Авраама, как на необходимое условие к оправданию – веру (ст. 12), вследствие и в силу чего Авраам является отцом всех верующих и в обрезании и не в обрезании (ст. 12 си. 16) 191 . в) в связи с этой верой даются Аврааму и все обетования, средоточие которых – быть наследником мира (ст. 13. срав. Мф. 5:5 , сн. Гал. 8 и раньше изложенное по поводу ст. 16) 192 . Вследствие чего же вера Авраама вменена ему в праведность? –Вследствие своей чрезвычайности. Ибо он поверил Богу при самых неблагоприятных естественных условиях: «он сверх надежды поверил с надеждой» ( Рим. 4:18  сн. 17:18–22 срав. Евр. 11:11–12 ), так, как эта вера Авраама, о которой Писание говорит, что она вменилась ему в праведность, ближе всего состояла в безусловном доверии к обетованию Божию о рождении от него и Сарры именно сына, от которого имело произойти бесчисленное потомство, хотя они оба уже устарели для естественного рождения ( Рим. 4:18–21 сн. Евр. 11:11–12 . В этом проявляется, таким образом, чрезвычайность веры Авраама, но вместе с тем и духовность ее, в силу чего она именно и служит прообразом новозаветной веры. Поэтому-то св. апостол делает такой оборот речи: «потому и вменилось ему в праведность. А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Для удобства мы изложим новозаветное толкование в этом отношении по главнейшим моментам самой ветхозаветной истории и сперва, именно, – до начала выделения из всего рода человеческого как потомства Адамова особенного народа – Израильского в лице особого праотца его Авраама. – а) Так уже братоубийство сына Адамова – Каина в связи с жертвоприношением, как первый плод наследственной нравственной порчи 170 , обращает на себя взор новозаветных св. толкователей не только со своей исторической, но и с типической стороны. Срав. Мф. 23:35; Луки 11:51 ; 1Иоан. 3:12 ; Иуды ст. 11; Евр. 11:4; 12:24 ; срав. 4 Мак. 18:11. И вот Сам Господь Иисус Христос выделяет уже в истории Каина и Авеля семя праведное и неправедное, семя спасения и семя погибели – основоположение для всего новозаветного толкования всей дальнейшей истории Ветхого Завета, объясняющее вместе с тем и странную на первый взгляд мысль о предопределении, особенно резко развитую св. апостолом Павлом в Рим. 9–11 . И уже он Сам, Господь наш, указует в этой истории новозаветную тайну величайшего преступления – убийство Его – Мессии нечестивым потомством Каина – его современниками иудеями – родными ему по плоти ( Рим. 9:5 ), как и Каин Авелю, когда говорит своим современникам иудеям: «да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии – сына Варахиина» и пр. (Мф. 23:35 сн. Луки 11:51 ) 171 . Св. апостолы раскрывали только подробнее и яснее ту же мысль как исторической истины убийства нечестивым праведника в виде примера предостережения ( Иоан. 3:12 ; Иуд. ст. 11), так вместе и с отношением к преобразовательному значению этого события, указанному Господом, как это ясно из цитованных выше мест послания к Евреям, где читаем: «верой Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ей получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ей он и по смерти говорит еще» (11, 4) и в другом месте: «вы приступили… к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева» (12:22,24). Это показывает, что в Авеле он (апостол) находит предвестие и прообразование Иисуса. Сей характер прообразования открывается во всех частях истории Авелевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Апостол Павел, изложив историю ветхозаветной веры во весь раньше нами рассмотренный период развития ее в семени Авраамовом по вере: что еще скажу? Не достанет времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае (– судьях, сл. Деян. (в речи того же Апостола) 13:20), о Давиде, Самуиле (сл. Деян. 13:21, 22; 745–46 сл. так же 47) и других пророках, которые верой царства побеждали, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими, иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере», заключает св. Апостол, раскрывая саму сущность идеи семени веры, «не получили обещанного (срав. ст. 33), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:32–40 сл. пар. ветхозавет. места и толкования на все это.) «Мы» и «вы» – вот противоположительные понятия семени и семени по новозаветному толкованию. Как Св. Стефан заключил свою победоносно-обличительную речь против новозаветного семени погибели, ожесточенного семени отвержения (срав. Рим. 11:7  с 1) словами: «как отцы ваши, так и вы!» ( Деян. 7:15 ) так и св. Апостол Павел заключает свое торжественное слово на память о ветхозаветном семени веры изречением «да не без нас» т. е. призванных в Церковь Христову «не только из иудеев, но и язычников» ( Рим. 9:24 , по мысли всего контек. совершенно параллельное тому месту Евр. 11:40 ) или, что тоже, не без новозаветного семени веры, т. е. Христа и христиан ( Гал. 3:6,29 ), – Христа, как первенца ( Рим. 8:29 ), а христиан, как младших братий Его (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но, этим ближайшим ограничением своего толкования Господь хотел уклонить лишь возможное при тогдашних обстоятельствах жизни Иоанна – заключении его в темницу (срав. ст. 8), – недоверие к Его толкованию со стороны (иудеев-слушателей (срав. о. А. Михаила 1, 213). Дальнейшее основание этого условного выражения лежало в том, что Иоанн, о котором Он сказал, что он «есть Илия» не в собственном смысле есть Илья, ибо тогда, он не был бы Иоанн, а самый Илия, а лишь является, «в духе и силе» (ν πνεματικα δυνμει) «Илии» ( Луки 1:17  в пророчестве Ангела Захарии об его будущем Сыне – Иоанне), иначе сказать, что Илия, предсказанный Малахией, не в собственном смысле предсказан имеющим явиться перед первым пришествием Мессии, а лишь в прообразовательном 384 . Совершенно туже мысль выражает Господь об Иоанне и в другом месте, еще яснее указывая на прообразовательное значение его в отношении к Иоанну. На недоумение учеников по поводу предсказания Господа Иисуса Христа о Своем «воскресении из мертвых» («что значит воскреснуть из мертвых?», недоумевали они, «спрашивая друг друга» Мар. 9:10 ): «как же книжники говорят, что Илии надлежать прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде, и устроить все, и Сыну Человеческому надлежит, как написано о Нем, – много пострадать, и быть уничижену. Но говорю Вам, что и Илия пришел (λλυθε), (по Мф.: «и не узнали его») и поступили с ним, как хотели, как написано о нем» (11–13 сн. Мф. 17:10–12). У Матфея непосредственно к словам: «и поступили с ним как хотели», без формулы: «как написано о нем» еще добавляется: «так и Сын Человеческий пострадает от них». И вслед затем: «тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе (ст. 12–13). Словами: «как написано», Господь Спаситель очевидно указывает на пророчество о Нем Малахии 385 . В чем же теперь, в смысле толкования Господа, прообразовательное значение Илии по отношении к Иоанну Крестителю? В чем проявились «дух и сила Илии» в Иоанне Крестителе? Блаженный Феофилакт, сказав, что предтечей первого пришествия Христова был Иоанн, а предтечей второго будет Илия» (в собственном уже, а непрообразовательном смысле) кратко выражает это так: «но Христос называет Илией Иоанна» как обличителя, ревнителя и пустынника» 386 ; – называет так по причине сходства служения обоих 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если бы Христос сказал самарянке, что нужно поклоняться Богу только одним духом, тогда и спора не могло бы быть; но Он этого не сказал, да и не мог сказать уже потому, что Он Сам, как свидетельствуют Евангелия, покланялся Богу не только духовно, но и телесно: преклонял колена, повергался лицом на землю, возводил к небу очи, посещал храм иерусалимский, совершал пасху и т. п. Таинства Он повелел совершать через вещественные посредства; каковыми служат, для Евхаристии – хлеб и вино, для крещения – вода: о Своих учениках Он говорил, что больных они будут исцелять через возложение рук ( Мк. 10:18 ). Не мог Он заповедать нам одного только духовного поклонения Богу и потому, что такое поклонение было бы противно нашей духовно-телесной природе: душа и тело человека находятся в таком тесном взаимоотношении, что настроение и состояние нашего духа невольно отражаются на нашем теле и, наоборот, горе вызывает слезы, радость – смех, физическая болезнь угнетает дух. Что сектанты неверно изъясняют слова Спасителя о поклонении Богу, это доказывают и Апостолы. Они внутреннее, или духовное, поклонение Богу всегда соединяли с внешним. Так, евангелист Матфей говорит о мироносицах, что, приступив к воскресшему Господу Иисусу Христу, оии, «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:9 ). Об архидиаконе Стефане повествуется в книге Деяний Апостольских (7:60), что он, «преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего». Алостолы Петр и Павел неоднократно молились, «преклонив колена» (срав. Деян. 9:40; 20:36; 21:5 ). Ап. Павел говорил Сам о Себе: «Преклоняю колена мои (вместо «молюсь») пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф. 3:14 ). Поэтому, он заповедал и нам: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Римским христианам он писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». ( Рим. 12:1 ). В первом послании к Коринфянам (14:16) он говорит: «если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

По примеру Спасителя и Апостолов поступает Православная Церковь : она не запрещает частной молитвы ни в доме, ни на поле, ни во время путешествия по морю; но указывает на св. храмы, как на преимущественные места для общественной молитвы, в особенности же – для совершения таинства Евхаристии. Молокан смущает то благоговение, с каким православные христиане относятся к св. храмам. Но в этом случае православные поступают только по указанию слова Божия. Патриарх Иаков с уважением относился даже к Вефилю, как к месту особенного присутствия Божия: «Истинно Господь присутствует на месте сем, сказал он ( Быт. 28:16–17 ); а я не знал. И убоялся, и сказал: как страшно сие место. Это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Давид учил: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ): «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс. 121:1 ). «Я по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). «Одного просил и я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его». «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» ( Пс. 137:2 ). «Услышь голос молений моих, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» ( Пс. 27:2 ; Срав. 133:2). Когда Давид шел в храм для молитвы, он предварительно умывался, помазывался и переменял одежды свои, пищу принимал только по возвращении из храма ( 2Цар. 12:20 ). Спаситель запретил даже клясться храмом ( Мф. 3:21 ), «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» ( Мк. 11:16 ), Апостолы также заповедали нам благоговейно относиться к св. храму и прилично вести себя в нем (Срав. 1Кор. 11:18, 22; 14:34, 35 ). В доказательство своего лжеучения, отрицающего необходимость св. храмов, молокане, как и другие сектанты, ссылаются еще на 1Тим. 2:8 ; 1Пет. 2:5 ; 1Кор. 3:16–17; 6–19 ; 2Кор. 6:16 ; Евр. 3:6 ; Еф. 2:21 ; Деян. 2:46 . Но в этих местах речь идет только о том, чтобы христиане заботились о своей нравственной чистоте, так как каждый христианин должен воспринять в себя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010